рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инновационные стратегии зарубежных и отечественных фирм. контрольная работа.

творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция

научной и научно-технической деятельности и образования; поддержка

конкуренции в сфере науки и техники; конкуренция ресурсов на приоритетных

направления научного развития; стимулирование деловой активности в научной

и других видах деятельности; развитие международного сотрудничества. Этими

принципами руководствуются в осуществлении государственной, научной и

инновационной политике все ведущие страны мира, однако, удельный вес их

воздействия на механизм реализации различен, чем и обусловлена

классификация в этой области. Между развитыми странами наблюдаются

существенные различия в доле расходов на исследования и разработку в

валовом общественном продукте. Если рассматривать эти цели как % от ВНП,

то лидером являются Швейцария, Германия, Япония и Швеция. С некоторым

отрывом Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число

лидирующих стран мира входят: Япония, Германия, Швейцария, Швеция, Южная

Корея и США. Ко 2 группе стран высокой технологии относятся: Франция,

Великобритания, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и

Тайвань.

Типы государственных инновационных стратегий

+------------------------------------------------------------------------+

| Наименование | Содержание стратегии |

| региональной стратегии | |

|------------------------------------------------------------------------|

| Мезорегиональные стратегии |

|------------------------------------------------------------------------|

| | Ориентация на снижение зависимости региона от |

| Самообеспечения | ввоза продукции и интеллектуальных услуг из |

| | других регионов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Стремление обеспечить развитие за счет |

| Мобилизации | мобилизации собственных интеллектуальных, |

| | производственных и сырьевых ресурсов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Привлечения внешних | Стремление обеспечить собственное развитие за |

| ресурсов | счет привлечения интеллектуальных и прочих |

| | ресурсов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Стремление обеспечить развитие за счет |

| Реализации | имеющихся в регионе исключительных ресурсов, |

| исключительных | особенностей развития его производственной и |

| возможностей | научной базы, географического положения и |

| | т.д. |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Интеллектуальной | Попытка повышения инновационного уровня |

| кооперации | посредством осуществления совместных проектов |

| | с другими регионами |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Технологической ниши | Концентрация усилий по разработке и |

| | производству особенных технологий и продуктов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Интеллектуального и | Стремление превратить регион в экспортера |

| технологического | интеллектуальных продуктов и технологий |

| лидерства | |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Признание государством научную, |

| | научно-техническую и инновационную |

| | деятельность главной и определяющей |

| | составляющей законом роста национального |

| | хозяйства. Как правило, вслед за декларацией |

| | данного принципа следует, значительные |

| | изменения в законодательстве и изменения во |

| | внешней политике государства. Так, например |

| | Япония, применяющая эту стратегию, получила |

| | неофициальное название “Островной концерн”. |

| | Это объясняется тесными связями между |

| | государственным управлением и |

| Активного | товаропроизводителями, которые выступают |

| вмешательства | единым фронтом на международной арене. |

| | Государство в этом случае не только выполняет |

| | ориентирующие функции, но и берет на себя |

| | активную роль в организации и финансирование |

| | многих важных программ и проектов, |

| | осуществление которых вносит высокий вклад в |

| | развитии национальной экономики. Эта |

| | стратегия вместе с полномасштабной поддержкой |

| | высшей школы и значительными льготами |

| | коммерческим организациям, производящим |

| | собственные научно-исследовательские работы |

| | приносит выгоду и пользу Франции, Нидерландам |

| | и ряду других стран. |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Представляет собой более сложный механизм с |

| | участием гос-ва в научной и инновационной |

| | сфере. В этой стратегии гос-во играет важную |

| | роль, но отсутствует характерные стратегии |

| | активного вмешательства жесткие директивные |

| | связи. Воздействие гос-ва на научную и |

| | инновационную деятельность осуществляется по |

| | следующим направлениям: |

| | |

| | 1. Гос-во выступает в качестве фактора |

| | предложения начно-тех связей и создание |

| | инфраструктуры инновационной сферы. |

| | |

| | 2. Создаются условия, способствующие |

| Децентрализованного | повышению инновационной активности всех |

| регулирования | участников инновационной сферы. Выделяются |

| | гос ресурсы для формирования начального |

| | спроса на нововведения, которое находит |

| | широкое распространение в хоз практике. В |

| | этой стратегии также существуют налоговые |

| | льготы и прочие стимуляторы научной и |

| | инновационной активности. Данной стратегии |

| | придерживаются США, Великобритания и ряд др |

| | стран. В отличие от стратегии активного |

| | вмешательства при которой ведущую роль в |

| | выборе приоритета науч- тех развития |

| | принадлежит гос-вы, в этой стратегии на 1 |

| | место выходят организации и др субъекты |

| | хозяйствования, а роль гос-ва заключается в |

| | создании им необходимых правовых, |

| | экономических и др условий. |

|------------------------------------------------------------------------|

| Государственные стратегии развития территорий |

|------------------------------------------------------------------------|

| Выборочного | Концентрация государственных ресурсов в |

| приоритетного развития | отдельных приоритетных регионах, имеющих |

| | исторически высокий уровень развития |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Выравнивание уровней развития посредством |

| Равномерного развития | направления более значительных ресурсов в |

| | слаборазвитые регионы |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| Пропорционального | Распределение ресурсов пропорционально |

| распределения ресурсов | избранному параметру (численности населения, |

| | территории и пр.) |

|------------------------------------------------------------------------|

| Региональный аспект макростратегии |

|------------------------------------------------------------------------|

| | Стремление реализовать макроинновационную |

| Локализации | стратегию с использованием потенциала |

| | ограниченного числа высокоразвитых регионов |

|------------------------+-----------------------------------------------|

| | Стремление реализовать макроинновационную |

| Концентрации | стратегию за счет привлечения и развития |

| | потенциала максимально возможного числа |

| | регионов |

+------------------------------------------------------------------------+

5. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной

деятельности

Объект исследования - страны, входящие в технологическое ядро мирового

развития (США, Япония, Германия, Англия, Франция).

Предмет исследования - органы государственного регулирования инновационной

деятельности, финансирование, льготы в налоговой и кредитной системах,

внеэкономической деятельности, формы поддержки в научно-методическом и

информационном обеспечении инновационной деятельности, стимулирование

кооперации и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров.

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот,

стимулирующих инновационную деятельность:

* предоставление исследовательского и инвестиционного налогового

кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на

инновационные цели

* уменьшение налога на прирост инновационных затрат

* «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную

от реализации инновационных проектов

* льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц,

полученных по акциям инновационных организаций

* снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и

совместные НИОКР

* связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых

проектов

* льготное налогообложение прибыли, полученной в результате

использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных

активов, входящих в состав интеллектуальной собственности

* уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и

оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным

организациям

* вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды,

деятельность которых связана с финансированием инноваций

* зачисление части прибыли инновационной организации на специальные

счета с последующим льготным налогообложением в случае использования

на инновационные цели.

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей

научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

1. страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию

крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии

научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей

научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия,

Франция)

2. страны, ориентированные на распространение нововведений, создание

благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры

экономики (Германия, Швеция, Швейцария)

3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной

инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового

научно-технического прогресса, координации действий различных секторов

в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

США

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США

являются:

* Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования)

* Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)

* НАСА

* Национальное бюро стандартов

* Министерство обороны

* Национальный центр промышленных исследований

* Национальная академия наук

* Национальная техническая академия

* Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные - из

федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы

и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов),

остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских

центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее

эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет

полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые

эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью

из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной

конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое

использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и

являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов -

формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство

может создавать сети центров распространения нововведений и

консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает

его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование

инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее

эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место

занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку

отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их

возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью государственной инновационной политики США является также

низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации

инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации,

оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе

инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций,

отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции,

антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Япония

Рисунок: Организационная структура государственного управления

научно-технической политикой в Японии

+------------------------------------------------------------------------+

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | Премьер-министр | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | Японии | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

|--------------+---------------------------------------------------------|

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | | | |

| 0x08 graphic | Японская | | |

| 0x08 graphic | корпорация | | |

| 0x08 graphic | | | Совет по делам науки |

| 0x08 graphic | развития | | |

| 0x08 graphic | исследований | | |

| 0x08 graphic | | | |

| | | | |

| Управление | | | |

| по | | | |

| | | | |

| науке и | | | |

| технике | | | |

|--------------+--------------+------------------------------------------|

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | Министерство | | |

| 0x08 graphic | | | Японская | |

| 0x08 graphic | Министерство | внешней | | Министерство |

| 0x08 graphic | | торговли | торговая | |

| 0x08 graphic | финансов | | | образования |

| 0x08 graphic | | и | комиссия | |

| 0x08 graphic | | промышленности | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| 0x08 graphic | | | | |

| | | | | |

| Управление | | | | |

| | | | | |

| национальной | | | | |

| | | | | |

| обороны | | | | |

|--------------+------------------------------------------+--------------|

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | Ассоциация промышленных технологий | |

| 0x08 graphic | | |

| 0x08 graphic | | |

+------------------------------------------------------------------------+

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии,

разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней

торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных

направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой

МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая

занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа

научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование

прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП

опора делается на крупные корпорации.

На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились

до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование

принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на

превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития

промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении

достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать

эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных

способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта,

таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное

освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование,

государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой

деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и

косвенные методы:

* целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными

банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях

* содействие организациям в приобретении передовой иностранной

технологии

* контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического

прогресса предполагает строительство совершенно новых

городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное

производство.

Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности

на основе развития сети региональных центров высшего технологического

уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского

хозяйства.

Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также

характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными

таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в

финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой

наукоемкой продукции.

Германия, Англия, Франция

Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4

(2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на

НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.

К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

* выработка единого антимонопольного законодательства

* использование системы ускоренной амортизации оборудования

* льготное налогообложение НИОКР

* поощрение малого наукоемкого бизнеса

* прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области

новейшей технологии

* стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций,

производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития

международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в

1985 году. Главная цель данного документа - ускорение и упрощение

процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах

на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие

распространению инноваций в Евросоюзе.

С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе

результатов НИОКР.

В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий

были приняты:

* ЭСПРИТ - Европейская стратегическая программа научных исследований в

сфере технологии информационных систем

* РАСЕ - исследование передовых способов связи в Европе (цель -

проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной

связи)

* ЭВРИКА - комплексная программа, направленная на стимулирование

появления путем альянсов между европейскими группами мощных

промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно

со стороны американских и японских корпораций и организовать

скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые

материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц,

искусственный интеллект.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется

примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.

2

Придание

стратегии

формы

Оценка

и

контроль

Формулировка стратегии (постановка цели)

Б

В

А

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.