рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Иностранные инвестиции в России

40 млрд. долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет в

лучшем случае 40-50 млрд. долл. Но это в том случае, если ей

предложат такой объем инвестиций.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России

придется конкурировать за более скромный объем иностранного

капитала, где-то в пределах 10 млрд. долл. (см. схему 1).

схема 1

Конкурентная зона России на мировом

рынке прямых инвестиций ( 90 - е годы )

Мировой поток прямых инвестиций

|Промышленно развитые |Развивающиеся |

|страны |страны ( 20 - 25 %, |

|( 75 - 80 %, рост ) |снижение ) |

| | |

|10 передовых стран |Остальные развивающиеся |

|Юго - Восточной Азии |страны ( 25 %, снижение ) |

|и Латинской Америки | |

|( 75 %, рост ) | |

| | |

|Государства |Развивающиеся страны |

|Ближнего и Среднего |с традиционный |

|Востока ( рост ) |“ колониальной “ |

| |экономикой ( снижение ) |

| | |

|Беднейшие |Конкурентная |

|развивающиеся |зона России |

|страны ( рост ) |( 5 - 6 %, снижение ) |

| | |

Имея множество альтернативных предложений на более

благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не

спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику.

Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают

потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия,

как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных

инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме

иностранных инвестиций Россия занимает 2-е место после Венгрии, это

не должно вводить в заблуждение. В Венгрии уже 17% предприятий

имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР —

только 0,2%.

3. Правовое регулирование и правовая защита иностранных

инвестиций.

В Законе "Об иностранных инвестициях в РСФСР" от 4 мая 1991

года определены следующие общие положения об иностранных

инвестициях.

Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и

интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в

объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях

получения прибыли (дохода).

Иностранными инвесторами в РФ могут быть:

10. иностранные юридические лица, включая, в частности, любые

компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации,

созданные и правомочные осуществлять инвестиции в

соответствии с законодательством страны своего

местонахождения;

11. иностранные граждане, лица без гражданства, советские

граждане, имеющие постоянное местожительство за границей,

при условии, что они зарегистрированы для ведения

хозяйственной деятельности в странах их гражданства или

постоянного местожительства;

12. иностранные государства; международные организации.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование

на территории РФ путем:

13. долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с

юридическими лицами и гражданами РФ;

14. создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным

инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

15. приобретения предприятий, имущественных комплексов,

зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев,

акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного

имущества, которые в соответствии с действующим на

территории РФ законодательством могут принадлежать

иностранным инвесторам;

16. приобретения прав пользования землей и иными природными

ресурсами;

17. иной деятельности по осуществлению инвестиций, не

запрещенной действующим на территории РФ

законодательством, включая предоставление займов,

кредитов, имущества и имущественных прав.

Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в

любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций

законодательством. Они могут включать в себя новь создаваемые и

модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех

отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые

денежные средства, научно-техническую продукцию, права на

интеллектуальные 1енности, имущественные права.

Для иностранного капитала разрешаются все сферы деятельности,

кроме тех, которые сохранены исключительно для государственных

предприятий. Банковская и страховая деятельность, а также покупка

государственных ценных бумаг требуют представления лицензий. В

отношении земли и природных ресурсов предусматривается только право

пользования.

В России существует ряд изъятий для иностранцев в процессе

приватизации. Среди них:

18. недопущение преобразования государственных и

муниципальных. предприятий в акционерные общества

закрытого типа, а именно в них и хотят участвовать

иностранцы;

19. иностранные инвесторы допускаются только через аукционы,

конкурсы и торги, следовательно, не могут приобретать

акции открытых акционерных обществ, покупать ликвидируемые

предприятия или выкупать арендованное имущество;

20. прямая продажа иностранцу госимущества разрешается лишь в

том случае, если он является единственным участником

аукциона и торгов, а это практически маловероятно.

Льготы предприятиям начинаются лишь с уровня иностранного

участия на 30%, что означает, что портфельные вложения менее 30%

уставного капитала оказываются в невыгодном положении.

В России воспроизводится стандартный набор гарантий

иностранному капиталу — отказ от конфискации, национализация лишь

при компенсации, свобода вывоза прибыли и имущества в случае

ликвидации предприятия и т.д. Однако вопросы практического

обеспечения этих гарантий разработаны слабо. Здесь используются

ссылки на гарантии правительства, а в ряде случаев на международное

право (приоритет положениям международных договоров над

национальным инвестиционным законодательством).

Разрешено предоставление дополнительных льгот иностранным

инвесторам, действующим в СЭЗ, определен и особый режим для

концессий. Но регламентация этих льгот делегирована специальному

законодательству, которое пока 1еще нигде не принято.

Таким образом, инвестиционное законодательство России

нуждается в переработке в направлении восприятия позитивного

мирового опыта в этой области, создания в .России благоприятной и

конкурентоспособной инвестиционной среды, в том числе в процессе

приватизации. В широком плане задача заключается в том, чтобы

вписать это законодательство в общую канву формирующихся рыночных

отношений.

Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность

заключения концессионных договоров с иностранными инвесторами.

Концессии определяются как предоставление прав на разработку и

освоение возобновляемых и не возобновляемых ресурсов, а также

проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием

объектов, находящихся в государственной собственности, но не

переданной конкретным предприятиям в полное хозяйственное ведение.

Закон о концессиях еще не принят, и практически их пока нет.

В то же время существует некоторый опыт концессий в

послеоктябрьской России. В период нэпа была разработана

концессионная политика Советского государства, которая явилась

основой для первого опыта создания совместных предприятий с

использованием иностранного капитала.

Как свидетельствует зарубежный опыт, одним из важнейших

факторов по привлечению иностранного капитала является наличие

благоприятной правовой обстановки, стабильной законодательной базы,

обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов

инвесторов. Современную правовую базу для иностранных инвестиций в

России составляют более 30 законов и равнозначных законам Указов

Президента. Действует также ряд конкретных" ведомственных

инструкций. По своему характеру эти документы подразделяются на две

группы.

Первая группа — это базисные законы России, способствующие

переходу страны от коммунистического режима с командной экономикой

к демократии и рыночному хозяйству. Часть из них была принята в

1990-1991 гг.

Вторая группа — это документы, касающиеся непосредственно

иностранных инвестиций. Главный среди них — это Закон «Об

иностранных инвестициях в РСФСР» от 1.09.91 г. В соответствии с

этим законом инвесторами -в Российскую Федерацию могут быть

иностранные физические, юридические лица, лица без гражданства,

иностранные государства, международные организации.

Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т. е. использовать

форму совместного предприятия, или полностью принадлежать

иностранным инвесторам. Для регистрации крупных предприятий (с

инвестициями более 100 млн. руб.) требуется специальное разрешение

Правительства РФ.

Законодательство не предусматривает каких-либо официально

закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов

отрасли. Но на практике такие ограничения существуют. Так,

хозяйственная деятельность в ряде отраслей требует получения

специальной лицензии.

Весьма важным компонентом инвестиционного климата является

налоговый режим.

В Российской Федерации пока сохраняется весьма сложная и

тяжелая система налогообложения. В соответствии с Законом «Об

иностранных инвестициях в РСФСР» и другими законодательными актами

предусмотрена возможность льготного налогообложения для частного

иностранного капитала, который действует в приоритетных отраслях

хозяйства и отдельных регионах.

Однако на практике налоговый режим к середине 90-х годов

заметно ухудшился. Прежде всего, возросли налоги. Как и российские

организации, предприятия с иностранными инвестициями уплачивают до

50 различных налогов и сборов, в том числе налог на прибыль, налог

на добавленную стоимость, акцизный налог, разного рода местные

налоги. Так, в Москве в 1994 г. налог на прибыль составлял 38% (13%

— в федеральный бюджет, 25% — в местный бюджет). Помимо

существующих вводятся новые налоги, ликвидируются льготы для

свободных экономических зон (за исключением Калининграда), которые

во многом призваны служить «ловушками» для иностранного капитала.

Становление нового режима внешнеэкономических связей привело к

появлению множества различных документов с правилами таможенного и

лицензионного регулирования импорта и экспорта. Объективные

причины, связанные с коррумпированностью чиновников, скрытое

сопротивление предприятий-монополистов (как крупных, так и мелких

средних), собственные нарушения предприятий с иностранными

инвестициями содействуют ухудшению инвестиционного климата.

По свидетельству иностранных предпринимателей, отношение

российских властей к зарубежным инвестициям декларативно

чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для

иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы иностранных

инвесторов. Власти не могут предложить ни адекватной структурной

политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму,

реинвестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они

постоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения

экономической и политической ситуации.

Вместе с тем Правительство РФ делает попытки улучшения

инвестиционного климата, налаживания привлечения иностранных

инвестиций. Так, подготовлен проект поправок к Закону «Об

иностранных инвестициях в РСФСР». Действуют организации,

занимающиеся вопросами содействия инвестициям в экономику России:

Госинкор, Российская финансовая корпорация, Росзарубежцентр и др.

Однако информационное обслуживание инвесторов и всех, кто хотел бы

работать на российском рынке, все еще находится не на должном

уровне. Для улучшения этой ситуации в середине 1995 г. создан

Российский центр содействия иностранным инвестициям при

Министерстве экономии РФ. Используя зарубежный опыт, эта

организация предполагает привлекать инвестиции по всему миру с

помощью сети специальных инвестиционных агентств, которые работают

по аналогии с продажей товаров: изучают потребности инвесторов,

предоставляют всю необходимую информацию для принятия решений,

помогают заключать контракты, оказывают поддержку после «продажи»

инвестиций. В том же направлении будет работать и Международный

инвестиционный союз (МИС), одним из инвесторов которого выступил

Российский центр содействия иностранным инвестициям.

Планируется также серьезно усовершенствовать российское

налоговое законодательство. Открывается доступ иностранным

инвесторам на рынок ГКО^, вводятся определенные коррективы в ход

приватизации. В частности, планируется перейти от массовой и

быстрой продажи предприятий к «точечным» продажам, ориентированным

на повышение эффективности производства.

Важным документом в области регулирования притока и

функционирования иностранных инвестиций в экономику России стал

принятый в конце 1995 г. Закон «О соглашениях о разделе продукции».

Законом установлены правовые основы отношений, которые возникают в

процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу

минерального сырья на территории России. Право пользования

инвестором участком недр удостоверяется лицензией, которая выдается

инвестору органом исполнительной власти Российской Федерации.

«Соглашение» предусматривает максимальное упрощение схемы

взаимоотношений инвестора и государства прежде всего по линии

уплаты налогов и других обязательных платежей. Их взимание по сути

дела полностью заменено разделом продукции по условиям соглашений,

рентными платежами.

Однако основным фактором, оказывающим негативное влияние на

состояние инвестиционного климата в России, является правовая

нестабильность. Порядок привлечения иностранных инвестиций и

хозяйственная деятельность иностранных инвесторов регламентируются

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля

1991 г., а также Указом Президента «О совершенствовании работы с

иностранными инвестициями» от 27 сентября 1993 г. Однако многие

положения законодательных актов и прежде всего Закона «Об

иностранных инвестициях в РСФСР», отменены последующими

нормативными актами различных управленческих структур»

Например фактически отменено право предприятий с иностранными

инвестициями полностью распоряжаться валютной выручкой от экспорта

.продукции собственного производства. Указание ГТК от 8 февраля

199'4 г. со ссылкой на «Закон о таможенном тарифе» отменяет льготы

предприятий с иностранными инвестициями по уплате таможенных

пошлин. Отменены налоговые льготы, существовавшие в союзном

законодательстве для совместных предприятий. Они восстановлены

только для предприятий, зарегистрированных до 1 января 1992 г.

По существу, отменены принятые в 1990—-1991 гг. Верховным

Советом РФ и Правительством постановление о создании свободных

экономических зон и положения о них. Инструктивное письмо

Госналогслужбы России и Минфина РФ от 25 июня 1993 г. отменило

налоговые льготы для предприятий с иностранными инвестициями,

предусмотренные Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и

подтвержденные Указом Президента РФ «О некоторых мерах по развитию

свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской

Федерации» от 4 июня 1992. г.

Отсутствие правовой стабильности — один из важных факторов,

ухудшающих инвестиционный климат. Идет непрерывный процесс

нормотворчества. По-прежнему основным юридическим .документом

является не закон, а подзаконный акт. Нормативные документы не

взаимосвязаны, положения одних отменяют положения других. От

правового произвола не защищают даже указы Президента РФ. Каждая

государственная структура управления пытается толковать содержание

законов и указов с точки зрения своего ведомственного интереса.

Так, Указом Президента РФ № 1446 предусмотрено, что вновь

издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования

на территории России предприятий с иностранными инвестициями, не

действуют в течение трех лет в отношении предприятий, существующих

на момент вступления этих актов в силу. Однако до сих пор это

положение не получило законодательного оформления.

Иностранные инвестиции на территории России пользуются полной

правовой защитой, которая обеспечивается законодательством

Российской Федерации. Правовой режим иностранных инвесторов не

может быть менее благоприятным, чем режим для имущества и

инвестиционной деятельности российских юридических и физических

лиц, т. е. им предоставляется национальный режим (за изъятиями).

Согласно ст. 7 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР»

иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и не

могут быть подвергнуты реквизиции или. конфискации, кроме как в

исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях,

когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случае

национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается

быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Иностранные

инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную

выгоду, причиненных в результате неправомерных действий

государственных органов и должностных лиц по отношению к ним или

предприятию с иностранными инвестициями.

В целях привлечения иностранных инвестиций и повышения

эффективности их использования Указом Президента РФ от 27 сентября

1993 г. № 1466 установлено, что вновь издаваемые нормативные акты,

регулирующие условия функционирования на территории России

предприятий с иностранными инвестициями, не действуют в течение

трех лет в отношении предприятий, существующих на момент вступления

в силу этих актов. Данное положение Указа не распространяется на

нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия

функционирования на территории РФ предприятий с иностранными

инвестициями.

Все нормативные акты, как Совета Министров — Правительства РФ,

так и местных органов управления, устанавливающих дополнительные,

не предусмотренные законами РФ и указами Президента РФ ограничения

в деятельности иностранных инвесторов, на территории РФ

недействительны и не подлежат применению.

На международном уровне иностранные инвестиции в России

защищаются также двусторонними соглашениями Российской Федерации с

целым рядом зарубежных стран о взаимной защите и поощрении

инвестиций. Это предусматривает участие Российской Федерации в

межправительственных конвенциях (Нью-Йоркская конвенция о признании

и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 г.; Вашингтонская

конвенция1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между

государствами и физическими или юридическими лицами других

государств; Парижская конвенция об охране прав промышленной

собственности в ее стокгольмской редакции 1967 г.). Благоприятную

роль сыграло бы участие России в основных международных

организациях, обеспечивающих гарантии иностранным инвесторам.

4. Формы участия иностранного капитала в России.

Иностранный капитал в России присутствует как в

государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также

как капитал международных организаций. Иностранные инвестиции

поступают в Российскую экономику как прямые частные инвестиции в

форме портфельных инвестиций и в виде кредитов, как ссудный

капитал.

Общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику на

начало 1996 г. составил 7,86 млрд. долл. (см. табл. 1).

таблица 1

|п/п|Показатели |Объем инвестиций |

|1. |Общий объем иностранных |7,86 млрд. долл. и 1272,2 млрд. руб. |

| |инвестиций на 1 янв. 1996 г. | |

|2. |в т. ч. Объем прямых |5,53 млрд. долл. и 1032 млрд. руб. |

| |инвестиций | |

|3. |Общий объем иностранных |2,8 млрд. долл. и 850 млрд. руб. |

| |инвестиций в 1995 г. | |

|4. |в т. ч. Объем прямых |1,88 млрд. долл. и 653 млрд. руб. |

| |инвестиций | |

Одна из популярных форм привлечения прямых инвестиций в российскую

экономику — это создание предприятий с иностранными инвестициями

(ПИИ).

Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) действуют на

территории РФ с 1987 года. Они существуют в форме совместных с

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.