рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект

В 1996г. при снижении валового внутреннего продукта на 6% объем инвестиций

в национальную экономику сократился на 18%.[50] Улучшение инвестиционного

климата в 1997 г., по мнению некоторых специалистов, также не произошло. А

финансовый кризис 1998 года вообще разрушил все надежды на возможное

оживление инвестиционной деятельности, отодвинув экономический подъем в

лучшем случае на 1999-2000 г.

Высокие темпы инфляции тормозили темпы привлечения инвестиций в

производство. Они постоянно опережали увеличение инвестиций в основной

капитал в текущих ценах. В сопоставимых же ценах их объем существенно

сокращался. (См. таблицу 6).

Таблица 6. Валовые инвестиции.[51]

| |Инвестиции |в том числе |Инвестиции в |в том числе|

| |в основной |производственн|основной |производств|

| |капитал, в |ого |капитал, в |енного |

| |текущих |назначения, |сопоставимых |назначения |

| |ценах, |млрд. руб. |иенах (1995 |(1995=100) |

| |млрд. руб. | |=100) | |

|1990 |- |- |325,8 |450,9 |

|1991 |0,21 |0,14 |276,9 |369,7 |

|1992 |2,7 |1,7 |166,1 |207,7 |

|1993 |27,1 |16,3 |146,2 |167,7 |

|1994 |108,8 |60,9 |111,1 |112,4 |

|1995 |267,0 |157,2 |100,0 |100,0 |

|1996 |375,9 |232,5 |81,9 |85,4 |

|1997 |408,8 |263,5 |77,8 |84,5 |

|1998 |402,4 |- |72,6 |- |

|01.199|22,5 |12,2 |76,5 |71,3 |

|7 | | | | |

|01.199|22,1 |- |72,9 |- |

|8 | | | | |

Как видно из таблицы, начиная с 1991 года, инвестиционная ситуация

развивается весьма неблагоприятно. Это видно не только по траектории

падения реального ВВП. Страна потеряла почти половину своего общего

экономического потенциала, индикатором которого является произведенный ВВП,

в том числе - больше половины объемов производства в промышленности.

Можно сколько угодно вспоминать о неэффективности капиталовложений

при плановом хозяйстве, однако понятно, что если инвестиции в экономику за

последние семь лет уменьшаются в 5 раз, то экономика депрессивная. При

таком положении у нее нет реальных шансов обеспечить динамичное развитие

экономики.

После 1997 г. прекращен статистический учет производственных и

непроизводственных капиталовложений. А их динамика весьма различна.

Формально производственные вложения упали более чем в 5 раз (18,6%), но

если разделит последние на вложения в развитие топливно-энергетического

комплекса и проч., то инвестиционная активность в отраслях производства, не

производящих углеводороды, ослабла на порядок, и, прежде всего в

производстве средств производства. Пока отечественное машиностроение

дезорганизовано, восстановление расширенного воспроизводства остается

недостижимым.

В 1999 году появилась устойчивая тенденция к постепенному

восстановлению инвестиций в основной капитал. В январе- сентябре их объем

за счет всех источников финансирования к соответствующему периоду

предыдущего года составил 100,1%, тогда как в январе - сентябре 1998 года

спад инвестиций достиг 5,9%.[52] Сказывается, прежде всего, улучшение

финансового состояния предприятий реального сектора экономики.

Вместе с тем, инвестиционная активность все еще остается низкой и не

соответствует потребностям народного хозяйства.

Структура инвестиций по направлениям также претерпела существенные

изменения.

Так, если в начале 80-х годов соотношения между вложениями в объекты

производственного и непроизводственного назначения было примерно 3:1, то в

последние годы - 56:44 (1:1). Резко сокращается доля инвестиций в химико-

лесной и машиностроительный комплекс при росте в топливно-энергетический

(см. таблицу 7).

Анализ динамики отраслевой структуры инвестиций в основной капитал за

последние годы выявил устойчивую тенденцию к сокращению объема

инвестирования в отрасли ТЕКа и увеличению доли таких производственных

комплексов, как металлургия, строительство, транспорт и связь.

Снижение мировых цен на энергоресурсы, особенно на нефть,

систематический рост неплатежей покупателей, снизили доходную базу

топливных отраслей и обусловили сокращение собственных средств на

инвестиционные цели.

Таблица 7. Структура капитальных вложений по направлениям

использования, в %.[53]

| |1981-198|1985 |1990 |1994 |1995 |

| |5 гг. |г. |г. |г. |г. |

|Всего кап. Вложении |100 |100 |100 |100 |100 |

|В том числе по объектам: | | | | | |

|Производственного назначения|72,8 |72,6 |70,9 |56,1 |55,5 |

|Непроизводственного |27,2 |27,4 |29,1 |43,9 |44,5 |

|назначения | | | | | |

|По направлениям | | | | | |

|использования: | | | | | |

|ТЭК |13,7 |15,4 |14,0 |18,8 |25,2 |

|Химико-лесной комплекс |4,1 |3,8 |3,6 |1,8 |2,6 |

|Машиностроительный комплекс |8,3 |8,3 |8,3 |2,1 |2,0 |

Перечень отраслей, которые можно считать благополучными достаточно

короток. Ориентированные в основном на экспорт именно они представляют

спрос на инвестиции. Остальные отрасли, а их большинство, самостоятельно

привлечь инвестиции не могут и без помощи государства обречены на

отсталость. Вероятно, эта помощь могла бы проявиться не только в форме

бюджетного финансирования, но и в облегчении налогового пресса, а также

путем государственных заказов, проведения разумной протекционисткои внешней

политики, принятия мер по восстановлению уровня благосостояния населения и

их платежеспособного спроса на отечественную продукцию. Это дало бы

мультипликативный эффект и позволило бы искать предприятию инвестиции,

оплачивать их, расплачиваться с кредиторами и государством, развивать

производство. Поощрение инвестиций должно привести к их общему удешевлению

и, таким образом, сделать их доступными.

Иностранные инвестиции.

Немаловажная роль в повышении инвестиционной активности отводится

иностранным капиталовложениям. На них возлагаются большие надежды. Хотя, по

мнению некоторых специалистов, экономические реалии заставляют отказаться

от иностранных капвложений в такой стране, как Россия. По размеру ВВП в

долларовом выражении Россия и Китай весьма близки (ВВП в 1994 составлял

около 500 млрд. долл. в Китае и около 450 млрд. - в России).[54] Таким

образом, для того чтобы иностранные инвестиции сыграли в России столь же

существенную роль, как и в Китае, приток иностранного капитала должен

составлять не менее 20-30 млрд. долл. в год, то есть не менее 10% всего

мирового потока вывоза капитала.[55] По существу это означало бы настоящую

революцию в географическом распределении инвестиций и в предпочтениях

инвесторов. Как показывает исторический опыт, такие события не происходят в

одночасье. Да и сама роль иностранного капитала в Китае хоть и была

ключевой в технологическом плане, была далека от решающей в плане

обеспечения необходимого уровня инвестиций. Напомним, что уровень

внутренних сбережений в Китае в последние десятилетия составлял от 30 до

40%.[56] Подобная ситуация объясняется неблагоприятным инвестиционным

климатом в стране.

За все года проводимых экономических реформ в Россию поступило

иностранного капитала на сумму, едва превышающую 13 млрд. дол.

На 1 июля 1996 г. уровень накопленных в России иностранных

инвестиций достиг 6 млрд. долл. (сумма в масштабах России ничтожная),

тогда как в Венгрии этот показатель составил свыше 11 млрд. долл., а в

Китае - более 37 млрд.

Из этой суммы на прямые иностранные инвестиции приходится около 30%.

В 1996 г. их объем составили чуть больше 2 млрд. долл. (уровень, близкий к

1995 г.).

Прямые инвестиции в российскую экономику в настоящее время

осуществляют стратегические инвесторы - то есть те, кого привлекает не

окупаемость вложений, а желание закрепиться на потенциально перспективном

рынке. Именно поэтому вложения оказываются небольшими, не несут собой новых

технологий, и ограничиваются часто сферой сбыта и обслуживания.

Основная форма ввоза капитала в страну - банковские кредиты, в том

числе межправительственные (на них пришлось 3,5% млрд. долл. в 1996г.). За

последнее время ощутимых размеров достигли и инвестиции в государственные

ценные бумаги (ГКО).

На портфельные инвестиции приходилось ничтожно мало - около 45 млн.

долл., причем 40% всех инвестиций приходится на Москву.[57]

Иностранные инвестиции, несмотря на их незначительные размеры,

однако, уже играют положительную роль в экономике России. На них приходится

около 0,5 % созданных в России новых рабочих мест, они дают 2,5% валового

продукта страны,1% всего объема экспорта и 1,3 % импорта.

В настоящее время на иностранные инвестиции приходится не более 3,5 %

ежегодного объема капитальных вложений.

Примерами иностранных инвестиций могут служить строительство в Санкт

Петербурге заводов всеми известных фирм «Gillette», «Wrigley». Самым ярким

примером, пожалуй, являются закусочные McDonalds, которые вот уже на

протяжении десяти лет пользуются большой популярностью в России. Сейчас уже

заканчиваются переговоры с представителями фирмы «General Motors» об

осуществлении инвестиционных вложений в Волжский Автозавод. Компания «Flop

Daniel», занимающаяся нефтепродуктами, вот уже несколько лет функционирует

на российском рынке.

И, несмотря на все эти примеры, наблюдается явная концентрация

иностранного капитала отдельными единичными инвесторами в той же топливной

промышленности. Дисбаланс вложений иностранных инвестиций наблюдается и в

региональном аспекте, когда среди регионов России бессменным лидером по

привлечению зарубежных финансовых средств остается Москва, на долю которой

приходится более 30% от всех накопленных инвестиций.

Иными словами, картина иностранных инвестиций выглядит следующим

образом: мизерные объемы накопленных инвестиций; наличие на российском

рынке массы действующих на свой страх и риск (часто в нарушение правовых и

этических норм и в ущерб интересам российских партнеров) мелких зарубежных

предпринимателей с суммарным объемом вложенных капиталов порядка 10-15% от

общего объема иностранных инвестиций; на другом полюсе - десяток-другой

транснациональных корпораций и крупных финансовых и промышленных компаний,

вкладывающих значительные средства (составляющие до 80-90% от общего объема

иностранных инвестиций в российскую экономику) в отдельные проекты и

программы развития преимущественно сырьевых отраслей и минимизирующих свои

риски правительственными гарантиями и межгосударственными соглашениями.[58]

Инвестиционный климат в любой стране, в том числе и в России, зависит

от факторов, характеризующих политическую и социально-экономическую

ситуацию в стране, уровень законодательного и организационно -

инфраструктурного обеспечения, а также от наличия или отсутствия

обусловленных этими факторами рисков.

При сохраняющейся все последние годы гипотетической привлекательности

для иностранных инвесторов российского рынка в силу его масштабов и слабой

освоенности, а также значительных сырьевых возможностей следует однозначно

признать, что до сих пор эта привлекательность российской экономики явно

уступает сумме имеющихся негативных факторов, сдерживающих и тормозящих

приток иностранных капиталов в Россию.

Более того, сохраняющаяся социально-экономическая и политическая

нестабильность, масштабы российских политических рисков вызывают

значительную утечку капитала из России, которая существенно превышает

приток иностранных инвестиций в Россию.

Поскольку большая часть таких операций является незаконной и не

контролируется властями, существующие оценки неточны. Но даже официальная

макроэкономическая статистика позволяет определить масштаб этой утечки,

оцениваемой в 9,5 млрд. долл. в год. Специалисты склоняются к тому, что

большая часть этой суммы представляет собой помещенный за границу

российский капитал.[59] Помимо этого немалая часть экспортной выручки

остается на счетах оффшорных компаний. Только по отраженным в платежном

балансе операциям утечка капитала составляет почти 14 млрд. - в 7 раз

больше, чем прямые иностранные инвестиции. Оценки на 1996 аналогичны и

составляют порядка 3% ВВП.[60]

К факторам, затрудняющим осуществление иностранных инвестиций в

Россию, можно отнести также следующие:

. неразвитость системы страхования иностранных инвестиций как от

коммерческих, так от политических рисков;

. существующую в России систему налогов и тарифов, саму концепцию

налогообложения, односторонне сориентированную лишь на накопление

правительством бюджетных средств. В России 35%-ная ставка налога на

прибыль на 15 процентных пунктов ниже, чем в Германии, но, рассчитанная

по западной бухгалтерии, она составляет уже от 60 до 150 %. В

результате «законопослушные» западные инвесторы иногда вынуждены

выплачивать по налогу на прибыль суммы, превышающие то, что в их

представлении является прибылью.

. приватизацию предприятий, расцениваемую иностранными инвесторами и

многими экспертами скорее как возможность передачи прав на их владение

администрации предприятий и в меньшей мере их работникам, но вовсе не

как средство привлечения иностранного капитала;

. отсутствие необходимой для нормальной организации бизнеса

инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.);

. низкую культуру ведения бизнеса со стороны российских партнеров;

. коррумпированность в системе государственного управления;

организованную преступность и т.д.

Существенно важным моментом является сопоставимость российских

законодательных актов с условиями, предлагаемыми другими пост

социалистическими государствами Восточной Европы и странами СНГ.

Весьма существенным юридическим аспектом является тот факт, что

изменения в условия инвестиционной деятельности могут вводиться не только

путем принятия законов, но и указами Президента. Очевидно, такой подход не

сообразуется с нормальным правовым режимом и вызывает негативную реакцию

иностранных инвесторов. Однако нельзя не принимать во внимание наличие

законодательного вакуума, который диктует необходимость принятия

нормативных актов в пожарном порядке.

Совершенствование законодательной и нормативной базы в области

регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление

правовых гарантий и проработку механизма их реализации, стимулирование

притока иностранного капитала и повышение эффективности использования

инструментов экономической политики государства в этой сфере.

Целесообразно обеспечить дифференцированный режим иностранных

инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой

производятся инвестиции, а для совместных предприятий, кроме того, -

величины и удельного веса иностранного капитала в уставном фонде. С этой

целью в качестве инструмента государственного регулирования потоков

иностранного капитала в экономику России следует предусмотреть применение

перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также

отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих

федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия

привлечения иностранных прямых инвестиций.

Что касается протекционистских мер, в частности, высоких импортных

тарифов, то они оправданы в случае защиты новых для российской экономики

производств или защиты стратегически важных для нее отраслей и производств,

которые в силу возникших финансовых трудностей и необходимости технической

модернизации не смогут какое-то время успешно конкурировать с импортной

продукцией.

Но одновременно с импортными тарифами не должны вводиться ограничения

на иностранные инвестиции. Напротив, тарифы призваны способствовать

привлечению инвесторов с их капиталом и управленческим опытом вместо

импортных товаров. Кроме того, тарифы не должны защищать производства и

предприятия, не способные адаптироваться к рыночным условиям из-за своей

слабой технической базы, низкого уровня внешнеторговой и инвестиционной

политики.

Принципиально новой формой привлечения иностранных инвестиций в

экономику России может стать лизинг, который достаточно широко используется

на Западе (до 25-30% всех капвложений).[61] В широком понимании он

представляет собой особую форму долгосрочной аренды. Получатели используют

основные фонды, а компания остается их собственником - в этом и заключается

базовый принцип лизинга. Задача получателя - эффективное использование

взятых в аренду фондов. Лизинг представляет огромный интерес для

подавляющего большинства мелких и средних российских предприятий, у которых

не хватает средств для приобретения современных технологий и оборудования.

Главными его преимуществами являются: размер платежей, который фиксируются

на длительный срок; возможность полного финансирования производственных

программ; ликвидность капитальных вложений и быстрое создание рабочих мест.

На сегодняшний день следует обратиться к опыту США, которые

представляют собой самый крупный подобный рынок в мире объемом более 130

млрд. долл. Федеральная программа предусматривает, что к 2000 г. удельный

вес капитальных вложений в России посредством этой формы привлечения

инвестиций должен возрасти с 1 до 20%.[62] Лизинг в значительной степени

зависит от существующей в стране налоговой системы и чутко реагирует не ее

изменения. Как правило, получатель может в целях определения

налогооблагаемой базы снижать налогооблагаемый доход на размер лизинговых

платежей, которые рассматриваются как производственные расходы. Все это

следует учесть при совершенствовании налогового законодательства.

Дополнительные возможности иностранных инвестиций связаны с вхождением

России в международную систему правового обеспечения в области

инвестиционной деятельности. Россия имеет более 30 межправительственных

соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, а также

присоединилась к Вашингтонской конвенции (1965 г.) о порядке разрешения

инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами и

Сеульской конвенции (1958 г.) об учреждении Агентства по гарантиям

инвестиций.[63]

В 1994 г. при правительстве РФ создан Консультативный совет по

иностранным инвестициям в России с участием иностранных компаний и фирм,

реализующих в стране инвестиционные проекты. Для постоянной работы между

заседаниями совета созданы три рабочие группы: по улучшению имиджа России

как страны, принимающей инвестиции; по налоговой, таможенной и валютной

политике в России; по устранению торговых и неторговых барьеров на пути

российского экспорта. По рекомендации совета создан Российский Центр

содействия иностранным инвестициям при министерстве экономики. Основной его

задачей являете сбор и накопление данных по инвестиционным проектам,

предлагаемым российскими предприятиями.

За рубежом создается сеть дочерних агентств по продвижению доведению

информации до потенциальных партнеров и проведении рекламных кампаний.

Подобные агентства уже открыты в Париже, Лондоне, Милане. Все это

подчеркивает то исключительное внимание со стороны государства, которое

стало уделяться проблемам привлечения западного капитала с целью создания

новых рабочих мест, преодоления технической отсталости России и ускорения

развития экономики.

Регулирование иностранных инвестиций должно быть нацелено также на

стимулирование притока иностранных инвестиций в материальное производство,

реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования

рисков иностранных инвесторов, используя существующий мировой опыт,

некоторую компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности

указанных хозяйствующих субъектов при усилении мер контроля за

использованием льгот.

Иностранные инвестиции во многом помогают разрешить социальные

проблемы, существующие в нашем обществе.

Инвестирование иностранных средств в экономику России помогает решать

проблему занятости населения. Как было продемонстрировано на примере

проекта «Верфи Петербурга» предполагается создание 40000 новых рабочих

мест. Иностранные инвестиции способствуют повышению производительности

труда, (внедрение новых технологий), обеспечивают рост реальной заработной

платы. Тем самым растет и уровень заинтересованности предпринимателей и

работников в высокоэффективном использовании накопленного человеческого

капитала, т.е. повышение качества жизни, что и является главной целью

социальной политики государства.

Социальные функции инвестиционной политики государства.

В наиболее развитых странах мира инвестиционная политика ставится во

главу угла всех принимаемых решений на макроуровне: объем инвестиций

рассматривается в качестве важнейшего критерия устойчивого развития

национальной экономики, а динамика инвестиционных вложений как индикатор

состояния эффективного совокупного спроса, как фактор, влияющий в будущем

на объем национального производства, уровень занятости и потребления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.