рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

помещаются круглые башенки (костелы в Симна, Камаяй, вильнюсские костелы

святого Михаила, святого Стефана). Их самые характерные декоративные мотивы

– глухие арки, членящие плоскости стен, фронтоны, аттики. В капителях

пилястров иногда встречается мотив стилизованных веток руты. Карнизы

легкие, с несложным профилем.

В период утверждения в архитектуре ренессансных форм крупные феодалы были

заказчиками храмов, являвшихся своеобразными мемориальными сооружениями.

Костел святого Михаила в Вильнюсе (1594-1625) был мемориальным храмом

Сапеги. Это однонефная церковь, перекрытая цилиндрическим сводом со

стуковыми узорами. Стены внутри декорированы сильно выступающими

пилястрами, трехступенчатый алтарь из черного, зеленого и коричневого

мрамора выделяется на светлых стенах.

О позднеренессансных тенденциях свидетельствует трехнефный базиликальный

костел Всех святых в Вильнюсе (1620-1631). Его фасад увенчан фронтоном.

Храм является главной частью ансамбля кармелитского монастыря. Это костел

безбашенного типа, план которого в форме латинского креста. Внутреннее

пространство отличается своеобразием: вместо трансепта – боковые часовни.

Своды цилиндрические, с люнетами. Стены нефов и своды, купола боковых

часовен украшены орнаментом и фресками с сюжетами из жизни святых и истории

Литвы. В интерьере находятся восемнадцать алтарей со сложным полихромным и

скульптурным декором. Для главного алтаря характерна сдержанность форм. Два

боковых балкона в стиле рококо расположены в хоре. (14, 380) Костел

представляет собой один из ранних и ценных образцов безбашенных храмов.

В начале XVII века усиливается католическая реакция. В ренессансных

костелах все сильнее проявляются готические реминисценции. Так, костел в

Скаруляй (1620-1622) своими декоративными элементами близок ренессансным

формам, но его планово-объемное решение больше напоминает готику.

Одновременно с ренессансной архитектурой в зодчестве Литвы возникает

барочное направление. Костел святого Казимира в Вильнюсе (1604-1618,

подвергся реконструкции в 1655, 1749) получает композиционное решение в

виде латинского креста, близкое церкви Иль Джезу в Риме. Но в 1618 году в

архитектуре этого храма еще очень отчетливо проступали позднеренессансные

традиции. Внутри господствовали готические пропорции, строители отказались

от боковых капелл, своды ризницы были украшены ренессансным геометрическим

орнаментом. Западный плоский фасад фланкировали две башни, боковые фасады

имели большие контрфорсы. Барочное оформление костел получил позднее во

время реконструкции.

Формы переходные от Ренессанса к барокко характерны для капеллы святого

Казимира (1623-1636) при вильнюсском кафедральном соборе.

На землях Великого княжества Литовского и непосредственно на территории

Литвы работали как приезжие, так и местные мастера. Приезжие мастера и их

последователи привносили с собой в искусство Литвы традиции художественной

культуры из других стран, в частности из Руси, с Балканского полуострова

(по мнению Р. Батуры и В. Пашуто в Литве работали наряду с русскими

мастерами художники сербского и болгарского происхождения) и из

средневековых государств Западной Европы. В той «борьбе за Литву», которая

начиная с XIII века шла между православной и католической церковью, эти

художественные влияния с Запада и Востока имели определенную идеологическую

окраску. Средневековое искусство Литвы никак не укладывается в формы только

западной (прежде всего готики) или только восточной ориентации. Различные

произведения и технологии переплавлялись здесь в явления самобытные,

отмеченные печатью местного своеобразия.

Подводя итоги первой главы, можно сказать, что начало эпохи Ренессанса в

искусстве Литвы можно отнести ко второй трети XVI века, хотя в это время

сохраняются еще черты готического стиля. Ренессанс, таким образом,

выступает рядом с готикой, почти одновременно сооружаются ренессансные

дворцы и готические костелы (в культовой архитектуре готика держалась

дольше и упорнее). Более того, в ряде памятников Литвы XVI века готические

традиции сочетаются с художественными принципами Ренессанса. Во второй

половине XVI и в первой половине XVII века, когда Ренессанс еще держится в

искусстве и определяет стилевое решение многих памятников, в общественной

жизни Литвы идут уже новые процессы, предопределившие разрушение тех

эстетических идеалов, которые выдвинул Ренессанс. С 60-х годов XVI века

усиливается наступление контрреформации. С 1569 года разворачивают свою

активную деятельность в Литве иезуиты. Создается противоречивая ситуация,

при которой некоторые формы ренессансной культуры распространяются в Литве,

в условиях, когда почвы для развития этого художественного явления уже не

было. В это же время в архитектуре Литвы намечаются некоторые тенденции

маньеризма. С начала XVII века идет процесс сложения стиля барокко,

развивающегося параллельно с поздним Ренессансом.

В целом, эпоха Ренессанса знаменовала значительный прогресс в

художественной культуре Литвы: преодоление средневековых канонов,

начинавших тормозить развитие искусства, расширение диапазона видов,

жанров, углубление гуманистического содержания искусства, освоение не

только формальных особенностей стиля, но и сложной ренессансной

проблематики.

Однако развитие Ренессанса в Литве было ограниченным. Век его был

недолгим. Волна контрреформации быстро охватывает те аристократические

круги, которые были социальной опорой Ренессанса в Литве, и вместе с

обострением идеологической борьбы происходит смена стилей в искусстве.

3. Архитектура Литвы XVII – XVIII веков

Со второй половины XVII века, после окончания продолжительных войн с

Россией и Швецией объединенное литовско-польское государство Речь

Посполитая стало восстанавливать и укреплять свою экономику; получили

развитие торговые связи с западноевропейскими и восточноевропейскими

странами. Но при этом господствовали феодальные отношения: возрастала

барщина, увеличивались оброки; за счет крестьянства обогащались магнаты,

сосредоточившие в своих руках огромные материальные ресурсы. Это усиливало

их экономическую мощь, подготавливало почву для установления их

политической диктатуры. Непосредственность торговых и культурных контактов

с другими странами и все углублявшиеся внутренние противоречия сказались на

художественной жизни Литвы XVII - XVIII веков.

3. 1. Барокко

Распространение стиля барокко, совпавшее в других странах Европы с

расцветом абсолютизма, в Литве приходится на время господства крупных

феодалов и католической церкви, покрывшей литовскую землю густой сетью

монастырей.

Церковников и феодалов не привлекало искусство Ренессанса, отличавшееся

светскостью, простотой и умеренностью форм. В своих дворцах и храмах они

стремились к роскоши, блеску и репрезентативности. Самые активные и ярые

сторонники контрреформации – иезуиты – пропагандировали барокко, которое в

Литве появилось прежде всего именно в католических церквях, особенно в

середине и второй половине XVII века.

Господство позднего барокко в литовской архитектуре длится с конца XVII

почти до конца XVIII столетия. Важнейшим этапом его развития являются 1735-

1765 годы.

Во второй половине XVIII века в Литве начинается постепенное разложение

феодализма и зарождение капиталистического способа производства. Утрата

цехами прежней роли и возникновение первых феодальных мануфактур –

характерный признак этого процесса. Наряду с барокко в это время можно

отметить уже становление классицизма. В конце XVIII столетия при главной

школе Великого княжества Литовского формируются первые кафедры искусства,

закладываются основы национальной художественной школы. Касаясь соотношения

отдельных видов искусства в XVII – XVIII векax, надо сказать, что широкое

распространение получили архитектура, монументальная живопись и скульптура.

На распространение барокко в Литве основное влияние оказывала итальянская

архитектурная школа, а также связи с Россией, Саксонией, Францией и другими

странами. При всем этом литовское барокко обладало яркими региональными

чертами. В формировании литовской школы барокко немалую роль сыграли

местные архитекторы и художники, мастера же, прибывавшие из других стран

Европы, часто подчинялись уже сложившимся традициям. (65, 24)

Архитектура барокко второй половины XVII века отличается нарядностью,

разнообразием и богатством синтеза зодчества и изобразительного, а также

декоративно-прикладного искусства. В XVIII веке архитектурные формы

позднего барокко отмечены легкостью в прорисовке силуэта строений, изящным

декором фронтонов, многообразием профилей арочных проемов. Необычайно

пластичную интерпретацию получает ордер.

В новом стиле возводятся строения различного назначения, однако ярче

всего он проявился в зданиях церквей и резиденций крупных феодалов.

Интересно применялось барокко в архитектуре малых форм – ворота, ограды и

особенно мемориальные памятники.

Одной из первых построек раннего барокко в Литве является костел святой

Терезы (1633-1650, архитектор К. Тенкалло). Построен по заказу вице-

канцлера Великого княжества Литовского С.К. Паца. Входит в ансамбль

кармелитского монастыря.

В плане костел трехнефный, асимметричный (в восточной стороне – капелла и

коридоры, в западной – колокольня), имеет базиликальное внутреннее

пространство, которое перекрыто цилиндрическими сводами с люнетами; над

центральным алтарем – сферический свод. Отличается особенно гармоничным –

близким к ранним формам барочных римских костелов – главным фасадом,

безбашенным, симметричным, разделенным на два основных яруса. Центр нижнего

яруса акцентируется высокой нишей, в которой устроен портал, оформленный

двумя колоннами с сандриком, с выемкой и картушем, волютами и оконным

проемом хора над ним. В центре верхнего яруса помещено нарядно оформленное

круглое окно с профилированным наличником, сегментным сандриком и

балюстрадой; по сторонам расположены спаренные ионические пилястры и

высокие волюты. Фасад увенчан высоким треугольным фронтоном с гербом семьи

Пацов в центре. Все декоративные элементы главного фасада выполнены из

черного и белого мрамора и гранита. (57, 138) Интерьер отличается

изысканными пропорциями и нарядностью оформления, особенно главный неф,

который выше и в два раза шире боковых. Стены между проемами полукруглых

арок в нефах расчленены спаренными пилястрами с пышными коринфскими

капителями, над которыми проходит декоративный орнамент. Паруса купола

украшены лепниной сложного рисунка. Главные художественные акценты

интерьера – разноцветные с позолотой алтари (девять алтарей; восемь из них

в стиле рококо, середина XVIII века, выполнены из песчаника). Центральное

место в костеле занимает двухъярусный алтарь святой Терезы – один из самых

значительных и оригинальных в Литве. В нем помещены две картины: «Экстаз

святой Терезы» (первая половина XIX века, художник К. Русяцкас) и «Мадонна

с младенцем и святым Казимиром» (конец XVIII века, художник С. Чехавичюс).

Своды главного нефа, купол, частично стены и некоторые плоскости боковых

алтарей расписаны фресками на сюжеты из жизни испанской кармелитской

монахини святой Терезы, представляющими значительное художественное явление

в позднем барокко в Литве.

Планы литовских костелов ясные, большей частью симметричные; в них нет

выступов, сложных кривых форм и линий, нет неясности в распределении

помещений. Костелы строятся двухбашенные с планом в виде латинского креста,

двухбашенные прямоугольной планировки, центрально-купольные. По силуэту и

композиции особенно характерны двухбашенные костелы с плоским главным

фасадом.

Двухбашенные костелы, имеющие план в виде латинского креста, широко

распространяются во второй половине XVII века. Самым значительным их

образцом считается костел святых Петра и Павла в Вильнюсе, построенный в

1668-1676 годах. Вместе с монастырем каноников Латерана он стоит на

живописном и возвышенном месте в лесистом районе Антакальниса. Инициатором

строительства был крупный феодал М. К. Пац, разбогатевший во время войн

середины XVII века. Архитектор костела И.Заор из Кракова; с 1670 года

строительными работами руководил Фредиани ди Лука.

План и решение внутреннего пространства костела святых Петра и Павла в

основном следуют схеме костела святого Казимира в Вильнюсе, а две

лестничные башенки в углах ризниц и маленькие часовни являются как бы

своеобразным композиционным и функциональным повторением традиций

литовского Ренессанса, берущих свое начало еще в готических храмах.

Внешне костел не отличается единством архитектурных форм, хотя эти формы

довольно монументальны: массивный, не очень соразмерных пропорций купол;

низкие, круглые в первом ярусе и восьмигранные в верхних ярусах башни

фасада; тесно вклинившийся между ними треугольный фронтон, по композиции

близкий классическому портику. Создается впечатление, будто в фасаде

костела смешаны стилистически различные элементы различного масштаба. Зато

интерьер храма является высоким образцом синтеза архитектуры и искусства.

Предпочтение здесь отдается пластическим композициям из белого стука,

фигурным и орнаментальным. Некоторую роль играют и фрески на сводах.

Интерьер костела святых Петра и Павла – это характерный пример

использования скульптуры в период расцвета барокко. Некоторые эскизы его

скульптурного убранства делал И. Шрейтерис, всеми скульптурными работами

руководили талантливые мастера Д. Галли из Рима, П. Перти из Милана и их

главный помощник М. Жялявичюс из Вильнюса. Костел святых Петра и Павла

отличается необычайным изобилием скульптур и рельефов, оригинально

размещенных на стенах продольного нефа, трансепта, боковых часовен, на

сводах и в куполе. Здесь одних лишь фигур более двух тысяч (их исполнением

руководил П. Перти), кроме того есть различная орнаментальная лепнина

(руководитель работ – Д. Галли). Тематика скульптур обширна: это

евангельские и исторические сцены, в том числе эпизоды из истории Литвы;

много в этих скульптурах и бытового элемента. (46, 190)

Несмотря на столь большое количество изображений, здесь нет повторов, нет

тождественности в композиции и моделировке. Декораторы интерьера прекрасно

использовали как в самих скульптурах, так и в их расположении

выразительность симметрии и асимметрии. В художественной переработке

разнообразных тем и мотивов чувствуются итальянские влияния и тенденции

идеализации. Однако эта идеализация порой противоречиво сочетается с

искренним, живым реализмом. Многие скульптуры лишены церковной патетики

святости, они просты, человечны, и в некоторых из них чувствуется подлинный

драматизм эпохи. Здесь можно встретить типы крестьян и горожан, мужчин и

женщин (например, глубоко эмоциональные девичьи головки в часовне святого

Августина). Воплощение жизни и человечности мы находим в фигуре матери,

кормящей грудью ребенка. Тема материнства выражена искренне и необыкновенно

просто. (65, 274) Контраст роскоши, в которой живет знать, и народной

бедности передан в скульптурной группе, изображающей нищего и королеву.

Жизненная правда есть и в статуе Марии Магдалины (предполагают, что это

изображена жена скульптора П. Перти).

В интерьере костела святых Петра и Павла много военных сцен с фигурами

рыцарей в латах, довольно наивно показывающих литовское войско во главе с

великим князем Казимиром (1440-1492). Между сценами, связанными

тематически, всегда существуют и определенные композиционные, визуально

воспринимаемые контакты. Притом вся эта обильная пластика размещена в

пространстве костела тектонично и разумно чередуется со спокойной

поверхностью стен, не покрытых скульптурами или рельефами. Зачастую позы

или жесты фигур построены согласно особенностям тех архитектурных

элементов, в которые эти фигуры вписаны; позы фигур, сидящих на архивольтах

часовен, гармонично сочетаются с контурами арок. Во всей этой скульптуре

много яркой театральности и даже вычурности, вообще свойственных барокко,

однако она уникальна по своему простодушному звучанию благодаря множеству

черт, почерпнутых непосредственно в жизни Литвы той эпохи. (61, 259)

Примером костела с планом латинского креста, в XVIII веке изменившего

интерьер умеренного барокко на нарядные формы рококо, был трехнефный

доминиканский костел в Вильнюсе (планировка 1679-1688, реконструкция 1748-

1770). Здание отличается величественным объемом, играющим важную в панораме

старого города. Внешний вид решен сдержанно. Двухбашенный фасад, разделен

карнизами на три яруса, которые пилястрами расчленены на три части по

вертикали. Главный вход устроен на боковом фасаде в виде портала, эффектно

оформленного дорическими колоннами, пилястрами и рельефным картушем.

Интерьер отличается большой декоративностью и изящностью форм в стиле

позднего барокко и рококо. Четыре столпа волнистого профиля, поддерживают

парапет хора, украшенный рокайлями («ракушками»), мотив которых повторяется

в плафонах и в лепных украшениях стен. Основные декоративные акценты -

шестнадцать больших алтарей оригинальной композиции и амвон, отличающийся

пластичностью своих форм. Купол и своды нефа расписаны фресками на темы из

жизни святых (художник неизвестен). (29, 115)

Двухбашенные костелы прямоугольной планировки бывают однонефными и

трехнефными с часовнями, по пространственной трактовке – зального и

базиликального типа. Их фасады украшены высокими многоярусными башнями,

которые эффектно вырисовываются в панораме города и в пейзаже. Одинаковые в

плане, ярусы башен различаются и по квадратуре, пропорциям, ритму и

применению элементов барочного декора. Зрительно башни объединяются

расположенными на высоте третьего яруса декоративными фронтонами, и это

смягчает переход к верхним ярусам, где башни смотрятся уже порознь. Одним

из первых реконструированных в XVIII веке костелов с плоским двухбашенным

фасадом является костел святой Екатерины монастыря бенедиктинок в Вильнюсе

(построена в 1622-1650, реконструирована в 1741-1746 архитектором И.

Глаубицем). Бенедиктинские монастырь и костел вместе с доминиканскими

костелом и монастырем представляют собой два важнейших компонента

своеобразного юго-западного квартала старого Вильнюса. Костел святой

Екатерины отличается высокими (пятьдесят метров) пятиярусными башнями с

изящно вкомпонованным между ними фронтоном. Ритмика пилястр и карнизов

фасада и конструктивно обоснована и декоративна. К костелу пристроена

гармонирующая с ним маленькая часовня (архитектор И. Глаубиц, 1746).

Вильнюсский костел миссионеров (1694-1730) наглядно демонстрирует

легкость и изысканность форм позднего барокко. Этот трехнефный костел

базиликального типа, с часовнями, имеет две пятиярусные башни с очень

эффектными, будто ажурными, верхними ярусами. Костел образует тесный

ансамбль с жилыми и подсобными корпусами монастыря. Красиво выделяется его

главный портал. Храм является частью ансамбля, состоящего из дворца

епископа И. Сангушки, монастыря миссионеров и служебного здания. Снаружи

выделяется высокими башнями, в интерьере – пышным декором в стиле рококо. В

костеле сохранился алтарь святого Винцента. Он впечатляет своим высоким

художественным исполнением и является показательным примером вильнюсского

позднего барокко.

Наряду с типичными культовыми строениями с плоским двухбашенным фасадом

встречается несколько реконструированных или заново построенных в XVIII

веке однобашенных костелов. С главным фасадом башни связываются двояко: в

одном случае они стоят в углах фасада, в другом – посередине главного

фасада и являются проходными.

Самым интересным из однобашенных строений остается трехнефный,

базиликального типа костел августинцев в Вильнюсе (1746-1768), входящий в

небольшой комплекс Августинского монастыря (по своим архитектурным формам

он имеет сходство с Дрезденской гофкирхой Г. Кьявери). Посредине фасада, в

одной плоскости с ним возвышается пятиярусная башня (41,5 метр высоты) с

многочисленными группами колонн и пилястр, с волнистыми ярусными карнизами.

Ярусы различны по высоте и площади сечения. Их ордерные элементы, по-

разному трактованные, придают башне особую нарядность. (33, 469)

Безбашенные фронтонные костелы прямоугольной планировки, однонефные или

трехнефные, зальные или базиликальные, составляют довольно значительную

группу культовых зданий барокко в Литве. Фасад безбашенных костелов в два-

четыре яруса делится по вертикали группами пилястр или колонн; в

предпоследнем ярусе помещаются по сторонам волнообразные изогнутые волюты,

на которых стоят вазы или ажурные железные кресты, изготовляемые народными

мастерами. В XVIII веке было построено несколько новых костелов этого типа,

реконструировались подобным образом и старые.

Одним из таких реконструированных костелов был костел святого Иоанна в

Вильнюсе (возведен в 1388-1426, перестроен в 1737-1748). Этот костел,

являясь частью ансамбля Вильнюсского университета, выделяется своим

грандиозным объемом и колокольней (высота колокольни с железным крестом 68

метров, построена в конце XVI века, реконструирована в XVIII веке). При

реконструкции костела в корне изменена композиция его главного западного

фасада. Первоначальный готический аккорд еще звучит в трех узких высоких

окнах во втором ярусе, однако весь фасад получил отделку в стиле позднего

барокко, притом органически увязанную со всей его композицией. Это

пластически богато разработанная, насыщенная контрастами теней и света

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.