рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Искусство росписи пасхальных яиц

тарели. Причина изображения орнамента (языческого символа) в христианской

композиции заключается в том, что корни праздника Пасхи гораздо глубже и

связаны с древним культом умирающих и воскресающих божеств растительности,

ведущим свое происхождение еще с Древнего Востока.

На формирование растительной символики значительное воздействие

оказало учение о райском саде, где согласно раннехристианскому писателю

Папию (II в.) полно прекрасных растений, воплощающих в себе божественную

гармонию природы. Среди них важное место занимала роза. Из-за своих колючек

она символизировала Христа и его страдания, а также его любовь к людям.

Петр Дамиани (XI в.) нарек Марию «Розой рая». Согласно легенде, она была

зачата от розы и из розового куста вылетел Иисус в виде птички. Богородицу

изображали в обрамлении венка из роз который, как и четки, символизировал

единство всех верующих. На картине немецкого художника А. Дюрера (1471-1528

гг.) «Праздник четок» Мария с сыном раздают венки из роз, которые можно

воспринимать «пропуском» в рай. Эллинское «око земли»- роза стала эмблемой

христианских святых, которых именовали «солью земли». В видении рая Данте

они образуют лепестки гигантской небесной розы. Кроме того, роза стала

символом церкви» где перемешаны злые и добрые, праведные и грешные как

аромат розы с ее колючками.

Как цветок, связанный с логически непостижимым и тем самым

представляющим великую тайну Богом, роза использовалась тогда, когда нужно

было подчеркнуть секретность чего-нибудь. В Древней Греции в том случае,

если желали сохранить в тайне содержание беседы, над столом подвешивали

розу. В средневековой Европе на стаканах гравировали надпись: «чтобы здесь

ты не говорил, должно остаться под розой». Римско-католические папы дарили

золотую розу лицам, оказавшим им услугу, которая далеко не всегда подлежала

оглашению [13, 26].

2.3. Технология выполнения росписи на деревянных пасхальных яйцах

При художественном оформлении пасхальных яиц, выполненных в рамках

дипломной работы, был применен один из самых популярных видов декоративного

искусства - роспись. Роспись по дереву появилась давно. Причиной было

желание украсить окружавшие человека предметы: немудреную лавку, опечек, а

особенно посуду, подававшуюся на стол. Это не только украшало ее, но и

могло предохранить от вредных действий влаги.

Прежде чем начать расписывать пасхальные яйца, подставки и тарель, все

изделия были покрыты лаком (в качестве грунтовки и защиты). Для этой цели

применен прозрачный лак ПФ-283. Лак наносился кончиками пальцев путем

втирания в поверхность изделия. После того как лак просох, поверхность, где

должен находиться рисунок, затиралась стирательной резинкой (для

обезжиривания). Затем наносился карандашный рисунок. Для росписи

иконописного сюжета карандашом был нанесен только контур клейма. Само же

клеймо грунтовалось. Грунт готовился из клея ПВА и водоэмульсионной краски,

в соотношении 1:1. Он должен быть белого цвета и впитывать в себя краски.

Грунт наносился в три слоя и зачищался мелкой наждачной бумагой для

выравнивания поверхности (шлифовался).

Рисунок переводился на загрунтованную поверхность с тонкого листа

бумаги. Контуры рисунка были аккуратно обведены нейтральной краской: умброй

коричневой, сиеной жженой или охрой красной. Рисунок написан в технике

желтковой темперы, которой на Руси писали на протяжении многих столетий;

сейчас употребляют термины “яичная темпера”, или просто “темпера”.

Темпера (от итальянского – смешивать краски) – живопись красками, в

которой связующим веществом является чаще всего эмульсия из воды и яичного

желтка, реже – из разведенного на воде растительного или животного клея с

добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях,

написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним

воздействиям и сохраняют первоначальную свежесть значительно дольше по

сравнению с красками масляной живописи.

Прежде чем приступить к живописи, разводят желтковую эмульсию и

“творят” на ней краски. Это было сделано следующим образом. Аккуратно

разбив яйцо, из него был вылит белок, стараясь не повредить пленки желтка.

Остатки белковой слизи удалены осторожно перекатывая желток на ладонях рук;

эта операция требует навыка. Затем желток был разведен в специальной

фарфоровой чашке, и уже на нем растворялись краски. Раньше в краску

добавлялся квас для разжижения и сохранения ее на 5-6 дней, теперь

добавляют несколько капель уксуса.

Первой стадией живописи является «роскрышь» - раскладка основных

цветовых тонов акварельно-жидкими красками, которые стекаясь друг с другом,

образуют мягкие переходы, неожиданные цветовые нюансы. Затем следует

«прописка» - выделение из мягкой «роскрыши» основных цветовых пятен,

конкретизация форм. «Прописка» обычно начинается с неба, если оно есть в

изображении, и от дальнего плана постепенно доходит до предметов переднего

плана. Разделка деревьев, горок, архитектуры, фигур людей ведется от

выявления общего локального тона к разработке их объема светом и тенью. При

этом легкими темными линиями очерчиваются абрисы фигур (т.н. «опись»),

складки их одежд, подробности пейзажа и архитектуры. Одновременно светлыми

красками (преимущественно белилами) выявляется рисунок форм в освещенных

местах. Затем следуют так называемые «плави» или «приплески», т.е. сочные

мазки жидкими лессировочными красками, объединяющими графику чёрных и

светлых линий и штрихов в живописное целое. «Плави» создают колорит

миниатюры, придают живописи игру бесконечных цветовых переливов. Живопись

завершается «бликовкой» или «насечкой», как ее называют, чистыми белилами

или золотом, подчеркивающей детали изображения, передающей блики солнечного

света на изображенных предметах. В миниатюре бликовка золотом играет

доминирующую роль, золотые штрихи и линии передают причудливую сказочную

игру света, как бы очерчивающего и проявляющего объемы и детали

изображения.

Лица персонажей на миниатюрах пишутся следующим образом. Составляется

общий тон – «санкирь» из охры, зеленой краски и киновари, и этой

зеленоватой смесью делается общая роскрышь лица. Далее коричневой краской,

темнее санкири, наносится рисунок глаз, носа, губ. Затем составляется тон,

светлее санкири, из охры, белил, киновари и новой смесью намечаются

выпуклости лба, носа, щек, подбородка. Добавляя белую краску в тот же общий

тон, постепенно завершается лепка объема лица. Далее следует «наводка»

румянца жидкими слоями киновари с белилами и, наконец, бликовка – последние

отметины на выпуклых местах, конкретизирующие черты персонажа: юного,

средних лет, или седобородого старца.

Законченные миниатюры покрываются шестью слоями светлого масляного

лака ПФ-283. после просушки каждого слоя поверхность зачищается лезвием и

заново лакируется. Лак можно наносить кистью или тампоном. Последний слой

лака лучше наносить кончиками пальцев. Такое количество слоев объясняется

шероховатостью поверхности красочного слоя миниатюры. Живопись как бы

заливается, выравнивается лаковой пленкой, способной воспринять затем

процесс шлифовки и полировки.

Орнамент на подставках и тарели писался по той же технологии.

Глава III.

Приобщение учащихся старших классов к истокам духовной культуры посредством

изучения компьютерного курса по теме “Пасхальные яйца. Исторический

экскурс”

3.1 Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания

молодого поколения

Потребность в эстетическом наслаждении в жизни человека занимает

важное место. Благодаря этой потребности человек стремится сделать свою

жизнь красивой – свой быт, отдых, свои взаимоотношения с другими людьми,

все свои поступки человек определяет с позиции прекрасного, с позиции

нравственных принципов. Восприятие же эстетических ценностей в

действительности и в искусстве облагораживает личность, возвышает ее,

раскрывает красоту окружающего мира.

Народное декоративно-прикладное искусство – это одно из средств

эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит

видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное

искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на

духовное развитие человека, на формирование патриотических и

интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию

детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности

декоративного искусства – симметрия и ритм. Народное декоративно-прикладное

искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует

формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких

художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру

нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают

любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего народному,

в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного,

стремления жить и трудиться по законам красоты.

Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством

закладывает в них образные художественные представления, развивает

творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют

интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют

нравственные чувства, мировоззрение.

Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир

сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров

орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и

представлениям.

Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает

художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться

творчеством: лепить из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять

роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать.

Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного искусства,

восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы,

отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы, орнамент), равно

как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных

видов мастерства, способов обработки различных материалов, всегда является

для них интересным и увлекательным делом. Меняются творческие аспекты

восприятия произведений народного искусства, градации проникновения в

поэтический, красочный мир его образов, уровни участия в самом творческом

процессе, но неизменными остаются увлеченность самим процессом творчества,

творческая активность детей и юношества, приверженность их декоративно-

прикладному творчеству, основу которого составляет знакомство с народным

искусством.

Процесс рисования или конструирования является сложным актом, в

котором ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую

смысл ценность. В этом процессе преобразования опыта ребенка появляется не

просто рисунок или скульптура, ребенок обнаруживает, как он думает,

чувствует и видит. Искусство для него – творческая, динамическая

активность. Развитие ребенка зависит от богатства и разнообразия его связей

с окружением. Искусство способствует тому, развивая эмоциональные связи с

миром.

Народное искусство – наиболее эффективное и действенное средство для

пробуждения в детях и юношестве уважения к культурному наследию своей

страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к

творчеству народных мастеров. Стремление к осуществлению преемственности в

развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к

творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену

– все это имеет важнейшее значение для становления творческой,

гражданственной личности.

Чем раньше педагог приобщает детей к яркому, красочному миру народного

искусства, тем быстрее и плодотворнее удается развить их фантазию,

творческое воображение, самостоятельность и инициативу, воспитать

художественный вкус.

В учебно-воспитательном процессе, направленном на развитие психики

ребенка, на формирование его как личности, необходимо знать важнейшие

внутренние движущие силы психического развития ребенка. Ими являются:

1) противоречие между старыми, т.е. уже достигнутыми, возможностями и

новыми потребностями;

2) противоречие между старыми и новыми формами поведения;

3) противоречие между содержанием реальной жизни и формой ее

отражения в сознании человека.

Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во

многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого

возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является

ведущей. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в

младшем и среднем школьном – учение, в старшем школьном – учение и труд.

3.2 Возрастные особенности развития детей как основополагающий фактор при

воспитании и обучении

В зависимости от возрастных особенностей психического и физического

развития ребенка, характера ведущей деятельности, типичной для конкретного

возраста, отношения ребенка к окружающему миру в психологии приняты

следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики:

1. Период младенчества – от рождения до 1 года (в этом периоде

выделяется первый месяц – период новорожденности).

2. Период преддошкольного детства (или раннее детство) – от 1 года до

3 лет.

3. Период дошкольного детства – от 3 до 7 лет.

4. Период младшего школьного возраста – от 7 до 10-11 лет.

5. Период среднего школьного возраста (подростковый период) – от 11

до 15 лет.

6. Период старшего школьного возраста (юношеский возраст) – от 15 до

18 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы,

которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием

ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический

возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и

методов обучения и воспитания [19, 35].

Знание особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка, учет

уже достигнутого ребенком позволяет воспитателю, педагогу более успешно и

целенаправленно развивать в учебно-воспитательном процессе психику ребенка,

формировать его сознание.

Весь процесс детского развития можно разделить на три этапа:

дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-

7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и

старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый

класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся

межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного

преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной

деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием

знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических

возможностей ребенка.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее

наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем

сторонам психики и поведения ребенка. Развитие основных познавательных

процессов ребенка в этом возрасте может идти стихийно и управляемо,

организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый ребенком

к 6-7 годам, а также степень его готовности к учению в школе существенно

зависят от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в

дошкольных учреждениях в течение предыдущих трех-четырех лет.

Известный специалист в области эстетического воспитания Ветлугина Н.А.

подчеркивает, что “генетической основой возникновения детского

художественного творчества является игра, направленная на активное освоение

детьми окружающей жизни, а также сенсорная ориентировка в сфере музыкальных

заучиваний, выразительных слов, движений, цветовых сочетаний,

пространственных отношений, что позволяет детям выявить свое отношение к

окружающему миру” [15, 200].

Крупская Н.К. указывала, что уже в игровой деятельности маленького

ребенка происходит формирование способностей[15, 200]. Например, ребенок

строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения

оловянных солдатиков, и в это время у него формируются отдельные

предпосылки архитектурных и математических способностей.

В данном возрасте у детей открываются большие возможности для

совершенствования когнитивных процессов, в первую очередь восприятия. Кузин

В.С. указывает на то, что восприятия дошкольников характеризуются ярким

эмоциональным отношением к воспринимаемому и малой детализированностью

наблюдаемого. Для развития восприятия детей важное значение приобретают

занятия рисованием, лепкой и техническим конструированием. В процессе

рисования и лепки дети учатся передавать контуры, форму, конструктивное

строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Собирая

технические конструкции, дети знакомятся с устройством, принципом работы

той или иной машины, конструкции. Процесс рисования, лепки, конструирования

обусловливает самостоятельную постановку ребенком задач наблюдения, требует

внимательного и организованного наблюдения объекта действия и

непосредственного объекта наблюдения (натуры, чертежа, рисунка, по которому

собирается конструкция). Эти занятия уже в дошкольном возрасте становятся

эффективным средством развития восприятия у детей, определяют

организованность и управляемость ребенком процесса восприятия [15, 133].

Дошкольников привлекает не столько результат, сколько сам процесс

деятельности – накладывание кубиков, изменение формы глины, появление

следов на бумаге при пользовании карандашом. Направленность на получение

результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью. И по

мере формирования этой направленности ребенок овладевает необходимыми

внешними, практическими, и внутренними психическими видами действий, у него

формируются эстетические переживания и творческие способности [5, 53].

При правильном обучении рисованию, когда воспитывают умение

внимательно и последовательно обследовать изображаемые предметы, выделять

их характерные черты, вооружают детей нужными техническими навыками, и в

дошкольном возрасте может быть достигнуто вполне реалистическое изображение

предметов. Такое обучение способствует развитию активного целенаправленного

восприятия и мыслительных операций. Ребенок получает необходимые

“инструменты” для воплощения своих замыслов, а это развивает творческие

способности.

Главная задача дошкольного обучения заключается в том, чтобы сделать

усваиваемое нужным и интересным для ребенка, тесно связать изучаемый

материал с его актуальными потребностями.

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода

познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение

новых условий для личностного роста человека. В этот период ведущей для

ребенка становится учебная деятельность.

Немов Р.С. считает, что ведущую роль в психическом развитии детей

младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит

формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в

эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими

взрослыми людьми [19, 36].

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с

дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является

безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и

подражание им.

Под влиянием обучения в школе у ребенка расширяются знания и

представления, которые одновременно углубляются и становятся более

содержательными, полными. В процессе обучения ребенок овладевает целой

системой основ наук. Усвоение школьником научных понятий осуществляется

постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков [15, 164].

Кузин В.С. говорит, что мыслительная деятельность младшего школьника,

несмотря на значительные успехи в усвоении словесного материала,

абстрактных понятий, довольно сложных закономерностей и особенностей

предметов и явлений, в основном сохраняет наглядный характер и в

значительной степени связана с чувственным познанием. Не случайно в

начальных классах широко используется наглядность – демонстрация наглядного

пособия, раскрывающего то или иное правило, научное положение, вывод,

явление, способствует более быстрому и продуктивному овладению данным

правилом, положением, выводом. Однако излишнее увлечение наглядностью может

в определенных условиях привести к задержке, торможению абстрактного

мышления у детей. Необходимо строго согласовывать в процессе обучения

младшеклассников наглядность и слово учителя [15, 166].

Следует заметить, что младший школьный возраст в педагогической

психологии рассматривается как “период возникновения и закрепления очень

важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно

устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности” [19,

212].

Для дошкольников и младших школьников очень характерно активное

отношение к изображаемым событиям. Можно наблюдать даже, как некоторые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.