рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Искусство этрусков

Искусство этрусков

Искусство этрусков, живших в первом тысячелетии до н. э. (конец VIII –

I вв. до н. э.) на территории Апеннинского полуострова, оставило

значительный след в истории мировой культуры и сильно повлияло на

древнеримскую художественную деятельность. Произведения этрусского

искусства создавались в основном в районе, ограниченном с севера рекой

Арно, а с юга Тибром, но существовали и значительные художественные

мастерские в этрусских городах на север от этих границ (Марцаботто, Спина)

и на юг (Пренесте, Веллетри, Сатрик). Этруски известны современному

человеку, пожалуй, больше своим искусством, чем какими-нибудь другими

формами деятельности, так как многое в их истории, религии, культуре,

включая и пока еще не вполне понятную письменность, остается загадочным.

Освоение различных видов изобразительного искусства у этрусков шло тем

же путем, что и у других народов. Чувство пропорций, ритмов, числовых

соотношений находило отражение в архитектуре – об этом свидетельствуют

этрусские храмы, гробницы, крепостные сооружения. В монументальной и

камерной скульптуре, украшавшей храмы, гробницы, саркофаги, погребальные

урны, культовые и бытовые предметы – треножники, цисты, зеркала – получило

выражение тонкое ощущение пластической формы. Этрусские скульпторы

обращались к портретным образам, знаком был им и рельеф различных видов –

низкий и высокий. Отпечаток художественных вкусов этрусков сохранила

керамика своеобразных форм, украшавшаяся рельефными и живописными

изображениями. Торевты исполняли из драгоценных металлов исключительные по

красоте серьги, браслеты, фибулы, кольца, диадемы. Резчики по камню

помещали на геммах-печатках разнообразные по сюжетам и темам композиции,

умело соотнося углубленный рельеф с формой небольшого цветного камня.

Этрусские погребальные росписи дают наиболее представление о характере

античной живописи первого тысячелетия до н. э.

Этрусским мастерам были известны разнообразные материалы. Для

сооружения крепостных построек, фундаментов храмов и жилых домов

применялись различные породы камня, а также дерево и глина, из которой

изготавливались сырцовые кирпичи для кладки стен. В скульптуре камень

использовался реже, чем у греков. Этруски знали ваяние, когда мастер

отсекает от каменной глыбы лишние куски и как бы высвобождает видимый им

художественный образ, но охотнее они обращались к пластике и создавали свои

произведения постепенным наращиванием материала – сырой глины или воска, в

терракоте или бронзе. Характерно, что подобное предпочтение пластики ваянию

отличает художественные принципы восточных народов, с искусством которых

этруски были хорошо знакомы.

Мрамор, несомненно известный этрускам, почти не находил у них

применения. Они любили серый туф, темный травертин, породы вулканического

происхождения с грубой поверхностью, усиливавшей условность памятников.

Возможно, этруски сознавали, что полупрозрачный мрамор, хорошо

имитировавший фактуру человеческой кожи, будет повышать реальность их и без

того очень конкретных, нередко подчеркнуто резких, эмоционально напряженных

образов. Основными материалами этрусских скульпторов и керамистов была

бронза и терракота. Им уступали камень, драгоценные металлы, кость и

полудрагоценные камни, применявшиеся для изготовления украшений и гемм-

печатей. В живописи гробниц использовались минеральные краски разных

цветов, преимущественно теплых тонов, наносившиеся на сырую штукатурку,

реже на сухую, а порой и прямо на поверхность скалистых стен склепа. В

керамике применялись черный и красный лак, белая краска, пурпур.

Для этрусков не характерны монументальные и гражданские памятники,

подобные водружавшимся на площадях и улицах древнегреческих городов.

Значение этого вида искусства у этрусков, если он вообще существовал, было,

как и в древневосточных государствах – Ассирии, Финикии, Египте, -

невелико. В этрусской скульптуре нет статуй, намного превышающих

человеческий рост, но чаще встречаются изваяния, даже божеств, героев,

воинов, нарочито уменьшенные. И тем не менее созданные этрусками в камне,

терракоте, бронзе, золоте, кости, полудрагоценных и драгоценных камнях

произведения далеки от камерности и выражали не только личные настроения

мастеров и заказчиков, но и чувства всего народа.

Этрусские ваятели придавали большое значение цвету. На многих

терракотовых статуях и рельефах сохранилась раскраска, часто применялись

ярко-зеленая или темная бронза, камень-известняк с сурово-серой шероховатой

поверхностью, матово-кремовая кость, ярко-желтое золото или резные

полудрагоценные камни разнообразных цветов.

Работа скульптора в Этрурии вряд ли высоко оценивалась и была так же

почетна, как в Древней Греции. Во всяком случае, имена мастеров почти не

дошли до наших дней, известно лишь имя жившего в конце VI – начале V века

до н. э. Вулки, упомянутое римским ученым и писателем Плинием.

Памятники этрусского искусства были известны уже в средние века, но

особенный интерес к ним возник в эпоху Возрождения, когда с живописью и

скульптурой этрусков соприкоснулись крупнейшие мастера Ренессанса.

Итальянские гуманисты сознавали красоту и совершенство произведений

этрусков, их бронзовые скульптуры нередко подновлялись и реставрировались в

те годы. В XVIII веке появились первые фундаментальные работы об этрусках,

такие, в частности, как «Семь книг о царской Этрурии» Ф. Демпстера с

гравированными изображениями. В городе Кортоне создали «Этрусскую академию»

с целью сбора и сохранения материалов об этом народе. Одним из

исследователей, утверждавших самобытность этрусского искусства и

стремившихся определить его место в этрусском обществе, был немецкий

историк искусства Винкельман. Этот ученый, которого иногда называют

основоположником современной истории искусства, наиболее систематически

изложил свои взгляды на античное искусство в 1764 году, в знаменитой

«Истории искусства древности». Привлекали внимание ученых этрусские

росписи, обнаруженные при раскопках в Тоскане. В Вольтерре священник

Гварначчи основал первый этрусский музей, получивший его имя. В 20-х годах

XIX века заинтересовались найденными около Перуджи этрусскими надписями и

памятниками, обнаруженными во многих неразграбленных этрусских могилах.

Сведения о них опубликовал Э. Герхардт. В России этрусками занимался в

первой половине XIX века ученый А.Д. Чертков.

Гробница Реголини-Галасси, вскрытая в 30-х годах XIX века, сохранила

множество произведений искусства. Десятилетие спустя коллекционер Д.

Кампана открыл близ Вей большую, названную его именем, этрусскую

усыпальницу с рельефами. В 50-х годах XIX века найдена гробница Франсуа

близ Вульчи.

Во второй половине XIX века интерес к этрускам несколько угас, и даже

укоренилось мнение, что этрусское искусство – явление второразрядное, что

оно лишь отблеск и тень искусства греческого. Это убеждение было порождено

формальной точкой зрения на произведения этрусского искусства. Дело в том,

что высшим мерилом художественного творчества считалось греческое

искусство, с которым сопоставлялись шедевры других народов. Подобный

принцип был применен и к этрусскому искусству. Между греческими и

этрусскими памятниками искусства обнаружились удивительные параллели и

совпадения, которые механически объясняли тем, что этруски лишь копировали

недосягаемые греческие образцы.

Никто не отрицает, что греческое влияние в этрусском искусстве

действительно было очень велико. Настолько велико, что специалисты не без

основания считают авторами многих творений не этрусков, а греков, живших в

этрусских городах. Вместе с тем в художественных произведениях этрусков

можно различить типично восточные элементы. Однако в этрусском искусстве

есть черты, определяющие его подлинную индивидуальность, выражающие

типические особенности этрусской среды.

Своеобразие этрусского искусства ощущается особенно сильно в изделиях,

вышедших из мастерских чеканщиков по металлу и гончаров, а также во

фресках, украшающих могилы знатных этрусков. Оно проявляется в реализме, в

умении подчеркнуть характерные детали, что придает этрусскому искусству

грубоватость выражения, присущую местной италийской среде и отличающую

этрусское искусство от греческого.

Истинную красоту, скрытую в этрусских произведениях искусства, в

большинстве случаев трудно заметить при поверхностном осмотре. При первом

взгляде на этрусские памятники они производят впечатление непривычной

суровости, иногда даже жестокости. Лишь длительное изучение их содержания и

формы позволяет понять, в чем сила их эмоционального воздействия.

Наряду с реализмом, характерным для этрусского искусства, необходимо

подчеркнуть его тесную связь с мифологическим миром религиозных

представлений. Его герои были хорошо знакомы каждому этруску, они

сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. Не удивительно, что

мифология оказала влияние на художественное творчество. Боги, демоны,

легендарные титаны не были для этрусков тенями, отброшенными

несуществующими телами, наоборот, они представляли собой такую же

реальность, как их собственная жизнь. Наряду с бытовыми сценами и веселыми

пиршествами мифология и религия были наиболее обильным источником сюжетов

для этрусского искусства.

В XX веке широкие археологические работы в различных этрусских

городах и некрополях дали много нового материала. Ценные сведения ученые

получили во время исследований древних городов Марцаботто и Спина, раскопок

храмового комплекса в Вейях и у поселка Санта-Севера, близ Рима.

Эффективность изучения этрусского искусства в настоящее время повышается

благодаря использованию археологами новейших методов аэрофотосъемки пред

раскопками городов и фотоперископов при вскрытии склепов.

Крупнейшие этрусские археологические комплексы – городские и

погребальные – Марцаботто, Спина, Вейи, а также Черветери, Тарквинии,

Кьюзи, Вольтерра. Памятники этрусского искусства хранятся в основном в

собраниях Ватиканских музеев и Музее виллы Джулия, Археологическом музее

Флоренции, музеях Болоньи, Кьюзи, Вольтерры. Кроме этого, оригинальные

этрусские произведения имеются в коллекциях многих преимущественно

тосканских городов. Изделия этрусских мастеров можно встретить и в

различных странах мира. Богатое собрание их представлено за океаном – в нью-

йоркском Метрополитен-музее. Интересны памятники Британского музея Лондона

и парижского Лувра. В свое время Россия приобрела крупную коллекцию Д.

Кампана, сейчас она украшает залы Государственного Эрмитажа. Произведения

этрусского искусства есть в ГМИИ имени А.С. Пушкина в Москве, Музее

западного и восточного искусства Киева, Археологическом музее Одессы,

художественном музее Воронежа.

Периодизация этрусского искусства – одна из самых сложных проблем

современной этрускологии. Вопрос этот до сих пор занимает ученых, но

решения его не всегда одинаковы, хотя и сходны. Различные мнения при

определении границ отдельных эпох этрусского искусства объясняются как

слабой изученностью социально-политического и экономического развития

этрусских городов, так и трудностью точной датировки многих памятников.

Наиболее верна, по-видимому, точка зрения итальянских антиковедов, в

частности Р. Бьянки Бандинелли, который различает следующие этапы развития

этрусского искусства VIII – I веков до н. э. Характер искусства конца VIII

– VII веков до н. э., когда на художественную культуру этрусков сильное

воздействие оказывали народы Восточного Средиземноморья, определяется им

как ориентализирующий. Период особенно тесной связи этрусских мастеров VI –

V веков до н. э. с художниками Греции он называет архаикой и подразделяет

на два этапа – расцвет этрусского искусства с ионическими влияниями (600 –

475 гг. до н. э.) и спад экономической и культурной активности этрусков с

характерной тогда ориентацией на аттическое искусство (475 – 400 гг. до н.

э.). Для IV века до н. э. и части III века до н. э. он выбирает термин

«средние годы», указывая, что это время, когда римляне завоевывали

этрусские города (в 396 г. Рим захватил Вейи), было весьма трагическим для

этрусков.

Однако и в годы потрясений этруски продолжали активную деятельность, с

ними считались даже особенно агрессивные в ту эпоху римляне. Этрусское

искусство тогда не только не погибло, но обогатилось новыми образами и

формами, хотя и потеряло свою былую интенсивность. III – I века до н. э.

характеризуются как эллинистические. В завоеванных римлянами этрусских

городах жизнь несколько стабилизировалась, оживились искусства и ремесла.

Это был последний период расцвета. В художественной продукции все более

заметным становилось воздействие не только эллинистических образцов, но и

римских, все менее проявлялось присущее этрускам своеобразие, и к концу I

века до н. э. их творческие способности, которыми римляне всегда живо

интересовались, постепенно иссякли.

В периодизации Р. Бьянки Бандинелли, как в хронологии, так и

терминологии (ориентализирующий, архаический, эллинистический), сильна

связь с периодизацией греческого искусства. Понятно также, почему он

избегает для V – IV веков до н. э. термина «классический», которым

определяются годы расцвета и наивысшего внутреннего подъема эллинских

городов; этрусская реальность тех столетий была наполнена жестокой борьбой,

страданиями, страхом порабощения.

АРХИТЕКТУРА

Творческий дух этрусков проявился в таком прикладном виде искусства,

как архитектура. Для строительства городов и уникальных зданий, особенно

храмов, естественно, нужны были опытные архитекторы и инженеры.

Сохранившиеся укрепления в некоторых этрусских городах свидетельствуют о

том, что этруски умели решать довольно сложные технические задачи. Для

творчества этрусских зодчих наиболее типичны склепы. Они привлекают

внимание прежде всего своим внешним видом. Многие из них поражают

размерами, например гробницы из обширных некрополей в окрестностях Цере и

других городов. Могилы этрусков имели различное строение. К самому раннему

периоду относятся небольшие шахтовые могилы, на дно которых ставили

биконическую урну с пеплом умершего. Этот способ погребения мертвых был

известен на севере Италии еще в доэтрусскую эпоху. Глиняные урны прикрывали

крышкой, нередко в форме шлема. Наряду с кремацией мертвых хоронили в

могилах, напоминающих рвы.

С VII века до н. э. в Этрурии распространились могильные помещения в

виде круглой комнаты, в которую помещали саркофаг с телом умершего. Могилу

вытесывали в скале или сооружали из каменных плит. Круглые стены склепа

сужались к потолку. На ряд каменных плит, пригнанных друг к другу и

уложенных по окружности, клали следующий ряд, несколько меньшего диаметра,

так, чтобы он выступал с внутренней стороны. Таким образом постепенно

создавался ложный свод, естественно менее прочный, чем свод настоящий.

Чтобы потолок не обрушился, центр свода обычно подпирали толстым столбом.

До этрусков ложный свод знали еще греки, применявшие его в знаменитых

микенских могилах, но не им принадлежит честь его изобретения. Цепочка

тянется дальше на Восток. Вероятно, ложный свод свидетельствует о

заимствовании древними греческими и этрусскими зодчими строительных методов

Востока. Ранняя греческая архитектура, как и этрусская, не избежала

восточного влияния.

Внутреннее помещение могилы соединялось с внешним миром ходом,

заканчивавшимся дверью, которая буквально и символически связывала мир

мертвых с миром живых. В некоторых случаях коридор, ведущий к могиле,

служил погребальным помещением, как, например, в известной «Могиле Реголини-

Галасси». Могилы подобной конструкции, обозначаемые греческим термином

«толос», были широко распространены.

Типичны для этрусских некрополей и внушительного вида склепы, так

называемые тумулы, обнаруженные в окрестностях нескольких этрусских

городов. Особенно известны тумулы, расположенные вблизи от Цере. Строился

тумул так: вокруг большого склепа или нескольких небольших могил сооружали

круговой фундамент, на который насыпали глиняный куполообразный холм.

Тумулы производят величественное впечатление благодаря строгой простоте и

большим размерам – самый крупный в Цере имеет в диаметре 48 м, т. е. по

площади равен небольшому городскому кварталу. Строительство таких могил,

разумеется, обходилось недешево. Их внутреннее убранство свидетельствует о

том, что возводились они лишь для погребения знатных людей.

Тумулы строили до VI века до н. э. Одновременно получило

распространение и более простое погребальное сооружение – каменный склеп с

дверьми, но без верхнего сферического глиняного холма, нередко

вытесывавшийся в скалистых отрогах гор. Подобные склепы постепенно

вытесняли обширные куполовидные гробницы, но не стали единственной формой

захоронения у этрусков. В последние века до нашей эры погребальный обряд

упростился. Участились случаи кремации тел, что обходилось дешевле пышного

погребения в склепах.

Города мертвых сооружались этрусками столь же добротно, как и города

живых, а может быть, еще тщательнее. Жилые дома в этрусских городах чаще

всего представляли собой легкие здания, а обширные некрополи, эти

выдающиеся творения этрусских инженеров, строились прочно и массивно, на

века, чтобы они давали надежный приют тем, кто в них покоится. Этрусские

гробницы в окрестностях Цере, Тарквиний, Ветулонии и Популонии – уникальные

в своем роде сооружения.

Некрополи располагались вблизи от городов и представляли собой

замкнутый комплекс, своеобразный мир в себе. Города мертвых были настоящими

двойниками и спутниками мира живых. Царские гробницы строились не

хаотически одна возле другой, общий план некрополя был продуман, в нем

чувствуется та же целеустремленность, что и в планировке городов.

Этрусские кладбища не только выдающиеся памятники архитектуры. В

склепах сохранилась обстановка и утварь, благодаря которым мы можем ближе

познакомиться с бытом этрусков и глубже проникнуть в их духовный мир.

ЖИВОПИСЬ

Значение этрусских склепов для изучения культуры не исчерпывается

техническим совершенством и своеобразием построек и уникальностью

обнаруженных в них находок. Многие могилы стали богатым источником сведений

о живописи этрусков, одной из наиболее интересных сторон искусства этого

народа. Этрусская живопись – самая ранняя живопись Италии и в некотором

смысле уникальный источник для понимания античной живописи вообще.

Этрусские погребальные фрески и картины на терракоте дают возможность

изучить развитие живописи в Италии на протяжении пяти-шести веков.

Наиболее богатые этрусские гробницы представляют собой настоящие картинные

галереи. Римская живопись II-I вв. до н. э. выросла на богатой

художественной традиции этрусков.

К самым древним этрусским гробницам, украшенным фресками, относится

«Грот Кампана», находящийся в окрестностях древних Вей. Эту могилу VI века

до н. э. нашли в 1842 году. Фрески «Грота Кампана», бесспорно,

свидетельствуют о зарождении этрусской стенной живописи. По ним видно, что

художнику еще было трудно изобразить движение и равномерно распределить

детали картины по всей площади, соблюдая между ними пропорцию. Фрески

создают впечатление скованности. Не исключено, что этому немало

способствовало и влияние восточного искусства, образы и сюжеты которого

фигурируют на фресках. Сказочные чудовища – сфинксы и хищные звери –

изображены рядом со сценой охоты, которая вдохновила художников,

оформлявших другие склепы. Охота, вероятно, играла важную роль в жизни

этрусской аристократии. Более тщательный анализ выявляет не только

восточное, но и критское влияние. Даже этот ранний памятник привлекает

яркими красками, типичными для всех этрусских фресок.

Поистине уникальна стенная живопись склепов в окрестностях Тарквиний.

Здешние находки относятся к разным периодам. Самые ранние могилы датируются

второй половиной VI века до н. э., самые поздние – II веком до н. э.,

следовательно они являются свидетелями почти всей истории взлета и падения

этрусского народа. Как и в склепах, находящихся в других частях Этрурии,

стенная живопись в Тарквиниях должна была создавать иллюзию, что место

вечного отдыха этрусских вельмож – их дом, полный жизни, и что смерть не

лишила его обитателей связи с миром.

К самым ранним склепам, украшенным фресками, относится «Могила с

быками» (вторая половина VI века до н. э.), названная так потому, что на ее

стенах дважды изображены быки. Их стилизованные контуры нанесены простыми,

даже грубоватыми штрихами. Это упрощение не режет глаз, несмотря на то что

художник не сохранил пропорций тела животных, удлинив и сузив его. Смысл

этого изображения до сих пор неясен. Возможно, этрусский художник находился

под влиянием распространенного в Средиземноморье представления о быке как о

символе плодородия. Если это действительно так, то, видимо, художник хотел

противопоставить бренности бытия, о которой не может не думать каждый, кто

входит в склеп, идею постоянно обновляющейся жизни.

Из фресок, сохранившихся в «Могиле с быками», особенно интересна

сцена, изображающая последнее мгновение перед смертью троянского героя

Троила, сына царя Приама. Троил скачет к водоему, чтобы напоить своего

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.