рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История открытия первобытного искусства

История открытия первобытного искусства

Министерство образования РФ по связи и информатизации

СибГУТИ

Кафедра СПТ

История открытия первобытного искусства

(Домашняя письменная работа по культурологи)

Выполнил: Студент гр. П-21

Летяев Д. Е.

Проверил: ст. пр. Микиденко Н. Л.

Новосибирск 2002

Содержание

1) Содержание стр. 1

2) Введение стр. 2

3) Первобытная эпоха, периодизация стр. 3

4) Первобытное искусство стр. 4

a) Пещера Ласко стр. 6

b) Пещера Альтамира стр. 7

c) Стоунхендж стр. 8

5) Начало религии стр. 9

a) Матриархат, патриархат стр. 10

b) Фетишизм стр. 11

c) Тотемизм стр. 11

d) Музыка древнего мира стр. 13

e) Заключение стр. 15

f) Список использованной литературы стр. 16

Введение

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в

первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально

охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху

существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в

удалённых уголках планеты, до наших дней.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности -

искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное

искусство отразило первые представления человека об окружающем мире,

благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило

общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира

искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый

камень выполнял в трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как

знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или

человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и,

обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или

человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени

предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние

люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных

взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали

древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие -

схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство

исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились

приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на

стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и

беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине

пальцами той же руки.

На эти и многие другие вопросы отвечает история открытия первобытного

искусства.

Первобытная эпоха, периодизация

Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет

начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и

доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время

приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за

12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период

среднего каменного века, или мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и,

наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с

восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Именно в этот последний

период произошла так называемая неолитическая революция, означавшая переход

от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему

(земледелие, скотоводство). В некоторых районах Европы к первобытной эпохе

относятся и пришедшие на смену неолиту сначала медный, а затем бронзовый

век, когда древние люди стали использовать орудия труда не только из камня,

но и из этих металлов.

Первобытное искусство зародилось на территории Европы еще во время

позднего палеолита примерно за 30 тыс. лет до н.э. Речь идет прежде всего о

наскальных изображениях - древних рисунках на стенах пещер, на открытых

каменных поверхностях и на отдельных камнях. Наскальная живопись достигла

расцвета в пятнадцатом - тринадцатом тысячелетиях до новой эры. Именно в

эту эпоху так называемого вюрмского оледенения древние люди стали покрывать

стены и своды пещер настоящими живописными «полотнами», хорошо

передававшими форму, пропорции, цвет и объем изображаемых объектов. Самые

яркие образцы такого первобытного искусства были обнаружены в пещерах Южной

Франции и Северной Испании. Они в первую очередь и вошли в Список

Всемирного наследия.

Истории человечества известен ряд последовательно сменяющих друг друга

общественно экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая,

феодальная, капиталистическая... Предмет изучения первобытной истории

составляет первая из них, охватывающая весь огромный период времени от

появления на земле человека до возникновения классовых обществ и

государств. История первобытного общества изучает происхождение человека,

зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его

материальной и духовной культуры. Важнейшей задачей истории первобытного

общества является установление основных особенностей первобытнообщинного

строя, выявление общих закономерностей его становления, развития и распада,

изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо

искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно

возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало

воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища,

пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и

скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты,

свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия,

развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у

племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-

Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой

мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных

охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические

фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на

рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением

homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы

(так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-

Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были

людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них

был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок,

который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они

походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У

них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои

действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи

жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с

зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Первобытное искусство.

Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были

созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки,

преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня.

Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно,

меховую одежду.

Помимо ''одетых'' статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с

непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые

''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок

наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически

статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся

вырезанные из кости или камня фигурки животных.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита,

характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют

собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской -

красной или желтой, а изредка - заполненные круглыми пятнами или полностью

закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер,

освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не

знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е.

намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми

обязательно существует смысловая связь.

Первые образы наскальной живописи - росписи в пещере Альтамира

(Испания), относящиеся примерно к XII тыс. до н.э. - были обнаружены в

1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и

Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.

Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как

правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы

увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно

преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались

сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и

озера.

Постепенно человек не только овладевал новыми способами обработки

мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но

и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние

мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску

различной густоты, изменял насыщенность тона.

Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее

первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных

рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут в паническом

страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние ноги поджаты, задние

выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и

ощетинившись.

Пещерные росписи имели ритуальное назначение - отправляясь охотиться,

первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была

удачной, а добыча - легкой. Это подтверждается характерными наложениями

одних рисунков на другие, а также их многочисленностью. Так изображение

большого количества быков в росписях Альтамира не какой - либо

художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания

фигур.

Вместе с тем уже в то время в наскальных ''картинах'' появились первые

признаки повествовательности - грунтовые изображения животных, означающие

стадо или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в

пещере Ласко (около XV тыс. до н.э., Франция).

Интересна красочная ''картина'' из пещеры Фон де Гом (около XII тыс.

до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в

сторону льва, который готовится к прыжку.

Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об

этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с

вонзенными в них дротиками или гарпунами; умирающие хищники, у которых из

раскрытой пасти льется кровь; мамонт попавший в ловчую яму (первобытные

''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно на другое - иначе

передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей,

пронзенных множеством дротиков; рядом – условные изображения копьеметалок,

охотничьих изгородей, сетей.

Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита,

- наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского

полуострова, в Испании, (между VIII и V тыс. до н.э.). Они расположены не в

темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и

гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее

70 отдельных групп изображений.

Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита.

Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину,

сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида

носорогов - около 14 см., а высота фигурок людей - в среднем всего 5-10 см.

''Художники'' использовали, как правило черную или красную краску.

Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть

туловища человека красной, ноги - черной.

Характерная особенность наскального искусства - своеобразная передача

отдельных частей человеческого тела. Непомерно длинное и узкое туловище,

имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в

талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая

и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.

Как и изображения, найденные ранее в Испании и Франции, росписи

периода мезолита полны жизненной силы: животные не просто бегут, а словно

летят по воздуху.

Люди изображенные на светло - сером фоне скал, также полны

стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной

четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства ''художники'' этого

периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно

превосходят пещерных ''живописцев''. В наскальной живописи появляются

многофигурные композиции, в основном повествовательного характера: каждый

рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.

Шедевром наскального изобразительного искусства периода мезолита можно

назвать рисунок в ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем -

две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает

сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной

ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.

Пещера Ласко

Эта пещера, расположенная поблизости от городка Монтиньяк, была

случайно открыта местными школьниками осенью 1944 г. Они же стали ее

первыми хранителями, оберегавшими новоявленные сокровища от посторонних.

После окончания Второй мировой войны здесь был создан музей.

Пещеру Ласко иногда называют «Сикстинской капеллой первобытной

живописи». И действительно, это, по-видимому, высшее художественное

достижение эпохи позднего палеолита. Стены пещеры украшают около ста

изображений различных животных - зубров, носорогов, быков, лошадей, оленей,

козлов, а также сцены охоты. Они написаны с использованием красного,

желтого, коричневого и других тонов и обведены темными контурами. Можно

согласиться с автором книги об искусстве древнего мира Л.Д. Любимовым,

который пишет, что эти рисунки передают «силу зверя, его величие, как бы

саму душу, красоту зверя в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное

присутствие в окружающем мире».

Осмотр пещеры обычно начинают с так называемого Большого зала, где

находятся изображения быков, оленей и выполненные золотистой охрой рисунки

скачущих лошадей. Во втором помещении своды украшены колоритными головами

баранов и оленей, изображением большой черной коровы. А в третьей части

пещеры внимание привлекает уникальная для палеолитического искусства сцена

охоты на бизона.

Уникальная древняя живопись пещеры Ласко уцелела во многом благодаря

тому, что еще в доисторические времена вход в нее оказался заваленным. Но

через два десятка лет после ее открытия на поверхности рисунков стал

появляться зеленый грибок. Чтобы предотвратить его распространение, в 1963

г. власти закрыли пещеру для посетителей, а в соседней пещере создали музей

Ласко-2, представляющий собой тщательно выполненную копию части изображений

пещеры Ласко.

Пещера Альтамира

Не менее знаменитая пещера Альтамира находится на севере Испании, в

провинции Сантандер. Она расположена между побережьем Бискайского залива и

северными склонами Кантабрийских гор. Эта пещера, вход в которую также

оказался засыпанным, была открыта в 1868 г. А через десять лет испанский

археолог Марсе-лино Саутуола обнаружил здесь наскальные рисунки позднего

палеолита, изображавшие зубров, быков, кабанов, оленей, лошадей и других

животных. Живопись Альтамиры также многоцветна: древние художники

пользовались охрой, оксидом марганца, древесным углем, мергелем, карбонатом

железа.

Все это относится в первую очередь к главному залу пещеры длиной в 18

м, который расположен непосредственно за входным коридором. На его потолке

более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили около 20 бизонов,

лошадей и кабанов. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с

необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися,

бегущими, лежащими, ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует,

так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная

живопись была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей

почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких

коридоров, удобнее рассматривать - так сказано в путеводителях - лежа на

спине.

Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как

подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана.

Почти целое столетие доступ посетителей в пещеру не ограничивали. Но потом

заметили, что искусственное освещение и дыхание людей отрицательно влияют

на уникальные древние изображения. Поэтому свободное посещение пещеры

фактически запретили, и уж во всяком случае записываться в очередь нужно

очень задолго. Зато точную копию Альтамиры можно без затруднений осмотреть

в Мадридском археологическом музее.

Затем в Списке Всемирного наследия обнаруживается временной перерыв

примерно в десять тысячелетий. Следующие по хронологии из внесенных в него

объектов относятся уже к концу неолита, к последующему медно-каменному веку

(энеолиту), а отчасти и к бронзовому веку, когда человек стал пользоваться

более совершенными орудиями из металла и другими достижениями неолитической

революции. К числу этих объектов принадлежат наскальные изображения в двух

районах Скандинавии и в Северной Италии.

Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в

том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив

охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.

Наскальная живопись позволяет представить, как выглядел первобытный

человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь

изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью

нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные

прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На

женщинах - длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена.

В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни

первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в

наскальных росписях. По - прежнему основным занятием людей являлась охота

на диких животных. Лук - главное изобретение этого периода каменного века -

стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник,

вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и

метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными

стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и

собаки, одомашненные в то время.

Сохранились рисунки, посвященные различным приемам охоты:

выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота -

опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный

бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.

В период нового каменного века, или неолита (около IV тыс. до н.э.),

пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре -

глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство

однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей,

особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от

Средиземного моря до Байкала.

И, наконец, большое распространение получили примитивные каменные

столбы - менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из

больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо

отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские

каменные плиты, - кромлехи.

Стоунжендж

Из этих сооружений наиболее известен Стоунхендж, (графство Уилтшир,

южная Англия) расположенный неподалеку от г. Солсбери. Его называют восьмым

чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Стоунхендж был возведен на

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.