рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Культура Китая Древность и средневековье

4. Северный и Южный Китай.

Крушение Ханьской империи – крупнейшей государственной организации

древнего мира – нанесло решительный удар устоям рабовладельческого строя. И

разбило китайскую империю на Северный и Южный Китай.

Северный Китай – этот древнейший очаг китайской культуры, где

находились экономически наиболее развитые и густозаселенные территории,

превратился в арену почти 100-летней войны.

Территория Северного Китая ко времени тобийского завоевания и

образования Северовэйского государства являла картину упадка. Города

превратились в развалины, их жители были истреблены, уведены в плен или

бежали на юг. Ремесло сохранилось лишь кое-где в деревне. Торговать стало

почти невозможно, а обмен осуществлялся натуральным способом. Функции денег

зачастую выполняли шелковые ткани и лошади.

Лишь новое грандиозное нашествие прекратило эти беспрерывные военные

столкновения и походы. Покорителями всего Северного Китая стали западные

сяньбийские племена тоба. На завоеванной территории создавались новые

органы власти по китайскому образцу. При Тоба Тао, внуке Тоба Гуя, в

Северном Китае установилось тобийское правление с династией, известной под

названием Северный Вэй.

Хотя бывшая кочевая знать продолжала держаться у власти, процесс

китаизации шел сравнительно быстро. Вэйские государи широко использовали

знания и опыт китайцев и старались перенять их культуру.

Государственным языком стал китайский язык, а тобийский был запрещен.

Для укрепления власти тобийцам понадобилась не только китайская система

управления, но и развитое религиозное учение. Это идеологическое оружие они

нашли в буддизме.

Монастырям разрешалось взимать подати с крестьян – держателей

государственных наделов, если они исповедовали буддийскую религию.

Монастырям передавали в качестве рабов преступников, приговоренных властями

к смертной казни. Под управлением монахов открывались общественные

зернохранилища в деревнях.

Вэйские государи жертвовали большие средства церкви и давали золото на

изготовление статуй Будд. К VI в. в государстве Северный Вэй насчитывалось

до 50 тыс. монастырей и до 2 млн. монахов.

Южное государство имело довольно широкие связи с народами Индокитая и

Индии. В Китай нередко прибывали буддийские проповедники. Вместе с

религиозными миссиями приезжали купцы и привозили из далеких стран ценные

товары. В Индию из Китая постоянно отправлялись на поклонение святым местам

буддийские монахи.

Внешние связи стимулировали развитие мореплавания и судостроения.

Китайские источники относят к V в. изобретения в области плавки

металлов.

В Цзянькане жили видные ученые и писатели; в области математических

знаний большой вклад сделал ученый Цзу Чун-чжи.

Известны труды философа-материалиста Фань Чжэня, который критиковал

идеализм и мистику современных ему учений. В 507 г. он закончил трактат «О

смерти духа», в котором опровергал тезис о бессмертии души.

Историки того времени собирали документы – памятники прошлых лет – и

записывали сведения о современных им событиях.

Свои имена прославили поэты, критики; многие из них были вольнодумцами.

Наиболее ярким талантом выделялся Тао Юань-мин (Тао Цянь – 365 – 427 гг.) –

автор утопии «Персидский источник».

Культура раннего средневековья отражает значительное влияние буддизма.

Сохранились многочисленные скульптурные изображения Будд громадных и самых

малых размеров.

Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других

местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства:

превосходную настенную живопись и скульптуры.

Политика осуществления надельной системы способствовала подъему

сельского хозяйства, расширению посевов, увеличению количества собираемого

зерна. Отстраивались некоторые города, ставшие культурными центрами,

оживились торговые связи.

Во второй половине VI в. экономические и политические различия между

Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских правителей

в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном – Чжоу пришли

китайцы.

Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюрскими

племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины

настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны.

Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали

экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь посевов,

выросла численность населения. Начали заново отстраиваться разрушенные

города, оживилась торговля.

За особую плату отыскивали и свозили в императорские книгохранилища

свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений.

Во время внутренних войн и нашествия кочевников в IV – V вв. почти все

города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян

превратились в руины. В Южном Китае сохранились ранее возникшие

немногочисленные города, но их жизнь мало чем отличалась от деревенской.

Лишь в VI в. оживилась городская жизнь и началось градостроительство.

Города возникали как пограничные города-крепости, как торгово-

ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья, или как

морские порты. Чаще всего города обносились земляными валами, а внутри

сооружались стены и создавались замкнутые кварталы.

В городах жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники и

военоначальники, купцы, монахи и ремесленный люд. Там находились

средневековые школы и библиотеки, работали ученые, учителя, наставники,

специалисты военного искусства.

В Суйской и Танской империях одновременно с сооружением городов

развивалось и городское ремесло.

В разных районах страны возникали горнодобывающие и плавильные

промыслы.

В провинции Цзянси сложился центр производства керамических и

фарфоровых изделий; в Янчужоу строились корабли.

Из «города парчи» Чэнду шелковые ткани вывозили в столицу или

отправляли на запад по Великому шелковому пути. Чэнду был также центром по

изготовлению бумаги.

Добыча соли, обработка металлов и камня, вываривание сиропа из

сахарного трасника велись в широких масштабах.

Каменотесы, резчики по дереву и камню, лепщики строили и украшали

дворцы, храмы, жилые помещения.

Вместе с буддистами в Китай пришло искусство монументальной скульптуры,

строительство многоэтажных пагод и скальных храмов.

В стане возводились прочные мосты без опор. Мост, выстроенный под

Лояном, используется и в наши дни.

В городских лавках-мастерских полировали ртутью бронзовые и серебряные

зеркала, шили одежду и туфли, делали колбасы, музыкальные инструменты,

украшения из серебра, золота, драгоценных камней, изготавливали весы и

разновесы.

В VII - VIII вв. значительного развития достигло казенное ремесло.

Продукция казенных рудников и плавилен, оружейных, ткацких мастерских,

монетных дворов, мастерских по вырезанию печатей, по изготовлению экипажей

и т.д. шла ко двору и никак не влияла на формирование рынка.

В тех отраслях ремесла, где требовался квалифицированный труд,

феодальные власти стремились превратить занятие ремесленников в

наследственное.

В VII в. была установлена единая государственная денежная единица

(цянь) – крупная монета с квадратным отверстием, которая обращалась в стане

более 1200 лет. Эти монеты нанизывали на шелковый шнурок, образуя связку.

Социальные столкновения и нашествия кочевников, происходившие в годы

перехода от рабовладения к феодализму, не нарушали приемлемость китайской

культуры, хотя и вызывали некоторый ее упадок. Из шелковых свитков, на

которых были написаны сочинения, шили одежду и мешки. Создание новых

творений человеческой мысли в новых условиях было затруднено. Однако на

Севере, как и на Юге, многие ученые и писатели продолжали свою

деятельность.

После объединения страны сложились новые возможности для развития

научных знаний, искусства, литературы.

Ученые расширили свои знания о тайнах природы. Китайские алхимики,

отыскивая для императоров эликсир бессмертия, проводили многочисленные

опыты, раскрывая свойства металлов и минералов. Лекари изучали целебные

свойства растений, совершенствовали медицину, перемежая научные знания

волшебством и магией.

Средневековые инженеры и математики использовали свои знания при

строительстве городов, каналов и крепостных стен.

Наблюдения за сменой сезонов, за небесными светилами способствовали

развитию астрономических знаний, а также составлению гороскопов и

предсказаний.

Большое развитие в VII в. получило историописание. Ли Ши-минь превратил

это занятие в официальное, тем самым феодальное государство

монополизировало составление историй. Чиновники-историки подготовили для

опубликования истории предыдущих эпох, сформировав их по образцу

«Исторических записок» Сыма Цяня. Начало «Истории династии Цзинь» даже было

написано самим Ли Ши-минем. В специальном учреждении историки-архивариусы

собирали и обрабатывали сведения о текущих событиях и отдельных деятелях.

Тогда же появились и критики исторических трудов; первым из них считается

Лю Чжи-цзи, который закончил в 710 г. труд «Проникновение в историю».

Исторические труды включали сведения об экономике, государственное

правлении, культуре, календаре, этикете, войнах, народных восстаниях,

стихийных бедствиях, космических явлениях, о народах, обитавших вблизи

Китая, и о далеких странах.

Суйские и танские императоры начали собирание древних трудов, за

доставленные в императорскую библиотеку свитки или фрагменты произведений

платили шелком. Специальные ученые восстанавливали многие из них или

переписывали на бумагу. В ту пору большого подъема достигло искусство

каллиграфии.

При дворе императора Ли Лун-цзи в VIII в. было создано высшее собрание

ученых, позднее получившее название академии Ханьлинь.

Высокого расцвета достигла китайская поэзия. Ее прославила плеяда

блестящих поэтов от Тао Цяня (365 – 427) с его социальной утопией

«Персидский источник» до творений великих стихотворцев Ли Бо (699 – 762) и

Ду Фу (712 – 770).

Среди китайских живописцев особую школу создал Ван Вэй. Большое

распространение получила живопись на шелку или на бумаге в виде свитка.

На искусстве и архитектуре сказалось влияние буддизма, о чем

свидетельствуют многоэтажные каменные пагоды, скульптурные изображения Будд

и религиозная роспись монастырских пещер.

При императорском дворце развилось светское искусство, в стихах и

красках прославлялась земная простота, природа и веселье. Был создан театр,

показывавший пантомимы.

С расширением внешних связей империи в страну стали проникать сведения

о достижениях культуры. В искусстве, в знаниях и некоторых отраслях

производства отразились индийские, среднеазиатские влияния, а также влияние

культур малых народов

5. Китай в период Сунской империи.

В социальной жизни китайской империи X – XII вв. произошли некоторые

изменения.

В X – XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города

от деревни. В разных районах страны возникали новые города, разрастались

старинные поселения. Наряду с административными центрами к городам

причислялись и военные крепости. Кроме того, начали складываться новые

торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжень и ши.

Города обычно были обнесены высокими стенами и рвами, ворота на ночь

закрывались. За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады,

которые вновь окружали стенами, образуя внешний город.

К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство.

Дворцовые постройки и дома знати с этого времени возводились в два-три

этажа. Они отличались большой пышностью, были украшены резьбой, красным

лаком и цветной черепицей.

В крупных городах имелось довольно хорошо налаженное городское

хозяйство: специальные цехи занимались доставкой воды, очисткой городов от

мусора и нечистот, несением пожарной службы.

Развитие городов в Китае было связано с расширением ремесленного

производства, главным образом отраслей, обслуживающих господствующий класс.

Особенность ремесленного производства являлось увеличение добычи и

обработки металлов. Одновременно расширилась добыча свинца, олова, ртути,

золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов;

стали применяться каменный уголь и химические реактивы, а также

гидрометаллургический метод плавки меди.

Большое распространение получило кузнечное дело. Основной продукцией

ремесленников, изготовлявших металлические изделия, было оружие, ножи,

гвозди, котлы, обручи, посуда.

Дальнейшего развития достигло производство высококачественных тканей.

Десятки видов различных шелковых тканей изготавливались в южных провинциях

(Чжэнцзян, Цзянсу, Сычуань); был изобретен способ тканья декоративного

полотна. В XI в. в Китае появилось сырье, необходимое для изготовления

хлопчатобумажных тканей: из Средней Азии и островов Индокитайского океана

был завезен хлопок. Изобретение станка для очистки хлопка и многоверетенной

прялки дало китайским мастерам возможность уже в XII –XIII вв. выпускать

ткани из сплошной хлопчатобумажной нити без применения льна и конопли.

В сунский период значительно усовершенствовалось изготовление

керамических и фарфоровых изделий, появились зеленые и серо-голубые сосуды,

названные в Европе селадоновыми, и изделия, декорированные причудливой

сеткой подглазуренных трещин, - так называемые кракле.

В то же время возникли и новые отрасли ремесла, которые обусловили

новые научные открытия. Так, средневековые алхимики изобрели порох,

нашедший применение в пиротехнике.

Развитие судостроения и мореходства потребовало создание примитивного

компаса.

Важнейшим достижение китайской науки было изобретение книгопечатанья.

Широко было распространено изготовление бумаги.

На улицах китайского города располагалось бесчисленное количество

мастерских по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров,

зонтов, туши, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т.д.

Разделение труда между различными мастерскими происходило весьма

интенсивно и сопровождалось увеличением числа ремесленных профессий: в

ткацком производстве выделялись прядение, ткачество и крашение.

Основным типом ремесленных предприятий в городах была мастерская-лавка,

где ремесленник трудился вместе с членами своей семьи, подмастерьями и

учениками и сам продавал свои товары.

В XII – XIII вв. в ремесленных кварталах возникли уже мастерские и

лавки значительных размеров. В XIV в. в Ханчжоу имелась шелкоткацкая

мастерская, где по найму работали свыше 10 человек, получавших от хозяина

одежду, пищу и ежедневную денежную плату.

С XI в. цехи превратились в официальные и обязательные объединения.

Существовала определенная иерархия цехов.

В XII – XIII вв. существовал наем рабочей силы. В крупных городах

определялись места найма, - это были мосты или чайные, куда по утрам

собирались все, кто искал работу или хотел нанять работника или слугу.

Препятствием для развития ремесла и рынка являлась казенная монополия

на добычу соли и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и

продажу древесного угля, на производство и сбыт чая, вина, дрожжей, уксуса.

Казенные мастерские были сосредоточены в крупных ремесленных пунктах, в

местах добычи полезных ископаемых и в обеих сунских столицах – Кайфыне и

Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие

мастерские, печатные и монетные дворы.

Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и

высшей знати, на оснащение армии, на уплату дани чжурчжэням и киданям, и

частично на внешний рынок.

По большим праздникам собирались ярмарки, чаще всего проходившие на

территории храмов и монастырей.

С потерей в XII в. Севера и окончательном перемещении центра

экономической жизни в юго-восточные провинции удельный вес морской торговли

во внешнеторговом обороте значительно вырос.

Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600 – 700

человек и большое количество грузов.

Подчинение властям ремесленных и купеческих организаций, их фискальная

роль, политическое бесправие ставили горожан в положение почти равное

деревенским жителям. Развитие городов, ремесла и торговли сковывали те же

феодальные узы.

Новые веяния в политической жизни вынудили сунскую династию постоянно

заботиться об идеологическом укреплении своей власти. В связи с

секуляризацией церковных земель и острой критикой доктрин буддизма и

даосизма правительство считало поддержку со стороны церковнослужителей

недостаточной.

В поисках государственной доктрины, призванной служить идеологической

опорой феодальной монахи, сунский дом обратился к конфуцианству, бывшему на

протяжении многих веков воплощением «государственной мудрости». Указом

императора Конфуций был канонизирован, в честь его сооружали храмы, а его

потомкам предоставлялись разнообразные льготы.

Одним из существенных элементов конфуцианства был культ императора –

Сына неба, что как нельзя лучше можно было приспособить для целей усиления

централизации власти.

Китайское феодальное общество в X – XII вв. было отмечено значительным

подъемом научных знаний.

Особенного развития достигли науки о природе и физиологии человека.

Немалую роль в распространении знаний сыграло книгопечатание с резных

досок – ксилография. Появление ксилографической книги резко удешевило

образование и способствовало расширению знаний. В 1041 – 1048 гг. в Китае

был изобретен подвижный (наборный) шрифт, авторство которого предписывают

простолюдину Би Шэну.

В большом количестве стали издаваться политические трактаты,

публицистические произведения и географические описания. Расширился круг их

читателей.

В столице и других городах открылись казенные и частные типографии,

появилось много книжных лавок, создавались частные и казенные библиотеки,

развивалось школьное образование.

В дворцовых книгохранилищах велась многообразная литературная работа по

комментированию, изданию классических произведений древности и различных

исторических сочинений.

К этому времени относится деятельность ученых-энциклопедистов. В X в.

ими был создан колоссальный энциклопедический сборник, куда вошло около

1690 произведений. Наиболее выдающимся ученым-энциклопедистом был Шэнь Ко

(1030 – 1093) – автор многих трудов. Он предложил новый солнечный календарь

без 13-го вставочного месяца, конструировал астрономические приборы,

занимался математическими науками, химией, физикой, медициной, биологией.

Ученый Цзя Сянь написал труд об искусстве счета; Шао Юн выдвинул теорию

развития вселенной и предложил новые методы лечения при помощи уколов и

прижиганий. Чжан Цзы писал труды по военному искусству.

Расширились познания китайцев об иностранных станах и о ближних соседях

Китая – японцах, киданях, тангутах. Создались описания этих стран и

особенно районах собственно Китая. Именно в то время появился новый жанр

географических сочинений (дифан чжи) – описаний отдельных местностей

империи.

В различных областях стали применятся нововведения: порох – в военном

деле, магнитная стрелка – в морском, водяные часы.

Появились разнообразные труды по отдельным отраслям медицинских знаний.

Средневековые врачеватели пользовались покровительством правительства, и

для издания медицинских книг был основан особый комитет.

Создались многотомные труды по астрономии, математике, ботанике,

геологии.

Однако приоритет в средневековой науке по-прежнему оставался за

гуманитарными областями знаний.

Историописание – традиционно почитаемое в Китае занятие, достигло

особенного подъема. Выдающиеся историки писали многотомные монументальные

труды, создавали новые жанры исторических произведений. Сторонник реформ

Оуян Сю, работая над династийными историями, доказывал преимущество

централизованной монархической деспотии. Из историков того времени наиболее

знаменит Сыма Гуан. Его капитальный труд по истории Китая (с IV по X в.

н.э.), получивший от императора за утилитарный и надзирательный характер

название «Всепроникающее зеркало, управлению помогающее» («Цзычжи тунцзянь

ганму»), стал образцом для многих поколений историков.

Усложнилась методика работы над историческими сочинениями. В ней

появились элементы исторической критики; новым явлением стало написание

комментариев к династийным историям.

Традиционное в Китае собирание реликвий древности переросло в изучение

памятников культуры. Оуян Сю, крупнейший коллекционер своего времени,

впервые стал рассматривать эпиграфические надписи как источник по истории и

идеологии древнего Китая.

В сунское время началось движение за «новое толкование» классических

произведений конфуцианского канона. Ученые и писатели противопоставили

древнюю культуру новой, т.е. современной им культуре средневекового Китая.

Особенный интерес философов привлекли проблемы мировоззрения, которые

обычно обходились конфуцианцами; особенно тщательно стремились разобрать

гносеологическую теорию.

Выдающийся философ Чжоу Дунь-и (1017 – 1073), автор «Изъяснения плана

Великого передела» и «Книги проникновения», разработал эту проблему с

материалистических позиций. Он развил древние натурфилософские

представления о пяти первоэлементах, составляющих основу материальной

природы. Он внес новое понятие диалектики в свое учение и соединил воедино

концепции круговорота первоэлементов с концепцией движения

противоположностей.

Развитие элементов диалектики и стихийного материализма происходило в

борьбе против идеализма. Выразителем идеалистического направления в XI в.

были братья Чэн Хао (1023 - 1085) и Чэн И (1033 – 1107), признавшие законом

жизни, сущностью и закономерностью вещей духовное начало ли.

Учение философов XI в. позднее развивал Чжу Си (1133 – 1200),

считающийся основателем реформированного конфуцианства, известного как

неоконфуцианство или чжусианство. Его учение стало ортодоксальной

идеологией господствующего класса в последовавшие века.

Острые социальные противоречия, борьба общественных сил нашли свое

выражение в литературе, публицистике, поэзии.

В художественных произведениях критиковались феодальные порядки,

религиозные суеверия.

Большой интерес стал проявляться к человеческой личности. Для

творчества многих авторов характерны социальные мотивы, протест против

угнетения и несправедливости.

Особое место в сунской поэзии принадлежало Оуян Сю – основателю сунской

поэтической школы, возглавлявшему движение за обновление китайской поэзии,

последователю известного танского ученого и поэта Хань Юя (768 – 824).

В сунское время развивались и демократические жанры литературы. Ее

героями становились образованные горожане, купцы, ремесленники, выходцы из

низших слоев общества.

Атмосфера городской жизни, народные зрелища на городских площадях и

улицах, скоморошьи представления, театрализованные рассказы сказителей

питали влиятельное демократическое течение в литературе, представленное

городской средневековой повестью хуабэнь.

6. Китай в период династии Мин.

Провал экономических и политических реформ способствовал обострению

внутренних противоречий и ослаблению Сунской империи.

В покоренном Китае властью овладели монгольские феодалы во главе с

ханом Хубилаем, который с 1271 г. стал императором и основателем династии

Юань.

Положение горожан оказалось особенно тяжелым. Монгольские феодалы

захватывали ремесленников, специализировавшихся на разных видах

производства, переселяли их и превращали в своих рабов. В городах Китая

ремесленники зачастую должны были оставлять свои традиционные профессии и

изготовлять для монгольских конников сбрую, седла и серебряную отделку к

ним. Много ремесленников, став невольниками, трудились в мастерских,

принадлежавших знати или буддийским монастырям. Цеховые ремесленники

облагались тяжелыми поборами.

Большие трудности в освоении китайского языка принудили новых

правителей попытаться отказаться от иероглифики. С этой целью было

изобретено «квадратное письмо», но заменить им иероглифы не удалось.

В период возникновения феодального государства монголы были шаманистами

и относились терпимо ко всем вероисповеданиям. Однако позднее ханы

предпочли буддийскую церковь, заручились ее поддержкой и наделили монастыри

обширными землями. Что касается даосов, то они подвергались преследованиям

и многие их книги сожжены.

К середине XIV в. экономика империи пришла в упадок.

Городские рынки опустели, многие мастерские и лавки ремесленников

закрылись.

Почти во всех провинциях вспыхивали восстания.

Вражда к поработителям, скорбь за свою страну находили выражение в

песнях, распеваемых в народе, в рассказах бродячих сказителей. Особой

популярностью пользовались повествования о непобедимых героях, славных

полководцах, отважных силачах и справедливых людях. На эти темы разыгрывали

театральные представления и сочиняли литературные произведения.

Именно тогда появился сборник новелл (или, как его называют, роман)

«Троецарствие», где превозносились воинская доблесть, умение побеждать и

необычайное мастерство китайских военоначальников. Ненависть к завоевателям

была настолько сильной, что, когда одного художника спросили, почему он

избегает рисовать землю, он ответил, что считает это невозможным, так как

земля принадлежит завоевателям. Ученые-астрологи сообщали о появлении на

небе зловещих знамений, а гадатели прорицали гибель власти иноземцев.

Широко распространились тайные религиозные учения разных толков и

направлений. Особой популярностью пользовались мессианская идея о

пришествии «Будды будущего» – Майтрейи (Милэфо) и начале новой счастливой

эпохи, а также учение о «свете» (минцзяо) манихейского толка. Тайное

«Общество Белого лотоса» («Байляньцзяо») пополнило свои религиозные догмы

призывами к борьбе с монголами и начало формировать крестьянские отряды,

известные в истории как «красные войска» или отряды «красных повязок»,

поскольку красный цвет был символом Майтрейи.

Чжу Юань-чжан одержал победу над соперниками и присвоил себе титул

«вана». После этого он отправил сильное войско на север, и в 1368 г. его

полководец Сюй Да занял Пекин. Последний из правивших в Китае потомков

Чингисхана с остатками войск и приближенными бежал на Север. Чжу Юань-чжан,

провозглашенный императором в Нанкине, еще около 20 лет осуществлял

подчинение всей территории страны.

Новая династия была названа Мин, а символом ее стал красный цвет.

Тяжелым наследием монгольского ига в Китае было разорение народного

хозяйства. Ранее богатые города были ограблены, поля не возделывались.

Горожане, освобожденные от произвола юаньских властей, получили

некоторые льготы. Ремесленникам дали возможность работать и продавать свои

товары, а купцам – ездить по стане и торговать.

Господствующей идеологией и религией при Минах признано реформированное

Чжу Си конфуцианство – чжусианство.

В Китае продолжали действовать буддийская и даосская, а также

мусульманская религии. Но конфуцианские обряды и требования морали были

обязательны для всех; конфуцианская система образования оставалась

неприкосновенной.

История Китая XVI – XVII вв. характеризуется началом кризиса

феодального общества, нашедшего свое проявление в экономике страны, в

обострении классовых битв, в активизации политической борьбы.

Трудами предшествовавших поколений китайское земледелие достигло

довольно высокого уровня; существовали усовершенствованные ирригационные

сооружения, и среди них наибольшее распространение получили водоподъемные

транспортеры. Но дальнейшего развития оросительная техника не имела.

Деревенские жители постепенно переходили к хлопкоткачеству и

использованию хлопчатобумажных тканей собственного изготовления.

В XVI – XVII вв. неравномерность экономического развития различных

районов Китая. Ликвидация Великого шелкового пути привела к упадку городов

Кайфына, Лояна, Чэнду, Сияня, оказавшихся вдали от торговых магистралей.

Города сосредоточили значительную часть населения. В XVI в. шел

интенсивный процесс превращения деревень с развитыми торговлей и ремеслом и

поселений в посады – чжень.

К XVII в. определилась специализация отдельных городов, районов и

областей по производству какого-либо вида продукции: так, провинция Гуандун

славилась железными изделиями, Цзянси поставляла всему Китаю и соседним

странам фарфоровую и керамическую посуду, в районах Шанхая и Сунцзяна

изготавливали прекрасные хлопчатобумажные ткани, в г. Уху – красители, а на

острове Тайвань – сахар и камфару.

Наибольшего развития в стране достигли шелкоткачество, хлопкоткачество,

красильное дело, производство керамики и фарфора, изготовление бумаги и

книгопечатание.

Станки для изготовления шелка стали более совершенными: намотка шелка

шла одновременно на 12 шпуль, в многоцветном узорном тканье количество

цветов в одной ткани доходило до 20.

Хлопкоткачество преобладало в домашней промышленности и рассеянной

мануфактуре, где не было больших мастерских.

Исключительным мастерством славились красильщики, широко была

распространена набойка тканей, окраска «резервированием».

В XV – XVII вв. производство высокохудожественных изделий из фарфора

достигло наивысшего расцвета: были созданы основные типы росписей, всемирно

известные «небесно-голубые», «жертвенно-красные», «пламенеющие» глазури,

посуда украшалась синей кобальтовой краской.

Центром производства китайского фарфора стал Цзиндэчжэнь в Цзянси.

Фарфоровые изделия Цзиндэчжэня высоко ценились в Европе и на Востоке.

Расширение добычи и обработки полезных ископаемых в стране вызвало

некоторые технические усовершенствования в этой области: при добыче

каменного угля в Хэбэе, Цзянсу, Шаньси применялись дренажная система и

отвод рудного газа из шахт с помощью бамбуковых трубок; при подъеме руды из

шахт использовались лебедки и сложные блоковые устройства, на плавильнях

Пинсяна и Цзуньхуа употреблялись флюсы, смеси каменного и древесного угля.

Металлообрабатывающие мастерские изготовляли орудия, котлы, якоря и

тросы, листовое железо, проволоку, гвозди.

Однако в промыслах, связанных с добычей и обработкой металлов, высокие

трудовые навыки сочетались с крайне низким уровнем техники. Одна из причин

медленного развития техники в Китае заключалась в дешевизне рабочих рук.

Излишек рабочей силы в городах препятствовал росту техники.

В ту пору Китай был известен своими кораблями. Четырехпалубные

китайские суда с высокими мачтами уходили за много тысяч километров от

берегов Китая.

В начале XVII в. китайцы знали примитивный водолазный скафандр,

«водяные бомбы» – простейшие мины, которые устанавливались на воде для

взрыва неприятельских кораблей.

Большого развития достигли обрабатывающие промыслы: строились

сахароварни и рисорушки, мастерские по обработке чая, табака, выжиманию

масла, выделке муки и кондитерских изделий.

С XV – XVI вв. пережило расцвет строительное дело: были возведены

пекинский и нанкинский архитектурные комплексы, дворцы и храмы на могилах

минских императоров, храм Неба, дворцы и храмы Танчжэнсы, достроена и

частично реставрирована Великая китайская стена, создано много укреплений,

мостов необычной прочности и красоты. Многие архитектурные памятника того

времени сохранились до наших дней.

Дворцы и храмы украшались изделиями художественных ремесел – деревянной

скульптурой, резным камнем, слоновой костью, лаком, перегородчатой эмалью,

перламутром и тончайшими вышивками.

Вместе с появлением новых ремесел возникали и новые цехи, происходила

дальнейшая детализация цеховых уставов. Но процесс отделения торговли от

ремесла протекал медленно и продолжался в плоть до XX в.

Китайские городские ремесленники испытывали сильный политический и

экономический гнет феодального государства.

В XVI в. в наиболее развитых областях Китая, в центральной и приморской

провинциях, шел процесс возникновения капиталистической кооперации и

мануфактуры.

Из-за строгой государственной монополии на добычу и обработку полезных

ископаемых частные предприятия создавались тайно в отдаленных горных

районах. С середины XVI в. правительство разрешило добычу ископаемых, но

ввело систему жестких налогов.

Уже в XIV в. в Китае возникла такая форма организации производства, как

раздача работы на дом. Наибольшее распространение она получила в

шелкоткачестве и хлопкоткачестве провинций Цзянсу и Чжэцзян, где

ремесленное производство теснее всего было связано с массовым сбытом. К XVI

в. некоторые поселки и села, расположенные вокруг центров ткачества, сплошь

состояли из жителей, перешедших на занятие прядением, шелкокручением и

ткачеством.

Развитие ремесла и возникновение мануфактуры были тесно связаны с

расширением товарно-денежных отношений, ростом торговли, особенно внешней.

Продукция китайского ремесленного производства находила сбыт на внешних

рынках – в Европе, в странах Юго-Восточной Азии, Японии, в Джунгарии,

Кашгарии. Из Китая вывозили шелк и фарфор, хлопчатобумажные ткани,

металлические, керамические, лакированные, костяные изделия, чай, сахар.

Страны Юго-Восточной Азии получали из Китая металлические котлы, проволоку,

гвозди, якоря, оружие. В Минскую империю ввозили ценное сырье для китайских

мастеров. С юга привозили жемчуг, драгоценные камни, слоновую кость, ценную

древесину, лекарства. Из северных стран Китай получал пушнину, продукты

животноводства, женьшень.

7. Китай в годы борьбы против чужеземных захватчиков.

В 20 – 30-х годах XVII в. экономическое и политическое положение Китая

значительно ухудшились разгул; феодальной реакции, стихийные бедствия,

массовый голод, разорение тружеников города и деревни ослабили страну.

История китайского общества в XVI – XVII вв. была отмечена значительным

культурным подъемом. Технические усовершенствования, возникновение

мануфактур, обширные внешние связи, путешествия в дальние края вызвали

интерес к развитию научных знаний.

Появлялись сочинения, имевшие практическое назначение. Это были

обстоятельные пособия для разных отраслей сельского хозяйства или

ремесленного производства.

Было сделано подробное описание всех известных растений с указанием их

фармакологических свойств. Специальные труды посвящались медицине, в

частности лечению инфекционных болезней.

Средневековые географы составили подробное описание Китая и всех его

провинций, рисовали детальные карты, но без градусной сети, которая не была

им известна.

Некоторые ученые обратились к областям науки, получившим значительное

развитие на Западе. Ученый Сунь Юань-хуа приступил к изучению трудов по

математике, написанных в Европе. Другой ученый, Ван Чжэн, изучил латынь,

перевел на китайский язык термины по механике, обучал молодых людей

математическим знаниям.

Официальной историографии противостояли исторические труды частных лиц.

По собственной инициативе они издавали записки и мемуары, составляли

сборники, подбирали документы. Язык и идеологическая направленность таких

сочинений отличались от официальных изданий.

В художественной литературе подвергалось критике и осмеянию феодальное

общество и застарелые каноны. Писатели сочиняли произведения, в которых

высмеивали государственные и социальные порядки, старый быт, тупость и

взятничество чиновников.

В изобразительном искусстве наметились направления, противостоявшие

стандартным нормам. В живописи возник новый жанр – иллюстрация

художественных произведений.

Нападкам со стороны передовых мыслителей подвергалось чжусианское

конфуцианство, буддийские и даосские каноны.

Интерес к естественным и математическим знаниям сопровождался резкой

критикой суеверий, предсказаний и гаданий.

Развитие издательского дела и книготорговли открыло новые возможности

для распространения оппозиционных правительству сочинений. Имена некоторых

издателей, например, Фэн Мэн-луна, приобрели широкую известность.

Годы вооруженной борьбы китайского народа против чужеземцев отмечены

высоким подъемом патриотизма. Выдающиеся ученые, посвящая свои труды

проблемам философии, экономики, истории, прямо или косвенно призывали к

борьбе против завоевателей.

Особой известностью пользовалось имя Хуан Цзун-си (1610 – 1696). Его

философские взгляды имели материалистическую основу. В своей экономической

теории он признавал важность развития ремесла и торговли.

Враг конфуцианской схоластики и буддийской религиозной мистики, Ван

Чуань-шань развил мысль о единстве тела и движения.

В то время появилось много трудов, посвященных истории антиманжурской

войны, сопротивлению городов и борьбе крестьянских организаций.

Группа ученых приступила к составлению истории Китая под властью

минской династии.

В столице и в отдаленных районах тайно трудились образованные люди,

создавая сочинения, которые свидетельствовали об их патриотических или

реформаторских взглядах.

Видные писатели, философы, историки создали в условиях патриотического

подъема блестящие произведения, которые два века спустя вновь зазвучали

призывом к борьбе.

В XVIII в. манжурские правители достигли наивысшего пика в

преследовании китайских авторов. Китайским ученым и писателям

предназначалось заниматься компиляцией, переписыванием и перетолковыванием

старых сочинений, составлением сборников и словарей. В результате китайская

письменность, наука, любая область знаний оставались все на том же

средневековом уровне.

В художественной литературе преобладали незначительные произведения и

официальное стихосложение.

В пьесах и операх часто звучали патриотические мотивы, изображались

подвиги национальных героев, высмеивались предатели, чиновники-взяточники и

притеснители народа.

Театр – чаще всего были бродячие труппы, - сохранив старые формы и

старые китайские костюмы, сберег и свой национальный характер. Только

столичный придворный театр изменил этим традициям.

В китайской живописи продолжалось совершенствование изображения

растений, птиц, красавиц. Рисунок все усложнялся, но перспектива по-

прежнему отсутствовала.

Резьба по кости, мрамору, лаку, отделка предметов обихода в домах

феодалов и чиновников являли собой причудливые хитросплетения тончайших

узоров.

Дорогие шелка ткали со сложными, затейливыми узорами.

В строительном искусстве, в художественном литье, во всех видах

многообразного художественного ремесла культивировалась еще большая

вычурность линий и усложненность деталей. Вместо поисков новых форм

художники и ремесленники прибегали к чрезвычайному усложнению отделки.

Китайские корабли по прежнему ходили под прямыми парусами,

ремесленники не умели делать механических часов.

Открытия, достигнутые человечеством, не проникали в Китай.

Художественная и научная мысль, ограниченная древними канонами,

изолированная от всего мира, остановилась на уровне глубокого

средневековья.

Литература.

1. Культуралогия. История мировой культуры. Под редакцией Марковой А.Н.

– Москва: Изд-во «Культура и спорт», 1995.

2. История Китая с древнейших времен до наших дней. Под редакцией

Симоновской Л.В. – Москва: Изд-во «Наука», 1974.

3. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. – Москва: Из-во «Наука»,

1977.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.