рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Методика исправления речевых недостатков у актёров

Методика исправления речевых недостатков у актёров

Тюменский Государственный институт искусств

и культуры

Факультет КиХТ

Кафедра режиссуры

Курсовая работа

По сценической речи.

Студентки 3 курса

РТК

Кондинкиной Ю.В.

Преподаватель:

Парфёнова. Э.В.

Тюмень 2001

Тема:

Методика исправления

речевых недостатков у

актёров.

ПЛАН

1) Введение

. Экскурс в историю

. Культура речи актёров

2) Краткие требования к программе по культуре речи

с точки зрения актёрского искусства.

3) Принципы анализа речевых нарушений.

4) Классификация нарушений речи.

5) Принципы и методы логопедического

воздействия.

Методика исправления речевых недостатков.

6) Дислалии. Недостатки произношения отдельных звуков и приёмы их

постановки:

. ЗВУК Р.

. звук Л

. звук С, З, Ц

. звук Ш, Ж, Щ, Ч

7) Ринолалии

8) Заикания

9) Брадилалия и тахилалия

10) Нарушения голоса:

. недостатки голоса

. профилактика голосовых расстройств

. методика занятий при некоторых расстройствах голоса

11) Заключение

Список используемой литературы:

1. Дефектология. Словарь-справочник, (ред. Б.П.Пузанова) М.1996.

2. С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика. М.2000.

3. В.В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе д/с.

М.1984.

4. Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва. Логопедическая работа в спец. д/с.

М.1987.

5. Журнал « Дошкольное воспитание» 1999-2000.

6. К.С.Станиславский. « Моя жизнь в искусстве».

7. И.А. Сикорский. О заикании. СП б. 1889.

8. В.И.Селивёрстов. Первые сведения о речевых расстройствах и приёмах

их преодоления. М.1983.

9. А.Р.Лурия. Мозг и психические процессы.

М.1963. 1 том.

10. И.И. Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.

М.1984.

11. Г.В. Чиркина. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.

1964.

12. В.С. Кочергина. Брадилалия, тахилалия, спотыкание. Расстройства

речи у детей и подростков. М. 1969.

13. Д. Аспелунд. Развитие певца и его голоса.

М. 1952.

14. Г.Кристи. Воспитание актёра школы Станиславского. М.1978.

15. И.П.Козлянинова. Орфоэпия в театральной школе. М.1967.

16. М.Литосова. Профессиональная речь актёра и режиссёра.

17. Логопедия. Учебник для Вузов. Под ред. Л.С.Волковой,

С.Н.Шаховского. М.1998.

18. Хрестоматия по логопедии. Под ред.Л.С.Волковой, В.И.Селивёрстова.

М.1997. 2 тома.

« Речь - воплощённое в слове действие воли»

Веллер.

« Речь есть творческое выражение, зависимое от реальной личности и

надличностного содержания»

Макс

Дессуар.

« Невозможно слишком много размышлять о речи. Она, как ничто

другое, доказывала, что в жизни человека является могучей силой»

Макс

Дессуар.

«От полноты мысли зависит богатство речи»

Виктор Гюго.

« Животные превосходят человека иными способностями, некоторые

зрением, некоторые слухом, некоторые обонянием, но ни одно из них не

обладает способностью говорить»

Мартин Лютер.

Слово толковое стоит целкового.

Говорит, как пописанному.

Хорошая речь слаще мёда.

Пулей попадёшь в одного, а метким словом в тысячу.

Ветер горы разрушает, а слово народы поднимает.

«… я понял, что многие из прежних моих приёмов игры или недостатков –

напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, условности, тик, трюки,

голосовые фиоритуры, актёрский пафос—появляются очень часто потому,

что я не владею речью, которая одна может дать то, что мне нужно, и

выразить то, что живёт внутри. Почувствовать так ярко на самом себе

настоящее значение в нашем искусстве красивой и благородной речи как

одного из могучих средств сценического выражения и воздействия, я в

первую минуту возрадовался. Но когда я попробовал облагородить свою

речь, я понял и испугался вставшей передо мной проблемой. Вот когда я

до конца понял, что мы не только на сцене, но и в жизни говорим, пошло

и безграмотно; что уметь просто и красиво говорить—целая наука, у

которой должны быть свои законы».

К.С.Станиславский. Моя жизнь в искусстве.

Стр.379.

1) ВВЕДЕНИЕ: экскурс в историю.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную

роль, и обучение изящной речи входило в круг предметов общего

образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, выразилось

это в большом количестве терминов, употребляемых для их обозначения.

Можно сказать, что учение о болезнях речи у древних получило впервые

научную разработку у Галена.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Клавдий Гален (ок.130-200гг.)—древнеримский врач и естествоиспытатель.

После Гиппократа был самым крупным теоретиком античной медицины. Гален

описал механизм дыхания и разделял расстройства речи и голоса. Он

писал, что образование звуков речи производится языком при участии

зубов, губ и носовых отверстий.

В Европейской средневековой литературе встречаются только упоминания о

болезнях речи и о способах их лечения.

Учения Галена сохраняло свою силу вплоть до 19века. Классическая

медицина, а за нею и средневековье, видела причину болезней речи то в

поражении мозга, то в анатомических расстройствах артикуляторных

органов и т.д.

А как же обстояло дело с речью на Руси?

До наших времён почти не сохранились литературные памятники о

представлениях древних славян о речевых расстройствах и приёмах их

устранения.

В древнерусском языке существует целый ряд названий, характеризующих

недостатки речи:

. языкоболезние

. гугнивый

. травливый

. момлет

. заякливый

. немый

Тем самым, мы обнаруживаем, что древние славяне всё же различали:

недостатки речи и слуха, звукопроизношения и голоса. Так же древние

славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье.

Существует большое количество лечебников-травников, в которых есть

многочисленные указания, как следует лечить расстройства слуха, голоса

и т.п.

Таким образом, речевые расстройства и методы их преодоления имеют на

Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с

социально-экономическим и политическим укладом древних славян.

В.И.Селивёрстов. Первые сведения о речевых расстройствах и приёмах их

преодоления. М.1983.

Культура речи актёров.

В современном обществе давно сформировалась наука, которая изучает

речь человека, и наука эта называется логопедией.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Логопедия (греч. Логос-слово, пайдео-воспитывать). Наука о нарушениях

речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами

специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины,

механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой

деятельности, систему коррекционного воздействия.

. Теоретический аспект—изучение речевых расстройств и разработка

научно обоснованных методов их профилактики, выявления и

преодоления.

. Практический аспект—профилактика, выявление и устранение речевых

нарушений.

Логопедия тесно связана со многими науками. Поэтому она использует

знания общей анатомии и физиологии, психологии, педагогики и т.д.

А как же связанна логопедия с искусством? Например, с театром? Ведь

театр очень заинтересован в самом пристальном внимании к вопросам

мастерства и техники владения словом, хотя бы потому, что призван

активно участвовать в развитии речевой культуры людей.

Методика работы над голосом, дыханием, дикцией нуждается в постоянной

проверке, обновлении, развитии в соответствии с достижениями

режиссёрской и актёрской практики, на основе изучений в области

лингвистики, фониатрии, психологии, физиологии. Особое внимание надо

уделять углублению методов работы над словом.

Внутренняя актёрская техника, метод воспитания профессионального

мастерства, разработанные К.С.Станиславским и В.Немировичем-Данченко,

являются той необходимой школой, на основе которой организуется, и

воспитывается сценическая речь и наоборот.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Сценическая речь—одно из основных средств театрального воплощения

драматического произведения путём произношения текста роли.

К.С.Станиславский в разработанной им системе работы актёра над собой и

над ролью обобщил творческий опыт русского и мирового театра, он

постоянно искал приёмы, помогающие актёру достигнуть мастерства

сценической речи.

«Говорить—значит действовать, -- утверждал Станиславский. – Я хочу

особенно обратить внимание на занятия дикцией, голосом, ритмом,

движением, пластикой».

Культура сценической речи—одна из важных проблем в актёрском

искусстве.

Речь сейчас наиболее слабое звено в технике актёра. Неверное

построение фраз, комканье текста, проглатывание концов слов, невнятная

дикция и т.п. Всё это иногда выдают за новую манеру актёрской игры. А

ведь хорошо поставленный голос, ясная дикция, Знание языка и его

законов только помогают актёрам на сцене. И наоборот, дефекты голоса и

произношения, нарушение законов логической речи—мешают.

Совершенствование физических данных раскрепощает и психику актёра.

Дефекты речи, так же как и недостатки зрения, слуха, приводят к

нарушению органики. Взаимосвязь физического и психического особенно

появляется в процессе речи.

В современном обществе очень много людей, которые занимаются

искусством, некоторые пишут картины, танцуют, поют, играют на сцене, у

всех у них наверняка есть талант к своему делу. Но ведь каждая

профессия предполагает определённый минимум знаний, навыков и умения,

без которых нельзя считать себя специалистом в избранной области.

Вот и в актёрском деле, тоже надо пройти театральную школу и развить в

себе культуру сценической речи.

Но сделать это не так то просто, существует очень много препятствий и

проблем. Поэтому мы и поговорим с вами о методике речевых недостатков

у актёров.

2)Краткие требования к программе по культуре речи с точки зрения

актёрского мастерства.

Следуя заветам К.С.Станиславского, театральная школа должна

воспитывать в актёрах потребность к постоянному совершенствованию

своего голосового и речевого аппарата, к изучению живого языка.

ГОЛОС. Чтобы действовать словом на сцене, надо обладать звучным,

хорошо поставленным голосом. Если актёр талантлив и органичен, но его

еле слышно в зрительном зале, то такого актёра признать

профессионально полноценным. Также искажают игру актёров тусклый,

хриплый, гнусавый или скрипучий голос, когда короткое дыхание рвёт и

комкает авторскую мысль.

Актёр должен уметь пользоваться своим голосом и быть мастером во

владении звуком, т.к. голос является главным выразителем его чувств.

В театральной школе принято вводить занятия по сольному пению, которое

приносит пользу в развитии дыхания голосового аппарата, музыкального

слуха, диапазона голоса, ритмичности и т.п.

ДИКЦИЯ. Как бы актёр ни трактовал свою роль, какому бы методу ни

следовал, его профессиональный долг—донести авторский текст до зрителя

без потерь.

Достигается, прежде всего, хорошей дикцией, отчётливым и внятным

произношением.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Дикция—произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов

в речи.

К числу индивидуальных дикционных недостатков относится неправильность

произношения отдельных гласных и согласных звуков или их сочетаний.

Такого рода дефекты исправимы, если только они не вызваны серьёзными

недостатками строения речевого аппарата.

Приходится иногда преодолевать недостатки произношения, заключающиеся

в излишней жесткости и чеканности, либо, расплывчатости и вялости

речи. Задача упражнений по дикции не только в достижении ясности и

внятности речи, но и естественности красоты звучания.

Особые трудности представляет разговорная речь, которая складывалась

под влиянием местных говоров, диалектов и языков других

национальностей. Приобретённые в результате этих причин акценты

чрезвычайно трудно поддаются исправлению.

Здесь дикция уже уступает место другой дисциплине, опирающейся на

орфоэпию.

ДЛЯ СПРАВКИ:

Орфоэпия—учение о произношении слов и словосочетаний в соответствии с

исторически сложившимися нормами национального языка.

Современная русская орфоэпия исторически складывалась с развитием

литературы и драматического искусства.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ.

Во многих странах сценическое произношение считается образцом

общественного произношения. Нормы современного литературного

произношения заложены в языковедческих справочниках и словарях,

помогающих овладеть правильной разговорной речью.

Особую трудность в сценическом произношении представляет вопрос о

выборе правильного ударения в слове. Различные ударения в одном и том

же слове определяются подчас причинами метроритмического порядка, что

составляет одну из малоисследованных закономерностей русского языка.

ЛОГИКА РЕЧИ.

Если дикция и орфоэпия учат правильно произносить буквы, слоги и слова

в их различных сочетаниях, то логика отвечает за законы произнесения

целых предложений.

Задача логической речи—наиболее точно и ясно передать мысль, её

словесное сочетание.

Изучение законов логической речи начинается с разбора простейшего

предложения, в котором выражена законченная мысль.

К.С.Станиславский подчинял законы речи к главному принципу системы:

от сознательного овладения техникой своего искусства к

подсознательному творчеству.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ.

Освоив первичные упражнения по технике речи, ученики в театральных

школах обращаются к литературному тексту, который необходим для

проверки и закрепления приобретённых навыков. Вот с этого момента

техника речи сочетается с решением творческих задач выразительного

чтения.

Искусство чтеца и актёра хотя и имеет много общего, но всё же это два

разных, самостоятельных вида творчества. Сценическая речь подчинена

иным законам, чем художественное чтение.

Станиславский возражал против подмены сценической речи

художественным чтением. «Нам не нужно чтецов, - говорил он педагогам

по сценической речи. – Мы выращиваем актёров».

Г.Кристи. Воспитание актёра школы

Станиславского

М.Литосова.

Профессиональная речь актёра и режиссёра.

И.П.Козлянинова. Орфоэпия в театральной школе.

3) Принципы анализа речевых нарушений.

Целью анализа речевых нарушений является выяснение структуры дефекта и

научное обоснование направления, и содержание исследований речевой

патологии.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Речевые нарушения—отклонения в речи говорящего от языковой нормы,

принятой в данной языковой среде. Проявляются в частичных нарушениях

(звукопроизношения, голоса, темпа и ритма), и обусловлены

расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов

речевой деятельности.

Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации

и разработки, научно обоснованных путей и методов предупреждения,

преодоления и коррекции.

Анализ речевых нарушений с позиций развития позволяет выделить ведущий

дефект и связанные с ним вторичные нарушения. Это имеет принципиально

важное значение в диагностике речевых расстройств.

Принцип систематического подхода основывается на системном строении и

системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны,

фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

Этот принцип составляет основу педагогической классификации речевых

расстройств и определяет пути и методы преодоления и предупреждения

речевых расстройств.

При анализе речевых нарушений важен и необходим комплексный подход в

изучении того или иного человека. Таким образом, всесторонний

комплексный анализ речевых нарушений имеет важнейшее значение для

понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их

диагностики, научно обоснованной системы преодоления и предупреждения.

А.Р.Лурия. Мозг и психические

процессы. 1 том.

Логопедия. Учебник для Вузов.

4) Классификация нарушений речи.

Научно-обоснованные представления о формах и видах речевых нарушений

являются исходными условиями для разработки эффективных методик их

преодоления.

Разрабатывая вопросы классификации речевых нарушений, исследователи

как бы разделились на два направления. Таким образом, в настоящее

время в отечественной логопедии находятся две классификации речевых

нарушений:

1. клинико-педагогическая

2. психолого-педагогическая

Более подробно рассмотрим первый вид классификации. Все виды нарушений

на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на

две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен:

. письменная

. устная 2 типа: А) Фонационного, т.е. внешнего оформления

высказывания.

Б) Структурно-семантического, т.е.

внутреннего оформления высказывания.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных

комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие

виды нарушений:

№1. Дисфония (афония)—отсутствие фонации или расстройство фонации

вследствие патологических изменений голосового аппарата (нарушение

голоса).

№2. Брадилалия—патологически замедленный темп речи.

№3.Тахилалия—патологически ускоренный темп речи.

№4. Заикание—нарушение темпо-ритмической организации речи,

обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

№5. Дислалия—нарушения звукопроизношения при нормальном слухе (дефекты

звукопроизношения).

№6.Ринолалия—нарушения тембра голоса и звукопроизношения,

обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

(гнусавость).

№7.Дизартрия—нарушения произносительной стороны речи, обусловленные

недостаточной иннервации речевого аппарата.

Всего в логопедии выделяют 11 форм речевых нарушений, 6 из них, на мой

взгляд, имеют место быть у актёров.

5) принципы и методы логопедического воздействия.

Принципы логопедической работы—это общие исходные положения, которые

определяют деятельность логопеда и его пациентов в процессе коррекции

нарушений речи. Эта работа имеет свою специфику, обусловленную

особенностями их сенсомоторного и психического развития.

Специфическими методами и приёмами добиваются логопеды правильного

произнесения звука и его автоматизации. Основной задачей является

закрепление навыка правильного произношения в процессе речевого

общения. Дифференциация звуков необходима в тех случаях, когда звуки

заменяются или смешиваются.

Когда у актёра наблюдается большое количество нарушенных звуков,

например, свистящие, шипящие, последовательность в работе определяется

последовательностью их появления в онтогенезе (свистящие, шипящие).

Формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи

осуществляется от простых к сложным.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами. Метод

обучения в педагогике рассматривается как способ совместной

деятельности педагога и актёра, направленный на освоение знаний,

навыков и умений, на формирование умственных способностей.

Существуют различные методы обучения:

/// практический (упражнения, игры, моделирование)

/// наглядный (кинофильмы, аудиозаписи)

/// словесный (беседы, пересказы, рассказы)

Выбор и использование того или иного метода определяется характером

речевых нарушений, содержанием, целями и задачами.

Нас же больше интересуют практические методы, поэтому рассмотрим их

более подробно.

Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный

процесс, который требует разнообразия, систематики используемых видов

деятельности. Поэтому упражнение является одним из главных способов

воздействия в логопедии.

ДЛЯ СПРАВКИ.

Упражнение—это многократное повторение практических и умственных

действий.

В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляционных

и голосовых расстройств. В результате систематического выполнения

артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки, звука

формируется навык его изолированного произношения. На этапе постановки

звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе

автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах,

словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Упражнения подразделяются:

= подражательно-исполнительные

= конструктивные

= творческие

1) Подражательно-исполнительные выполняются в соответствии с образцом.

Большое место занимают упражнения практического характера

(дыхательные, голосовые, артикуляционные), они выполняются на

основе зрительного восприятия выполнения заданий логопедом.

2) Конструктивный вид работы применяется при устранении оптической

дисграфии, когда учат конструировать буквы из элементов, из одной

буквы другую (применяют в работе с детьми).

3) В упражнениях творческого характера предполагается использование

усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

Использование игровых упражнений (например, имитация действия: рубка

дров, стрельба из пистолета, имитация походки медведя, катание шаров в

боулинге) вызывает эмоционально- положительный настрой на тренингах

по сценической речи, снимает напряжение.

Упражнения, направленные на выработку чёткого произношения звуков

(дикции), речевого дыхания и интонационной выразительности речи. Эти и

другие умения легче формируются в процессе «дифференциации звуков»,

наиболее часто смешиваемых людьми:

Шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-щ, ц-сь).

Звонких и глухих (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к).

Твёрдых и мягких (д-дь, л-ль), звуков л и р.

У некоторых имеются нечёткое произношение шипящих и сонорных звуков.

Именно с этих звуков, объединённых в пары на основе акустического или

артикуляционного сходства, целесообразно начинать работу.

Бывает также, что правильно произнесённый звук, неточно выговаривается

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.