рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Парламент и монархия - особенности истории (Великобритания)

За первые столетия существования Парламента система выборов в Палату

общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия

парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на

борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и городах, а

также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого

имущественного и социального положения.

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы

избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По

существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не

гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам,

университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к

значительному неравенству. Такое несоответствие рассматривалось как важный

изъян избирательной системы уже в XVII веке: «Следование обычаю, когда

смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не

осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и

нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей

в великое собрание законодателей, как целое графство, густонаселенное и

обладающее большими богатствами» (Локк Д. Два трактата о правлении).

До начала XIX века избирательное право по-прежнему регулировалось

законом 1414 года. Правом посылать представителя в Палату общин обладали

свободные земельные держатели (рыцари) с определенным доходом и проживающие

в графстве к моменту обнародования указа о выборах. Аналогичные требования

касались и городских избирателей.

На основании архаичного избирательного права в Палату общин избирались

558 депутатов, в том числе 45 - от Шотландии (с 1801 года добавилось еще

100 депутатов от Ирландии). Значительную часть составляли представители

городов (467 депутатов), затем от графств (186); 5 депутатов избирали

университеты Кембриджа и Оксфорда. Однако на деле наиболее экономически и

социально значимое в Британии к XIX веку население обладало ничтожным

представительством. Такие крупные города, как Бирмингем, Манчестер вообще

не посылали депутатов. Значительную часть избирали жители т.н. «местечек»,

которым по тем или иным причинам эти привилегии были предоставлены еще в

средние века.

Часто депутатов просто назначали по принципу личной преданности

земельные магнаты, которым принадлежали эти «местечки» на правах ленд-

лордов (так, 84 магната назначали до 150 депутатов; герцог Норфолк,

обладавший владениями в разных графствах, таким образом, назначал 11

депутатов, прочие герцоги - по 6-7). В местечках Гатон и Олд Сарум один

избиратель посылал двух депутатов.

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права

еще в 1782 году. Однако только спустя 50 лет под давлением обстоятельств и

в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была

проведена.

Избирательная реформа 1832 года отказалась от представительства

корпораций и перешла к территориальному представительству населения;

депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от

количества населения, приживающего в городах. Общее количество мест в

Палате общин осталось прежним, но было проведено перераспределение.

Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского

совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с

финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать

обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах с доходом не

менее 10 фунтов в год. Впервые предоставлялось избирательное право и

держателям земли - копигольдерам (арендаторам), но с более высоким

имущественным цензом - в 50 фунтов.

В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все

равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также

рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после

промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и

влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1862 года. На ее

проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830-

1840 годов, в программах и хартиях которого важное место занимало

требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38

«местечек» были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для

крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые

пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен

имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а

также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых

домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества.

Сохранились цензы оседлости (проживание в течение года) и необходимость

уплаты налога для бедных. В целом, количество избирателей было увеличено.

В социальном отношении право представительства получили отныне не только

земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие,

интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам

избирательное право представлялось имевшим ученые звания.

В итоге избирательной реформы 1884 года было сделано окончательное

продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права.

Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли

или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов), и

практически всем квартиронанимателям. Реформа уравняла избирательные права

жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось

усовершенствованиями избирательной системы в 1885 году. Были сформированы

избирательные округа с представительством строго пропорционально

численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тыс. жителей - посылал

двух депутатов, большой - свыше 65 тыс. - трех. Одновременно частично был

ограничен принцип «двойного голосования» (существовавший ранее и весьма

показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог

голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по

мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим

относительное большинство голосов.

В 1872 году в связи с утверждением принципа обязательного начального

образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной

подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало

идее свободной демократии. До этого голосование было открытым. С другой

стороны, применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно

открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого

давления на избирателей.

Реформы существенно подняли авторитет парламента и повысили его

значимость в государстве. Народ в парламенте видел власть, которая, что-то

может решить.

Современный Британский парламент

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего

представительного органа страны преемственность. Британский парламент —

удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований,

сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его

организации и деятельности.

Своеобразие Британского парламента проявляется и в той роли, которую в

организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и

торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие

парламентских сессий. Специальное должностное лицо Палаты лордов -

герольдмейстер, приглашает членов Палаты общин в Палату лордов, чтобы

заслушать тронную речь королевы. Должностные лица палат проводят заседания,

облаченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы —

черный жезл и булаву. С глубокими историческими традициями связано и само

место, где палаты проводят свои заседания - Вестминстерский дворец,

возведенный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени

служил главной резиденцией королей. Во Вторую мировую войну помещение, где

заседала Палата общин, было разрушено. Позднее его восстановили в прежних

размерах. Количество мест на депутатских скамьях увеличивать не стали - их

также не хватает для всех членов палаты.

«Праотец» парламентов изучал и осваивал новый опыт других стран и

часто заимствовал ту практику, которую считал для себя выгодной и полезной

(американская система комитетов по расследованию деятельности министерств,

институт уполномоченного по контролю за не должными действиями

государственных органов и должностных лиц и пр.).

Особенностью Британского Парламента является то, что он функционирует

в уникальных условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые

правила, относящиеся к его организации и деятельности, содержатся в обычных

законах страны (их очень мало), другие — в неписаных нормах и

конституционных соглашениях.

Положение Парламента определяется двумя фундаментальными принципами -

парламентского верховенства и парламентарного (ответственного) правления.

Палата общин

Порядок формирования Палаты общин, внутренняя организация и

парламентская процедура

Парламентские выборы в Великобритании имеют глубокие исторические

корни и традиции; нормы избирательного права складывались в ходе длительной

эволюции.

Обычно основные правила, относящиеся к избирательной системе,

содержатся в конституции. В Великобритании порядок проведения выборов

определяется парламентским законодательством.

Другая особенность избирательного права и избирательной системы

заключается в их тесной связи с политическими партиями, составляющими

двухпартийную систему. В конце концов, именно в процессе парламентских

выборов решается вопрос о том, какая из двух главных партий, составляющих

двухпартийную систему, будет править страной.

Активное избирательное право. Палата общин в составе 650 членов

избирается сроком на пять лет. Ранее, с 1789 года, когда парламент был

объявлен верховным органом, срок его полномочий был равен 7 годам.

Право участия в голосовании принадлежит всем британским гражданам,

достигшим 18-летнего возраста. Также необходимо проживать в избирательном

округе на момент определенной даты, установленной для составления

регистрационного списка (10 октября). Регистрация - необходимое условие для

осуществления права голоса. К 29 ноября временный список вывешивается для

всеобщего обозрения. Гражданин может возразить против включения или

исключения его имени из списка до 16 декабря. Регистрационный чиновник

обязан выслушать возражения и вынести решение (соответственно он может

исправить список). Список вступает в силу 16 февраля. Он является

действительным для любых выборов, которые проводятся в течение следующих 12

месяцев.

Не могут принимать участия в выборах: иностранцы); лица, не достигшие

18-летнего возраста к моменту выборов; душевнобольные; пэры и пэрессы (за

исключением пэров Ирландии); лица, осужденные за тяжкие уголовные

преступления (в течение срока содержания их под стражей); лица, осужденные

за совершение правонарушений, входящих в категорию «бесчестных и незаконных

приемов на выборах».

Пассивное избирательное право. Пассивным избирательным правом наделен

любой британский гражданин, достигший 21 года.

В английском праве отсутствует перечень основных условий, которым

должен отвечать член Палаты общин. Имеется перечень условий, лишающих права

быть членом Палаты общин, а, следовательно, и кандидатом на выборах.

Соответствующие нормы содержатся в парламентских законах и нормах общего

права.

Членами Палаты общин не могут быть иностранцы. Лишены права быть

членами Палаты общин лица, занимающие некоторые государственные должности,

в том числе, оплачиваемые профессиональные судьи высших и низших судов,

профессиональные кадровые служащие министерств и центральных ведомств,

лица, находящиеся на службе в вооруженных силах. Лишены права быть членами

Палаты общин представители духовенства английской, шотландской, ирландской

и римской католической церквей. Общее право лишает возможности членства в

Палате общин пэров и пэресс (за исключением пэров Ирландии, которые не

могут быть членами Палаты лордов). Ограничения распространяются также на

лиц, отбывающих срок наказания за государственную измену; банкротов; лиц,

страдающих некоторыми психическими заболеваниями; лиц, признанных виновными

в применении «бесчестных и незаконных приемов на выборах».

Общие выборы в стране проводятся после досрочного роспуска парламента

или истечения максимального срока его полномочий. Однако, практически, срок

полномочий ни одного из парламентов послевоенных созывов не достигал пяти

лет. Средняя продолжительность полномочий парламента одного созыва

равнялась трем-четырем годам. Созыв и роспуск парламента являются

прерогативой главы государства и производятся путем издания королевской

прокламации. Эти полномочия осуществляются королевой по совету премьер-

министра. Вполне естественно, что он выбирает для этого момент, наиболее

благоприятный для руководимой им партии с точки зрения ее шансов на

выборах.

В отличие от других государств Западной Европы, в Англии не существует

каких-либо специальных центральных органов по проведению выборов. Общее

руководство организацией выборов в масштабе всей страны осуществляет

министерство внутренних дел, а в избирательных округах — чиновник по

выборам (в этом качестве выступают шерифы графств и председатели местных

советов). После получения предписания о проведении выборов и извещения

избирателей об их времени чиновник по выборам передает свои полномочия

чиновнику по регистрации. В качестве последнего выступает клерк местного

совета.

С целью проведения выборов в Палату общин страна разделена на 650

избирательных округов. Из 650 членов Палаты общин 523 избираются от Англии,

72 - от Шотландии, 38 - от Уэльса, 17 - от Северной Ирландии.

В Великобритании не существует какого-либо ограничения числа

кандидатов, которые могут быть выставлены в избирательном округе. Стадия

выдвижения (номинации) кандидатов чрезвычайно проста. Кандидат должен

представить чиновнику по выборам так называемый «документ о номинации».

Этот документ заполняется кандидатом и подписывается десятью гражданами.

Требуется также вручить чиновнику по выборам заявление о согласии на

номинацию и внести избирательный залог. В 1985 году сумма избирательного

залога была увеличена со 150 фунтов стерлингов до 500. В случае, если

кандидат соберет менее 5% голосов избирателей, внесенный им залог

пропадает.

Сейчас практически все кандидаты выдвигаются политическими партиями.

На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300-2500 кандидатов.

Обычно в округе на одно место бывает три-четыре кандидатуры.

В парламентских выборах участвует довольно высокий процент

избирателей – 70-80% от общего числа избирательного корпуса.

Выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.

Этот метод основан на избрании одного кандидата от округа. Избранным

считается кандидат, собравший большее число голосов избирателей по

сравнению с каждым из других кандидатов по округу. При этом, избиратель

имеет право голосовать только за одного кандидата из внесенных в

избирательный бюллетень.

Не существует требования о получении кандидатом минимального процента

всех голосов избирателей.

В Великобритании не существует системы государственных выплат в

поддержку политических партий, как в некоторых других западных странах

(ФРГ, Швеция, Финляндия). С 1975 года применяется система государственных

выплат для поддержки оппозиционных партий в парламенте.

В законодательном порядке установлена процедура оспаривания выборов. В

течение 21 дня с момента голосования избиратель, зарегистрированный в

округе, либо кандидат, потерпевший там поражение, могут сделать заявление о

том, что выборы были проведены не должным образом. На практике

предусмотренная законом процедура оспаривания парламентских выборов не

применяется. Последний такой случай был в 1923 году.

По своему социальному составу большинство парламентариев - лица,

принадлежащие к так называемому «среднему классу». В основном это

представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных

заведений, учителя.

Среди депутатов-консерваторов довольно велик процент бизнесменов (37-

46% в парламентах созывов 1945-1974 годов). В 80-х годах их число

сократилось. Что касается выходцев из рабочего класса, то в консервативной

партии их число не превышает 1%, в лейбористской партии их 12-18%. По

своему возрастному составу большинство парламентариев находится в

возрастной группе 30-60-летних (не более 2% - лица 21-30 лет, около 14% -

свыше 60 лет).

Реальное функционирование всего парламентского механизма основано на

существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся

организация избирательного процесса. Она оказывает определяющее воздействие

на внутреннюю организацию и деятельность Парламента. Под ее влиянием

сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие

весь комплекс отношений между Парламентом и Правительством.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти.

Две главные партии образуют официально признанные стороны в Палате общин -

«правительственное большинство» и «официальную оппозицию Ее величества».

Партия, победившая на выборах, располагает большинством (правительственное

большинство) и в силу этого формирует правительство. Поэтому, как правило,

правительство, располагает поддержкой большинства в Палате общин.

Результатом усиления роли Правительства стало вытеснение классической

модели парламентарного правления, названной «вестминстерской» (по месту

расположения Парламента), новой моделью - «моделью Уайтхолла» (по месту

расположения Правительства). Следовательно, лидер партии большинства

становится премьер-министром.

Партия, вторая по количеству мест, становится официальной оппозицией,

а ее лидер - Лидером оппозиции. Должность Лидера оппозиции получила

законодательное закрепление в 1937 году, когда ему было назначено

официальное жалованье. Для оппозиции характерно состояние готовности

принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции формирует

из руководящих членов оппозиции «теневой кабинет» и назначает «теневых

министров (министров-теней)».

Даже само расположение депутатов в Палате общин отражает ее разделение

на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от

спикера расположены скамьи правительственного большинства; слева -

оппозиции. Члены палаты - министры сидят на передних скамьях, а

руководители оппозиции - напротив них. Соответственно их называют

«переднескамеечниками», и «заднескамеечниками».

В Великобритании существует система парламентарного (ответственного)

правления. Это значит, что правительство формируется из числа членов

парламента, несет ответственность перед парламентом (в этом случае под

парламентом понимается только Палата общин) и в случае вотума недоверия

должно уйти в отставку. Так как правительство несет коллективную

ответственность перед парламентом, вотум недоверия, вынесенный одному

министру, обычно рассматривается как отказ в доверии правительству в целом.

В случае вотума недоверия, за которым должна последовать отставка,

правительство имеет право распустить парламент и назначить новые выборы.

Вотум недоверия, однако, в английской политической практике - явление,

чрезвычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая и оба

они касались необычной для парламента ситуации, когда правительство не

имело большинства в палате и было образовано правительство меньшинства (это

случилось в 1924 году и 1979 году).

Оппозиция часто вносит в Палату общин предложение о вотуме недоверия,

но оно отклоняется партийным большинством, поддерживающим правительство.

Что касается формирования правительства, то Палата общин не принимает

непосредственного участия в подборе кандидатур. Назначение и смещение

министров - право премьер-министра. Премьер-министр подбирает членов

правительства из числа руководителей партии большинства. Членами

правительства должны быть депутаты Палаты общин или лорды. В основном это

члены Палаты общин и лишь несколько - члены Палаты лордов. Премьер-министр

не обязан представлять на одобрение Палаты общин список членов

сформированного им правительства. Он не обязан также представлять на

одобрение палаты решение о производимых им перестановках в правительстве.

Партийные фракции - базовые единицы в Палате общин. Они именуются

парламентскими партиями. Термин «партия» означает, что фракции в Палате

общин являются независимыми, автономными образованиями и не связаны в своей

деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне

парламента. Лидер партии является лидером парламентской фракции.

Почти в 90% случаев голосование проводится в соответствии с партийным

делением палаты. В редких, заранее оговариваемых руководством фракций

случаях в палате объявляется свободное голосование и депутаты голосуют по

собственному усмотрению, вне зависимости от партийной принадлежности (по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.