рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Буддизм

Этот бесконечный процесс перевоплощении называется "колесом жизни", или

сансарой. Вращаясь вечно в этом колесе, человек обречен на физические и

душевные страдания, на страдания от сознания непостоянства счастья и

благополучия, на страдания, вызванные вспышками и исчезновением дхарм как

трансцендентальных, или иллюзорных, фаз существования. Последний момент

человеком не осознается, находится вне пределов его сознания, но очень

важен для понимания категории страдания. Благодаря своим шести чувствам

познания человек вступает в контакты с внешней средой. которая оказывает

воздействие на пять его скандх, возбуждая их, и тем самым еще более

привязывает человека к "колесу жизни", следовательно, увеличивает его

страдания. Таким образом, согласно буддизму, момент страдания познается не

только на чувственном опыте, но и заложен в самом процессе жизни. Поэтому

бытие определяется тремя качествами: непостоянством, страданием,

неотделимостью "я" от других форм жизни.

Вторая истина — "имеются причины страдания". Человек, пользуясь

материальными вещами и духовными ценностями, рассматривает их как реальные,

постоянные, поэтому он желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь от

других. Подобные желания ведут к продолжению жизненного процесса, создавая

непрерывную цепь борьбы за существование. Однако эти желания, согласно

буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевому действию, которое

образует карму. Этот процесс может протекать в пассивной и активной форме.

Активная сторона существования возможна тогда, когда дхармы возбуждаются,

приводят к кармическому эффекту. Последний порождается сознанием.

Следовательно, там, где нет сознания, нет и кармы, поэтому непроизвольные

действия не влияют на карму. Согласно закону зависимого начала, процесс

кармы также бесконечен: "каждое живое существо имеет свою карму, она его

собственность, его наследство, его причина, его родственник, его убежище.

Именно карма приводит живые существа в низкие или высокие состояния". Так

как волевые действия мотивируются желанием, то именно желания в первую

очередь определяют качество кармы и тем самым постоянно возобновляют и

поддерживают процесс перевоплощений.

Карма — скорее философская, чем физическая категория. Она не ограничена

временем и пространством и относится только к этической сфере, являясь

результатом потока сознания. Карма может быть космической, национальной,

родовой, семейной, индивидуальной. Ее можно назвать законом воздаяния или

законом этической причинности, согласно которому каждый пожинает то, что

посеял в прошлом. По своей функции карма совпадает с законом заносимого

происхождения. Образно говоря, можно сравнить жизненный процесс с рекой,

русло которой определено ее кармой. Жизнь реки поддерживается тысячами

ручейков (желаний), которые несут как чистые воды (добрые дела), так и

нечистоты (плохие поступки). Отбрасывая нечистоты или, наоборот, вбирая их,

река может изменить и свою будущую карму (но не настоящую) и в следующем

существовании перевоплотиться в прозрачный горный ручей или зловонную реку,

русла которых опять же будут предопределены кармой (это аллегория, ибо

карма создается только сознательными действиями). Так и человек,

воздерживаясь от плохих поступков или, наоборот, совершая их, создает себе

хорошую или плохую карму в будущем. Но даже добрые дела и намерения не

спасают его от перевоплощений и, следовательно, от страданий, так как добро

также является результатом его желаний. Итак, любому живущему уготованы

неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их. Буддисты утверждают,

что после Будды никому не удалось достичь нирваны.

Третья истина — "можно прекратить страдание". Полное искоренение и добрых,

и дурных желаний соответствует состоянию нирваны, когда человек выключается

из процесса возрождения. Нирвана — конечная цель существования. Разные

школы и направления буддизма по-разному понимают это состояние, в

зависимости от того, как они толкуют природу дхарм. Так называемая школа

старой мудрости, или тхеравада. считает, что успокоенные дхармы находятся

вне жизненного процесса, за "колесом жизни". Эти дхармы непостижимы, их

невозможно описать или рассказать о них. Поэтому при характеристике нирваны

тхеравадины прибегают к негативным терминам: нерожденная, не имеющая

происхождения, не имеющая структуры, нетленная, неумирающая, свободная от

болезней, горя и нечистот. Школа мадхьямиков считает дхармы порождением

больного сознания непросветленного человека. А раз дхармы — только плод

воображения, то единственая реальность — это пустота, и нет никакой разницы

между существующим миром и нирваной. Эту истину всякий просветленный

осознает внутри себя, и она является для него единственной реальностью, или

нирваной, а все остальное — лишь иллюзия. Некоторые северные школы буддизма

учат, что видимый мир только продукт сознания, которое отождествляется с

абсолютом, и нирвана, по их представлениям, достигается путем

аккумулирования чистого сознания с помощью религиозных практик и медитации

— размышления, созерцания. Но как бы ни были различны толкования нирваны,

все школы буддизма считают, что нирвана не самоуничтожение, а состояние

освобождения от своего "я", полное угасание эмоциональной активности

человека.

Четвертая истина утверждает, что существует путь к прекращению страдания.

Это "благородный восьмеричный путь", состоящий из правильного понимания,

правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной

жизни, правильного усилия, правильного отношения, правильного

сосредоточения. Вполне корректным было бы употребление в данной ситуации

слова "праведный". Человек, следующий этим путем, становится тем самым на

"путь Будды".

Предлагаемый буддизмом путь постижения истины называется "срединным путем".

Такое определение имеет свое объяснение: этот путь действительно лежит

посередине между крайностями ведийской религии с ее культами, обрядами и

жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетами — отшельниками древней

Индии, истязавшими в поисках истины свою плоть, с другой стороны. Будда уже

в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть,

совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся

относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом,

отсюда его название — "срединный". Человек, пожелавший следовать по этому

пути, должен уверовать, осмысленно или слепо, в то, что существует

непрерывный процесс перевоплощений, управляемый законом кармы: что для него

единственные убежища в этой жизни — это Будда, его учение (дхарма) и

буддийская община (сангха); что неукоснительное соблюдение всех

предписанных буддизмом правил этического поведения и созерцательных

упражнений приведет человека к освобождению от страданий.

Для достижения внутреннего спокойствия и обуздания мысли служит практика

медитации: упражнения йогов, созерцание различных религиозных объектов,

размышления на заданные темы (например, о Будде, о смерти и др.), ритмичное

и спокойное дыхание, разные стадии транса и экстаза, культивирование

дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам. Практика

медитации и соблюдение норм морали, согласно буддийским канонам, позволяют

сосредоточить внимание, на размышлении о сущности бытия. Из этого состояния

идущий по "срединному пути" может перейти на путь начала просветления,

постигнуть мудрость (праджня). Однако мудрость достигается не с помощью

анализа и наблюдений, а благодаря интуиции и духовному прозрению,

внезапному осознанию истины. Случайно услышанное слово, интуитивное чувство

растворения, исчезновения своего "я", случайно подмеченное явление — все

эти моменты могут оказаться толчком к "прозрению". Но внезапное "прозрение"

— это лишь первый шаг к нирване. В буддизме упоминаются четыре стадии

"просветления": первая — вхождение в поток, ведущий к нирване: вторая —

последнее возвращение в этот мир перед достижением нирваны; третья —

невозвращение в этот мир; четвертая — достижение нирваны после смерти.

Различные стадии просветления, которого добивается человек благодаря

самосозерцанию и полной отрешенности от внешнего мира, преследуют конечную

цель — угасание всех чувств человека, воображаемый уход из "мира страданий"

и являются последним этапом на пути к нирване.

Социальная программа раннего буддизма тоже заслуживает внимания, прежде

всего учение о зависимости социального статуса человека от его прошлых и

настоящих деяний. Превращению буддизма сначала в государственную, а затем и

в одну из мировых религий содействовали в основном два положения этого

учения. Во-первых, утверждение, что социальный статус и богатства

свидетельствуют о количестве достоинств, накопленных в "прошлых жизнях",

предоставляло возможность правителям государства провозглашать себя

идеальными людьми. Это вело к абсолютизированию их власти. В дальнейшем

данная идея получила разработку и оформление в буддийской концепции

идеального правителя — чакравартина. Во-вторых, в жестких условиях сословно-

кастового изоляционизма буддизм оставлял угнетенным массам надежду

возродиться в будущей жизни в более хороших условиях путем неукоснительного

соблюдения социально-этических норм поведения или вступления в религиозную

общину. Это способствовало росту популярности буддизма среди широких слоев

населения.

НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ БУДДИЗМА

Со времен правления Ашоки миссионерская деятельность буддийских монахов

приняла широкие межгосударственные масштабы. Проповедники буддизма начали

все чаще появляться в сопредельных с Индией странах, добираясь до

отдаленных районов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Если население,

подстрекаемое жрецами местных религий, враждебно относилось к их

проповедям, то буддийские миссионеры не вступали в единоборство и шли

дальше. Если же им удавалось заручиться поддержкой .местных правителей или

найти поселения, в которых местное духовенство более или менее терпимо

относилось к деятельности монахов, то они начинали активную пропаганду

среди населения. У них появлялись последователи, создавалась буддийская

община. Эта способность буддийской общины к длительному мирному

сосуществованию с любыми культами, религиями и социальными системами

позволяла ей держаться сотни лет при самых неблагоприятных условиях. Так

было в Индии при мусульманских правителях, на Шри-Ланке во времена

португальской, голландской и английской колонизации, в конфуцианском Китае,

в Японии, Средней Азии первых веков н. э., в странах Юго-Восточной Азии.

Именно изначально присущая буддизму терпимость давала возможность

буддийским монахам дожидаться нужного момента для широкого внедрения учения

Будды.

Уже в период своего распространения буддизм имел разработанную систему

логики, которая позволяла его проповедникам одерживать победы в диспутах со

своими противниками, например в Индии и Китае. Буддийские монахи

обслуживали все слои общества от презираемых каст до аристократов.

Вклиниваясь в местные религиозные верования, буддизм ассимилировал их.

Вооруженные колоссальной литературой, буддийские общины вели

"просветительскую" работу среди населения на местных языках, адаптируя

канонические джатаки, аваданы, сутры и приближая их к народным легендам и

обычаям. Буддийская система этики органически вплеталась в традиционную

мораль классового общества. Культовая парадность махаянистского буддизма

имела огромный успех в народе. Сангха привлекла к себе тысячи обездоленных

крестьян и разочарованных аристократов. Нередко она становилась

значительной социальной и политической силой в государстве. Правящие классы

были также заинтересованы в распространении буддизма, ибо его доктрины

помогали укреплению и сохранению существующих порядков. Введение буддизма

нередко сопровождалось внедрением достижений более развитых цивилизаций.

Так, тибетцы вместе с буддизмом заимствовали светские науки Индии:

грамматику, медицину, астрономию и астрологию: народы Юго-Восточной Азии —

литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру индийских

цивилизаций. Кроме того, буддизм всячески поддерживал идею божественности

правителя, увеличивая его славу.

Уже ранний буддизм (до н. э.) позаботился об урегулировании взаимоотношений

государства и буддийской общины, разработав три последовательные стадии

взаимоотношений дхармы и государства. На первой стадии правитель

соглашается выполнять определенные функции ради народа, а ему

предоставляются определенные права, включая сбор налогов. Если правитель

злоупотреблял своей властью, люди могли уйти в другие места, под защиту

иного вождя. Но по мере расширения территории государства такая форма

защиты стала нереальной, и буддизм создал доктрину всемогущей дхармы,

способной уничтожить недостойного правителя. Весь мир объявлялся

разделенным на две сферы — "два колеса", действующие подобно колесам

колесницы, осью которой является человеческое общество, его желания,

стремления и судьбы. Подобная система объясняется тем, что всемогущая

дхарма не может действовать в этом мире сама по себе и нуждается в

покорности или поддержке государства и буддийской общины. Кульминационным

пунктом этой теории является концепция всемирного правителя (чакравартина),

который объявлялся благородным правителем и двойником бодхисаттвы. Как и

бодхисаттва, он отмечен 32 знаками великого человека и наделен

сверхъестественной властью. Он уникален, так как одновременно не может быть

двух чакравартинов. Те места, где родился и короновался чакравартин, где он

одержал наиболее значительные победы и умер, объявлялись "памятными". Над

останками чакравартина полагалось сооружать ступу, посещение которой

считается религиозной заслугой. Концепция утверждала, таким образом, полное

сходство между статусами будд, бодхисаттв и чакравартина. Поэтому власть

последнего не могла рассматриваться как земная или рациональная,

Чакравартин приводил в движение оба колеса (дхармы и государства),

олицетворяя духовную и светскую власть. Третья стадия — это идеальное

государство, в котором дхарма в качестве космической силы регулирует

поведение общества, а государство рассматривается как этический институт,

извлекающий свой авторитет из дхармы и ведомый сангхой. Хронология и

география распространения буддизма выглядят так. В конце I тысячелетия до

н. э. буддизм проникает на Шри-Ланку. В первые века н. э. он

распространяется на обширной территории Кушанской империи, включавшей в

себя земли, входившие в состав Средней, Центральной и Передней Азии. В I в.

н.э. буддизм проникает в Китай, в IV в.- в Корею, в VI в.- в Японию, в VII

в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и

Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме,

Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии —

буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже

очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и

Америку.

Мифология буддизма начала складываться одновременно с формированием

основных концепций религии — т. е. в VI-V вв. до н. э.

Будда в своем учении никогда не отвергал богов других религий и не запрещал

им молиться. Он просто пояснял, что это может дать какое-то временное

облегчение, но никак не приблизит человека к конечной цели — просветлению,

нирване, спасению. Именно поэтому значительное число богов добуддийской

Индии тут же вошли в пантеон богов буддизма. Это создатель мира Брахма; бог

грома и молнии Индра, олицетворение энергии, благоустраивающей мир, Вишну;

предводитель низших божеств, имеющий тело человека и голову слона, Ганеша;

полубоги гандхарвы, хранители сторон света локапалы и др. Параллельно шел

процесс мифологизации реальных исторических лиц, сыгравших важную роль в

создании и распространении учения. Прежде всего это касается самого Будды

Шакьямуни и его ближайших учеников. Вскоре к ним присоединились настоятели

наиболее значительных монастырей, учителя веры, отшельники и т. д.

Позднее процесс включения в буддийский пантеон добуддийских богов получил

развитие во всех странах, где буддизм распространялся и утверждался в

качестве государственной религии. В Японии, например, в пантеон буддийских

богов вошло чрезвычайно популярное божество военных и горнорудных дел

Хатиман. Первоначально в VIII в. он рассматривался как покровитель буддизма

из среды местных божеств, персонаж, обеспечивающий благополучную постройку

буддийских храмов, поиски меди и золота для статуй Будды и т. д.

При буддийских храмах воздвигались его святитилища как божества —

охранителя, а в 1809 г. официальные хроники впервые называют его "великим

бодхисаттвой". В Тибете в пантеон оказались включенными Падмасамбхава и

Цзонхава — реальные исторические лица, основатели разных школ буддизма,

персонаж героического эпоса тибетцев Гесер, в Монголии — обожествленный

Чингисхан, в образе которого слились реальное историческое лицо и шаманское

божество, почитаемое монголоязычными народами (монголами, бурятами,

калмыками), Цагаан убугун (Белый старец) -покровитель всякого земного

плодородия и благополучия и т. д. Такие примеры можно привести по каждой

буддийской стране. Кроме того, вовлеченными в процесс создания пантеона

оказались многочисленные местные божества и духи земли, гор, перевалов,

озер и прочих местностей, В их числе птицеголовые и звероголовые духи

Тибета, змеиные божества нага Индии и Юго-Восточной Азии, вполне

человекообразные духи Монголии, многие синтоистские божества Японии,

ставшие духами-хранителями японских храмов н земли, на которой те

построены. Известные монгольские и бурятские шаманы, согласно позднее

сочиненным буддийским легендам, были обращены в буддизм либо самим Буддой,

либо далай-ламой, с которыми те где-либо повстречались и т. п. Но все, что

мы здесь перечислили, это так называемые "местные пантеоны", которые

создавались в каждой конкретной буддийской стране на основе ее собственной

религиозной и мифологической традиции.

Однако постепенно, хотя и далеко не сразу, сложился и общебуддийский

пантеон,-единый для всех стран буддийского мира, хотя в каждой из них эти

боги назывались по-своему, а иногда даже меняли пол (мужской на женский).

Так, например, Авалокитешвара, придя из Индии в Китай под именем Гуаньинь и

в Японию под именем Каннон, превратился из мужского персонажа пантеона в

женский.

Самый высокий ранг этого пантеона образуют будды. Всякое живое существо,

достигшее просветления и сменившее мир сансары на мир нирваны, становится

буддой. "Просветленные" (как их можно называть) в полном смысле слова

богами не являются — буддисты и буддологи протестуют против употребления

этого термина по отношению к буддам, хотя ряд качеств, которыми обладают

будды, человечество издавна привыкло приписывать богам: всемогущество,

способность совершать чудеса, возможность появляться в разных обликах,

влиять на ход событий в нашем и других мирах и т. д. Отказавшись от термина

боги, назовем будд высшим рангом персонажей буддийской мифологии.

Каковы же основные характеристики этого ранга? Прежде всего, будд

неисчислимое количество, они способны перерождаться во всех мирах и во всех

временных периодах. Они начинают свой путь к просветлению как бодхисаттвы

(это 2-й ранг пантеона). Все будды обладают 32 признаками совершенства,

силами и способностями, превосходящими богов. Будды живут в космическом

пространстве, но когда они снисходят до воплощения в то или иное земное

тело, происходят великие чудеса: с неба падают цветы, дрожит земля, с

ясного, безоблачного неба гремит гром. Будды проповедуют Истину, Учение,

Закон (т. е. дхарму) и обращают людей на путь будды. Наиболее популярные

будды, почитаемые во всех странах,- Шакьямуни, будда будущего мирового

периода Майтрея, пять дхьяни-будд (дословно "будды созерцания"), или пять

татхагат, истечением которых является вселенная и ее части, их имена —

Вайрочана (он обитает в центре), Акшобхья (на востоке), Ратнасамбхава (на

юге), Амитабха (на западе), Амогасиддхи (на севере).

Второй ранг пантеона — бодхисаттвы. Буквальный перевод этого слова —

"существо, стремящееся к просветлению". Им может быть человек или любое

другое живое существо, принявшее решение стать буддой. Бодхисаттвой был

Шакьямуни до того, как стал Буддой, именно будучи бодхисаттвой, он 550 раз

перерождался на земле в облике разных живых существ. Число бодхисаттв также

бесконечно. На пути к состоянию будды бодхисаттва руководствуется шестью

"духовными совершенствами" (парамитами) — щедрость, нравственность,

терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость. С их

помощью он обретает состояние сострадания ко всем живым существам. Наиболее

популярные бодхисаттвы: олицетворение сострадания Авалокитешвара:

бодхисаттва мудрости Манджушри, борец с заблуждениями и тупостью Ваджрапани

и др. Бодхисаттвы особенно популярны в махаяне, их подвигам и деяниям

посвящена значительная литература.

Третий ранг пантеона — архаты и пратьекабудды. Слово архат означает

"достойный". Так назывались люди, достигшие при жизни наивысшего уровня

духовного развития. Особенно популярны 16 архатов в хинаяне и 18 архатов в

махаяне — к их числу относятся ученики и ближайшие последователи Шакьямуни.

Пратьекабудда — дословно "будда для самого себя". Он достиг нирваны и спас

самого себя, но проповедью учения с целью спасения других не занимается.

Их, как и будд, может быть неограниченное количество. Архаты и

пратьекабудды более популярны в хинаяне, чем в остальных направлениях

буддизма.

В пантеоне ваджраяны появился еще один важный ранг — идамы. По отношению к

ним уже вполне допустимо употреблять термин "божества". Их основное

назначение — охранители, и в принципе им может стать любой персонаж

пантеона; верующий выбирает его своим покровителем, начав восхождение по

пути Будды. Они делятся на имеющих мирный, гневный и полугневный облик.

Самый известный из гневных — Ямантака, победитель бога смерти Ямы. Все его

формы — многорукие, многоногие и многоликие.

К.числу явлений общебуддийской религиозной практики следует отнести и

тренировку по определенной психологической и физиологической программе. Она

имела наивысшей конечной целью достижение индивидом просветления, однако

побочные эффекты, которые давал психотренинг, немаловажны сами по себе с

точки зрения понимания сущности и возможностей этой практики. Уже в

индийской религиозной традиции возникло представление о том, что полное

овладение теорией, практикой и техникой йоги позволяет достичь такого

состояния, при котором возможно видеть и слышать все, что происходит во

вселенной, становиться невидимым, ходить по воде, летать по воздуху,

принимать любые обличья и т.д. На санскрите эти способности называются

сиддхи, на пали — иддхи.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.