|
Творчество Нестерова на урокахНестеров тоже восторгался в них красотой души и необычайной скромностью русского человека. Он решил, что именно такой русский солдат, ослепший от газов, должен появиться на его картине, замыкая собою исторический круг защитников русской земли. Первое впечатление от картины у первых зрителей, было полнейшей неожиданностью. Здесь был какой-то новый Нестеров, новый не в основе своей, а новом качестве, которого как будто не было прежде. Привычная лирическая ласковость живописного сказания М.В. Нестерова сменялась чем-то иным, мужественным и строгим. Картина приковывала своей ширью и силою. Удлиненность картины по диагонали, причем ближайшие фигуры правой стороны писаны в рост человеческий, делали то, что представлялось, будто это плотная, тесная толпа идет по луговине, движется упорно и неостановимо, а за ближайшими ее рядами, двигаются еще ряды, движется еще толпа, и нет конца этому народному движению. Ни на одной русской картине (кроме репинских «Бурлаков» и «Крестного хода») это движение, не передано с такой простотою, с таким лаконизмом, но и с такой силою, как здесь у М.В. Нестерова. Все в природе здесь широко, привольно, прекрасно, но обычно. Необычна лишь спокойная, безмолвная толпа, движущаяся по берегу Волги. Среди мужчин и женщин, М.В. Нестеров изобразил в толпе высокого, худого, нагого (прикрыты лишь чресла) старика с длинными седыми волосами и бородой. Извернувшись изможденным телом вполоборота к идущей толпе, словно отстраняет руками некую тучу, готовую низринуться на толпу людей, или видит кого-то там, за этим облачным небом, и беседует с ним. Этот нагой человек - Христа ради юродивый - тот, кто хочет посмеяться над всем, что люди считают важным и великим в жизни: над водностью, богатством, человеческим судом, рассудком, кто добровольно принимает на себя облик безумца, для того, чтобы внутри себя выразить человека, живущего лишь по закону любви и правды. Правдива картина Древней Руси, невозможна без исторической и глубоко народной фигуры юродивого. Это знал и А.С. Пушкин (в «Борисе Годунове»), это знал и Суриков в «Боярыне Морозовой»). Это знал и М.В. Нестеров, сделав юродивого главной фигурой левого плана картины. Фигура Л. Толстого, быть может, более всего поражает на этой картине М.В. Нестерова своей неожиданностью. Духовные особы были возмущены: как на картине, изображающей путь русского народа к Христу, может быть человек, отлученный от церкви? М.В. Нестеров отвечал им кратко, но твердо: «Ничего не поделаешь. Надо ему там быть. Из песни слова не выкинешь. Русский он. Толстого от России не отлучишь!»[8] (22 стр. 84) Кто же ведет весь этот поток людей? Никто. М.В. Нестеров отказался изображать Христа, идущего впереди толпы (как на первоначальном эскизе). Помыслы художника, у этой толпы, есть Христа, в которого они девятьсот с лишним лет верили, которому молились. К нему и идет толпа. Художник никого не избирает из них. Все верят от души и искренне, считал Нестеров. И мальчик, идущий впереди, никогда не был для художника ведущим. Он никого не ведет, но он ближе всех к цели, он, не ставивший себе никаких целей, на которые столько труда и усилий затратили многие. «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Эту надпись после долгих колебаний М.В. Нестеров в 1927 году написал рукою П.Д. Корина на самой картине, внизу слева. А если они, эти русские люди не могут быть «как дети», каков тогда будет конец их жизненного и исторического пути? Исходя из образов картины (а в них-то и заключается мысль художника), ответ может быть только один: «Не войдете в Царствие Небесное», не обретете правды и красоты. Ответ поистине трагический. Исходя из него, становится ясно, что Нестеров создал трагедию «души русского народа». М.В. Нестеров чувствовал, что в своей «Душе народа» он как живописец, нашел в себе ту строгую простоту, ту спокойную силу, ту благородную ясность, которые искал давно, и сохранил при этом свойственную ему поэтическую взволнованность которая здесь, в создании монументальном, вместо звучания лирического обрела подлинно трагическую звучность. Само обращение к подобной теме, интересной и значительной по своему характеру, выражающей представления обобщающего свойства, было совершенно необычайно для того времени, значило уже очень многое, многое говорило о личности М.В. Нестерова, о направлении его творческих исканий. Время завершения картины «Святая Русь» неожиданно оказалось связанным и с другими значительными явлениями в творчестве М.В. Нестерова. Он стал писать портреты. Наиболее значителен портрет его дочери «Амазонка». Девушка в красной шапочке и черной амазонке, с тонким хлыстом в руках остановилась у берега реки. Чуть склонив голову, она смотрит куда-то вдаль, в сторону зрителя. Лицо ее спокойно, но легкий излом фигуры, поворот плеч и наклон головы создают впечатление грустного раздумья. Прост и безлюден пейзаж с широкой, спокойной, окрашенной отблесками заката гладью реки, в которой отражается противоположный берег с синеватой далью леса, бледно-желтое, чуть розовеющее вечернее небо. В советское время работ в области религиозного искусства была для художника невозможна. Его творчество сосредоточено на портретном жанре, М.В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, деятелей науки и искусства (портреты П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина, И. Шадра, И. Павлова, Е. Кругликовой и мн др.). Эти портреты выдвинули художника в ряд ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения человека. М.В. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа. М.В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. К жанру портрета он обратился в 1900 -х гг. После портрета дочери («Амазонка»), также интересен двойной портрет «Философы», получивший большую известность, но которой мастер изобразил С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского - двух известных русских ученых-философов. Особый интерес представляет «Портрет академика И.П. Павлова» (1935). Глядя на него сразу видно, что этот красивый седой старик, несмотря на свой возраст, крепок физически и полон живой, кипучей энергии. Очень выразительно лицо Павлова: высокий, открытый лоб с глубокими морщинами, серьезный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды. Эти черты очень скупо, но тем не менее необыкновенно точно передают облик академика, его острый ум и вспыльчивость характера. Еще он написал «Портрет скульптора В.И. Мухиной» (1940), писал и портреты И.Д. Шадра, портреты своей второй жены и своих детей, и еще очень многих близких ему людей, и портреты известных личностей. Также им написаны два автопортрета. Друзья художника удивлялись необычайному способу работы над картиной. М.В. Нестеров всегда начинал портрет с левого верхнего угла, и постепенно из разрозненных деталей появлялся гармоничный и цельный образ. Но писал мастер долго и очень медленно, внимательно всматриваясь в портретируемого. И если в религиозных композициях проявлялось увлечение символизмом и романтизмом, то портретное искусство М.В. Нестерова всегда оставалось глубоко реалистическим. Таким образом, творческая судьба М.В. Нестерова кажется не только незаурядной, но порой исключительной. Художник прошел многие этапы в развитии отечественного искусства, и в каждый из них он внес свое собственное слово. Его жизнь оказалась связанной с огромным историческими событиями в жизни его страны, его народа. М.В. Нестеров умел не только понять все их значение, но и найти художественную форму их выражения. Главным для него всегда было познание природы и человека. Он умел понять, казалось бы, скрытую структуру жизни, он желал проникнуть и проникал подчас в человеческое сердце и изображал эту жизнь сердца. [9] ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. НЕСТЕРОВА НА УРОКАХ МХК В 5 - 6-х КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2.1. Специфика структуры уроков по МХК Искусство играет большую роль в формировании нравственности подрастающего поколения. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, и поскольку оно обладает таким свойством, оно должно быть включено в число предметов воспитания молодежи (30, стр. 12). Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты». Однако, влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба» (33, стр. 61). Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства. Для этого необходимо, чтобы в каждой школе был предмет МХК (мировая художественная культура). Уроки по МХК в общем плане воспитания школьников обозначают процесс формирования чувств в области прекрасного. На уроках МХК это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах учащихся. С помощью таких уроков дети начинают понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность уроков по МХК состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и нравственного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку нравственных понятий, идеалов и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Существенной стороной этих уроков является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. Не менее важной стороной содержания уроков по МХК является их направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития они должны охватывать? Прежде всего, необходимо формировать у учащихся эстетические и нравственные потребности в познании искусства, в постижении художественных ценностей. Существенным компонентом этого воспитания являестя овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (и взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства. Большое место в содержании уроков по МХК занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремиться к повышению культуры поведения. Также важным содержательным компонентом уроков по МХК является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к изобразительному искусству, музыке и литературе. Уроки МХК должны начинаться в школе с младших классов. Основное их направление состоит в ознакомлении детей с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию, к пониманию искусства и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением выразительно и эмоционально читать стихи, желательно иметь навыки музыкального или изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым условием их эстетического и нравственного развития, но и возбуждают потребность в приобщении к искусству. Для воспитания художественного восприятия у учащихся существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении художественных произведений, прослушивании музыки и цитирования литературных произведений, стихов и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравиться в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. На уроках необходимо не только показывать школьникам репродукции картин, но и широко использовать чтение стихов и прослушивание музыки, песен. Также необходимо проводить экскурсии в музеи на выставки картин. В основе таких экскурсий лежит знакомство школьников с музейным предметом. У детей появляется возможность увидеть картины «живьем». Это закладывает «навыки чувствования» произведений искусства, основы эмоциональной культуры и эстетического отношения к реальности. Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах. Однако, основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися - подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства. Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которое используется в избирательном искусстве, музыке и литературе. В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет и усвоение таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор (в музыке), перспектива (в изобразительном искусстве) и мн. др. В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению той или иной связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по МХК необходимо использовать произведения музыки и литературы. Так, например, при изучении творчества С. Герасимова и П. Соколова, можно при показе их иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», привести строчки из текста этой повести. Или при рассмотрении иллюстраций художников Н. Муратова и Кукрыниксов, привести строчки из сказок Салтыкова- Щедрина. Или при изучении некоторых художников-пейзажистов, прочитать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» и прослушать одноименный романс А. Варламова. Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия деятельности. Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных эстетических вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездумным модернизмом - и недооценивают классики, и иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно с помощью уроков МХК - широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и классики и художественного творчества. При изучении произведений искусства также важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимания того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца - такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. И учитель, ведущий урок МХК, должен дать это понимание своим ученикам. Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические литературно-художественные вечера: «Песни и музыка Великой Отечественной войны», «Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в изобразительном искусстве» и т.д. (34, стр. 30-31). Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоцонально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Уроки МХК могут помочь развить у учащихся их творческие способности и наклонности. Школьники, рассматривая шедевры мирового художественного искусства, слушая прекрасную классическую музыку и красивые стихи, могут понять и осознать, что они тоже готовы внести свою лепту в искусство. И тогда они начнут активно заниматься тем видом творческой деятельности, которая им больше по душе. Можно придти к выводу, что дети от природы любознательны, также они творчески активны, изначально талантливы. Многие родители и педагоги пытаются как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Уроки МХК, истории искусства и другие предметы, связанные с искусством, тоже, как нельзя лучше подходят к этой роли. [10] 2.2. Организация процессов восприятия учениками творчества М.В. Нестерова Из многих научных источников по воспитанию и развитию школьников (30, 32, 33), следует, что изучать творчество такого талантливого русского художника конца XIX - начала XX в., как М.В. Нестеров, надо в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы. Так как, в 5 - 6-х классах на уроках искусства тема года единая - «Изобразительное искусство как познание и утверждение человеческих ценностей». Произведения Нестерова, как и многих других талантливых художников, очень подходят к этой теме. Несколько уроков 5-го класса, уже дают представление детям о новом уровне восприятия трех жанров - пейзажа, портрета, натюрморта - в различных видах изобразительного искусства. Урок МХК или история искусств - это особый урок. И требования к нему должны быть особые - он должен строиться по законам искусства. Отсюда и вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, на уроках, посвященных изучению творчества М.В. Нестерова должны решаться задачи нравственно- эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно - образной форме, является сущностью самого искусства. Искусство предполагает, прежде всего, духовное общение. Поэтому оно должно быть и на уроках искусства. Ведь неспроста в современной педагогике все чаще и чаще раздаются голоса, ратующие за необходимость сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. А ведь оно пришло к нам, из народной педагогики, когда мать и дочь, отец и сын на равных решали насущные жизненные вопросы. По мнению Д.Б. Кабалевского (30, стр. 16), следует, что урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учащимися, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными элементами эмоциональной драматургии уроков искусства. На уроке о творчестве М.В. Нестерова учителю необходимо иметь много материала, такого как репродукции картин художника, слайды, книги, описывающие и анализирующие его творчество, подходящие музыкальные и литературные произведения. Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учеников. Поэтому общение по поводу искусства, т.е. эмоциональное вхождение в тему - это самые важные, бесценные минуты урока. А.В. Луначарский писал (32, стр. 14): «Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему»[11]. Вот почему очень важно, чтобы на уроках, посвященных изучению творчества Нестерова, звучали не холодные, бездушные ответы, а содержащие собственное переживание и впечатление, окрашенное детской радостью, эмоцией, совершенно искренние всплески души и разума, а не просто правильные ответы школьников. И именно тогда процесс восприятия искусства приобретает на уроке желанную форму, осуществляясь в единстве мысли и чувства. Например, когда перед учащимися предстанет целая галерея женских |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |