рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эрмитаж

путешественника П.К. Козлова из древнего тангутского города Хара-Хото в

1909 и 1926 годах. Его всемирно известные находки 1924-1925 годов из

гуннских могильников в горах Ноин-Улы (Монголия) поступили в 1934 году.

Тогда же Музей антропологии и этнографии Академии наук передает

Эрмитажу интереснейшие памятники буддийского искусства – лёссовую

скульптуру и части стенных росписей средневековых пещерных храмов

Синьцзяна, привезенные экспедициями академика С.Ф. Ольденбурга в начале ХХ

столетия.

Из бывшего Азиатского музея приходит знаменитая коллекция восточных

монет, на основе которой в свое время была составлена классификация монет

Востока, принятая во всем мире.

Передачи из различных музеев страны продолжались и в последующие годы.

С 1934 года музей возглавил выдающийся востоковед, академик И.А.

Орбели – руководитель Отдела Востока. Он стал директором Эрмитажа в период

разработки нового профиля музея и в трудные военные годы. В это время

Эрмитаж превратился в один из крупнейших в мире музеев истории культуры и

искусства.

Один за другим создаются новые отделы Эрмитажа.

Еще в 1920 году был образован Отдел Востока, скоро превратившийся в

значительный центр советской востоковедческой науки.

В 1931 году возникает Отдел истории первобытной культуры, хранящий

материалы древнейшего исторического прошлого территории Советского Союза.

Наконец, в апреле 1941 года был сформирован Отдел истории русской

культуры, начавший развиваться фактически уже в послевоенное время.

Нельзя обойти вниманием подвиг Эрмитажа во время Великой Отечественной

войны.

Нападение гитлеровской Германии прервало деятельность музея. В первые

же дни войны все ценности были тщательно упакованы и подготовлены к

эвакуации. 30 июня 1941 года на восток ушел первый эшелон с наиболее

ценными произведениями искусства. В глубокий тыл на Урал было отправлено

всего 1 117 000 экспонатов. Остальные, главным образом предметы убранства,

спустили в подвалы Зимнего дворца.

Фашистские воздушные бомбардировки и артиллерийский обстрел нанесли

зданиям Эрмитажа значительный урон. Были повреждены портик Нового Эрмитажа,

Гербовый и Николаевский залы и некоторые другие помещения. В окнах были

выбиты стекла, от сырости и холода пострадали росписи плафонов и стен,

лепка и позолота, наборные полы художественной работы.

Еще в период фашистской блокады Ленинграда разрабатывались планы

восстановления музея. И как только враг был отброшен от стен города,

начались реставрационные работы. На это не только были ассигнованы огромные

средства, но и выделены кадры высококвалифицированных мастеров различных

специальностей – лепщиков, позолотчиков, паркетчиков.

8 ноября 1945 года, после четырехлетнего перерыва, распахнулись двери

музея, для обозрения посетителей были открыты первые 65 залов.

Музей снова открыл свои гостеприимные двери для всех.

В Эрмитаже продолжают расширяться и формироваться залы и коллекции.

Так, картинная галерея преобразуется в Отдел западноевропейского искусства

– самый крупный в музее, в комплектовании, систематизации и изучении фондов

которого принимает участие большое число высококвалифицированных

специалистов. В фонды отдела вошли не только живопись, рисунки, гравюры, но

и скульптура и богатейшие коллекции всех видов прикладного искусства. Были

не только существенно расширены ранее сложившиеся разделы, но, что весьма

важно, восполнены имевшиеся пробелы собрания. Так, появились произведения

итальянских мастеров XIII-XIV веков, французских и нидерландских XV-XVI

столетий. Создается большая экспозиция французского искусства XIX-начала XX

века. Для роста этого раздела Эрмитажа особое значение имела передача, уже

в послевоенное время, более трехсот полотен, скульптуры и экспонатов из

московского музея новой западной живописи, в свое время сформированного на

основе богатейших коллекций картин импрессионистов и постимпрессионистов,

принадлежавших известным московским меценатам С. Щукину и М. Морозову. Это

приобретение выдвинуло эрмитажное собрание произведений искусства XIX-

первой половины ХХ века на одно из первых мест в мире.

Интенсивно увеличивались археологические коллекции музея.

Уникальные материалы пришли в Эрмитаж в результате раскопок

высокогорных курганов урочища Пазырык на Алтае, которые велись в 1929, 1947-

1949 годах.

В течение многих полевых сезонов на холме Кармир-Блур, близ Еревана,

проводились раскопки крепости Тейшебаини. Найденные памятники поступили в

Исторический музей Армении и в Эрмитаж. Находки сформировали в музее

отдельную экспозицию.

Археологические раскопки последних лет, ведущиеся близи Самарканда,

обогатили коллекции Эрмитажа редкостными стенными росписями и лёссовой

скульптурой средневекового Пенджикента.

Уникальные ткани и одежды были найдены в могильнике Мощевая Балка на

Кавказе.

Скульптура и предметы прикладного искусства, сосредоточившие за

последние годы Эрмитаж, позволили создать новый раздел собраний,

посвященный Индонезии, а купленные после выставки 1953 года современная

живопись, скульптура и графика преумножили коллекции индийского искусства.

Наибольшее значение для пополнения античных коллекций имеют

многолетние раскопки, которые регулярно велись археологическими

экспедициями Эрмитажа в древних центрах античной цивилизации в Северном

Причерноморье: на острове Березань, в Нимфее и Херсонесе. Скульптура,

надгробные стелы, сотни керамических изделий, подвески, перстни и другие

украшения, предметы ремесла и быта значительно расширили фонды,

характеризующие греческий и римский этапы культуры городов Причерноморья.

Комплектованию фондов и развертыванию экспозиций самого молодого в

музее Отдела истории русской культуры Эрмитаж, естественно, уделяет много

внимания. Работа здесь идет по нескольким направлениям.

Большую ценность представляет деятельность Псковской археологической

экспедиции. Среди предметов, поступивших в Эрмитаж в результате работы этой

экспедиции, следует отметить вислые свинцовые печати из архива XIV-XVI

веков и части плинф с клеймами мастеров и со знаками Рюриковичей.

Из Ленинградского отделения Института археологии в Эрмитаж поступили

материалы раскопок, проводившихся М.К. Каргером с 1957 по 1963 год на

территории древнего русского города Изяславля. Этот город-крепость, вторым

после Киева принявший на себя удар татаро-монгольского нашествия,

представляет самый богатый памятник-комплекс славяно-русской археологии.

Весьма важной являлась и является деятельность многочисленных

поисковых экспедиций Русского отдела на Урале, Севере, в средней полосе

России. Специалисты отдела закупают или получают в дар ценные произведения

главным образом народного искусства, среди которых – изделия из кости и

дерева, ткани, вышивки, костюмы. Можно считать удачей этих экспедиций также

поступление в музей икон XVII века, Евангелия 1606 года и Служебника 1770

года.

И наконец, несколько примеров пополнения за последние двадцать лет

собрания западноевропейского искусства.

В 1967 году музею была предложена жителем Таллина картина, как

считалось, испанской школы. Расчистка полотна обнаружила его высокие

живописные качества, а скрупулезное исследование подтвердило предположение

сотрудников Эрмитажа о том, что они имеют дело с произведением французского

художника начала XVII века Жака Белланжа. Его полотна высоко ценились

современниками, он был известен и как мастер эстампа, но для последующих

поколений как живописец он представлял загадку, так как картины его не

сохранились. Эрмитажное «Оплакивание» являет собой огромную редкость.

В числе работ старых мастеров, приобретенных Эрмитажем за последние

годы, можно назвать «Кающуюся Марию Магдалину» Джампетрино – итальянского

художника XVI века, «Клеопатру» Массимо Страционе (Италия, XVII в.),

произведения Адриана ван Остаде и Бар толомеуса Моленара (Голландия, XVII

в.), Давида Тенирса (Фландрия, XVII в.), рисунки Пармиджанино, Тьеполо,

Гюбера Робера, Каспара Давида Фридриха, Делакруа, Энгра.

В 1972 году Эрмитажем был получен в дар от американского

предпринимателя и коллекционера Арманда Хаммера «Портрет Антонии Сарате»

кисти Гойи.

Особое внимание уделяется увеличению фондов произведений художников

XIX-XX веков, современных мастеров, а также памятников искусства стран,

ранее не представленных в музее. В 1960-1970-е годы в Эрмитаж поступили два

портрета кисти Матисса, шесть скульптурных его работ, оформленные им книги,

гравюры и литографии. Все это принесено в дар музею Л.Н. Делекторской,

многолетним секретарем и помощником Матисса. В числе новых пополнений

пейзажи Франсуа Милле, Эжена Будена и Мориса де Вламинка, картины таких

известных мастеров, как Ренато Гуттузо, Андрэ Фужерон, тридцать

произведений американского художника Рокуэлла Кента, работы живописцев

Польши, Венгрии, Германской Демократической Республики. К этому следует

добавить первоклассную пастель Одилона Редона, рисунки Матисса, Леа

Грундиг, Тадеуша Кулисевича, Антона Рефрежье, Андрэ Фужерона,

многочисленные листы чехословацких, венгерских, болгарских, румынских,

польских, немецких художников.

Начала складываться коллекция мексиканской, кубинской, уругвайской

графики. Из Музея современного искусства в Нью-Йорке получены листы

известных современных художников США Бена Шана, Антонио Фраскони, Роберта

Раушенберга.

Большую ценность представляют двадцать эстампов Пабло Пикассо,

поступившие в 1967 году из Парижа от Д.-А. Канвейлера, известного

коллекционера, владельца коммерческой галереи.

Свыше пятисот гравюр на дереве французского гравера и иллюстратора

Валантена Ле Кампиона принесла в дар Эрмитажу вдова художника.

Растет и раздел скульптуры нового времени. Музей получил исполненные в

бронзе три вещи Антуана Бурделя, произведения Далу и Родена, венгра

Кишфалуди Штробла, деревянную скульптуру болгарина Любомира Далчева, работы

Тибора Бартфаи и Яна Кулиха (Чехословакия). В конце 1970-х годов Эрмитажу

был подарен известным итальянским скульптором Франческо Мессиной целый

комплекс его произведений, охватывающий основные этапы творчества. После

состоявшейся в Эрмитаже выставки в музей поступило и большое количество

работ современного итальянского скульптора Эмилио Греко.

Приведенные выше примеры исключительно интенсивного и многообразного

пополнения коллекций далеко не исчерпывают всех источников. За годы

Советской власти коллекции Эрмитажа выросли в четыре раза, что, наряду с

существенным изменением их состава, позволило Эрмитажу превратиться из

художественного музея, являвшего средоточием преимущественно произведений

западноевропейского искусства и античных памятников, в музей мировой

культуры и искусства.

2. ОТДЕЛЫ И ВЫСТАВКИ ЭРМИТАЖА.

Знакомиться с Эрмитажем можно по-разному. Можно изучать залы всех пяти

зданий Эрмитажа, можно изучать искусство по странам. Мы предлагаем

познакомиться с этим замечательным музеем, исходя из перечня отделов и

выставок.

Можно сказать, что в Эрмитаже находятся 7 больших отделов истории

культуры разных стран, а также целый ряд постоянно действующих выставок.

Однако, наряду с постоянными, Эрмитаж предлагает вниманию посетителей

временные выставки, периодически организуемые в музее.

2.1. ОТДЕЛ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АНТИЧНОГО МИРА

Отдел истории культуры и искусства античного мира располагает

коллекцией, насчитывающей свыше ста шести тысяч памятников культуры и

искусства Древней Греции и Рима, античных колоний Северного Причерноморья и

Древней Италии. Большинство из них найдено во время археологических

раскопок в XIX—XX веках на северном побережье Черного моря на месте

античных городов-колоний Пантикапея, Нимфея, Феодосии, Херсонеса (Крым),

Ольвии (Николаевская область), Фанагории (Таманский полуостров) и др., а

также приобретено в Италии и других странах для эрмитажного собрания.

Собрание памятников античности существует в Эрмитаже с момента

открытия музея в 1852 году (до Октябрьской революции коллекции памятников

античного мира входили в состав отделения Древностей).

В советское время отдел был реорганизован, а его коллекции значительно

пополнены. В настоящий момент это крупнейшее в нашей стране собрание

памятников культуры и искусства античного периода.

2.1.1. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

На выставке „Культура и искусство Древнего Рима" богато представлены

все основные виды римской скульптуры: культовые статуи, портретная

пластика, рельефы, декоративная скульптура.

Среди статуй выделяются статуи Юпитера, мрамор, выполненная в I веке

н.э. и найденная в XIX веке во время раскопок древнего храма в окрестностях

Рима, статуя Венеры Таврической – парковой скульптуры эллинистического

периода, Римская декоративная скульптура. Представляют большой интерес

Римские скульптурные портреты – одна из лучших в мире коллекций,

позволяющая проследить развитие портретной пластики с I века до н.э. вплоть

до IV века н.э., а также мраморные римские саркофаги.

2.1.2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Эрмитаж располагает богатейшим собранием древнегреческих ваз,

позволяющим проследить развитие гончарного искусства, начиная с IX-VIII

веков до н.э. по III век до н.э. Одним из лучших образцов может служить

краснофигурная пелика (сосуд для вина) «Прилет ласточки» работы знаменитого

мастера конца VI века до н.э.

В отделе представлены скульптуры, связанные с творчеством величайших

мастеров Греции: Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Из работ Лисиппа наибольший

интерес представляет скульптура «Геракл, борющийся со львом».

До наших дней сохранилась лишь небольшая часть памятников античности.

Большинство из них погибло во время крушения античного мира от рук

варваров и в средние века, когда языческая культура Древней Греции и Рима

подверглась гонениям со стороны церкви. Античное искусство, с отдельными,

наиболее выдающимися памятниками которого в экспозиции Эрмитажа можно

познакомиться, оказало большое влияние на последующее развитие европейской

культуры.

2.2. ОТДЕЛ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА.

Отдел истории западноевропейского искусства существует в Эрмитаже с

момента основания музея. Его коллекции пользуются мировой славой и

насчитывают около шестисот тридцати тысяч экспонатов – произведений

живописи и скульптуры, гравюр и рисунков, предметов прикладного искусства.

2.2.1. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XIV-XVIII вв.

Кризис феодализма и зарождение на юге Европы, в Италии,

капиталистических отношений ознаменовали начало нового этапа в истории

человечества, открыли новые пути для развития искусства. В борьбе с

религиозным мировоззрением, господствовавшим в средние века, утверждалось

передовое, светское, гуманистическое мировоззрение, новая культура.

Постепенно преодолевая нормы и каноны церковного искусства прошлого,

передовые художники Италии обратились к изображению человека и окружающего

его мира.

Творчество наиболее значительных и прогрессивных мастеров раннего

Возрождения – Джотто (1276 – 1337), Донателло (1386 – 1466), Мазаччо (1401

– 1428) – в Эрмитаже не представлено. Однако ряд работ известных художников

и скульпторов XIII—XV веков позволяет в известной мере представить себе

характер итальянского искусства в этот период и основные пути его развития.

Наивысшего расцвета искусство Италии достигло в конце XV – первой половине

XVI века, в период Высокого Возрождения, когда творили такие мастера, как

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан.

Государственный Эрмитаж один из немногих музеев мира, обладающих

подлинными работами величайшего художника, ученого и мыслителя эпохи

Возрождения – Леонардо да Винчи (1452 – 1519). В зале №214 находятся два

(примерно из десяти сохранившихся до наших дней) живописных произведения

Леонардо – «Мадонна с цветком» и «Мадонна Литта».

Отдельный зал посвящен итальянскому искусству XVII-XVIII вв. Из

выдающихся работ можно упомянуть декоративную скульптуру Джузеппе Маццуолы

«Гибель Адониса», картину Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами»,

замечательные картины Тьеполо – «Триумф императора» и другие с сюжетами из

истории Древнего Рима.

2.2.2. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVI—XVIII вв.

В Эрмитаже — одно из лучших и мире собраний испанской живописи.

Во второй половине XVI—начале XVII века в Испании работал один из

величайших европейских живописцев Доменико Теотокопули (1541—1614). Грек по

национальности, родившийся на острове Крит, он получил в Италии прозвище

Эль Греко. Талант художника формировался под воздействием итальянских

образцов (Эль Греко работал в мастерской Тициана, изучал картины старых

мастеров). Но в не меньшей степени повлияли на него условия, в которых он

работал в Испании. Атмосфера религиозного фанатизма и мистики окружала его

в Толедо—бывшей столице страны и оказывала большое влияние на чуткую и

впечатлительную натуру художника. Во многих, обычно религиозных,

композициях он изображает странные, неестественно вытянутые фигуры, в

фантастическом окружении, что создаст настроение таинственности и некоторой

тревоги.

В Эрмитаже находится лишь одно позднее произведение Эль Греко

«Апостолы Петр и Павел», но это подлинный шедевр мастера.

Величайший живописец XVII века Диего Веласкес де Сильва, оказавший

большое влияние на развитие реализма в искусстве в ряде европейских стран,

представлен несколькими работами.

С наибольшей полнотой первоклассными произведениями представлено в

Эрмитаже творчество последнего великого живописца Испании XVII века-

Бартоломе Эстебана Мурильо (1618 – 1682). Не случайно И.Е. Репин говорил о

том. что изучать Мурильо нужно в Прадо и в Эрмитаже.

2.2.3. ВЫСТАВКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО

ОРУЖИЯ XV-XVII вв.

В зале размещено богатейшее собрание западноевропейского оружия

XV—XVII веков. В экспозиции отображена эволюция оружия в XV—XVII веках.

Сразу при входе в зал № 243, слева, можно видеть вооружение XV века.

Рядом с кольчугой, защищавшей тело воина от рубящих ударов меча, находится

кинжал для пробивания кольчуг колющими ударами, созданный оружейниками в

XV веке. Усовершенствование наступательного оружия повлекло за собой, как

это обычно бывает в военном деле, дальнейшее развитие оборонительного

оружия—переход на сплошной пластинчатый доспех. Произошло это в конце

XIV—начале XV века. В это время в искусстве ряда стран были сильны

традиции готики, отразившиеся и на своеобразных удлиненных, с острыми

углами формах доспехов, получивших название „готических". Доспех,

состоявший из шестидесяти—ста шестидесяти подвижно скрепленных пластинок,

весил шестнадцать двадцать кг (не считая веса кольчуги, дополнительно

надевавшейся под него). Для ведения боя в подобном вооружении требовалась

особая выносливость, специальная тренировка воина. С этой целью уже с IX

века проводились турниры рыцарей. Первоначально применяли боевое оружие, и

поединок нередко приводил к серьезному увечью и даже гибели участников. В

дальнейшем были разработаны особые правила ведения боя, использовано более

безопасное специальное турнирное оружие. Оно расположено справа от

готического доспеха и в ряде других разделов выставки.

Боевое оружие, служившее рыцарям в междоусобных войнах, использовалось

ими и в борьбе с крестьянами, поднимавшими восстания против своих

угнетателей—феодалов, а также против войск горожан, отстаивавших свои права

и независимость городов. Крестьянское вооружение, в основу которого

зачастую были положены привычные для крестьян формы орудий их труда:

боевая коса, боевой бич, боевой цеп, „моргенштерн" (утренняя звезда)

-выставлено неподалеку от кольчуги, у стены слева.

Разнообразное вооружение пехоты горожан находится в центральной части

зала, у стены напротив окон. Это огромные двуручные мечи весом и четыре

семь кг, которыми сражались особые отряды пехоты, древковое оружие

алебарды, глефы, расседлыватель (им захватывали рыцаря за горлo и

сбрасывали с коня), стрелковое оружие (витрина слева), в частности

арбалеты. стрела из которых (так называемый болт) пробивала рыцарские латы.

Рядом с этой витриной выставлен доспех, появившийся в XVI веке

(„максимилиановский" —якобы изобретенный немецким императором

Максимилианом). Гофрированная поверхность пластин, придававшая броне

большую) прочность, подвижное соединение доспеха со шлемом. Уменьшение веса

и другие усовершенствования способствовали широкому распространению этого

нового вооружения.

Многие экспонаты выставки отличаются виртуозностью художественного

оформления. Таковы, например, пушка работы итальянского оружейника XVII

века Мадзаролли, ствол которой украшен гирляндами виноградных лоз и

фигурками античных божеств, бронзовый позолоченный щит с чеканным

изображением сцены сражения, исполненный немецким мастером Зигманом, а

также другое турнирное и охотничье оружие.

2.2.4. ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ XVII в.

Выставка произведений фламандской живописи является одной из

богатейших и лучших в Эрмитаже.

Художники Фландрии и Голландии сыграли выдающуюся роль в развитии

европейской живописи XVII века. Культура и искусство этих двух государств,

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.