![]() |
|
|
Контрольная работа: Земельные правоотношенияЗа 10 лет осуществления реформы на надельной, казенной и купленной банком земле в 5 западных губерниях было создано более 12,8 тыс. хуторов, которые заняли площадь около 1,4 млн. десятин. Процент созданных в Белоруссии хуторов (12) был выше, чем в 1 России в целом (10). Хуторизация постепенно набирала - темпы: из всех хуторов, что возникли здесь до 1915 г., около 2/3 появились в 1911-1914 гг. Однако эффективность всей отмеченной деятельности в целом была невысокой по причине бедности и неграмотности преобладающего большинства крестьян. Единственное, что реально дала бедняцкой массе столыпинская реформа, это возможность продать свой надел и избавиться таким образом от опеки сельской общины, а значит, и от кабалы местного помещика, ростовщика, кулака. Реформа открыла для полупролетарского населения деревни свободу выбора занятий, поиска более выгодного места и условий продажи своей рабочей силы, а для зажиточных крестьян - более широкие возможности для интенсификации хозяйства. В выигрыше оставались и помещики, которые сохранили своя имения. В тяжелом положении оказались только те из них, кто вел хозяйство путем кабальных отработок. Особенно крепкий удар по последним нанесла отмена запрета на переселение крестьян в азиатскую часть России. Более того, чтобы притупить острие аграрного вопроса в европейской России, правительство принимало определенные меры для поощрения переселенцев. С этой, целью выделялись средства на проезд, краткосрочные займы и безвозвратная денежная помощь, обеспечивались специальные, поезда, готовились пункты приема и распределения переселенцев, нарезались участки и т.д. За 1904-1914 гг. из пяти западных губерний переселились 368,4 тыс. человек, из них около 70% -в 1907 - 1909 гг. Пик переселения (102,5 тыс) падает на 1909 г., когда крестьяне лишились последней надежды получить бесплатно помещичью землю на родине с помощью Государственной думы. Абсолютное большинство переселенцев (до 77%) составляли безземельные и малоземельные крестьяне. Соблазнившись широко разрекламированными сибирскими просторами и выгодами, льготами и правительственной помощью переселенцам, они нередко за бесценок распродавали свое имущество и выезжали в Сибирь. Однако помощь со стороны правительства была мизерной. Чиновническо-бюрократическая система не смогла надлежащим образом организовать переселения. Нередко участки земли отводились в местах, далеких от дорог и водоемов. Во многих местах отсутствовала медицинская помощь, что приводило к массовым заболеваниям в суровом крае. В связи с этим некоторые переселенцы были вынуждены возвращаться назад. Всего за 1907 - 19Г4 гг. в Белоруссию вернулись 36,5 тыс. (около II%) переселенцев - совсем обедневших людей, которые потеряли последние средства и надежды обзавестись своим хозяйством. Именно горький опыт многих тысяч переселенцев, который не скрывался в тогдашней печати, привел к резкому сокращению количества переселенцев в 1910 - 1914 гг. Начало первой мировой войны прервало реализацию столыпинской реформы. Однако и те мероприятия, которые были проведены, в значительной степени содействовали развитию капиталистических отношений, в сельском хозяйстве Белоруссии. Существенно ускорился процесс распада феодальной и роста буржуазной земельной собственности. В 1911 - 1914 гг. дворяне, чиновники, офицеры продали в пяти западных губерниях 1514 тыс. десятин земли. Из них крестьяне купили 714,1 тыс., а купцы и мещане - 241,6 тыс. десятин. Преобладающая часть купленных земель переходила в собственность крестьян-предпринимателей. Крестьянская беднота, получив в ходе реализации столыпинской аграрной реформы право собственности на землю, как правило, выступала на земельном рынке в качестве продавца. В 1907-1914 гг.40,8 тыс. крестьянских дворов из числа тех, что вышли на хутора и отруба, продали 177,8 тыс. десятин земли. При этом на одного продавца приходилось в среднем около 4,6 десятин. К концу первого десятилетия существенно возросла техническая оснащенность помещичьих и определенной части зажиточных крестьянских хозяйств. В 1910 г. на помещичье имение уже приходилось в среднем по 5 железных плугов и по 5,5 разных сельскохозяйственных машин \ (молотилок, веялок, сеялок, жаток, сенокосилок). Количество молотилок и веялок увеличилось и в хозяйствах зажиточных крестьян до 32,4 тыс. В результате крестьяне имели на 2,8 тыс. больше этой техники, чем помещики, зато сеялок, жаток и сенокосилок у них почти не встречалось. В большинстве помещичьих, а также во многих кулацких хозяйствах возросло использование наемного труда (годовых, сезонных и поденных рабочих. Накануне первой мировой войны насчитывалось свыше 200 тыс. постоянных сельскохозяйственных рабочих (батраков, слуг). Кроме того, в летний период помещики и кулаки нанимали большое количество поденных и сезонных рабочих. Все это содействовало развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве Белоруссии [13, с.48-70]. 2. История становления и развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси в 1917-1937 гг.История становления и развития земельного законодательства и права в Республике Беларусь - это история развития государства и права вообще, в том числе и история становления и развития союзного государства - бывшего СССР. Коренное переустройство земельных отношений и земельного строя было осуществлено на базе социалистической национализации земли, провозглашенной Декретом "О земле". Этот Декрет заложил основы нового земельного строя. В статье 1 этого земельного закона указывалось, что помещичья собственность отменяется немедленно и без всякого отказа. В статье 2 говорилось: "Помещичьи имения, равно как все земли: удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания". Одновременно подчеркивалось, что не подлежали конфискации земли рядовых крестьян и рядовых казаков (ст.5 Декрета). Таким образом, в Декрете "О земле" было законодательно оформлено осуществление основного требования крестьян. С изданием этого Декрета, крестьянство получило твердую уверенность в том, что помещиков больше не будет. А это, как говорил В.И. Ленин, было самое главное. В Декрете нашел закрепление действовавший вплоть до 80-х годов принцип бесплатного предоставления и бесплатного пользования землей. При проведении земельных преобразований в силу ст.4 Декрета следовало руководствоваться Крестьянским наказом, составленным на основании 242 местных крестьянских наказов редакцией "Известий Всероссийского Совета крестьянских депутатов". Он был приложен к Декрету "О земле" и стал его неотъемлемой частью. Право землепользования, согласно ст.6 Крестьянского наказа, предоставлялось независимо от пола всем гражданам, желающим обрабатывать землю своим трудом, при помощи членов семьи или в товариществе. Одновременно вводилось уравнительное землепользование (земля распределялась по трудовой или потребительской норме). Сразу же государство приступило к формированию государственного земельного реестра. Достаточно сказать, что в соответствии со ст.3 Крестьянского наказа, земельные участки с высококультурными хозяйствами не подлежали разделу, были объявлены как показательные. Они подлежали передаче в зависимости от размера в исключительную собственность государства. Декрет "О земле" решал две важнейшие задачи: национализацию земли и начало перехода к социалистическим принципам в земледелии. Его продолжением и развитием явился и Декрет "О социализации земли". Он подтверждал отмену частной собственности на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФРС. Земля, как было указано в ст.2 Декрета, без всякого выкупа переходит в пользование народа. Право пользования ею получили: государство в лице его органов; общественные организации; сельскохозяйственные коммуны, сельскохозяйственные организации, сельские общества, отдельные семьи и граждане. Для застройки такое право было закреплено за торгово-промышленными и транспортными предприятиями. Право землепользования предоставлялось гражданам независимо от пола, вероисповедания, национальности и подданства. Основным требованием при этом было требование ее обработки исключительно собственным трудом. Применение наемного труда прекращало право пользования землей. Декрет "О социализации земли" предусмотрел и некоторые формы коллективных хозяйств. Это - кооперативные хозяйства, создаваемые самими крестьянами, и хозяйства, создаваемые государством [12, с.39]. Одновременно становление самостоятельного земельного законодательства и права на Беларуси самым тесным образом связано со становлением и развитием белорусской государственности. Как известно, в 1917-1918 гг. территория РБ находилась частично под оккупационным режимом Польши. Часть ее была захвачена немцами. Большая часть Беларуси в период становления власти Советов оказалась в рамках западной области. Она объединяла Минскую, Могилевскую, Витебскую губернии и не оккупированные немецкими войсками части Виленской и Гродненской губерний [9, с.12-13]. Для руководства отраслями государства, наряду с другими, были созданы продовольственные и земельные комиссариаты (отделы). Первый Всебелорусский съезд Советов, который состоялся 2-3 февраля 1919 года, принял Конституцию Белорусской республики, в соответствии с нею земельный фонд был объявлен общегосударственной собственностью. В центре внимания съезда стоял аграрный вопрос. Республика Беларусь провозгласила переход от частных форм землепользования к общественно-коллективной. Планировалось создать различные организационные формы использования земли: совхозы, колхозы, товарищества. На освобожденной территории Беларуси получили силу законы РСФСР. В области правового урегулирования земельных отношений великое значение имели Тезисы ЦК КП Литвы и Беларуси по аграрному вопросу от 24 мая 1920 г., принятые накануне освобождения от немецкой оккупации. Этот документ, имевший силу закона, предусматривал немедленную бесплатную передачу бывших помещичьих земель, за исключением некоторых хозяйств с развитым хозяйством и высоким техническим обслуживанием, в коллективное пользование коммунам, безземельным и малоземельным крестьянам. 13-17 декабря 1920 г. состоялся второй Всебелорусский съезд Советов, который рассмотрел и вопросы о земельных отношениях, развитии промышленности и сельского хозяйства, принял ряд дополнений к Конституции 1919 г., которые существенно ее обновили. Одновременно по предложению Комиссариата землеустройства были приняты и утверждены "Тезисы по аграрному вопросу". В соответствии со ст.7 Тезисов отменялась всякая частная собственность на землю. В области продовольственного вопроса сохранялись старые принципы продразверстки. Немаловажное значение для развития как сельского хозяйства в целом, так и для развития земельного права имел Закон Президиума ЦИК БССР от 7 сентября 1922 г. "О трудовом землепользовании". В соответствии с ним жителям сельской местности разрешалось самостоятельно выбирать формы землепользования. Одновременно им было предоставлено право получить хуторские наделы, а также дополнительные земельные участки (для малоземельных и безземельных крестьян). На территории БССР в первые годы после установления новой власти продолжали пользоваться нормативными актами РСФСР, поскольку БССР рассматривалась как часть РСФСР. С целью координации основных мероприятий по развитию сельского хозяйства между БССР и РСФСР 19 января 1922 г. было заключено соглашение о вхождении БССР в Федеральный Комитет по земельным вопросам. В сентябре 1922 г. ЦИК БССР издал Закон "О трудовом землепользовании", который разрешал крестьянам вести свое, индивидуальное хозяйство, проводить аренду земли, использовать наемный труд. Первый Земельный кодекс БССР был утвержден 29 марта 1923 г. Он состоял из трех частей. Первая часть регулировала трудовое крестьянское землепользование, вторая - использование государственной земельной собственности, третья - землеустройство и переселение. После возвращения в состав БССР восточных районов возникла необходимость введения единого земельного законодательства для всей республики. С этой целью в 1925 г. был издан второй Земельный кодекс БССР, которым закреплялись все установленные ранее принципиальные положения о трудовом крестьянском землепользовании. В 1929-1930 гг. в СССР был взят курс на ликвидацию единоличных крестьянских хозяйств и создание колхозов. В этой связи и в БССР крестьян лишали земли, и велся курс на ликвидацию единоличных крестьянских хозяйств и создание колхозов. Примерный устав сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. ликвидировал границы между крестьянскими наделами, их полевые наделы сливались в единый массив колхоза [12, с.41]. На основании решений XV съезда Коммунистической партии о всемерном развертывании коллективизации сельского хозяйства и путях ее осуществления 15 декабря 1928 г. были приняты Общие начала землепользования и землеустройства. Они разграничили компетенцию СССР и союзных республик по распоряжению и управлению земельным фондом. В Общих началах получили закрепление принципы организации землеустройства, закреплялись коллективные формы землепользования, в первую очередь, колхозов и совхозов. В этот период закрепляется правовой статус земель населенных пунктов, земель лесного и водного фонда, промышленности, транспорта. Причем, урегулирование важнейших земельных отношений осуществлялось на основе общесоюзных нормативных актов. Так, принимаются такие общесоюзные нормативные акты, как Положение о землях, предоставленных транспорту, которое утверждено 28 августа 1925 г. Горное положение, утвержденное 9 ноября 1927 г. Следует отметить, что данные нормативные акты действовали более пяти десятилетий. Индивидуальное землепользование граждан, населявших города и городские поселки, носило подсобный характер. Постепенно было установлено нормированное землепользование граждан. Так, законодательно закреплялось предоставление земельных участков для коллективного и индивидуального огородничества. СНК СССР в постановлении от 25 декабря 1934 г. "О развертывании индивидуального рабочего огородничества" предусмотрел предоставление рабочим и служащим земельных участков под огороды в размере от 1/8 до 1/4 га на семью. В сельской местности рабочие и служащие, учителя и другие категории работников, не состоявшие членами колхозов, могли получить в пользование приусадебный участок, размером до 0,15 га, включая застроенную землю, и только при наличии свободных земель приусадебного фонда. Законодательство урегулирует правовой режим городских земель, земель лесного фонда, земель специального назначения. В целом же оно было направлено на упрочение института права государственной собственности на землю. 3. Земельные отношения и земельное законодательство Беларуси В 1937-1968 гг.Земельное законодательство в 1937-1968 гг. основывалось на Конституции БССР 1937 г. Она законодательно закрепила социалистическую собственность на орудия и средства производства и социалистическую систему хозяйства в качестве экономической основы БССР. Одновременно нормы Конституции установили государственную собственность на землю, недра, леса и воды. Получил дальнейшее развитие и институт колхозного землепользования. В силу ст.8 Конституции БССР земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно. Таким образом, в Конституции был закреплен как принцип бессрочного земельного пользования, так и принцип бесплатного землепользования. Позднее принцип бесплатного землепользования был распространен на все земли сельскохозяйственного назначения как вне черты городов, так и в ее границах. Одновременно был запрещен всякий оборот земли, особенно аренда земель сельскохозяйственного назначения, способных приносить существенный доход [12, с.43]. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 июня 1937 г. "О воспрещении сдачи в аренду земель сельскохозяйственного значения" была запрещена аренда, а также другие формы отчуждения сельскохозяйственных земель. Их предоставление осуществлялось в бесплатное пользование учреждениям, организациям и отдельным гражданам. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 декабря 1937 г. принцип бесплатного землепользования был распространен на побочные виды пользования землей в лесах: сенокошение, пастьбу скота, т.е. пахотными угодьями и т.д. Институт пахотного землепользования был укреплен установлением границ данных земель в натуре, отграничением их от земель иных землепользователей, а также рядом иных мер. Они были направлены на предотвращение необоснованных изъятий земель колхозов для государственных нужд. Одновременно была пресечена практика увеличения приусадебных участков колхозников сверх нормативов, установленных в уставах, превращения приусадебного участка фактически в часть колхозного двора. На основании Постановления СНК СССР от 2 июня 1938 г. ограничивались случаи изъятия земель колхозов для государственных нужд, признавалось необходимым их согласие на такое изъятие, устанавливались минимальные (до 10 га) площади колхозных земель, которые могут быть изъяты по ходатайству совнаркома республики с разрешения Наркомзема СССР, причем с обязательным сообщением об этом СНК СССР. Санкцию на изъятие свыше 10 га колхозных земель мог дать только СНК СССР. Пленумом ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27 мая 1939 г. "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания" общественные земли колхозов объявлялись неприкосновенными, не допускалось их уменьшение, был предусмотрен обмер приусадебных участков колхозов с тем, чтобы выявленные излишки передавать в общественный земельный фонд колхозов. Данным нормативным актом предусматривалось деление земельного фонда колхоза на земли общественного и приусадебного пользования. Практически это деление просуществовало до принятия в декабре 1980 г. Кодекса о земле. В 1937-1940 гг. осуществлялись первые мероприятия по социалистическому преобразованию западных областей Белоруссии, в том числе национализации земли, конфискации помещичьих земель, земель монастырей, уничтожения крупного землевладения чиновников и ликвидация на этой основе безземелья и малоземелья значительной части крестьянства. В основу земельных преобразований был положен Декрет о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 г., а также Общие начала землепользования и землеустройства. В Декларации Народного собрания Западной Белоруссии "О конфискации помещичьих земель", которая была принята 30 октября 1939 г., было установлено, что "Белорусское народное собрание, руководствуясь интересами трудящихся масс, провозглашает на территории Белоруссии конфискацию без всякого выкупа помещичьих земель, земель монастырей, земель крупных государственных чиновников со всем их живым и мертвым инвентарем и усадебными постройками. Отныне вся земля Западной Белоруссии с ее Недрами, а также леса и воды объявляются общенародным достоянием, т.е. государственной собственностью". В Декларации закреплялся принцип, в соответствии с которым землей должен пользоваться тот, кто трудится на ней, кто сам обрабатывает землю. В первые годы существования нового строя в западных областях Белоруссии начали возникать колхозы, созданы совхозы и другие новые организационно-правовые формы ведения сельского хозяйства. Законодательно были определены предельные нормы землепользования граждан и крестьянских дворов в зависимости от областных и районных условий. Следует отметить, что земельные преобразования в западных областях нe были завершены - началась Великая Отечественная война [12, с.45]. Земельное законодательство довоенного периода урегулировало и отношения, связанные с мелиорированием земель и организацией их рационального использования. Постановлениями СНК БССР и ЦК КП (б) Б от 8 апреля 1940 г. "О мероприятиях по улучшению мелиоративного строительства в БССР" был намечен ряд мер, которые были направлены на осушение земель и дальнейшее освоение заболоченных земель. СНК БССР и ЦК КП (б) Б утвердили план мелиоративных работ, наметили объемы земельных работ в мелиоративном строительстве. Накануне Великой Отечественной войны, 15 января 1941 г., СНК БССР впервые утвердил правила эксплуатации и охраны водно-мелиоративных систем и сооружений и использования осушенных земель колхозами для расширения посевных площадей и сенокосов. Земельное законодательство в период Великой Отечественной войны было направлено на вовлечение в оборот дополнительных площадей сельскохозяйственных земель, повышения эффективности новых земель, получение продовольствия для нужд населения и армии. В сферу хозяйствования были вовлечены залежные земли, земли государственного запаса. На время войны совнаркомам союзных республик было предоставлено право разрешать предприятиям, учреждениям и воинским частям, при отсутствии свободных городских земель и земель запаса, использовать неиспользуемые земли колхозов для производства посевов. Земельное законодательство в послевоенный период, как и другие отрасли законодательства, способствовало восстановлению земельных правоотношений, колхозного строя. В сентябре 1945 г. СНК БССР наметил неотложные меры по восстановлению осушительных систем и освоению ранее осушенных земель. Особое внимание было уделено охране земель сельскохозяйственного назначения [8, с.41-43]. Как известно, в годы Великой Отечественной войны ряд земель колхозов и совхозов оставались необработанными. Поэтому тем сельскохозяйственным предприятиям, которые имели достаточные трудовые и материальные ресурсы, было разрешено использовать неиспользуемые сельскохозяйственные угодья сельскохозяйственных предприятий. Среди первоочередных мероприятий в послевоенные годы стояло осуществление землеустроительных работ, а также восстановление границ землепользовании колхозов и совхозов, восстановление мелиоративных систем, вовлечение в оборот ранее мелиорированных земель. В восточных областях, освобожденных районах Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской областей БССР, восстанавливалось колхозное и совхозное землепользование. В западных областях осуществлялась коллективизация сельского хозяйства, устанавливаюсь приусадебное землепользование для членов колхозов и крестьян-единоличников, не вступивших в колхозы. Одновременно производилось укрупнение колхозов, что влекло изменение их земельных территорий. Начиная с 1955 г. в правовую систему возвращены обязательный государственный учет земель, их распределение по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользовании на основе единой системы. Устанавливается порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств об отводе земельных участков для государственных, общественных и других надобностей [12, с.47]. 4. История развития земельных отношений и земельного законодательства Беларуси В 1968-1990 гг.В 1968-90 гг. происходит обновление всей системы законодательства, в том числе и земельного. В декабре 1968 г. приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик приняты 13 декабря 1968 г. и введены в действие с 1 июля 1969 г. Они сделали земельное право кодифицированным. На базе Основ во всех союзных республиках были разработаны и приняты земельные кодексы союзных республик. В развитие Основ создавались общесоюзные и республиканские акты. Основы земельного законодательства 1968 г. включали в себя 50 статей, объединенных 11 разделами. Они положили начало обновлению и совершенствованию земельного законодательства и права как в целом в СССР, так и в Белорусской ССР. Важнейшими новеллами правового урегулирования земельных отношений являлись; установление целей и задач правового урегулирования - научно-обоснованного, рационального использования всех земель и их охраны, повышение плодородия почв; определение предмета правового регулирования земельных отношений; классификация единого государственного земельного фонда на шесть категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса; выделение в составе государственного земельного фонда новых категорий земель (например, горного, водного фонда); закрепление права исключительной государственной собственности на землю; расширение круга субъектов права землепользования; более четкая регламентация полномочий союзных республик в области регулирования земельных отношений; отнесение к ведению союзных республик значительного числа земельных вопросов. Основы явились актом, объединяющим земельное законодательство. С принятием Основ началось и обновление законодательства в Белоруссии.24 декабря 1970 г. Верховный Совет БССР утвердил Земельный кодекс БССР. До этого времени действовал устаревший, но формально не отмененный Кодекс Белорусской ССР 1925 г. Кодификация земельного законодательства Белорусской ССР была осуществлена на базе Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. Земельный кодекс БССР 1970 г. состоял из 12 разделов, 143 статей. Данный кодекс повторил структуру Основ, предусмотрел только общие правила регламентации земельных отношений. Вместе с тем в ЗК 1970 г. содержались специальные нормы (ст.6 и ст.7), разграничивавшие компетенцию Союза ССР и Белорусской ССР в области регулирования земельных отношений. Общим принципом такого разграничения является положение о том, что вне пределов, указанных в Конституции, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории. Ведению Белорусской ССР в области регулирования земельных отношений подлежали: распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом; установление перспективных планов его использования; установление порядка пользования землей и организации землеустройства; принятие планов по мелиорации земель, борьбе с эрозией почв; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; регулирование земельных отношений по другим вопросам, не отнесенным к компетенции Союза ССР. Право на получение земли в пользование закреплялось за колхозами, совхозами, другими сельскохозяйственными государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями и учреждениями, промышленными, транспортными и другими несельскохозяйственными государственными предприятиями и организациями, а также гражданами. Земельное законодательство этого периода основывалось на принципе бесплатного землепользования, причем безвозмездность была основой отношений не только между землепользователями и государством, но и между самими землепользователями, когда один предоставлял часть своих земель другому в случаях и порядке, разрешенных законодательством. В пользовании граждан в соответствии со ст.13 Конституции БССР могли находиться земельные участки, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Объем земельных прав граждан, как и размеры предоставляемых им земельных участков, были тесно связаны с их трудом в общественном производстве, местом проживания, условиями землепользования и составом отводимых гражданам земель. Причем любое использование земли осуществлялось на основе исключительной государственной собственности на нее. Земля, как говорилось в ч.2 ст.3 ЗК БССР 1970 г., состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Постепенно осуществлялась кодификация водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, нормы которых урегулировали и отношения, связанные с использованием соответствующих земель: лесного фонда, водного фонда и др. В них содержались законоположения, регулирующие права землепользователей, осуществляющих использование вод, недр, лесов, устанавливающие природоохранные требования. В БССР были приняты соответствующие кодексы [12, с.51]. 5. Земельная реформа в республике Беларусь (1991-2002 гг.)Земельная реформа - это изменение земельного правопорядка, существовавшего до 1991 г. Она явилась составной частью экономических реформ. Предпосылками ее стали преобразования отношений собственности, в том числе и земельной собственности. Предпосылкой проведения земельной реформы в Республике Беларусь явилось провозглашение 27 июля 1990 г. государственного суверенитета, а также принятие новой Конституции. Важнейшим направлением земельных преобразований в Республики Беларусь явилось изменение земельного устройства на основе ликвидации исключительной собственности государства на землю и постепенного перехода от национализации к денационализации земли. Постепенно процесс земельных преобразований затронул и другие сферы земельного правопорядка, в том числе путем проведения таких преобразований, как: приватизация земель; закрепление права собственности на землю за Республикой Беларусь, юридическими лицами и гражданами; расширение круга прав на землю и форм ее использования; вовлечение земельной недвижимости в гражданский оборот; введение платности землепользования и ряд других. В основе земельной реформы - изменение законодательства и правового регулирования земельных отношений. Особенностями проведения земельных преобразований в Республики Беларусь явились следующие. Во-первых, реформирование земельного строя и земельных отношений было постепенным. В его основе - развитие как общего законодательства о приватизации, собственности, рынке недвижимости, налогах, так и специального законодательства о земельных ресурсах, земельной собственности, формах использования земель, их охране. Во-вторых, земельная реформа, будучи связанной с осуществлением аграрных преобразований, несколько опережала последние. Радикальные изменения производственных отношений в аграрном секторе экономики начались позже начала проведения преобразования земельных отношений. Первые нормативные правовые акты земельных преобразований были приняты тогда, когда Республика Беларусь была одной из союзных республик бывшего Союза ССР. В 1990 г. приняты Закон о собственности в СССР, а также Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, которые положили начало земельных реформ в бывшем Союзе ССР и БССР. Начало новому реформированию земельного законодательства в Республике Беларусь было положено Основами земельного законодательства Союза ССР и республик 1990 г. Новый закон в отличие от прежних Основ земельного законодательства: предусмотрел наряду с правовым титулом хозяйственного использования земли - правом землепользования, титул землевладения; закрепил землю в качестве народного достояния; уточнил состав единого государственного земельного фонда; установил возможность аренды земель; урегулировал ряд иных земельных отношений. Основы законодательства о земле хотя и не предусмотрели частную собственность на землю, но закрепили такую новеллу для земельного правопорядка, как институт землевладения, возможность передачи земли по наследству, разрешили аренду земли и предусмотрели плату за землю. Постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 11 декабря 1990 г. с 1 января 1991 г. введен в действие первый пореформенный Кодекс о земле. Преамбулой данного Закона перед законодательством поставлены новые цели: создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранение и улучшение природной среды, равноправное развитие всех форм хозяйствования [12, с.53]. Земельная реформа в рассматриваемый период проводилась на основании законов Республики Беларусь: Об аренде (1990 г); О платежах за землю (1991 г); О крестьянском (фермерском) хозяйстве (1991 г); Об охране окружающей среды (1992 г); О праве собственности на землю (1993 г); Об особо охраняемых природных территориях и объектах (1994 г); Об объектах, находящихся только в собственности государства (1998 г); О личных подсобных хозяйствах граждан (2002 г) и ряда других. Процесс приватизации земель потребовал создания адекватного организационного, экономического и правового механизма его осуществления. Принимаются законодательные акты, регламентирующие вопросы: порядка передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан; выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности граждан, местными Советами депутатов; порядка передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита; аренды земель. Указами Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1998 г. и 22 декабря 2000 г. утверждаются Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников). Земельное законодательство постепенно расширяет круг целей и форм использования земель гражданами и юридическими лицами, объем правомочий землепользователей, землевладельцев и собственников земли, предусматривает судебную форму защиты их прав. Приоритетное значение придается землям сельскохозяйственного назначения. Они закрепляются в собственность государства. Устанавливается новый порядок изъятия и предоставления земель. Принимается новое законодательство в области использования и охраны лесов и земель лесного фонда, вод и земель водного фонда, недр и использования земель для добычи полезных ископаемых, В рассматриваемый период разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты, направленные на рациональное использование земли и ее охрану как важнейшего компонента окружающей среды. Современное земельное законодательство решает широкие социальные задачи. Оно утвердило себя в качестве ведущего в системе законодательства о природных ресурсах и базируется на Конституции Республики Беларусь, которая принята на Республиканском референдуме 24.11.1996 г. Основой развития земельного права как отрасли права и законодательства является Кодекс о земле 1999 года, сконцентрировавший наиболее важные земельно-правовые нормы [12, с.55]. Задача. Кудрин, получив разрешение на отвод ему земельного участка в размере 0,03га для строительства гаража, самовольно захватил из земель сельхозкооператива "Колос" 0,5га и засадил его картофелем. Имеется ли в действиях Кудрина состав земельного правонарушения? Решите вопрос о привлечении Кудрина к ответственности за нарушение земельного законодательства. Решение задачи. В действиях Кудрина безусловно имеется состав земельного правонарушения. Земельное правонарушение - виновное, противоправное действие или бездействие, посягающее на земельный правопорядок и наносящее вред государственным или частным интересам собственников, владельцев или пользователей, в том числе арендаторов земли. Рассмотрим состав совершенного Кудриным земельного правонарушения: А) Объект - права и охраняемые законом интересы сельхозкооператива "Колос", земля, находящаяся в его собственности; Б) Субъект - Кудрин (физическое лицо, гражданин Республики Беларусь); В) Субъективная сторона - прямой умысел Кудрина; Г) Объективная сторона - действия, совершаемые в активной форме, а именно самовольный захват земли сельхозкооператива "Колос". Кудрин должен быть привлечен к административной ответственности за совершенное земельное правонарушение (самовольный захват земельного участка) в соответствии со ст.47 КоАП Республики Беларусь, что влечет наложение штрафа в размере от 1 до 3-х минимальных заработных плат. Также в соответствии со ст.159 Кодекса Республики Беларусь о земле он должен вернуть самовольно захваченный участок земли с приведением его за свой счет в пригодное для использования состояние сельхозкооперативом. В соответствии со ст.160 Кодекса Республики Беларусь о земле Кудрин также обязан возместить вред, причинённый им сельхозкооперативу "Колос" в результате самовольного захвата земель, принадлежащих сельхозкооперативу "Колос". Согласно ч.1 ст.933 Гражданского кодекса Республики Беларусь Кудрин должен возместить имущественный вред сельхозкооперативу "Колос" в полном объеме (стоимость недополученной продукции, иных доходов, которые сельхозкооператив получил бы при отсутствии нарушения земельного законодательства Кудриным). Список использованных источников1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005. 2. Гражданский кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005. 3. Кодекс Республики Беларусь о земле // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005. 4. Кодекс Республики Беларусь о недрах // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005. 5. Водный кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005. 6. Лесной кодекс Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО "ЮрСпектр", Национальный центр правовой информации Республики Беларусь - Минск, 2005. 7. Вишневский А.Ф. Очерки истории государства и права Республики Беларусь (1917-1973 гг.). - Минск, 1995. 8. История государства и права Белорусской ССР (в двух томах). Том 2 (1937-1975 гг.). - Минск: Наука и техника, 1976. 9. Круталевiч В.А., Юхо I. A. Гiсторыя дзяржавы i права Беларуci (1917-1945 гг.). - Минск: Беларуская навука, 1998. 10. Очерки по истории государства и права БССР. - Минск, 1958. 11. Очерки по истории государства и права БССР. Вып.2. - Минск, 1963. 12. Станкевич Н.Г. Земельное право: Учебное пособие. - Минск: Книжный Дом, 2003. 13. Юхо И.А., Сокол Л.К. Учебное пособие по истории государства и права Республики Беларусь. - М., 1994. |
Страницы: 1, 2
![]() |
||
НОВОСТИ | ![]() |
![]() |
||
ВХОД | ![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |