рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: История Беломорканала

Контрольная работа: История Беломорканала

Содержание

Введение

1. Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы

2. ББК в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время

Заключение

Список источников и литературы



Введение

В середине 30-х годов ХХ века о Беломорско - Балтийском канале знал весь мир. О нем писали газеты Европы и Америки. Его посещали известные во всём мире журналисты и писатели - Марин Андерсен Нексе, Максим Горький, Алексей Толстой и др.

Однако нескончаемая череда военных конфликтов и войн, которыми в памяти человечества остался печально знаменит ХХ век, выплеснула на страницы газет новые сенсации. И о канале забыли. Уже в конце 30-х годов, когда напряженность во взаимоотношениях СССР и Финляндии перешла в стадию войны, Беломорско - Балтийский канал, судоходная трасса которого была проложена менее чем в сотне километров от финской границы, был закрыт для посещения. После советско-финляндской началась Вторая мировая война, и людей волновали уже совсем другие проблемы. Однако сам Беломорско -Балтийский водный путь продолжал и продолжает работать. Мало того, интерес к его истории год от года только возрастает. Теперь ББК все чаще именуют "памятником эпохи сталинизма".

Однако с таким определением согласны не все. Некоторые считают, что сталинизму достаточно памятников на Лубянской площади в Москве и на Большом Соловецком острове в Белом море. А ББК следует признать памятником российским конструкторам, инженерам и рабочим. Именно они спроектировали и всего за 20 месяцев прорубили в скалах и в каменистой северной земле искусственную судоходную трассу протяженностью 227 километров.

Какие бы теперь мнения не существовали, Беломорский канал остается в мировой истории явлением уникальным. До сих пор он привлекает историков, которые изучают на его примере трансформацию власти по отношению к собственному народу. ББК уникален в инженерном смысле, как гидротехническое сооружение. Никогда прежде в таком массовом порядке в конструкциях важнейших плотин и гидроузлов не применялось дерево. Беломорский канал интересен специалистам в качестве "наглядного пособия" по истории карательных органов СССР начала века. "Архипелаг ГУЛАГ" (по определению Нобелевского лауреата А. И. Солженицына) начинался именно здесь. Все это дает основание говорить о Беломорско -Балтийском канале как о феномене ушедшего в историю ХХ века, изучение истории которого продолжается и не теряет своей актуальности.

Литература, посвящённая истории ББК, разнообразна по тематике и содерданию.

Немало написано об истории строительства ББК силами заключённых.

В годы перестройки, когда открылись архивы НКВД, вышла в свет книга «Каналармейцы» подполковника милиции И. И. Чухина, рано ушедшего из жизни, в которой автор рассматривает материалы истории строительства Беломорканала в 1931 —1933 годах на территории Карельской АССР силами 126 тысяч заключенных БелБалтЛАГа ОГПУ.

Роли труда заключённых в экономике СССР 30 - х гг. посвящена статья Л. Рассказов «Роль ГУЛАГа в предвоенных пятилетках».

Беломорско - Балтийский канал оказал немалое влияние на развитие Карелии.

Об образовании Бeломорско - Балтийского комбината и его роли в освоении Беломорканала и в развитии Карелии в 1933 - 1941 гг. рассказывается в статье В. Г. Макурова «ББК в Карелии. 1933 - 1941”.

Естественно, что не мог обойти вниманием эту страницу советской истории великий русский писатель А. И. Солженицын, автор знаменитого «Архипелага ГУЛАГа». В нашей работе мы использовали его книгу“Двести лет вместе». Полвека работая над историей российской революции, А. И. Солженицын множество раз соприкасался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений, которые он исследует в этой книге. Среди прочих евреев, участвовавших в русской революции, были и руководители Беломорско - Балтийского канала, о которых пишет автор.

Об эвакуации тружеников ББК а начале войны и их трудовом вкладе в экономику страны, о восстановлении и канала после освобождения Карелии от врага пишут карельские историки К. А. Морозов, С. Г. Веригин.

Истории Беломорско - Балтийского канала посвятил свои книги Константин Гнетнев, известный карельский журналист, член Союза писателей России, человек, который прожил на канале первые 25 лет жизни.

В 1983 году издательство "Карелия" выпустило книгу этого автора "Лестница к Белому морю", посвященную каналу. Однако, в то время были закрыты архивы, множество информации было засекречено, вся издаваемая литература подвергалась строгой цензуре. В 2003 году вышла новая книга Константина Гнетнева «Канал», посвящённая его 70 - летию. Это не продолжение первого издания, не "переделка" книги двадцатилетней давности, это абсолютно новый взгляд на историю величайшего инженерного сооружения советской эпохи, построенного в рекордно короткие сроки - всего за 20 месяцев. Автор книги, основываясь на собственном жизненном опыте, на новой открывшейся информации, рассказывает об истории самого канала, а не только о его легендарном строительстве. Ведь ББК - это, прежде всего, огромное уникальное предприятие, рожденное человеческой мыслью и руками, это 227 километров водного пространства, это важнейший объект экономики государства. И, конечно, это люди, тысячи судеб, связанных с каналом.

225 страниц издания, украшенного фотографиями, охватывают временной период с момента зарождения идеи соединения Белого моря с центральными районами России (XV век) до Беломорканала образца XXI века.

И, наконец, к 75 - летию канала, в 2008 году вышла книга К. Гнетнева «Беломорканал : времена и судьбы», представляющая собой дополненное издание книги «Канал».

Большую помощь в работе оказал обобщающий труд по истории Карелии «История Карелии с древнейших времён и до наших дней», в котором кратко изложена история строительства ББК и показана его роль в жизни нашей республики.

История канала не закончилась с наступлением нового века. Он продолжает работать на экономику страны.

Целью данной работы является: рассказать об основных этапах истории ББК от начала его строительства до конца восстановления и реконструкции после Великой Отечественной войны.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) показать, в каких условиях проходило строительство Беломорско - Балтийского канала, роль заключённых в этом строительстве;

2) рассказать о деятельности ББК в годы Великой Отечественной войны и о его реконструкции в послевоенный период.

Существует множество документальных и личных источников, посвящённых истории Беломорско - Балтийского канала. Доступ к тем из них, которые рассказывают о строительстве канала, свидетельствуют о том, что он был построен на крови десятков тысяч заключённых, появился в годы перестройки, когда были рассекречены архивы НКВД.

Многие рассекреченные документы можно найти уже и в Интернете на Официальном сайте Федерального архивного агентства (Росархива) Так, в нашей работе мы использовали документы с этого сайта: Постановление СНК СССР "Об использовании труда уголовно заключенных"от11июля1929 г.; Приказ по строительству Беломоро - Балтийского водного пути и Беломоро - Балтийскому лагерю ОГПУ № 111 от 6 ноября 1932 г., Постановление ЦИК СССР от 4 авг. 1933 г. «О предоставлении льгот участникам строительства Беломоро - Балтийского канала им. тов. И. В. Сталина».

В Национальном архиве Республики Карелия по советскому периоду в 1988-1991 гг. были рассекречены немаловажные для исторической науки документы фонда "Управление Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР". Эти документы были опубликованы в различных изданиях, в том числе в сборнике «ГУЛАГ в Крелии» .

Среди опубликованных документов множество воспоминаний строителей канала.

В нашей работе мы использовали воспоминания такого выдающегося каналармейца, как Д.С. Лихачёв, а также неизвестного «зека», даже фамилии которого мы не знаем.

В работе также использованы:

- воспоминания жителей Беломорска, в различное время работавших на ББК: И.Г. Сверчкова, принимавшего участие в эвакуации судоремонтного завода из Поленца в 1941 году, рассказ Т. Соколовой, сохранившей в памяти воспоминания своей бабушки Т.Н. Новиковой о жизни на ББК в начале Великой Отечественной войны и об эвакуации на «ледовом караване».

Важным источником является книга «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства» впервые увидела свет 64 года назад - в 1934 году. А 61 год назад, в 1937 году, весь тираж этой книги был изъят из обращения и уничтожен. Уцелели считанные экземпляры. С тех пор книга «Беломорско-Балтийский канал» не издавалась.

Кто-то из великих сказал, что у книг, как и у людей свои судьбы. Сегодня это выражение почти штамп, но судьба этой книги действительно трагична. Она была написана по заказу (вернее сказать, по приказу) ОГПУ и коммунистической партии. По их же приказу она была и уничтожена после расстрела Г. Ягоды, одного из главных «героев» книги. Эту книгу писали талантливые люди, цвет советской интеллигенции, писали увлеченно, и как-то не верится, что делали они это «из-под палки». Символично, что не только персонажи книги, но и многие ее авторы не пережили 1937-38 годы.

Эта книга рассказывает о строительстве первого судоходного канала в СССР. Но главная ее ценность в том, что это документ эпохи, что она описывает время глазами людей, которые в нем жили. Можно по-разному относиться к тому времени, к тому социальному строю, к этой книге и ее авторам — это право каждого. Но чтобы хотя бы как-то ко всему этому относиться, нужно хотя бы что-нибудь обо всем этом знать.

Книга «Беломорско - Балтийский канал имени Сталина. История строительства» не издавалась 60 лет. В нашей работе мы использовали её репринтное издание 1998 года.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с 1930 по 1964 г. Данные хронологические рамки определены, исходя из цели и задач нашей работы. В 1930 году было принято решение о строительстве Беломорско - Балтийского, а в июне 1964 года после восстановления и реконструкции был введён в эксплуатацию современный Волго-Балтийский водный путь.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


1. Строительство Беломорско - Балтийского канала. ББК в 1930 - е годы

Путь из Белого моря в центральные районы страны через естественную систему рек и озер был известен торговым людям с XVI века. В XVI—XVII веках этот путь использовали паломники, шедшие к святыням Соловецкого монастыря.

Впервые идея строительства судоходного канала, который соединил бы Белое и Балтийское моря, возникла во время Северной войны и принадлежала Петру І.

Авторство одного из первых проектов Беломорского канала принадлежит купцу из поморского города Кемь Федору Антонову Ф. Антонов, прах которого ныне покоится в ограде Успенского собора города Кеми, не только первым с точностью указал направление будущей судоходной трассы. Он справедливо отметил, что от строительства канала зависит дальнейшее развитие всего Русского Севера.

Однако детально за разработку проекта канала взялись только в XIX веке. Тогда по заказу правительства было разработано четыре проекта строительства: первый — проект Ф. П. Деволана 1800 года, второй — проект графа А. Х. Бенкендорфа 1835 года, третий — флигель-адъютанта Лошкарёва 1857 года, четвёртый, получивший в 1900 золотую медаль Парижской всемирной выставки, - профессора В. Е.Тимонова. Однако все варианты строительства были отклонены царским правительством из-за их высокой стоимости.

В 1930-х годах к вопросу строительства канала обратилось советское правительство. Инициатором строительства Беломорканала стал Иосиф Сталин.

При этом особое значение имели причины как политического, так и экономического характера. Беломорье оставалось беззащитным перед любой агрессией. Это показала интервенция 1918 - 1920 гг. Со стратегической точки зрения необходимо было строительство канала, который связал бы Белое и Балтийские море и позволил бы создать надежную защиту северных рубежей государства. Но в 20 - х гг. изыскать средства для строительства канала не удалось.

В середине 20-х годов население страны испытывало голод. В ряде центральных черноземных областей России стихийно возникли крестьянские восстания. Они были жестко подавлены частями регулярной армии. Однако это обстоятельство позволило новой большевистской власти сформулировать свою политику по отношению к крестьянам, особенно зажиточным, самостоятельным, как откровенно враждебную. В официальный лексикон ввели новое понятие – "кулак". В прессе началась массированная пропагандистская кампания по "уничтожению "кулака" как класса".

В результате подобной политики, с помощью репрессий, большевики избавились от настоящих и мнимых врагов внутри страны. Ими они заполнили тюрьмы и концентрационные лагеря. Но жизнь простых граждан от этого лучше не становилась. Если раньше это обстоятельство еще можно было пропагандистски объяснить наличием множества "врагов" – в Кремле, в министерствах, на заводах, фабриках и в сельском хозяйстве, то теперь возникла серьезная проблема. Советской власти оказались жизненно необходимы успехи в экономике. Без реальных побед в развитии транспорта, металлургии, без хозяйственного освоения новых территорий громадного государства большевикам невозможно было рассчитывать на укрепление авторитета в мировом сообществе.

В этих условиях идея строительства Беломорского канала оказалась как нельзя кстати. Именно на Беломорском канале большевики решили показать миру свое умение решать грандиозные хозяйственные задачи. Была поставлена и еще одна крупная международная цель. Она заключалась в том, чтобы продемонстрировать возможности и преимущества нового социалистического строя.

Мировой экономический кризис не оставил в стороне и Советский Союз. Ухудшился торговый баланс, большие сложности возникли с оплатой импортных товаров, необходимых для индустриализации. В то же время требовалось показать миру, что Советский Союз может собственными силами осуществить индустриализацию, не прибегая к импорту с Запада. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения, но без лишних затрат. Поэтому с целью экономии валютных средств, необходимых для индустриализации и обороны, на строительстве Беломорканала решено было использовать исключительно ручной труд - труд заключённых.

ББК, помимо того, что был призван символизировать успехи социалистической системы, имел огромное стратегическое и экономическое значение. Он должен был обеспечить выход страны в Мировой океан, надёжную связь с Западом, прямое морское сообщение между европейской частью СССР и Дальним Востоком. Путь из Ленинграда в Архангельск благодаря каналу сокращался в 4 раза и становился речным. Канал должен был пройти через богатую минералами и лесами территорию и способствовать хозяйственному освоению северного края.

3 июня 1930 года было принято решение о начале работ на строительстве канала; 1 июля 1931 года - поданы на рассмотрение первые эскизные проекты строительства.

В 1931 году группой инженеров под руководством С.Я. Жука был разработан проект первого межбассейнового соединения — Беломорско - Балтийского канала, а для его осуществления была создана строительная организация Беломорстрой. К строительству приступили в том же 31-м году. Все заказы выполнялись на отечественных заводах «Красный Путиловец», «Русский дизель» и др.

Талант и творческий поиск проявили при проектировании профессор В.Н. Маслов, предложивший конструкцию деревянных ворот и затворов, К.М. Зубрик — конструкцию Шаваньской плотины из наклонных деревянных ряжей, О.В. Вяземский — выполнивший расчет всей трассы канала и предложивший необычную конструкцию высоконапорной плотины на р. Выг и др.

Хотя окончательный проект был утверждён только в феврале 1932 года, к строительству приступили ещё в конце 1931-го. Беломорканал стал первой великой стройкой заключенных.

Ещё в 1929 г. вышло Постановление СНК СССР "Об использовании труда уголовно заключенных". Однако на строительстве Беломорканала использовался труд не только уголовников. Для его постройки при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско - Беломорского водного пути. 3 июня 1930 г. было решено "при определении стоимости работ... учесть возможности привлечения труда заключённых к работам". В связи с этим "при проектировании стройки было уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов".

ОГПУ должно было обеспечить строительство канала без лишних материальных издержек. Люди в счёт не шли. Эшелоны заключённых непрерывно поступали на великую стройку.

К тому же, ещё с 1920 года на Соловецких островах располагался лагерь принудительных работ - первый исправительно - трудовой лагерь послереволюционной России.

К 1930 г. Соловки были превращены в громадный производственный комбинат из 12 отделений, распространившийся по всему Русскому Северу, на территориях нынешних Архангельской и Мурманской областей, а также Республики Карелия.

«Соловки были опытным полигоном, где вырабатывались нормы и методы, позже широко примененные в ГУЛАГе. Организация работы и быта зэков, виды наказаний, изощренные приемы допросов и психологического подавления, режимы охраны, как расстреливать и прятать трупы - вся эта машинерия зла изобреталась там. Масштабы полигона впечатляют. С 1920 по 1939 год, до его расформирования по приказу Берии, через Соловецкий лагерь особого назначения и связанные с ним карельские лагеря прошли без малого миллион человек. Лишь избранным посчастливилось вернуться, и почти все из спасшихся не смогли удержаться от воспоминаний. Видимо, тяжела оказалась для памяти эта ноша...", - пишет А. Раппопорт.

В Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) отбывал срок как контрреволюционер академик Дмитрий Лихачев.

Д. С. Лихачёв вспоминал о своей жизни в Соловецком лагере: "...Первое время на Соловках я жил в 13-й роте, роте общих работ. Там у меня было место под нарами, потому что на нарах мест уже не было - барак был переполнен. После общих работ со всеми их ужасами я начал работать в криминологическом кабинете, где занялся изучением малолетних преступников и отбором их для трудовой колонии.

В криминологическом кабинете Соловков собрался цвет петербургской интеллигенции. Возглавлял его бывший царский прокурор Александр Николаевич Колосов. Вместе с ним работали бывший революционер, философ Александр Александрович Мейер, арестованный по нашумевшему делу кружка философов "Воскресенье", преподаватель Пединститута имени Герцена Александр Петрович Сухов, Ксения Анатольевна Половцева, доктор университета Сорбонны, Юлия Николаевна Данзас, в прошлом фрейлина при дворе Александры Федоровны и еще целый ряд очень интересных людей...

Среди заключённых было много поэтов - Панкратов, Казарновский, Евреинов. Некоторые из них вернулись из белогвардейской эмиграции на родину и, конечно, сразу были арестованы. В том числе и первоклассный поэт Владимир Кименский.

Поэтическая молодежь тогда жила стихами Баратынского и только что вышедшего сборника О.Мандельштама "Камень".

Интеллигенция в тех условиях не сдавалась. Она жила своей, часто скрытой от посторонних глаз, духовной жизнью, собираясь и обсуждая разные философские проблемы. Помню выступления А.А.Мейера, воспоминания Ю.Н. Данзас об императорской семье, позднее на Беломорско - Балтийском канале рассказы А.Ф.Лосева. Это были очень интересные люди. Заключенные поддерживали друг друга, помогали. Это были исключительные, замечательные люди, и я считаю своим долгом помнить их и рассказать о них.

Я видел Горького в Соловецком лагере и отлично знаю, что он все видел и знал, что там происходит. Один мальчуган рассказал ему об истязаниях, о том ужасе, который творится…».

Кураторами строительства Беломорско - Балтийского канала стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Лазарь Коган. Строительством канала руководил Н. А. Френкель, которому и принадлежала идея превращения каторги в громадное предприятие, приносящее государству большие доходы, так понравившаяся Сталину .

В руководство БелБалтЛага на этапе строительства входили также Э. И. Сенкевич, П. Ф. Александров и С. Г. Фирин.

Весной 1932 г. Генрих Ягода, тогда еще заместитель председателя ОГПУ, утвердил "Положение об особых правах начальника ГУЛАГа тов. Когана Л. И. и помощника начальника ГУЛАГа тов. Якова Рапопорта на строительстве Беломоро - Балтийского водного пути, выполняемого силами заключенных". В соответствии с Положением им предоставлялось право в административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Перечень включал 15 конкретных нарушений. Вместе с тем допускалось применение такой меры и за иные проступки. Решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных ГУЛАГа. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек». Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»). Большинство заключенных в новый лагерь перевели в основном с Соловков. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала). Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов.

К 1 мая 1932 г. на строительстве канала было занято 100 тыс. рабочих, из которых 60 тыс. размещалось в бараках. Остальные жили в палатках и иных постройках временного типа. Без современной техники, без достаточного материального обеспечения руководство стройкой добилось "по многим объектам... нормы выработки, превышающие единые всесоюзные нормы".

В целом, за всё время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу, которая мешала проведению земляных работ.

Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников.

Во время строительства канала администрация использовала различные методы повышения эффективности выполняемых работ. Основным средством стимулирования заключенных стала так называемая «котловка» – неравное питание. Чем меньше заключенный работал, тем меньше он получал еды. Те заключенные которые не выполняли норм, получали «штрафной паек». Естественно, такие меры приводили к мгновенному истощению и смерти. И конечно, паек для «ударников», перевыполнявших норму, не покрывал физических затрат.

Для повышения эффективности работы каналармейцев использовалось и соревнование между бригадами, трудколлективами, шлюзами. Объявлялись всеобщие дни рекордов. Этому способствовала и изощренная пропагандистская кампания по восхвалению государственной пенитенциарной политики.

Так, типичнейшим пропагандистским роликом был художественный фильм "Заключенные" о быстром и чудодейственном превращении преступников в передовых строителей нового общества.

"Вам строители Беломорстроя, осознавшим свои преступления против Советской власти и искупающим свою вину через общеполезный труд, этот день должен также быть дорог, как и каждому гражданину СССР" - говорилось в Приказе по строительству Беломоро-Балтийского водного пути и Беломоро-Балтийскому лагерю ОГПУ № 111 от 6 ноября 1932 г.

По воспоминаниям заключенного, имя которого осталось неизвестным, на строительстве Беломорканала нередко выступали досрочно освобожденные "передовики", которые "по бумажке" читали заявления, подобные следующему: "Я всю жизнь воровал, из тюрем не вылезал, и вот спасибо Советской власти, спасибо товарищу Сталину, которые научили меня честно трудиться и стать полезным человеком. Я решил остаться в родной бригаде еще на месяц, чтобы доказать всем гадам, врагам народа, что никакие их вредительства не помешают нам, рабочему классу, успешно выполнить план и закончить великую стройку коммунизма - наш родной Беломорканал! Я призываю всех не терять бдительности и разоблачать вредителей, которые и здесь притаились и хотели сорвать наши планы. Да здравствует товарищ Сталин! Да здравствует наш начальник стройки, товарищ Рапопорт!"

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.