рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: Участие башкир в крестьянской войне 1773-1775 гг.; их предводители. Положение о башкирах от 14 мая 1863 года. Реформы в области суда

Решения схода приводились в исполнение за исключением следующих дел:

1) об удалении из общества;

2) о выдаче из общинного владения участков земли в частную собственность;

3) о продаже и распоряжении свободных земель;

4) об избрании духовных лиц и о постройке мечетей;

Постановления по вышеперечисленным вопросам представлялись старостой земскому участковому начальнику. На основании указа от 5 октября 1906 года уездные съезды могли отменять решения крестьянских общественных сходов в случаях несоответствия решений действующим законам либо когда решение схода нарушало законные права членов сельских обществ.

На сельского старосту были возложены следующие обязанности:

1) созыв и роспуск сельского схода, и поддержание на нем соответствующего порядка;

2) предложение повестки дня;

3) исполнение всех решении схода, распоряжений волостного управления и вышестоящих должностных лиц;

4) наблюдение за целостью меж и межевых знаков на землях общества, за исправным содержанием дорог, мостов, перевозов, за исправным внесением денежных сборов и отправлением натуральных повинностей, за порядком в училищах, богадельнях и других общественных заведениях если они были учреждены сельским обществом за свой собственный счет;

5) понуждение к исполнению договоров башкир как между собою, так и с посторонними лицами, когда такие договоры не оспаривались сторонами;

б) выдача установленных видов на жительство или о выходе из общества;

7) заведование установленными сельским обществом мирскими хозяйствами и суммами;

8) охрана от растраты имущества неисправных плательщиков в целях обеспечения взыскания недоимки;

9) исполнение распоряжений начальства о сбережении и правильном использовании общественных лесов;

10) контроль за установленными правилами пригула скота;

11) составление списков домохозяев общества.

На сельского старосту также были возложены обязанности по охране общественного порядка, соблюдению безопасности сельских жителей и охране их имущества, недопущению потрав хлеба, сельскохозяйственных угодий, незаконных порубов. Он был наделен и полицейскими функциями. Так, на основании статьи 98 Положения о башкирах сельскому старосте были предоставлены полномочия по задержанию бродяг и беглых, проведению предварительного дознания в случае совершения преступления и задержанию виновных, по охране следов преступления до прибытия полиции или судебного следователя. Старосте было предписано оказывать необходимое содействие чинам уездной полиции, по последние не имели права вмешиваться в дела сельского управления.

Для успешной реализации возложенных на него полномочий сельскому старосте было предоставлено право лиц, совершивших малозначительные проступки, либо привлекать к общественным работам на срок до двух дней, либо подвергать аресту на тот же срок, либо же налагать на них штраф до одного рубля в пользу мирских сумм. Для сравнения напомним, что в те годы корова стоила в пределах трех рублей.

Особо регламентировалась процедура исполнения старостой полицейских и других важных функций. Так, староста при проведении как личных взыскании, так и налагаемых волостным судом или сельским сходом, при всяком обыске, задержании или взятии под арест, при получении денежных сборов непосредственно от самих плательщиков или от сборщика податей, равно при расходовании мирских денег непременно обязан был приглашать двух свидетелей, преимущественно из стариков сельского общества. Те же правила должны были наблюдаться и при проведении предварительного дознания по проступкам и преступлениям.

Безусловно, эти нормы были направлены на недопущение злоупотреблений со стороны сельских должностных лиц при исполнении служебных обязанностей и на охрану прав сельских жителей.

Обязанности других сельских должностных лиц (смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, волевых сторожей, сборщиков податей, сельских писарей) определялись самим названием должностей.

На лесных и полевых сторожей были возложены также обязанности по надзору за соблюдением правил охоты.

Десятские, не входя в состав чинов уездной полиции, находились в непосредственном подчинении сельского и волостного начальства в качестве низших служителей сельской полиции. На десятских возлагалось исполнение полицейских обязанностей в местах их постоянного пребывания.

В состав волосного управления входили: волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной суд.

Волостной сход состоял из сельских и волостных должностных лиц, а также из выборных, избираемых в каждом селении от двадцати пяти дворов. Ведению волостного схода подлежали: выборы должностных лиц, решение хозяйственных вопросов, назначение мирских сборов и повинностей, выборы уездных земских гласных, утверждение решений волостного схода и др. Сход признавался правомочным, если на нем присутствовали волостной старшина и квалифицированное большинство выборных. Кроме утверждения волостных общественных ссудно-сберегательных касс двумя третями голосов, остальные вопросы решались простым большинством. Решения волостных сходов исполнялись, как правило, без утверждения вышестоящими органами. Они могли быть обжалованы в уездный съезд.

Волостной старшина отвечал «за сохранение общественного порядка, спокойствия и благочиния в волости» (статья 119). По этим вопросам он координировал работу сельских старост. На него были возложены полицейские, общественные, хозяйственные обязанности. По делам полицейским он должен был объявлять по предписаниям полиции законы и распоряжения правительства и «наблюдать за нераспространением между башкирами подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов; охранять благочиние в общественных местах и безопасность лиц и имуществ от преступных действий; задерживать бродяг и беглых» (статья 121). По общественным и хозяйственным делам старшина обладал примерно такими же полномочиями, как и сельский староста. Кроме того, он обладал функциями судебного исполнителя и организовывал ведение актов гражданского состояния. Так волостной старшина был обязан наблюдать за исполнением приговоров волостного суда, рассылать метрические книги мусульманским приходам и язычникам, которые он соответственно получал от духовного собрания мусульман и полицейского управления. Волостной старшина надзирал также за деятельностью сельских старост.

Волостное правление составляли старшина, сельские старосты, помощники старшины и сборщики податей.

Решению волостного правления подлежали:

1) исполнение волостного бюджета;

2) продажа частного имущества башкир по взысканиям казны или исковым требованиям;

З) прием на работу и увольнение должностных лиц, служащих

по найму;

4) утверждение отчетов оспопрививателей;

5) распоряжение пригульным скотом и общественными землями в соответствии с существующими положениями.

Кроме того, волостное правление по требованию губернского присутствия рассматривало и другие вопросы.

Правовому статусу волостных и сельских должностных лиц в Положении о башкирах посвящена отдельная глава.

В ней должностные лица, исходя из порядка замещения должностей, подразделены на две категории. В первую входят те должности, которые могут быть замешены только по выбору. К ним относятся: должности волостного старшины, сельского старосты, помощников старшины, сборщиков податей и заседателей волостных правлений, судей волостных судов и кандидатов к ним. Вторая категория состоит из должностей, которые (по усмотрению общества) либо назначались, либо выбирались. В их число входили волостные и сельские писари, смотрители магазинов, лесные и полевые сторожа, смотрители богоугодных и общественных заведений.

Положение о башкирах содержит и ряд ограничений. Так, не могли быть избраны на должности по общественному управлению лица, не пользующиеся в обществе землей, и лица, не имеющие там хозяйства и оседлости.

Также не подлежали избранию лица:

а) моложе двадцати пяти лет;

б) состоящие под судом и следствием;

в) «заведомо развратного поведения».

На должности волостного и сельского писаря не могли быть назначены лица, «исключенные из службы, либо опороченные по суду, либо состоящие под судом или следствием и вообще заведомо развратного поведения». Земскому начальнику принадлежало право «удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей».

Срок службы для всех выборных лиц, кроме сборщика податей, ограничивался одним трехлетием, а для сборщика податей — одним годом.

Для лиц, служащих по найму, срок службы не устанавливался.

Существовало правило, согласно которому «избранный обществом в какую-либо должность не имел права от нее отказаться, за исключением только следующих случаев:

1)      если ему более шестидесяти лет;

2)      если он уже прослужил по выбору полный срок;

3)      если он одержим сильными телесными недугами.

Согласно статье 145 Положения о башкирах на должности волостного старшины,

помощников его и сельских старост избирались по два лица, с тем, чтобы второй мог приступить к исполнению обязанностей в случае отсутствия, смерти, тяжкой болезни и устранения от должности первого. Сенатом в 1884 году был введен для таких случаев ценз благонадежности. Так, крестьянские учреждения имели право утверждать в должности волостного старшины, из двух избранных сходом кандидатов, не избранного большинством голосов, а более «благонадежного».

Волостной старшина и волостные судьи утверждались в должности земским участковым начальником, приводились им к присяге на верность службе и после этого приступали к работе. Остальные должностных лица вступали в отправление своих обязанностей немедленно по избранию.

В Положении о башкирах достаточно четко регламентированы права и льготы должностных лиц. Они освобождались от всяких натуральных повинностей и телесных наказаний. Назначение жалованья или иного вознаграждения лицам, служащим по выбору или по найму, решало то общество, в котором происходили выборы либо производилось назначение.

Выход башкир из сельского общества (в Положении о башкирах применен термин «увольнение») обставлялся рядом условий. Для этого требовались:

 1) передача своего права на пользование общественной землей другому лицу, если состоящий в его пользования участок не был выделен увольняемому в частную собственность;

2) отсутствие казенных, земских и мирских недоимок и частных бесспорных взысканий и обязательств перед волостным правлением;

З) отсутствие судебного преследования;

4) согласие родителей на увольнение;

5) обеспеченность в своем содержании малолетних и других неспособных к работе лиц, если таковые имелись в семье увольняемого и оставались в сельском обществе;

6) представление увольняемым «приемного приговора» от того общества, куда он переходил, или удостоверения о приобретении в собственность земли, где бы то ни было. Для крещеных башкир три последних условия не требовались.

На основании указа от 5 октября 1906 года от представления увольнительных общественных приговоров освобождались при поступлении в учебные заведения и на гражданскую службу, при производстве их в чины и получении орденов и знаков отличия, при получении ученых степеней и званий.

Выход из общества осуществлялся на основании увольнительного свидетельства, выдаваемого волостным старшиной. За незаконную выдачу увольнительного свидетельства последний подвергался ответственности и, кроме того, с него взыскивали все убытки.

Увольняемый был «обязан приписаться к тому сельскому или мещанскому обществу, от которого он получил приемный приговор, и

представить в казенную палату просьбу о прописке не позже, как в шестимесячный срок со дня получения увольнительного свидетельства».

Государственный поземельный налог и земский сбор с башкирских земель взимались по правилам, изложенным в Общем положении о крестьянах. Земские натуральные повинности отбывались в башкирских обществах по правилам, изложенным в Уставе о земских повинностях. Дворяне, действительные чиновники с их семьями и зауряд-чиновники лично освобождались от отправления натуральных повинностей без несения их обществу.

К мирским повинностям относились те повинности, которые отправлялись каждым обществом для удовлетворения внутренних его потребностей. Обязанность участвовать в мирских расходах определялась безотносительно к происхождению облагаемых.

Мирские повинности распределялись на обязательные и те, которые устанавливались дополнительно по решению сельского общества.

К обязательным относились расходы:

1) на содержание общественного управления;

2) оспопрививание и принятие мер, предписываемых Врачебным уставом в случае появления заразных болезней и падежа скота;

З) устройство и поддержание сельских запасных магазинов;

4) содержание в исправности проселочных дорог и межевых знаков, проточных вод на землях, принадлежащих обществам;

5) содержание караулов в деревнях;

б) призрение престарелых, инвалидов, у которых нет родственников, и круглых сирот;

7) принятие мер по истреблению саранчи, хищных зверей, сусликов, по борьбе с оврагами, пожарами и наводнениями;

С язычников производился особый сбор на покрытие расходов по изготовлению метрических книг дня них. Метрические повинности отправлялись либо натурой, либо посредством сбора денег.

Кроме того, существовала и подводная повинность. Волостные старшины, их помощники, сельские старосты и сборщики податей имели право брать лошадей сельских жителей в поездках по служебным делам.

Остальные чины сельских и волостных управлений были обязаны на собственных лошадях или платить за прогоны.

2.2. «Реформы в области суда»

2.2.1. Особенности осуществления правосудия в Башкортостане

Организация системы органов судопроизводства и отправления правосудия в башкирском крае, равно как и законодательство России, регулирующее правовое положение населения края, модифицировались с учетом задач колониальной политики царского правительства. Поэтому произведенная периодизация этапов развития законодательной системы корректна и по отношению к судебной системе.

С учетом сказанного следует выделить следующие этапы развития судебной системы в башкирском крае:

— судебная система в период соблюдения условий вхождения башкирских племен в состав Московского государства (ХVI—XVII века);

— судебная система периода колонизации края и усмирения башкир (ХVII - 1 половина ХIХ века);

— судебная система периода буржуазно-либеральной эволюции российской государственно-правовой системы (II половина ХIХ — начало ХХ века).

Необходимо отметить, что особенности осуществления правосудия в башкирском крае в дореволюционной России не являлись до сих пор предметом исследования со стороны правоведов. Имеется всего одна работа Ф. А. Ишкулова, посвященная подготовке и проведению в крае во II половине ХIХ века судебной, земской, городской, полицейской и судебно-административной контрреформы. Отдельные аспекты имеются в монографии дореволюционного исследователя Д. П. Никольского «Башкиры». Источниковой базой при изучении данного вопроса являются богатое башкирское народное творчество (сказания, предания, обычаи), в котором отражены нормы обычного права башкир; нормативные материалы, регламентирующие деятельность Шариатских судов и Оренбургского магометанского духовного Собрания, которые содержатся в Своде учреждений и уставов Управления духовных дел МВД (т. II Свода законов Российской империи); нормативные акты, сосредоточенные в Своде военных постановлений, изданных в 1838, 1843, 1851 годах, Полном собрании законов Российской империи (т. 4—40 1 -го собрания, т 1—40 2-го собрания) и в 6 томах «Материалов по истории Башкирской АССР» (М., 1936—1960, 2002).

Одним из условий вхождения башкирских племен в состав России явилось сохранение религии, обычаев и обрядов. Юридическое содержание данного условия составляло также отправление правосудия местными (народными) судами на основе норм обычного права и духовными лицами на основе норм шариата.

Следует признать, российские власти долгое время проводили политику невмешательства во внутреннюю жизнь башкир. Так, согласно Указу Сената от 31 мая 1734 года «Об отдаче башкирцам рыбных ловель по рекам Белой и по Каме, с положением на них оброка; о провозе башкирцами для себя Илецкой соли и о непродаже ими оной русским; о дозволении Уфимским иноверным народам разбираться третейским судом и мириться добровольно...» башкирам разрешалось в собственных делах, кроме дел об убийстве и разбое, самим осуществлять правосудие в третейских (обычноправовых) судах.

 В инструкции от 18 мая 1734 года, данной Кирилову при отправке его на постройку Оренбурга, специально оговаривается: «Впрочем, что касается до распорядка суде и правосудия, о том смотреть на обычай каждого народа, как и почему, а коем народе правыя удовольства получают, а винных штрафуют, так и в помянутых судах установить: ибо наше Всемилостивейшие соизволение есть чтоб все, кто б какой веры и народа ни был, справедливостью и судом скорым довольствовались и тем напрасныя озлобления в волокитах и незнающему наших российских судных прав народу неправые в суде вымыслы (о которых не токмо Нашему интересу повреждение происходить может, но и Богу противно) пресечены были».

Однако существовали дела, например, сторонами являлись башкиры и пришлое население, которые не могли быть решены в традиционных башкирских инстанциях. В таких случаях правосудие осуществлялось воеводами и чиновниками Уфимского уезда. На деле их деятельность принимала форму произвола, волокиты и мздоимства. Интересно мнение Доннелли А. С. о русском колониальном суде в Башкортостане «Русское правительство учредило в Башкирии систему судопроизводства, призванную отправлять правосудие над русскими, тептярями и бобылями. Башкиры и другие мусульмане разрешали свои проблемы по законам шариата — свода исламского законодательства, на местном уровне, в присутствии старшины рода и муллы. В ХVIII столетии все чаще русские суды под председательством воевод стали рассматривать земельные споры и дела мусульман с иноверцами. Работа по отправлению правосудия была очень доходной для правительственных чиновников. Взяточничество, высокая судебная плата и другие злоупотребления создавали судам плохую репутацию».

Такое положение не могло не вызвать недовольство у башкир.

 В вышеупомянутой инструкции Кирилову предписывалось организовать для подобных дел суды со смешанным составом (2—З русских и 2— З иноземцев). Это было достаточно прогрессивным явлением, призванным привлечь башкир и другие народы региона к отправлению правосудия. Однако это и наглядный пример политики империализма: данный шаг был вызван также неэффективностью института аманатов и преследовал вторую цель — превратить судей-башкир (а в судьи избирались очень авторитетные и знатные люди) в заложников.

В общем, в период с момента вхождения башкирских племен в состав России до установления кантонной системы правосудие осуществлялось по национальному признаку: башкиры руководствовались обычным правом и шариатом, русские и ряд других народов — законами русского государства.

2.2.2. Местное правосудие

Местное судопроизводство у башкир, осуществляемое на основе норм обычного права, отличалось простотой и отсутствием всяких формальностей. Правосудие отправляло выборное лицо из числа старейшин-аксакалов, либо знатных башкир, пользующееся авторитетом у своих соплеменников. Суд рассматривал только те дела, которые были возбуждены самими сторонами и при наличии их обоюдного согласия на рассмотрение дела в местном суде. То есть судья не мог возбудить и рассматривать дело не иначе, как по жалобе одной из сторон. Процесс при этом был довольно прост и носил состязательный характер. Истец или потерпевший перед судьей излагал свое обвинение или претензию в присутствии ответчика. В случае признания последним своей вины или претензии, судья выносил решение (приговор), который приводился в исполнение немедленно. В случае отрицания ответчиком своей вины или претензии, судья принимал решение или выносил приговор на основе оценки показаний свидетелей и приведенных сторонами доказательств.

По требованию царского правительства тот или иной обычай башкир признавался нормой права, если был одобрен, либо на сходе башкирской общины, либо на совете старейшин аула, либо Оренбургским Мусульманским духовным Собранием (по делам семейно-брачных отношений).

Говоря об особенностях отправления правосудия по шариату в башкирском крае надо иметь в виду следующие обстоятельства. В конце ХVI века царское правительство начало проводить активную политику по христианизации мусульман из числа служилых татар, а также марийцев, чувашей и других инородцев. Попытки христианизации башкирского населения натолкнулись на упорное сопротивление башкир и являлись одной из причин башкирских войн-восстаний. Зачастую вооруженную борьбу башкир возглавляли духовные лица — муллы, абызы. Например, среди активных руководителей войны- восстания 1705—1711 годов были муллы Исмаил, Уразай, Рахмангул, Аббас; в 1735—1740 годах — мулла Елдаш Суярембетов, абыз Килмяк Нурушев, мулла Бепеня Торопбердин, абыз Кучум Аиткулов, мулла Кучук. Восстанию башкир 1755—1756 годов способствовало воззвание муллы Бурзянской волости Батырши. Одним из сподвижников Е. Пугачева в крестьянской войне был абыз Кинзя Арсланов. В связи с этим царское правительство воевало и против мусульманства в башкирском крае. К примеру, по Сенатскому указу от 9 ноября 1742 года было приказано уничтожить все новые мечети. За короткое время было разрушено 418 из 536 мечетей.

В целях успокоения мусульманского населения в начале крестьянской войны в 1773 году по велению Екатерины II был принят Синодскнй указ о терпимости вероисповеданий, который положил начало в России мирному сосуществованию двух мировых религий: ислама и христианства.

Следствием этого является учреждение именным указом Екатерины II от 22 сентября 1788 года духовного Собрания мусульман. Оно с 1788 по 1796 год располагалось в Уфе и носило название «Уфимское духовное магометанского закона собрание». С образованием Оренбургского генерал-губернаторства (1796) оно было переведено в Оренбург под тем же названием, а с 1841 года стало именоваться Оренбургским мусульманским Духовным Собранием. Создавая органы управления в сфере мусульманского духовенства в башкирском крае, царское правительство преследовало цель установить контроль, прежде всего над башкирами со стороны «верных Правительству» духовных лиц. Так, в пункте Положения о Духовном магометавском собрании говорилось, что в Данном учреждении председательствует «…муфтий и заседают З муллы из казанских татар, в верности и добропорядочном поведении испытанные».

Царское правительство предусмотрело довольно сложную процедуру утверждения на должность муфтия. Кандидатура муфтия выдвигалась Казанским и Оренбургским губернаторами с одобрения полицейских органов Казани, получала одобрение членов Духовного Собрания, затем утверждалась Министерством внутренних дел. Только после этого император утверждал представленную кандидатуру муфтию в должности именным указом.

Должность муллы, имеющего право отправлять правосудие по шариату, занимало только лицо, имеющее соответствующую рекомендацию Духовного Собрания проверенное органами полиции в благонадежности и утвержденное либо указом Правительствующего Сената, либо приказами генерал-губернатора. Такие лица назывались указными муллами. Они осуществляли правосудие по первой инстанции:

а) по вопросам, связанным с семейно-брачными отношениями;

б) наследованию и разделу имущества;

в) религиозным проступкам мусульман и духовных лиц, если они не были отнесены к компетенции самого Духовного Собрания;

г) спорам о неправильных записях в метрических книгах.

Принятые шариатским судом решения могли быть обжалованы в Духовное управление мусульман. Однако это не останавливало исполнение принятого решения шариатским судом.

Духовное управление мусульман выступало в качестве второй инстанции для шариатских судов не только башкирского края, но и всей Российской империи.

Духовное Собрание выступало в качестве суда первой инстанции. Также оно могло рассматривать по первой инстанции любое дело, сели оно, по мнению Духовного Собрания, в силу обстоятельств, имеет большое общественное значение.

Высшей апелляционно-ревизионной инстанцией для всех шариатских судов, включая и Духовное Собрание мусульман, являлось Управление духовных дел МВД России. Управление имело право дачи атским судам руководящих указаний по практике применения того или иного положения мусульманского права. Кроме него толкование норм шариата осуществляли также Сенат и Государственный Совет. Надзор за деятельностью шариатских судов и Духовного Собрания осуществляли Оренбургская и Казанская губернские прокуратуры.

Таким образом, создание в башкирском крае Духовного Собрания мусульман с приданием ему функций суда первой, второй инстанций по шариатским делам подтверждало право башкир, татар и других мусульман на осуществление правосудия по канонам своего вероисповедания, и оно способствовало сохранению и развитию самобытной духовной и материальной культуры. Этот факт свидетельствует о многообразии правовых и судебных систем в России.

2.2.3. Судопроизводство в период кантонной системы управления

 С введением в 1798 году кантонной системы управления соответственно была изменена и судебная система.

Традиционные башкирские и шариатские суды сохраняются, но рассматривают только гражданские дела. Судебной властью наделяются должностные лица: юртовые старшины, кантонные начальники, попечители округов, командующий Башкирским войском и военный губернатор.

Так, на основании пункта 10 указа императора Павла 1 юртовые старшины рассматривали дела о взаимных личных обидах, кантонные начальники — незначительные имущественные споры и дела о мелком воровстве. Уголовные преступления, земельные споры подлежали рассмотрению гражданскими судами. Однако распоряжением военного губернатора Оренбургской губернии все уголовные дела башкир и мишарей были переданы из-под юрисдикции гражданских судов в исключительную подсудность военно-судебных учреждений.

Военные суды первой инстанции состояли из нескольких кадровых офицеров во главе с председателем суда. Указом Кабинета Министров от 26 февраля 1834 года «Ю суждении военным судом находящихся в Оренбургском крае отставных казаков уральских и оренбургских, калмыков, тептярей, башкир и мещеряков» было предусмотрено:

1)      «…всех вышесказанных лиц (кроме женского пола), подлежащих доселе суду уголовному, впредь за все роды преступлений судить военным судом;

2)       военные суды производить, смотря по удобству, в постоянных судах учрежденных при войсковых канцеляриях Уральского и Оренбургского и крепости Орской…».

Указ также давал возможность учреждения «по мере надобности временных военно-судных комиссий». Также на основании приказа военного министра, признанного постановлением Правительствующего Сената от 30 октября 1835 года, иски о тяжких обидах всех лиц принадлежащих военному сословию Оренбургского края, подлежали «производству не уездных, а военных судов».

Правом окончательного утверждения смертных приговоров, лишения чинов, гражданской смерти был наделен военный губернатор края. Он также утверждал приговоры общества об удалении кантонистов по причине «дурного поведения», которые после освидетельствования военным губернатором либо отсылались на военную службу в дальние гарнизоны либо «ссылались в Сибирь на поселение». Высшей инстанцией по утверждению и апелляции приговоров военных судов империи являлись аудиториатский департамент военного министерства и сам император.

Гражданские суды почти ничем не отличались от сословно-судебных органов, введенных в России еще «Учреждением для управления губерний» от 7 ноября 1775 года.

Общая судебная система состояла:

а) из уездных судов,

б) городовых магистратов и ратуш,

в) палат уголовного и гражданского суда Оренбурга.

Кроме того, существовала сеть специальных гражданских учреждений: Оренбургский гражданский совестливый суд (Орган по уголовным и гражданским делам душевнобольных, несовершеннолетних), губернская дворянская опека, сиротские, словесные и коммерческие суды, Оренбургская контора по полюбовному соглашению — специальный орган по размежеванию башкирских земель и разрешению споров о них. Над всеми общими судебными органами края стоял Правительствующий Сенат с его судебными департаментами как высшая апелляционная и ревизионно-надзорная инстанция общих судов империи.

2.2.4. Особенности судебной реформы и контрреформы в Башкортостане

Судебная реформа на территории Башкортостана была начата на основе Указа от 2 мая 1878 года «О введении в Уфимской, Оренбургской и Астраханской губерниях мировых судебных установлений отдельно от общих».

В отличие от центральных губерний России в Башкортостане судебная система имела ряд особенностей:

 1) в крае институт присяжных заседателей был введен на 33 года позднее, чем в центральных губерниях России,

2) в состав мировых судей входили не только участковые и почетные, но и добавочные судьи,

3) общие судебные учреждения (окружные суды и судебные палаты) были введены гораздо позднее,

4) наряду с правительственными судами для башкир, мишарей и татар функционировали шариатские и местные (третейские) суды, которые осуществляли правосудие на основе шариата и обычного права.

Судьями первой инстанции являлись мировые судьи, которые были введены в Уфимской губернии в декабре 1878 года, в Оренбургской губернии — в январе 1879 года и просуществовали до конца 1894 года. В связи с введением института мировых судей уездные суды, как и суды «первой степени», подлежали упразднению в течение трех месяцев, а дела — передаче либо в мировые суды, либо в соединенные палаты уголовного и гражданского суда в Оренбурге и Уфе.

Мировые судебные участки объединяли несколько волостей. В Уфимской губернии таких судебных участков было создано 32, в Оренбургской —30. Мировые судебные участки одного или нескольких уездов объединялись в мировой судебный округ.

По указу от 2 мая 1878 года Уфимская и Оренбургская губернии были разделены на пять судебных округов каждая:

а) Уфимская губерния — на Уфимский, Стерлитамакский, Белебеевский, Мензелинский, Златоустовский;

б) Оренбургская губерния — на Оренбургский, Верхнеуральский, Челябинский, Троицкий и Орский.

Число участков в каждом из десяти судебных округов колебалось от
двух до семи.

Мировые судьи в Уфимской губернии избирались по общему для всей России порядку уездными земскими собраниями, а добавочные Мировые судьи — городскими думами или губернским земским собранием и утверждались Правительствующим Сенатом.

В Оренбургской губернии, в связи с отсутствием там земских учреждений, при комплектовании мировых судей была введена система назначений. Для этого под предводительством губернатора был создан Временный губернский комитет, который предлагал кандидатуры мировых судей министру юстиции России. После одобрения министром кандидатуры мировых судей окончательно утверждались императором.

Для мировых судей был установлен достаточно высокий имущественный и образовательный ценз, что закрывало доступ на эту должность не только представителям низших классов, но и большинству дворян. Так, земельный ценз в Уфимской губернии был установлен в 500— 950 десятин земли, и это дало повод Уфимскому губернскому собранию отметить, что «такой высокий ценз дает в судьи лишь слишком богатых людей, которые неохотно идут на службу, и совершенно устраняет вполне способных и достойных людей, менее состоятельных».

Юрисдикция мировых судей была определена следующим образом:
им были подсудны дела «и о менее важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались такие санкции, как кратковременный арест (до З месяцев), лишение свободы (заключение в работный дом) на срок не свыше 1 года, денежные штрафы на сумму не свыше 300 рублей.

В гражданско-правовой юрисдикции на мировых судей возлагалось
рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением ущерба на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение.

Деятельность мировых судей основывалась на прогрессивных принципах буржуазного судопроизводства. Разбирательство дел носило устный гласный и состязательный характер. Стороны, недовольные решением мирового судьи, могли подавать апелляционную жалобу в съезд мировых судей округа, а жалобу на окончательные решения Мировых судей при наличии оснований — в кассационные департаменты Сената.

Съезд мировых судей состоял из всех мировых судей данного округа. К особенностям Башкортостана относится введение здесь так называемых срочных съездов мировых судей. Они создавались как постоянный орган для рассмотрения дел в экстренных случаях при наличии не менее трех членов съезда.

В отличие от других губерний России в Оренбургской и Уфимской губерниях до 9 марта 1892 года не были введены окружные суды и судебные палаты, а были сохранены соединенные палаты уголовного и гражданского суда в Оренбурге и Уфе, которые в качестве первой инстанции рассматривали все дела, превышающие компетенцию мировых судов. В этих палатах было введено по одной должности переводчика на случай рассмотрения палатами дел башкир, татар и мишарей, не владеющих русским языком. 9 марта 1892 года правительством был издан указ «О введении судебной реформы в полном объеме в Уфимской и Оренбургской губерниях». Согласно указу Уфимская и Оренбургская палаты уголовного и гражданского суда подлежали упразднению, а вместо них создавались три окружных суда в городах Оренбурге, Уфе и Троицке. Они являлись судами первой инстанции по уголовным и гражданским делам всех жителей края, превышавшим подсудность судов Мировой юстиции.

В отличие от других губерний России в Оренбургской и Уфимской губерниях не были созданы судебные палаты как апелляционные инстанции по пересмотру дел, решенных в окружных судах без участия присяжных заседателей. Апелляционной инстанцией для Оренбургского и Троицкого окружных судов являлась Саратовская, а для Уфимского окружного суда — Казанская судебная палата. Кроме того, согласно указу от 9 марта 1892 года в Оренбургской и Уфимской губерниях не был введен не только суд присяжных заседателей, но и институт адвокатуры. Более того, указом от 2 мая 1878 года были ликвидированы все должности стряпчих, ранее состоявших при уездных судах и крестьянских учреждениях. Их обязанности были возложены на товарищей губернских прокуроров.

Верховным кассационным судом империи являлся Правительствующий Сенат. Он разбирал любые уголовные и гражданские дела, рассмотренные любым судом империи, если нижестоящим судом при вынесении решения по делу было допущено неправильное применение закона или существенное нарушение правил судопроизводства.

В 70—80-е годы царским правительством был принят ряд нормативных актов, которые ликвидировали наиболее прогрессивные институты судебных уставов от 20 ноября 1864 года.

В 1881 году было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия, которое предоставляло право генерал-губернатору передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени.

В 1889 году в России было принято Положение о земских участковых начальниках, которое было введено в действие в Астраханской, Солонецкой, Оренбургской и Уфимской губерниях специальным указом от 6 июня 1894 года. Данным положением была разрушена идея разделения власти на исполнительную и судебную и ликвидирован вплоть до 1913 года, институт мировой юстиции. Мировые судьи были заменены земскими начальниками, которые обладали широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Так, они осуществляли надзор за действиями юртовых и сельских должностных лиц, определяли круг вопросов рассматриваемых на сельских сходах башкир, утверждал и гласных уездного собрания волостных старшин и сельских старост. При этом они имели право отстранить от должности «ненадежных» избранных лиц. Они же осуществляли контроль за наделением башкир-вотчинников и припущенников землей из земельных фондов башкирских общин, следили за «правильным» осуществлением передачи земли башкир припущенникам в аренду и оброчное содержание и пр.

В сфере судебной деятельности земские участковые начальники обладали правами упразднения мировых судей и крестьянских присутствий. Институт добавочных мировых судей в городах был реорганизован в институт городских судей, а городские судьи назначались министром юстиции. В качестве апелляционной инстанции был создан съезд земских участковых начальников.

В 1894 году были созданы административные присутствия уездных
съездов земских участковых начальников во главе с предводителем дворянства. Эти органы выступали в качестве апелляционных инстанций для дел, рассмотренных земскими участковыми начальниками и городскими судьями.

В отличие от центральных губерний России, где создавались губернские присутствия, являющиеся кассационной инстанцией по пересмотру дел, решенных уездными съездами земских участковых начальников, в Башкортостане были образованы так называемые губернские административные присутствия. Они выполняли не только судебно-кассационные но и административно-управленческие функции. Губернское административное присутствие руководило также «комиссией по размежеванию башкирских дач», которая занималась перераспределением башкирских земель в пользу местного дворянства и переселенцев из центральной России.

Суд присяжных заседателей был введен в окружных судах края с
июля 1898 года указом «Об учреждении в Оренбургской и Уфимской
губерниях суда с участием суда присяжных заседателей». Суд присяжных заседателей, созданный на территории Башкортостана, не совсем соответствовал суду присяжных, введенному в центральных губерниях России на основе уставов и положений от 19 октября 1865 года. К тому времени в целом по России была ограничена компетенция суда присяжных, например у них были изъяты дела о печати. С 1887 года суды присяжных могли рассматривать дела за закрытыми дверями, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным». Эти изменения отразились и на суде присяжных заседателей, созданном в Башкортостане. В качестве присяжных заседателей не могли быть избраны лица, не знающие русского языка.

Такое положение практически закрывало доступ к избранию в присяжные заседатели башкирам, абсолютное большинство которых в те годы не владело русским языком.

Кроме того, в крае действовали военно-полевые суды, для которых
были свойственны краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования решения.

В соответствии с законом от 15 июня 1912 года «О преобразовании местного суда» в Уфимской и Оренбургской губерниях вновь был восстановлен институт мировой юстиции в лице мировых судей и их съездов.

Волостные суды входили в систему местных судов. Состав суда избирался ежегодно на волостном сходе в количестве 4—15 очередных судей. Волостной суд разбирал тяжбы между башкирами с ценой иска до 100 рублей. Он имел право приговаривать виновных к общественным работам до 6 дней, денежному штрафу до З рублей, телесному наказанию до 20 ударов. Приговоры волостного суда считались окончательными и не подлежали обжалованию. Они приводились в действие волостными старшинами, для чего из волостного бюджета выделялись специальные средства.

Согласно Положению о башкирах должность волостного старшины могла быть соединена с должностью волостного судьи. В то же время запрещалось совмещение должности сельского старосты, почетного мирового судьи и волостного писаря с должностью волостного судьи.

Согласно статье 136 указанного положения третейские суды могли рассматривать все дела «без ограничения их ценою», если они не были связаны с преступлениями или проступками и не затрагивали интересы малолетних и умалишенных.

Третейские суды имели право брать на производство только те дела, на которые было взаимное согласие сторон на их рассмотрение третейским судом.

Решения третейского суда объявлялись сторонам немедленно и вносились в имеющуюся в волостном правлении книгу. С этого момента они вступали в силу и не подлежали какому-либо обжалованию.


Список использованной литературы

1.      Акманов И.Г.. История Башкортостана часть1 с древнейших времен до 1917 г.: Башк. Ун-т, Уфа, 1991 г.

2.      Еникеев . И., Еникеев А. З. История государства и права Башкортостана. Уфа, Китап, 2007 г.

3.      Исаев. И.А. История государства и права Росии. М. Юристъ, 1998г.

4.      Назаров В. Д., Рахматуллин М. А. Факторы и формы совместной борьбы народов России в Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева (к постановке проблемы) // Народы в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Уфа, 1977.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.