рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Контрольная работа: Феодальная раздробленность на Руси в XII-XIII веках

Закончил свои дни князь Андрей в результате боярского заговора, в котором участвовали до 20 человек. Возглавили его московские бояре Кучковичи. В июне 1174 г. заговорщики, среди которых находились личные слуги князя, ворвались ночью в спальню Боголюбовских палат и смертельно ранили князя. На следующий день начались народные волнения, которые вскоре перекинулись во Владимир. Восстание приняло такой оборот, что духовенство проповедовало: кто сопротивляется княжеской власти, сопротивляется самому богу. Старшие города — Ростов и Суздаль пригласили на княжение племянников Андрея Боголюбского — сыновей Ростислава Юрьевича. Владимирцы же пожелали младшего сына Юрия Долгорукого Всеволода и победили.

Всеволод Юрьевич при поддержке владимирцев сумел обескровить боярскую оппозицию. Именно при нем Владимир стал официальной княжеской столицей. Он первый ввел употребление титула великого князя владимирского. В конце ХIII в. за ним закрепилось прозвище Большое Гнездо, ибо во всех, за исключением Рязани, княжествах Северо-Восточной Руси сидели его потомки. Женат он был дважды, на осетинке Марии и дочери витебского князя Василько, Любови, и имел 8 сыновей и 15 внуков. На престол Всеволод вступил в 22 года и княжил 36 лет (1176—1212). Характером он отличался от своего знаменитого брата — был уравновешен, мудр и дипломатичен. Он достигал своих политических целей, редко вступая в прямую конфронтацию с противником. Предпочитал копить и собирать, нежели развеивать отчее достояние по ветру боевой славы.

Княжение Всеволода Юрьевича — время высшего могущества Владимиро-Суздальской Руси. Летописец называет его «великим князем», а автор «Слова о полку Игореве» говорит о нем: «Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти!» («Ведь ты Волгу можешь разбрызгать веслами, а Дон вычерпать шлемами»). С самой независимой частью Русской земли, Новгородом, Всеволод жил в мире и при этом называл его своей «отчиной» и «дединой». В 1209 г. князь признал за новгородцами их политическую самостоятельность. Они ему в свою очередь прислали войско для борьбы против Чернигова.

В полной политической зависимости от Всеволода находилось Муромско-Рязанское княжество. В «Слове о полку Игореве» говорится: «Ты бо можеши посуху живыми шереширы стръляти — удалыми сыны Глебовы» («Ты ведь можешь посуху живые копья метать — удалых сыновей Глебовых»). Здесь автор «Слова» сравнивает рязанских князей, сыновей Глеба Ростиславовича, с копьями — оружием первой стычки в бою. Эти пятеро братьев приняли участие в походе 1183 г., организованном Всеволодом против волжских булгар. В 80-х годах ХII в. Рязанское княжество политически зависело от Владимира. Когда же рязанские князья попытались от него отделиться, Всеволод арестовал большинство из них и отправил с семьями на север. По городам же разослал своих сыновей и посадников. Контроль над Южной Русью он держал, не позволяя усиливаться ни одной из двух враждовавших линий — Мономаховичам и Ольговичам.

После смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями началась междоусобица, осложнявшаяся отношениями с Новгородом. Всеволод завещал владимирский стол не старшему сыну Константину, князю ростовскому, а среднему — Юрию, который и правил во Владимире в 1212—1216 годах. В числе его союзников был брат Ярослав Всеволодович, владевший Переяславлем-Залесским и княживший тогда в Новгороде. Этот самовластный князь поссорился с новгородцами из-за того, что незаконно расправлялся со своими политическими соперниками, сторонниками сидевшего до него торопецкого князя Мстислава Удалого, дочь которого Ростиславна, кстати, была женой Всеволода. Князь наказал новгородцев по примеру своего великого дяди Андрея Боголюбского — он запер «низовой» хлеб в предварительно занятом Торжке. Новгородцы в ответ вступили в союз с Константином Всеволодовичем, старшим братом Юрия и Ярослава, и вновь пригласили к себе Мстислава Удалого. В 1216 г. на реке Липице под Юрьевым-Польским новгородцы победили коалицию владимирских князей, отстояли свою политическую независимость и помогли сесть Константину во Владимире.

После краткого княжения Константина Всеволодовича (1216—1218 гг.) власть вновь перешла к Юрию (1218—1238 гг.). Новгород тогда вошел в сферу политического влияния Северо-Восточной Руси. Ввиду надвигавшейся орденской агрессии в 1234 г. Ярослав Всеволодович предпринял поход против немецких рыцарей-крестоносцев и помог новгородцам отразить наступление Ливонского ордена на границы Пскова. На востоке владимиро-суздальские князья продолжали наступление на мордву и булгар. В 1221 г. на мордовской земле при слиянии Оки с Волгой был заложен Нижний Новгород. В 1226 г. князья предприняли поход вглубь мордовской территории и тем самым косвенно способствовали процессу объединения мордовских племен, во главе которых встал вождь Пургас. В 1228 г. он подвел соплеменников к самому Нижнему Новгороду. К 1238 г. относится первое летописное упоминание Галича как городка Мерьского.

В целом политический вес Юрия Всеволодовича был значительно слабее его предшественников. Он уже не был в состоянии, как его дед, отец и дядя, держать русские земли под своим контролем. В самом княжестве назревали признаки распада. Крупные города (Переяславль, Ярославль, Ростов, Углич, Юрьев-Польский, Муром и др.) превращались в центры новых феодальных владений. Попытка суздальских князей создать на северо-востоке Руси сильное государство не могла на этом этапе окончиться успехом, ибо противоречила основной тенденции развития феодального общества той поры — усилению экономической самостоятельности и политической независимости феодальных владений.

4. Новгородская земля

Среди русских земель Новгород занимал особое место. Его недаром звали Господин Великий Новгород. Здесь рано утвердилась княжеская власть, сыгравшая важную роль в политическом объединении Руси. Позже, когда образовалось Киевское государство, здесь укрывались князья, потерпевшие поражение в междоусобных схватках, они набирали подмогу, отсюда призывали наемные скандинавские отряды. С XI в. киевские князья держали здесь своих старших сыновей и посадников, обеспечивая владение не только самим городом, но и его обширными землями.

Новгород являлся центром огромной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины. Наиболее важными городами были Псков, Старая Русса, Торжок и Ладога. Расширялись пределы Господина Великого Новгорода за счет военной колонизации, которая не встречала серьезного сопротивления со стороны разрозненных и немногочисленных племенных союзов звероловов и морских охотников Севера. Наиболее активной частью колонистов были дружины «ушкуйников» (ушкуями назывались их лодки). Они снаряжались по частной инициативе, ставили опорные городки на завоеванных землях и собирали дань мехами с местного населения в казну города. Буйный нрав таких молодцов выведен в образе Васьки Буслая, популярного героя новгородских былин, который не верил «ни в чох, ни в сглаз, ни в вороний грай».

В первую очередь новгородцы подчинили себе финские племена, жившие на южном берегу Финского залива (водь), на территории внутренней Финляндии (ямь) и вокруг Ладожского озера (карелы). С середины ХII в. русские колонизаторы столкнулись со шведами, обосновавшимися на северо-западном берегу Финского залива. Неизменными союзниками новгородцев в борьбе со шведами выступали карелы и водь. С 30-х годов ХII в. постоянными стали походы новгородцев в землю эстов (чудь). В начале ХIII в. территорию чуди захватили ливонские рыцари, и граница новгородских земель прошла по линии Чудского и Псковского озер.

Самые богатые новгородские владения образовались в Северном Поморье, от «терского берега» Белого моря (восточная часть Кольского полуострова) до Зауралья. Их центром было Заволочье, географически совпадавшее с Двинской землей. Оно находилось за волоком, который нужно было преодолеть, чтобы попасть с реки Шексны в верховья Северодвинской системы. С началом освоения Заволочья в 1032 г. началось продвижение новгородцев на восток, в бассейн реки Печоры, далее через «Камень» (Урал), где была «высота гор, ако до небес», на нижнее течение реки Оби, носившей у русских колонистов название Югры. В рассказе о первом походе на Югру в 1096 г. летописец сообщает: «Югра же людье есть, язык нем и седят с самоядью на полумощных странах». Жители края остяки-ханты, не знавшие железа, молча обменивали железные предметы на пушнину.

Так постепенно сложилась территория новгородских владений. Ее исконное ядро делилось на пять частей («пятины»): Водьскую, Шелонскую, Бежецкую, Обонежскую и Деревскую. От них к северу и северо-востоку шли земли: Заволочье, Тре, Печора, Пермь и Югра. Сам Новгород также делился на пять концов и две стороны: Торговую — на восточном берегу реки Волхова и Софийскую — на западном. На восточной стороне распологался «торг» (рыночная площадь), «Ярославо дворище» — место вечевых сходок горожан, готский и немецкий торговые дворы. На западной стороне помещался «детинец» (кремль), в котором находился храм святой Софии Премудрости Божией, построенный при сыне Ярослава Мудрого Владимире в 1045—1050 годах.

Начало политической самостоятельности сами новгородцы относили к «грамотам Ярослава» (1016 и 1036 годов), содержание которых до нас не дошло. Во всех последующих переговорах с князьями они требовали, чтобы те целовали крест «на всей воле новгородской и на всех грамотах Ярославлих». В 1095 г. Новгород решительно отказался подчиниться воле великого киевского князя Святополка Изяславовича и принять на княжение его сына: «Вот, князь, мы присланы к тебе, и вот что нам ведено сказать: не хотим Святополка, ни сына его; если у твоего сына две главы, то пришли его в Новгород». В 1126 г. летопись впервые упоминает о том, что новгородцы сами выбрали себе посадника, прежде присылавшегося из Киева.

События 1136 г. окончательно сделали Новгород независимым от Киева. Их предыстория началась в 1117 г., когда Владимир Мономах посадил в Новгороде своего внука Всеволода Мстиславовича, который целовал крест новгородцам быть у них князем до конца жизни. Все новгородские бояре были тогда приведены под присягу на верность Всеволоду. После смерти отца Всеволода, киевского князя Мстислава Владимировича его место занял дядя Всеволода Ярополк Владимирович, который отозвал Всеволода из Новгорода и посадил на княжение в Переяславле. Однако вскоре Всеволод был изгнан из Переяславля другим своим дядей, Юрием Долгоруким. Тогда он вернулся в Новгород, где и вспыхнуло антикняжеское восстание: «бысть встань велика в людех». Князя с семейством горожане посадили на епископском дворе под арест и отпустили спустя два месяца, предъявив следующие обвинения: «не блюдет» смердов, проявил в походе личную трусость, нарушил целование новгородцам. Первое обвинение не могло исходить от самих смердов. Оно отразило интересы феодального хозяйства, рабочую силу которого, смердов, князь охранял недостаточно хорошо. Второе обвинение связано с нарушением княжеской обязанности охранять безопасность города.

К концу ХII в. Новгород уже вовсю осуществлял право выбирать любого из русских князей: «Новгород выложиша вси князи в свободу: где им либо, ту же собе князя поимають» — записано в первой Новгородской летописи под 1196 г. Частые перемены князей были здесь ординарным явлением. Князь в Новгороде был главным образом военным предводителем. Поэтому новгородцы ценили наиболее воинственных князей. Приглашая к себе князя, новгородцы заключали с ним договор, точно устанавливавший компетенцию сторон. Вся судебная и правленческая деятельность князя должна была осуществляться по согласию и под надзором посадника. Князь не мог назначать на административные должности, не должен был препятствовать торговле с немцами и не имел права сам принимать в ней участие. Также и войну он не мог начать «без новгородского слова», т.е. постановления веча. Из боязни, чтобы князь не сделался влиятельной политической силой, ему и его людям запрещалось проживать в черте города, принимать новгородцев в личную зависимость, приобретать земельную собственность в пределах новгородской территории.

Новгородская политическая власть может быть названа феодальной боярской республикой олигархического типа. Наибольшей полноты своего развития она достигла в конце ХIV — начале ХV в. В основе ее лежала вечевая деятельность, направлявшаяся интересами богатого боярства и купечества. Верховную власть в городе осуществляли: архиепископ владыка новгородский, степенный посадник и степенный тысяцкий («степенью» назывался помост на главной вечевой площади, с которого должностные лица обращались к народу). Административно город был устроен по принципу самоуправляющихся общин. Он делился на «концы», «сотни» и «улицы», каждая из которых имела свое вече и могла «созвонить» общегородское собрание. Оно происходило на Ярославом дворище торговой части города. Сюда могли приходить все свободные полноправные новгородцы-мужчины. Решение составлялось на слух, скорее по силе криков, нежели большинству голосов. Когда дело доходило до драки, осилившая сторона признавалась большинством. Иногда одновременно собиралось два веча — на Торговой и Софийской стороне. Иногда, когда участники являлись «в доспехах», споры разрешались врукопашную на Волховском мосту.

Компетенция веча была всеобъемлющей: оно принимало законы, «рядилось» с князьями, выбирало посадника, тысяцкого и кандидатов в архиепископы, распоряжалось государственными землями, постройками церквей и монастырей. Вече было высшей судебной инстанцией для пригородов Новгорода и частных лиц, ведало судом по государственным и особо тяжким преступлениям, областью внешних сношений, обороны и торговли.

В силу стихийного характера вечевых собраний возникла необходимость в предварительной проработке докладов для утверждения их на вече. Так сложился особый правительственный орган — Совет господ, куда входили высшие представители городской администрации, кончанские и сотские старосты и верхи новгородского боярства. Судебные функции распределялись между княжеским наместником, посадским и тысяцким. В пригороды и волости Новгорода, которые платили ему дань, посылались из центра посадники. Выйти из повинования Господину Великому Новгороду удалось лишь Пскову. Жители Двинской земли, которые «задались» за великого князя Московского в 1397 г., были приведены к покорности Новгороду силой.

Важное место в политической структуре занимал владыка архиепископ новгородский и псковский. В 1156 г. вече впервые самостоятельно поставило на эту должность епископа Аркадия. В ХIII—ХIV вв. вече избирало архиепископа из трех кандидатов, записки с их именами клались на престол храма святой Софии, и жребий решал исход дела. Архиепископ председательствовал в Совете господ. Все правительственные постановления заключались по его благословению. Он же примирял враждующие стороны, вершил суд, благославлял начало военных действий, которые велись «за святую Софию». Храм святой Софии был не только главной святыней Новгорода, но и символом его независимости. Вся Новгородская земля считалась «волостью святой Софии».

Северо-Западная Русь находилась в непосредственном территориальном соприкосновении с землями прибалтийских народов: эстов (живших на полуострове между Финским и Рижским заливами), ливов (занимавших нижнее течение Западной Двины и морское побережье к северу от нее), летов (соприкасавшихся с ливами выше по течению), земгалов (располагавшихся к югу от нижнего течения Западной Двины) и куронов, западных соседей земгалов. Впоследствии эти земли получат название Эстляндии, Ливонии, Латгалии, Курляндии. Население бассейна Западной Двины платило в ХII в. дань Полоцкому княжеству, эсты частично были покорены новгородцами.

В начале XII в. на острове Эзель в устье Западной Двины, через который проходил древнейший путь из Прибалтики в Восточную Европу, возникла купеческая фактория из северонемецких городов. Недалеко от нее в 1184 г. высадилась первая миссионерская экспедиция монаха-августинца Мейнарда из Дании. При нем и его преемнике Бартольде появились первые каменные замки, церкви, началось крещение местного населения. Новый этап христианизации и территориальной экспансии начался в 1200 г. после того, как в сан епископа Ливонии папой Иннокентием III был возведен бременский каноник Альберт. Весной этого года в устье Западной Двины прибыла новая экспедиция под началом епископа Альберта, который и основал здесь в 1201 г. город Ригу. В следующем 1202 г. с благословения папы Иннокентия III Альберт учредил монашеский рыцарский Орден. Впоследствии за ним укрепилось название Ордена Меченосцев или Ливонского Ордена. В 1207 г. по согласованию с папой Альберт предоставил Ордену треть всех завоеванных в Прибалтике земель. Меченосцы сравнительно быстро завоевали Ливонию, племена которой были разрознены и немногочисленны. С 1212 г. началась борьба Ордена за Эстонию. Наряду с немцами в покорении страны участвовали датчане и шведы. Экспансия Эстонии вызвала народное сопротивление. Территориальные захваты крестоносцы сопровождали насильственной христианизацией населения и ужасным опустошением края, поголовным истреблением мужского населения. В борьбе с епископом и Орденом эсты неоднократно обращались за помощью к князьям Новгорода, Пскова, Владимира. Для эстов угнетение, принесенное рыцарями, было во много раз тяжелее дани, собиравшейся русскими князьями. Русские отряды под руководством владимирского князя Юрия Всеволодовича дошли до Ревеля, основанного датчанами, и старого русского города Юрьева.

Под Юрьевым в 1224 г. и произошло поворотное сражение, ставшее завершающим этапом борьбы Ордена за Эстонию. Этот город по согласованию с эстами заняла дружина во главе с новгородским князем Вячко (родом из полоцких князей), которого древние ливонские хроники называли «древним корнем всякого зла», т.е. злейшим противником Ордена и епископа. В поход против последнего оплота независимости эстов выступили все наличные силы крестоносцев: рыцари, рижские купцы и горожане, зависимые ливы и латыши. В упорной борьбе вместе с князем Вячко погиб весь гарнизон Юрьева, который после падения был переименован в Дерпт и стал местом пребывания особого епископа. Так вся Эстония признала власть Ордена.

Это был пролог долгой и жестокой борьбы русских за прибалтийские земли. В 1234 г. переяславский князь Ярослав Всеволодович с новгородскими и суздальскими дружинами взял реванш и разбил рыцарские войска около Юрьева. Через два года, в 1236 г. меченосцы потерпели поражение от союзного войска литовцев и земгалов. Был убит и сам магистр Ордена. Эти неудачи заставили Ливонский орден объединиться в 1237 г. с Тевтонским, образованным в Сирии. Использовав приглашение польского короля Конрада, боровшегося с пруссами, Орден стал владеть территорией нижнего течения Вислы.

Благоприятное время дли Ордена наступило в конце 30-х годов ХIII в., когда Русь подверглась опустошению монголо-татар. Они, правда, не дошли до Новгорода, который вместе с Псковом и держал переднюю линию обороны. Для Новгорода это были не лучшие времена. Он отбивался сразу в нескольких направлениях: с севера — от шведов, с юго-запада — от литовцев. Внешний натиск усугублялся внутренней борьбой. За Новгород вступили «в которы» владимиро-суздальские, смоленские и черниговские князья. Смоленские князья быстро расширяли свои владения на западной границе Новгородчины. Владимиро-суздальские князья были заинтересованы в северо-западных землях, через которые проходили стратегические дороги в Прибалтику. Все более независимым от Новгорода становился Псков, чьи торговые связи всецело определялись западнодвинским направлением. Псков, кроме того, прикрывал Новгородчину с запада и получал самые первые удары со стороны рыцарского наступления. Поэтому в Пскове часть боярства и купечества была готова идти на компромиссы с Орденом, дабы оградить свои экономические интересы в Прибалтике. То же касалось и смоленских князей, заключивших с Ригой торговые договоры в самый разгар борьбы с Орденом.

Героем борьбы со шведами, немецкими рыцарями и литовцами в первой половине 40-х годов ХIII в. стал князь Александр Ярославович, внук Всеволода Большое Гнездо. Он появился в Новгороде в восьмилетнем возрасте и был, как никто из князей, признан новгородцами своим. Александр отличался стратегическим военным мышлением. Он заранее начал укреплять линию реки Шелони от вторжения рыцарей, а в Финском заливе держал передовые наблюдательные посты, которые вовремя оповещали о приближении шведов. Их летний поход 1240 г. возглавил ярл Биргер под влиянием папских посланий о крестовом походе на Русь. Под началом Биргера собралось ополчение из шведов, финнов, норвежцев. Шведы подошли по Неве к устью реки Ижоры, временно задержались здесь, намереваясь идти в Старую Ладогу. В случае их удачи торговая артерия Новгорода, соединявшая его с Западной Европой, была бы перекрыта. Неожиданное молниеносное нападение Александра на шведский лагерь определило успех Невской битвы, состоявшейся 15 июля 1240 г. Князь, сражавшийся «в ярости мужества своего» был назван в честь победы Невским.

В год победы Александра Невского началось наступление Ордена на псковскую землю. Немцы, датчане и дружинники дерптского епископа захватили русский город Изборск, опустошили окрестности Пскова и, пользуясь изменой посадника Пскова Твердилы Ивановича, взяли город. Зимой 1242 г. рыцари вторглись в пределы новгородской земли. Новгород был окружен почти со всех сторон, так что совсем прекратилось торговое движение. Опасность, нависшая над городом, заставила его жителей вновь обратиться к Александру Невскому, уехавшему к отцу в Переяславль-Залесский из-за ссоры с новгородским боярством. С дружиной из новгородцев, карелов, ладожан и ижор он отобрал у Ордена Копорье, рыцарскую крепость, построенную на месте новгородского погоста, и очистил Вотскую землю. При освобождении Пскова ему помогло суздальское войско. По словам ливонской хроники, Александр Невский не оставил ни одного рыцаря в псковской земле. Не возвращаясь в Новгород, он двинулся в землю дерптского епископа, который сумел создать рыцарское войско. В ожидании его Александр занял выгодную позицию на льду Чудского озера в урочище Узмень у Вороньего камня, предполагая тем самым затруднить движение рыцарской тяжеловооруженной конницы. Битва произошла 5 апреля 1242 г. и закончилась полной победой русских, которые били рыцарей на протяжении 7 км на льду. В сражении пали 500 рыцарей, 50 были захвачены в плен. В том же году Орден отказался от всех своих завоеваний на Новгородчине и Псковщине. Этой исторической победой было остановлено продвижение рыцарей на восток.


5. Монголо-татарское нашествие на Русь и установление ига

Монголо-татары первый раз появились в южнорусских степях во время похода полководцев Джебе и Субудая, посланных Чингис-ханом в 1220 г. для преследования Хорезмхаша Мухаммеда. Они прошли южным берегом Каспия, опустошили по дороге земли Закавказья, прорвались через Дербентский проход и в степях Северного Кавказа разгромили половцев. Лаврентьевская летопись о первом их появлении говорит так: «Явишась языци, иже их же никто добре ясно не весть, кто суть и отколе изидоша и что язык их, и которого племени суть, и что вера их, и зовут я татары, и иные глаголють таумены, а друзии печенези». После победы над половцами монголо-татары разорили крымский город Сурож (совр. Судак).

Половецкие ханы, разбитые неведомым противником, обратились к русским князьям за помощью со словами: «Если не поможете нам, то мы будем разбиты сегодня, а вы — завтра». По предложению Мстислава Удалого, княжившего тогда в Галиче, русские князья съехались в Киев, где и приняли решение идти в степь против неизвестного противника. Первые столкновения с передовыми отрядами монголо-татар были благоприятны для русских, которые легко разбивали их и были уже готовы принять эти стычки за победу над главными силами. Согласно восточным источникам, те умышленно заманивали русских в степь. Встреча с главными силами произошла на реке Калке, впадающей в Азовское море, 31 мая 1223 г. Первыми в бой вступили половецкие отряды и русское ополчение под руководством Мстислава Удалого и 13-летнего князя Даниила Галицкого. Уверенные в победе князья не хотели ждать помощи от других подходивших князей, которые так и не приняли участия в битве, хотя и наблюдали, как обращенные в бегство половцы расстроили русские полки. Мстиславу и Даниилу удалось отбиться от преследования и переправиться на другую сторону Калки. После этого монголо-татары осадили лагерь оставшихся русских князей и через три дня принудили их сдаться. Все русские воины были перебиты, а князья задавлены под досками, на которых пировали победители. Одержав победу и совершив военную разведку, Джебе и Субудай вернулись обратно в среднеазиатские степи. «И не сведаем откуда суть пришли и где ся деша опять», — заканчивает летописец рассказ о первом появлении монголо-татар.

Спустя 13 лет после битвы на Калке в 1236 г. в приволжских степях появилась новая многочисленная армия Батыя, двигавшаяся в сопровождении огромного скотоводческого обоза с семьями воинов, по пути монголо-татары уводили с собою побежденных жителей, половцев, тюрков и др. Численность полчищ была столь велика, что, по словам очевидца, «стонала земля, обезумели дикие звери и ночные птицы». Батыю предстояло выполнить план завоевания земель к западу от Иртыша и Урала, которые он получил в наследство от своего отца, старшего сына Чингис-хана Джучи.

Первыми были покорены волжские булгары. Осенью 1236 г. пала их столица Великий Булгар. Пройдя далее через мордовские леса, в начале зимы 1237 г. монголо-татары появились в пределах Рязанского княжества и потребовали признания своей власти и платежа «десятины во всем», с людей, коней, разного имущества. На это рязанские князья ответили: «Коли нас не будет, то все ваше будет» и послали за помощью в Чернигов и Владимир. Но Юрий Всеволодович, князь владимирский, «хотел сам особь сотворити брань» и не оказал помощи соседям, с которыми имел давнее соперничество. Монголо-татары разорили сначала города Рязанской земли, а после осадили ее столицу, в которой заперлись князья. После осады город был разрушен дотла и никогда больше не восстанавливался на этом месте.

От Рязанской земли монголо-татары направились на север к Владимирскому княжеству, города, слободы и погосты которого они жестоко разоряли в течение всего 1237 г. Тогда пали Коломна и Москва. Для монголо-татар, имевших богатый опыт осады и разрушения глинобитных стен среднеазиатских городов, русские деревянные крепости-остроги с их небольшими гарнизонами не представляли серьезного препятствия. Осада Владимира длилась с 3 по 7 февраля 1238 г. При штурме город был сожжен. Тогда же пал и Суздаль. Лишь за один февраль 1238 г. они овладели территорией от Клязьмы до Торжка, разорив 14 городов. 4 марта состоялось решающее сражение русских с ними на реке Сити. Суздальское войско под началом Юрия Всеволодовича, хотя и готовившееся тщательно к встрече с неприятелем, было полностью разгромлено, а сам князь пал в бою. Двигаясь далее на северо-запад, монголо-татары приближались к Новгороду, но не дошли до него примерно 200 км и у местечка Игнач-крест повернули на юг. Причиной была ранняя оттепель, сделавшая непроходимыми болотистые лесные пространства.

Из Новгородчины Батый двинулся на юг, в половецкие степи. По дороге на целых семь недель он вынужден был задержаться возле небольшого городка Северского княжества Козельска, население которого героически оборонялось и все погибло в ожесточенной резне. Весь 1239-й год хан провел на юге, между Днепром и Азовским морем, посылая отряды в сторону Днепра и Оки. В этот год монголо-татары захватили южный Переяславль, Чернигов, разорили поселения по Клязьме, доходили до Мурома и Гороховца. Зимой 1240 г. «в силе тяжце» Батый подошел к Киеву. Ни один из русских князей не отважился защищать стольный град. Обороной его руководил тысяцкий Дмитрий. Жители города не могли слышать друг друга от скрипа телег, рева верблюдов, ржания лошадей. Стенобитными орудиями татары пробили брешь в стене и через пролом ворвались в город, которым овладели после жестокой рукопашной схватки.

После падения Киева Батый продолжал двигаться с главными силами в западном направлении и овладел южнорусскими городами: Каменцом, Владимиром-Волынским, Галичем. Оттуда через Карпатские проходы татары ушли на Венгерскую равнину, которую и опустошали в течение всего 1241 г. Первое серьезное сопротивление Батый встретил со стороны крупных чешских и немецких феодалов, объединившихся перед лицом общей опасности. На их стороне оказался и счастливый случай. События в Монголии — курултаю предстояли выборы нового императора после смерти Угэдея — заставили Батыя покинуть Европу. Возвращаясь, он прошел через Дунайскую равнину, Болгарию и Валахию в прикаспийские степи, где в низовьях Волги и остановилась главная орда Батыя.

Здесь возникла его первая ставка, ставшая центром нового монголо-татарского государства — Золотая Орда. Его восточная граница проходила по верховьям Иртыша до впадения в него реки Тобол, южная — по низовьям Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, на севере совпадала с границей северных русских владений, на западе включала земли Волжской Булгарии и Руси, на юго-западе доходила до степей Северного Причерноморья и Днестра.

Столица Золотой Орды город Сарай, основанный Батыем, располагался на одном из рукавов нижнего течения Волги. Это был город войлочных юрт, на фоне которых выделялся огромный шатер хана. Брат Батыя Берке основал выше по Волге, недалеко от нынешнего Волгограда, новый город Сарай, который вскоре стал официальной столицей Золотой Орды. Уже в начале ХIV в. он был крупным городом со множеством каменных построек и наряду с Ургенчем являлся крупным центром торговли. До 1359 г. ханская власть в Золотой Орде принадлежала потомкам Батыя, которые фактически делили ее с близкими родственниками и крупными вассалами. К их числу принадлежали: Ногай, правивший Причерноморьем, Сартак, ведавший русскими землями, брат Батыя Шейбан, владевший восточными пределами государства. При хане Узбеке в первой половине ХIV в. влиятельное положение занимал правитель Хорезма Кутлук-Тимур. Монголо-татарские роды, приведенные Батыем, быстро сливались в пределах Золотой Орды с местными тюркскими знатными семьями. В ХIV в. монголы приняли тюркский язык. Государственной религией при хане Узбеке стало мусульманство. Разнообразие административных должностей в монгольском государстве было главным образом связано с извлечением доходов у покоренных народов. Наибольшую роль играли представители ханской власти на местах: баскаки (тюркский термин) или даруги (монгольский). Их главной обязанностью был сбор дани. Ханы и их вассалы посылали карательные экспедиции в завоеванные страны, пользуясь малейшим поводом для ограбления населения.

Русь превратилась в улус (владение) золотоордынских ханов, которых русская летопись называла царями. Каждый из русских князей по требованию Батыя должен был официально признать его власть, побывать в ставке, пройти очищение огнем и на коленях принять верховный сюзеренитет хана. В случае отказа виновный подвергался смерти. Так, по приказу Батыя были убиты в Орде черниговский князь Михаил Всеволодович и боярин Федор, не желавшие «поклониться огневи» из религиозных побуждений. Но убили их не как исповедников православия, а как политически неблагонадежных лиц, думая, что они имеют против хана злой умысел и не желают от него очиститься. После исполнения этой процедуры князья утверждались ханом в своих владениях, получая ярлык (ханскую грамоту) на княжение. Батый признал старшинство владимирского князя Ярослава Всеволодовича, вступившего на престол после смерти брата Юрия в 1238 г. Он первым из князей совершил поездку в Орду в 1243 г., а спустя три года должен был предпринять еще одно далекое путешествие — в Монголию, в ставку императора Каракорум на реке Орхон, во время которого внезапно скончался. После него титул великого князя Владимирского носили его брат Святослав (1246—1248), сыновья: Михаил Хоробрый (1248), Андрей (1249—1252), Александр Невский (1252—1263), Ярослав Тверской (1263—1272), Василий Костромской (1272—1276), и внуки, потомки Александра Невского, Дмитрий (1276—1281, 1283—1294) и Андрей (1281—1283, 1294—1304).

Наиболее дальновидным из сыновей Ярослава Всеволодовича был Александр Невский. Понимая бессмысленность сопротивления монгольской власти, он, будучи еще новгородским князем, в отличие от своего брата Андрея, занявшего враждебную позицию по отношению к Орде, в год смерти отца ездил «в татары» и признал их власть над Новгородом. Позже, уже как великий князь Владимирский, он силой подавил оппозицию в Новгороде и заставил принять татарских «численников». Так назывались на Руси официальные представители хана, производившие перепись («число») русского населения для обложения его данью. «Тое же зимы (1257) бысть число, и източаша всю Землю русскую, только не чтоша кто служит у церкви» — записал летописец. «И почаша ездити окаянные по улицам, пищучи домы христьянские» — вторит ему другой. Первое время зависимости было наиболее тяжелым. До 1262 г. дань собирали присланные татарами откупщики из мусульманских купцов, называвшиеся «бесерменскими». Творимые бесчинства были столь велики, что в народной памяти их имя стало нарицательным — «бусурмане». Насилия откупщиков не раз вызывали волнения на Руси: в 1259 г. в Новгороде, в 1262 и 1289 г. в Ростове, Ярославле, Владимире и Суздале. Наиболее сильным было антитатарское восстание 1262 г.: «Избави бог от лютого томленья бесурменского люди Ростовские земли: вложи ярость в сердце крестьянам, не терпяще насилия поганых, изволиша вече, и выгнаша их из городов, из Ростова, из Володимира, из Суздаля, из Ярославля; окупахуть бо ти окаяньни бесурмени дани, и от того велику пагубу людям творяхуть». Отмолил ханское прощение мятежным городам Александр Невский. Это было его последнее дело на пользу Руси. На обратном пути из Орды в Городце на Волге 14 ноября 1263 г. князь умер. Предполагают, что он был, как и его отец, отравлен.

Усилению тяжести ига способствовала политика представителей правящего сословия. После смерти Александра Невского разгорелось жестокое междоусобие его воспреемников, сыновей и внуков. Особенно напряженным оно стало с момента, когда князь Андрей Александрович, один из сыновей Александра Невского, в обход старшинства уговорил хана дать ему ярлык на великое княжение владимирское и с татарской ратью в 1280 г. пришел на Русь. В 1292 г. он вместе с другими князьями донес на родного брата Дмитрия Александровича в Орду о том, что тот утаивает дань. Тогда хан Тохта послал на Русь своего брата Дюденю. Дюденева рать вместе с князьями опустошила 14 городов, в том числе и Владимир, не пощадив даже церковного имущества. И такими записями полна русская летопись, сообщая еще об антитатарских мятежах в 1289 и 1327 годах. В конце ХIII в. сбор дани из рук татарских откупщиков и баскаков был передан русским князьям, которые затем отвозили или посылали ее в Орду. В большинстве русских княжеств исчезли к этому времени и баскаки, наместники хана, сидевшие в русских городах и имевшие неограниченную власть. Ликвидирован был также пост «великого» баскака владимирского.

В народном сознании и творчестве борьба с монголо-татарами вытеснила тему борьбы с другими врагами. Русский фольклор отразил народное представление об огромном численном превосходстве врага, подавившего русскую силу богатырскую. Сколько ни рубили богатыри, из каждого разрубленного врага появлялось двое живых. Тогда побежали русские витязи в каменные горы и в них окаменели. С тех пор и перевелись витязи на святой Руси. «Смирилось наше величие, погибла красота наша», — пишет современник. «Приключилась болезнь христианам», — заключает автор «Слова о погибели русской земли».

Главной причиной поражения Руси была феодальная раздробленность. Каждое из русских княжеств поодиночке противостояло превосходившей силе противника, который к тому же использовал богатый военно-технический опыт Китая и Средней Азии: стенобитные машины, камнеметы, порох и сосуды с горючими жидкостями.

В социально-экономическом плане последствия нашествия были тяжелыми. Резко сократились население страны и число городов. По подсчетам археологов из известных по раскопкам 74 городов Руси ХII—ХIII вв. 49 были разорены Батыем, причем в 14 городах жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села. Горожане гибли чаще, чем сельское население, в места проживания которого неприятель не всегда даже мог попасть из-за густоты лесов и бездорожья. Физическое истребление профессиональных воинов — князей и бояр — замедлило процесс роста светского феодального землевладения, который в Северо-Восточной Руси только начался незадолго до нашествия. Особенно пострадало ремесленное производство, в котором веками передавались секреты от отца к сыну. В ходе нашествия исчезли целые ремесленные профессии, утраченными оказались навыки изготовления стеклянной посуды и оконных стекол, прекращено было каменное строительство. Почти полностью расстроились экономические связи между населением северо-восточных, западных и южных русских земель. Последние были захвачены Литвой и Польшей. Экономический упадок испытали многие страны, бывшие постоянными торговыми партнерами Руси.

В политическом отношении Золотая Орда парадоксальным образом стимулировала тенденции объединения Руси. Русские княжества непосредственно не вошли в состав Монгольского государства. Их зависимость от него выражалась в уплате дани и верховном сюзеренитете хана, который утверждал князей на их столах. Это способствовало усилению княжеской власти над населением страны и ослаблению вечевого начала управления. Отныне местная власть опиралась на внешнюю силу монголо-татарского царя. Русские впервые познакомились с властью, с которой нельзя было входить в соглашение, а надо было подчиняться безусловно. Царский титул, который был перенесен на монгольского хана, придал вассалитету Руси черты легитимности — ведь правитель Орды носил более высокое звание, нежели любой из русских князей, даже великий князь владимирский. Именно монголо-татары возродили значение великого князя, поскольку ему удобнее было передоверить сбор дани со всех русских территорий. Это в свою очередь обострило борьбу князей за великокняжеский титул. Сами монголо-татары в этой борьбе выступали жесткими арбитрами. Претендентов они вызывали в ханскую ставку и одних убивали, других поощряли, заставляя выступать против своих же соплеменников. Великокняжеское звание нередко обещалось тому, кто привезет больше дани.

В силу вышесказанного не лишены основания утверждения евразийцев, считавших, что без «татарщины» не было бы России. Один из лидеров этого течения, князь Н.С. Трубецкой, даже полагал, что основателями подлинно русского государства были не киевские князья, а московские цари, ставшие воспреемниками монгольских ханов. Чудо же превращения монголо-татарской среды в русскую государственность произошло благодаря православию, вызвавшему религиозно-духовный подъем масс. Монголо-татары относились с веротерпимостью ко всем религиям, а духовенство освобождали от дани с тем, чтобы с его помощью пропагандировать подчинение народа завоевателям. Русские митрополиты получали от ханов особые ярлыки, обеспечивавшие привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В обход планам завоевателей это помогло церкви стать той силой, которая воспитывала в народе чувство религиозного и национального единства, противопоставляя русское «хрестьянство» «поганству» завоевателей, «нечестивых агарян». Так словом «хрестьяне» (христиане) в монголо-татарскую эпоху стали называть все русское православное население в противоположность татарским язычникам — «поганым»1. Впоследствии слово «крестьяне» было распространено на сельское население страны.

В культурном плане нашествие привело к гибели многих ценностей и центров. Различие религий не позволяло сторонам входить в культурный контакт. Лишь в первые десятилетия монголо-татары держали на Руси свои гарнизоны и баскаков. Уже в ХIV в. иго ощущалось в набегах и уплате ордынского «выхода» (дани). Иногда население видело отряды, посылавшиеся ханами по просьбе русских князей для борьбы с политическими соперниками. Так еще раз повторилась история печенегов, хазар и половцев, превращавшихся на исходе своего могущества в «своих поганых».

Вместе с тем Русь переняла от монголо-татар некоторые их политические порядки, бытовые обычаи, слова. Так, например, денежный счет (деньги — татарское слово), пошлина с торговли (тамга), почтовая служба (ям). Была воспринята и более жесткая, чем бытовала в Древней Руси, система наказаний. Необходимость жить в условиях постоянной опасности способствовала формированию некоторых черт национального характера русского народа, таких, например, как изворотливость, способность идти на компромиссы, а иногда и жертвы головами своих же соплеменников. С монголо-татарских времен сложился на Руси обычай у высших сословий держать женщин в теремах затворницами. Если сначала это диктовалось опасностью, то позже способствовало огрублению семейных нравов и ухудшению положения женщины в семье и обществе.


Список литературы

1.  Александров И.Н. , Кропоткина Ю.Л. История российского государства-М.: ЭСКМО, 2007

2.  Википедия

3.  Лекции по курсу «Отечественной истории»


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.