рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Жизненный путь и боевые тактики адмиралов Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона

В 1776 году Ф.Ф. Ушаков на фрегате[7] "Северный орел" совершил переход по маршруту: Копенгаген - Английский канал - Атлантический океан - Гибралтар - порт Магон - Ливорно. По прибытии в Ливорно он был назначен командующим фрегатом "Святой Павел". Командуя этим кораблем, Ф.Ф. Ушаков, несколько позже совершил Средиземный поход. Он посетил Дарданеллы, Константинополь, Гибралтар, Ливорно, проплыл через Мраморное море.

По возвращении он был назначен капитаном 64 пушечного корабля "Виктор". На этом корабле Ф.Ф. Ушаков совершил новый переход от Кронштадта до Ливорно, после чего был произведен в капитаны второго ранга. В Кронштадте будущий адмирал также проводил ходовые испытания фрегатов "Проворный" и "Святая Мария".

В июне 1783 года Ф.Ф. Ушаков вновь переведен на Черноморский флот, где был назначен командиром вновь построенного корабля "Святой Павел" (в Кронштадте он уже командовал кораблем с таким названием). Он был произведен в капитаны первого ранга. После этого боролся со вспыхнувшей на побережье Черного моря эпидемией чумы.Ф. Ф. Ушаков, не обладавший медицинским образованием, не имел возможности применить какие-то новые способы и лекарства. Но его упорство и трудолюбие помогали вполне успешно бороться с этой страшной болезнью. За действия, проведенные в борьбе с чумой, Ф.Ф. Ушаков награжден орденом Святого Владимира четвертой степени. После этого русский флотоводец на корабле "Святой Павел" совершил переход от Херсона до Севастополя, находился в составе Севастопольской эскадры. Был произведен в капитаны бригадирского ранга.

Пожалуй, на этом мирная жизнь будущего адмирала закончилась.3 июля 1788 года в своем первом сражении у острова Фидониси Ф.Ф. Ушаков нанес поражение турецкому флоту. Но это вопрос, который разрешит третья глава.

Наша работа затрагивает лишь основные сражения флотоводца за Черное море. Но нельзя забывать и о том, что в 1798-1800 годах Ф.Ф. Ушаков участвовал в Средиземноморской кампании в борьбе с французской агрессией.

В 1798 году Ф.Ф. Ушаков вышел с эскадрой из Севастополя, для соединения с турецким флотом в Константинополе. Извечный враг русского флотоводца теперь стал его верным союзником. Ф.Ф. Ушаков, назначенный командиром объединенной русско-турецкой эскадры, проплыл через Дарданеллы и вышел в Средиземное море. Его цель - совместное освобождение Ионических островов.28 ноября Ф.Ф. Ушаков штурмом взял остров Цериго, 21 декабря - остров Занте. Но впереди стояла неприступная крепость острова Корфу.

С давних времен Корфу считался ключом к Адриатике, и всякий старался овладеть им. Поэтому за свою многовековую историю он был основательно укреплен венецианцами. Французы, захватившие остров в 1797 году, сделали его практически неприступным. К началу осады на Корфу было 650 орудий и трехтысячный гарнизон с запасом вооружения и продовольствия. С моря главную крепость прикрывали два острова - Видо и Лазаретто. причем на Видо находились мощные укрепления с пятью большими батареями крепостных орудий и 500 человек гарнизона.

18 февраля 1799 года начался штурм острова Видо. В это же время отряд капитана Кикина высадился на севере острова Корфу и взял форт Мандукио. Десант высадился и на южной части острова, но успешными действиями отряда французов, вышедших из главной крепости, он был выбит с занятых позиций. Тем временем северный отряд взял форты Авраам и Святого Рокка, после чего разбил отряд французов, возвращавшихся с юга, и вплотную подошел к главной крепости.

В это время на Видо события разворачивались весьма успешно для русского флота. Из-за плотного артиллерийского обстрела французы были вынуждены отойти вглубь острова. Французский капитан Женере на своем корабле храбро прорвался через строй турецких кораблей под командованием Кадыр-бея и ушел за подмогой. Но корабли, высланные французским правительством на помощь, повернули назад, узнав о незавидном положении дел на Корфу.

Два линейных корабля под командованием капитана Сенявина разгромили несколько боевых судов, вышедших из гавани Корфу.Ф. Ф. Ушаков и Кадыр-бей, к тому времени, высадились на противоположных концах острова Видо и, выбив противника с занимаемых им ранее позиций, окружили его в центре. Гарнизон острова Видо капитулировал. Командующий французскими войсками дивизионный генерал Шабо, узнав об этом, отправил к Ф.Ф. Ушакову делегатов для подписания капитуляции.

Взятие кораблями острова Корфу явилось невиданной для того времени победой. Рухнула еще одна догма, согласно которой флот мог лишь блокировать приморские крепости.

За взятие острова Цериго Ф.Ф. Ушаков был награжден бриллиантовыми знаками к имеющемуся у него ордену Святого Александра Невского, за Занте - орденом Святого Иоанна Иерусалимского. За взятие крепости Корфу - произведен в адмиралы.

Необходимо также упомянуть о том, что в 1790 году Ф.Ф. Ушаков был назначен командующим Черноморским корабельным флотом, в 1791 - старшим членом Черноморского адмиралтейского правления. После этого он руководил строительством Севастополя, расположенного на Крымском полуострове, отвоеванного Россией у Турции.

После Средиземноморской кампании адмирал составлял исторический, материальный и финансовый отчеты о проделанной работе.

В 1802 году Ф.Ф. Ушаков вновь переведен на Балтику главным командиром гребного флота. Стоить отметить, что должность была явно не по его рангу, и человек, столько сделавший для Родины, заслуживает больших почестей. Ответ на этот вопрос, скорее всего, стоит искать в неприязни нового императора Павла I.

17 января 1807 года адмирал Ушаков уволен в отставку в возрасте 62 лет. После увольнения Ф.Ф. Ушаков поселился в Тамбовской губернии. Во время Отечественной войне 1812 года был избран дворянством Тамбовской губернии начальником создавшегося народного ополчения. После войны проводил жертвования на излечение солдат-калек.

В сентябре 1817 года Ф.Ф. Ушаков скончался в своем имении. Он погребен в Санаксарском монастыре Темниковского уезда Тамбовской губернии.

Ф.Ф. Ушаков прожил долгую и интересную жизнь, которая не раз менялась коренным образом. Но всегда его судьба была неразрывно связана с морем.

2.1.2 Г. Нельсон - гордость нации

Горацио Нельсон родился 29 сентября 1758 года в доме приходского священника Эдмунда Нельсона. Приход назывался Борнем-Торп и находился в сельской местности на побережье Северного моря. У Г. Нельсона священником был не только отец. К числу священнослужителей принадлежали также оба его дяди, два их брата, восемь двоюродных братьев и два родных брата самого Горацио. Нельсоны основательно упрочились в церковных сферах. Это давало общественное положение и обеспечивало сравнительно безбедное существование.

Горацио исполнилось десять лет, когда умерла его мать. У нее был твердый характер и воля - эти черты Горацио унаследовал именно от матери. Кэтрин Нельсон всегда любила море и восторгалась моряками… Естественно, что этот интерес передался и Горацио. В семье много говорили о том, что его родной дядя Морис Саклинг участвовал в сражениях с превосходящими силами французского флота. Слушал мальчик и другие семейные рассказы о героических подвигах своих предков на морях. Все это возбуждало и подогревало его мечты о морской службе.

Многие десятилетия напряженной Борьбы с Францией сформировали соответственные убеждения многих английских семей, и в том числе Нельсонов. Для них французы были естественными врагами.

1 января 1771 года Горацио был включен в список членов экипажа корабля "Резонабл" ("Разумный") мичманом. В этот момент ему было 12 лет и 3 месяца. Военно-морская служба будущего адмирала началась с самого младшего из офицерских чинов в британском флоте. Стоит отметить, что у Горацио было слабое здоровье и очень незавидные физические данные. Он поступил на службу только благодаря его дяде, капитану Саклингу, который был капитаном этого корабля.

До ухода на флот Нельсон посещал, хотя и недолго, начальную школу в Норидже, где жили его родственники. Затем в течение в течение года учился в частной школе в Норс Уэлшим. И этим ограничилось его образование. Более значительного он не получил. Нельсон впоследствии пополнил существенно свои знания путем самообразования. Однако писал он с ошибками, не соблюдая правил грамматики. В этом отношении он не был исключением в среде английских офицеров. Все они начинали службу на кораблях рано, а, следовательно, преждевременно бросали школу.

Горацио всегда проявлял выдающиеся способности и усердие по службе. Но этого было мало. Англия в XVIII веке была поражена коррупцией во всех звеньях, и флот не являлся исключением. Требовалась поддержка сверху. И здесь капитан Саклинг неизменно играл свою положительную роль на начальном этапе военно-морской службы Нельсона. Его рука не только помогала двигаться по ступенькам служебной лестницы без препятствий, но и обеспечивала быстрейшее, чем это предусматривалось правилами и традициями продвижение.

С самого начала карьера Нельсона развивалась, нарушая сложившиеся правила, регулирующие продвижение офицеров. Он не мог быть взят на корабль ранее пятнадцатилетнего возраста и, тем не менее, начал свою службу с двенадцати лет. Его нельзя было назначать мичманом до того, как он прослужил на море четыре года, он же стал мичманом, не прослужив ни одного дня. Экзамены на диплом лейтенанта разрешалось держать по достижении двадцати лет, а Нельсон держал их в восемнадцать.

В 1772 году Саклинг назначил Горацио на подчиненное ему небольшое судно, действовавшее в устье Темзы. Именно тогда Нельсон приобрел хороший опыт и знание лоцманского дела, неутомимо лавируя между запутанными и капризными мелями в нижнем течении Темзы и при впадении ее в море. Полученные знание очень пригодились ему в дальнейшем.

В 1773 году Нельсон принял участие в полярной экспедиции. Два военных корабля были направлены Адмиралтейством на север, в сторону полюса. Но суда оказались затертыми во льдах. Пришлось остаться на зиму. Но с ее окончанием положение не исправилось. Когда капитан хотел уже приказать покинуть корабль и двигаться пешим ходом, внезапно подул благоприятный ветер и суда смогли выбраться из ледяной ловушки.

После этого Горацио совершил плавание к берегам Индии, где переболел малярией. Вскоре Нельсон сдал необходимый экзамен и получил чин лейтенанта. Был назначен командиром шхуны, приданной фрегату "Ловестов", и на ней прошел через многие проливы, разделяющие острова Карибского моря.

В июне 1779 года Нельсона назначили капитаном фрегата "Хинчинбрук". На нем Горацио плавал у берегов Индии, Северной Америки, в Карибском море. Будущий прославленный адмирал участвовал в типичных для того времени пиратских налетах и грабежах. Заболел дизентерией и был вынужден вернуться в Англию.

В 1783 году Горацио совершил путешествие во Францию, с целью изучить французский язык. После этого был назначен капитаном фрегата "Бореас". На нем Нельсон отправляется в Вест-Индию, на остров Барбадос, под командование адмирала Хьюза. Там он познакомился с крупным плантатором Нэвис Джоном Гербертом и вскоре женился на его племяннице Френсис Нисбет.

В июле 1787 года Горацио вернулся на Родину. Корабль был списан и капитан остался без работы. Это было самое тяжелое для Нельсона время. И дело даже не в том, что они с женой испытывали материальные затруднения. Горацио было очень тяжело без моря. Он часто ездил в Адмиралтейство и просил дать ему любой, даже самый плохой корабль. Но после конфликта с адмиралом Хьюзом, когда Нельсон проявил неповиновение, его отношения с членами Адмиралтейства испортились.

Но в 1793 году началась англо-французская война, и отношение к молодому капитану резко изменилось. Ему были принесены извинения за то, что долгое время он оставался без дела. Нельсон был назначен командиром 64-пушечного корабля "Агамемнон" и вошел в эскадру адмирала Худа. С этого времени жизнь прославленного адмирала практически не возвращалась в мирное русло. Но Горацио считал это время самым счастливым в своей жизни. Будут Сан-Винсент, Абукир, Копенгаген, но это все тема второй части работы. Горацио Нельсон так и погиб, 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар, исполняя свой долг.

2.2 Сравнение военных тактик, использованных в важнейших сражениях

Уничтожение неприятельской эскадры может иметь огромное стратегическое и политическое значение. Уничтожение судов поодиночке производит на противника нравственное впечатление, но потеря десятка судов в одиночных боях не произведет такого впечатления, как потеря эскадры, хотя бы число кораблей в ней и было менее. Для искусного ведения боя нужен врожденный талант. Человек, изучивший все правила войны, может оказаться не на своем месте в деле руководства сражением, но и талантливый человек, никогда не изучавший предстоящего ему дела, будет не на месте, и, разумеется, только соединение таланта с должными нравственными качествами, знанием и умением может дать то, что требует война.

В этой части мы переходим к главной задаче этой работы: выявлению, анализу и сравнению боевых тактик двух адмиралов. Для этого нами были тщательно разобраны крупнейшие битвы Г. Нельсона и Ф.Ф. Ушакова. Были составлены подробные схемы морских сражений. Составление схем проходило через анализ описаний морских битв[8], тщательный разбор документов. Далее, по собственным схемам, была выявлена и проанализирована тактика двух флотоводцев. Параллельно с этим анализировалась линейная тактика, наиболее популярная в то время, которую в основном использовали противники Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона, рассматривались ее особенности, выявлялись недостатки. Нами были взяты по два сражения каждого адмирала (хотя у каждого их было гораздо больше), на мой взгляд, наиболее значимые и показательные. У Ф.Ф. Ушакова это Фидониси и Калиакрия. У Г. Нельсона - Абукир и Трафальгар. Первоначально были еще Тендра и Санта-Крус, но из-за ограниченности объема работы эти два сражения были убраны.

Теперь о сравнении. Оно проходило попарно. Стоит отметить, что также в работе соблюдается хронологический и возрастной параметры, то есть бою молодого Ф.Ф. Ушакова соответствует ранняя битва Г. Нельсона. Именно это, а также одна эпоха, в которую воевали адмиралы, позволяют нам в полной мере сопоставлять все особенности ведения боя двух великих флотоводцев. Благодаря такому плану сравнения, в заключении будут выявлены все отличия тактик Ф.Ф. Ушакова и Г. Нельсона.

2.2.1 Фидониси - первый бой

Ф.Ф. Ушаков воевал в одну эпоху с великими русскими полководцами. П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов: все они, безусловно, оказали влияние на флотоводца. И то, что флот действовал скоординировано и едино с сухопутной армией стало одной из причин будущих побед.

В августе 1787 года Турция, потребовав возвращения Крыма, ухода русских войск из Грузии и получив отказ, объявила России войну. Османская империя до 1700 года контролировала практически все побережье Черного и Азовского морей. Менее чем за век она потеряла большую часть этих территорий. Не желая с этим мириться, она вновь и вновь объявляла Российской империи войну. И, несмотря на то, что условия подчас складывались весьма благоприятные (зачастую России приходилось воевать сразу на два фронта), Турция теряла все больше и больше.

Вполне естественно, что борьба за акваторию Черного моря в основном решалась именно в морских сражениях. После неудачной высадки десанта в Кинбурге и разгрома в Лимане главнокомандующим турецкого флота был назначен, вернувшийся из египетского похода капудан-паши (полный адмирал) Эски-Гассан.28 июня 1788 года он покинул Очаков и двинулся навстречу Севастопольскому флоту. К этому времени он получил подкрепление и его флот состоял из 17 линейных кораблей, 8 фрегатов, 3 бомбардирских кораблей и 21 шебеки. Черноморский флот, под командованием контр-адмирала М.И. Войновича, вышел 18 июня из Севастополя. Он состоял из двух линейных кораблей, 11 фрегатов и 23 более мелких судов. Авангардом в этой эскадре командовал капитан бригадирского ранга Ф.Ф. Ушаков. Из-за постоянно меняющегося ветра корабли не могли начать бой, следуя друг за другом до острова Фидониси.3 июля, когда подул северный ветер, стало понятно - бой неизбежен

Эски-Гассан стал вытягивать корабли в линию. Выстроив все линейные корабли впереди, он хотел воспользоваться боевым преимуществом (2 русских линейных корабля против 17 турецких). Фрегаты и шебеки держались несколько выше. Турецкий главнокомандующий прибавил ходу, стремясь обогнуть турецкий флот и окружить его. Но Ф.Ф. Ушаков разгадал замыслы противника и пошел на него. В результате проведенных маневров авангард Ушакова оказался ближе всего к противнику. Завязался бой Гассан поставил против "Святого Павла" на котором находился Ф.Ф. Ушаков самый большой 80-пушечный корабль и два 60-пушечных, а сам с двумя передовыми кораблями бросился на идущие впереди фрегаты "Берислав" и "Стрела". Но турецкий паша слишком растянул строй. На своем корабле, получив большие повреждения, он смог прорваться назад в строй. А оба передовых турецких корабля оказались отрезанными и были вынуждены спасаться бегством. Другие корабли авангарда не могли повернуться к русским бортом и дать отпор, поскольку сзади напирали другие суда. Видя безнадежность создавшегося тупика, корабли кордебаталии и арьергарда стали поворачивать назад. А разгромленные корабли авангарда стали спасаться бегством.

Ф.Ф. Ушаков в этой битве командовал лишь авангардом. В результате же, следуя впереди, он фактически управлял всем флотом. Эта битва была первым ударом по канонам линейной тактики. Противник, имеющий в 8 раз больше кораблей, чем русские был разгромлен. И виной тому не Эски-Гассан. Он лишь жертва устоявшихся традиций: делал все так, как и было запланировано. Закон линейного боя был суров. Каждый корабль в боевом построении имел свое ранее запланированное место и вел огнь только по одной, ранее намеченной цели. Такой вариант имел свои преимущества: прежде всего огневая мощь, практически идеальный порядок в боевом построении. Но он имел и недостатки, которые русский флотоводец умело использовал и доводил до полной победы. Ради мощи турецкая эскадра жертвовала, прежде всего, скоростью и маневренностью. Ее действия были предсказуемы. Ф.Ф. Ушаков, напротив, предпринимал нестандартные действия, которые разрушали боевой порядок противника. Так случилось и у острова Фидониси.

Русский флотоводец, не желая мириться с таким раскладом, не стал вытягиваться в линию, параллельную турецкому флоту. Он врезался в боевое построение турок, внеся туда хаос. Из-за стеснённости противник не мог повернуться к русским бортом. Началась паника. А впереди проплывали всё новые и новые русские корабли и с бортов, максимальным количеством пушек громили носа турецких кораблей. Боевой порядок Гассана был разбит.

В отличие от предыдущих побед сражение при Фидониси не имело существенного влияния на дела всей компании, поскольку практически всем турецким кораблям удалось скрыться. Но оно было примечательно в другом. Впервые в открытом морском сражении малочисленный русский флот одержал победу над значительно превосходящими силами противника. К тому же в этом сражении произошла первая проба стратегии Ф.Ф. Ушакова. У острова Фидониси флотоводец, несмотря на то, что он командовал лишь авангардом, начал экспериментировать с основами линейной тактики. Появляются особенности ведения боя Ф.Ф. Ушакова. Они складывались в его собственную тактику - одну из самых известных тактик во всем мире. Это сражение явилось началом конца турецкого владычества на Чёрном море и, вместе с тем, началом расцвета российского военно-морского искусства.

2.2.2 Абукир - первая большая победа

После разгрома Северной Италии Наполеон стал сосредотачивать войска на побережье Средиземного моря. Поползли слухи, что следующая цель французов - Англия. Между тем Наполеон, собрав значительное войско, и, посадив его на корабли, внезапно захватил Ионические острова. Продолжая дезинформировать своих противников, он двигался к Мальте. Английский контр-адмирал Г. Нельсон тем временем прибыл в Александрию очень удивился, не найдя там французского флота. Если бы он подождал еще один день, то французы сами бы на него напоролись. Но флотилии противников разошлись, и на следующий день после отбытия Нельсона Наполеон высадился в Александрии. После этого он направил свою эскадру во главе с вице-адмиралом Полем Брюйесом в Абукирский залив. Эскадра Нельсона тем временем дошла до Сиракуз и, получив там подтверждение о следовании Бонапарта в сторону Египта, взяла обратный курс.

Разведывательное судно донесло Нельсону, что в Александрийском порту неприятеля нет. Англичане начали уже предполагать, что вновь разошлись с французами, как вдруг с находившегося ближе всех к Абукирской бухте линейного корабля "Зилоус" доложили, что обнаружили в ней множество стоящих на якоре кораблей.

Направляясь к бухте, вход в которую был достаточно широк, Нельсон решил атаковать авангард и центр французской эскадры, пользуясь попутным ветром. С правого крыла эскадры на острове Абукир находилась береговая батарея, состоящая из нескольких орудий. Весь французский флот стоял на якоре, построенный в линию, протяженностью примерно в милю. Он состоял из 13 линейных кораблей и представлял из себя изогнутую линию. Ближе к берегу находились еще четыре фрегата. Акватория вокруг французской эскадры была окружена мелями, не позволяющими кораблям подходить к берегу ближе трех миль.

Нельсон стал обходить часть французской эскадры со стороны моря. Появление англичан стало полной неожиданностью для французов. Большая часть экипажей их кораблей находилась на берегу.

Обнаружив англичан, французские фрегаты и шлюпки стали пытаться развозить людей по кораблям. Но большей части так и не удалось добраться до эскадры. Брюйес выслал навстречу британской эскадре два брига, чтобы ложным маневрированием навести англичан на мель у острова Абукир. Но эта хитрость не удалась.

11 британских кораблей шли, построившись в линию. Еще два, посланные Нельсоном для разведки на некотором отдалении от основной эскадры.

Наблюдая за приближением неприятеля, Брюйес понял, что сражение состоится в этот же день и, не имея достаточного количества матросов для ведения боя под парусами, все же решил принять его на якоре.

Англичане, обойдя французский авангард, открыли по нему огонь. Одновременно с этим был нанесен удар по центру французской линии. Французская эскадра была окружена, но, несмотря на это корабли продолжали храбро защищаться.

С особым упорством бился французский флагман. Вице-адмирал Брюйес еще в начале сражения получил ранения в лицо и руку, но продолжал оставаться на мостике. Вскоре он был тяжело ране осколком ядра и вскоре скончался. После смерти адмирала наступил самый драматический момент боя. Французский флагман "Ориен" загорелся и через час взорвался.

Около 11 часов французская эскадра была разбита. Победа Нельсона была полной. Из 13 французских кораблей один был взорван, восемь захвачены, два обратились в бегство. Это была первая крупная победа Г. Нельсона. Она была чрезвычайно важна и для него и для всей Англии. Абукирское сражение сорвало столь удачно начавшуюся египетскую кампанию Наполеона.

2.2.3 Калиакрия - совершенная победа

К декабрю 1791 года Турция оказалась на грани катастрофы. Несколько крупных поражений турецкого флота поставили его в весьма затруднительное положение. Во время этого затишья основные действия вновь переместились на сушу.11 декабря турецкие войска под командованием А.А. Суворова штурмом взяли крепость Измаил. Эта была одна из самых кровопролитных битв за всю предыдущую историю войн. С турецкой стороны было убито около 31 тысячи человек и до 10 тысяч взято в плен. С нашей стороны пало около 2 тысяч убитыми и более 2,5 тысяч ранеными.

Падение такой мощной крепости, какой являлся Измаил, потрясло всю Турцию. Командующего турецкими войсками Эски-Гассана объявили в измене и казнили. Так бесславно закончил жизнь бывший главный противник Ф.Ф. Ушакова. На его место был назначен вызванный из Алжира Саид-Али. Султан всячески обласкал его, наградил новым рангом и золотом. Командующий флотом Гуссейн, напротив получил несколько упреков. Все это обострило отношения между двумя турецкими флотоводцами.

К декабрю 1791 года Турция оказалась на грани катастрофы. Несколько крупных поражений турецкого флота поставили его в весьма затруднительное положение. К тому времени военно-политическая обстановка заметно изменилась в пользу России. После взятия Анапы, 22 июня турецкая сторона была вынуждена начать переговоры о перемирии.

Ф.Ф. Ушаков, не имея этих известий, на корабле "Святой Павел", 28 июля вышел из Севастополя. Под его командованием находилась эскадра, состоявшая из 16 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей и 19 мелких судов.

31 июля 1791 года турецкий флот стоял на якоре мыса Калиакрия. Турки считали, что на этой территории русских кораблей быть не может и в тот день спокойно праздновали Курбан-байрам. Внезапно появившийся из-за мыса контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков заметил, что его появление явилось здесь полной неожиданностью. Турки стали спешно рубить канаты и отходить под защиту береговых батарей. В это время русский флотоводец решился на отчаянный шаг. Он повел свой флот между кораблями и, беспрестанно палящей, береговой артиллерией. При этом была задействована максимальная огневая мощь кораблей. Одним бортом русские суда расстреливали турецкие корабли, другим береговую батарею Противник, не успевший выстроиться в боевую линию, был вынужден отступить, поменяв направление движения. Среди турецких кораблей началась паника, при выходе в море несколько из них столкнулись и получили повреждения. Это был блестящий маневр, обессмертивший имя Ф.Ф. Ушакова. Правда, об этом многие историки и тактики постарались забыть, не вспоминать, приписать его адмиралу Г. Нельсону, совершившему подобный маневр лишь семь лет спустя, в 1798 году, у мыса Абукир. Но факт остается фактом: первым этот маневр применил русский адмирал.

Ф.Ф. Ушаков, быстро заставивший замолчать береговую артиллерию, бросился вдогонку за противником. К тому времени из замешательства турок вывел Саид-Али. Он вывел свой корабль вперед и стал строить линию. Гуссейну не оставалось ничего, как занять свое место в боевом построении алжирца. Русская линия двигалась параллельно турецкой, но с некоторым отставанием, и Саид-Али решил этим воспользоваться. Он стал растягивать линию, чтобы обогнуть русские корабли, окружить и расстрелять их. Опять та же ошибка, что и при Фидониси. И опять те же нестандартные действия контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова. Двигаясь во главе авангарда, он стремительно сближается с врагом и, нанеся мощные контрудары в определенную точку, разрывает турецкую линию. Несколько турецких кораблей оказались отрезанными от остального флота. В их числе был и Саид-Али. Его корабль с многочисленными повреждениями смог прорваться назад, внутрь строя. Боевой порядок в построении был смят. Турецкие корабли из-за своей многочисленности не могли развернуться к русским бортом. Турки были стеснены настолько, что сталкивались и стреляли друг в друга. Лишь наступившая темнота и пороховой дым, заволокший поле боя, помогли им скрыться.

Победа у мыса Калиакрия явилась беспримерным событием. Русский военный флот после Чесменского сражения не знал такой крупной победы. После Калиакрии турецкий флот оказался в критическом положении. Только через месяц жалкие остатки некогда сильного флота вернулись в Константинополь. Из 78 судов не хватало 18.

Боеспособными остались не более десятка. Флагманский корабль Саида-Али, войдя на рейд, на виду у всех стал тонуть и просить о помощи. Сама Турция была на грани банкротства. Казна была пуста, экономика расстроена и еще довольно продолжительный промежуток времени страна не могла восстановиться.

Султан был настолько поражен увиденным разгромом турецкого флота, что поспешил немедленно заключить мир с Россией.22 декабря 1791 года в Яссах договор был подписан. Россия по нему получила земли между Бугом и Днестром, Крымский полуостров, Тамань, восточное побережье Азовского моря. Подтверждались условия Кючук-Кайнаджирского трактата. Российские суда получили право проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.

Таким образом, благодаря действиям адмирала Федора Федоровича Ушакова к России отошло практически все Северное Причерноморье, и она укрепилась на южных границах государства.

2.2.4 Трафальгар - триумф и смерть

После провала египетской кампании французский флот оказался в весьма затруднительном положении. Большинство военных судов были разбросаны по разным портам. Но, несмотря на это, французам и испанцам удалось скоординировать свои действия и сосредоточить большую эскадру в Кадисе. У союзников в Кадисе находилось 33 линейных корабля - 18 французских и 15 испанских. Кроме того, в их распоряжении находилось 3 французских фрегата и 2 брига. Нельсон располагал лишь 27 линейными кораблями. По количеству орудий англичане также уступали союзникам.

19 октября 1805 года Вильнев начал выводить свой флот из порта. Вывод франко-испанских кораблей из Кадиса затянулся на два дня. Англичане тщательно наблюдали за выдвижением противника и старались занять более выгодную для боя позицию. Линия Нельсона шла несколько позади, чтобы в случае чего отрезать робкому Вильневу обратный путь в Кадис. Французы, стараясь избежать встречи, растягивались в линию и жались вдоль берега. Параллельное движение двух эскадр длилось до того времени, пока путь французам не перекрыл мыс Трафальгар. Поднявшись на север, Вильнев напоролся на английскую эскадру, которая внезапно ушла выше. Но, совершив разворот и перестроившись, Нельсон начал внезапное наступление по ветру в ордере двух колонн. Зыбь на воде помешала французам выстроить идеальную линию. Получилось что-то вроде полумесяца. В центр этого полумесяца и направлялся Г. Нельсон. Его цель - прорвать боевое построение врага, отрезать корабли авангарда и арьергарда, а суда кордебаталии окружить и расстрелять. Английский адмирал шел на большой риск, поскольку при неудаче прорыва построение британской флотилии было бы разбито, корабли не смогли бы внезапно развернуться и уйти, а французский полумесяц мог бы сомкнуться в гибельное кольцо, окружить и расстрелять суда англичан. Но риск оказался оправданным. Линия Коллингвуда легко прорвала линейный строй французов и отрезала авангард. Линия Нельсона попыталась сделать то же самое. Но в самом разгаре боя ветер внезапно стих. Английский флагман "Виктори" притормозил как раз напротив огромного 130-пушечного испанского корабля "Сантис Сима Тринидад" и французского "Буцентавра", где находился Вильнев. К сожалению, от ветра, во времена парусного флота зависело очень и очень многое. Остальные же корабли линии Нельсона вполне успешно пробили построение врага. Французские корабли были окружены, но продолжали весьма храбро защищаться, а, видя флаг главнокомандующего, бьют по кораблю с особым усердием. Вот уже вся палуба "Виктори" завалена трупами. И вдруг капитан корабля Харди увидел, что Нельсон, только что стоявший рядом с ним, падает на левый бок. Наклонившись над раненым, сквозь оглушительный шум боя Харди слышит: "Наконец они меня доконали".

Пуля, пущенная французским унтер офицером, попала эполет, прошла через левое плечо, легкое, позвоночник и застряла в мускулах спины. Адмирала снесли вниз, где уже находилась масса раненых. Врач стремился лишь облегчить его предсмертные муки, но, несмотря на страдания, Нельсон продолжал тревожиться об исходе сражения. То и дело он требовал к себе капитана Харди, а тем временем бой продолжался. И только через час после ранения адмирала, окруженные французы, дрогнули. Адмирал Вильнев спустил свой флаг и сдался в плен. "Буцентавр" капитулировал. Вслед за ним один за другим сдавались французские и испанские корабли. К концу боя были уничтожены или взяты 18 кораблей противника. Нельсону доложили о победе и через несколько минут он скончался…

В сражении у мыса Трафальгар Г. Нельсон находился в расцвете своих сил и таланта. Здесь он применил новые, еще более совершенные приемы, еще больше отдалился от канонов линейной тактики. Он избавился от своей излишней эмоциональности и бездумного риска. Адмирал сумел своими маневрами полностью запереть вражескую флотилию, отрезать им все пути к бегству. В результате французы и испанцы лишились 18 линейных кораблей (если вы помните, то в сражении у мыса Калиакрия Ф.Ф. Ушаков уничтожил всего лишь один линейный корабль). Это была подлинная катастрофа. Но в этом бою Англия лишилась своего героя. Адмирал Горацио Нельсон умер, зная, что в своем последнем бою он одержал большую победу.


Заключение

В этой работе мы постарались выявить и проанализировать все особенности стратегии двух великих адмиралов: Федора Федоровича Ушакова и Горацио Нельсона. Было разобрано огромное количество материалов и документов, составлены подробные схемы морских сражений флотоводцев. Все это и позволило нам сделать следующие выводы.

Тактика Ф.Ф. Ушакова отличалась от обыденной линейной, хотя русский адмирал и не отходил от ее канонов. Он сохранял боевое построение кораблей в линию, что позволяло ему использовать максимальную огневую мощь кораблей. Адмирал давал командирам в своей флотилии некоторую свободу в действиях, позволявшую его флоту быть более быстроходным и маневренным. Зачастую он применял совершенно нестандартные для флота приемы, разрушал установившиеся традиции ведения боя. Например, выделял из легких быстроходных кораблей резерв, не положенный во флоте, или проводил флотилию между кораблями противника и береговой артиллерией (мыс Калиакрия). Его козырем были скорость и маневренность, благодаря которым легкие быстроходные фрегаты оказывались в более выигрышном положении, нежели чем тяжелые, но мощные линейные корабли.Ф. Ф. Ушаков сам проводил обучения всех матросов и солдат, поступавших к нему во флотилию. Благодаря этому корабли, находящиеся под его командованием, двигались быстрее, а стреляли прицельнее. Его капитаны могли найти выход практически из любой ситуации, так же как и он, обладали хорошим стратегическим мышлением. В битве главной целью Ф.Ф. Ушакова всегда был флагманский корабль. При выведении его из строя порядок в построении нарушался. Своими непредсказуемыми поступками он вносил хаос в линию противника. При этом построение в его флотилии всегда оставалось практически идеальным.

Г. Нельсон также отошел от канонов линейной тактики, внес в нее свои коррективы. Так же, как Ф.Ф. Ушаков, он делал ставку на скорость и маневренность, проводил новые, зачастую неожиданные для противника маневры. Но в отличие от русского адмирала Г. Нельсон часто полагался на свои эмоции. Возможно, в этом виновато недостаточное образование английского флотоводца. Но недостаток знаний он восполнял боевым опытом, интуицией, смелостью. Самый большой урок Горацио Нельсон получил во время первого боя, завершившегося полным разгромом его эскадры.

Все это позволяет нам заявлять. Все особенности ведения боя Ф.Ф. Ушаковым и Г. Нельсоном складываются в их собственные тактики. И эти тактики во многом является уникальными и неповторимыми. Они ждут серьезных и глубоких исследований.

Во введении было замечено, что история - это не только ряд событий и дат, но и, прежде всего живые люди, лидеры, которые могут оказывать иногда определяющее влияние на ход событий. И это было упомянуто мною не случайно. Несомненно, различные факторы в биографии адмиралов оказали определенное влияние на ход жизней флотоводцев.

Но главная причина, послужившая опорой для появления талантливого адмирала Ф.Ф. Ушакова, скорее всего, заключена в том, что знаменитый русский флотоводец обладал глубокими знаниями мореходного дела, тактики ведения морского боя, хорошо развитым умением принимать неординарные решения и лидерскими качествами, которыми он "управлял" так же умело, как управлял своими кораблями. Именно все это и составило талант флотоводца, который стал главным ключом к решению весьма важной для страны проблемы. Во времена Федора Федоровича Ушакова Российская империя как никогда прочно укрепилась на Черном море.

В этой работе мы попытались выявить все особенности ведения боя двух великих адмиралов. Каждый из них гениален, каждый обладал своим талантом. Воевавшие в одну эпоху, они оба вошли в историю. Доблесть и честь Горацио Нельсона стали символом нации. В честь его последнего боя названа центральная площадь Лондона, на ней стоит не фигура короля или политического деятеля, а памятник Горацио Нельсону. Историю его жизни знает каждый уважающий себя англичанин. И так же, как британцы, мы должны чтить память о Федоре Федоровиче Ушакове. Страна должна помнить своих героев, готовых отдать за нее жизнь.


Список литературы

А) Источники

1.         Аренс Е.И. История русского флота. Екатерининский период. Санкт-Петербург; Николаев, 1897

2.         Военно-морская идея России / Российский военный сборник. Вып.11. - М., 1998.

3.         Известие о кончине адмирала Ф.Ф. Ушакова / Русский вестник. Вып.2. - М., 2000.

4.         Мазюкевич М. Прибрежная война. Десантные экспедиции и атака приморских укреплений. - СПб., 1874

5.         Макаров С.О. Мир не вечен. Рассуждения по вопросам морской тактики. - СПб. 1997.

6.         Машков В.А. Ушаков - благодетель. / Адмирал Ушаков. Материалы и документы. - СПб., 1998.

7.         Овчинников В.Д. Вахтенный журнал. - М., 1995.

Б) Литература

8.         Ганичев В.Н. Адмирал Ушаков. Жизнь замечательных людей. - М., 1990.

9.         Ганичев В.Н. Русский военный флот // вопросы истории.

10.      Дружинина Е.И. Северное Причерноморье в 1775 - 1800 гг. - М., 1959.

11.      Керсонский А.А. История русской армии. - М., 1992.

12.      Кертман Л.Е. География, история и культура Англии - М., 1995.

13.      Овчинников В.Д. В служении Отечеству. - М., 1993.

14.      Овчинников В.Д. Святой адмирал Ушаков. - М., 2003.

15.      Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства в средние века. - М., 1986.

16.      Сацкий А.Г. Начало создания Черноморского флота // Вопросы истории. 1985. № 8.

17.      Сацкий А.Г. Фёдор Федорович Ушаков // Вопросы истории. 2002. № 3

18.      Скаловский Р. Жизнь адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. - СПб., 1764.

19.      Трухановский В.Г. Судьба адмирала: триумф и трагедия. - М., 1984.

20.      Трухановский В.Г. Крупнейшие сражения Г. Нельсона // Прометей стр.51-78 Фаган Г. Обнаженный меч. Эпизоды их английской истории. - М., 1991.

21.      Эджингтон Г. Адмирал Нельсон. История жизни и любви. - М., 1992.


[1] Генерал Леер «Положительная стратегия» 1871 год

[2] Брандер – судно, начиненное горючими и взрывчатыми веществами, предназначенное для сожжения неприятельского флота.

[3] Галера – гребно-парусное судно с треугольными и четырехугольными парусами в качестве вспомогательного движителя и вооружением до 20 пушек.

[4]  Во времена парусного флота слово «корабль имело более узкое, чем сейчас, значение. Оно обозначало судно большого размера, оснащенное прямыми парусами, размещенными на трех мачтах.

[5] Ростовский филиал Государственного архива Ярославской области.

[6] Пинк – небольшое трехмачтовое судно.

[7] Фрегат – трехмачтовое судно с закрытой батарейной палубой и вооружением от 20 до 50 пушек.

[8] Многие описания сохранились с того времени.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.