рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Коммунальное движение средневековых городов Западной Европы

Курсовая работа: Коммунальное движение средневековых городов Западной Европы

Содержание

Введение

Глава I: Возникновение средневековых городов. Города под властью сеньоров

§1. Теории происхождения средневековых городов

§2. Возникновение европейских средневековых городов

§3. Город под властью сеньора

Глава II. Формы и особенности освободительного движения городов

§1. Коммунальное движение средневековых городов и его формы

§2. Особенности коммунального движения в различных городах средневековой Европы

Глава3. Результаты освободительной борьбы городов. Городское право "вольностей"

§1. Социально-экономические и политические результаты освободительной борьбы городов

§2. Городское право "вольностей"

Заключение

Список источников и литературы


Введение

К Х - ХI вв. в хозяйственной жизни Западной Европы произошли важные изменения. Рост производительных сил, связанный с утверждением феодального способа производства, в период раннего средневековья быстрее всего шел в ремесле. Он выражался там в постепенном изменении и развитии техники и главным образом навыков ремесла и промыслов, в их расширении, дифференциации, усовершенствовании. Ремесленная деятельность требовала все большей специализации, уже не совместимой с трудом крестьянина. Одновременно совершенствовалась сфера обмена: распространялись ярмарки, складывались рынки, расширялись чеканка и сфера обращения монет, развивались средства и пути сообщения. Наступил момент, когда неизбежным стало отделение ремесла от сельского хозяйства: превращение ремесла в самостоятельную отрасль производства, концентрация ремесла и торговли в особых центрах. Другой предпосылкой отделения ремесла и торговли от сельского хозяйства явился прогресс в развитии последнего. Расширились посевы зерна и технических культур: развивались и совершенствовались огородничество, садоводство, виноградарство и тесно связанные с сельским хозяйством виноделие, маслоделие, мельничное дело. Увеличилась численность и улучшилась породность скота. Использование лошадей внесло важные улучшения в гужевой транспорт и военное дело, в крупное строительство и обработку почвы. Увеличение продуктивности сельского хозяйства давало возможность обменивать часть его продуктов, в том числе пригодных как ремесленное сырье, на готовые ремесленные изделия, что избавляло крестьянина от необходимости производить их самому.

Наряду с названными хозяйственными предпосылками на рубеже I и II тысячелетий появились важные социальные и политические предпосылки складывание специализированного ремесла и средневековых городов в целом. Завершился процесс феодализации. Государство и церковь видели в городах свои опорные пункты и источники денежных поступлений и по-своему содействовали их развитию. Выделился господствующий слой, потребность которого в роскоши оружии, особых условиях жизни способствовала увеличению числа профессиональных ремесленников. А рост государственных налогов и сеньориальных рент до известного времени стимулировал рыночные связи крестьян, которым все чаще приходилось выносить не только излишки, но и часть необходимых для их жизни продуктов. С другой стороны, крестьяне, подвергавшиеся все большему гнету, стали убегать в города, это была форма их сопротивления феодальному гнету.
В деревне ремесла были весьма ограниченными, так как рынок сбыта ремесленных изделий там узок, а власть феодала лишала ремесленника необходимой ему самостоятельности. Поэтому ремесленники бежали из деревни, и селились там, где находились наиболее благоприятные условия для самостоятельного труда, сбыта своей продукции, получения сырья. Переселение ремесленников в рыночные центры и города было частью общего движения туда сельских жителей. В результате отделения ремесла от сельского хозяйства и развития обмена, в результате бегства крестьян, в том числе и знавших какое-либо ремесло, в X - XIII вв. (а в Италии с IX в.) повсюду Западной Европе бурно росли города нового, феодального типа. Они являлись центрами ремесла и торговли, отличались по составу и основным занятиям населения, его социальной структуре и политической организации. Формирование городов, таким образом,
не только отражало общественное разделение труда и социальную эволюцию периода раннего средневековья, но и было их результатом.

Средневековые города оказали значительное воздействие на феодальное общество Западной Европы и сыграли важную роль в его социально-политической экономической и духовной жизни. В частности, появление средневекового города явилось началом этапа развитого феодализма с новым хозяйственным укладом, представленным мелкотоварным ремеслом. Город значительно изменил структуру средневекового общества, породив новую общественную силу - сословие горожан. В его стенах сформировалась особая социальная психология, культура и идеология, оказавшие большое влияние на социальную и духовную жизнь общества. Помимо этого, развитие городского производства явилось одним из факторов, способствующих разложению феодализма и зарождению раннекапиталистических отношений.

Возникнув на земле феодала, город оказывался в полной зависимости от своего сеньора. Подобное положение тормозило его дальнейшее развитие. Так, начиная с Х века, в Западной Европе разворачивается коммунальное движение. От исхода этой борьбы зависела степень городских свобод и привилегий, экономическое развитие города, а так же политический срой городской общины.

Одной из основных целей антисеньориального движения являлось получение городом прав самоуправления. Однако результаты этой борьбы в разных регионах и странах были различны.

От свобод и привилегий, заложенных в городской хартии, зависела степень независимости города, что определяло его экономический и политический рост. Поэтому исследование особенностей и форм коммунального движения средневековых городов Западной Европы является актуальным.

Целью данной работы является: выявить сущность и основные формы коммунального движения средневековых городов Западной Европы.

Задачи:

1)  раскрыть сущность основных теорий происхождения средневековых городов; показать пути их возникновения, выявить особенности положения городов по отношению к сеньорам;

2)  показать основные формы коммунального движения средневековых городов;

3)  выявить основные результаты коммунального движения.

Политическая и социально-экономическая история средневековых городов Западной Европы являлась темой многих исследований, в которых также нашли своё отражение некоторые проблемы коммунального движения. Вопросы развития средневековых городов Западной Европы, их борьбы за коммунальные свободы представлены в трудах таких признанных медиевистов, как А.А. Сванидзе,[1] С.М. Стам,[2] Стоклицкая - Терешкович В.В. [3] и др.

Из новейших исследований наиболее обобщающим является сборник трудов отечественных урбанистов "Город средневековой цивилизации Западной Европы". Издание охватывает период от возникновения средневековых городов до конца XV века и освещает различные аспекты. [4]

Проблемам возникновения и развития отдельных городов средневековой Европы, особенностям освободительной борьбы этих городов посвящены работы Л.А. Котельниковой (города Италии), 5 Я.А. Левицкого (города Англии) 6, Г.М. Тушиной (города Франции) 7, А.Л. Рогачевского (города Германии) 8 и др.

Специальных исследований, посвящённых коммунальному движению городов, очень мало. Среди них статья М.Е. Карпачёвой "Ранний этап коммунального движения в средневековом Каркассе",9 статья Т.М. Негуляевой, посвящённая результатам борьбы с сеньорами и формированию городского патрициата в средневековом Страсбурге.1

Помимо исследований, в работе были использованы различные источники. Среди них нарративные, такие как отрывок из автобиографии Гвиберта Ножанского2, в котором он рассказывает о восстании горожан Ланской коммуны.

Подъём городов, складывание городского самоуправления требовали правовой регламентации как внутригородской жизни, так и отношений с феодальными сеньорами. На основе договоров с последними, местных обычаев и рецепции римского права формируется собственно городское право, отражённое в городских хартиях и статутах.

В данной работе были использованы отрывки из городского права Страсбурга3, из хартии города Сент-Омера (1168) 4, из городского права города Гослара5, Из указа императора Фридриха I Барбароссы об утверждении прав за городом Бременом.


Глава I: Возникновение средневековых городов. Города под властью сеньоров §1. Теории происхождения средневековых городов
Пытаясь ответить на вопрос о причинах и обстоятельствах возникновения средневековых городов, ученые XIX и ХХ вв. выдвигали различные теории. Для значительной их части характерен институционально-юридический подход к проблеме. Наибольшее внимание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений, городского права, а не социально-экономическим основам процесса. При таком подходе невозможно объяснить коренные причины происхождения городов.1

Историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в города. "Романистическая " теория (Ф. Савиньи., О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных. Согласно "вотчинной" теории (К. Эйгхгорн, К. Нич) город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права. "Марковая" теория (Г. Маурер, О. Гирке, Г. фон Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. "Бурговая" теория (Ф. Кейтген, Ф. Мэтланд) усматривала зерно города в крепости-бурге и в бурговом праве. "Рыночная" теория (Р. Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.

Все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каждая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных позиций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.

Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объединить "бурговую" и "рыночную" теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта - бурга. Бельгийский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих предшественников отводил определяющую роль в возникновении городов экономическому фактору - межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю - купечеству. Согласно этой "торговой" теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов, и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры. Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города не был принят многими медиевистами.

В современной зарубежной историографии сделано многое для изучения геологических данных, топографии и планов средневековых городов (Ф.Л. Гансгоф, В. Эбель, Э. Эннен). Эти материалы многое разъясняют в предыстории и начальной истории городов, почти не освещенной письменными памятниками. Серьезно разрабатывается вопрос о роли в складывании средневековых городов политико-административных, военных, культовых факторов. Все эти факторы и материалы требуют, конечно, учета социально - экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной культуры.

Многие современные зарубежные историки, стремясь уяснить общие закономерности генезиса средневековых городов, разделяют и развивают концепции возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества.

В отечественной медиевистике проведены серьёзные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социально = экономической роли городов, при меньшем внимании к их другим функциям. В последнее же время рассматривается всё многообразие социальных характеристик средневекового города. Город определяется как "Не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя" 1

§2. Возникновение европейских средневековых городов

Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами, связанными с рынком. Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов которые возрождались к новой жизни - уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.

Концентрация населения в подобных центрах, в том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, особенно в Северо-западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились близи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие "рыночные местечки" при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города.1

Рост городов в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII - IХ в. феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи); в Х в. - на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города.

Раннему возникновению и росту итальянских и южнофранцузских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки, рудименты ремесленных организаций и римского муниципального права.

В Х - XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии - по Рейну и верхнему Дунаю, Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и другие славились тонкими сукнами, которыми снабжали многие страны Европы. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново.

Позднее, в XII - XII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных (бывших племенных) центров.

Распределение городов на территории Европы было неравномерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, Во Фландрии и Брабанте, по Рейну.

"При всём различии места, времени, конкретных условий возникновения того или иного города оно всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда. В социально - экономической сфере оно выражалось в отделении ремесла от земледелия, развитии товарного производства и обмена между разными сферами хозяйства и разными территориями; в политической сфере - в развитии структур государственности"1.

§3. Город под властью сеньора

Каково бы ни было происхождение города, он был городом феодальным. Во главе его стоял феодальный сеньор, не земле которого он был расположен, поэтому город должен был подчиняться сеньору. Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавшие от своих прежних господ, или отпущенные ими на оброк. При этом они нередко оказывались в личной зависимости от сеньора города. В руках сеньора сосредотачивалась вся городская власть, город становился как бы его коллективным вассалом. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как городские промыслы и торговля давали ему немалый доход.

Бывшие крестьяне приносили с собой в города обычаи общинного устройства, которые оказывали заметное влияние на организацию городского управления. Со временем она всё более принимала формы, соответствовавшие особенностям и потребностям городской жизни.

В раннюю эпоху городское население было еще очень слабо организовано. Город имел еще полуаграрный характер. Его жители несли повинности аграрного характера в пользу сеньора. Город не имел особого городского управления. Он находится под властью сеньора или сеньориального приказчика, который судил городское население, взыскивал с него различные штрафы и поборы. При этом часто город не представлял собой единства даже и в смысле сеньориального управления. В качестве феодальной собственности сеньор мог завещать город по наследству так же, как и деревню. Он мог делить его между своими наследниками, мог продавать или закладывать его целиком или частично.1

Приведём отрывок из документа конца XII в. Документ относится к тому времени, когда город Страсбург находился под властью духовного сеньора - епископа:

"1. По образцу других городов основан Страсбург, с такой льготою, чтобы всякий человек, как чужой, так и местный уроженец, всегда и ото всех пользовался в нём миром.

5. Все должностные лица города ходят под властью епископа, так что назначает их либо он сам, либо те, кого он поставит; старшие определяют младших, как если бы они были подчинены им.

6. А епископ не должен давать общественной должности иначе, как лицам из мира местной церкви.

7. Четырёх должностных лиц, на которых лежит управление городом, епископ инвестирует своею властью, а именно: шультгейса, бургграфа, мытника и начальника монеты.

93. Отдельные горожане обязаны также отбывать ежегодно пятидневную барщину, за исключением

монетчиков…кожевников…седельников, четырёх перчаточников, четырёх из булочников и восьми из сапожников, всех кузнецов и плотников, мясников и изготовляющих винные бочки…

102. Среди кожевников двенадцать человек обязаны за счет епископа приготовлять кожи и шкурки, сколько понадобится епископу…

103. Обязанность кузнецов состоит в следующем: когда епископ отправится в императорский поход, каждый кузнец даст по четыре подковы со своими гвоздями; из них бургграф даст епископу подковы на 24 коней, остальные удержит себе…

105. Кроме того, кузнецы обязаны делать все, что понадобится епископу в его дворце, а именно по части дверей, окон и разных вещей, которые делаются из железа: при этом дается им материал и отпускается продовольствие на все время…

108. Среди сапожников восемь человек обязаны давать епископу, при его отправлении ко двору в поход государев, чехлы для подсвечников, тазов и посудин…

115. Мельники и рыболовы обязаны возить епископа по воде, куда бы он ни пожелал…

116. Рыболовы обязаны рыбачить для … епископа … ежегодно в течение трех дней и трех ночей со всеми своими снастями…

118. Плотники обязаны каждый понедельник выходить на работу к епископу за его счет…"[5]

Как видим из этого документа, безопасность и мир горожанам обеспечивал его сеньор, который "инвестировал своей властью" должностных лиц города (т.е. поручал им руководить городским правлением). Горожане со своей стороны обязаны были нести в пользу сеньора барщину и оказывать ему всевозможные услуги. Эти повинности мало чем отличались от повинностей крестьян. Ясно, что по мере усиления города он начинает все больше тяготиться зависимостью от сеньора и стремится от нее освободиться.

Организация города возникла в процессе борьбы с сеньором, борьбы, обусловившей необходимость объединения разнообразных элементов, которые входили в состав городского населения. Вместе с тем усиливалась и обострялась классовая борьба в деревне. На этой почве с XI в. замечается стремление феодалов укрепить свое классовое господство путем усиления феодальной организации государства. "Процесс политического дробления сменился тенденцией к объединению мелких феодальных единиц и сплочению феодального мира"1.

Борьба городов с феодальными сеньорами начинается с первых же шагов городского развития. В этой борьбе складывается городское устройство; те разрозненные элементы, из которых состоял город в начале своего существования, организуются и сплачиваются. От исхода этой борьбы зависит то политическое устройство, которое получает город.

Развитие товарно-денежных отношений в городах обостряет борьбу между городом и феодалом, стремившимся экспроприировать растущие городские накопление путем увеличения феодальной ренты. Требования сеньора по отношению к городу все возрастали. Сеньор прибегал к методам прямого насилия над горожанами, стремясь увеличить размеры своих доходов с города. На этой почве между городом и сеньором возникали столкновения, которые заставляли горожан создавать определенную организацию для завоевания себе независимости, организацию, являвшуюся в то же время и основой для городского самоуправления.

Таким образом, формирование городов было результатом общественного разделения труда и социальной эволюции периода раннего средневековья. Возникновение городов сопровождалось отделением ремесла от земледелия, развитием товарного производства и обмена, развитием атрибутов государственности.

Средневековый город возникал на земле сеньора и находился в его власти. Стремление сеньоров извлечь как можно больше доходов из города неизбежно привело к коммунальному движению.


Глава II. Формы и особенности освободительного движения городов §1. Коммунальное движение средневековых городов и его формы

Коммунальное движение (от позднелат. сommuna - община) - в Западной Европе X - XIII вв. - движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость.1

Города, возникавшие в средние века на земле феодалов, оказывались под их властью. Нередко городом владели одновременно несколько сеньоров (например, Амьеном - 4, Марселем, Бове - 3, Суассоном, Арлем - 2 и т.д.).2 Городское население подвергалось со стороны сеньоров жестокой эксплуатации (всевозможные поборы, пошлины с торговых оборотов, даже барщинные повинности и др.), судебному и административному произволу. В то же время реальные экономические основания для сохранения сеньориального движения были весьма шаткими. Ремесленник, в отличие от феодально-зависимого крестьянина, был собственником средств производства и готового продукта и в процессе производства от сеньора не зависел (или почти не зависел). Эта почти полная экономическая независимость городского товарного производства и обращения от сеньора-землевладельца находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации, тормозившей экономическое развитие города.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.