рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Мемуарные документы о декабристах в ссылке

Общая амнистия декабристов последовала только после смерти Николая I – по случаю коронации Александра II в 1856 г. Ее дождалось лишь меньшинство, в том числе И.Д. Якушкин (умер в 1857 г.), Д.А. Щепин-Ростовский (умер в 1858 г.), И.И. Пущин (умер в 1859 г.), С.П. Трубецкой (умер в 1860 г.), А.Н. Муравьев (умер в 1863 г.), С.Г. Волконский (умер в 1865 г.), Е.П. Оболенский (умер в 1865 г.), М.А. Бестужев (умер в 1871 г.), А.Н. Сутгоф (умер в 1872 г.), М.И. Муравьев-Апостол (умер в 1886 г.). Некоторые из них (М.И. Пущин, П.М. Свистунов, А.Н. Муравьев, И.А. Анненков) принял активное участие в подготовке крестьянской реформы 1861 г.

Подводя итоги восстания 1825 года, нужно отметить, что оно дало толчок росту революционного движения в последующие годы.

Выступление декабристов формально явилось завершающим звеном в цепи гвардейских военных переворотов, которыми изобиловала история России в XVIII в. В то же время оно существенно отличалось от предыдущих, ибо его целью была не смена монархов на престоле, а проведение кардинальных социально-экономических и политических преобразований. Несмотря на поражение декабристов, обусловившее общий консервативный («охранительный») характер николаевского царствования, восстание 1825 г. потрясло устои режима и в перспективе способствовало радикализации оппозиционного движения в России.

Декабризм - это большое идеологическое движение, захватившее почти всю передовую часть дворянской интеллигенции, создавшее целое мировоззрение и свою литературу, идейно и тематически многообразную. Кроме непосредственных участников политической революционной работы, было множество передовых людей, примыкавших к движению, сочувствующих ему, составлявших его идеологический резерв; среди них могли быть люди, ничего не знавшие о тайных обществах, но захваченные в большей или меньшей степени тем же потоком идей, тех идей, которые, закономерно вырастая на почве самой исторической действительности, свое прямое политическое выражение получили в тайных обществах. Как и всякое другое значительное и передовое идеологическое течение, «декабризм» проявился не только в области политических идей. Он оформил мировоззрение - и философское, и моральное, и эстетическое, он создал свой тип человека-героя, отмеченного специфическими чертами и в бытовых своих проявлениях, и во всем своем поведении; он создал свой стиль литературный в том числе.


Глава II. Мемуарная литература декабристов

Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу.

Мемуары представляют собою особый вид литературы, который, с одной стороны, является историческим источником, с другой, представляет собой специфическую форму личностного осмысления событий и несёт отпечаток авторской субъективности. Большинство мемуаров декабристов было написано много лет спустя после ряда исторических событий: войны 1812 года, заграничных походов, «Семеновской истории», восстания на Сенатской площади, сибирской каторги и ссылки.

Следует принимать во внимание тот факт, что основной корпус мемуарно-дневниковой литературы был создан после событий 1825 года и содержит в себе не только объективизированную интерпретацию исторических событий, но и субъективизированную их оценку, на которую накладываются личностные переживания, переосмысление событий и представлений об их участниках.

К осени 1827 года все декабристы, приговорённые к каторжным работам с последующим поселением в Сибири, были помещены в Читинский острог. Практически впервые после ареста собранные вместе декабристы смогли воссоздать целостную картину событий восстания, охарактеризовать приемы расследования, применяемые следственной комиссией, извлечь уроки из поражения, а также оценить своё нынешнее положение, возможности общественно полезной деятельности в «стране изгнания» и способы подготовки к ней.

Общее умонастроение декабристов в сибирский период впоследствии прекрасно выразил Г.С. Батеньков. Он писал: «Поднять уровень народа можно, любить его, сближаться с ним, внимать ему должно и вредно не предварить его и уходить от него далеко по естественному преимуществу умственного труда»[4].

Во время ссылки декабристы-учёные начали научное изучение Сибири. В период, когда декабристы ещё не имели права делать какие бы то ни было записи и получать книги, они организовали в Читинском остроге «декабристский университет». Обучали друг друга иностранным языкам и читали товарищам лекции по различным областям знаний. Н.М. Муравьёв читал по памяти стратегию и тактику, Н.А. Бестужев - историю русского флота, А.О. Корнилович и П.А. Муханов - историю России, А.И. Одоевский - историю русской словесности, П.С. Бобрищев-Пушкин - прикладную математику, врач Ф.Б. Вольф - естественные науки и медицину. Д.И. Завалишин знал 15 иностранных языков и занимался ими со всеми желающими. Там же, в остроге, обсуждали они и свои первые научные выводы из наблюдений экономического и культурного состояния Сибири. О содержании этих научных выводов, обосновывающих по существу целую программу будущей практической деятельности декабристов, можно судить по запискам А.О. Корниловича. Блестящий ученый, возвращенный из Сибири в 1828 г. и снова заключённый в Петропавловскую крепость, А.О. Корнилович на основании богатых наблюдений, сделанных им во время «путешествия» по Сибири и пребывания в Читинском остроге, написал в крепости несколько записок и, не имея возможности их обнародовать, послал на имя А.Х. Бенкендорфа. Раскрывая в своих записках несоответствие между производственными возможностями, хозяйственными и культурными потребностями Сибири, с одной стороны, и её отсталостью, неустроенностью, заброшенностью с другой, А.О. Корнилович обосновывал необходимость проведения мероприятий по улучшению положения крестьян и коренных народов Сибири (якутов, тунгусов, бурят), показывал конкретные пути совершенствования сельскохозяйственной практики, развития агротехники, распространения агрономических и технических знаний, рекомендовал всячески способствовать переходу кочевых племён к оседлости и содействовать «образованию туземцев, почти незнакомых с улучшениями земледелия и успехами просвещения, введённых в быту европейской России».[5]

Изучение Сибири в географическом, экономическом, социальном и этнографическом отношении на каторге и поселении продолжали декабристы Д.И. Завалишин, братья А.И. и П.И. Борисовы, Н.А. Бестужев, Н.В. Басаргин, В.И. Штейнгель, Г.С. Батеньков, П.А. Муханов и др. Не всё из задуманного учёными-декабристами на каторге было написано, мало что из написанного на поселении было опубликовано до амнистии и то под псевдонимами, но хранящиеся в архивах научные труды декабристов сегодня как никогда важны для понимания и признания того, что существуют неустранимые национально-самобытные формы экономического, государственного и культурного жизнеустройства каждого народа, которые нельзя игнорировать и которыми опасно пренебрегать. И конечно, всё написанное и сделанное декабристами в Сибири неоспоримо доказывает, насколько выше и проницательнее в понимании интересов и блага Отечества стояли дворянские революционеры и просветители по сравнению с официальными монархическими кругами, столичной и местной бюрократией. Ведь даже такой известный государственный деятель России первой половины XIX века, как М.М. Сперанский, считал, что Сибирь - «прекрасное место для ссылочных, но не место для жизни и высшего гражданского образования, для устроения хлебопашества, фабрик и внутренней торговли».[6] Декабристы же, показывая в своих работах огромные возможности и богатства края, предлагали Сибирь, «присоединённую некогда в качестве дикой и пустынной, ещё раз присоединить как образованную и прогрессивную» (Г.С. Батеньков). Декабристы были убеждены, что при хорошем управлении и администрации, радеющей о пользе края, подъёме экономики, строительстве путей сообщения и развитии просвещения, Сибирь «обещает счастливую и славную будущность» (А.Е. Розен).

Многие ссыльные декабристы занимались научным трудом, который помог лучше понять и оценить Забайкалье и Сибирь, их природные и человеческие ресурсы. В этой связи Д.И. Завалишин писал о том, что Россия, обращаясь к национальной политике, «принималась думать и о Сибири». В научном наследии Н.А. Бестужева («О бурятском хозяйстве», «Гусиное озеро», «О необходимости создания улучшенного овцеводства в Селенгинске») находили отражение его удивительные таланты художника, писателя, историка, естествоиспытателя, изобретателя. Автор выступает с позиций гуманизма, столь характерного для представителей декабристского движения. Замечателен вклад в науку декабристов П.И. Борисова, А.И. Якубовича и М.Ф. Митькова. На основе регулярных метеорологических наблюдений они создали интересный труд, позже вошедший в состав фундаментального исследования «О температуре воздуха в Российской империи». Изучением Баргузинского края и Байкала занимался М.К. Кюхельбекер. Декабристам С.Г. Волконскому, П.Н. Свистунову, братьям Борисовым принадлежат ботанические изыскания, которые легли в основу современных исследований в этой области. Определенный вклад внесли декабристы и в развитие хозяйственной деятельности в крае. Ими разработаны научные основы аграрной деятельности, организовано искусственное орошение, местные жители обучены образцовому ведению огородничества.

Неотъемлемая часть наследия декабристов – их литературная деятельность. Творческий дар декабристы считали особым даром, поэтов уподобляли пророкам, которые призваны увлечь на путь нравственно-совершенной жизни. Главными в поэзии декабристов-романтиков становятся темы поэта-пророка и свободы; идеей народности пронизаны лучшие произведения А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, В.Л. Давыдова и др.

Многие декабристы (Н.В. Басаргин, С.Г. Волконский, И.И. Горбачевский, А.Е. Розен, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин и др.) - авторы мемуаров.

Мемуарное наследие декабристов довольно значительно. Известно свыше 30 декабристских «воспоминаний», «записок» и других сочинений мемуарного характера, которые дают представление не только о самом движении, об эпохе в целом, но ярко раскрывают их нравственный облик.

О причинах, побудивших декабристах писать мемуары, очень хорошо отозвался Н.В. Басаргин[7]: «Пишешь ли ты свои Записки? - спросил меня один из моих прежних товарищей по службе, случайно посетивший меня в изгнании. Я ответил, что хотя мне и часто приходило на мысль набросать кое-что из прежних воспоминаний, но я боялся приступить к этому. С одной стороны, я далеко не литератор и пером владею плохо, с другой — не могу быть уверен в своем беспристрастии, столь необходимом при суждении о людях и событиях, о которых мне пришлось бы говорить.

Именно эта неуверенность, возразил он, есть лучшее ручательство в том, что ты не напишешь ничего такого, что бы не подтвердила твоя совесть. Если рассказ твой и суждения будут носить отпечаток твоей личности, то это нисколько не уменьшит к тебе доверия, а, напротив, покажет твою добросовестность.

Далее, прибавлял он, грешно бы было каждому из вас не оставить по себе памяти молодым вам ближним и лишить потомков ваших возможности знать об вас более того, что сказано в отчете Комитета и в официальных объявлениях правительства. Это повредило бы даже общему об вас мнению, показав, что в продолжение 30-летней вашей ссылки вы не хотели взять на себя труд представить истину в отношении вас самих и ваших действий…»[8]

Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, ставшее историческим символом декабризма как революционного явления, было высшей и заключительной точкой развития декабристского движения и одновременно началом новой жизни участников тайных обществ, наполненной иными духовными ценностями и особым историческим смыслом. Во время политического процесса, в долгие годы заточения и изгнания узники постигали подлинный исторический смысл событий, приведших их в «каторжные норы» Сибири. Декабристы все более осознавали себя как исторических деятелей, провозгласивших идеи, рожденные эпохой. «В разговорах, — вспоминал И. Д. Якушкин[9], — очень часто речь склонялась к общему делу, и, слушая ежедневно часами рассказы, сличая эти рассказы и поверяя их один другим, с каждым днем становилось все более понятным все то, что относилось до этого дела, все более и более пояснялось значение нашего общества, существовавшего девять лет вопреки всем препятствиям, встречавшимся при его действиях; пояснялось также и значение 14 декабря, а вместе с тем становились известными все действия комитета при допросе подсудимых и уловки его при составлении доклада, в котором очень немного лжи, но зато который весь не что иное, как обман»[10].

Осознание декабристами исторического значения своей революционной борьбы приводило их к убеждению в том, что и в Сибири, в условиях каторги они «призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили»[11]. Свою важнейшую обязанность декабристы видели теперь в том, чтобы сохранить истину, опровергнуть ложь правительственных сообщений, донести до современников и потомков правду о 14 декабря 1825 г. «Всякая преследуемая истина, — писал А. М. Муравьев[12], — есть сила, которая накопляется, есть подготовляемый день торжества»[13]. Стремление «огласить правду» и подготовить «день торжества» истины было главным стимулом литературной деятельности узников сибирской каторги.

Из декабристских мемуаров, написанных во время сибирской каторги, известно «Воспоминание о Рылееве» Н. А. Бестужева[14], которое считается самым ранним и единственным дошедшим до нас мемуарным произведением, созданным, по словам М. К. Азадовского, «не в одиночестве, не в тиши дарованного судьбой последнего уединения», но возникшим в декабристской среде и подвергшимся «предварительной критике и проверке декабристского коллектива»[15].

К числу «каторжных» мемуаров следует, очевидно, отнести и «Записки декабриста» Розена[16]. «Я составил краткие очерки или таблицы моих записок, — отмечал он, — в 1828, 1829, 1830-х гг., начал писать их подробно в сороковых годах и снова переписал и дополнил их с наступлением 1866 года»[17]. В отличие от большинства мемуаров участников тайных обществ, написанных в Сибири или после амнистии и ретроспективно отразивших взгляд на события 14 декабря в какой-то момент или период жизни их авторов, «Записки декабриста» создавались около 40 лет. Их начал писать в читинской тюрьме молодой человек, оказавшийся причастным к важнейшему событию русской истории первой половины XIX в., и завершил умудренный жизнью старик, переживший многих своих соузников и в 70—80-е гг. явившийся одним из «последних декабристов», хранителем их наследства. «Записки декабриста» создавались, таким образом, не как воспоминание о прожитой жизни, а как хроника происходящей жизни, как записки и размышления современника.

В отличие от таких мемуаристов, как М. А. и Н. А. Бестужевы, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин и другие, сыгравших выдающуюся роль в декабристском движении, Розен был представителем так называемых рядовых декабристов, становление революционной личности которых началось незадолго до 14 декабря 1825 г. Розен был «рядовым» и в этом смысле глубоко типичным декабристом, индивидуальная судьба которого, при всей кажущейся случайности его принадлежности к декабристским обществам и ограниченном участии в восстании на Сенатской площади, отразила историю жизни и идейной эволюции значительного числа малоизвестных или даже безвестных участников движения. Именно о них писал К. Ф. Рылеев в своих «собственноручных показаниях», данных вечером 14 декабря 1825 г. в Зимнем дворце: «Открыв откровенно и решительно, что мне известно, я прошу одной милости — пощадить молодых людей, вовлеченных в общество, и вспомнить, что дух времени такая сила, пред которою они не в состоянии были устоять»[18].

«Записки декабриста», в полной мере отразившие черты и самый тип личности их автора, написаны не в стиле романтического повествования о прошлом, но представляют собой строгое по форме и добросовестное по исполнению историческое описание, отличающееся обстоятельностью и полнотой сообщаемых сведений. Однако определить жанр «Записок декабриста» как мемуаров или хроники явно недостаточно и неточно. Это скорее историческая автобиография, в основу которой, помимо воспоминаний автора, положены многочисленные и разнообразные документальные материалы. Прежде всего, это не дошедшие до нас мемуарные свидетельства декабристов, записанные Розеном в казематах Читы и Петровского Завода, на поселении в Кургане и на Кавказе. В Чите и Петровском Заводе «мы были вместе 85 человек, — отмечал он, — с 20-ю другими встретился на поселении и на Кавказе»[19]. По словам Розена, декабристы знали о составлении им «Записок»[20]. «В Чите, в Петровском Заводе, в Кургане, на Кавказе, за границею и везде при благоприятных встречах» он знакомил их со своими воспоминаниями, пользовался их памятью и советами. Осенью 1869 г. Розен читал главы «Записок декабриста» П.Н. Свистунову, М.А. Бестужеву и М.И. Муравьеву-Апостолу, «которые выслушали его чтение с большим удовольствием и отозвались о его труде с искреннею похвалою». В работе над «Записками» он использовал современную ему статистику, русскую и заграничную периодическую печать, мемуарную литературу, исторические сочинения. «Записки декабриста» по своему характеру, содержанию и источникам представляют собой историко-мемуарное произведение и в известном смысле являются результатом коллективного творчества. Однако свойственный Розену исторический фатализм, усиленный фатализмом религиозным, не позволил ему превратить его «Записки» в собственно историческое исследование. Рассматривая происшедшее как исторически необходимое и единственно возможное, Розен неизбежно вставал на путь исторического оправдания «зла» и примирения «врагов». То, что стало историей, по его мнению, не могло быть предметом восхваления или осуждения. Свой долг историка он видел лишь в «доставлении верных сведений», полагая, что историческая правда неизбежно раскрывается в достоверных исторических фактах. «Толковые и беспристрастные читатели сами найдут правду»[21], — писал он Д. И. Завалишину 22 апреля 1873 г.

Мемуары А.П. Беляева[22] «Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном 1805-1850» содержат много любопытных психологических и бытовых черт и характерных деталей; рукопись была прочитана Л.Н. Толстым и заинтересовала писателя; он выступил до определенной степени ее редактором и рекомендовал к изданию. Впервые мемуары были опубликованы в «Русской старине» в 1880-1881 гг., а в 1882 г. впервые вышли отдельным изданием. Автор описывает ту социальную среду и узкий семейный круг, в который в силу родственных и дружеских связей, а также знакомства входили выдающиеся государственные деятели, виднейшие представители российской знати. Большое внимание уделено годам учебы в Морском кадетском корпусе и службы в Гвардейском экипаже. Именно на службе в Гвардейском экипаже А.П. Беляев впервые познакомился с масонами и в этом общении стали формироваться его политические взгляды. В мемуарах описаны и заграничные морские путешествия. Автор участвовал в экспедициях в Исландию, Францию и на Гибралтар, он рассказывает о вооружении фрегата «Проворный», его быте и своих впечатлениях от путешествия. Объясняя причины восстания декабристов, А.П. Беляев дает набросок той социальной и культурной атмосферы, которая царила в первой четверти XIX века, настроений в среде армейских офицеров, их политических убеждений. Книга содержит ценные сведения об организации и быте каторжной артели, занятиях в ссылке, жизни на поселении и быте сибирской провинции. Отдельный круг воспоминаний составляют впечатления от службы на Кавказе.

О восстании 1825 г. отзывается: «… я и теперь сознаю в душе, что если б можно было одной своею жертвою совершить дело обновления отечества, то такая жертва была бы высока и свята, но та беда, что революционеры вместе с собой приносят преимущественно в жертву людей, вероятно, большею частью довольных своей судьбой и вовсе не желающих и даже не понимающих тех благодеяний, которые им хотят навязать против их убеждений, верований и желаний... Я вполне убежден, что только с каменным сердцем и духом зла, ослепленным умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы»[23].

Мемуары очень хорошо иллюстрируют характер автора. Неунывающий оптимист, он всегда отзывался о людях благожелательно. О годах ссылки он сохранил самое светлое воспоминание.

Очень показательно его описание перевода из завода в Балаганскую волость на Ангаре: «Когда известие о моем отъезде распространилось между рабочими завода, то интересно привести одно психическое явление, которое доказывает, что нет человека, у которого не сказывался бы тот внутренний голос, который вложил Творец в сердце каждого человека, — только человека из всех живущих тварей, как существа разумного. Возбудить этот голос совести в падшем преступнике — вот благородная задача правителей! Мне предстояла дорога горами и лесом на колесах или плыть Леной. Дорога лесом была небезопасна, так как там кочевали обыкновенно беглые с завода и могли напасть и ограбить; но вот приходит ко мне мой приятель урядник и рассказывает, что вчера в обществе каторжников поставлено было сообщить всем и дать знать, что если я поеду горами и кто-нибудь из них тронет меня, то с ними расправятся своим собственным судом, — и это за какой-нибудь кусок холста и рубашку или какую-нибудь копейку! И это в среде отверженных, глубоко развращенных людей! Если же в сердце есть благодарность, это дитя любви, то это сердце при благом воздействии на него слова любви может скоро украситься многими добродетелями и возвратить утраченное добро. Повторяю, вот задача правителей!»[24]

В конце записок А.П. Беляев излагает свой проект учреждения по всей России особых «попечителей» над народом, избираемых им самим.

Таким образом, в соответствии с общерусскими традициями основными мотивами мемуарного творчества декабристов в ссылке было стремление запечатлеть исторические события, свидетелями и участниками которых стали авторы. Мемуары освещают как события восстания 1825 года, пути, по которым каждый из участников событий пришел в тайное общество; так и жизнь и быт декабристов после следствия и суда. В общем корпусе декабристкой мемуаристики выделяется несколько сочинений, в которых в наибольшей степени проявилось осознание авторами своей причастности к истории, значения своих сочинений для ее изучения, а также являются хроникой жизни декабристов в ссылке.

 

Глава III. Мемуары о декабристах в период сибирской ссылки

Мемуары, важный исторический источник и ценный литературный памятник - воспоминания самих декабристов и их современников, открывают новую сторону в проблеме «декабристы и народ».

Рассмотрение проблемы «декабристы и народ» в нравственном аспекте показало, насколько эти люди - дворяне, аристократы были близки с простым народом в Сибири. Люди на поселении, знавшие старика Волконского, - свидетельствует современник декабристов Н.А. Белоголовый, - немало шокировались, когда, проходя в воскресенье от обедни по базару, видели, как князь, примостившись на облучке мужицкой телеги с наваленными мешками, ведет живой разговор с обступившими его мужиками, завтракая тут же вместе с ними краюхой серой пшеничной булки. В салоне жены Волконский появлялся, запачканный дегтем или с клочками сена на платье или своей окладистой бороде, надушенный ароматами скотного двора или тому подобными ароматами. В обществе он представлял оригинальное явление, говорил по-французски как француз, и был очень добр»[25].

О жизни декабристов в ссылке писали их современники – жены и дети, ученики – многие из декабристов, как уже отмечалось выше, занимались просветительской деятельностью.

Ученик декабристов Н.А. Белоголовый в своих воспоминаниях описывает период жизни, который был неразрывно связан с пребыванием декабристов в Сибири. Он был тесно знаком с А.П. Юшневским, в семье которого жил и воспитывался в 1842 г. Кроме того, в его воспоминаниях рассказывается о жизни и быте других ссыльных декабристов: А.З. Муравьева, А.И. Якубовича, Н.А. Панова, А.В. Поджио, братьев Н.А. и М.А. Бестужевых.

О своем воспитателе А.П. Юшневском он с благоговением пишет: «… Он выделялся необыкновенно светлым умом и образованностью и пользовался общим уважением за благородство характера и непоколебимость убеждений»[26].

О А.З. Муравьеве Н.А. Белоголовый в отрывках «Из воспоминаний сибиряка», напечатанных в «Русских Ведомостях» 1896 г., пишет, что «это был необыкновенно веселый и добродушный человек; смеющиеся глазки его так и прыгали, а раскатистый, заразительный хохот постоянно наполнял его небольшой домик» в деревне Малой Разводной, близ Иркутска, где он жил после освобождения из каторги. В Сибири его «все любили за беззаветную и деятельную доброту: он не только платонически сочувствовал всякой чужой беде, а делал все возможное, чтобы помочь: в деревушке он скоро сделался общим благодетелем; претендуя на знание медицины, он разыскивал сам больных мужиков и лечил их, помогая им не только лекарствами, но и пищею, деньгами, - всем, чем только мог»[27].

Дочь енисейского исправника М.Д. Францева, учившаяся у декабристов, писала: «Декабристы в тех местностях Сибири, где они жили, приобретали необыкновенную любовь народа. Они имели громадное влияние на сибиряков: их прямота, всегдашняя со всеми учтивость, простота в обращении и вместе с тем возвышенность чувств ставили их выше всех, а между тем они были доступны каждому»[28].

Говоря о воспоминаниях современников о жизни декабристов в ссылке нельзя не упомянуть об их женах.

Декабристам много помогали на каторге и в ссылке выехавшие в Сибирь за мужьями жены. Их было одиннадцать, этих героических женщин.

Н.А. Белоголовый писал: «Двумя главными центрами, около которых группировались иркутские декабристы, были семьи Трубецких и Волконских, так как они и имели средства жить шире, и обе хозяйки — Трубецкая и Волконская своим умом и образованием, а Трубецкая — и своею необыкновенною сердечностью, были как бы созданы, чтобы сплотить всех товарищей в одну дружескую колонию; присутствие же детей в обеих семьях вносило еще больше оживления и теплоты в отношения. Нельзя не пожалеть, что такие высокие и цельные по своей нравственной силе типы русских женщин, какими были жены декабристов, не нашли до сих пор ни должной оценки, ни своего Плутарха, потому что, если революционная деятельность декабристов мужей, по условиям времени, не допускает нас относиться к ним с совершенным объективизмом и историческим беспристрастием, то ничто не мешает признать в их женах такие классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычайной энергии, какими вправе гордиться страна, вырастившая их, образцы, которые без всякого зазора и независимо всякой политической тенденциозности могли бы служить в женской педагогии во многих отношениях идеальными примерами для будущих поколений. Как не почувствовать благоговейного изумления и не преклониться перед этими молоденькими и слабенькими женщинами, когда они, выросшие в холе и в атмосфере столичного большого света, покинули, часто наперекор советам своих отцов и матерей, весь окружавший их блеск и богатство, порвали со всем своим прошлым, с родными и дружескими связями, и бросились, как в пропасть, в далекую Сибирь с тем, чтобы разыскать своих несчастных мужей в каторжных рудниках и разделить с ними их участь, полную лишений и бесправия ссыльно-каторжных, похоронив в сибирских тундрах свою молодость и красоту!»[29].

Такое преклонение перед их подвигом закрепилось в сознании поколений. Время, история страны внесли свои коррективы в понятие «подвиг декабристов», и современные историки по-иному оценивают их «дело», чем их современники или последующие поколения, и оценивают неоднозначно. Подвиг жен декабристов выдержал все поправки временем, и отношение к нему во все периоды истории было однозначным.

Важно также помнить, как высоко ценили декабристки героическое поведение своих мужей. Достаточно обратиться к их мемуарам.

В отличие от событий следствия и казни мемуарная литература о пребывании декабристов на каторге и в ссылке в Сибирь представлена среди отечественных источников достаточно богато.

Воспоминания М.Н. Волконской и П.Е Анненковой относятся к лучшим образцам мемуаристики о декабристах.

Воспоминания М.Н. Волконской сохранились в форме письма к старшему сыну Михаилу. Это, по сути, проникновенное наставление и завещание Марии Николаевны детям. Она объясняет им, почему их отец пошел против царя и стал государственным преступником, раскрывает благородство целей и идеалов своего мужа и его товарищей. Исполненные веры, звучат слова замечательной женщины: «Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие или политический бред, все же справедливость требует сказать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит Отечество»[30].

В свих «Записках» М.Н. Волконская описывает не только тяготы своего пути на каторгу и в ссылку вслед за мужем, но и подробно – быт ссыльных, физическое и духовное их состояние. Кроме того, в частности, она пишет: «Здесь кстати упомянуть, как правительство ошибается относительно нашего доброго русского народа. В Иркутске меня предупреждали, что я рискую подвергнуться оскорблениям или даже быть убитой в рудниках и что власти не будут в состоянии меня защитить, так как эти несчастные не боятся больше наказаний. Теперь я жила среди этих людей, принадлежащих к последнему разряду человечества, а, между тем, мы видели с их стороны лишь знаки уважения; скажу больше: меня и Каташу они просто обожали и не иначе называли наших узников, как «наши князья», «наши господа», а когда работали вместе с ними в руднике, то предлагали исполнять за них урочную работу; они приносили им горячий картофель, испеченный в золе»[31].

Каташа – княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая – также отправилась в Сибирь вслед за мужем.

В воспоминаниях Полины Анненковой описан период с начала XIX века до 30-х годов. Они обрываются описанием событий, связанных с переходом в Петровский Завод. Она начинает свои мемуары с детских лет, проведенных во Франции, в замке Шампаньи, рассказывает о своей юности, для того, чтобы «объяснить, - пишет она, - разные недоразумения на счет моего происхождения, и тем прекратить толки людей, не знавших правды, которую по отношению ко мне и моей жизни часто искажали, как, например, это сделал Александр Дюма».

Наибольший интерес представляют страницы воспоминаний, посвященных пребыванию в Сибири. Имея прекрасную память, она сохранила для истории все, что увидела в пути, и все, чему была свидетельницей во время изгнания. Ей импонируют нравы сибиряков, условия жизни местных крестьян, чистота крестьянских жилищ: «Проезжая через Сибирь, я была удивлена и поражена на каждом шагу тем радушием и гостеприимством, которые встречала везде. Была я поражена и тем богатством и обилием, с которыми живет народ и поныне (1861 год), но тогда еще более было приволья всем. Особенно гостеприимство было развито в Сибири. Везде нас принимали, как будто мы проезжали чрез родственные страны; везде кормили людей отлично и, когда я спрашивала — сколько должна за них заплатить, ничего не хотели брать, говоря: «Только Богу на свечку пожалуйте»[32].

Значительное место в «Воспоминаниях» отводится описанию представителей сибирской администрации, тюремному режиму. В «Воспоминаниях» встречаются интересные наблюдения нравов и быта бурят. Увиденные внимательным взглядом П. Анненковой картины жизни русского и коренного населения Сибири представляют собой богатый материал для этнографа.

Таким образом, анализируя мемуарные произведения современников декабристов об их жизни в период каторги и ссылки, можно заключить, что они свидетельствуют о глубоком уважении простых людей к декабристам и стремлении посильно облегчить их участь. В мемуарах жен декабристов большое внимание уделяется описанию быта декабристов в период каторги и ссылки, а также отношениям ссыльных с окружающими их людьми – другими ссыльными, местными жителями – и наблюдениям о нравах и образе жизни жителей сибирского края.


Заключение

Изучение событий 1825 г., а также предшествующих им и периода ссылки, культурного наследия ссыльных декабристов невозможно без изучения обширного пласта мемуарной литературы – самих декабристов и современников о них. Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на общественное сознание передовой России первой половины XIX века. Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России.

Мемуары относятся к числу выдающихся памятников особого рода русской литературы, которые содержат в себе большой заряд эстетического и воспитательного воздействия на читателей. Вместе с тем мемуары декабристов являются ценнейшими источниками по истории освободительного движения в России первой половины XIX в. Однако не следует забывать, что мемуары – специфическая форма личностного осмысления событий, они носят в себе неизгладимый отпечаток авторской субъективности. Заключая в себе важные сведения о декабристском движении и его участниках, которые зачастую отсутствуют в официальных документах, воспоминания участников тайных обществ первой четверти XIX в. не лишены подчас определенной заданности и тенденциозности. Поэтому мемуары вообще, и декабристские в том числе, требуют к себе очень осторожного, аналитического отношения.

Тем не менее, из мемуарного наследия декабристов, а также воспоминаний об этом периоде их современников, очевидно, что в мировоззрении декабристов периода каторги и ссылки произошли определённые изменения. Общение с народом многих из них привело к более глубокому пониманию чаяний простых людей, их характера и образа мыслей. Личным примером они проявляли нравственное отношение к трудовой деятельности, как исключительному основанию благосостояния масс. Основными мотивами мемуарного творчества декабристов в ссылке было стремление запечатлеть исторические события, свидетелями и участниками которых стали авторы. Мемуары освещают как события восстания 1825 года, пути, по которым каждый из участников событий пришел в тайное общество; так и жизнь и быт декабристов после следствия и суда. В мемуарных произведениях декабристов периода сибирской ссылки большое внимание уделено описанию взаимоотношениям декабристов, их планов по развитию края и социально-культурной атмосферы среди ссыльных декабристов.

Мемуары современников декабристов, описывающие их жизнь в период каторги и ссылки, свидетельствуют о глубоком уважении простых людей к декабристам, стремлении посильно облегчить их участь и описывают отношения ссыльных с окружающими их людьми – другими ссыльными, местными жителями.

Большую научную ценность представляет эпистолярное наследие декабристов, в котором проявляется дух эпохи, содержатся ценные, нигде более не встречающиеся характеристики участников движения, отдельных исторических эпизодов. Кроме того, эпистолярное наследие декабристов является ценным источником для изучения социальной психологии передовых дворян.


Список используемой литературы

Источники:

1.     Басаргин Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1988. - 544 с.

2.     Батеньков Г.С. Повесть собственной жизни // http://new.hist.asu.ru – Алтайский региональный исторический портал

3.     Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. // Русские мемуары. Избранные страницы. - М.: Правда, 1990. - 564 с.

4.     Беляев А.П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. - Красноярск, 1990. - 312 с.

5.     Волконская М. Н. Записки // http://decemb.hobby.ru – Виртуальный музей декабристов

6.     Волконская М.Н. Записки // Своей судьбой гордимся мы. - Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1973. - 241 с.

7.     Воспоминания Бестужевых. - СПб: Наука, 2005. - 896 с.

8.     Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Т. 2. - М: Государственная публичная историческая библиотека России, 2008. - 519 с.

9.     Записки, статьи, письма декабриста И.Д. Якушкина // http://decemb.hobby.ru – Виртуальный музей декабристов

10.   Корнилович А.О. Сочинения и письма. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 550 с.

11.   Муравьев А.Н. Сочинения и письма. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. 439 с.

12.   Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1984. - 435 с.

13.   Францева М.Д. Воспоминания // В потомках ваше племя оживет. - Иркутск, 1986. - 326 с.

Литература:

1.     Алданов М. Сперанский и декабристы // Портреты. – М.: Захаров, 2006 – 526 с.

2.     Волк С. С. Исторические взгляды декабристов. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1958. – 344 с.

3.     Восстание декабристов / Под ред. М.В. Нечкиной. Т. 1. - М.: Наука 1984. - 368 с.

4.     Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М.: Худож. лит., 1965. - 241 с.

5.     Декабристы и русская культура. – Ленинград: Наука, 1976. – 346 с.

6.     Литературное наследие декабристов. - М.: Наука, 1976. – 400 с.

7.     Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука, 1982. - 412 с.

8.     Федоров В.А. Декабристы и их время. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 262 с.

9.     Чернов С.Н. У истоков русского освободительного движения. - Саратов, 1960. – 218 с.

10.   Эйдельман Н.Я. Первый декабрист. - М.: Вагриус, 2005. - 400 с.


[1] Герцен А.И. О развитии революционных идей в России//Собр. Соч.: В 30 т. - М., 1956 Т. 7.; Огарев Н. П. Избр. произведения. - М., 1956 - С. 450--451.

[2] Алпатов М.В. Александр Иванов. В 2 т. – М., 1956; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 5 т. – М., 2007 – т. 3; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - СПб., 1896-1903. Ч.1.

[3] Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965; Гессен С.  Солдаты и матросы в восстании декабристов. - М., 1930; Мейлах Б.С. Декабристы и Пушкин. – Иркутск, 1987;  Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука, 1982; Эйдельман Н. Удивительное поколение. Декабристы: лица и судьбы. – М., 2001; Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М., 1969.

[4] Батеньков Г.С. Повесть собственной жизни // Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Т. 2. -  М., 1933.  - С. 189

[5] Корнилович А.О. Сочинения и письма. - М. 1955.- С. 412

[6] Сперанский М. М. Письма к дочери. -  Новосибирск, 2002.  - С. 101

[7] Басаргин Николай Васильевич (1800-1861) - декабрист: состоял в «Южном обществе»; на 14 декабря 1925 г. был поручиком. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание  в Сибири - 20 лет каторги; с декабря 1835 г. на поселении. Далее был на гражданской службе.

[8] Н.В. Басаргин. Воспоминания, рассказы, статьи.  - Иркутск, 1988. - С. 238

[9] Якушкин Иван Дмитриевич (1793-1857) – декабрист, один из основателей «Союза спасения», член Северного общества. Приговорён к 10 годам каторги, содержался в крепости Роченсальм (Финляндия), затем на Нерчинском руднике и Петровском заводе в Забайкалье. С 1835 г.  на поселении в Ялуторовске; занимался педагогической деятельностью, основал училища для мальчиков и девочек.

[10] Записки, статьи, письма декабриста И.Д. Якушкина / Отв. ред. М.В. Нечкина.  – М., 1951.  - С. 351

[11] Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Т. 2. – М., 2008. - С. 294

[12] Муравьев Александр Николаевич (1792-1863) - участник Отечественной войны 1812 г.  и заграничных походом русской армии, неоднократно награждён. Один из основателей «Союза спасения», один из руководителей «Союза благоденствия». По делу декабристов сослан в Сибирь (1826 г.), вновь на службе в 1827 г., с 1828 г. - иркутский городничий. Участник Крымской войны, с 1855 г. - генерал-майор. В 1856 г.  - нижегородский военный губернатор, с 1861 г. - сенатор.

[13] Муравьев А.Н. Сочинения и письма.  - Иркутск, 1986.  - С. 214.

[14] Бестужев Николай Александрович (1791-1855) - декабрист: с 1824 г. состоял в «Северном обществе»; на 14 декабря 1925 г. был капитан-лейтенантом. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание  в Сибири - 20 лет каторги; с июля 1839 г. на поселении.

[15] Воспоминания Бестужевых. - СПб, 2005. - С. 364.

[16] Розен Андрей Евгеньевич (1799—1884) — барон, декабрист. Служил в лейб-гвардии в  финляндском полку; за участие в заговоре декабристов был сослан в каторжные работы в Читу на 6 лет, затем 5 лет жил на поселении в городе Кургане Тобольской губернии, а остальное время до воцарения Александра II — на Кавказе. Возвращенный в 1855 г. в имение своей жены, устроил здесь сельскую школу, в которой сам преподавал, и на собственные средства открыл крестьянский банк.

[17] Розен А.Е. Записки декабриста. Иркутск, 1984. - С. 166.

[18] Восстание декабристов // под ред. М.В. Нечкиной.  Т. 1. - М., 1984. - С. 152.

[19] Розен А.Е.. Записки декабриста. Иркутск, 1984. -  С. 108.

[20] Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Т. 2. - М., 2008. - С. 274.

[21] Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. Т. 2. – М., 2008. - С. 244—245.

[22] Беляев Александр Петрович (1803-1887) - декабрист, с 1824 г. член «Гвардейского экипажа»; на 14 декабря 1925 г. был мичманом. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание  в Сибири - 12 лет каторги; с ноября 1832 г. на поселении. С декабря 1839 г. служил на Кавказе, в 1846 г. вышел в отставку.

[23] Беляев А.П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. - Красноярск, 1990. - С. 122—123.

[24] Беляев А.П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. - Красноярск, 1990. - С. 155.

[25] Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. // Русские мемуары. Избранные страницы. М., 1990. - С. 216.

[26] Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. //  Русские мемуары. Избранные страницы. – М., 1990. - С. 234.

[27] Там же.

[28] Францева М. Д. Воспоминания // В потомках ваше племя оживет.  - Иркутск, 1986. - С. 284.

[29] Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. // Русские мемуары. Избранные страницы. М., 1990. - С. 258

[30] Волконская М.Н. Записки // Своей судьбой гордимся мы. - Иркутск, 1973. - С. 163

[31]Волконская М.Н. Записки // Своей судьбой гордимся мы. - Иркутск, 1973. - С. 114-115

[32] Анненкова П.Е. Записки жены декабриста // Своей судьбой гордимся мы. - Иркутск, 1973. - С. 235


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.