рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Механизм, аппарат и принципы правового государства

Курсовая работа: Механизм, аппарат и принципы правового государства


Курсовая работа

на тему:

Механизм, аппарат и принципы правового государства


План

Введение

1 Понятие механизма государства, его структура, принципы организации и деятельности

2 Государственный аппарат

3 Орган государства: понятие и признаки

4 Классификация государственных органов Украины

4.1 Президент Украины: статус и полномочия

4.2 Статус и компетенция Верховной Рады Украины - единственного органа законодательной власти в Украине

4.3 Характеристика органов исполнительной власти в Украине

4.4 Правосудие в Украине

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в Украине проходит стадию развития, т.к. Украина еще молодое независимое государство, которое приобрело свою независимость в результате распада СССР в 1991 году. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

В середине 80-х годов XX века Украина вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного механизма. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, суды Украины. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Украины 1996 года.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Исследованием данной проблемы занимались такие украинские юристы как Козюбра М., Копейчиков В. и Тюрина О.


1 Понятие механизма государства, его структура, принципы организации и деятельности

Государство – это суверенная политико-правовая организация общества, наделенная властью, которая осуществляется государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов с использованием, в случае надобности, легального принуждения1.

Механизм государства - есть система государственных органов, представляющих собой иерархическую структуру, основанную на разделении властей и обладающих необходимыми материальными придатками, посредством которых осуществляются задачи и функции государства2.

Характерные признаки механизма государства:

1.  Это иерархическая система, т.е. система, построенная на основе субординации и координации. Политико-организационную основу системы составляют органы государства, территория государства, вооруженные силы и другие государственные военные формирования, государственные символы, столица государства.

2.  Механизм государства является целостной системой внутренне организованных элементов, имеющая единые принципы построения и единые задачи и цели деятельности.

3.  Имеет единые системы: бюджетную, денежную, банковскую, государственную собственность, составляющие ее организационно-экономическую основу.

4.  Тесная связь между механизмом государства и функциями государства.

5.  Эта система имеет четкую структуру с определенными связями между ее элементами, т.е. механизм государства, являясь самостоятельной единой системой, содержит в себе органы, блоки и подсистемы и даже три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов, различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и

объемом компетенции, формами и методами деятельности.

В структуру механизма государства входят:

- аппарат государства;

- органы законодательной власти;

- судебные, правоохранительные органы, вооруженные силы,

исправительные учреждения, таможенные службы и т.д.;

- государственные учреждения, осуществляющие практическую деятельность, направленную на выполнение функций государства в культурной, экономической, социальной, образовательной, медицинской и др. сферах, и государственные предприятия, формирующиеся государством для осуществления хозяйственной деятельности;

- организационные и финансовые средства, необходимые для нормального функционирования всей государственной «машины».

Общими принципами организации и деятельности механизма государства являются следующие:

- принцип законности ( обязательность соблюдения всех законов государства и ратифицированных парламентом всеми государственными служащими);

- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина ( создает обязанности для государственных служащих по защите данных прав и свобод);

- принцип гласности (гражданам доступна информация о деятельности того или иного государственного органа);

- принцип демократизма (граждане могут участвовать в формировании и организации механизма государства);

- принцип профессионализма (использование наиболее квалифицированных работников в деятельности механизма государства);

- принцип гуманизма (политика государства направлена на признание ценности жизни человека);

- принцип разделения властей ( на законодательную, судебную и исполнительную, что влечет за собой создание в государстве системы сдержек и противовесов и препятствует узурпации власти);

- принцип ответственности служащих за принимаемые ими решения, за неисполнение ли ненадлежащее исполнение своих обязанностей ( предотвращает произвол со стороны государственных служащих);

- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, выборности и назначаемости (обеспечивает нормальное соотношение демократизма и бюрократии, централизации и децентрализации в государственном управлении).

В результате изложенного мною выше материала по данному вопросу можно сделать вывод, что механизм государства играет очень важную роль в государственном строительстве, т.к. в его структуру входят элементы, являющиеся основополагающими для функционирования государства и государственной власти и для функционирования единых систем, составляющих основу организационно-экономической деятельности государства.


2 Государственный аппарат

Аппарат государства является частью механизма государства.

Для государственного аппарата необходимы специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, у которых есть необходимая квалификация и профессионализм. Класс общества, занятый на работе в аппарате государства, определяют как бюрократию. Данный термин используется в нашем языке и для негативной характеристики таких явлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, канитель, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность, равнодушие к людям и их потребностям. Чтобы побороть негативные явления, используются демократические методы и стиль работы, целая система специально разработанных реально действующих мероприятий и механизмов, призванных укротить, удержать бюрократизацию. Эффективными являются такие мероприятия, как замена должностных лиц по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих права принимать участие в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы, обеспечивающей заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом органов власти, которые избраны и контролируются народом.

Аппарат государства – это юридически оформленная система всех государственных органов, осуществляющих непосредственную практическую работу по управлению обществом, исполнению задач и функций государства1. Понимание аппарата государства возможно в двояком понимании: в узком и широком. В узком понимании аппарат государства – это собственно управленческий аппарат или аппарат исполнительной власти, состоящий из чиновников и возглавляемый высшими исполнительными органами, а в широком понимании – рядом с управленческим аппаратом он включает в себя главу государства, парламент, органы местного самоуправления, вооруженные силы, милицию, дипломатические представительства за границей и др.

Как и другие структурные элементы механизма государства аппарат государства имеет свои отличия, т.е. признаки, отличающие его от других государственно-властных структур:

1)  государственный аппарат как система государственных структурно налаженных и организованных органов основан на общих принципах единства конечной цели, взаимодействия и направлен на реализацию функций государства1;

2)  как я уже сказала в определении аппарата государства, он представляет собой систему юридически оформленных государственных органов, которые наделены полномочиями ( или обладают определенной компетенцией) и, как носители власти, на профессиональной основе занимаются управлением обществом;

3)  в рамках государственного аппарата как системы государственных органов, деятельность государственных служащих четко ограничена от «собственности», которая принадлежит им как субъектам;

4)  имеет свои материально-технические средства для осуществления задач и функций государства2;

5)  эта система дифференцирована в соответствии с разделением государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

6)  свою деятельность по управлению обществом и выполнению функций государства аппарат государства осуществляет непосредственно в управленческих и правовых формах. Вообще ряд современных авторов научной правовой литературы выделяют всего лишь три правовые формы деятельности государственного аппарата: правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Но я выделила бы и добавила б этому списку еще и четвертую правовую форму деятельности государственного аппарата, такую как правоприменительная.

Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства по установлению, изменению или прекращению правовых норм, охватывающая подготовку нормативных юридических актов, их принятие и издание1.

Правоисполнительная деятельность- форма деятельности компетентных органов государства, занимающихся непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодательным органом государства, основанная на законе и осуществляющаяся только в рамках закона.

Правоохранительная деятельность- это форма деятельности компетентных органов государства по предупреждению правонарушений и привлечению правонарушителей к юридической ответственности, осуществляющаяся с целью охраны и защиты правовых норм путем применения методов юридического воздействия на правонарушителей2.

Правоприменительная деятельность- это форма деятельности компетентных органов государства по реализации правовых норм, охватывающая организацию и контроль за соблюдением правовых норм3.

Из всех признаков государственного аппарата меня заинтересовал «принцип разделения властей» как принцип организации работы государственного аппарата. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную имеет древнюю историю и традиционно связан с именем французского ученого Ш.-Л. Монтескье. Особенность его взглядов на «три власти» состоит в том, что каждая из них объявлялась самостоятельной и независимой. Тем самым исключалась узурпация власти каким-либо лицом или отдельным органом государства. Уже в подходе к принципу разделения властей Монтескье содержались основы сдержек их друг другом, что вскоре в США при создании

Конституции 1787 года было названо « системой сдержек и противовесов».

В отечественной истории еще задолго до Ш.-Л. Монтескье имели место

попытки («Пакты и Конституции» Пилипа Орлика от 05.04.1710 года) создать конституционный проект независимой Украины с учетом принципа разделения властей, их единства и взаимодействия: законодательная власть- Генеральная Рада, которая избирается; исполнительная власть- гетман, генеральная старшина и избранные представители от каждого полка; судебная власть.

«Пакты и Конституции» Пилипа Орлика, написанные под влиянием западноевропейского парламентаризма, заложили основные принципы республиканской формы государственного правления, но принцип разделения властей не является абсолютным. В нем, естественно, требуется согласование и взаимный правовой контроль деятельности различных ветвей власти с одной стороны, а с другой – осуществление судебного контроля за законностью деятельности управленческого аппарата означает нарушение принципа разделения властей, якобы таким образом судебная власть вмешивается в исполнительную. Так что этот принцип невозможно реализовать полностью. Формы и степень осуществления заинтересовавшего меня принципа зависят от национальных традиций, от конкретной социально-экономической и политической ситуации в конкретном государстве. Благодаря этому принципу в демократических государствах власть, в виде её трех ветвей, может являться политической формой выражения власти народа. Вот я говорю о принципе разделения властей в государстве, но будучи разделенной власть в государстве остается целостной и единой, ведь речь идет о разделении не власти, а функций осуществления этой власти. И не только о разделении, но и о взаимодействии этих функций.

Изложив материал по данному вопросу можно сделать вывод, что аппарат государства как элемент механизма государства, осуществляет четыре формы правовой деятельности и, основным признаком которого является принцип разделения властей как принцип организации работы государственного аппарата.


3 Орган государства: понятие и признаки

Частью государственного аппарата является орган государства. Он играет главную и решающую роль в механизме государства, выполняет задачи, функции и цели государства, у него есть юридически определенная государственно-властная компетенция, имеет собственную структуру, имеет свои, четко определенные, признаки. Следуя из всего этого можно сформулировать понятие органа государства.

Орган государства- часть государственного аппарата, представляющая собой группу лиц или одно лицо, имеющая юридически определенную государственно-властную компетенцию для исполнения задач, целей и функций государства1.

Орган государства, как и каждый другой орган, создается для осуществления определенного вида государственной деятельности, т.е. имеет свои предмет ведения, задачи и функции.

Орган государства, являясь первичным звеном механизма государства, посредством своей деятельности реализующий функции государства, обладает рядом специфических признаков, которые выделяют государственный орган в ряду других структурных элементов механизма государства. К этим признакам относятся2:

1)  формируется государством или непосредственно народом( примером здесь может послужить парламент) в соответствии с законом и функционирует на его основе;

2)  имеет предусмотренные конституцией или другими законами специальные функции, которые орган государства осуществляет от имени государства;

3)  имеет государственно-властные полномочия, позволяющие ему осуществлять юридически обязательные действия:

- издает нормативные и индивидуальные акты;

1.Скакун О.Ф. Теорія держави і права: Підручник./Пер. з рос.- Харків: Консум,2006.- с.91

2.Скакун О.Ф.2Теорія держави і права: Підручник./ Пер. з рос .- Харків: Консум, 2006.-с.91-92

- осуществляет контроль за точным и неуклонным выполнением требований, предусмотренных этими актами;

- обеспечивает и защищает эти требования от нарушений путем применения методов воспитания, переубеждения, стимулирования, а если нужно- государственного принуждения;

4) функционально взаимодействует с другими органами в процессе реализации своих полномочий, руководствуясь принципом «разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом». Принцип «разрешено все, что не запрещено законом» не принадлежит к деятельности государственных органов. Последний принцип действует в сфере имущественных отношений граждан, юридических лиц.

5) состоит из служащих, пребывающих в особых правоотношениях друг с другом и органом: объем, порядок использования ними властных полномочий устанавливаются законом и приобретают конкретизацию в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.;

6) имеет необходимую материальную базу – казенное имущество, находящееся

в его оперативном управлении; свои счет в банке; источник финансирования – государственный бюджет;

7) имеет организационную структуру ( строится по видам отдельных служб и численным расписанием), территориальный масштаб деятельности, систему служебной подотчетности и служебной дисциплины.

Орган государства, как и ряд других структурных элементов механизма государства, имеет свою структуру, в которую входят: аппарат, непосредственно выполняющий задачи и функции государства, имеющий государственно-властные полномочия, и вспомогательный аппарат, который не наделен государственно-властными полномочиями.


4 Классификация государственных органов Украины

Системы государственных органов в различных странах зависят от географических факторов, национального состава населения, государственного устройства, государственного режима страны. Важную роль играют идеология, политическая доктрина и конституционно-правовая концепция. Учитывая эти факторы, различают три современные модели государственных органов: централизовано-сегментную, моноцефальную и монотеократическую. Украина относится к централизовано-сегментной системе государственного управления, которая исходит из принципа разделения властей, соответствующего комплекса сдержек и противовесов и постулата, согласно которого органами государственной власти являются лишь главные центральные органы, действующие в масштабах всей страны ( глава государства, парламент, правительство), а также их представители на местах (главы местных государственных администраций и др.). Представительские органы на местах рассматриваются только как органы местного самоуправления и при этом учитываются такие принципы, как демократизм государства, верховенство права и т.п.

Государственные органы, имеющие властные полномочия, могут быть разделены по различным критериям. Выстроив эти критерии в логическом, для меня, порядке я пришла к следующей классификации государственных органов Украины:

1. По сроку функционирования: а) постоянные, т.е. те, которые создаются без ограничения срока функционирования; б) временные, т.е. те, которые создаются для достижения кратковременных целей ( например, временная следственная комиссия ЦВК).

2. По способу образования: а) выборные ( например, такие представительские органы как парламент, президент); б) назначаемые (например, органы прокуратуры, исполнительно-распорядительные органы); в) наследственные (наследственный монарх при такой форме государственного правления как абсолютная монархия).

3. По территории действия: а) общие ( общефедеральные в федеративных государствах, например в Российской Федерации), действие которых распространяется на территорию всей страны; б) субъектов федерации – в федеративном государстве; в) местные- действуют в административно-территориальных единицах.

4. По характеру компетенции: а) органы местной компетенции- правительство; б) органы специальной компетенции- министерства и т.п.

5. По порядку осуществления компетенции: а) коллегиальные- парламент; б) единоначальные- президент.

6. По правовым формам деятельности: а) правотворческие; б) правоприменительные; в) правоохранительные; г) контрольно-надзирательные; д) учредительные.

7. По принципу разделения властей: а) законодательные; б) исполнительные; в) судебные.

8. По характеру и содержанию деятельности: а) законодательные (парламент); б) исполнительные (правительство); в) правоохранительные ( милиция, органы безопасности); г) судебные ( суды- высшие и местные); д) контрольно-надзирательные ( прокуратура, государственные инспекции).

4.1 Президент Украины: статус и полномочия

Разделив все государственные органы Украины по различным критериям, если Вы заметили, я ни разу не упомянула о Президенте Украины как о должностном лице исполнительной власти. Объяснить это очень просто. Раздел V, статья 102, часть 1 Конституции Украины гласит: «Президент Украины является главой государства и выступает от имени государства»1,- т.е. Конституцией Украины, которая была принята пятой сессией Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года и внесенными в нее изменениями по состоянию от 8 декабря 2004 года законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины»2, Президент Украины не отнесен в должностным лицам исполнительной власти.

Полномочия Президента Украины достаточно широки и разносторонние. В основном он:

·   обеспечивает государственную независимость, национальную независимость и правопреемство Украины;

·   принимает участие в формировании органов государства. Конституция устанавливает разный порядок формирования таких органов и назначение их руководителей. В одних случаях это осуществляет непосредственно сам Президент, а в других он действует по согласию Верховной Рады или по представлению Премьер-министра. Непосредственно сам Президент назначает половину Совета Национального банка, треть состава Конституционного Суда Украины, образует суды. По согласию Верховной Рады он назначает Премьер-министра, Генерального прокурора, глав Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Государственного комитета телевидения и радиовещания. По представлению Премьер-министра он назначает персональный состав Кабинета Министров, руководителей центральных органов исполнительной власти, глав местных государственных администраций, создает, реорганизовывает и ликвидирует министерства и другие органы исполнительной власти;

·   принимает участие в законодательном процессе и нормативном регулировании общественных отношений путем реализации законодательной инициативы, подписывает законы, имеет право вето, издает указы и распоряжения, отменяет акты Кабинета Министров Украины и акты Совета Министров АРК;

·   представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство его внешнеполитической деятельностью, назначает и увольняет глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представительств иностранных государств;

·          имеет право назначать всеукраинский референдум, внеочередные выборы в Верховную Раду, прекращать их полномочия;

·          является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, вносит в Верховную Раду представление об объявлении состояния войны, принимает решение о мобилизации, введении чрезвычайного и военного состояния;

·          присваивает высшие военные звания, дипломатические ранги и классовые чины, награждает государственными наградами, принимает решение о принятии в гражданство, осуществляет помилование и объявляет амнистию.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.