рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Основные тенденции и механизмы развития начального и среднего женского образования в Западных губерниях Российской империи (втор. пол. ХIХ в. – 1917 г.)

Начиная с 1863 года, в связи с восстанием 1863-1864 годов, вопрос о женском воспитании и образовании чрезвычайно обострился. Еще до этих событий учебная администрация округа решительно высказалась за подчинение училищ ведению правительства. В дни восстания необходимость проведения этой меры стала для правительства очевидной. В 1863 году распоряжением военного генерал-губернатора Н.М. Муравьева было установлено наблюдение за политической благонадежностью частных пансионов, гимназий и их содержательниц. Как содержательницы, так и воспитанницы женских пансионов принимали горячее участие в пении гимнов и в уличных демонстрациях. Поэтому Муравьев отдал распоряжение о закрытии всех польских пансионов, об увольнении из женских гимназий надзирательниц и преподавателей польской национальности [7, с. 44].

К женским гимназиям были предъявлены жёсткие тиребования и установлен пристальный контроль [7, с. 49]. Кандидаток, которые бы полностью соответствовали этим требованиям, найти было трудно, и это отрицательно сказывалось на функционировании гимназий. Губернаторам западных губерний также было поручено проследить, чтобы в следующем 1863-1864 учебном году польский язык изучался в равном объеме с другими иностранными языками. Через год польский язык совсем исчез из женских гимназий. После того, как преподавательский состав Виленской, Гродненской и Ковенской женских гимназий был пополнен учителями русской национальности стали открываться новые женские гимназии в остальных губернских городах. Эти гимназии также находились в ведении Мариинского ведомства. Таким образом, в 1866 году в Беларуси было уже 4 женских гимназии Мариинского ведомства в губернских городах (Гродно, Могилев, Минск, Витебск).

Попечитель Виленского учебного округа И.П. Корнилов в 1866 году составил проект организации женского образования в округе [17, с. 121]. Главная идея этого проекта состояла в том, чтобы в населенных пунктах с преимущественно православным населением открыть новые женские учебные заведения, которые бы осуществляли обучение и воспитание в духе русского самодержавия и с наименьшими государственными затратами. И.П. Корнилов предлагал открыть женские училища в Бресте, Пружанах, Слониме, Мстиславле, Мозыре, Бобруйске. Содержательницами этих училищ и преподавателями в них должны были стать «благонадежные русские» (лица) православного исповедания и «самые благонадежные» из лиц лютеранской веры[17, 136]. В 1868 году эта предложенная И.П. Корниловым система открытия женских училищ была принята. Было открыто 32 таких училища в Виленском учебном округе [7, с. 57].

Женские гимназии в первые годы своего существования развивались слабо и медленно. Учениц поступало в них мало, да и те ученицы, которые поступали в гимназии, были большей частью детьми самых бедных родителей, так что треть всех учениц была не в состоянии вносить плату за обучение. Женские гимназии не были популярны в среде польско-белорусского дворянства. Оно с самого начала отнеслось к женским гимназиям с недоверием и предубеждением, как к заведениям от правительства. Родителям высшего сословия было неудобно отдавать своих детей в женские гимназии, а тем более под сопровождением слуг. Широкое распространение получило домашнее образование[24, с. 157].

Но постепенно гимназии стали наполняться ученицами, среди которых находились дети состоятельных и бедных родителей различных вероисповеданий. Доверие местного общества к данным учебным заведениям выразилось в постоянном приросте числа учащихся. Если в 1867 году в женских гимназиях Северо-Западного края было 560 учениц то в 1870 году - уже 882. В 70-х годах XIX в. количество воспитанниц настолько возросло, что многим приходилось отказывать в приеме из-за недостатка вакансий. [19, с. 113].

Ввиду этого при гимназиях постепенно стали открываться параллельные отделения, и плата за обучение была повышена. Резкое увеличение количества учащихся в женских учебных заведениях в 70-е годы можно объяснить, во-первых, борьбой русской администрации с польскими частными пансионами и школами, которые существовали нередко без разрешения правительства; во-вторых, увеличением количества русских чиновничьих семей, которые нуждались в образовании для своих дочерей. Повысились также требования к уровню знаний поступающих. До 80-х годов основная часть женских гимназий были шестиклассными, к концу же XIX в. большинство их стало семиклассными, что и предусматривалось уставом женских гимназий.

В 80-90-х годах XIX в. в Беларуси начали открываться всесословные женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения. [23, с. 20] Они создавались по «Положению о гимназиях и прогимназиях в Юго-Западном крае» от 26 мая 1869 года. Это положение фактически распространялось на северо-западные губернии. Общероссийское «Положение о гимназиях Министерства народного просвещения» 1870 года здесь не получило распространения [18, с. 130] . «Положение» 26 мая 1869 года отличалось от общероссийского тем, что не допускало участия в учреждении и управлении женской школой представителей городских сословий, а также было направлено на отстранение польского и белорусского дворянства от участия в делах женских учебных заведений. «Положением» 1869 года устанавливалось, что женские гимназии и прогимназии состоят в ведении Министерства народного просвещения и подчиняются непосредственно попечителю конкретного округа [25, с. 66].

Во второй половине XIX – начале XX вв. среднее женское образование в Беларуси, как и в России, заняло довольно прочное положение в системе народного образования. Появления среднего женского образования стало результатом борьбы демократической общественности за право женщин на получение образования, а также реформирования системы народного образования. Среднее женское образование было профессионально сориентированным на деятельность выпускниц в качестве «начальной учительницы ». Женские гимназии на первом этапе своей деятельности развивались слабо и медленно. В них в основном занимались дети бедных слоёв населения. Но постепенно в гимназии стали поступать дети и состоятельных родителей.

2.2 Женские училища духовного ведомства

Одним из типов учебных заведений, существовавших на территории Беларуси во второй половине XIX , были женские училища духовного ведомства. Открытие их было связано со значительным увеличением в 60-е годы XIX в. количества служителей русской православной церкви. Непосредственной задачей данных учебных заведений была подготовка будущих жен для священнослужителей - «благочестивых супруг и просвещенных матерей, которые могли бы содействовать нравственному усовершенствованию православного духовенства, а через него - и народа»[3, с. 88]. Воспитание девочек духовного звания очень сильно отличалось от других заведений.

Началом истории деятельности женских училищ духовного ведомства можно считать 30 - 40 годы XIX в., когда возникают первые приюты для малолетних дочерей сирот священников при православных монастырях. Первый приют на территории Беларуси был устроен при Буйничском монастыре в Могилевской епархии [3, с. 90]. Вторая половина 40-х - 50-е годы XIX в. характеризуются превращением приютов из благотворительных заведений в благотворительно-просветительные учебные заведения. В конце 50-х годов выявилось несоответствие между количеством желающих получить образование и ограниченным количеством вакансий в этих заведениях. К тому же выявилась потребность в более просвещенных женах и матерях по сравнению с теми, которые выходили из приютов. Поэтому в конце 50-х годов XIX в. начались работы по созданию правительственных просветительных учреждений. Особенно остро эта проблема стояла в Западном крае, так как для успешного и окончательного обращения униатов и укрепления православия необходима была правильная организация женского образования «в духе православия и русской народности» на территории Беларуси [25, с. 74].

Одним из первых, кто поднял в правительстве вопрос об учреждении в западных епархиях России учебных заведений для девиц духовного звания, был вице-директор департамента духовных дел иностранных исповеданий П.Н. Батюшков. В 1859 году он представил на рассмотрение императору Александру II «Проект всеподданейшей записки об учреждении училищ девиц духовного звания в западных губерниях» и одновременно с ним проекты преобразования Буйничского приюта в училище, а также устав и штат планируемого училища [25, с. 79]. В том же 1859 году императрица Мария Александровна выразила желание принять Могилевское училище под свое покровительство, и по ее воле началась разработка устава и штата планируемого училища. Во время подготовительной работы по созданию Могилевского училища на территории Беларуси были открыты 2 училища для девиц духовного звания: Паричское и Минское. Паричское училище стало первым училищем такого типа. Оно было открыто в сентябре 1860 года [10, с. 11].

Открытию Минского и Полоцкого училищ содействовало восстание 1863 - 1864 годов. Для этих двух училищ был выработан единый устав, были назначены приблизительно одинаковые штаты, а затем началась работа по устройству каждого из этих учебных заведений в отдельности. 18 ноября 1863 года император утвердил устав и штат Минского училища девиц духовного звания. В 1865 году началось строительстве училищного здания. 8 ноября 1867 года была освящена училищная церковь и официально открыто училище [15, с. 60].

В Полоцкой епархии в середине 60-х годов XIX в. действовало 2 женских духовных училища. С перемещением в город Витебск центра духовной жизни Полоцкой епархии планировалось перевести и женское духовное училище, существующее при Спасо-Ефросиниевском монастыре. Благодаря игуменье монастыря Синод оставил за монастырем отпускаемую до тех пор на училище сумму на открытие епархиального училища, но уже для детей псаломщиков. В Витебске было решено основать училище, находящееся под покровительством императрицы Марии Александровны. 18 сентября 1863 года император разрешил выдавать дополнительную ежегодную субсидию в размере 500 рублей на содержание казеннокоштных воспитанниц Спасо-Ефросиниевского училища. Если священники с этого времени начали отдавать своих дочерей в Витебское училище, то Спасо-Ефросиниевское оставалось исключительно для бедных дьячковских и пономарских дочерей [25, с. 71].

Таким образом, к 1865 году во всех белорусских епархиях, за исключением Гродненской, были открыты женские училища православного духовного ведомства.

В 70-90-х годах, как и в 60-х, в Беларуси существовали средние женские учебные заведения в основном двух типов: гимназии Мариинского ведомства и учебные заведения духовного ведомства.

Наряду с ними продолжали существовать частные женские учебные заведения и одна прогимназия Министерства народного просвещения. Всего казенных женских учебных заведений в этот период было сначала 8, потом 9. Все они были открыты с 1863 по 1867 годы, в период острой борьбы с польским влиянием в сфере образования.

Несмотря на относительно резкое увеличение количества учащихся в женских учебных заведениях в 70-е годы, общее количество их не превышало 1300 учениц. Не меняли положения и женские училища духовного ведомства. Они были самыми малочисленными учебными заведениями.

В 80-е и 90-е годы XIX в. количество женских учебных заведений и число учащихся в них существенно не изменились. В Гомельской женской прогимназии, единственном женском учебном заведении, открытом в этот период, учениц было не более 150.


Глава 3 Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства

3.1 Управление женскими учебными заведениями

Устройство и функционирование женских средних школ определялось рядом нормативных документов, принятых правительством. Высшее управление Мариинскими гимназиями осуществлял Главный управляющий ведомством учреждений императрицы Марии. Государственными и частными женскими гимназиями заведовало Министерство народного просвещения.

2 мая 1850г. из Виленской, Ковенской, Гродненской и Минской губерний был сформирован Виленский учебный округ, управление которым было возложено на Виленского генерал-губернатора И.Г. Бибикова. Витебская и Могилевская губернии отошли к Петербургскому округу, но по высочайшему повелению от 7-го октября 1864 года были присоединены к Виленскому учебному округу [15, с.37]. Правление Виленского учебного округа осуществляло контроль за деятельностью всех находящихся в округе учебных заведений. С 1863-1864 годов Министерство народного просвещения признало необходимым расширить власть попечителей, предоставив им право окончательного решения по многим вопросам, по которым ранее необходимо было обращаться в министерство.

В соответствии с «Положением о женских гимназиях и прогимназиях» от 26 мая 1869 года непосредственное управление частными учебными заведениями доверялось одному из директоров мужских гимназий или прогимназий, инспектору. Надзор за учебной частью возлагался на особого представителя округа, также на одного из преподавателей казенных гимназий [24, с. 227]. Функционирование частных гимназий зависело от их типа. Они подразделялись на три группы в зависимости от прав преподавателей и учениц: с полными правами, с правами для учащихся и без прав. В гимназиях с полными правами преподаватели состояли на государственной службе и обязаны были следовать правилам казенных учебных заведений. В гимназиях с правами для учащихся выпускные экзамены проходили в присутствии и под надзором депутатов от учебного округа. Данные частные учебные заведения могли называться частными гимназиями или прогимназиями [24, с. 230].

Каждая гимназия или училище имели штат, который состоял из начальника, главной и классных надзирательниц, преподавателей и других служащих.

Начальствующие лица осуществляли общее руководство учебно-воспитательным процессом, занимались удовлетворением разных хозяйственных нужд, председательствовали в заседаниях педагогического совета, следили за исполнением его постановлений, посещали уроки преподавателей с целью наблюдения за правильностью и целесообразностью применения методов и приемов преподавания и давали указания в случае надобности, следили за своевременным и надлежащим выполнением программ, вели официальную переписку с учреждениями и лицами, наблюдали за правильным ведением отчетности по приходу и расходу денежных сумм. Ближайшей помощницей начальницы была главная надзирательница. Она заведовала воспитательной частью и вела наблюдение за общим порядком [7, с. 65].

В женских учебных заведениях работали педагогические советы или комитеты, которые занимались обсуждением текущих дел гимназий и училищ, наблюдали за учебной и воспитательной работой. Если в частных учебных заведениях они были лишь совещательным органом при начальнике, то в правительственных обладали самостоятельной властью. Педагогический совет состоял из главной надзирательницы, законоучителя, всех преподающих и врача училища. Заседания проходили под председательством начальницы или директора. В обязанности педагогического совета входило: прием учениц в гимназию или училище и перевод их из класса в класс, обсуждение успехов, прилежания и поведения учениц, допущение их к экзаменам, определение наград ученицам, присуждение выдачи аттестатов и свидетельств, увольнение учениц, распределение учебных предметов по дням и часам на основании утвержденной таблицы недельных уроков, рассмотрение и одобрение программ, составленных преподавателями и преподавательницами, выбор учебных руководств и пособий, выбор книг для библиотеки и предметов для учебных кабинетов, составление правил для учащихся и правил о взыскании с них, назначение взыскания с учащихся, составление инструкций для преподавателей, рассмотрение годичных отчетов по учебной части.

Педагогические советы являлись своего рода методическими лабораториями. На своих совещаниях учителя обсуждали предлагаемые Министерством просвещения и окружным начальством методы преподавания, анализировали применяемые преподавателями способы и приемы обучения, разрабатывали методические рекомендации для учителей.

Педагогический совет собирался по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. Заседания педсовета назначались начальницей или директором по их усмотрению или же по письменному заявлению не менее 3-х членов совета. Дела в педагогическом совете решались простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председателя давал перевес.

В женских учебных заведениях имелись также хозяйственные комитеты, которые занимались финансовыми и хозяйственными вопросами. Они принимали плату за обучение, составляли смету необходимых расходов на полгода вперед и т. д. [17, с. 50]. В 1914 году хозяйственные комитеты при женских гимназиях были ликвидированны.

По «Положению о женских училищах Министерства народного просвещения» 1860 года при гимназиях учреждались попечительские советы «для ближайшего содействия успешному развитию училища со стороны общества». Они состояли из семи лиц - пяти постоянных и двух избираемых членов. Один избираемый член был из местного дворянства или чиновничества, второй - из купечества. Постоянными членами совета были: попечительница, уездный предводитель дворянства, директор училищ или гимназий, городской голова и начальница, избираемая попечительским советом «из лиц образованных и пользующихся доверием общества» и утвержденная министром [17, с. 57].

На попечительский совет были возложены обязанности избрания должностных лиц и учителей, изыскания средств для функционирования учебных заведений и наблюдение за их использованием, надзор за умственным и нравственным состоянием учащихся, за порядком и благоустройством гимназий и училищ. В конце каждого учебного года совет должен был представлять отчет о своей деятельности попечителю учебного округа к начальнику губернии, а также напечатать его в «Губернских Ведомостях».

По «Положению» 1860 года было также учреждено звание почетных попечителей всех женских учебных заведений в каждой губернии. Их обязанностью было содействовать основанию новых учебных заведений и осуществлять их поддержку. Они имели право давать указания попечительским советам, сообщать свои замечания попечителю учебного округа и даже министру.

При некоторых женских учебных заведениях существовали родительские комитеты, которые также занимались вопросами устройства учебных заведений. Родительский комитет на заседаниях рассматривал, например, следующие вопросы: об открытии общежития для иногородних учениц; об устройстве горячих завтраков; об оказании неуспевающим учащимся педагогической помощи и т. д. [27, с.214].

При каждой дирекции народных училищ состоял училищный совет. В советах председательствовали предводители дворянства. В состав советов входили представители Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, Министерства государственных имуществ, духовного ведомства и земских учреждений, в уездных же - еще представители городских обществ, земские начальники, попечители училищ и, по особым распоряжениям министерства, врачи. Директор являлся членом и управляющим делами губернского училищного совета, а инспектор - членом и делопроизводителем уездного училищного совета. Частные училища находились в ведении попечителя Виленского учебного округа и директоров народных училищ. В уездных и заштатных городах надзор за ними возлагался на уездного смотрителя училищ [19, с. 82].

Источниками содержания женских гимназий и прогимназий были: пособия из государственной казны или из ведомства императрицы Марии, плата за обучение, пожертвования частных лиц, местные пособия. Ассигнования государства были скудны, и основную сумму доходов гимназий составляли плата за обучение и общественные средства. [25,с. 33]. Благотворительность общественности в пользу женских гимназий Беларуси лимитировалась, но Министерство народного просвещения вынуждено было поддерживать в некоторых случаях инициативу местных городских обществ, направленную на открытие новых или расширение действующих женских гимназий в Беларуси. При назначении пособий женским учебным заведениям существовала норма, установленная законом: для гимназий - 2000 руб., для прогимназий -1000 руб. в год [25, с. 45 ].

Размер оплаты за обучение в женских гимназиях устанавливался по местным условиям попечительскими советами гимназий. Он зависел от множества факторов: посещения ученицами учебного заведения, организации учебно-воспитательного процесса, активности общественной поддержки, демократичности педагогического коллектива и др. В середине XIX в. размер оплаты составлял 15-20 руб. в год [15, с. 70]. Представление о конкретной сумме оплаты в женских гимназиях в различные периоды может дать соотношение ее с заработком преподавателя.

Плата вносилась за полгода вперед, в случае ее задержки в течение месяца следовало исключение не уплатившей ученицы из гимназии. Но это происходило редко, так как против этого зачастую выступало общество и городские власти.

Не все родители имели достаточно средств для обучения дочерей, и иногда писали прошений об освобождении от платы за учебу в связи с тяжелым материальным положением. Довольно часто эти ходатайства удовлетворялись начальством гимназии (в зависимости от финансового положения данного учебного заведения) [24, с. 180.].

При некоторых женских учебных заведениях существовали общества вспомоществования нуждающимся ученицам, которые оказывали помощь беднейшим из них. Ходатайства о помощи подавались родителями прямо в общество или через начальство гимназии. Кроме материальной нужды учениц, подававших прошение о пособии, принималось во внимание их поведение и успехи в науках. Средства общества состояли из членских взносов, доходов от капиталов и имущества, пожертвований членов общества, других лиц и организаций, доходов от литературных вечеров, публичных лекций и т.д. Использовать средства разрешалось исключительно в пользу гимназии. За этим следили педагогический совет и управление общества.

Материальную помощь своей гимназии оказывали также начальник, преподаватели, даже ученицы. Как правило, в каждой гимназии некоторое число учениц являлись стипендиатками, то есть обучались на средства, завещанные частными лицами или ведомствами. В Витебской Мариинской гимназии существовали стипендии имени Ее Императорского Величества Императрицы Марии Федоровны, имени Его Императорского Высочества Принца Петра Георгиевича Ольденбургского, стипендии тайного советника Ростовцева и др. (всего 12). От оплаты за обучение освобождались дочери служащих женских гимназий, которые проработали в них не менее 3-х лет [25, с. 79].

Всеми средствами, которые поступали в гимназию, распоряжался педагогический совет. Исключение составляли государственные целевые суммы и деньги, пожертвованные частными лицами, организациями, обществами со специально оговоренным предназначением. Попечителю округа давался отчет педсовета о решении финансовых вопросов в гимназии, но сама деятельность совета была самостоятельной.

Большинство женских гимназий находились в арендуемых помещениях, так как не всегда хватало средств для постройки собственного здания.

Многие из арендуемых домов не были приспособлены для проведения занятий. С конца XIX в. некоторые гимназии стали приобретать собственные дома. В 1880 году было построено здание Минской министерской гимназии, которое являлось довольно удобным для занятий, в 1893 году - Гродненской Мариинской гимназии и т.д.

Также в гимназиях существовали библиотеки: фундаментальная и ученическая. Выписывалось множество журналов для учениц и преподавателей. Книги и журналы, поступающие в библиотеки учебных заведений, проходили жесткую цензуру. Запрещенные издания не допускались в библиотеки и изымались из них. Среди учебных пособий, используемых в женских гимназиях, наиболее широко были распространены атласы, глобусы, географические и исторические карты, прописи, модели и другие предметы для рисования, черчения и т.д.

Женские гимназии были открытыми учебными заведениями, т.е. предназначались для «приходящих девиц». Для иногородних же учениц при некоторых гимназиях устраивались пансионы. В Могилевской Мариинской гимназии плата за пансион составляла 300 руб. в год (это полное содержание, включая постель, белье, обувь, одежду, книги, учебные пособия, классные принадлежности, медикаменты). На пищу отпускалось по 26 коп. в день на человека, на одежду и белье - по 35 руб. в год. При пансионе имелась лечебница [24, с. 125].

Пансионы имели четкий распорядок дня, который всегда строго исполнялся. В пансионе Могилевской Мариинской гимназии, как следует из дневника данного учебного заведения за 1898-1901 годы, воспитанницы вставали в 7 часов утра (в праздники разрешалось спать дольше), проводилась молитва и чтение Евангелия, перед уроками дежурные проверяли порядок в ящиках учениц.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.