рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова

Курсовая работа: Особенности социально-молодежной политики в странах Скандинавского полуострова

Введение

Молодежь – это та часть населения, которая еще не играет решающей роли в жизни страны, но от которой непосредственно зависит будущее всех остальных социально-демографических групп. Поэтому для государства важно обеспечить полный набор условий, способствующих «хорошему старту» молодежи, своевременной и успешной интеграции в сферу социально-трудовых отношений. В современном мире, переживающем глобальный экономический кризис, вхождение молодежи в общество, занятие ею достойного места на рынке труда особенно сложно. Кроме того, возникли серьезные проблемы, связанные со здоровьем молодежи, ее социальным самочувствием и экономическим положением. Серьезные опасения вызывает употребление молодыми людьми психоактивных веществ, раннее начало половой жизни, распространение различных форм девиантного поведения. Все эти и многие другие проблемы молодежи должны являться объектом пристального внимания правительства, озабоченного качеством жизни страны как в настоящий момент, так и в долгосрочной перспективе.

Особенно остро стоит молодежный вопрос в России, которая в ходе экономических и политических преобразований конца прошлого века утратила большую часть многолетнего опыта работы с молодежью, в то время как количество проблем подрастающего поколения неуклонно растет. Например, по данным статистики, 40% детей в нашей стране рождаются больными, причем по мере взросления потенциал здоровья молодого поколения не возрастает, а постоянно снижается, в результате чего школу оканчивают абсолютно здоровыми менее 10% юношей и девушек.

Поэтому в нашей стране необходима тщательная разработка программ молодежной политики, направленной на решение всего спектра проблем молодежи. В связи с этим актуальным представляется изучение опыта организации работы с молодежью в тех странах, которые добились в этой сфере ощутимых успехов. Социал-демократическая модель социальной политики, реализуемая в странах северной Европы, несомненно, позволяет добиться очень высоких результатов в решении проблем молодежи.

Целью настоящей курсовой работы является выявление особенностей молодежной политики в странах северо-западной Европы.

Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:

1.  Определить сущность понятия «социальная политика» как родового для молодежной политики.

2.  Установить особенности молодежи как социально-демографической группы и ее основные социальные проблемы.

3.  Определить содержание молодежной политики как направления государственной социальной политики.

4.  Установить общие характеристики социальной политики стран северо-западного региона зарубежной Европы.

5.  Выделить общие и особенные черты молодежной политики страны северо-западной Европы.

Объектом настоящей работы является молодежная политика как направления социальной политики.

Предмет работы – общее и особенное в молодежной политике стран северо-западной Европы.

Основным методом исследования является сравнительный анализ литературных источников.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть полезны для специалистов различных ведомств, реализующих на местном уровне государственную молодежную политику.


1. Социально-молодежная политика как элемент системы социальной защиты населения

1.1 Социальная политика, ее сущность и основные направления

Наиболее значимой детерминантой самодвижения социальной сферы является социальная политика. Именно социальная политика призвана решать проблему соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, уменьшая противоречия в экономических и социальных процессах, протекающих в большей или меньшей мере стихийно.

Социальная политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами). Социальная политика – многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному-двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния.

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.

Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная, региональная, корпоративная и т.д. Такой терминологический подход имеет право на существование и его нельзя исключать, но он не дает возможности для более глубокого сущностного понимания этого социального явления. При таком узком толковании социальной политики, например, отсутствие мер и мероприятий позволяет делать вывод об отсутствии социальной политики как таковой. Социальная политика всегда имеет место не только чисто с теоретических позиций, но и в практической жизни. Другое дело, социальная политика может быть, к сожалению, ошибочной, слабой, деформированной и т.д., ибо в широком смысле и с научных позиций – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Социальная политика разрабатывается и реализуется посредством соблюдения ряда основных принципов: социальная справедливость; эгалитаризм, понимаемый как равенство социальных, личных прав, правовых возможностей, но не фактическое равенство материального положения, невозможное в принципе; социальная дифференциация; адресность поддержки слабозащищенных слоев населения; защита всех категорий населения от стихийных явлений, негативных факторов общественной жизни – инфляции, безработицы, роста цен и пр.; социальное партнерство; социальное равновесие, при котором исключаются острые конфликты между различными слоями и группами населения; поддержание стабильности в обществе, без которой невозможна мобилизация усилий государства и всей общественности по реализации различных социальных программ; толерантность как проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения; максимизация прожиточного минимума как стартовой основы при оказании социальной помощи и защиты; гражданский мир и согласие различных слоев, групп населения, партий, других общественных организаций и объединений, могущих своими действиями упрочить консенсусные и скоординированные основы социальной политики.

Многообразие объектов социальной политики, ее задач и направлений может быть отражено в понятии о ее типах. Выделяется несколько основных типов социальной политики, каждый из которых имеет свою структуру:

1. Государственно-территориальный тип социальной политики. В данном случае структура политики будет определяться административно-территориальным делением государства. Так в РФ с этой точки зрения можно выделить федеральную, региональную и муниципальную социальную политику. Таким образом, структурированная социальная политика будет осуществляться с учетом географических и климатических условий регионов, численностью населения в них, его социально-культурными особенностями и т.д. Как отмечает Е.И. Холостова, «рассмотрение социальной политики, осуществляемой в системе уровней государственного устройства позволяет утверждать, что деятельность по ее разработке и реализации будет продуктивной только в том случае, если все уровни будут действовать в единстве целей и средств, если будет последовательно проведено структурирование полномочий и обязанностей по каждому из уровней с созданием их непротиворечивой системы, и если всегда будет учитываться комплексность социальной политики».

2. Сферный тип социальной политики. Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность общества и все функции государства, причем ряд элементов в рамках такой структуры являются «пограничными», лежат на стыке социальной сферы и смежных областей деятельности. Объект и предмет сферного типа социальной политики являются далеко не линейными, а многоуровневыми и системными. Они совпадают с главными элементами, блоками и структурами, входящими в крупный единый комплекс – социально-трудовую сферу (СТС) – систему взаимосвязанных компонентов и частей (частных сфер), среди которых:

• отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор и т.д.);

• рынок труда, занятость, безработица;

• социальное партнерство;

• социальная защита;

• оплата и охрана труда;

• социальное страхование;

• пенсионная система и др.

Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки. Вряд ли можно признать сильной и правильной социальную политику, в рамках которой ее субъекты обращают свое внимание лишь на развитие образования, культуры и т.п. и не уделяют его проблемам занятости, мотиваций, пенсионного обеспечения и т.д.

3. Демографический тип социальной политики. Для данного типа характерна ориентация на различные социально-демографические группы населения. С одной стороны, такой подход позволяет рассмотреть в различных группах населения нечто особенное, то что отличает их от других. С другой стороны, он позволяет сосредоточить в едином содержательном и организационном блоке все проблемы, касающиеся конкретной социально-демографической группы и наметить пути их разрешения, независимо от того, к деятельности какого ведомства они относятся.

В то же время, использование данного подхода связано с определенными рисками. Концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве обычно бывает вызвана дефицитом социально-экономических ресурсов, невозможностью организации всеохватной социальной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность. Так, планируя политику в отношении пожилых людей, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом возрасте и лишь проявляются в пенсионные годы. Можно сказать, что такой подход ориентирован скорее на выживание определенных групп населения, чем на социальное развитие всего общества.

Тем не менее, именно демографический подход в соответствии с темой данной работы должен быть использован в качестве ее методологической основы. Учитывая рассмотренные его особенности, необходимо понимать, что социально-демографический подход в социально и экономически развитых странах северной Европы не является основным для структурирования социальной политики. В данных государствах преобладают территориальный и сферный типы политики. Поэтому молодежная политика там обычно не выделяется как один из центральных элементов социальной политики, а как бы растворяется в основных социальных сферах.

1.2 Молодежь как социальная группа, ее социальные проблемы

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь–социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». В источниках по социальной работе можно встретить такие определения: «молодежь – это социально-демографическая группа, в возрасте от 14 до 30 лет – от наступления физической зрелости до достижения трудовой и социальной стабильности (приобретение профессии, экономической самостоятельности), создания семьи и рождения детей»; «молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества».

К своеобразию особенностей социального состава молодого поколения (в силу его переходного положения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе) необходимо отнести:

во-первых, наличие значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом – социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой;

во-вторых, то, что социальные особенности различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Образуемые таким образом социокультурные модели масс молодежи (неформальные, движенческие, когортные и т.д.) существенно различаются.

Разные авторы выделяют различные характеристики молодежи как социальной группы. Так, указывается, что отличительными чертами современной молодежи является то, что она, как правило, более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Кроме того, особенности молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ею становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.

Т.С. Зубкова и Т.В. Тимошина выделяют следующие характеристики молодежи, определяющие ее роль в обществе: большая потенциальная общественная энергия; способность видеть и остро воспринимать все негативные черты общества на каждом этапе его развития; потребность в переменах и уверенность в своих возможностях произвести их; максимализм и несклонность к компромиссам; отсутствие жизненного опыта; потребность в сильном лидере; неумение адекватно и объективно оценивать себя и других.

Таким образом, как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодежь имеет свою специфику, требующую пристального анализа, разработки специальных концепций и теорий среднего уровня. Учитывая относительность самостоятельности молодежи как социально-демографической группы, необходимо, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, а во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей молодежи социально обусловлен, и они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Поэтому и молодежные проблемы, ставшие предметом научного анализа, принято подразделять на две большие группы:

1. Специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

2. Проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т.д.).

Наиболее значимые социальные проблемы молодежи связаны с «жизненным стартом» – с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современном обществе обозначенные проблемы обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы. К таким проблемам можно отнести проблему равных образовательных возможностей, проблему занятости и трудоустройства, проблему организации досуга, проблему социализации и социальной идентификации и т.д.

1.2 Молодежная политика как направление социальной политики

В настоящее время термином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. В.Т. Лисовский и его соавторы выделяют несколько аспектов в понимании данного термина.

Во-первых, это очень широкая, многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 29 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т.д.).

Во-вторых, под «молодежной политикой» подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. Они совместно с другими структурами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, преступности среди подростков, социальной незащищенности молодей семьи.

В-третьих, термин «молодежная политика» охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. В некоторых регионах комитеты по делам молодежи объединены с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре, что отражает прямолинейное и узкое понимание сути молодежной политики на данной территории.

Как узкое, так и широкое трактование сути молодежной политики подвергаются критике со стороны ученых и практиков. Такие подходы приводят или к сужению содержания этого вида социальной политики или к ее «размыванию» в других социально-экономических вопросах, решаемых правительственными и муниципальными органами в отношении различных категорий населения.

Молодежная политика – это своего рода «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной районной), социально-экономической политики. Она может осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по «завоеванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического правового, политического, этнического, культурологического и т.д.) статуса молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение.

Таким образом, цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи:

– создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики);

– создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм социальной жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

Можно утверждать, что государственная молодежная политика – это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

Традиционно выделяются следующие направления молодежной политики:

–  обеспечение соблюдения прав молодежи;

–  обеспечение гарантий в сфере труда и занятости;

–  государственная поддержка молодой семьи;

–  гарантированное предоставление социальных услуг;

–  поддержка талантливой молодежи;

–  формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

–  поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

–  содействие международным молодежным обменам.

Указывается, что система формирования и реализации государственной молодежной политики включает три основных направления деятельности: социальное законодательство; государственное регулирование; плановое и финансовое обеспечение.

В ряде стран Запада молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью всестороннее развитие личности молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.

Среди множества глобальных проблем, находящихся в центре внимания ООН, забота о молодом поколении была провозглашена в качестве одной из важнейших ее задач, особенно после принятия в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Проблемы молодежи становятся постоянным объектом внимания всей системы ООН, в том числе ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ.

Для реализации молодежных программ ЮНЕСКО уделяет большое внимание соблюдению основных прав и свобод человека, прежде всего права на жизнь. В этих целях ЮНЕСКО оказывает помощь в поиске новых и развитии существующих форм сотрудничества на местном, региональном и международном уровнях. Молодежная политика и деятельность ЮНЕСКО пользуются вниманием и поддержкой правительств многих стран мира, общественных сил, в том числе молодежных объединений и их руководящих органов. В решении проблем молодежи активное участие принимает Международная организация труда (МОТ). В своих решениях и практической деятельности она учитывает долгосрочные перспективы в связи с ростом числа молодых людей в мире, особенно в развивающихся странах, которые, по мнению экспертов МОТ, «встретятся с серьезными, а в отдельных случаях непреодолимыми, трудностями в поисках производственной занятости».

В развитых странах Запада реализуются две основные стратегии молодежной политики. Первая (ее называют иногда неоконсервативной) предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации расходования средств и категорий нуждающихся в помощи. Вторая, разработанная социал-демократическими правительствами ряда стран Центральной и Северной Европы, исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.