рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Особенности утверждения геополитических позиций России на Северном Кавказе

Тем более, что в этих завоеваниях вместе с Россией принимали участие и многие другие народы, которые были заинтересованы в успешном для нее их завершении. И не только на Кавказе. В Ливонской войне со Швецией на стороне России сражались абазинские, черкесские и иные инородческие соединения, в войнах с Польшей - большие ногаи (65).

Державные рубежи на юге прикрывали не только казаки, но и калмыки. Попытки крымских ханов склонить их к измене оказались безуспешными. Калмыки принимали участие во всех войнах, которые приходилось вести России в XVIII – XIX веках (66).

К расширению территориальных пределов России с пониманием относились многие представители интеллектуальной элиты входивших в ее состав восточных инонациональных сообществ. На страницах тюрко-язычной печати в 1881 году появилось следующее суждение Ислам-бея Гаспрского: «…Мы думаем, что рано или поздно границы Руси заключат в себе все тюрко-татарские племена и в силу вещей, несмотря на временные остановки, должны дойти туда, где кончается населенность тюрко-татар в Азии. Граница, разделяющая Туркмению и Среднюю Азию на две части – русскую и не русскую неестественна (67)

Солидарность с Россией со стороны коренного населения прослеживается и при завоевании части Кавказа. В длительном и предельно сложном процессе установления единства с этим сложным краем происходила борьба противоречивых тенденций, сопровождавшаяся порой и их драматическим взаимодействием. Исключение же из динамики этого взаимодействия каких-либо деталей ведет неизбежно к искаженному восприятию прошлого.

2. Незамеченные итоги Кавказской войны

Из всех более или менее значимых сюжетов в исследовании событий Кавказской войны наибольшую освещенность получили только ее трагические последствия. Они представлены в виде обычных рассуждений о покорении Кавказа, реакционных происках царизма, геноциде и угнетении горцев, выставляющих в одностороннем, неприглядном для России свете. Отображение же итогов только со стороны победителей или побежденных и умолчания не отвечает заповедям объективности.

Необходимо остановиться на некоторых итогах Кавказской войны, на которые раньше не обращали внимания исследователи. Следует заранее отметить, что факты, подтверждающие бесперспективность борьбы части горцев против России в ходе Кавказской войны в действительности существуют.

По одному из откровений самого Шамиля, «эту войну можно было кончить раньше», еще в 1838 году. Именно тогда он хотел изъявить покорность России и прекратить враждебные действия против нее, но, к сожалению, не встретил понимания, столкнулся с обвинениями «измены шариату» и угрозами убить, и был вынужден подчиниться данной когда-то клятве. По его же признанию в войне с Россией он потерял свой народ. Незадолго до сдачи в плен уже почти все население, когда-то подвластное имаму, изъявило покорность ей и, вопреки мюридам, и благосклонно встречало русские войска и их главнокомандующего князя А.И. Барятинского (68).

В соответствии со сложившимися в исторической науке стереотипами обстоятельства сдачи в плен выглядят иначе. Современный видный кавказовед В.Г. Гаджиев описывает их следующим образом: «После окончания крымской войны самодержавие значительную часть своей армии… перебросило на Северо-Восточный Кавказ. И эта намного превосходившая числом горские народы армия, окружив плотным кольцом имама, принудила Шамиля сложить оружие и сдаться на милость победителей» (69). Как видно, автор считает возможным не принимать во внимание фактор прекращения поддержки со стороны населения, хотя в воспоминаниях, точно переданных в записях М.Н. Чичаговой, сам Шамиль называет его в качестве определяющего при принятии решения (70).

Что же касается взаимоувязки окончания противостояния части горцев на Северо-Восточном Кавказе с Крымской войной, то во внимание должны приниматься и негативные изменения в геополитической ситуации в регионе, напрямую вызванные этим поражением. В одном из писем из Стамбула 15 ноября 1858 года П.А. Чихачев сообщал о том, что после того как Россия лишилась флота на Черном море, «…Турция открыто покровительствует гнусной торговле рабами»(71). О массовой распродаже невольников, в числе которых было не мало и русских подданных, уведомлял неоднократно в 1860 году консул А.Н. Мошнин.(72). После подписания Парижского мирного договора цены на рабов резко стали снижаться, что свидетельствует о том, что борьбу с этим позорным промыслом вела только Россия, тогда как в нем наряду с Турками принимали участие англичане, французы и другие представители европейских держав (73).

Противодействие этому со стороны России предпринималось и в тот период, когда ее называли не иначе как «жандарм Европы». Но размах работорговли был таким, что меры давали лишь частичные результаты (74). С введением же повсеместного русского управления на Кавказе после его полного включения в состав империи торговля живым товаром в крае полностью прекратилась (75).

В статье, написанной в 1859 году незадолго до окончания войны на Северо-Восточном Кавказе, Н.А. Добролюбов происходившее объяснял так: «Шамиль давно уже не был для горцев представителем свободы и национальности. Оттого то и находилось столько людей, способных изменить ему…» Вместе с тем находившиеся под властью Шамиля видели, как отмечает Н.А. Добролюбов в заключение, что «…жизнь мирных селений… под покровительством русских, гораздо спокойнее и обильнее…». Это и заставило их делать соответствующий выбор, « с надеждою на мир и удобства быта» (76).

По горячим следам событий участники даже со стороны непокорных горцев замечали то, что впоследствии было предано забвению: Кавказ покорился не только силе оружия, но и силе нравственного авторитета России. Были, конечно, и обоюдные разрушения в ходе боевых действий, но жесткие меры предпринимались лишь после того, как «…самая крайность к тому понудила» (77)

Наказаниям по распоряжению А.П. Ермолова подвергались только изменники и те, кто занимался грабежами, совершая набеги на русское и туземное население, принявшее подданство империи. Генерал считал, что строгость способна предупредить много преступлений, а меры экономической блокады заставят, не проливая крови, переменить «разбойнический образ жизни» тех, кто занимается набегами (78). Едва ли можно согласиться с утверждением М.М. Блиева о том, что « индустрия набега» в крае являлась «…таким же устойчивым занятием, как скотоводство и земледелие» (79).

Россия действительно, втянувшись в охватившую полвека Кавказскую войну, прежде всего выступила против набеговой практики горцев (80). В ходе войны были жертвы с той и другой стороны, но были и горские общества, взятые под защиту русских войск от произвола мюридов, были спасенные в сражениях дети, которым русские офицеры обязывались отчислять определенный процент от своего жалования до их совершеннолетия, не говоря уже о крупных разовых пожертвованиях (81), и создававшихся за счет казны специальных приютах, « военно-сиротских отделений», для малолетних детей «возмутителей и изменников между горскими народами» (82).

Впрочем и Шамиль не был лишен благородства. Он разрешил русским раскольникам, бежавшим в горы, свободно отравлять богослужения, возводить часовни, поддерживать разбросанные храмы, не требуя за эти права ни податей, ни повинностей (83). За их притеснения Шамиль очень строго наказывал виновных, а когда положение аула Ведень, в окрестностях которого находилось несколько старообрядческих скитов, стало ненадежным, он для обеспечения безопасности перевел их в Дагестан (84).

Как имам он обладал огромным влиянием на подвластные народы, но на каком-то этапе сила нравственного влияния России стала выше, и Шамиль вынужден был признать это. В имамате допускалась дискриминация, например при сборе налогов с подвластного населения, как установлено Н.И. Покровским «дагестанец-скотовод или садовод платит несравненно меньше…» (85).

Это не в последнюю очередь способствовало тому, что их горные общества так и не стали органической частью создаваемого Шамилем государства, не преодолевшего в конечном итоге барьер непрочного этнополитического объединения. В нем периодически возникали сложные конфликты и не прекращалось противостояние управленческому аппарату (86). Это всего лишь небольшие сюжетные заметки к историографии вопроса, со всей наглядностью показывают необходимость очищения сложившихся в ней стереотипов от перекосов, исказивших истину. Правда заключается в том, что Кавказская война явилась не только фактором длительного противостояния, но и государственного объединения под эгидой России другой более значительной части туземного населения.

Необходимо отметить еще одну немаловажную деталь последствий Кавказской войны. После завершения последних наиболее крупных боевых операций для коренных народов края была установлена особая система управления, получившая наименование военно-народной. Она основывалась на сохранении существовавшего общественного строя с предоставлению населению возможности решать свои внутренние дела по народным обычаям (адатам). В неизменном виде сохранилось также судопроизводство и привычные способы разрешения правовых проблем, в тои числе по канонам исповедуемой мусульманской религии (шариата) (87). И это не было исключением. Для исполнения управленческих функций в низших звеньях административного аппарата каждый народ избирал из своей среды чиновников, которые лишь после этого утверждались в должностях высшими инстанциями.

Будучи имамом, Шамиль гораздо жестче управлял горцами. Он применял «беспощадные кары» за любые проступки, и впоследствии рассматривал прежнюю жестокость как «печальную необходимость» для поддержания общественно-политической стабильности (88). В этом русская власть сохранила преемственность, но учла существовавшие особенности. Меры же твердости, как предполагалось, «дадут время и средства» для того, чтобы удержание горцев в покорности военной силой сменилось владычеством, основанным на нравственной силе (89).

Но поддержание внешнего государственного порядка в таких условиях требовало содержания на северо-кавказской окраине многочисленных штатов администрации и военных подразделений, что привело к образованию значительной прослойки чиновников и военных, в некоторых районах она достигала 7-8% (90). В связи с этим расходы на управленческий аппарат достигали 61% от общих (91), только частично возмещавшиеся податными сборами с подвластного населения.

Но именно такое мощное государственное присутствие в этом сложном полиэтническом регионе заставляло даже западноевропейскую прессу писать о том, что после присоединения края к России, она впервые за многие века «принесла сюда успокоение», положив «начала мирному преуспеванию» (92).

Тем не менее, в этих оценках есть доля преувеличения. Полного замирения в крае тогда достигнуто не было. Время от времени, хотя и в намного меньших размерах, возникали межнациональные конфликты. Но численность присоединенного населения стала неуклонно возрастать (93). Это указывает на благотворность и стабилизирующее значение российских государственных ограничений, а как установлено в начале XX века достаточно авторитетной австрийской школой нациологии рост народонаселения – важнейший показатель этнического развития (94). Местные народы после вхождения в состав России сохранили «сплошную Территорию и традиционный экономический уклад».

Системная совмещенность российских ограничений в военно-народном управлении с гарантиями невмешательства во внутренние дела, свидетельствует о том, что внутренняя стабилизация достигалась при помощи не подавления, как принято думать, а политического компромисса, предложенного всеем горцам, несмотря на военное поражение непреклонных последователей теократической доктрины. Предполагалось, что большинство горцев со временем все же признают Россию своим отечеством. Именно гражданское приобщение и было конечной целью этого компромисса.

Его условия, хотя и не сразу, принял сам прославленный имам, вдохновитель газавата с иноверной православной державой. После сдачи Шамиля в плен 25 августа 1859 года российское правительство признало все его заслуги. Все мюриды, перешедшие еще до этого на русскую сторону, тут же «получали полное прощение» и с доверием принимались при желании на службу, а оставшиеся до конца непримиримыми были отпущены на «свободное жительство» в аулах с личным оружием, чтобы не унижать их достоинства, впрочем, оно было оставлено и имаму и с ним он предстал перед наместником, а потом и перед российским монархом.

Встреча с Александром II, состоявшаяся 15 сентября 1859 года, во время которой царь обошелся с ним на удивление великодушно, и заверил, что Шамиль не будет раскаиваться в сдаче в плен, особенно глубоко тронула имама. Он начинал понимать, что находится «не во враждебной…, а в дружественной стране» (95). Ему был построен дом в г. Калуге, назначалось весьма приличное содержание. И такое обхождение было не только с ним. Шамиль видел и других сосланных горцев, которые «ходили на свободе, получали также от государя содержание, занимались вольной работой и жили своими домами» и до глубины души раскаивался, что не так содержал русских пленных (96). Шамиль убедился, что на него никто не сердится и не желает зла, даже мальчишки, а на Кавказе, по его утверждению, в таком же положении «закидали бы… грязью,…прибили бы…и даже убили…» (97). На заданный кем-то вопрос: «Отчего Вы так упорно не сдавались?»,-искренне ответил: «Да, я жалею, что не знал России и что ранее не искал ее дружбы» (98). Через семь лет пребывания в России 26 августа 1866 года Шамиль со всей семьей при полном соблюдении норм и обычаев Шариата присягнул ей на верное подданство, после чего как и все проходившие через этот обряд, в том числе и целые народы, считался уже соотечественником (99). Это опиралось на соответствующие правовые нормы, содержавшиеся в своде законов Российской империи.

Шамиль очень надеялся, что все его сыновья и зятья, приняв присягу, будут служить новому отечеству и его монархам «верой и правдой». Шамиль умер в 1871 году в Медине, благословляя Россию и молясь за ее «великодушного монарха» (100).

В его судьбе отражена судьба всех горских народов, раздиравшихся противоречивыми настроениями «за» и «против» при единении с Россией. Сын Шамиля Джамал-Эддин, выданный в 1839 году отцом в заложники русским, был воспитан в Пажеском корпусе, в самом престижном военном учебном заведении, попал на службу в один из гвардейских полков и горячо полюбил свою вторую родину. Шафи-Магомет стал генерал-майором, и, судя по всему, также был патриотом России. Кази-Магомет нарушил завещание отца, не вернулся из-за границы и подался в турецкие войска, в составе которых принимал участие в различных военных кампаниях против России, особенно в 1877 – 1878 годах (101).

Точно такие же противоречия проявлялись и в интеграционных процессах с Россией у всех без исключения северокавказских народов (102).Одна, чаще всего самая значительная часть тех или иных этнических сообществ, приходила к осознанию своего единства с Россией, а другая продолжала сохранять по отношению к ней или нейтральную до поры до времени неопределенность, или даже открытую враждебность.

Особенно ярко эта двойственность проступала на поверхность исторических событий в экстремальных ситуациях. В периоды войн, например, часть мусульман края, молились, как когда-то и имам Шамиль, за Россию, а часть предавалась не успевшему остыть за годы российского подданства религиозному фанатизму и попадала под влияние других политических ориентаций. Формирование общегражданских связей происходило уже при вхождении тех или иных национальных сообществ в состав России и продолжалось на последующих этапах. На рубеже XX века этот процесс приобретал все большую устойчивость, но не был еще завершен. Не получил он завершение, как показывает современный конфликт в Чечне и по сей день.

Сделанные сопоставления позволяют видеть наличие отнюдь не «насильственных, феодальных, военных», как считал В.И. Ленин (103), связей между народами, населявшими Россию. Происходившая на Северном Кавказе, например, их эволюция, приводила к постепенному вытеснению их общегражданскими, что обусловливалось быстрыми процессами интеграции местных инонациональных сообществ в систему российских государственных отношений. Подтверждением этому может служить появление у вошедших в состав России как добровольно, так и в результате принуждения северокавказских племен помимо национального еще и российского самосознания. Происходило это, конечно же, при столкновении разнонаправленных противоречивых тенденций. Однако в 20 – 30е годы XX века в отечественной исторической науке утвердилась, несмотря на это, точка зрения о существовании насильственных связей между народами в Российской империи и подобные представления сохраняются до сих пор.

Линия на компромисс в политике, проводимой на Северном Кавказе, обеспечивавшая постепенное эволюционное приобщение его коренного населения к российской государственной системе, еще в общих чертах выдерживалась и в начале XX века. В условиях наметившегося политического кризиса самодержавной формы правления в начале XX века, затронувшего все сферы общественных и социальных отношений, в том числе и на северокавказской окраине, этот компромисс все меньше и меньше обогащался конструктивными идеями, адекватно отражающими новые реалии. Представители власти не замечали интеграции большинства местного населения в российское гражданское общество, набиравшей силу тенденции признания ими России своим отечеством. В ряде критических ситуаций, требовавших государственного вмешательства, действовали неадекватно обстоятельствам, полагаясь лишь на меры силового принуждения.

Следует заметить, что в политике России эти рецидивы время от времени проявлялись и ранее, так как в ней всегда сталкивались разные подходы. Когда преобладающей становилась традиционная для государства политика соблюдения равновесия, признания двух государственных начал, русского и инородческого, поддержания нравственного авторитета (104), способствовавшего на протяжении веков объединению различных народов, Россия добивалась крупных успехов, а когда намечались отклонения от нее – расплачивалась нестабильностью и потрясениями. Таким образом, итоги Кавказской войны – покорение этого многонационального края не только силой оружия, но и силой нравственного авторитета России, политический компромисс и состоявшееся гражданское приобщение коренного населения к ней – оставались наукой не замеченными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подтверждением состоявшегося гражданского приобщения служит и то, что сепаратизм на Северном Кавказе на рубеже XIX – XX веков не получил широкого распространения, несмотря на сложность положения в крае. Б. Байтуган, сторонник горской независимости, в материалах, подготовленных в начале 30х годов для польской разведки, дезинформировал не только ее, но и общественное мнение, в том числе и на Западе, написав о ненависти масс ко всему русскому (105).

Удивительно, что незамеченным остался сюжет в тексте, в котором Б. Байтуган с сожалением говорит об отсутствии у горцев “крепко спаянной сепаратистской группы…” Не раз он сетовал на недоверие масс к тем, кто отстаивал необходимость создания независимого государства на Северном Кавказе. Б. Байтуган был вынужден признать, что проводившиеся в кризисной для страны ситуации горские съезды 1917 года не высказывались за безоговорочное отделение от России и к тому же выявили минимум сепаратистских тенденций. Избранные от народа делегаты настаивали “только на федеративном переустройстве русского государства в его прежних границах, где горцы составляли бы отдельную территориальную единицу” (106). Итак, противоречивость в данных Б. Байтугана показывает, прежде всего, несостоятельность выводов об “извечной и всеобщей вражде горцев к русским”.

Российское государственное пространство в течение долгого времени формировалось на многонациональной основе. Это подтверждается и на постсоветском пространстве, единство которого несмотря ни на что пока еще сохраняется. В ряде горячих точек население даже изъявляло желание войти в состав России (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье). В праве на самоопределение недопустимо существование двойных стандартов: одни -для больших, другие – для малых наций. Такое подразделение несправедливо. Не должны игнорироваться позиции частей того или иного народа. Стремление сохранить единство с Россией прослеживается и у чеченцев.

За приверженность России сепаратисты убили немало чеченцев, в то же время представители народа отстаивали пророссийские позиции. Некоторые представители чеченского народа, рискуя жизнью, призывали: «Не допускайте, чтобы нас унижали травлей русских братьев». Оправдания сепаратистами своей деятельности «извечной враждой» построены на исторических фальсификациях и лишь вводят общественность в заблуждение. Ссылки на депортацию 1944г. несостоятельны, т.к. они не вызвали антирусских настроений (107).

Взявшись за оружие, при вторжении боевиков Ш. Басаева в 1999 г. дагестанские ополченцы подчеркивали, что защищают Россию, свою родину. По словам генерала Г.Н. Трошева, пережившего две чеченские кампании в конце XX века, российских солдат встречали как освободителей (108). Представления у простых людей и сепаратистов, как видно, и сегодня не совпадают. Не случайно они не могут обходиться без иностранных наемников.

После начала наступления российских войск в сентябре-октябре 1999г. примерно населения Чечни переместилась в Россию. Конечно, немалое влияние на это оказывало желание спастись, но показательно то, что эта часть населения оказалась не готова защищать независимость Чечни до последней капли крови.

Выражая настроения народа, А. Кадыров, взявшийся за управление республикой в непростой ситуации, указывал на опасность ухода русских войск из Чечни и предоставлении ей новой независимости. Но он отметил, что люди зачастую сами укрывают бандитов, а значит ключ к миру в руках самих чеченцев. Но народ боится сказать свое слово, т.к. опасается преждевременного вывода войск с территории края, боится остаться один на один с бандитами.

Как в прошедшие века, так и сейчас сохраняются все те же противоречивые тенденции, как в настроениях чеченского народа, так и в политике России, но, судя по всему, она по прежнему остается не только государственным образованием на полиэтнонациональной основе, но и идеей объединения. В основе ее политики в крае. Несмотря на всю противоречивость геополитического процесса, лежала справедливость. Спасая и защищая малые народы, Россия обретала нравственный потенциал, который, как видно, не утрачен и поныне.


ПРИМЕЧАНИЯ

1.         Маивеев В.А. Сепаратизм на Северном Кавказе: история и современность// СКК знание. Патриотизм, национализм, глобализм: государственные, этносоциальные и правовые аспекты: Матер. науч. конф 30 –31 мая2002 г. Адлер 2002г. С 128 – 129.

2.         Там же.- С. 129.

3.         Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию – последствие Кавказской войны.-Нальчик,1994.-С. 88 – 89.

4.         Матвеев В.А.Исторические особенности утверждения геополитических позиций России на Северном Кавказе.-Армавир; Ростов – на – Дону.Там же.-, 2002.-С. 6.

5.         Там же.- С. 6.

6.         Тройно Ф.П. Кавказская война и судьбы горских народов // Кавказская война:уроки истории и современность:Матер. науч. конф. Краснодар 16 – 18 мая 1994г. – Краснодар, 1995.- С. 81-82.

7.         Матвеев В.А. Указ. Соч.- С. 6.

8.         Тройно Ф.П.Указ. соч.- С. 81.

9.         Цит.по:Лурье С.В. Российская империя как этнокультурный феномен // Цивилизации и культуры. Вып.1.-М.,1994.- С.-126.

10.      Матвеев В.А.Указ. соч.- С. 7.

11.      Там же.- С. 7.

12.      Кумыков Т.Х. Указ. Соч.- С.48; Тройно Ф.П. Указ.соч.- С.81-82.

13.      Блиев М.М. «Камень Барятинского» // Родина. 1995. №10.-С.29.

14.      Матвеев В.А.Указ.соч.- С.8.

15.      Там же.- С.8.

16.      Там же.-С.9.

17.      Кавтврадзе А.Г. Генерал А.П. Ермолов.- Тула,1977.- С.71.

18.      Матвеев В.А. Указ. Соч.- С.10.

19.      Там же.- С.10.

20.      Там же.- С.10.

21.      Там же.- С.10.

22.      Цаголов Г. Край беспросветной нужды. (Заметки о нагорной полосе Терской области). Владикавказ, 1912.- С.165-166; Кабузан В.А. Народы России в первой половине XIX века.:Численность и этнический состав.- М.,1992.- С.214-215.

23.      Там же.- С.214-215.

24.      Розанов В.В. Кто истинный виновник этого? (Перепечатка из журнала «Русское обозрение» 1896г.) //Русь.-1991.-№1.- С.6-7.

25.      МеропиевМ.А. О положении русских инородцев.- СПб., 1901.- С.7.

26.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.12.

27.      Там же.- С.12.

28.      Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого.- Св.- Троицкий монастырь, 1991.- С.171.

29.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.13.

30.      Заурбекова Г.В. Сепаратизм в Чечне // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №135.- М.,2000.- С.18.

31.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.14.

32.      Потто В.А. Первые добровольцы Карабаха в эпоху водворения русского владычества на Кавказе: Военно-исторический очерк. (Б/и: Тифлис, 1902).- М.,1993.- С. 47-48.

33.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.14.

34.      Там же.- С.14.

35.      Там же.- С. 15.

36.      Там же.- С.16.

37.      В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. В 2-х ч.-М.,1994. Ч.1..- С.22.

38.      Там же.- С.20.

39.      Борьба империй ( “круглый стол”) // Родина.-1995.- № 3-4.-С.29.

40.      Матвеев В.А. Указ. Соч.- С.16.

41.      В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией…Ч. .- С.48.

42.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С. 16.

43.      В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией…Ч .-С.48.

44.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.17.

45.      Рерих Н.К. По лицу земли // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. В 2 ч.- М.,1994.Ч.2.- С.206.

46.      Гаджиев К.С. Национально-территориальные перспективы российской государственности // Цивилизации и культуры. Вып.2.- М., 1995.-С.69.

47.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.18.

48.      Там же.- С. 18.

49.      Там же.- С.18.

50.      Виноградов Б.В. Горские набеги в контексте российско-кавказских взаимоотношений периода правления Павла I // Вопросы северокавказской истории. Вып.1.- Армавир, 1996.- С.28.

51.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.18.

52.      Там же.- С.19.

53.      Фадеев Р. Шестьдесят лет Кавказской войны.- Тифлис, 1860.

54.      Матвеев В.А.Указ.соч.- С.19.

55.      Там же.- С.19.

56.      Договоры России с Востоком политические и торговые / Собрал и издал Т.Юзефович.- СПб.,1869.-С.45.

57.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.19.

58.      Там же.- С.20.

59.      Там же.- С. 20.

60.      Там же.- С.20.

61.      Там же.- С. 20.

62.      Там же.- С.21.

63.      Там же.- С.21.

64.      Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Россия между Европой и Азией. В 2 ч.- М.,1994. Ч.1.- С.123.

65.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.22.

66.      Там же.- С. 22.

67.      Гаспринский И.-Б. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина // Россия между Европой и Азией. В 2ч. …Ч.1.- С.258.

68.      Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк / Сост. М.Н. Чичагова.- СПб.,1889.-С.55-56, 20, 83,89-100.

69.      Матвеев В.А. Указ.соч.- С.24.

70.      Чичагова М.Н. Указ.соч

71.      Матвеев В.А. Указ.соч –С.24.

72.      Там же.- С.24.

73.      Там же.- С.24.

74.      Там же.-С.24.

75.      Там же.- С.24.

76.      Там же.-С.25.

77.      Там же.-С.25.

78.      Там же.С.25.

79.      Блиев М.М. Рецензия // Отечественная история.-2001.-№6.-С.149.

80.      Там же.- С.151.

81.      Чичагова М.Н.Указ.соч.- С.22,104.

82.      Кавтарадзе А.Г.Указ.соч.- С.82.

83.      Чичагова М.Н.Указ.соч.- С.49,93.

84.      Матвеев В.А.Указ. соч.- С.26.

85.      Там же.- С.26.

86.      Блиев М.М.Указ.соч.- С.152.

87.      Матвеев В.А.Указ.соч.- С.27.

88.      Матвеев В.А.Была ли Россия «тюрьмой народов?» // Посев.- 1994.- №4.- С.48-49.

89.      Матвеев В.А. Исторические особеннос утверждения геополитических позиций России на Северном Кавказе.-Армавир; Ростов –на –Дону., 2002.- С.-27.

90.      Там же.- С.28.

91.      Там же.- С.28.

92.      Там же.-С.28.

93.      Там же.-С.28.

94.      Там же.-С.28.

95.      Чичагова М.Н.Указ.соч.-С112-113.

96.      Там же.- С.126.

97.      Там же.-С.122, 117, 119-120, 126, 128, 172.

98.      Там же.- С.113.

99.      Там же.-С. 200, 202, 206.

100.    Там же.

101.    Там же.- С.83-84, 207.

102.    Матвеев В.А.Уаз.соч.-С.33.

103.    Там же.- С.34.

104.    Там же.- С. 36.

105.    «Кристаллизация» горского освободительного движения. Размышления Б. Байтугана об истории мусульиан Северного Кавказа и Дагестана // Вопросы истории. 2001. №5.- С.25.

106.    Там же.- С.18, 24.

107.    Заурбекова Г.В.Указ.соч.-С.7,8,12,14,27.

108.    Трошев Г. Моя война.Чеченский дневник окопного генерала.- М.,2001.- С.159, 255,317.


БИБЛИОГРАФИЯ

1.         В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. В 2ч.-М.,1994г.

2.         Договоры России с Востоком политические и торговые / Собрал и издал Т.Юзефович.

3.         Матвеев В.А. Исторические особенности утверждения геополитических позиций России на еверном Кавказе.-Армавир; Ростов – на – Дону, 2002г.

4.         Меропиев М.А. О положении русских инородцев.-СПб.,1901г.

5.         Кавтарадзе А.Г. Генерал А.П. Ермолов.- Тула,1977г.

6.         Кумыков Т.Х. Выселение адыгов в Турцию – последствие Кавказской войны.- Нальчик, 1994г.

7.         Потто В.А. Первые добровольцы Карабаха в эпоху водворения русского владычества на Кавказе:военно-исторический очерк.- М., 1993г.

8.         Трошев Г. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала.- М.,2001г.

9.         Фадеев Р. Шестьдесят лет Кавказской войны.- Тифлис, 1860г.

10.      Цаголов Г.Край беспросветной нужды.- Владикавказ,1912г.

11.      Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России.- СПб.,1889г.

12.      Вопросы истории. 2001г. №5.

13.      Вопросы северокавказской истории. Вып.1. Армавир.1996г.

14.      Исследования по прикладной и неотложной этнологии. №135. – М.,2000г.

15.      Отечественная история. №6. 2001г.

16.      Посев. №5. 1994г.

17.      Родина. №3-4. 1995г.

18.      Родина. №10. 1995г.

19.      Русь. №1. 1991г.

20.      Цивилизации и культуры. Вып.2.-М., 1995г.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.