рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Система управления в СССР в 30-40 годы

а) советское управление реформировалось и функционировало в условиях исторически короткой и чрезвычайно напряженной паузы между двумя мировыми войнами, под прессом жесткого политического, военного и экономического давления враждебного мирового капитализма, в экстремальной ситуации, состоянии стрессового, тревожно-обостренного чувства военной опасности, ощущения осажденной крепости;

б) управление вынуждено было действовать соответственно жестким законам военной осады, с предельным напряжением, применять необычные и энергичные формы и методы для обеспечения безопасности страны, ускоренного ее антикапиталистического преобразования, уделять приоритетное внимание обороноспособности страны и меньше внимания повышению жизненного уровня, развитию благосостояния народа;

в) сказались и низкий уровень общей, политической, управленческой культуры, идеологический и партийный монополизм, культ личности, авторитарность партийно-государственной элиты, оторванность ее от народа.

Таким образом, утвердилась в управлении воля высшего должностного лица, власть административно-исполнительного, чиновно-бюрократического аппарата, предельная концентрация полномочий в рамках узкого круга должностных лиц, всевластной партийно-государственной верхушки, тотальное подчинение интересов личности своеобразно толкуемым интересам государства. Советы деформировались, становились властью для трудящихся через государственно-партийную администрацию. Усилилась централизация управления, роль общесоюзных органов. Численно увеличившийся управленческий аппарат увлекался отчетами, запретами, указаниями, циркулярами и другими формами чиновного бюрократического творчества.

Ограничивалась советская демократия, нарушалась законность, принижалась роль суда, прокуратуры, имел место правовой, судебный и внесудебный произвол, необоснованные массовые репрессии, от чего пострадали тысячи невинных людей, » том числе члены ВКП(б), работники государственного, общественного управления, специалисты народного хозяйства, культуры, науки, искусства, что снизило качество и эффективность межвоенного советского государственного управления.

 

2. Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне

Реальная угроза Союзу ССР быть втянутым в начавшуюся 1 сентября 1939 г. мировую войну понудила вновь изменить приоритеты, задачи, методы, структуру системы государственного управления. В его деятельность внедряются элементы милитаризма, централизации, усиливается роль исполнительных я контрольных органов.

Милитаризация управления становится составной частью общего курса на укрепление государственности, воплощается в политике укрепления обороноспособности страны (двойном увеличении ассигнований на нужды обороны — до 39% в год прироста оборонной промышленности, быстром росте выпуска самолетов, танков, артиллерии, военного судостроения и др., усилении внимания к проблемам организации Рабоче-крестьянской Красной Армии). Расходы на содержание армии за три года увеличены в 3,5 раза. Изменены принципы комплектования армии, Законом о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. закреплен кадровый принцип построения РККА. С сентября 1939 г. по июнь 1941 г. сформировано 125 новых стрелковых дивизий, началось формирование 29 мехкорпусов, 27 артполков, 10 противотанковых бригад, 25 авиадивизий. Численный состав армии вырос в пять раз за пять лет и составил свыше 5 млн человек к 22 июня 1941 г[9; С.67].

Реорганизовано военное управление, укреплено единоначалие в армии, упразднен институт военных комиссаров, восстановлены генеральские и адмиральские звания, с учетом уроков финской кампании (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.), взят курс на омоложение комсостава, выдвижение профессионально подготовленных военачальников. Из уволенных в запас около 40 тыс. командиров, часть которых была репрессирована, восстановлено в РККА 30 тыс., в том числе К. К. Рокоссовский, А- В. Горбатов и другие видные военачальники. Улучшена подготовка комсостава, штатное и табельное хозяйство, разрабатываются мобилизационный и оперативный планы, положение о полевом управлении войск.

В июле 1940 г. утвержден новый состав Главного военного совета под председательством наркома обороны С. К. Тимошенко. В январе 1941 г. начальником Генерального штаба, заместителем наркома обороны назначен Г. К. Жуков, его заместителем — К. А. Мерецков, утверждены командующие войсками военных округов.

9 апреля 1941 г. реорганизован созданный еще в 1937 г. Комитет обороны, которому придан статус чрезвычайного органа управления. Состав его сокращен до пяти человек: К. Е. Ворошилов (председатель), И. В. Сталин, А. А. Жданов (заместитель председателя), С. К. Тимошенко, Н. Г. Кузнецов.

Усиливались общесоюзное централизованное начало во всей системе государственного управления, безусловная власть центра над периферией, подавлялись узкоместнические настроения региональной элиты.

Мобилизационная исполнительность придается всей системе Советов депутатов трудящихся, возрастает роль союзного и республиканского правительств, исполкомов всех уровней. Повышена персональная ответственность наркомов, директоров предприятий, начальников железных дорог за выполнение заказов и перевозку грузов для авиационной и других военно-оборонных отраслей промышленности.

6 сентября 1940 г. создан Наркомат госконтроля СССР с целью улучшения проверки исполнения постановлений правительства, установления строжайшего контроля над расходованием денежных средств, материальных ценностей. Ему предоставлено право давать обязательные указания учреждениям и предприятиям, налагать дисциплинарные взыскания на их руководителей за неисполнение решений правительства, производить денежные начеты и привлекать к судебной ответственности лиц, виновных в бесхозяйственности. Во всех наркоматах создавались контрольно-инспекторские группы. Усовершенствован политический контроль над бюрократическим аппаратом, в феврале 1941 г. из НКВД выделен в самостоятельный наркомат госбезопасности, который руководил и внешней разведкой.

Дифференцировано управление сложным промышленным комплексом, созданы новые отраслевые наркоматы, в том числе в сфере оборонного сектора промышленности, производства вооружений, приняты меры по улучшению руководства хозяйственными ведомствами. К августу 1940 г. в Правительстве СССР имелось 25 общесоюзных и 16 союзно-республиканских наркоматов. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов по упорядочению работы наркоматов, всех государственных учреждений, промышленных предприятий, усилению ответственности служащих, рабочих, руководителей учреждений и предприятий за качество работы, соблюдение дисциплины. Установлена уголовная ответственность за прогул и уход с работы, приравнен к преступлению, вредительству выпуск недоброкачественной, нестандартной, некомплектной продукции, что влекло судебную ответственность и тюремное заключение сроком на пять—восемь лет.

В предвоенные годы было сделано немало по укреплению безопасности, обороноспособности страны, но не все возможное, что и определило как плюсы, так и минусы подготовки страны к участию в войне. В управлении преобладало настроение мирного времени. Высшее руководство противоречиво оценивало характер взаимоотношений с Германией. На приеме выпускников военных академий в Кремле 5 мая 1941 г. И. В. Сталин назвал обстановку очень напряженной, когда можно ожидать в ближайшее время нападения фашистской Германии на СССР, призвал усилить боеготовность войск, повысить бдительность, отрешиться от благодушия мирного времени. А 14 июня 1941 г. «Правда» опубликовала сообщение ТАСС, где от имени советских руководящих кругов названы беспочвенными слухи о намерении Германии разорвать мирный договор, предпринять нападение на СССР, названы лживыми и провокационными слухи о подготовке СССР к войне с Германией. Л. П. Берия уверял, что Гитлер не нападет на нас, в записке И. В. Сталину 21 июня 1941 г. докладывал: посол, военный атташе в Берлине, сотрудник разведуправления лгут о том, что Гитлер якобы сосредоточил на советской границе 170 дивизий, нападет 22 июня, будет наступать тремя группами армий на Москву, Ленинград, Киев. Эта позиция дорого обошлась советскому народу.

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 г. на СССР обрекло советский народ на многолетнюю трагедию, а государственное управление — на роль воюющего субъекта, призванного «управлять войной». Неизмеримо возросла ответственность власти и управления за судьбы народа, государства, война стала Для нее тяжелым испытанием на жизнеспособность.

Правительство СССР как высший распорядительный и исполнительный орган управления призвало всех сплотиться, организоваться во имя жизни, защиты Отечества и победы над фашизмом, объявило войну Отечественной. В июньской директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б), изложенной И. В. Сталиным по всесоюзному радио, представлена конкретная программа решительной и быстрой перестройки всей системы управления на военной лад с целью превращения страны в единый мобилизационный организм, выражен социальный оптимизм в победу СССР(«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»). Но победа не могла быть заранее предопределена, завоевание ее в борьбе с сильным и кровавым врагом связано с неизбежными лишениями, страданиями, жертвами. В условиях реально угрожавшей катастрофы государственное управление превратилось в сражающееся, приобрело такие специфические черты, как милитаризм, экстремальность, чрезвычайность, директивность, оперативная исполнительность, мобилизационная действенность, динамическая адекватность функций, форм и методов быстро менявшейся военной ситуации и др. Управление перестроено с учетом уроков 1917-1920 гг., предвоенных тенденций[13; С.22].

Удалось преодолеть временную заминку в функционировании различных уровней и звеньев управленческой системы, связанную с внезапностью, масштабностью, стремительностью и широкой фронтальностью фашистского наступления. Конституционные органы стали действовать по принципу «управлять по-военному», обновлен личный состав госаппарата, по-новому расставлены кадры, усилено единство, произошло своеобразное слияние совместной работы государственных и партийных органов под руководством последних, что обусловило концентрацию полномочий, персонализацию партией, ее аппаратом и лидерами управленческих функций.

Чрезвычайный характер, приданный всем звеньям управленческой системы как по вертикали, так и по горизонтали, проявился по двум направлениям: 1) милитаризованные, максимально централизованные конституционные органы действовали в чрезвычайных условиях, выполняли чрезвычайные функции, применяли чрезвычайные методы, добивались чрезвычайных результатов; 2) создана система чрезвычайных, не конституционных, с особыми полномочиями органов, функционировавших на чрезвычайной, не предусмотренной Конституцией СССР нормативно-правовой основе.

Основными чрезвычайными органами являлись: Ставка Главного командования, замененная последовательно Ставке Верховного командования (СВК), Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК), Государственный комитет обороны (ГКО), областные и городские комитеты обороны, Совет по оккупации, Комитет по эвакуации продовольственных запасе промышленных товаров и предприятий промышленной Управление по делам эвакуации при СНК СССР и местные, республиканские, краевые, областные управления, эвакопункты

железных дорогах, речных портах, Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет и др. Они создавались по итогам коллективного обсуждения тогда же разработанных проектов, оформлялись соответствующим законодательным порядком без изменения Конституции СССР. Учреждались соответствующие должности, аппараты, вырабатывалась в творческих поисках технология чрезвычайного управления.

Чрезвычайность не исключала конституционную основу управления, а сочеталась с ней. Продолжали функционировать конституционные органы в центре и на местах. Чрезвычайные органы состояли из представителей конституционных органов, силами и аппаратом которых осуществлялись решения чрезвычайных органов.

Особые функции приданы образованной 2 ноября 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, деятельность которой высоко оценена Международным военным трибуналом (г. Нюрнберг, 20 ноября 1945 г. — 1 октября 1946 г.).

Конституционные и чрезвычайные органы осуществляли увеличившийся объем разнообразных функций в экономической, социально-политической, духовно-культурной сферах общества, по-новому проводили внутреннюю и внешнюю политику в зависимости от периодов войны, наибольшее внимание уделяли военной, организаторской, идеологической работе, им было придано приоритетное, мобилизующее значение.

СВГК осуществляла военно-организаторские функции, управляла вооруженными силами через НКО и Генштаб, разрабатывала стратегические военные операции. В ее составе под председательством Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина работали С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Н. Г. Кузнецов, В. М. Молотов, Н.А. Булганин и занимавшие последовательно пост начальника Генштаба Г. К. Жуков, Б. М. Шапошников, А. М. Василев-кий, А. И. Антонов. Представители СВГК осуществляли непосредственную связь с командующими фронтами.

Своеобразным органом был ГКО СССР, созданный 30 июня 41 г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета и СНК СССР, ЦК ВКП(б). Он наделен неограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественные начала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления, возглавил вертикали советского, партийного, всего гражданского управления сражавшегося государства. Возглавил ГКО председатель СНК СССР, секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин, что означало высшую степень централизации управления, сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица. Входившие в его состав В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (в ноябре 1944 г. его заменил Н. А. Булганин), Г. М. Маленков, затем А. И. Микоян, Л. М. Каганович занимали высшие государственные и партийные должности, курировали в ГКО конкретные сферы политики, экономики, военного строительства. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись зачастую как директивы и постановления того или иного органа управления в зависимости от характера рассматриваемого вопроса.

ГКО не имел регламента работы, своего исполнительного аппарата, заседания его проходили в любое время суток. До предела была упрощена процедура принятия решений, поощрялась инициатива ответственных лиц, обеспечивался деловой характер работы. Вопросы обсуждались оперативно и основательно, мнения высказывались четко, определенно, аргументированно мотивировались. При расхождении мнений, спорах создавались комиссии из представителей крайних сторон, которые на следующем заседании докладывали согласованные предложения. Около 10 тыс. решений, постановлений военного и хозяйственного характера принял ГКО до своего упразднения 4 сентября 1945 г. Они имели силу законов военного времени, исполнялись беспрекословно всеми органами управления, организациями, гражданами[12; С.16].. Уполномоченные ГКО проводили его решения во всех союзных и автономных республиках, в основных отраслях народного хозяйства. Созданы были областные и около 60 городских комитетов обороны из первых должностных лиц областей и городов, которые находились в зоне боевых действий я вблизи линии фронта или входили в радиус действия вражеской авиации, а также там, где базировались корабли военно-морского и торгового флотов, в других стратегически важных регионах. Они объединяли военную и гражданскую власть, были тесно связаны с военным командованием, опирались на местные государственные и общественные организации, создавали оперативные группы для срочного решения вопросов, имели институт уполномоченных, руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов, формированием добровольческих подразделений, противопожарных и санитарных дружин, организацией МПВО, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупации городах и прекращали свою деятельность после ликвидации непосредственной угрозы городу, области.

С 15 июля 1941 г. по 9 октября 1942 г. во всех частях РККА и на кораблях ВМФ функционировал институт военных комиссаров и политруки в ротах. Комиссарами назначались кадровые армейские политические работники, мобилизованные работники советских, партийных, комсомольских органов, руководители производственных трудовых коллективов. Они обеспечивали идейно-политическое воспитание личного состава, мобилизованных в армию граждан из запаса, помогали новым командирам, многие из которых тоже пришли с мирной работы. В указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. отмена института военных комиссаров мотивирована тем, что он выполнил возложенные на него задачи. Тогда же введен институт заместителей командиров по политической работе (замполитов). Вывшие комиссары получили воинские звания, были назначены замполитами или командирами.

30 мая 1942 г. при Ставке ВГК образован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), который работал совместно с руководителями подпольных советских, партийных, комсомольских органов на временно оккупированной территории. Управление массовым партизанским движением из единого Центра оказалось особенно эффективным при освобождении советской территории в 1943-1944 гг.

Изменено государственное управление тылом, которым стала вся огромная страна с ее сложным народнохозяйственным, социально-политическим и духовно-культурным комплексом, направление тылом подчинено задачам военной обороны, обрело Новое содержание, специфические средства и методы, отличавшиеся максимальной мобилизационностью, оперативностью в ипользовании ресурсов, выполнении решений ГКО и других чрезвычайных органов. Его основным девизом стало обеспечение единства тыла и фронта.

Органы управления перестроили народнохозяйственную систему, за короткое время превратили мирную экономику в военную, создали военное хозяйство, организовали производство и нараставший поток всего самого необходимого для воюющей армии.

Парадоксально, но факт — государственное управление и в экстремальной военной обстановке строилось, функционировало на основе планового принципа, приспособленного к военным задачам и условиям. Нападение фашистской Германии сорвало выполнение третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.), рассчитанного на мирное строительство. Госплан СССР экстренно разработал военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г., утвержденный высшими государственными инстанциями. В последующие годы Госплан СССР разрабатывал квартальные и месячные планы с учетом быстро менявшихся задач и условий, адекватно которым перестраивались оперативно и органы государственного управления. Был разработан военно-хозяйственный план на 1942 г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана, Средней Азии.

Государственный народнохозяйственный план 1943 г. — года коренного перелома в ходе войны и восстановления годового планирования —- отразил и определил новые аспекты управления, органы которого стали выполнять новые функциональные задачи. Они приступили к плановой реализации программы восстановления хозяйства, нормальных условий жизни в освобожденных районах, организовывали всестороннюю помощь материальными, финансовыми ресурсами, продовольствием, кадрами специалистов советским людям, перенесшим ужасы вражеской оккупации, сохранившим веру в свою власть, армию, дождавшимся освобождения. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» значительно расширен диапазон, увеличен объем этих новых управленческих функций.

Решение текущих народнохозяйственных задач военного времени дополнено перспективными задачами. В 1943 г. принят план развития промышленности, транспорта Урала на 1943-1947 гг., в 1944 г. приняты многолетние планы восстановления, развития угольной, черно-металлургической и других базово-опорных отраслей промышленности. На основе государственного народнохозяйственного плана 1944 г. удалось значительно увеличить производство военной продукции, товаров народного потребления» долю накопления, ликвидировать бюджетный дефицит. В 1944 г. доходы госбюджета в 1,5 раза превысили уровень 1940 г.

Государственный план на 1945 г. принимался, когда уже вся территория страны была освобождена. Он был ориентирован на завершение войны и послевоенное развитие. Свыше 50% расходов госбюджета планировалось на оборону и меньшая часть — на увеличение производства гражданской продукции. Учет в военное время послевоенной перспективы отразил веру советского народа и его управленческого корпуса в победу и свое будущее, которая сыграла роль фундаментального морально-патриотического фактора.

Эффективно проявила себя в годы войны наркоматская система — центральное звено государственного управления. Во-первых, по-новому проявилась предвоенная тенденция усиления роли отраслевых наркоматов, управлявших сложнейшим отраслевым комплексом хозяйства. Во-вторых, уточнены функции и распределение объектов управления наркоматов в соответствии с потребностями войны. В-третьих, увеличено количество наркоматов, управлявших работающими на нужды войны отраслями. Для обеспечения вооруженных сил новейшими видами военной техники в сентябре 1941 г. создан наркомат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. — наркомат минометного вооружения (на базе упраздненного наркомата общего машиностроения). В 1942 г. создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, проводивший мобилизацию трудоспособного населения. При областных и краевых исполкомах созданы бюро по учету и распределению рабочей силы. Оформилась сложившаяся еще до войны система централизованного обеспечения промышленности кадрами во главе с Главным управлением государственными трудовыми резервами. В-четвертых, по Закону «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г. наркомы, директора предприятий, начальники строек получили очень широкие права в использовании материальных, денежных ресурсов, перераспределении капитальных вложений и др., т. е. появилась тенденция децентрализации отдельных звеньев Государственного управления.

Одна из особенностей управления военного периода заключалась и в том, что его рабочий аппарат вынужден был функционировать в условиях эвакуации ряда властных структур. Из 41 одного наркомата и других органов центрального звена управления в первые же месяцы войны покинули Москву 18, частично— 23 учреждения. Высшие конституционные и чрезвычайные органы управления, их главы всю войну находились в Москве, даже в тяжелое осеннее время 1941 г., когда Москва была в полосе видимости из вражеских окопов.

Работники управления всю войну работали в ужесточенном режиме в связи с нехваткой кадров, без очередных и дополнительных отпусков, при обязательных сверхурочных работах от одного до трех часов в день с полуторной оплатой. Широко применялся в управленческих структурах, на производстве труд подростков, инвалидов войны, престарелых. Применительно к задачам и условиям войны перестроена работа правоохранительных органов. В системе юстиции по июльскому 1941 г. указу Президиума Верховного Совета СССР образованы военные трибуналы при армейских подразделениях, на речном, морском, железнодорожном транспорте. Они имели чрезвычайные полномочия, функционировали под управлением НКЮ СССР, под надзором коллегий Верховного Суда СССР и специальных прокуратур. Дела слушались в закрытом процессе, рассматривались в предельно короткие сроки, приговоры не подлежали кассационному обжалованию, исполнялись немедленно после вынесения. В местностях, объявленных на осадном положении, применялся без судебного разбирательства расстрел к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага». Деятельность Главного управления военной контрразведки (СМЕРШ) под руководством непосредственно наркома обороны сосредоточена на выявлении и обезвреживании вражеских агентов, их пособников в наступавшей армии, прифронтовой зоне, на освобождаемой территории.

Органы государственного управления прочно опирались на профсоюзные, комсомольские, кооперативные и другие массовые общественные организации, которым были присущи энтузиазм и самоотверженность, самостоятельность и творческая инициатива, значительно возросшие в годы войны на почве советского патриотизма и дружбы народов СССР.

Потеплело отношение государственных органов к религиозным концессиям. Были закрыты антирелигиозные печатные издания, распущен «Союз воинствующих безбожников», учреждены ордена канонических святых Александра Невского, Дмитрия Донского, восстановлено Патриаршество Русской православной церкви, при СНК СССР создан Совет по делам РПЦ- 3 несколько военных и первых послевоенных лет Церкви возвращено более 1400 храмов, 85 монастырей, открыто по две духовных академии и семинарии. В 1945 г. действовало 22 000 православных церквей. Аналогичное сближение наблюдалось и с исламским духовенством. Взаимодействие органов власти и духовенства проявилось в перспективной тенденции развития активности верующих в военные и послевоенные годы.

Органы управления способствовали проявлению тенденции децентрализации государственного управления. Расширены права и функции республиканского управления. Более того, Украина и Белоруссия, а затем и другие республики получили право непосредственного сношения с иностранными государствами и заключения межправительственных соглашений. 1 февраля 1944 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дел в союзно-республиканский народный комиссариат». В 1944 г. образованы наркоматы иностранных дел союзных республик. Украина и Белоруссия стали одними из первоначальных членов ООН. Окрепла суверенность республиканского управления в рамках союзного, что способствовало развитию самостоятельности республиканских органов в решении как местных, так и общесоюзных проблем[9; С.67].

Вывод. Государственное управление 1941-1945 гг. было одним из источников и механизмов победы, которая воплотила его обобщающие итоги и критерии эффективности. Система управления советского типа опиралась на единство народа и власти, выявила свою способность в качестве движущей силы разгрома фашизма, помогла народу вынести ужас трагедии навязанной капитализмом войны, позволила СССР обрести статус ведущей мировой державы, внесшей решающий вклад в спасение цивилизации XX в. Она действовала в целом адекватно задачам, Условиям военной ситуации, 'допустила лишь отдельные издержки, просчеты в некоторых аспектах. Главное же состоит в том, что советское управление оказалось победоносным, отстояло свободу и независимость государства, обеспечило возможность для дальнейшего развития советского общества, способствовало послевоенному переустройству мира.

Фашисты смогли лишь частично реализовать свою человекоубийственную программу истребления населения России, погубили примерно 8 млн военнослужащих и около 20 млн мирных советских людей (10% населения СССР), уничтожили треть национального богатства страны, обрекли советский народ на долговременные лишения, страдания. С нашествием фашизма связано переселение в восточные районы немцев Поволжья, калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и представителей других этнических групп. Подобные меры по обеспечению надежности тыла проведены были в США, где после нападения Японии президент Ф. Рузвельт приказал выселить всех японцев с тихоокеанского побережья. В СССР после войны переселенцы возвращены, восстановлена их национальная государственность .

 

3. Особенности послевоенного государственного управления

Победный 1945 г. открыл новую страницу в истории государственного управления. Оно постепенно и планово перестроено в соответствии с мирной, созидательной послевоенной концепцией победившего государства, что проявилось в демилитаризации, децентрализации и частичной демократизации, упразднении чрезвычайных органов и методов неконституционного характера, восстановлении и развитии конституционных принципов, извлечении уроков довоенного и военного опыта, творческого их применения и в других содержательных направлениях этого процесса. На их реализацию повлияли кризисное ослабление социально-экономического и кадрового управленческого потенциала страны, эпидемия тифа в 1945 г., засуха 1946 г., охвативший в 1946-1947 гг. многие регионы голод и другие внутренние факторы, а также обострение противостояния бывших союзников по антигитлеровской коалиции, холодная война, разрабатывавшиеся в 1945-1950 гг. США планы атомных ударов по СССР и другие международные факторы. Все это обусловило своеобразную чрезвычайность, административно-командный стиль как перестройки, так и функционирования послевоенного управления.

Демилитаризация, означавшая отказ от управления по-военному, переориентировку целей, текущих задач, государственных планов, бюджетов, функций органов управления на мирное строительство, осуществлена без суеты в соответствии с планами на третий — четвертый кварталы 1945 г., на 1946 г., пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.

Изменили профиль многие структуры центрального управления. Наркомат минометного вооружения преобразован в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат боеприпасов — в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения, Наркомат танковой промышленности — в Наркомат транспортного машиностроения и т. д.

По Закону о демобилизации от 23 июня 1945 г. более 8,5 млн воинов трудоустроены органами управления, обрели мирное гражданское состояние. Государственное управление СССР не допустило безработицы, которая сохранилась и возросла после войны в странах другой общественно-экономической системы. Обновлен личный состав управленческого аппарата за счет квалифицированных специалистов, в том числе демобилизованных из армии служащих[11; С.82].

Ликвидированы ГКО, СВГК и другие чрезвычайные органы управления. Отменено совмещение одним лицом высших государственных должностей, И. В. Сталин освобожден от постов председателя ГКО, Верховного главнокомандующего, наркома обороны и других, остался лишь председателем СНК СССР. Отказ от чрезвычайщины не стал забвением ее в первые послевоенные годы. Склонность к ней проявляли руководители, привыкшие командовать, управлять директивно, имелись рецидивы. Искоренение элементов чрезвычайщины являлось сложной проблемой управления во второй половине 40-х гг.

Восстановлены конституционные принципы управления, проведены всенародные выборы союзного (1946, 1950 гг.), республиканских верховных советов (1947, 1951 гг.), областных, краевых, окружных, городских, районных, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся (1947-1948, 1952 гг.), которые во время войны продолжали действовать без переизбрания. Обновлена вся система законодательных и исполнительных органов, восстановлен конституционный статус верховных и местных советов, упорядочена их законодательная работа, Усилен контроль представительных органов над исполнительными.

Децентрализация управления проявилась в расширении полномочий республиканских управленческих структур. Она сочеталась с тем, что законы республик приводились в соответствие союзными, унифицировано нормирование распорядительных и исполнительных функций республиканских органов управления на союзной правовой основе. Местные органы совершенствовали работу в соответствии с новыми положениями о местных Советах Депутатов трудящихся, принятыми республиканскими верховными советами.

СНК преобразованы в советы министров по Закону От 15 марта 1946 г. Повышен статус союзного и республиканских исполнительных органов, которые все полнее сосредоточивали властные и управленческие функции. Министерства стали ключевым звеном управления конкретными отраслями экономики и культуры. Сокращено выросшее в годы войны количество комитетов, главков, управлений, советов. Министерская система была динамичной в стадии становления. Министерства дробились, разукрупнялись в связи со специализацией отраслей народного хозяйства и культуры или объединялись. В 1946 г. имелось 49 министерств СССР, в 1947 г. — 58, в 1948 г. — 59, в 1949 г. — 48, в 1950 г. — 51. Изменялось соотношение и количество общесоюзных и союзно-республиканских министерств. Количество первых колебалось по годам от 28 до 36, а вторых — от 19 до 23, что отразило тенденции централизации и децентрализации, поиски оптимального варианта их взаимодействия. Усилен принцип подчинения наиболее важных предприятий непосредственно союзным министерствам.

Особыми функциями обладало ведомство государственного контроля, возглавлявшееся министром Л. 3. Мехлисом до 1953 г. Оно жестко контролировало исполнение решений правительства во всех отраслях управления и народного хозяйства, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, действовало независимо от других управленческих структур, выявляло недостатки, злоупотребления, привлекало виновных к судебной ответственности .

Существенно возросло значение прокуратуры, надзора за соблюдением законности всеми органами управления. Этому способствовала демократизация судебной системы, отмена военных трибуналов на транспорте, избрание впервые в истории Советского государства в 1948-1949 гг. населением народных судей и заседателей, усиление дисциплинарной ответственности судей.

Трудно налаживалось управление аграрным сектором страны, который более других пострадал в годы войны и медленно восстанавливался. Наряду с укреплением материально-технической базы, организации труда, повышением культуры земледелия и животноводства, оплаты труда органы управления применяли административно-бюрократические меры, ужесточали государственный контроль, огосударствляли колхозы, расширяли практику чрезвычайных уполномоченных, применяли жесткие меры по выполнению сельскохозяйственных заготовок, ввели строгую систему государственных штрафов, конфискации имущества колхозников за недоимки, увеличили объем натуроплаты за работу МТС (Машино- тракторных станций), ограничили приусадебное хозяйство. Курировавший в руководстве страны сельское хозяйство Н. С. Хрущев вынашивал утопические планы «агрогородов», перевода крестьянства на городские формы быта, укрупнял колхозы, выступил инициатором установления уголовной ответственности за кражу «трех колосков» и выселения в отдаленные районы колхозников, не выработавших обязательного минимума трудодней[11; С.82].

Вывод. Обобщающим итогом перестройки военного государственного управления в послевоенное время стали восстановление и развитие народного хозяйства, довоенного уровня численности населения (1953 г.), восполнение демографической военной потери, решение крупных социально-экономических задач, увеличение численности рабочих, врачей, научных работников и учреждений, студентов в полтора раза, рост отчислений на социальное страхование, стипендии учащимся и студентам, пособия многодетным и одиноким матерям, вдовам погибших воинов, оздоровление финансовой ситуации, снижение вдвое детской смертности, снижение розничных цен ежегодно в 1949-1952 гг. на продовольственные и промышленные товары первой необходимости, которые стали на 43% ниже уровня 1947 г. и стимулировали рост спроса и увеличение производства товаров.

 

Заключение

В 30-40-е гг. советское государственное управление неоднократно реформировалось, отразило особенности: а) короткой межвоенной паузы 20-30-х гг.; б) Второй мировой войны с 1939 г. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; в) послевоенного развития второй половины 40-х — начала 50-х гг. Оно перманентно перестраивалось на основе Конституций РСФСР, Союза ССР и других республик применительно к менявшимся задачам и условиям каждого из этих трех периодов, под влиянием внутренних и внешних объективных факторов, а также факторов субъективного характера, связанных с качеством властной и управленческой элиты.

В 20-е гг. советское управление было реформировано по-нэповски, обрело союзный уровень в условиях образования СССР, изменило свой характер в 30-е гг. в условиях утвердившихся качественно новых, социалистических основ во всех сферах общества. Вторая мировая и Великая Отечественная войны обусловили специфическое превращение государственного управления в сражавшееся управление, сочетавшее конституционность, народность, чрезвычайность, централизм и другие черты как органа-чески присущие советскому типу управления, так и вынужденные экстремальной военной обстановкой. Послевоенное управление функционировало на конституционной правовой основе а под влиянием холодной войны вынуждено было порой применять административно-командные методы и формы, жесткий централизм, которые отягащались проявлениями культа личности, нарушением советской демократии, формированием режима диктата властного бюрократического аппарата Советов и ВКП(б), утверждением в системе управления авторитарно-бюрократического стиля, репрессиями ответственных должностных лиц государства и партии, специалистов разных отраслей народного хозяйства и культуры.

Обеспечившее победу над фашизмом послевоенное ускоренное восстановление экономики, дальнейшее социальное восхождение СССР, превращение его во вторую ядерную и супердержаву, в лидера социалистической линии мирового развития советское государственное управление на рубеже 40-50-х гг. оказалось опутанным накопившимися противоречиями, пораженным растущими кризисными явлениями. Вызревали потребность и предпосылки радикального демократического реформирования всей его системы с учетом задач и возможностей нового исторического этапа, лучших образцов мирового опыта государственного управления.


Список использованной литературы

1. Боффо Д. История Советского Союза – Т.2.,М. 1990 . с. 401-532

2.Волкогонов Д. Семь вождей. - М.: 1997 г.

3.Данилов А.А. , Косулина Л.Г. « История России» учебник для 9 класса М. 1996

4.Дмитренко В.П. История России XX век .- М., АСТ 1998. С.510-526

5.Зенькевич Н. Тайны уходящего века. - М.: 1999

6.Зуев М.Н. « История России» пособие для поступающих в вузы – М., 1998, С 528-540

7.Хоскинг Джеффи. История Советского Союза. - М.: 1996

8.Киселева А.Ф., Щалина Э.М., Новейшая история Отечества XX век. Учебник для вузов, Т.2.-М.,С. 300-302

9.История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. Сост. С.А. Кислицин. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1999

10.Отечественная история ХХ век. Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных, специальных и высших учебных заведений.//Под ред. проф. А.В.Ушакова. - М.: 1997

11.Поцелуев В.А. История России ХХ столетия –М.:1997

12.Прохоров А.М. Большая Советская энциклопедия Т.28 М.: 1977

13.Пятецкий Л.М. История России XX век .-М.,1995г. с 271-286

14.Чепурин М.Н. Экономическая история России. Учебное пособие М., 1998


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.