рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Словакия в конце XVIII в.

В период обсуждения венгеро-хорватского Соглашения (1868), после того как обоим течениям стало ясно, что их требования не будут выполнены, лидеры Старой и Новой школы начали переговоры, чтобы выработать тактику совместных действий в изменившихся условиях.

В 1868 г. в Транслейтании вступил в силу новый закон о национальностях. В то же время в основу государственной идеологии была положена идея "единой венгерской политической нации". Заметно усиливается мадьяризаторская политика по отношению к национальным меньшинствам. Право свободного выбора языка обучения фактически сохраняется только для народных школ, лишь в учреждениях местного уровня разрешалось пользоваться словацким языком Представители Новой школы пришли к выводу, что в таких условиях их стремление к сотрудничеству с венгерскими либералами не имеет никаких перспектив.

Интеллигенция начинает проводить акции в защиту прав словаков, направляет свои усилия на активизацию издательской и просветительской деятельности Словацкой матицы. Возникают новые общества, такие как

Большинство словацких общественных деятелей оставалось на стороне требований меморандистов, хотя они и понимали, что в новой политической ситуации вряд ли будет выполнена их программа. В 1870 г. редакция "Пештьбудинских ведомостей" переехала в Мартин, где газета получает новое название "Народние новины" ("Национальная газета"). В это время сторонники Старой школы провозгласили о создании Словацкой национальной партии и ее верности меморандуму.

Однако деятельность с трудом созданных национальных учреждений подвергается преследованию со стороны властей. В 1875 г. венгерское правительство закрыло три словацких гимназии, а затем и Словацкую матицу. Словаки оставались без национальной средней школы вплоть до распада Австро-Венгрии, Матица также была воссоздана лишь в 1918 г. Таким образом словаки оказались лишены символа духовной жизни, первой по-настоящему общенациональной культурной организации, музея, литературного общества и издательства одновременно.

В 1875–1899 гг., когда во главе венгерского правительства стоял Калеман Тисса, в государстве проводилась активная, целенаправленная политика мадьяризации. Венгерский язык становится обязательным и в народных школах, повсеместно образуются новые общества, деятельность которых была ориентирована главным образом на мадьяризацию молодежи. Словацкие общественные деятели, активно проявлявшие признаки национального самосознания, подозревались в измене Родине. В знак протеста против закрытия Матицы словацкие депутаты покинули стены Государственного собрания. В 1881 г. Словацкая национальная партия отказалась от участия в политической жизни страны. С этого времени она придерживалась тактики пассивной оппозиции.

С начала 90-х годов велись переговоры представителей угнетенных национальностей Венгрии о координации действий. В 1893 г. в Вене состоялось совещание лидеров румынской, словацкой и сербской общественности. Объединительной платформой съезда невенгерских национальностей в 1895 г. стали требования национальной автономии в рамках монархии Габсбургов, свободы языка, собраний и союзов, вероисповедания, национального равенства, всеобщего избирательного права и др.

Стремление венгерских правящих кругов создать этнократическое государство венгров вело к тому, что вместе с сотрудничеством с немадьярскими народами Венгрии словацкие либеральные политики стали пропагандировать идею чешско-словацкой взаимности. Заметно оживились и русофильские тенденции.

В конце XIX в. центром словацкого национального движения становится Мартин. Здесь находилось руководство Словацкой национальной партии, во главе которой с 1877 г. стоял Павел Мудронь. Одновременно вокруг газеты "Народние новины" объединяется младшее поколение словацкой интеллигенции. Наибольшую известность приобрели Светозар Гурбан Ваянский, Йозеф Шкультеты, Матуш Дула и др.

4. Словакия в конце XIX–начале XX века.

В конце XIX – начале XX века в экономически отсталой Венгрии Словакия являлась одной из относительно развитых частей этого государства в промышленном отношении. Оживление промышленного производства было характерно прежде всего для отраслей, связанных с сельским хозяйством. Сохраняли свои позиции горнодобывающая и горно-металлургическая отрасли. Промышленность Словакии развивалась за счет вложения венгерского, австро-немецкого и иностранного капиталов. В начале XX века увеличились чешские инвестиции. В 1912 г. Живностенский банк завладел крупнейшим словацким банком в Ружомбероке. Национальный словацкий, преимущественно торговый капитал вкладывался в основном в легкую индустрию, где преобладала масса мелких предприятий.

Экономика Словакии в целом оставалась аграрной. Росло число сельскохозяйственных рабочих в хозяйствах крупных помещиков, католической церкви. В результате разорения крестьян особенно в наиболее бедных горных районах, аграрного перенаселения, слабости городской инфрастуктуры в начале XX века начинается массовая эмиграция словаков в более благоприятные регионы Венгрии, в австрийскую часть монархии, заграницу, особенно в США.

В начале XX века наблюдается подъем рабочего движения. Создаются просветительные рабочие союзы и профсоюзные организации. В рамках образованной в 1890 г. Социал-демократической партии Венгрии постепенно формируется самостоятельное словацкое движение. В 1904 г. при поддержке чешских социалистов стали выходить "Словенске работницке листы" ("Словацкая рабочая газета"). Реформизм венгерской социал-демократии, общий рост национального самосознания в среде рабочих, федерализация социалистического движения в австрийской части монархии способствовали тому, что в январе 1905 г. состоялся первый съезд Словацкой социал-демократической партии в Венгрии. В принятой программе говорилось о необходимости просвещения трудящихся, пропаганды социалистических идей, введения всеобщего избирательного права, демократических свобод и др.

Особенность исторического развития словаков состояла в том, что и в начале XX в. у них шел процесс формирования национального самосознания, дальнейшего развития национальной идеологии. На рубеже XIX и XX веков наблюдается дифференциация словацкого национального лагеря, постепенно выделяются новые политические течения.

Словацкая национальная партия оставалась политическим формированием, не имевшим оформленной организационной структуры. В начале XX в. партия возвратилась к активной политической и общественной деятельности, приняв участие в выборах в венгерский парламент. Ядро Словацкой национальной партии составляли представители умеренного центра - мартинцы, - во главе которого находились П. Мудронь и М. Дула. Умеренно-консервативное крыло, идеологом которого был С.Г. Ваянский, в своем большинстве было русофильским. Причем русофильство являлось одним из элементов национальной идеологии, возникшим как политическая демонстрация в ответ на политику Вены и Будапешта по отношению к словакам. Несмотря на идеализацию внешней и внутренней политики России, самодержавия и славянофильства, мартинцы все меньше надежд питали на государственную помощь России, отстаивали принцип "национального самоуправления", поддерживали идею о преобразовании империи в "доброе и справедливое отечество", ее федерализации.

Наиболее сильным оказалось католическое течение. В 1912-1913 гг. оно организационно оформилось в клерикальную Словацкую народную партию, известную больше под названием "Людова". Она выражала интересы прежде всего словацкой католической иерархии, а также крестьянства, сельской интеллигенции. Лидером движения был Андрей Глинка (1864-1938), центром же политического католицизма стал г. Ружомберок.

Другим течением, оппозиционным по отношению к мартинцам, были "гласисты", представители либеральных взглядов. В 1898 г. они начали при финансовой поддержке чехов издавать журнал "Глас" ("Голос"). Поднимавшаяся словацкая буржуазия и молодая интеллигенция были заинтересованы в оживлении общественной жизни в Словакии. Либеральная группировка во главе с Вавро Шробаром (1867-1950) и Павлом Благо (1867-1927) не была сплоченным объединением. Гласисты связывали подъем словацкой национальной жизни с "нравственным возрождением" словацкого народа. В то же время они стремились к деловому сотрудничеству с чешской буржуазией. В области политики чешско-словацким отношениям много внимания уделял Милан Годжа (1878-1944), идеолог гласизма, основатель и редактор газеты "Словенски тыжденнник" ("Словацкий еженедельник"). Годжа стремился активизировать сельское население. Он, как и другие словацкие общественные деятели, выступал за введение всеобщего избирательного права, что могло увеличить число словацких депутатов в парламенте и усилить их влияние на политику правительства.

Чехофильской ориентации придерживался Антон Штефанек (1877-1964), который словацкий вопрос понимал как составную часть решения чешского вопроса в монархии Габсбургов. Этот деятель настаивал на сближении чехов и словаков "вплоть до их слияния в единое племенное целое". Единственную перспективу для словаков он видел в культурном, экономическом и политическом сотрудничестве с чехами. Постепенно он обосновал идею единого чехословацкого народа как с точки зрения социологической, исторической, так и языковой.

Программу чешско-словацкого сближения осуществляла накануне Первой мировой войны группировка, объединявшаяся вокруг газеты "Словенски денник" ("Словацкая ежедневная газета") под редакцией Годжи. Ее взгляды находились под сильным влиянием идей, высказанных Т.Г. Масариком. Она поддерживала связи с действовавшим в чешских землях обществом "Чешско-словацкое единство" (1896).

Словацкий вопрос попал в поле зрения международной общественности в 1907 г. после кровопролития в Чернове. Тогда жители этого городка обратились к властям за разрешением, чтобы храм, построенный на собранные ими средства, освятил Адрей Глинка. Однако они получили отказ. В результате кровавого столкновения словацкого населения с жандармами 15 человек оказались убитыми, а 90 - тяжело и легко раненными.

Накануне Первой мировой войны наблюдаются попытки объединить отдельные политические течения в борьбе за национальные права. На август 1914 г. было намечено провозглашение Словацкого национального совета. На переговорах в мае 1914 г. его председателем был избран Матуш Дула (1846-1926). В подготовленном "Изложении программы Словацкой национальной партии" подчеркивалась необходимость самого тесного чешско-словацкого сотрудничества, выдвигалось требование федерализации обеих частей монархии.

5. Культура Словакии

К началу ХIХ в. словацкий народ накопил уже достаточно сил, чтобы начать борьбу за возрождение национальной куультуры. Однако ее формирование в силу крайне тяжелых условий проходило весьма медленно и неравномерно даже по сравнению с соседними землями Австрийской империи. Это в значительной степени обусловливалось динамикой национального движения словаков. Так, на протяжении всей первой половины Х1Х века главными были борьба за литературный язык, пробуждение национального самосознания, распространение в общественной мысли идеи об автохтонности словаков и отстаивание национальной самобытности. Ее хранителем представлялся прежде всего фольклор. Он же рассматривался как естественная основа национальной литературы. В этом направлении начинает свою творческую деятельность Я. Коллар. Он издает двухтомник национальных песен, обосновав их эстетическую ценность. Поэма Коллара "Дочь Славы", ставшая крупным явлением словацкой культуры этого периода, вышла при жизни поэта 4 раза. Она построена как аллегория страданий, но в то же время направлена на возрождение славянства, призывала к единству для будущего процветания.

Острая необходимость борьбы за национальные права словаков выдвигала на первый план в литературе, драматургии тему родины, тему героического подвига во имя свободы своего народа. В этом ключе трактовались история Великой Моравии, наиболее славные страницы прошлого, на это же была устремлена и концепция славянской взаимности Я. Коллара.

Словацкие патриоты понимали, что лишь кодификация и внедрение единого словацкого литературного языка, создание национальной периодической печати, прежде всего ежедневной газеты, учреждение культурно-просветительских центров, организация начального образования могли обеспечить рост национального самосознания, объединить национальные силы словаков. Как уже отмечалось, первыми шагами в этом направлении стали культурно-просветительские организации. Следует упомянуть о созданном в 1834 г. в Буде Обществе любителей словацкого языка и литературы. Четыре тома литературного альманаха "Зора" ("Заря"), редактором которых был бернолаковец М. Гомуляк, включали произведения наиболее известных словацких литераторов, самого Гомуляка, а также Я. Голлого, К. Кузмани. Однако и на этот раз представители евангелической и католической интеллигенции не смогли преодолеть разногласия и прийти к единой норме словацкого литературного языка.

В 40-е годы ХIХ в. во главе движения словаков за национальную культуру встал Людовит Штур. Представитель нового поколения литераторов, он очень широко трактовал понятие культура, не ограничивая ее лишь развитием науки и искусств, но подразумевал под ней подъем материального уровня народа. Поиски Штура нашли выражение в его книге "О народных повестях и песнях племен славянских" (1833), в других сочинениях,а также в многочисленных статьях, публиковавшихся в периодических изданиях. Главным инструментом просветительской деятельности словацких будителей становится первая словацкая политическая газета, основанная Штуром в 1845 г., "Словенске народни новины" ("Словацкая национальная газета").

В 1844 г. было образовано надконфессиональное литературное общество "Татрин", которое поставило своей непосредственной целью содействовать развитию словацкой культуры. В его задачи входило внедрение литературного языка, на котором писали талантливые литераторы А. Сладкович, Я. Краль, Я. Калинчак, издание и распространение книг, оказание материальной помощи словацкой учащейся молодежи. Члены общества проявили интерес к словацким древностям. При их финансовой поддержке вышли в свет "Грамматика" Л. Штура (1846), труды М. Годжи о словацком литературном языке и другие книги.

Что касается сферы образования, то словацкие общественные деятели на протяжении всего Х1Х в. осознавали острую необходимость расширения слоя образованных людей. Однако создать систему национального образования словакам так и не удалось. В начале Х1Х в. словацкие будители в своей просветительской деятельности ратовали за организацию воскресных школ и читален ( в 70-е годы действовало 150 читален), за усиление нравственных начал в жизни общества, вели борьбу за повышение культурного уровня населения, в том числе и путем пропаганды обществ трезвости. Вопрос о начальном образовании на родном языке в масштабах всего королевства был поставлен Л. Штуром на последнем перед революцией 1848- 1849 гг. заседании Государственного собрания в Пресбурге (Братиславе).

Однако и во второй половине ХIХ в. развитие школьного образования проходило в трудных условиях. Так, реформы, проводимые во всей империи (1848, 1861 и др.), не привели в Словакии к созданию системы национального просвещения. Наиболее характерной чертой политики в области школьного дела после 1849 г. была германизация, а начиная с конца 60-х годов, определяющими стали мадьяризаторские тенденции. Государственная идеология, выраженная понятием "венгерский политический народ" фактически объявляла приоритетным воспитания населения без различия национальностей исключительно как граждан Венгерского королевства. На этом фоне особенно серьезной победой словацких национальных сил стало открытие (согласно указу 1861 г. австрийских властей) трех словацких гимназий. Однако в 1875 г. они были закрыты, а число начальных школ, в которых обучение велось на словацком языке, неизменно сокращалось.

ХIХ в. занимает особое место в процессе становления словацкого искусства. Внимание художников, отказавшихся от системы возвышенной культуры Барокко, направляется на повседневную жизнь, трудности и радости бытия, на связь человека с природой.

Во время длительного пребывания в России развил мастерство портретиста Ян Ромбауер (1782- 1849). Его портреты являются наиболее значительным достижением в этом жанре в первой половине ХIХ в. Заметным явлением в изображении пейзажа стали работы Карола Марко (1791- 1860), получившего образование в Вене и работавшего в Италии.

В 40-е годы ХIХ в. в словацкую художественную жизнь приходит новое поколение творцов. Из них наибольшей известности достигли Клеменс и Богунь, воспитанники пражской академии искусств. Свою творческую программу они последовательно и сознательно связали с народной основой.

Йозеф Божетех Клеменс (1817- 1883)- автор ряда портретов чешских патриотов и словацких будителей(например, Милана Годжи, 1846). Петер Михал Богунь (1822- 1879) писал портреты, изображал народные типы в национальных костюмах, создавал исторические многофигурные композиции. Наиболее известен его портрет Яна Францисцы как повстанца- добровольца. В 50-е гг. в своих поисках он склоняется к реализму. В центре его внимания оказываются люди из окружения его семьи, представители словацкой интеллигенции.

Развитие культуры и науки в Словакии во второй половине ХIХ в. было связано с деятельностью Словацкой Матицы. За короткий период существования помимо ежегодника за счет ее средств было опубликовано множество книг на словацком языке, хрестоматий, разного рода учебников, литературных альманахов. Кроме того, велся сбор исторических документов, гравюр, архивов выдающихся деятелей словацкого национального Возрождения, нумизматической коллекции, коллекций минералов, национальных костюмов, предметов обихода, и что особенно ценно- библиотеки. К моменту роспуска Матицы она насчитывала более 10 тыс. томов. Создав несколько секций (филологическую, литературную, философско- юридическую, математико- природоведческую, истории музея), она заложила основы многих направлений современной науки.

Словацкая литература в последней трети ХIХ в. вплоть до первой мировой войны развивалась под знаком реализма. С призывом отражать реальную жизнь, быть верными действительности выступило поколение Светозара Гурбана-Ваянского, Йозефа Шкультеты, Ярослава Влчека, Павла Орсага- Гвездослава.

Почти всеми жанрами пытался овладеть поэт, прозаик, критик и историк С. Гурбан-Ваянский( 18 -19 ). Его повести и романы многосюжетны, со сложной композицией, насыщены национально- патриотической и морально-этической проблематикой. Несмотря на то, что его творческий путь был подвержен взлетам и падениям, Гурбан-Ваянский внес значительный вклад в словацкую литературу.

Певцом родного края стал поэт, переводчик Гвездослав(18 -19 ), творивший в глухой словацкой провинции и прославлявший словацкую деревню, яркую обрядовость народных празднеств. В его больших циклах в то же время сделана попытка раскрыть глубокий и противоречивый мир человека.

В начале ХХ в. новое поколение писателей, излюбленным жанром которых был рассказ, стало видеть в литературе инструмент познания человека, его духовной жизни. Сторонники Словацкой модерны во главе с поэтом Я. Есенским и И. Краско стремились преодолеть отсталость, изолированность словацкой культуры, поднять ее на европейский уровень. Важной чертой литературной, да и всей общественной жизни этого периода стали контакты с чешскими интеллектуалами.

Долгие годы массовой оставалась религиозная литература. По-прежнему популярным чтивом словацкого обывателя были каалендари. Следует особо упоминуть о календарях, издававшихся В.Лихардом и Матицой Словацкой в конце 60-х- начале 70-х гг. В них печатались и литературные произведения, и статьи о музыке, и научно-популярные очерки, и практические рекомендации и советы по самым разным вопросам. Эта традиция продолжалась и в более поздний период. На рубеже веков появились новые литературные альманахи и периодические издания.

Широкое распространение имели в Словакии любительский театр и народные певческие коллективы. Известным композитором, в своих лучших произведениях поднимавшийся до уровня европейской школы, стал Ян Левослав Белла (1843- 1936). Правда, большинство его значительных работ появилось после 1884 г. в эмиграции.

Словацкое искусство в последней трети ХIХ в. в период жесточайшего преследования всего национального переживает трудные времена. Политика денационализации культуры, проводившаяся венгерскими властями, дает свои результаты. Меняется и идейная ориентация художественного творчества. Большинство живописцев и скульпторов направляется в Пешт, Вену и другие европейские центры. В самой Словакии усиливается влияние мюнхенской школы. Вернувшийся из Венеции модный там художник Доминик Скутецкий обращается к фольклору, социальному портрету. Его привлекают цветовые контрасты горящего огня печей по выплавке меди, за что он стал называться "Огненный Скутецкий".

Большую коллекцию работ высокого профессионального уровня оставил Ладислав Меднянский, учившийся в Мюнхене и Париже. Художник воспевал словацкого крестьянина на фоне живописной природы. В своем творчестве он использовал принципы барбизонской школы и находки импрессионистов, соединив их с собственным мастерством в воспроизведении красоты родных просторов ,особенно окрестностей Татр. Обновление национальной жизни, тесная связь с Прагой и Мюнхеном создают в 90-е гг. ХIХ в. условия для появления новых художественных направлений. В этот период заявил о себе крупный талант Йозефа Ганулы, выросшего в мюнхенской среде, но имевшего постоянный контакт с чешскими живописцами. Ученик пражской школы Людовит Чордак нашел свежие мотивы в изображении родного края.

Свою интерпретацию традиционных жанров в начале ХХ в. привнесли Карол М. Легоцкий (1879-1929), Милан Митровский (1875-1943), Густав Маллы и Петер Керн. Для их работ характерен синтез традиций академизма конца ХIХ в. и собственных поисков в изображении цвета и формы. Раннее творчество известного словацкого художника Мартина Бенки (1888- 1971) также находилось под влиянием импрессионистических веяний эпохи.

Менее значительным является наследие словацких скульпторов, прежде всего потому, что богатые заказчики находились в крупных культурных центрах. Так, династия Дунайских (отец и сын) работала в Пеште, Виктор Тилгнер- в Вене.

Научная работа оставалась делом самоотверженных одиночек. Лишь в 1893 г. удалось создать Музейное словацкое общество. В крайне неблагоприятной политической обстановке его члены могли собирать памятники старины, заниматься поиском и изучением исторических источников, пополнять фонды библиотек. Интересы словацкой интеллигенции по-прежнему были обращены к истории, языкознанию, истории литературы и этнографии. Словацкая историческая наука видела свою задачу в том, чтобы найти аргументы в защиту самобытности словаков, способствовать борьбе за признание их прав.

С позиций романтизма трактовал прошлое своего народа Франтишек Сасинек, автор многочисленных трудов по истории Венгерского королевства. В своих работах "История словаков" (1895), "Великоморавская держава" (1896) он отстаивал тезис об автохтонности славян, в том числе и словаков в Карпатской долине. Во многом романтическому направлению следовал и наиболее известный словацкий историк этого времени Юлиус Ботто, разработавший целостную концепцию словацкой истории. В двухтомной работе, посвященной изучению развития национального самосознания словаков, он уделил внимание лишь наиболее ярким страницам политической истории Словакии.

В этот период начались исследования в области естественных наук (И.Голуб), ботаники и геологии. Так, ботаник Густав Реус написал обобщающую работу "Цветущая Словакия". Директор геологического института в Вене Диониз Штур составил географическую карту Словакии. Значительное внимание в начале ХХ в. уделялось астрономии ( Ян А. Вагнер, Милан Р. Штефанек). Что касается области техники, то словацкие умельцы достигли успехов за границей. Например, Штефан Банич первым сконструировал и испытал в США парашют.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.