рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Советское государство в 20-30 годы

Курсовая работа: Советское государство в 20-30 годы

Оглавление:

Введение

Основная часть:

Глава 1. Послевоенный мир:

1.1. Российское государство и «новая экономическая политика»

1.2. Развитие советской федерации перед образованием СССР

1.3. Создание СССР

Глава 2. Право в послевоенные годы:

2.1. Первая Конституция Союза и новые конституции республик

2.2. Развитие права

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность темы исследования

В ходе развития рыночных отношений в современной России начался процесс становления института частной собственности и формирования слоя предпринимателей, который поставил перед обществом много проблем. Важнейшими среди них являются исследование источников и путей развития частного предпринимательства, разработка форм и методов частнопредпринимательской деятельности, выбор методов государственного регулирования предпринимательства и определение его места и роли в экономике страны. Для успешного решения новых задач большое значение имеет использование исторического опыта рыночных преобразований советского правительства в годы НЭПа, который нашел отражение в отечественной и зарубежной историографии.

Большой вклад в изучение истории НЭПа внесла зарубежная русская историография 20-х гг. Наиболее известны среди авторов Б.Бруцкус, С.Загорский, П.Гарви. Для зарубежной историографии характерно многообразие идейно-теоретических платформ. Одной из них была концепция о капиталистическом перерождении советского социализма в форме государственного капитализма. К ее сторонникам принадлежали экономисты русского зарубежья С. О. Загорский, П.Гарви. Иной точки зрения придерживался выдающийся советский экономист профессор Б. Д. Бруцкус.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении советского государства в 20 - 30-е гг.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1.  рассмотреть российское государство и «новую экономическую политику»;

2.  рассмотреть развитие советской федерации перед образованием СССР;

3.  рассмотреть создание СССР;

4.  рассмотреть первую Конституцию Союза и новые конституции республик;

5.  рассмотреть развитие права.

Объект исследования – советское государство в 20 - 30-е гг.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением советского государства в 20 - 30-е гг.


Основная часть

Глава 1. Послевоенный мир

1.1. Российское государство и «новая экономическая политика»

К началу 1921 г. гражданская война в нашей стране в основном закончилась, лишь кое-где на окраинах еще шли бои. В Грузии большевики боролись за свержение меньшевистского правительства. В Туркестане Советская власть воевала с басмачами. А на Дальнем Востоке героическая Народно-освободительная армия ДВР в одиночку билась с японцами и белогвардейцами. Но на основной территории советских республик гражданская война затихла.

Интервенты были вынуждены убедиться в бесперспективности своих действий. По словам британского премьер-министра Д. Ллойд Джорджа, "...когда стало ясно, что их (белогвардейцев) стремление к власти обречено на неудачу и что русский народ окончательно отдает свои симпатии большевистскому режиму, наш уход стал неизбежен..."[1]. Конечно, победа Советского государства над интервентами не обошлась без потерь, в том числе и территориальных.

Польша, организовавшая поход на нашу страну и сначала добившаяся успеха, была позже отброшена назад. Красная Армия дошла в 1920 г. почти до Варшавы, правда, потом ей пришлось вернуться на исходные рубежи. Был заключен мирный договор на не очень выгодных для Советской страны условиях: она потеряла Западную Белоруссию, которая даже Версальской мирной конференцией в 1919 г. была признана по так называемой линии Керзона за Россией.

До 1918 г. Западная Украина принадлежала по преимуществу Австро-Венгрии, хотя еще Российская империя давно претендовала на нее, опираясь на исторические корни, связывавшие когда-то эти земли с Древнерусским государством. После распада Австро-Венгрии осенью 1918 г. в Галиции в ноябре образовалась так называемая Западноукраинская Народная Республика (ЗУНР). В январе 1919 г. она заключила соглашение с петлюровской Директорией о совместной борьбе с Советской властью. Реальным же врагом ЗУНР была Польша, стремившаяся в это время захватить ее земли. Советская Украина как раз предлагала свою помощь в борьбе против этого общего врага. В июне 1919 г. Антанта разрешила Польше оккупировать Западную Украину. Однако в июле 1920 г. в условиях победного наступления Красной Армии на Польшу была образована Галицкая Социалистическая Советская Республика, собиравшаяся объединиться с Советской Украиной, она просуществовала всего 52 дня. По договору о перемирии между советскими республиками и Польшей БССР и Украина отказались от притязаний на земли западнее установленной границы, что было закреплено и окончательным мирным договором, подписанным советскими республиками с Польшей в марте 1921 г. и ратифицированным ВЦИК уже в апреле[2]. Это не означало признания прав Польши на Галицию, поскольку на основании Сен-Жерменского мирного договора 1919 г. государственный суверенитет над Восточной Галицией принадлежал Антанте, а Польша считалась лишь оккупирующей державой. Но в 1923 г. Совет послов стран Антанты, несмотря на протесты РСФСР и УССР, принял решение о включении Восточной Галиции в состав Польши.

Была потеряна и Прибалтика: к началу 1920 г. Советскую власть здесь свергли. Возникли буржуазные государства. Советская Россия пошла на значительные уступки им, в том числе и территориальные, передав, в частности, исконно русские земли, заселенные русскими. Литва получила Вильну и Виленский край, однако очень скоро этот район был отнят у нее Польшей. Литва стала государством в рамках всего одной прежней Ковенской губернии.

Исход гражданской войны и интервенции убедительно показал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные с ней республики не возьмешь. А потому началось постепенное признание Советского государства. Этот процесс привел к известной Генуэзской конференции.

В конце 1921 г. Советская Россия обратилась к Антанте с предложением провести международную конференцию для подведения итогов войны. Антанта откликнулась на это предложение, рассчитывая на взыскание долгов с Советской России. Весной 1922 г. в Генуе была созвана конференция. Западные державы предъявили счет Советской Республике по старым долгам дореволюционной России, а также за национализацию предприятий и прочего имущества, проведенную Советской властью. В свою очередь советская делегация, которую возглавлял нарком иностранных дел Г.В. Чичерин - потомственный российский дипломат и видный деятель Коммунистической партии, - предъявила свой счет. В результате оказалось, что не Россия в долгах у Запада, а западные державы еще должны нам. Впрочем, советские дипломаты не возражали против постановки вопроса о возвращении долгов, но лишь при условии предоставления Советскому государству займов, необходимых для подъема хозяйства. Кроме того, Западу предлагалось широкое поле деятельности в Советской России, в особенности всякого рода концессии.

Западные державы не согласились на эти предложения, и конференция зашла в тупик. Тем не менее в ходе конференции России удалось подписать в пригороде Генуи - Раппало сепаратное соглашение с Германией о взаимном отказе от претензий. Это положило начало миролюбивым взаимовыгодным отношениям между Россией, а потом и Советским Союзом, и Германией, длившимся затем до самого прихода к власти Гитлера.

Историческое значение Генуи и в том, что усилилось признание Советской России на международной арене.

Переход к миру ставил перед страной новые сложные задачи, прежде всего в хозяйстве. Экономическое положение было ужасным. Нужно было восстанавливать хозяйство, отброшенное по некоторым показателям на два века назад. Военный коммунизм не создавал экономических стимулов для развития производства, ибо работник, прежде всего крестьянин, не был лично заинтересован в его расширении. Наоборот, он стал производить продукции не больше, чем могла потребить его семья.

Очень сложна была и политическая обстановка в стране. Военный коммунизм создавал социальное напряжение. Крестьянство, еще терпевшее продразверстку, опасаясь возвращения помещиков, теперь, когда эта угроза отпала, перестало мириться с изъятием произведенной продукции. Грозным предупреждением властям явилось известное Тамбовское восстание, оно проходило уже не только под экономическими, но и под политическими лозунгами. На его подавление была брошена даже регулярная армия во главе с бывшим царским офицером и будущим советским маршалом Тухачевским[3].

Жизнь диктовала: нужно уходить от прежних методов экономического и политического руководства.

Нэп позволил восстановить народное хозяйство. Однако вскоре встал вопрос: каким путем идти дальше? Длительное сосуществование капитализма и социализма в стране было невозможным. Следовательно, надо было выбирать или то, или другое. В начале 1922 г. на XI съезде партии Ленин заявил: "Мы год отступали. Мы должны теперь сказать от имени партии: достаточно!.. Теперь цель выдвигается другая - перегруппировка сил". Однако путей к перегруппировке Ленин не указал. Ничего не было сказано об этом и в решениях съезда. И все же очевидно, что речь об отказе от нэпа в 1922 г. еще не шла. В конце этого года, готовясь к докладу на X Всероссийском съезде Советов, В.И. Ленин в своем конспекте записал: "...Как подойти... к социализму?.. Не иначе, как через нэп".

А вскоре он сформулировал свое видение перехода к социализму через нэп: кооперирование всех граждан, главным образом крестьянства, при сохранении государственной собственности на землю, промышленность и иные средства производства в условиях диктатуры пролетариата. В этой формуле еще было много неизвестных, но "решить уравнение" Ленин уже не успел.

После смерти Ленина в январе 1924 г. руководство правящей партии постепенно пошло по линии свертывания нэпа и в деревне, и в городе. Однако вопрос, куда и как идти, оставался.

Довоенный объем производства хлеба был достигнут, но это был нищенский уровень. Несмотря на общую бедность, Россия до революции вывозила хлеб, руководствуясь принципом - "не доедим, да вывезем".

Стал свертываться постепенно нэп и в промышленности. Политика индустриализации означала расширение и укрепление государственного сектора, который начал вытеснять сектор частный. Однако частное промышленное производство и до этого было не слишком велико. Частник, или, как тогда говорили, нэпман, бросился в основном в торговлю, где легче и быстрее можно было достигнуть максимальных прибылей.

Таким образом, в конце 20-х гг. назрели серьезные изменения в экономике нашей страны, в общественном строе. Страна стояла на пороге коренной ломки общественных отношений.


1.1.     Развитие советской федерации перед образованием СССР

Взаимоотношения советских республик в 1921 - 1922 гг. При переходе к мирному строительству перед государством с новой силой встали задачи укрепления федеративных отношений между независимыми советскими республиками. X съезд РКП(б) в марте 1921 г. в резолюции "Об очередных задачах партии в национальном вопросе" подчеркнул, что упрочение государственно-правовых связей советских республик - единственный путь спасения от империалистической кабалы и национального гнета. Развитие федеративных отношений между республиками вступило в новый этап, характеризующийся дальнейшим укреплением дружественных связей.

Сущность перехода к этому этапу заключалась, прежде всего, в изменении цели объединения республик. Если в период гражданской войны это было обеспечение военной победы над врагом, то теперь на первый план выступила задача восстановления разрушенного народного хозяйства республик, что не умаляло, конечно, и прежней заботы о внешней безопасности страны.

Переход к новому этапу в отношениях независимых республик не повлек коренных изменений в форме связей между ними. Объединение высших органов власти республик завершалось в тех формах, которые складывались в предыдущие периоды, - путем участия представителей республик в работе высших органов власти РСФСР. На IX (декабрь 1921 г.) и X (декабрь 1922 г.) Всероссийских съездах Советов были представлены все существовавшие в то время независимые советские социалистические республики. Во ВЦИК, избранный IX съездом Советов, вошли представители Украины, Белоруссии и закавказских республик.

Окончание интервенции и гражданской войны породило новые формы взаимоотношений советских республик с зарубежными странами - мирные: дипломатические и торговые. Развитие внешних политических и экономических связей республик безотлагательно требовало их дальнейшего сплочения в сфере международных отношений, где совместные выступления независимых советских республик становились все чаще.

В 1921 г., как уже отмечалось, Россия, Украина и Белоруссия заключили мирный договор с Польшей. При этом РСФСР и УССР выступали в переговорах самостоятельно, Белоруссия же доверила защиту своих интересов делегации Советской России. В марте 1921 г. РСФСР заключила договор о дружбе с Турцией, в котором непосредственно оговаривались права и интересы закавказских советских республик по ряду вопросов.

Вместе с дипломатическим сотрудничеством шло объединение усилий республик в организации внешней торговли, приобретавшей в мирное время все большее значение. Для достижения согласованности действий по этим вопросам союзные договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией и Азербайджаном и другие акты предусматривали объединение их органов внешней торговли. Наркомвнешторг РСФСР имел своих представителей при правительствах Азербайджана, Украины, Белоруссии. Устанавливалось, что республики будут проводить общую внешнеторговую политику на основе единого импортно-экспортного плана. В 1922 г. при внешнеторговых операциях вводятся единые для всех советских республик ставки таможенных сборов. Одновременно устанавливается, что между самими республиками не может быть никаких таможенных границ. Связанные тесными узами, независимые советские республики имели возможность выступать и как самостоятельные субъекты во внешнеторговых операциях с иностранными державами[4].

Вскоре всем советским республикам потребовалось выступить единым фронтом. Это конкретно проявилось на Генуэзской конференции. Предвидя, что здесь придется выдержать серьезную борьбу, они решили объединить свои силы. С этой целью в январе - феврале 1922 г. союзные с РСФСР республики поручили своим полномочным представителям при Правительстве Советской России подписать протокол, доверяющий делегации РСФСР на Генуэзской конференции защиту их общих прав и интересов. Кроме пяти социалистических республик (УССР, БССР, Грузии, Азербайджана и Армении) 22 февраля указанный протокол подписали и две народные - Хорезм и Бухара, а также ДВР.

Протокол зафиксировал, что объединение дипломатических усилий советских республик не ограничивается Генуэзской конференцией. РСФСР поручалось более широкое представительство интересов восьми республик в сферах экономической и политической, и притом по отношению к неограниченному кругу государств. Дипломатическое объединение советских республик явилось одним из условий успеха советской делегации на Генуэзской конференции, стало шагом вперед в укреплении единства советских республик в международных отношениях.

Переход к послевоенному этапу развития отношений означал расширение и углубление хозяйственных связей республик. Это проявилось прежде всего в установлении единого хозяйственного плана. Первым таким планом был план ГОЭЛРО, принятый VIII Всероссийским съездом Советов 29 декабря 1920 г. План касался не только России, но и других советских государств. В частности, большие работы намечалось осуществить на Украине, в Закавказье (в особенности в Бакинском регионе).

Знаменательно, что инициаторами принятия единого плана для всей страны выступили сами национальные республики. Всеукраинский съезд Советов в феврале 1921 г. отметил, что общехозяйственный план УССР должен быть составной частью единого хозяйственного плана советских республик. Аналогичные решения были приняты в Азербайджане и Белоруссии. В соответствии с этим Положение о Госплане, изданное в 1922 г., устанавливало, что разрабатываемый Государственной общеплановой комиссией перспективный план народного хозяйства, а также эксплуатационный план текущего года распространяются как на РСФСР, так и на союзные с ней советские республики.

Появление единого хозяйственного плана обусловило дальнейшее объединение органов управления хозяйством. Общее управление хозяйством в независимых советских республиках осуществляли экономические совещания (ЭКОСО), работавшие под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны РСФСР. Организация республиканских ЭКОСО и их взаимоотношения со СТО определялись по соглашению ВЦИК с Центральными Исполнительными Комитетами республик.

Союзные с РСФСР республики не в силах были самостоятельно организовать восстановление промышленности, ряд отраслей которой имел общегосударственное значение. Учитывая это обстоятельство, Российская Федерация все чаще принимала на себя заботу о развитии важнейших отраслей промышленности независимых советских республик. Расширяется круг отраслей промышленности, попадающих в непосредственное управление центральных хозяйственных органов РСФСР. В 1921 - 1922 гг. в топливной, химической, металлургической и других отраслях промышленности Украины, Азербайджана, Белоруссии создаются объединения, подчиненные ВСНХ РСФСР. В 1922 г. завершилось объединение транспорта и связи, руководство морским, железнодорожным транспортом и связью сосредоточивается в соответствующих наркоматах РСФСР.

Широкий размах работ по восстановлению народного хозяйства, необходимость громадных по тому времени затрат с особой силой требовали объединения в одном центре тех скудных финансовых ресурсов, которыми располагали республики. Характерным в это время было более четкое правовое закрепление единства бюджета. В Декрете ВЦИК, принятом в декабре 1921 г., говорилось, что сметы всех республик, и входящих в РСФСР, и союзных с ней, а также составляемые народными комиссариатами финансовые сметы общегосударственных доходов и расходов вначале рассматриваются в Бюджетном совещании при Народном комиссариате финансов РСФСР, а затем вносятся в Совет Народных Комиссаров. Далее с его отзывом эти сметы поступают во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Единство бюджета влекло за собой и утверждение единой налоговой и денежной систем, дальнейшее объединение органов финансового управления. Такие меры позволили Российской Федерации предоставить материальную помощь союзным с ней республикам.

Таким образом, федеративные отношения советских республик в 1921 - 1922 гг. характеризовались объединением их хозяйства, прежде всего, в важнейших отраслях - промышленности, транспорте, финансах, укреплением военного единства, созданием прочного дипломатического союза.

Образование ЗСФСР. Своеобразную форму приняло объединение республик Закавказья, приведшее к образованию Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Между Азербайджаном, Арменией и Грузией существовали особо тесные исторически сложившиеся экономические связи, скудность их хозяйственных и финансовых ресурсов была особенно острой, а внешняя опасность, учитывая пограничное положение, - особенно сильной.

Кроме того, местные националисты за короткий срок господства в Закавказье сделали все возможное для разжигания национальной вражды между здешними народами. В декабре 1918 г. возникла настоящая война между меньшевистской Грузией и дашнакской Арменией. Националисты вели политику вытеснения "чужих" народов со своей территории. Так, мусаватисты старались выгнать армян из Азербайджана, а дашнаки - азербайджанцев из Армении. Грузинские националисты принимали различные меры к тому, чтобы подавить движение абхазцев и осетин за самоопределение[5].

Советской власти пришлось выправлять горькие плоды этой антинародной политики. Большевики посчитали наилучшим способом объединить все закавказские советские республики в одну Закавказскую Федерацию. Стремление установить межнациональный мир было, следовательно, одной из важнейших причин образования ЗСФСР.

Первые шаги по пути создания этой федерации делаются еще весной 1921 г. В ноябре того же года Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о необходимости создания федерации, которое было одобрено Политбюро ЦК РКП(б).

12 марта 1922 г. Полномочная конференция Центральных Исполнительных Комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья. Создание такого Союза было продвижением вперед в объединении республик Закавказья. Однако до завершения дела было еще далеко. Отношения республик - членов Союза - с органами объединения не были достаточно четкими и определенными. Так, высшим органом Союза признавался не съезд Советов, как во всех советских республиках, а Полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджана, Армении и Грузии. Эти недостатки были вскоре устранены. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. I Закавказский съезд Советов принял Конституцию ЗСФСР.

Завершение становления Российской Федерации. В послевоенные годы завершается процесс становления Российской Федерации. К концу 1922 г. свою автономию получают все крупные и компактно проживающие народы России. Создаются Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская АССР, возникают Черкесская, Ойротская, Коми, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Чеченская автономные области.

Образование новых и развитие ранее созданных автономных единиц требует установления, уточнения и совершенствования их границ. Национально-территориальный принцип при определении границ автономных образований, который проводился уже во время гражданской войны, теперь осуществляется с некоторыми поправками. Если прежде обращалось главное внимание на то, чтобы выделить территории, наиболее компактно заселенные той или иной народностью, то теперь большее значение придается экономической целостности автономных республик и областей. Проводится так называемое округление, т.е. к прежнему национальному ядру присоединяются территории, хотя и менее густо заселенные коренным населением, но зато вкупе составляющие экономическое целое с этим ядром.

Упорядочивается правовое положение автономных единиц и выравнивается структура государственного механизма автономных республик и автономных областей. Правоотношения РСФСР с ее автономными частями теперь приобретают более четкое и определенное содержание.

В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре, когда здесь были окончательно разгромлены интервенты и белогвардейцы, Народное собрание ДВР провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы Советской России включить территорию республики в состав РСФСР[6].


1.2.     Создание СССР

Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее определенный этап развития национально-государственного строительства в стране.

Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, на практике убедились в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.