рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Сущность реформ и контрреформ в истории России XYIII-XX вв

— Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления — бунт стрельцов в Астрахани (1705—1706), восстание казачества на Дону под руководством Кондратия Булавина (1707—1708), на Украине и в Поволжье были направлены лично против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.

— Проводя реформу государственного управления, Петр I руководствовался принципами камерализма, т. е. введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

— Желание догнать Европу в экономическом развитии Петр I пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной индустриализации», т. е. за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конкуренции, но лишало свободной экономической инициативы.

— Результатом Петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой.

— Достижения императорского периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящими классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Соответственно возник раскол между верхушкой и низом общества, между интеллектуалами и народом.

— Главная психологическая опора русского государства — православная церковь — в конце XVI1 в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение, начиная с 1700 г. и до революции 1917 г. Церковная реформа начала XVIII в. означала для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

— Произошло обострение политических и социальных проблем. Упразднение Земских соборов (устранившее народ от политической власти) и отмена самоуправления в 1708 г. тоже создали политические затруднения.

— Правительство остро чувствовало ослабление контактов с народом после реформ Петра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестоко, как и делал Петр Великий. А позже концепция запретов стала привычной. Между тем западная политическая мысль воздействовала на европеизированные круги российского общества, впитывавшие идеи политического прогресса и постепенно готовившиеся к борьбе с абсолютизмом. Так, Петровские реформы привели в движение политические силы, которые впоследствии правительство не смогло контролировать.

В Петре мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальнейшее развитие почти на два столетия. Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.


2. РОССИЯ В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ, 1725—1762 ГГ.

Смерть императора Петра I в 1725 г. привела к длительному кризису власти. По образному выражению В. О. Ключевского, этот период нашей истории получил название «дворцовых переворотов». За 37 лет от смерти Петра I до воцарения Екатерины II (1725—1762) трон занимали шесть царствующих особ, получавших престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов.

В исторических исследованиях период второй четверти—середины XVIII в. определяется как «эпоха временщиков», «период политической нестабильности». Из 37 лет непрерывной чехарды власти 32 года приходилось на правление женщин, а если учитывать царствование Екатерины II, то в течение XVIII столетия в Российской империи после смерти Петра Великого 64 года власть в государстве находилась в руках женщин.

В истории русского государства началась своеобразная эпоха женщин-императриц. Это было время жены Петра I Екатерины I, курляндской герцогини Анны Ивановны, Анны Леопольдовны (племянницы Анны Ивановны, правнучки царя Алексея Михайловича), дочери Петра 1 Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Анализируя внутреннюю политику Екатерины I, следует отметить ее основную черту — начало ревизии итогов петровских преобразований. В этот период времени происходило:

— сокращение чиновничьих структур;

— пересмотр таможенного тарифа;

— изменение дислокации армии и ее содержания;

— ликвидация системы самоуправления;

—восстановление значения уезда как основной территориально-административной единицы;

— изменение системы налогообложения, снижение подушной подати.

В целом деятельность Екатерины I и ее «верховников» характеризовалась отказом от широкой преобразовательной программы Петра I, снижением роли Сената. Торговля и промышленность, лишившиеся в послепетровское время финансовой и административной поддержки государства, были поставлены в неблагоприятные условия.

Петр II (1727—1730).Непродолжительное пребывание у власти юного Петра II не внесло существенных изменений в государственную и общественную жизнь российского общества. Переезд царского двора из Петербурга в Москву в конце 1727 г., упразднение в 1728 г. Главного магистрата вряд ли можно рассматривать как действия, направленные против преобразований великого реформатора. «В управлении государством, — отмечал С. Ф. Платонов, — не было никакой определенной тенденции — ни к возврату в допетровские формы жизни, ни к продолжению преобразований Петра Великого»[3].

Анна Иоанновна (1730—1740). Историки по-разному оценивают правление Анны Иоанновны. Некоторые исследователи — В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов — отмечают засилье иностранцев в структурах государственного управления, в командовании армией и флотом.

Основные направления внутренней политики:

упразднение Верховного тайного совета и возвращение Сенату его прежнего значения;

— возвращение Петровской системы размещения полков в губерниях и ответственность помещиков за платежи своих крестьян;

—продолжение карательной политики по отношению к старообрядцам;

— создание нового органа — Кабинета министров (1731);

— возобновление деятельности Тайной канцелярии;

— учреждение корпуса кадетов (1732), после окончания которого дворянские дети получали офицерские чины;

— отмена бессрочной службы дворян (1736). Кроме того, один из сыновей дворянской семьи освобождался от службы для управления имением.

В период царствования Анны Иоанновны происходило укрепление самодержавия, сокращение обязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами.

Елизавета Петровна (1741—1761). В период правления Елизаветы были проведены определенные преобразования:

— произошло значительное расширение дворянских льгот, особенно в 50-е гг. (учреждение дворянских заемных банков, предоставление дешевого кредита, монопольное право на винокурение и др.), укрепилось социально-экономическое и правовое положение русского дворянства;

— сделана попытка реставрировать некоторые порядки и государственные учреждения, созданные Петром I. С этой целью произошло упразднение Кабинета министров, значительно расширены функции Сената, восстановлены Берг- и Мануфактур-коллегии, главный и городской магистраты;

— устранены многие иностранцы из сфер государственного управления и системы образования;

— создан новый высший орган — Конференция при высочайшем дворе (1756) для решения важных государственных вопросов, которая вскоре превратилась в своеобразный правительственный орган, во многом дублирующий функции Сената;

— императрица пыталась выработать и новое законодательство, собрав для работы по составлению нового Уложения народных представителей. Однако и это начинание, и некоторые другие остались неосуществленными (П. И. Шуваловым отстаивалась необходимость введения свободного крестьянского труда (1753), защищались права крестьянства в торговле);

— произошло ужесточение религиозной политики. Были приняты указы о выселении из России лиц иудейского вероисповедания, о перестройке лютеранских храмов в православные.

В целом же правление Елизаветы не стало «вторым изданием» Петровской политики. Императрица в отличие от отца-реформатора не уделяла много времени государственным делам. Политика Елизаветы отличалась осторожностью, а в некоторых аспектах — и непривычной мягкостью. Отказываясь санкционировать смертные приговоры, она фактически первой в Европе отменила смертную казнь.

По мнению известного историка С. М. Соловьева, ее правление создало благоприятные условия для дальнейшего развития России, подготовило и воспитало новых государственных деятелей, составивших в будущем славу Екатерине II[4].


3. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В

3.1 Реформы в царствование Екатерины Второй

При Екатерине II была проведена широкая административная реформа. В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население губернии составляло от 300 до 400 тыс. человек.

Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наблюдается рост крепостнических отношений. Они охватывают новые территории и новые категории населения. Основной путь развития сельского хозяйства — экстенсивный, за счет расширения новых площадей. Положение крепостных ухудшалось — помещики получили в 1765 г. разрешение ссылать своих крестьян в Сибирь на каторгу, без суда и следствия. Если крестьян признавали зачинщиками волнений, то указом 1763 г. они сами должны были оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. В 1767 г. был издан указ, запрещающий жалобы крестьян императрице на своих помещиков.

Гораздо более высокими темпами, нежели сельское хозяйство, развивалась промышленность. Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 г. манифеста Екатерины II о свободном открытии промышленных предприятий представителями всех слоев общества. В России вводилась свобода предпринимательства.

К концу XVIII в. в стране действовало более 2 тыс. промышленных предприятий, некоторые из них были очень крупными, с числом рабочих более 1200 человек.

В 1785 г. было издано специальное Ремесленное положение, являвшееся частью Жалованной грамоты городам. Важнейшей особенностью конца XVIII в. является увеличение вольнонаемной рабочей силы и капиталистических мануфактур. В 1775 г. был издан указ, разрешавший крестьянскую промышленность, что стимулировало развитие производства, повлияло на рост числа заводчиков из купцов и крестьян.

Важным стимулом для промышленного предпринимательства явились льготы купечеству: в 1766 г. — освобождение купцов от рекрутской повинности и замена ее уплатой фиксированного денежного взноса; провозглашение свободы предпринимательства в 1775 г., заключавшееся в разрешении купцам заводить предприятия без согласования с официальными инстанциями и отменявшее налог с каждого сана.

В истории России XVIII в. был эпохой, когда начали создаваться банки как составная часть рыночной системы, способствующая образованию рынка капиталов. Банки создавались казной. Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержание двора и другие государственные нужды требовали больших денежных ресурсов. Хронический дефицит бюджета Екатерина II пыталась преодолеть традиционными приемами:

— во-первых, выпуском бумажных ассигнаций (1769);

— во-вторых, обращением к внешним займам: первый из них был сделан и 1769 г. в Голландии, второй — в следующем году в Италии.

К концу XVIII в. произошло укрепление сословного строя. Каждая категория населения (дворянство, духовенство, различные категории горожан, крестьян, казачество и др.) приобрела сословную замкнутость, которую определяли соответствующие права и привилегии, зафиксированные в законах и указах. Укрепление сословного строя было одним из способов удержать власть в руках дворянства.

Таким образом, в конце XVIII в. процесс складывания капиталистических отношений в России стал необратимым. Однако в экономике господствовали крепостнические отношения, оказавшие огромное влияние на формы, пути и темпы развития капитализма и определившие экономическое отставание России от других европейских стран.

Как и Петр I, Екатерина II вошла в историю под именем Екатерина Великая. Ее царствование стало новой эпохой в истории России.

 «Манифестом о вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дворянству» (1785) Екатерина II окончательно закрепила привилегии дворянства. Дворяне были освобождены от податей и повинностей. Заметно увеличилось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государственные и дворцовые крестьяне, а также незаселенные земли. Период правления Екатерины II в исторической науке получил название золотого века российского дворянства.

На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. В соединении со знаниями российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы. Поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период русской истории получил в литературе название «просвещенный абсолютизм».

Итоги царствования Екатерины II.

1. Имперские мероприятия во внешней и внутренней политике.

2. Укрепление абсолютизма путем реформирования правительственных учреждений и нового административного устройства государства, защита монархии от любых посягательств.

3. Социально-экономические мероприятия по дальнейшей «европеизации» страны и окончательному оформлению и усилению дворян.

4. Либерально-просветительские начинания, попечение об образовании, литературе и искусствах.

5. Неготовность российского общества не только к отмене крепостного права, но даже и к более умеренным реформам.

3.2 Противоречия личности и политика Павла I (1796—1801)

 

Павел I ввел в стране военно-полицейский режим, регламентировал все, от мундиров до употребления отдельных слов, и вместе с тем вернул из ссылки Радищева, Новикова, Костюшко, положил начало основанию Дерптского университета, Павловского корпуса (училище для сирот военных в Петербурге), амнистировал живых пугачевцев. Идеалу либеральной политики, основанной на самоуправлении сословий, их правах и привилегиях, Павел I противопоставлял идеал попечительной политики, опирающейся на сильную власть царя и его заботу о своем народе.

В целом политика Павла I была, несмотря ни на что, прямым продолжением екатерининского правления. «Контрреформы» касались большей частью второстепенных моментов. Это видно, в частности, из следующего:

1) в 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся указ о престолонаследии. Указ утверждал преемственность власти в правящей династии по мужской нисходящей линии. Эта позиция определяла отказ от предшествующей практики императорских советов и стремление царя к максимальной централизации власти;

2) на смену коллегиальной системе организации центрального аппарата пришла министерская, основанная на единоначалии и контроле свыше. Это означало потерю роли Сената. Павлом был разработан план учреждения семи министерств — юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции и государственного казначейства, однако полностью он был осуществлен после его смерти;

3) проведена губернская реформа. 40 губерний, существовавших при Екатерине, были преобразованы в 41, появилась область войска Донского. При этом управление окраинных губерний строилось с учетом национальных традиций и местных особенностей;

4) перестройка государственной системы, сочетавшаяся с бюрократизацией управления, повлекла за собой ущемление дворянского самоуправления. Из ведения дворянских собраний были изъяты административно-полицейские функции, а в 1799 г. вообще были упразднены губернские дворянские собрания;

5) в 1798 г. отменены верхние земские суды. Указом от 23 августа 1800 г. aннулировалось право дворянских обществ избирать заседателей в судебные органы — участие выборных представителей дворянства в судопроизводстве ограничивалось нижним земским судом;

6) социальная политика Павла свидетельствовала о его способности к гибкому маневрированию и приспособлению к потребностям времени, не затрагивала при этом самих устоев феодально-абсолютистского государства. В ней соединились попытки частично ослабить путы, давившие крестьянство, и старания удержать в повиновении крестьянскую массу, обеспечив от нее наибольшую отдачу землевладельцам и государству. Так, 5 апреля 1797 г. был обнародован Манифест о трехдневной барщине, предписывавший помещикам использовать барщинный труд крестьян не более трех раз в неделю. Однако пожелания носили рекомендательный характер, и на практике редко кто из помещиков соблюдал «рекомендацию» царя;

8) складывались противоречивые тенденции — беспрецедентная раздача за неполные пять лет в частное владение 600 тыс. дущ государственных крестьян (Екатерина II за 34 года раздала 800 тыс. крестьян), жесткое пресечение крестьянских жалоб на господ; это по существу являлось логическим продолжением крепостнического курса Екатерины II;

9) борясь с влиянием Французской революции, Павел I ввел жесточайшую цензуру и запретил все частные типографии;

10) по отношению к дворянству в политике Павла также сталкивались противоречивые тенденции. С одной стороны — забота царя об укреплении экономического положения дворянства, которая выразилась в материальной помощи через кредитно-банковскую систему, создание режима максимального благоприятствования дворянства по службе (указы 1797 и 1798 гг.). Другая тенденция проявилась в ограничении сословного самоуправления и его поглощении бюрократическим аппаратом.


4. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В XIX В

4.1 Правление Александра I

Россия этого периода — абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных обществ, но и как хранитель законности.

В начале XIX в. инициатором преобразований в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр I (1801— 1825).

Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1) 1801 —1812 гг. — период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

2) 1814—1825 гг. — во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

Реформаторская политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:

— реформы инициировались «сверху» — самодержцем;

— реформаторская деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской партии»;

— судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;

— влияние реформ на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недоведенные до конца приближали их.

Реформы в области государственного управления:

1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, финансов, коммерции и народного просвещения и др.;

2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.

Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Реформы в социальной сфере:

1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян — им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию дворянства на владение землей;

3) улучшилось положение крепостных крестьян — помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.

4) указы 1804—1805 гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформы в области образования:

1) в 1803 г. было издано новое Положение «Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты. Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. — университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;

3) созданы органы управления просвещением и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:

— рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

— важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

— расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

— предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы — волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.