рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Учредительное собрание в России: от идеи к реализации

     В связи с постоянными переносами сроков         Учредительного собрания авторитет и популярность Временного правительства начинает снижаться.          Это снижение заметно в мае-августе 1917 года, так как лозунг Учредительного собрания имел вспомогательное, служебное назначение. Он пускался в ход для обоснования отношения к каким-либо отношениям.

      В мае-августе таких моментов было предостаточно. Отметим самые яркие из них. Во-первых, первые итоги работы Особого совещания; во-вторых, этап, связанный с агитационной работой; и, в-третьих, бурные дискуссии о сроках созыва Учредительного собрания.

      В конце мая приходят требования от казаков. В нем говорилось о содействии и поддержке Временного правительства только в доведении страны до Учредительного собрания «без нарушения ее целостности, свободы и чести»[94].

     Из выше сказанного следует, что Временное правительство и Советы занимались подготовительной работой, связанной с созывом Учредительного собрания.  Были учреждены  органы, в которых были представлены образованные компетентные в юридической сфере специалисты, занятые разработкой самого демократического на то время в Европе избирательного закона[95].  Так же это были заинтересованные люди в реализации на практике всех задуманных преобразований и реформ.

         В это время население страны возлагало большие надежды на деятельность данного органа. Однако были и такие, которые не бредили волшебными и мгновенными действиями Собрания, так как они реально оценивали события в стране, насыщенной хаосом и неразберихой.  В. Д. Набоков  по происшествию отмеченных многих лет, осмысляя события 1917 года, отмечал, что самый огромный риск  заключался бы в самом созыве Учредительного собрания, потому что, по его словам, наивные люди могли теоретически представлять себе это собрание и роль его в таком виде: собралось бы оно, вырабатывало бы основной закон, обрекло его всею полнотою власти, затем разошлись[96]. В этих словах отсутствует эйфория и торжество. Следующие строки полны пессимизма и невозможности реализации задуманных идей, потере всякой надежды на изменение в России: «Если бы до Учредительного собрания удержалась какая-нибудь власть, то созыв его был, несомненно, началом анархии». Тем не менее, в 1917 году никто так глубоко не анализировал действительность, да и не было времени на раздумья, необходимо было действовать.  И в этом во многом преуспели политические партии, борющиеся за парламентское большинство в новой России.

     

            1.3. Борьба политических партий и идея Учредительного собрания.          

Вопрос о власти разрешился в результате Февральской революции  так, как не предполагала того и одна партийная доктрина. Поэтому все ведущие политические партии вынуждены были пересматривать, а то и вовсе менять свою стратегию и тактику, приспособляясь к новым условиям и событиям.

    В 1917 году в Росси действовало около 50 партий. Как правило, они создавались не «снизу» на базе каких-либо сложившихся общностей, а как бы «сверху» - так называемой разночинной интеллигенцией[97].

    Первым публичным актом большевиков в 1917 году был Манифест бюро ЦК. Призывая к созданию Временного Революционного правительства, в числе его задач – созыв Учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права. Однако Собрание должно было решать вопрос о земле, войне, рабочем законодательстве, и лишь подтвердить действие ВРП и установить демократическую республику[98].

     Хотя большевики первыми откликнулись на события революции, тем не менее, они не были ее вождями. В. И. Ленин узнал о событиях в России из швейцарской газеты, Л. Б. Каменев и И.В. Сталин вернулись из ссылки в Петроград только в конце марта[99]. Главный их лозунг «Вся власть Советам!» летом 1917 года был снят, так как  В. И. Ленин  выжидал удобного момента взять власть в свои руки.

    Июнь 1917 года ознаменовался новым кризисом Временного правительства, уже  включившего с мая в свой состав меньшевиков и эсеров. На I Всероссийском  съезде советов рабочих и солдатских депутатов лидер меньшевиков И. Г. Церетели заявил: «В настоящий момент в России нет политической партии, которая говорила бы: дайте в наши руки власть, уйдите, мы займем ваше место», из зала вдруг раздался голос В. И. Ленина «Есть!» Лидер большевиков сказал, что они  каждую минуту готовы «взять власть целиком»[100].

     На IV съезде РСДРП (б), прошедшего нелегально в Петрограде в конце июля - начале августа 1917 года, было решено, что большевики должны готовиться к вооруженному восстанию и свержению Временного правительства[101]. Большевики не отказались от своих тактических планов по захвату власти и диктатуре пролетариата. В подтверждение можно представить письмо В. И. Ленина ЦК Петроградским и Московским комитетом РСДРП (б) от 12 – 14 сентября 1917 года: «большевики могут и должны взять государственную власть в свой руки и Учредительного собрания ждать нельзя, ибо той же отдачей Петрограда Керенский и К всегда могут сорвать его»[102]. Призывал взять власть, мотивируя тем, что они смогут гарантировать созыв Учредительного собрания. Однако сила большевиков состояла в том, что они на первый план выдвинули лозунги доступные в понимании народа: «Земля – крестьянам! Фабрики – рабочим! Мир – народам! Власть - Советам!». При этом эти требования должны были воплотиться в реальность после создания большевистского правительства, а не заоблачного Учредительного собрания. Этим объясняется популярность большевиков осенью 1917 года, в рядах, которых насчитывалось уже 350 тыс. членов, преимущественно в промышленных и индустриальных районах страны[103].

     В  мае 1917 года В. И. Ленин писал иное: «Право Учредительного собрания окончательно установить всенародную собственность на землю,  условия распоряжения ей не отрицаем»[104]. Итак, мы видим, как большевики изменяли свое мнение по отношению к Учредительному собранию, в угоду конъюнктурности своей партии.

      Две другие крупные социалистические партии – эсеры и меньшевики, занявшие после Февраля срединное и прочное место в политическом спектре, сохраняя верность лозунгу Учредительного собрания. Меньшевики полагали недоступным для социалистов брать власть в неподготовленной стране. Они откровенно заявляли: «строй, который создаст Учредительное собрание, не будет нашим строем, новая власть, которую оно учредит, не будет нашей властью»[105].

       Тем не менее, они были намного удачливее большевиков, так как революционные события стремительно вынесли их на политическую авансцену страны. Они заняли ведущие позиции в исполкоме Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. В мае они вошли в состав первого коалиционного правительства, где М. И. Скобелев и И. Г. Церетели получили соответственно министерства труда, почт и телеграфов. Н. С. Чхеидзе был избран председателем Петроградского совета[106].

      Необходимо отметить, что популярность  меньшевизма быстро росла, так как они оказывали значительное влияние на рабочих солдат и крестьян, программными положениями, предполагавшими решение наболевших вопросов: мира, земли, государственного устройства.

    Доминировали в меньшевистских кругах до октября 1917 года взгляды Церетели: курс на  упрочение буржуазно-демократического строя, признание необходимости защиты революционной России от внешнего врага, полное доверие коалиционному правительству, призыв к соглашению пролетариата и буржуазии на основе взаимных уступок, оттягивание решения аграрного вопроса до созыва Учредительного собрания[107].

     Итак, тактика меньшевиков сводилась к поддерживанию линии правительственной ориентации, и воздерживались от вооруженной борьбы за власть, так как они были частью этого правительства. Лишь один раз они пошли на конфронтацию с Временным правительством. В октябре 1917 года они предложили А. Ф. Керенскому немедленно отдать землю крестьянам, однако было уже поздно. В итоге меньшевики  не отошли ни на шаг от своей политической доктринальной тактике и в октябре остались за бортом новой революции. Как постепенно падала популярность Временного правительства, так же снижался авторитет меньшевиков среди населения всей страны.  Не стабильность Временного правительства М. В. Родзянко объясняет в том, что «ему пришлось танцевать на одной левой ноге, не имея фундамента под правой»[108].       

     Отношение эсеров к Учредительному собранию было в 1917 года овеяно политической романтикой и мистикой. Они твердо надеялись получить в Учредительное собрание большинство мест голосами десятков миллионов крестьян и вершить его судьбу. Через него они собирались провести давно обещанную крестьянскую социализацию земли. Откладывая радикальную земельную реформу до Учредительного собрания, они полагали, что если можно его только не ранее осени, когда будут закончены все полевые работы[109]. Однако очередной отсрочки не желали крестьяне, которые захватывали помещичьи земли, грабили и убивали бывших хозяев.

      Партия эсеров, и до этого не отличавшиеся идейными и тактическим единством и организованной монолитностью,  с февральской революции стала еще более неустойчивой. Они распались на левых и правых. Лидерами правого крыла были А. А. Аргунов, Е. К. Брешко-Брешковская, А. Ф. Керенский и Б. В. Савинков. Левое – возглавили  М. А. Натансон, Б. Д. Камков, М. А. Спиридонова[110]. В основе их разногласий лежали различные оценки характера, движущих сил в перевороте, а также различные взгляды на роль партии в этом перевороте[111].

      Так, правые эсеры были последовательными сторонниками коалиционного правительства. Об этом вспоминает В. М. Чернов: «коалиция должна быть сохранена, во что бы то ни стало, если не в течение всей революции, то, по крайней мере, до Учредительного собрания»[112]. Однако партия обосновывала это тем, что русская революция по  своему социально-экономическому смыслу есть революция буржуазная, а потому нелепо не делать ее вместе с буржуазией.

     В коалиции также виделось условие и средство преодолеть экономическую разруху, довести страну до Учредительного собрания, чтобы оно решило аграрный вопрос.

    Иной была концепция левых эсеров. Спасение России они видел только в ее прорыве к социализму через мировую революцию. Они выступали против любой коалиции с кадетами, и за однородное социалистическое правительство. В аграрном вопросе их позиция сводилась к немедленной передаче всей помещичьей земли в распоряжение земельного комитета до окончательного решения этого вопроса Учредительным собранием[113].

     Эсеры заявляли о поддержке не только Временного правительства, но и Советов. Существование советов признавалось полезным и даже необходимым и при Учредительного собрания. Они, будучи мощными народными организациями, обеспечивали бы проведение в жизнь решений Собрания, являлись бы гарантами осуществления этих решений демократическим путем и с соблюдением социальной справедливости. Они также считали, что советы из-за своего митингового  характера, полной неприспособленности к будничной работе несостоятельны как органы власти[114].  Такая самоуверенность придаст уверенности эсерам на выборах в местные административные организации, и в Учредительное собрание. Однако и эта самоуверенность негативно отразиться на отношение эсеров и большевиков к Учредительному собранию.

     Политика эсеров в аграрном вопросе не сводилось лишь к призывами к крестьянству ждать решения этого вопроса Учредительным собранием, однако именно по их инициативе было отменено столыпинское  законодательство, принят закон о прекращении земельных сделок[115].

      Для эсеров важно было не просто отдать землю крестьянам, сделав это так, чтобы земля оставалась в полной собственности государства и осуществлять постепенную передачу ее в пользование крестьянам. Эта позиция и постоянная отсрочка Учредительного собрания порождали противоречия между эсерами и крестьянами. Это непосредственно вело к дальнейшему расколу в партии.

      Осенью 1917 года кризис в партии достиг своего апогея. Вразрез с постановлением VII съезда Совета о едином выступлении партии на выборах в Учредительное собрание, правые эсеры решили выступить в ряде губерний отдельно[116].

    В таком неорганизованном состоянии эсеры встретили большевистское восстание, и это обрело, ее на политическое бессилие. Правый фланг неонародничества занимала трудовая народно-социалистическая партия, принявшая это название после объединения в июне 1917 года народных социалистов и трудовиков шли энесы.

     Энесы считали себя приверженцами Учредительного собрания, ибо, как заявлял организационный комитет партии: «только оно правомочно и способно установить в стране порядки, согласные с волей народа»[117]. При этом энесы надеялись при помощи Учредительного собрания ввести революционный поток в определенное русло, умерить требование трудящихся и крестьян[118].

    Против революционного продолжения выступали кадеты, так как они считали, что все революционные достижения уже себя оправдали, только осталось созвать Учредительное собрание.

     Жизнь в послефевральской России заставляла кадетов корректировать все: пересмотреть программу и устав партии; постоянно менять политическую линию поведения в зависимости от стремительно меняющейся обстановке в стране. Главной заботой кадетского руководства было оптимальное решение вопроса о власти,  ключевую  роль в формировании первого состава Временного правительства играли члены ЦК кадетской партии. Управляющий делами Временного правительства стал В. Д. Набоков[119].

    Когда вопрос об участии в правительстве был решен, кадеты приступили к выработке условий этого участия. Документ был составлен Ф. Ф. Кокошиным в апреле. Одним из их требований было, «ни в каких вопросах правительство не должно предвосхищать волю Учредительного собрания»[120].

      Дж. Бьюкенен, английский посол, вспоминал, следующее: «7 мая. Так называемая «буржуазная партия» была представлена кадетами и в меньшей степени некоторыми московскими промышленными кругами… Она защищала дисциплину в армии, склоняясь чтобы предоставить окончательное решение разных социальных и конституционных вопросов, возбужденных революцией, Учредительному собранию»[121].

      Однако не смотря на такие лестные отзывы о кадетах нужно отметить, что никто не сделал так много для законодательного основания Учредительного собрания, и одновременно никто так не тормозил его созыв.      Они так же стремились сохранить за собой  контроль над механизмом проведения выборов и организации Учредительного собрания. Во время правительственных кризисов они прилагали усилия, чтобы удержать в своих руках пост министерства внутренних дел, курировавшего весь подготовительный процесс[122].

    Партия кадетов была заинтересована в созыве Учредительного собрания для того, чтобы удержать в своих руках власть в дальнейшем и для того чтобы грамотно провести реформаторскую политику. Против созыва Учредительного собрания высказывались малочисленные политические группировки «антигосударственников» - эсеры-максималисты и анархисты. Они настаивали на том, что главные вопросы народной жизни должны решаться, а на местах, и поэтому компанию по выборам и созыву Учредительного собрания как бессмысленное расточительство народных сил и средств[123].

     На крайне правом фланге это были ультромонархисты, не желавшие поступиться принципами «самодержавия, православия, народности». Компанию против Учредительного собрания активно вела газета А. С. Суворина «Новая Русь»[124].

      Увидев политическую ситуацию в стране после Февральской революции и, проанализировав тактику и стратегию политических партий можно сделать несколько выводов. Во-первых, идея Учредительного собрания была популярна у идеологов политических партий. Во-вторых, лозунг Учредительного собрания был орудием в руках демократических–либеральных и революционных партиях. Однако в каждом обществе есть свой реакционеры и ретрограды.

      Ведя активную политическую борьбу партии, отражали интересы определенных слоев населения, однако в одном они были едины в том, что вели борьбу, прежде всего за власть, а не за блага русского народа. И в этом им во многом помогал лозунг Учредительного собрания.

 


    Глава II. Лето – осень 1917 года и новые повороты в судьбе Учредительного собрания.

 2.1. Общественное мнение и Учредительное собрание.

       Идеи народного представительства волновало не только членов правительства и политических деяний, но и широкие слои населения. По высказыванию историка Л. Г. Протасова, что идея Учредительного собрания быстро проглатывалась, но плохо усваивались «мартовскими социалистами»[125]. С этим полностью согласия нельзя, так как еще 28 февраля 1917 года Петроградского Совета в воззвании к населению призывал: «Все вместе, общими силами будем бороться за полное устранение старого правительства и созыва Учредительного собрания»[126].

     Самой чувствительной к вопросу об Учредительного собрания была интеллигенция. Идея всенародного собрания была органически близка мироощущению интеллигенции, особенно демократической. Уже 2-3 марта это требование включили в свои наказы студенты Замоскворечья, служащие московского союза потребительских обществ[127]. Демократические круги интеллигенции  Дона возлагали на Учредительное собрание надежды на окончательное установления республиканского строя. Они активное участие приняли в избирательной компании[128]

    Осуждая политический радикализм и экстремизм, интеллигенция не оставляла надежду на гражданское примирение в стране. Так в Декларации Советов депутатов трудовой интеллигенции, оглашенной на голосовании в Москве в августе 1917 года, требовала до созыва Учредительного собрания необходимо полное прекращение насилия над народом[129]. Отношение рабочих к Учредительному собранию было прохладным и равнодушным. Это объясняется тем, что за не имением в России прочных традиций парламентаризма и опыта профессиональной и легальной политической деятельности, рабочие в большей степени полагались на свою силу, чем на бюллютень, в этом их  неустанно поддерживали большевики. Провозглашая в манифесте, что задача рабочего класса и революционной армии – создать Временное Революционное Правительство, которое должно взять на себя верховенство власти в стране[130]. Сам лозунг Учредительного собрания среди рабочих не был столб популярным как среди крестьян.

    Политические ветры не обошли и соломенные крыши деревни. Именно крестьяне обращались в адрес Учредительного собрания с просьбами о решении своих коренных нужд. Например, на скорейший созыв  Учредительного собрания надеялись крестьяне Шунгенской волости Костромской губернии, рассчитывая с его собранием на мгновенное и волшебное решение, прежде всего наболевшего земельного вопроса[131]. Такие обращения не единичны. Московский губернский совет в программе отмечал, что только Учредительное собрание полномочно решать вопрос, на каком основании крестьяне получат землю в собственность[132].

     Острейшая политическая борьба за голоса армейцев. Временное правительство утвердило новый текст присяги, которая обязывала повиноваться Временному правительству и содействовать ему в подготовке  выборов и созыву Учредительного собрания[133]. В какой – то мере можно говорить о том, что Учредительное собрания своим «непредрешенчеством» в определенной мере «работало» на правительство, на его власть в армии и его военную политику. В солдатской сфере эта идея распространялась со скоростью звука, так как солдат – вчерашний крестьянин, которого волновал вопрос о земле и мире. Эти же вопросы отталкивали армейство от Учредительного собрания  в  сторону Советской власти, которая не оттягивала решение данных вопросов.

Источником, в большей степени, свидетельствующем об отношении к Учредительному собранию в Ставропольской губернии, являются периодические издания. Бесспорно, главным вопросом, волновавшим общественность, был вопрос о земельной собственности, так как большинство населения губернии – крестьянство. По переписи 1897 года оседлая часть населения – крестьяне составляли 91,97 %. После Столыпинской аграрной реформы среднее хозяйство имело 38,4 де. Земли[134].   Связи с этим в политической жизни наибольшей популярностью пользовались эсеры, меньшевики, кадеты, значительно меньше большевики[135]. Партии воздействовали на общественность со страниц как столичных, так и местных газет. Популярностью пользовалась петроградская газета «Свободный народ» партии кадетов. В губернской периодике главное место занимали эсеровские газеты – «Северокавказское слово» и «Кавказский край».

     На наш взгляд, создатели газет стремились к тому, чтобы общество понимало их идеи, суть предполагаемых ими преобразований. Доказательством этому – ряд статей просветительного характера. Легко предположить, что населению, шагнувшему в одну ночь из монархии в республику, было не понятно значение этого слова. Разъяснения давались языком  доступным и одновременно понятным обывателю. Республика трактовалась как «государство, основанное на идее народовластия с установлением демократического стороя»[136]. Возникает вопрос, что такое демократия? «Это прежде всеравенство прав и обязанностей всего населения»[137], отмечает автор, а не хаос, тем более «не всевластие толпы»[138].  Статьи такого характера были необходимы, так как население Ставропольской губернии, как и всех окраин России, было в основной своей массе неграмотными. На первый план в общественном сознании выходят эмоции и слухи, вызванные недостатком информации с одной стороны, и разрушением традиционного уклада жизни с другой. Современный ставропольский исследователь Е. Ю. Оборский приводит пример о том, что в селе Пелагиада ходили слухи, что наступил конец света и появился антихрист в лице М. В. Родзянко. Такой пример свидетельствует о низкой политической культуре среди обывателей, трансформации сознания, о переносе негативных последствий в стране на одно политическое лицо[139]

    Публицисты прибегают к религиозным образам, чтобы быть ближе и понятнее читателям. На страницах прессы свобода ассоциируется с «духом Божьим, носившимся в феврале над водами, животворя и воскрешая все, что было задушено старым режимом»[140].  Автор предупреждает, что свобода и воля нетождественны. «Свобода – это права делать все, что не мешает другим людям, что не запрещено законом»[141]. Статьи такого характера весьма актуальны, так как в это время начинаются крестьянские погромы и захваты помещичьих усадеб. В общественном сознании выходит на первое место дух русской вольницы, что хочу, то и ворочу. Им чуждо понимание свободы. Для понимания политической партии гражданам объяснялось, что это, прежде всего «соединение людей, направленное на достижение не частных целей, а для проведения в жизнь целого ряда мер, охватывающих все стороны жизни»[142].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.