рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Внешняя политика Индии

Индийско-американская программа "Новые шаги в стратегическом партнерстве", одобренная в январе этого года, предусматривает развитие сотрудничества в области атомной энергетики, коммерческом использовании космического пространства и торговле высокими технологиями. Она предполагает также постепенную отмену санкций, введенных США в отношении Индии после проведения ядерных испытаний в этой южноазиатской республике. В результате реализации первого этапа программы Вашингтон в прошлом месяце исключил индийское космическое агентство из списка организаций, на которые распространяются такие санкции.

По данным Кристины Рокка, если в 2002 году в США было выдано 423 лицензии на продажу Индии высокотехнологической продукции на общую сумму 26,8 млн долларов, то в нынешнем году число сделок увеличилось до 912. В стоимостном выражении это составляет 90 млн долларов.

Согласно достигнутой договоренности, вскоре будет назначен постоянный представитель минторговли США в Нью-Дели, который займется координацией индийско-американского обмена в области высоких технологий[10].

Отвечая на вопросы журналистов, она заявила, что Вашингтон совместно с другими государствами предпринимает усилия для полного искоренения подпольной сети продажи ядерных технологий и оборудования, созданной пакистанским ученым-ядерщиком Абдул Кадир Ханом и его сообщниками. В результате, напомнила она, такие технологии нелегально оказались в Иране, Ливии и Северной Корее.

По ее убеждению, "эта подпольная сеть имеет отношение не только к одному государству, в нее вовлечены многие страны". Поэтому США работают вместе с правительствами Пакистана и других государств, чтобы не допустить повторения подобных злополучных инцидентов в будущем", - сказала Рокка журналистам.

Абдул Кадир Хан, ставший национальным героем Пакистана после первого успешного ядерного испытания в 1998 году, находится под домашним арестом. Этот ученый, незаконно торговавший ядерными секретами, был помилован президентом Первезом Мушаррафом, "учитывая его заслуги перед отечеством".


2.2 Американо-индийские отношения в контексте усиления влияния Индии в регионе

По мере того, как США, Китай и Россия продолжают маневрировать в процессе своего соперничества за власть и влияние в Евразии, Индия начинает проявлять себя на политической арене как новый игрок, способный существенно повлиять на исход этой Евразийской игры. Остававшаяся на протяжении десятилетий привязанной к Советскому Союзу, а затем к России, теперь эта страна начинает демонстрировать определенную гибкость своей внешней политики, активно ища новые связи и обнаруживая в лице США весьма заинтересованную в стратегическом партнерстве сторону. Причем, упрочнение американо-индийских отношений отвечает геостратегическим и экономическим интересам как Вашингтона, так и Дели.

В этом контексте стоит уточнить определение супердержавы и великой державы. Супердержава способна обеспечить свою безопасность в глобальном масштабе. Великая же держава может управлять своими вооруженными силами только в региональных масштабах. В то же время, она способна делать это весьма эффективно без вмешательства супердержавы или коалиции других великих держав. Несмотря на то, что великая держава может и не располагать средствами и силами быстрого реагирования, она может обладать экономическим потенциалом, достаточным для того, чтобы превратиться в супердержаву, если, конечно, поставит перед собой такую цель. Согласно этому определению Россию и Китай, так же, как Европу и Японию, можно считать великими державами. В этот же список следует зачислить и Индию[11].

Сегодня перед Индией встал вопрос, к кому именно ей следует примкнуть: к США или к коалиции Китая и России. Китай не может повредить Индии каким-либо явным способом. А вот Россия вполне способна создать проблемы у северо-западных границ Индии. Тем не менее, географическое расположение Индии изолирует ее от реальных наземных угроз. И этот фактор позволяет стране свободно определять свои стратегические приоритеты.

Как бы там ни было, не стоит упускать из виду факторы, способные склонить Индию в сторону весьма шаткой коалиции России и Китая. В то время как Вашингтон продолжает развивать дипломатические отношения с Москвой, первостепенные интересы России и Китая делают сближение этих стран-соседей вполне логичной и перспективной стратегией их развития. И если этим двум великим державам удастся втянуть в свою коалицию еще и Индию, то, несомненно, втроем они станут доминировать в Евразии. В дальнейшем каждая из этих стран станет достаточно защищенной на суше и сможет сконцентрироваться на дорогостоящей и трудоемкой задаче создания военно-морского флота, способного действовать как в региональных, так и в глобальных масштабах. И если эта коалиция трех великих держав окажется прочной, то общими усилиями сможет создать военный потенциал настоящей супердержавы, представляющий вызов для Соединенных Штатов.

США, естественно, тревожит такая перспектива. Сегодня они все активней предпринимают шаги по упрочнению связей с Индией, и со своей стороны Индия уже продемонстрировала заинтересованность в развитии американо-индийских отношений. Так, например, к удивлению многих, Дели положительно отнесся к инициативе Буша по созданию национальной ПРО, хотя и не сделал по этому поводу официального заявления.

Раньше Вашингтон и Дели никогда не стремились поддерживать особенно теплые отношения. В свое время США, следуя логике холодной войны, оказывали поддержку Пакистану, а Индия долгое время оставалась стратегическим партнером СССР. Затем, после завершения холодной войны, Вашингтон едва ли признавал в Индии новую растущую силу и продолжал пренебрегать установлением связей с этой страной. И только после того, как в 1998 году Индия объявила о своем статусе ядерной державы и Пакистан, последовав ее примеру, также провел свои ядерные испытания, администрация президента Клинтона сконцентрировала внимание на этом регионе – наложив санкции на обе страны.

Однако, начиная с середины 1990-х официальные лица США не единожды заявляли о том, что развитие отношений с Индией – важный элемент в обеспечении безопасности в Южной Азии. Генерал Генри Ш. Шелтон, глава объединенного комитета начальников штабов, планирует нанести этим летом в Индию официальный визит, чтобы встретиться в Дели со своими военными коллегами[12].

Завоевание в лице Индии союзника настолько важно для США, что Вашингтон готов, пусть и неформально, признать ядерный статус Индии. Президент Буш подал предложение о снятии санкций с Индии. Государственный департамент и министр обороны США Дональд Рамсфелд уже поддержали предложение Буша. Ожидается, что во время своего визита генерал Шелтон официально огласит новую позицию Вашингтона.

Представитель индийского Министерства иностранных дел, член Бхартии Джаната парти (BJP), доминирующей в парламенте крайней индуистской партии, заявил, что Индия вполне обосновано рассчитывает на то, что став стратегическим союзником США в противостоянии Китаю, сможет под протекторатом Вашингтона добиться допуска в эксклюзивный Клуб ядерных держав, тогда как Пакистан останется не у дел.

Среди факторов, способных склонить Индию в сторону США, стоит также выделить исторически сложившийся антагонизм Индии по отношению к Китаю, а также тот факт, что события, в результате которых эта страна сблизилась в начале 1970 годов с СССР – американская поддержка Пакистана во время Индийско-пакистанской войны 1971 года и дипломатические шаги бывшего американского президента Ричарда Никсона по сближению с Китаем – больше не доминируют в формировании внешней политики страны. Что же касается России, то даже под руководством Владимира Путина – это куда менее надежный партнер, чем был в свое время СССР. С 1992 года, когда истек срок действия двухстороннего договора о дружбе, Россия и Индия подписали уже более 60 договоров о политическом, экономическом, научном и культурном сотрудничестве. Недавно Россия и Индия подписали оборонное соглашение стоимостью порядка $10 млрд. По соглашению, Россия разработает систему ПВО, которая защитит всю индийскую территорию. Заключив важные договоры с Индией в области продажи и производства вооружений, Москва хочет тем самым сцементировать отношения между двумя странами[13].

Однако сегодня Россия – хрупкая опора для формирования индийской внешней политики. Москва не в состоянии предоставить Индии кредиты для покупки ее военной техники и, что самое главное, не имеет больше достаточного политического веса для отстаивания на международной арене интересов Индии.

Что же касается китайско-индийских отношений, то иначе как сложными их не назовешь. В 1962 году Индия и Китай были вовлечены в непродолжительное, но важное противостояние в Гималаях. Индию всегда тревожили намерения Китая относительного данного региона. Однако сегодня широкомасштабной военной конфронтации в горах нет. Китай вряд ли пойдет на размещение многочисленных военных отрядов в горах, разворачивание настоящего военного конфликта и его продолжительную материально-техническую поддержку. Со своей стороны, Индия вряд ли решится на атаку Китая, и военные операции индийских вооруженных сил, помимо одиночных перестрелок и незначительных приграничных инцидентов, весьма маловероятны. Наибольшая угроза, которую может создать Китай для Индии, это оказывать поддержку другим странам, представляющим для нее угрозу. Так, Китай продолжает поставлять оружие главному сопернику Индии – Пакистану и во время индо-пакистанских конфликтов всегда занимал позицию Исламабада.

Однако даже здесь тенденции меняются. В прошлом Пакистан создавал угрозу для Индии на двух границах. Однако после войны 1970 года и появления независимого Бангладеша на месте восточного Пакистана угроза на этой границе исчезла. Вряд ли у кого-то возникают сомнения в том, что Индия в состоянии самостоятельно справиться с возможной наземной атакой Пакистана. Появление в этих странах ядерного оружия, похоже, является просто средством сдерживания, хоть и весьма устрашающим.

В прошлом поддержка Соединенными Штатами Пакистана являлась приоритетом американской внешней политики в отношении этого региона. Однако американо-пакистанские отношения начали охладевать по мере того, как исламизм в Пакистане становился все более агрессивным и сама страна начала сближаться с Китаем, который, похоже, занялся строительством в Пакистане собственного порта. Индия готовая приложить любые усилия для того, чтобы американо-пакистанские отношения еще больше ухудшились, однако, с ее точки зрения, это и так неизбежно и не требует никаких действий с ее стороны. Пакистан и США в любом случае продолжат охладевать друг к другу.

Ко всему прочему, экономика Индии, невероятно поднявшаяся по сравнению с тем относительно недавним периодом истории страны, когда голод в отдельных регионах был обычным явлением, только выиграет от сближения Индии с Америкой. Так, Бангалор, поддерживающий тесные отношения с американскими компаниями, стал одним из ведущих мировых центров высоких технологий. В этом городе создаются филиалы ведущих мировых компаний в области информационных технологий, причем со 100% иностранным капиталом. На протяжении последнего года каждую неделю здесь появляется как минимум еще одна такая фирма. Всего 30 лет назад экономика Индии, основанная на советской модели государственного контроля и планирования, мало взаимодействовала с американской. Сегодня многое в этом отношении поменялось. Индусы все больше стремятся устанавливать экономические и технологические связи с США.

Учитывая географическое положение Индии, неудивительно, что она достигла таких успехов в развитии своих военно-морских сил. Сегодня Индия является наиболее мощным государством в бассейне Индийского океана, обогнав даже Австралию. Непрекращающееся развитие ее флота могло бы сделать эту страну преобладающей силой в Индийском океане, если бы ни присутствие военно-морского флота США.

Дело в том, что Персидский Залив представляет для США определенный интерес, но американский флот может попасть в порты залива только через Индийский океан. В свою очередь, в Индийский океан из Тихого океана американский флот может попасть только через Малайский пролив в Индонезии. Оба этих конечных пункта назначения являются для США весьма важными для отстаивания своих интересов в Персидском заливе, поэтому Америка должна постоянно поддерживать присутствие своих военно-морских сил в Индийском океане.

Индийские военно-морские силы не представляют и не будут в ближайшем будущем представлять угрозу для военно-морского флота США. И пока все так и будет оставаться, Индия сможет доминировать в Индийском океане, но только с позволения США. Как бы там ни было, США не собираются отказываться от Персидского залива, а учитывая его важность для Соединенных Штатов, маловероятно, чтобы Америка доверила индийскому флоту обеспечивать безопасность необходимых ей вод[14].

Будущее такого «сотрудничества» США и Индии в водах Индийского океана можно прогнозировать следующим образом: военно-морской флот США продолжит присутствовать в индийском океане и действовать сообща с индийским флотом до тех пор, пока Персидский залив продолжит оставаться в сфере интересов Америки; взамен США не будут препятствовать образованию торгового блока Индийского океана, возглавляемого Индией и поддерживаемого индийским флотом.

С одной стороны, в долгосрочной перспективе такая согласованность может создать проблемы для США, поскольку возникнет сила, способная конкурировать в Индийском океане с военно-морским флотом США. Однако, с другой стороны - возникновение этой силы в любом случае неминуемо, тогда как «допуская» доминирование Индии в Индийском океане, Соединенные Штаты могут быстрее приобрести в лице этой страны мощного союзника, или, по крайней мере, удержать Индию от российско-китайского альянса. И в этом случае, если России и Китаю действительно удастся создать прочный альянс, то сотрудничество США с Индией станет противовесом российско-китайскому влиянию в Евразии.

Осталось подождать обмена официальными визитами между США и Индией. До недавних пор подобные встречи не имели столь большого значения. Однако, учитывая нынешнее положение вещей, теперь они могут служить основой для принципиальных геополитических перемен в Евразии.

2.3 Военное сотрудничество США и Индии

Индия была самой крупной незападной державой, которая поспешила одобрить американские планы по созданию национальной системы ПРО. Вполне закономерно поэтому, что индийское правительство предложило американцам использовать свои военные базы для удара по Афганистану, что особенно характерно в свете нежелания пакистанцев допустить иностранные войска на свою территорию. Более того, индийские власти передали ФБР данные о тренировочных лагерях террористов в Афганистане и, конечно же, в самом Пакистане. Если российские политики говорят, что уже несколько лет предупреждали весь мир об угрозе исламского фундаментализма, то индийские политики говорят о двух десятилетиях напрасных предупреждений. Речь идет о мусульманских сепаратистах в штате Кашмир, которых почти открыто поддерживает Исламабад. У Индии свои интересы в надвигающейся войне – это подавление сопротивления сепаратистов в Кашмире и дискредитация в глазах США спонсирующего их Пакистана (а через него и другого соперника Индии - Китая). Газета The Hindu отмечает, что теперь, после терактов в Нью-Йорке, США и Индия находятся «по одну сторону водораздела», и безоговорочная поддержка Индией американской антитеррористической кампании может коренным образом трансформировать отношения между двумя странами. С другой стороны, некоторые индийские наблюдатели полагают, что никакие военные действия не могут положить конец терроризму: речь должна идти прежде всего об урегулировании арабо-израильского конфликта и разрешении социально-экономических проблем в беднейших странах этого региона[15].

МИД Индии в 2003 году сообщил, что его страна и США добились "существенного прогресса" в реализации совместной программы "Новые шаги в стратегическом партнерстве". В частности, начинается постепенная отмена санкций, введенных США в отношении Индии после проведения ядерных испытаний в этой республике. Индийско-американская программа "Новые шаги в стратегическом партнерстве", одобренная в январе этого года, предусматривает развитие сотрудничества в области атомной энергетики, коммерческом использовании космического пространства и торговле высокими технологиями. В результате реализации первого этапа программы Вашингтон в прошлом месяце исключил индийское космическое агентство из списка организаций, на которые распространяются такие санкции.

Стороны договорились провести в ближайшее время очередную встречу, посвященную этой проблематике. По данным помощника госсекретаря США Кристины Рокка, в 2002 году в США было выдано 423 лицензии на продажу Индии высокотехнологической продукции на общую сумму 26,8 млн долларов, а в нынешнем году число сделок увеличилось до 912. В стоимостном выражении это составляет 90 млн долларов. Согласно достигнутой договоренности, вскоре будет назначен постоянный представитель министерства торговли США в Нью-Дели, который займется координацией индийско-американского обмена в области высоких технологий[16].

Таким образом, сотрудничество США и Индии принимает характер постоянного именно в области высоких технологий. Надо также принимать во внимание, что сегодня Индия является одним из лидеров в области оффшорного программирования, ориентированного в первую очередь на американский и европейский рынки. Таким образом, между этими странами постепенно выстраивается так называемая технологическая цепочка - США поставляют в Индию современное высокотехнологическое оборудование, а индийцы, в свою очередь, в том числе используя это же оборудование, разрабатывают для американских компаний программное обеспечение, которое затем может использоваться на еще более новых образцах высокотехнологичной продукции.

Дальнейшие шаги по развитию американо-индийского военного сотрудничества обсудили 12 марта министр обороны США Дональд Рамсфельд и начальник штаба сухопутных войск Индии генерал Нирмал Чанд Видж. Он прибыл в США с 10-дневным визитом по приглашению своего американского коллеги генерала Петера Скумейкера. Со ссылкой на официальные источники агентство Ай-эй-эн-си сообщает из Вашингтона, что Рамсфельд выразил удовлетворение по поводу сотрудничества в этой области, которое, на его взгляд, находится на подъеме в последние году, особенно в сфере проведения совместных маневров и обменов военными делегациями.

Состоялся подробный обмен мнения о путях расширения взаимодействия в борьбе с международным терроризмом.

Во время визита индийский генерал посетит штаб-квартиры американского Центрального командования, Командования по проведению спецопераций и Северного командования США.

Борьба с терроризмом, нормализация индийско-пакистанских отношений и проблемы, связанные с нераспространением ядерных технологий, будут в центре внимания госсекретаря США Колина Пауэлла в Индии. Во время двухдневного официального визита дипломат также обсудит с индийским руководством двусторонние американо-индийские отношения, которые, по его заявлению, вышли на уровень стратегических.

Как сообщили индийские официальные источники, стороны сконцентрируют внимание на мерах по укреплению региональной и международной безопасности, затронут обстановку в Ираке и Афганистане.

Накануне поездки Пауэлл обратился по видеоканалу к участникам проходящей в Нью-Дели конференции по актуальным проблемам современности, организованной ведущим еженедельником "Индиа тудей". По его словам, Вашингтон и Нью-Дели сейчас готовят почву для более эффективного экономического взаимодействия, в том числе в сфере высоких технологий. Обе страны, отметил он, начали диалог по стратегической стабильности, договорились расширять кооперацию в области атомной энергетики и исследовании космического пространства в мирных целях[17].

Помимо Индии, программой зарубежного турне Пауэлла предусмотрены остановки в Пакистане и Афганистане.

Индия разочарована тем, что Вашингтон не поставил ее в известность о своем решении придать Пакистану особый статус одного из его главных "союзников вне НАТО". Об этом заявил 20 марта на специальном брифинге официальный представитель МИД Индии Навтедж Сарна.

Он отметил, что госсекретарь США Колин Пауэлл побывал с визитом в Индии за два дня до того, как 18 марта выступил с таким заявлением в Исламабаде. "В Индии много говорилось о индийско-американском стратегическом партнерстве. Разочаровывает то, что он (Пауэлл) не упомянул об этом решении американской администрации", - сказал Сарна.

Представитель МИД Индии отметил, что такое заявление указывает на военное сотрудничество США и Пакистана. "Мы изучаем детали этого решения, которое имеет явное влияние на отношения Индии и США. Мы находимся в контакте с администрацией США по этому вопросу", - добавил Сарна.

Развитие стратегических отношений с Индией остается приоритетным направлением внешней политики Соединенных Штатов. Об этом 20 марта поторопилось заявить посольства США в Нью-Дели через несколько часов после выступления официального представителя индийского МИД, сообщившего о негативной реакции Нью-Дели на решение Вашингтона предоставить Пакистану статус основного союзника вне структуры НАТО в целях развития двустороннего военного сотрудничества. Его озвучил на днях госсекретарь США Колин Пауэлл во время официального визита в Исламабад.

По словам дипломата, в Нью-Дели в настоящее время тщательно изучают детали этой инициативы Вашингтона, которая может отрицательно повлиять на общее состояние индийско-американских отношений. Вызывает удивление то обстоятельство, отметил он, что госсекретарь объявил об этом решении через два дня после визита в Нью-Дели, где обсуждались дальнейшие пути развития индийско-американского стратегического сотрудничества. Остается только выразить разочарование по поводу намерения США держать Индию в неведении об американских планах в отношении Пакистана, сказал представитель МИД. Индийское правительство с этой целью установило контакты с администрацией США, добавил он.

В соответствии с решением, объявленным Колином Пауэллом, Пакистан наряду с Японией, Таиландом, Кувейтом, Австралией, Египтом, Бахрейном, Филиппинами, Новой Зеландией, Аргентиной, Южной Кореей, Израилем и Иорданией войдет в число стран, которые в военных отношениях с Вашингтоном пользуются режимом наиболее благоприятствуемой нации. Американский конгресс должен утвердить это решение примерно через 30 дней. Сам Пауэлл назвал это решение символическим с точки зрения усиления взаимоотношений между Исламабадом и Вашингтоном. В отличие от НАТО, сотрудничество этих государств не скреплено какими-либо договорными обязательствами. Вместе с тем они пользуются явными привилегиями во взаимоотношениях с США в военной области по сравнению с другими странами. В первую очередь это касается военных поставок[18].

По мнению аналитиков, Соединенные Штаты решили наградить президента Первеза Мушаррафа за участие в контртеррористических операциях на пакистано-афганской границе с целью выявления и уничтожения боевиков из движения "Талибан" и террористической сети "Аль-Каида". Кроме того, судя по всем признакам, Вашингтон таким образом отреагировал на скрытое недовольство Исламабада заявлением Джорджа Буша под названием "Новые шаги в стратегическом партнерстве с Индией". Имелось в виду активное развитие сотрудничества между Нью-Дели и Вашингтоном в атомной энергетике, мирном освоении космического пространства, в сфере высоких технологий, а также в создании системы ПРО.

Интерес представляет реакция на решение США министра обороны Индии Джорджа Фернандеса, несколько отличная от позиции МИД. По его словам, заявление Вашингтона о том, что Пакистан станет одним из главных союзников США вне НАТО нисколько не повредит сотрудничеству между США и Индией. "Стратегическое партнерство и дружба с США не пострадают от такого решения Вашингтона", - подчеркнул он.

В соответствии с двусторонней договоренностью, достигнутой в 2004 году США будут поставлять Индии технологии двойного назначения. Подобное решение выводит американо-индийские отношения на новый уровень.

Договоренность была достигнута 20 ноября 2003 г. на третьей встрече американо-индийской группы по сотрудничеству в области высоких технологий. Заседание проходило под председательством министра иностранных дел Индии и заместителя министра торговли США. Согласно принятому решению, Индия отныне будет закупать в США технологии двойного назначения, то есть технологии, которые могут быть использованы в гражданских и военных целях. Сюда входят ядерные, космические и другие технологии, предназначенные для использования в мирных целях[19].

По условиям соглашения, Вашингтон имеет право проверять конечных получателей этих технологий.

Напомним, что Вашингтон неоднократно принимал решения о наложении запрета на поставки в Индию некоторых видов оборудования, вооружений и технологий, что приводило к закрытию индийских программ по разработке вооружений. Так, Индия была вынуждена приостановить программу по созданию легкого боевого самолета LCA (Light Combat Aircraft) в связи с тем, что Вашингтон наложил запрет на поставку 40 двигателей фирмы "Дженерал электрик". Кроме того, в соответствии с санкциями, наложенными в 1998 г., США отказались поставить в Индию ряд важнейших компонентов для морских вертолетов "Си кинг". Позже эти санкции были сняты.

Некоторые технологии двойного назначения нужны Индии для продолжения важных военных проектов, таких как программы Су-30МКИ и БЛА "Лакшья", осуществляемых фирмой "Хиндустан аэронотикс лимитед" (ХАЛ). США являются пионером в области подобных технологий и ХАЛ заинтересована в развитии сотрудничества с американскими партнерами в этой сфере.

Кроме того, Индия нуждается в новейших технологиях США и Запада для создания собственной системы управления и контроля за ядерными силами, пишет газета.

Она также стремится как можно скорее приобрести средства ведения информационной войны, а также перспективные средства управления, связи, разведки, наблюдения и компьютерные системы, а это возможно только с помощью США и западных оборонных компаний.

С принятием решения о поставках технологий двойного назначения, Индия может начать сотрудничество с США в области космических технологий, в том числе и в области военно-космических программ.

Следует отметить, что Индия и США проводят совместные военно-морские учения в Аравийском море вблизи побережья индийского штата Гоа. Как сообщил представитель командования ВМС Индии Винай Гарг, очередная фаза совместных маневров под общим кодовым названием "Малабар" прошла 1 октября 2003 года.

С обеих сторон в учениях были задействованы военные корабли, подводные лодки и группировки палубной авиации. В частности, с американской стороны в учениях примут участие два боевых корабля с управляемыми ракетными системами на борту, атомная подводная лодка и патрульный самолет ВМС США Р-3С "Орион". С индийской стороны в них участвуют боевые корабли аналогичного класса с управляемыми ракетными системами на борту, подводная лодка "Шишмар", танкер.

Ежегодные военно-морские учения "Малабар" призваны отработать, в частности, слаженность работы палубной авиации, отражение ударов с воздуха по военно-морской группировке, а также торпедных атак вероятного противника.

Учения проводятся на регулярной основе в целях дальнейшего укрепления индийско-американского сотрудничества в сфере обороны, отметил Виной Гарг. Учения военно-морских сил Индии и США под общим названием "Малабар" проводятся с 1996 года. "Малабар-2003" проходил в октябре прошлого года у побережья южноиндийского штата Керала.

То, что Соединенные Штаты в заинтересованы в военном сотрудничестве с Индией, видно из просочившихся в печать выдержек из секретного 130-страничного доклада “Индийско-американские военные отношения: перспективы и оценки”, распространенного среди высшего руководства Пентагона и Министерства обороны Индии весной 2003 г. Документ включает в себя интервью с 82-мя высокопоставленными сотрудниками американской администрации и индийского правительства, включая 50 бывших и действующих военнослужащих двух сторон.

Как отмечается, “американские офицеры откровенно заявляют о своих планах получения доступа к индийским военным базам и инфраструктуре. Стратегическое значение географического положения Индии в центре Азии, рядом с оживленными линиями морских коммуникаций, связывающими Ближний Восток и Восточную Азию, делает Индию особенно привлекательной для американских военных. В докладе также отмечается, что речь идет о новых союзниках и партнерах для решения будущих стратегических проблем в Азии, которые могут кардинально отличаться от тех, которые были еще в 2003 году”[20].

Основным выводом доклада является утверждение, что “Китай представляет главную угрозу для безопасности двух стран, будучи конкурентом как в экономической, так и военной сфере”. Один американский адмирал прямо заявил: “Нам нужен друг в 2020 г., который сможет оказать США военную помощь для устранения китайской угрозы”.


Заключение

Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы. Индийская внешняя политика после распада СССР претерпела значительные изменения, что отразилось и на отношениях с США. Если ранее, будучи союзником СССР Индия не стремилась к налаживанию хороших отношений с Соединенными Штатами, то потеря союзника заставила Индийские власти пересмотреть свою внешнеполитическую стратегию. Так, в отношениях Индии и США, которые после проведения Индией ядерных испытаний оставались не самыми лучшими, наметился прогресс с обеих сторон. Соединенные Штаты уже сняли ряд ограничений на экспорт в Индию высокотехнологичного оборудования, предназначенного для использования в космических программах и на объектах атомной энергетики. Соответствующее соглашение подписали в Вашингтоне секретарь министерства иностранных дел Индии Шиам Саран и заместитель государственного секретаря США Марк Гроссман. Естественно, что Россия по прежнему остается политическим партером Индии, однако ее значимость в этом качестве значительно меньше, чем было у СССР, однако Россия по прежнему играет большую роль как фактор индийско-американских отношений.

Далее заметим, что Персидский Залив представляет для США определенный интерес, но американский флот может попасть в порты залива только через Индийский океан. В свою очередь, в Индийский океан из Тихого океана американский флот может попасть только через Малайский пролив в Индонезии. Оба этих конечных пункта назначения являются для США весьма важными для отстаивания своих интересов в Персидском заливе, поэтому Америка должна постоянно поддерживать присутствие своих военно-морских сил в Индийском океане.

Индийские военно-морские силы не представляют и не будут в ближайшем будущем представлять угрозу для военно-морского флота США. И пока все так и будет оставаться, Индия сможет доминировать в Индийском океане, но только с позволения США. Именно поэтому в течение последних нескольких лет проводятся совместные американо-индийские военно-морские учения «Малабар».

Американо-индийское сотрудничество для сдерживания Китая уже началось. Более двух лет индийские и американские военные корабли совместно патрулируют Малаккский пролив – фактические ворота в Индийский океан. Обе страны рассматривают появление в Индийском океане китайских судов как угрозу своим национальным интересам.

Ряд индийских экспертов, однако, предупреждают свое правительство об опасности попытки углублять связи с Вашингтоном за счет Китая. Как они отмечают, такая политика может кончиться для Дели неудачно, с учетом того, что американо-китайские связи намного более интегрированные, чем американо-индийские. В частности, объем американо-китайской торговли более чем в 6 раз превышает объем американо-индийской торговли. Собственно, для Индии торговля с Китаем также имеет большое значение. В 2002 г. товарооборот между двумя странами составил 4,9 млрд. долл. С учетом Тайваня и Гонконга эта цифра приближается к 9 млрд. долл., что составляет почти 10% всего объема индийской внешней торговли.

Активно развивается американо-индийское военное сотрудничество. За прошедшее время состоялись совместные учения сил специального назначения в северо-восточной Индии, военно-воздушные учения на Аляске, военно-мор­ские учения у восточного побережья Индии. Кроме того, американцы поставили в Индию радары “Файрфайндер” (Firefinder), провели на высоком уровне переговоры по ПРО. В настоящее время обсуждается возможность продажи в Индию американских самолетов морского патрулирования P-3.


Список использованных источников и литературы

1.Бошаков Е.П. Актуальные проблемы международных отношений – М., 2001

2.Володин Д.А. Перестройка американского военного присутствия за рубежом – М.. 2003

3.Восток/Запад региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений/Под ред. А.Д. Воскресенского – М., 2000

4.Лунев С. И. Индия и США: межгосударственные отношения. М., 1987

5.Лунев С.И. Индия в глобальном мире//Глобализация и крупные полупериферийные страны – М., 2003

6.Лунев С.И. Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии – М., 2001

7.Политика США в меняющемся мире/Под ред. П.Т. Подлесного – М., 2004

8.Рамеш Р. Изменения в имперской политике США// http://www.inosmi.ru/translation/218735.html

9.Скробат И. Индия и великая Евразийская игра//www.wdi/ru

10.    Современные международные отношения/Под ред. А.В. Торкунова – М.. 2000

11.США будут поставлять технологии двойного назначения в Индию// WWW.DEFENSE-UA.COM

12.США обгоняют Россию в технологическом сотрудничестве с Индией//www.strana.ru

13.Федюкин И. Страны Азии предлагают Америке врагов// http://www.polit.ru/documents/441693.html

14.Шилин А. Новые аспекты в политике Индии//Россия и мир, 22 мая 2001

15.Arora S.K. Political communication: the public language of political elites in India and US – N.Y. 1969

16.Hauss C. Comparative politics: domestic responses to global challenges – Belmont, 2000

17.India, China and the USA, 2.04.2003. //http://www.james.com/security/international security/news/fr/fr030402 1 n.shtml


[1] Шилин А. Новые аспекты в политике Индии//Россия и мир, 22 мая 2001

[2] Скробат И. Индия и великая Евразийская игра//www.wdi/ru

[3] Скробат И. Индия и великая Евразийская игра//www.wdi/ru

[4] Бошаков Е.П. Актуальные проблемы международных отношений – М., 2001

[5] Федюкин И. Страны Азии предлагают Америке врагов// http://www.polit.ru/documents/441693.html

[6] Рамеш Р. Изменения в имперской политике США// http://www.inosmi.ru/translation/218735.html

[7] Рамеш Р. Изменения в имперской политике США// http://www.inosmi.ru/translation/218735.html

[8] Политика США в меняющемся мире/Под ред. П.Т. Подлесного – М., 2004

[9] India, China and the USA, 2.04.2003. //http://www.james.com/security/international security/news/fr/fr030402 1 n.shtml

[10] Политика США в меняющемся мире/Под ред. П.Т. Подлесного – М., 2004

[11] Лунев С.И. Индия в глобальном мире//Глобализация и крупные полупериферийные страны – М., 2003

[12] Лунев С.И. Индия в глобальном мире//Глобализация и крупные полупериферийные страны – М., 2003

[13] Современные международные отношения/Под ред. А.В. Торкунова – М.. 2000

[14] Восток/Запад региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений/Под ред. А.Д. Воскресенского – М., 2000

[15] India, China and the USA, 2.04.2003. //http://www.james.com/security/international security/news/fr/fr030402 1 n.shtml

[16] India, China and the USA, 2.04.2003. //http://www.james.com/security/international security/news/fr/fr030402 1 n.shtml

[17] Володин Д.А. Перестройка американского военного присутствия за рубежом – М.. 2003

[18] Володин Д.А. Перестройка американского военного присутствия за рубежом – М.. 2003

[19] США будут поставлять технологии двойного назначения в Индию//

[20] Скробат И. Индия и великая Евразийская игра//www.wdi/ru


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.