рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Япония в период токугавского сегуната

Курсовая работа: Япония в период токугавского сегуната

ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ТОКУГАВСКОГО СЕГУНАТА


План

1. Первые связи между Японией и Европой

2. Характер политической надстройки

3. Культура периода Токугава

4. Обострение кризиса феодальных отношений

5. Обострение классовой борьбы. Крестьянские и городские восстания

6. Свержение сегуната «Преобразования Мэйдзи»


1. Первые связи между Японией и Европой

В 1542 г. у южного побережья о-ва Кюсю впервые появились португальцы. С этого времени в течение нескольких лет португальские корабли систематически посещали Японию. Португальцы завязали торговые отношения с Японией, ввозя туда огнестрельное оружие в обмен на золото. Начиная с 1549 г. в Японии развернули активную деятельность католические миссионеры.

Купцы и миссионеры опирались на некоторых японских феодалов. Это были по преимуществу правители тех районов, в которых находились посещаемые европейцами портовые города. Они извлекали немалую выгоду от расширения внешней торговли Японии. Японские феодалы были заинтересованы также в приобретении европейского оружия.

В 80-х годах XVI в. на о-ве Кюсю насчитывалось уже свыше 100 тыс. христиан. В начале XVII в. в Японии активизировались английские и особенно голландские купцы.

Появление европейцев в Японии совпало с острой борьбой за создание централизованного феодального государства. К концу XVI — началу XVII в. на Японских островах для этого уже сложились известные экономические и политические предпосылки.

В предшествующие столетия хотя и медленно, но росли производительные силы, расширялась торговля, развивались города. Непрекращавшиеся крестьянские восстания толкали феодалов к объединению. Усилению централизаторских тенденций способствовала также угроза со стороны европейских колонизаторов.

Императорская власть занимала в феодальной Японии своеобразное положение. Возникнув еще в период перехода к классовому обществу, династия японских императоров, носивших титул микадо или тенно, сохранила в последующие столетия свое официальное положение. Оно освящалось японской религией — синтоизмом (синто — «путь богов»). Эта религия возникла на базе первобытных верований, одухотворявших природу и обожествлявших умерших предков. Синтоисты считали, что людей окружают многочисленные духи и боги (ками), олицетворяющие силы природы. Люди также происходят от богов (ками), и при определенных обстоятельствах душа умершего может стать ками. Ками могут воплотиться и в предметы ритуального поклонения (фигурку бога, дощечку с его именем и т.п.).

Главная роль в синтоистском пантеоне принадлежит богине солнца Аматерасу, согласно преданию пославшей на землю своего сына, потомок которого Дзимму 11 февраля 660 г. до н. э. вступил на императорский престол, основав японскую императорскую династию. Эта мифическая дата отмечается правящими классами Японии как день основания империи.

Японские императоры считались верховными жрецами синтоистской религии. Они руководили главными синтоистскими храмами. В условиях феодальной раздробленности религиозный статус японских императоров способствовал тому, что их светская власть стала номинальной.

Не удивительно поэтому, что борьба за преодоление феодальной раздробленности не пошла в Японии по пути укрепления императорской власти, а приняла форму борьбы отдельных феодальных группировок за установление контроля над страной.

К началу XVII в. Иэясу Токугава подчинил своей власти удельных князей всей Японии и принял наследственный титул сегуна -— главнокомандующего (полный титул: тайсегун — «великий полководец»). С этого времени более 250 лет Япония управлялась династией сегунов Токугава.

Сегун стал неограниченным правителем страны. Правда, императору воздавались всяческие почести, но подчеркивалось, что божественному императору не к лицу снисходить до какого бы то ни было общения со своими подданными. «По той же причине, по которой солнце и луна совершают свой путь, — утверждали Токугава, — император обязан сохранять свое сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе... Сегун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении правительственных дел в разрешении императора. Когда земля среди четырех морей неспокойна, то это вина сегуна».

Режим сегуната, окончательно сложившийся при третьем сегуне, Иэмйцу Токугава (1623—1651), стал своеобразной формой централизованного феодального государства.

В XVII в. территория Японии охватывала три основных острова — Хонсю, Кюсю, Сикоку — и прилегающие мелкие острова. На о-ве Хоккайдо, где японцы вели наступление на коренное население (айнов), они занимали в то время лишь южное побережье. К началу XVII в. население Японии составляло 17 млн., к концу столетия — 25 млн. Собственниками земли в токугавской Японии были сегун, феодалы, храмы и монастыри (буддийские и синтоистские). Примерно четвертую часть земель Японии занимали владения дома Токугава. Остальные земли страны составляли феодальные уделы князей. Около трети земель, принадлежавших Токугава, были держанием непосредственных вассалов сегуна — мелких и средних феодалов.

Крестьяне прикреплялись к земле определенного феодального владения в качестве подданных. Они обрабатывали землю на правах наследственного держания, за что обязаны были вносить своему феодалу высокий натуральный оброк. Барщина существовала лишь в некоторых районах Японии, но серьезного экономического значения она не имела.

Господствующий феодальный класс был разделен при Токугава на несколько разрядов. Особую группу— кугэ — составляла придворная знать императорской столицы Киото. Формально кугэ занимали самое привилегированное положение, но своих земельных владений не имели. Как и император, они получали содержание от сегуна.

Многочисленные представители военного дворянства принадлежали к «военным домам» (букэ), образуя сословие самураев (от «самурау» — «служить»). Его верхушку составляли владетельные князья — даймё. Дайме при Токугава считались те феодалы, земли которых приносили им доход более 10 тыс. коку (примерно 1500 т) риса. Часть дайме — фудай дайме (букв, «наследственные дайме») — были союзниками дома Токугава еще до образования сегуната. После образования сегу-ната они стали опорой и доверенными людьми сегунов. Другую часть дайме — тодзама дайме («посторонние дайме») — составляли владетельные князья, в прошлом боровшиеся против' Токугава. С утверждением сегуната они находились под неослабным контролем правительства Токугава. Но в управлении делами своих княжеств тодзама дайме сохранили самостоятельность.

К следующей после дайме прослойке самурайства относились хатамбто (букв, «флагоносцы») — владетельные феодалы, земли которых давали менее 10 тыс. коку риса. Как правило, хатамото были непосредственными вассалами Токугава. Они ведали взиманием налогов, контролировали выполнение повинностей и осуществляли надзор за населением во владениях сегуна.

Основную массу самурайства составляли дружинники сегуна, дайме и хатамото. Большинство самураев не имели земли, получая от своего сюзерена жалованье.

Самураи воспитывались в кастовом духе. Их поведение регламентировалось особым кодексом самурайской чести — буз.1 сидб (букв, «путь самурая»), — строжайшим образом запрещавшим им заниматься чем-либо, кроме военного дела. Самурай, нарушивший этот кодекс, должен был покончить самоубийством, сделав себе харакири (вспороть живот специальным мечом).

Материальное положение низшего слоя самурайства при Токугава значительно ухудшилось. В связи с прекращением внутренних феодальных усобиц война перестала быть постоянным явлением. Князья больше не нуждались в многочисленных дружинах самураев. Многие самураи разорялись, превращались в рбнинов («бродячих людей») — так назывались самураи, не имевшие сеньоров. Нередко они становились лекарями, учителями, мелкими служащими, иногда ремесленниками и торговцами. Но большинство разорившихся самураев цеплялись за свои привилегии в ожидании лучших времен, сохраняя кастовую заносчивость. В Японии издавна сложилась народная поговорка: «Самурай и не пообедав важно держит зубочистку во рту».

Сегун, князья, самураи жили за счет жесточайшей эксплуатации крестьянства. Размеры продуктовой ренты-налога, вносимой крестьянами князьям, обычно составляли более половины урожая. Кроме того, существовало множество других поборов и повинностей.

Основной задачей Токугавского сегуната было сохранение и расширение феодальной эксплуатации крестьянства. Экономическое принуждение, вытекавшее из феодальной собственности на землю, дополнялось самыми изощренными формами внеэкономического принуждения. Путем сложной системы административно-полицейских регламентации токугавские власти постоянно вмешивались в быт и хозяйство крестьянской семьи. Обрекая крестьян на нищенское, полуголодное существование, режим Токугава стремился убить в них всякую волю к сопротивлению.

Характеризуя положение крестьян при Токугава, японский историк Эйдзиро Хондзе пишет: «Это население было сковано по рукам и ногам, подвергалось всяческим ограничениям, вплоть до малейших мелочей, и влачило самое жалкое существование, словно оно жило только для того, чтобы вносить налоги. Правительство предписывало крестьянам употреблять только грубую пищу, разрешало носить одежду только из хлопчатобумажных тканей, запрещало постройку удобных и просторных жилищ, а также употребление носилок при свадьбах, запрещало класть на седло ковер, запрещало в случае бедствия или неурожая изготовление или продажу сакэ (водка), удон (макароны), пшеничной муки, пшеничных лепешек, так как это считалось излишней тратой зерна. Употреблять крестьянам в пищу рис считалось роскошью и, конечно, было запрещено... Налоги взимались по поговорке: „Крестьянин — что кунжутное семя. Чем больше жмешь, тем больше масла выжмешь"».

Все это приводило к массовому разорению, голодовкам, нищете японского крестьянства. Крестьянам приходилось обращаться к ростовщикам и в конце концов становиться их неоплатными должниками. Торгово-ростовщический капитал проникал в японскую деревню, усугубляя феодальную эксплуатацию крестьянства.

Объединение страны, осуществленное с утверждением власти Токугава, до некоторой степени благоприятствовало росту японских городов и развитию торговли. В токугавский период в Японии насчитывалось свыше 200 городов и поселков городского типа. Крупнейшие из них — Эдо, Осака, Киото и др. — насчитывали сотни тысяч жителей. Японские города являлись центрами развитого ремесленного производства, продукция которого главным образом реализовалась на рынке. Ремесленники объединялись в цехи, пользовавшиеся монопольным правом производства тех или иных товаров. Существовала строгая цеховая регламентация производства. Ремесленники облагались тяжелыми налогами. Внутри цехов наблюдалось классовое расслоение. Мастера эксплуатировали подмастерьев и учеников, превращались в ряде случаев в мелких предпринимателей. Постепенно увеличивалась роль купцов-скупщиков, также жестоко эксплуатировавших ремесленников. В XVII в. уже появились отдельные мануфактуры капиталистического типа.

Большим влиянием в городах пользовались купцы, официально считавшиеся самым низшим сословием. Они объединялись в особые торговые гильдии. Торговля играла важную роль в экономике токугавской Японии. Она охватывала не только города, являвшиеся основными центрами торговой деятельности, но и деревни. Крупные купцы-скупщики скупали у князей рис. Нередко они брали на откуп получение продуктовой ренты с крестьян, финансируя князей в счет будущего урожая. Некоторые купеческие гильдии носили монопольный характер, получая исключительное право на торговлю определенными товарами.

В крупных городах складывались богатые торговые дома, финансировавшие сетуна и князей.

Таким образом, товарное производство и товарно-денежные отношения получили в период Токугавского сегуната довольно значительное развитие. Они главным образом обслуживали потребности феодалов и были дополнением к господствующим феодальным отношениям. Торгово-ростовщический капитал, проникая в феодальное хозяйство, в значительной степени подрывал его основы, но не становился носителем нового способа производства.

2. Характер политической надстройки

Токугавский сегунат существовал в период начавшегося кризиса феодальных отношений в Японии, характеризовавшегося дальнейшим усилением эксплуатации крестьянства. Это был период острой классовой борьбы и многочисленных выступлений японских крестьян против феодального гнета и режима Токугава.

Основной целью токугавского режима было держать в повиновении эксплуатируемые массы — крестьянство и городскую бедноту. Этой цели служило укрепление сословного строя. Население делилось на четыре сословия: 1) самураи, 2) крестьяне, 3) ремесленники, 4) купцы. Всячески подчеркивалось привилегированное положение самурайства. Различные стороны жизни и быта низших сословий подвергались унизительным регламентациям. Один из токугавских законов гласил: «Простые люди, которые ведут себя недостойно по отношению к представителям воинского класса или которые обнаруживают недостаточное уважение к непосредственным и косвенным вассалам, могут быть зарублены на месте».

Во имя сохранения феодально-абсолютистского режима правительство сегуна установило суровую диктатуру над всеми слоями населения, создало разветвленный, все подавляющий полицейско-бюрократический аппарат.

Правительство сегуна — бакуфу — возглавлялось советом старейшин, состоящим из пяти назначаемых сегуном наиболее приближенных князей во главе с тайро (регентом). При совете старейшин имелась коллегия «молодых старшин», возглавлявших отдельные отрасли управления и выполнявших функции министров.

Большим влиянием и властью пользовались специальные чиновники — мэцукэ (букв, «прикрепленный глаз»), которые вели явную и тайную слежку за всеми должностными лицами.

В провинции власть принадлежала представителям правительства, которые являлись одновременно начальниками местных гарнизонов.

Особый наместник с широкими полномочиями находился в Киото, неотступно наблюдая за императорским двором.

Полный контроль над сельским и городским населением обеспечивался системой круговой поруки. Крестьяне были объединены в «пятидворки», ответственные за поведение каждого ее члена. Каждый хозяин двора должен был следить за своим соседом. Такая же система существовала и в городах.

Правительство сегуна осуществляло неослабный контроль над удельными князьями. Все дайме обязаны были через год приезжать в столицу сегуна Эдо и жить там в течение года со своей свитой. После этого они уезжали в свои княжества, но оставляли в Эдо фактически в качестве заложников своих жен и детей.

Эта система имела целью пресечь феодально-сепаратистские выступления князей. Однако сегунат не ликвидировал феодальной разобщенности Японии. Сохранялись многие,десятки удельных княжеств. В пределах своего феодального удела князь был почти неограниченным правителем. Господствующие классы использовали в своих интересах синтоизм и буддизм, который начиная с VI в. проникал в Японию из Кореи и Китая и постепенно занял преобладающее положение в религиозной жизни японского народа. Многие японцы стали исповедовать две религии.

Токугавский сегунат утвердился в период, когда в Японию началось проникновение европейцев. В 30-х годах XVII в. правительство сегуна Иэмнцу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке европейцев из страны и запрещении христианства. Когда в 1640 г. к сегуну прибыла португальская миссия из Аомыня (Макао), пытавшаяся убедить его пересмотреть запрет, большинство ее участников было казнено, а с уцелевшими было отправлено письмо, гласившее: португальцы «не должны больше думать о нас, как будто бы нас нет больше на свете». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж — смертной казни. Под угрозой смерти японцам запрещалось покидать страну.

Политика самоизоляции и «закрытия» страны была вызвана желанием предотвратить возможное вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми феодальные порядки. Сегун и феодалы опасались, что установление связей с Европой может ослабить господствующий режим. Характерно, что политика «закрытия» страны окончательно сложилась после крестьянского восстания 1637 г. в Симабара (вблизи Нагасаки), когда антифеодальное выступление крестьян развернулось под флагом христианства, принесенного в Южную Японию католическими миссионерами.

После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой. Некоторые исключения допускались только по отношению к голландцам, которые помогли сегуну при подавлении восстания в Симабара. Они сохранили право направлять свои корабли с товарами лишь в один порт на о-ве Десима (в бухте Нагасаки).

Политика самоизоляции не могла, однако, полностью и абсолютно отрезать Японию от внешнего мира. Помимо связей через голландцев продолжалось и некоторое общение с соседними странами Азии. Китайским купцам разрешалось периодически приезжать в гавань Нагасаки и вести там торговлю.

В XVII в. развернулось продвижение русских на северные берега Тихого океана. К середине века относятся и первые посещения Курильских островов, а в XVIII в. русские мореплаватели « промышленники начали их освоение. На Курилах появились русские стоянки и зимовья. Населявшие острова айны стали подданными России. С выходом русских людей на Тихий океан возникли предпосылки для установления первых контактов между Россией и Японией.

В 1739 г. русские корабли экспедиции В. Беринга впервые подошли к берегам Японии. На этих судах побывали японцы, а русские ненадолго сошли на берег. В 1792—1793 гг. экспедиция А. К. Лаксмана пыталась завязать отношения с японскими властями и вести переговоры об установлении торговых связей. Японские власти сослались на законы, запрещавшие сношения с внешним миром, но перед отъездом Лаксмана ему были вручены подарки и дано письменное разрешение на приход одного русского корабля в Нагасаки. Однако вновь русские прибыли в Японию только в 1804 г., с первой кругосветной экспедицией И.Ф. Крузенштерна. На этот раз сегунат занял непримиримую позицию, отказавшись от всяких переговоров. Более того, когда в 1811 г. выдающийся русский мореплаватель В. М. Головнин совершал экспедицию с целью составить описание Курильских островов и Татарского пролива, он и несколько его спутников были захвачены японцами и два года находились в плену на о-ве Хоккайдо.

Политика самоизоляции помешала установлению отношений между Россией и Японией.

3. Культура периода Токугава

сегунат япония токугава

В XVII — первой половине XIX в. в Японии был достигнут заметный прогресс в развитии просвещения и науки. Помимо правительственных и княжеских школ для детей самураев и школ, издавна существовавших при храмах, в городах появляются частные школы. В XVIII в. их насчитывалось 270. Среди них были и учебные заведения, дававшие некоторую подготовку по техническим специальностям и медицине. Существовали также особые школы для девочек, где обучали шитью, искусству расстановки цветов в вазах (икэбана), музыке.

В столице сегуна имелась правительственная академия для подготовки чиновников. В 1762 г. открылось специальное учебное заведение для изучения «европейских знаний». Эти два учебных заведения положили начало высшей школе.

Из наук наибольшее развитие в токугавский период получили математика, астрономия, медицина, ботаника. Выдающимся ученым был создатель японской математической школы Така-кадзу Сэки (1642—1708). В начале XVII в. в Японии стали выходить отпечатанные в типографиях листы с новостями — нред-шественники газет.

Новые явления наблюдались в японской литературе. Наряду с произведениями, проповедовавшими феодально.-самурайекие идеи, такими, как аллегорический роман выдающегося писателя того времени Кекутэй Бакйн (1767—1848) «История восьми псов», и в прозе и в поэзии развивалось новое направление, пользовавшееся большой популярностью у горожан. В написанных разговорным языком книгах Самба Сикитэй (1776—1822) «Городские бани» и «Городские парикмахерские» юмористически изображалась повседневная жизнь обитателей Эдо. Большой популярностью пользовались короткие стихотворения — хокку. Особенно популярны были хокку Мацуб Басе (1644— 1694) и его школы. В некоторых из них отражались жизнь и думы простых людей

Развивалось театральное искусство. Средневековый театр масок но (лирическая драма в сопровождении хора и оркестра) сохраняется как официальное развлечение самураиства. Однако в городах растет популярность новых направлений: возникшего в XVI в. дзерури, где повествование исполняется нараспев специальным актером в сопровождении музыки и кукол, действия которых лишь иллюстрируют рассказ, и кабуки, в котором драматическое представление органически включает в себя танцы и музыку. В театре кабуки была выработана особая система жестов, движений, модуляций голоса, символического грима. Первоначально труппы кабуки состояли только из женщин, затем — только из юношей, но в конце концов они стали чисто мужвкими. Появились актеры-мужчины, специализировавшиеся на исполнении женских ролей. В таком виде своеобразный театральный жанр кабуки сформировался в середине XVIII в. Из изобразительных искусств выделялась своими достижениями живопись. В ней преобладало реалистическое направление, выдающимся представителем которого был Хокусаи Кацу-сика (1760—1849). Он прославился большими циклами пейзажей: «Водопады», «Мосты», «Тридцать шесть видов Фудзи», «Сто видов Фудзи».

4. Обострение кризиса феодальных отношений

Некоторая централизация Японии, осуществленная Токугава, прекращение междоусобных войн на первых порах содействовали подъему производительных сил. В течение всего XVII века расширялись посевные площади, совершенствовалась техника сельского хозяйства. В деревню проникали товарно-денежные отношения. Рента становилась смешанной, натурально-денежной. Развивалось ремесло. Появились домашняя промышленность и первые мануфактуры. Купцы-скупщики снабжали крестьянские семьи сырьем и забирали у них готовую продукцию. Различные районы страны специализировались на производстве определенных изделий домашней промышленности. Значительно расширилась внутренняя торговля. На этой основе в феодальной экономике Японии начал формироваться капиталистический уклад.

В XVIII в. мануфактурное производство расширилось, охватив ряд отраслей (прядение, ткачество, винокурение, соеварение, красильное и гончарное дело, сахароварение, производство бумаги и т. п.). В конце XVIII в. в г. Кйрю была изобретена прядильная машина, приводимая в действие от водяной мельницы.

Подъем производительных сил сопровождался усилением внутренних противоречий феодальной экономики. Принявшая крайние формы эксплуатация крестьянства уже к середине XVIII в. привела к застою в экономическом развитии, к упадку сельскохозяйственного производства. Абсолютистские порядки, произвол властей и самурайства, цеховые регламентации стали препятствием к развитию ремесла и мануфактурной промышленности.

Происходило дальнейшее усиление феодальной эксплуатации и произвола. Налоги взыскивались за несколько лет вперед. Крестьянское население быстро разорялось. Это вызывало крупные крестьянские восстания. Волна их прокатилась по Японии в XVIII и начале XIX столетия. С конца XVIII в. наряду с крестьянскими восстаниями вспыхивали антифеодальные выступления городской бедноты. В 1787 г. население Осака восстало против высоких цен на рис, установленных купцами-монополистами при поддержке токугавских властей. В дальнейшем «рисовые бунты» охватили и другие города Японии.

Обострение классовой борьбы было одним из ярких проявлений кризиса токугавского режима. К этому времени, когда в Западной Европе и Северной Америке побеждал и утверждался промышленный капитализм и начинался новый этап колониальной агрессии европейских держав на Востоке, феодальная система в Японии переживала глубокий внутренний кризис.

В первой половине XIX в. еще более обострился кризис феодально-абсолютистского режима Токугавского сегуната, причем в Японии в отличие от других стран Азии в недрах феодального общества формировался капиталистический уклад.

К этому времени натуральный оброк уже принял в японской деревне смешанную, денежно-натуральную форму. Потребность в деньгах усиливала зависимость крестьян от ростовщиков, купцов, кулаков.

Хотя закон запрещал заклад и отчуждение земли, крестьяне вынуждены были закладывать свои земельные участки, которые переходили в руки новых владельцев — ростовщиков и купцов. В деревне появилась малочисленная, но экономически сильная прослойка богатых крестьян — гоно, которые также захватывали заложенные земельные участки и эксплуатировали разорявшуюся крестьянскую бедноту. К гоно примыкали госи — землевладельцы из рядовых самураев. К середине XIX в. около трети всей обрабатываемой земли уже находилось в руках «новых помещиков» — купцов, гоно и госи. Формально оставаясь держателями земли, крестьяне помимо оброка князю должны были еще вносить высокую арендную плату ее новым фактическим владельцам. Многие крестьяне превращались в пауперов.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.