рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве

Курсовая работа: Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РАСШИРЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ

1. Политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве

2. Особенности использования информации в расширенном воспроизводстве

3. Информационное производство: определение, классификация, характеристика основных элементов

4. Основные этапы развития информационного производства

5. Организация информационной деятельности

6. Развитие информационного производства в эпоху информационного общества

7. Библиотека как участник информационного производства

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Информационное производство в расширенном общественном воспроизводстве».

Рубеж XX—XXI вв. примечателен не только формальной сменой тысячелетий, в этот период произошли радикальные изменения во многих сферах общественных отношений. Они затронули жизнь каждого человека, оказали существенное влияние на его практическую деятельность, спектр научных интересов. В полной мере это относится и к области информации.

Минувшее столетие и, конечно же, вторая его половина, стало знаменательной вехой в эволюции информационной отрасли многих государств мира, втом числе России. В нашей стране были созданы ГСНТИ и ее подсистемы, разработаны основы информационной деятельности, появилась новая научная дисциплина — информатика.

Разработка концепции развития информационного общества способствовала увеличению социальной значимости информации, возрастанию потребностей в ее оперативном получении с помощью новейших технических средств коммуникации и нетрадиционных носителей информации. Можно констатировать, что к концу XX в. общество достигло уровня, обеспечивающего условия для формирования полноценной информационной среды, в которой стало возможным компактно хранить и перерабатывать с использованием компьютеров большие массивы данных и почти мгновенно доводить информацию до потребителя.

По мере усиления зависимости общественной и личной практики от информационной деятельности информация становилась особым самостоятельным фактором процесса производства, особой сферой общественного разделения труда (инфосфера), особым видом экономического ресурса (информационный ресурс).

В глобальном постиндустриальном мире одни страны занимаются разработкой инновационных технологий, другие — производством на их основе материальных благ, потребляемых повсеместно. За счет интеллектуального труда творческой части населения расширяется информационно-знаниевое поле. Информационные ресурсы становятся движущей силой социально-экономического, политического, культурного развития государства, важнейшим фактором обеспечения его безопасности. В связи с этим неслучайно появление в современном рыночном хозяйстве наряду с рынками труда, денег, ценных бумаг, средств производства и потребительских благ рынка информационных продуктов и услуг.

Возрастающая роль информации в обществе вызвала необходимость изучения информационной деятельности, представляющей собой «часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей».

Производство, распределение и потребление информации характеризуются целым рядом специфических особенностей. Наиболее отчетливо они проявляются в условиях рыночной организации процесса воспроизводства.

Что следует понимать под информационным продуктом и услугами? Единого подхода к трактованию этого термина до сих пор нет, поскольку специалисты по-разному толкуют даже такие понятия, как «информация», «документ», «информационные ресурсы», «информационные массивы». Нет и четкого определения терминов «информационная отрасль», «информационный бизнес». Нередко вспомогательные службы, предназначенные для обеспечения эффективности процесса сбора, обработки и распространения информации (разработка программного обеспечения, техническая реализация, телекоммуникационные услуги и т. п.), рассматриваются в качестве главных структур информационной сферы, выполняющих задачи собственно информационных служб. Все это не позволяет четко разграничить функции участников рынка информационных продуктов.

Основная цель учебной дисциплины «Организация информационного производства» состоит в том, чтобы дать знания и умения, необходимые им для организации в библиотеке, информационном центре работы по накоплению информационных ресурсов и обеспечению доступа к ним пользователей.

Информация есть знания для других, отчужденные от их первоначального носителя (генератора) и ставшие сообщениями (в той или иной степени переработанными). К ним относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях (по телефону, радио, телевидению), в управленческих документах (отчетах, планах, предписаниях и т. п.), проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т. д. Книги, патенты, программы можно понимать как знания, ставшие сообщениями. Все это и представляет собой информационный ресурс человечества (разного значения, разной степени доступности и готовности к использованию).

Информационный ресурс, представление о котором требует нового понимания информационного процесса, выступает краеугольным понятием информатики как новой фундаментальной науки, по-своему синтезирующей выводы теории познания и выводы теории информации. Только понятие информационного ресурса позволяет правильно определить предмет информатики и соотнести эту науку с теорией познания, семиотикой, теорией информации и, конечно, с кибернетикой (поскольку теория информации есть раздел кибернетики).

Теория информатики базируется на трех взаимосвязанных компонентах: человек — общество — информация.


1.Политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве

 

Политическая экономия как наука о расширенном воспроизводстве очень долгое время исследовала однокомпонентную модель этого процесса. В качестве единственного компонента такой модели выступало производство материальных благ — материальное производство. Остальные виды человеческой деятельности (наука, культура, образование и др.) рассматривались как подчиненные материальному производству виды общественной деятельности. Следуя этой модели, политическая экономия исправно служила экономической практике, выявляя закономерности движения материальных ценностей и вырабатывая рекомендации для специалистов и организаций, управляющих экономикой как на макро-, так и на микроуровне.

В период становления информационного производства под лозунгом политической экономии подавляющее большинство населения занималось производством материальных благ в интересах материального обеспечения жизни всех людей. Первый научный труд под названием «Теория благосостояния» был посвящен исследованию процессов движения материальных благ. Под благосостоянием в нем понималось материальное благополучие человека. Безусловно, основоположники политической экономии не могли не осознавать значимости науки, изобретательства, творчества вообще для развития материального производства, однако в своей однокомпонентной модели расширенного воспроизводства они отводили ученым и изобретателям (которых тогда было очень мало) роль хороших машин. Такой подход был оправдан. Он подчинялся действию закона информационного тяготения. Тогда преобладал интерес к сведениям о производстве, распределении, транспортировке, хранении и потреблении материальных благ.

В XX в. с ростом объемов информационного производства одно-компонентная модель общественного воспроизводства перестала удовлетворять теоретиков и тем более практиков. Западные экономисты отказались эксплуатировать догматы марксистской политической экономии, нацеленные на обоснование теории классовой борьбы и неотвратимость движения общества к коммунизму. Они занялись изучением макропроцессов в экономике демократического общества.

В свою очередь, в авторитарных странах социалистического лагеря экономисты пытались сохранить постулаты марксистской политэкономии и подвергали критике буржуазные экономические «лжетеории». Если западные экономисты, анализируя рост объемов продаж продуктов информационного производства в обществе, смогли разработать макромодели развития экономик своих государств, то экономисты социалистических стран не пошли дальше маловразумительных толкований теории о базисе и надстройке.

В последние годы своего существования политическая экономия социализма все-таки была вынуждена включить информационное производство в модель расширенного общественного воспроизводства в качестве самостоятельного компонента. Российским экономистам было нелегко сделать шаг к признанию важности информационного производства для всех сфер государственной, экономической и общественной жизни страны, а позднее и острой необходимости его совершенствования.

Итак, в расширенном общественном воспроизводстве участвуют и тесно взаимодействуют две компоненты — материальное производство, или производство материальных продуктов, и информационное производство, или производство нематериальных продуктов, а точнее — производство информации.

Продукты обоих производств участвуют в расширенном общественном воспроизводстве либо как средства потребления, либо как средства производства.

Следует заметить, что при анализе совокупного национального продукта развитых стран принято выделять три вида товаров: материальные продукты, информационные продукты и услуги. Под услугами понимается такой товар, при продаже которого не происходит передачи материальной ответственности. Подавляющая часть услуг в развитых странах фактически представляет собой продажу некоторого информационного продукта или продукта информационного производства фирмы, оказывающей услугу.

Развитие информатики, информационного производства приводит к качественному изменению компонентов всей системы общественного воспроизводства. Эти качественные изменения проявляются в так называемой информационной составляющей всех традиционных компонентов системы общественного производства.

Общественное воспроизводство включает следующие компоненты: «простые моменты процесса труда» (труд, средства труда и предметы труда) и его фазы, ресурсы, подразделения. Информационными составляющими «простых моментов процесса труда», или производительных сил, являются: информационный труд, информационные предметы труда и информационные средства труда (информационные средства производства).

К информационным составляющим фаз общественного воспроизводства относятся: само информационное производство, то есть процесс производства информационного продукта, а также его обмен, обращение, распределение и потребление.

Информационное производство можно рассматривать как процесс воздействия человека с помощью орудий информационного труда на информацию (предмет труда) в целях получения новой информации (продукта труда), необходимой для создания материальных, духовных и других благ, обеспечивающих существование и развитие человека и общества.

Информационные ресурсы, в том числе информация как ресурс, служат информационной составляющей ресурсов общественного производства.

К информационным составляющим подразделений общественного производства относятся информационное производство (производство средств информационного производства и производство информации как предмета потребления) и информационные услуги (материальные и нематериальные, товарные и нетоварные). Эти элементы системы общественного производства и составляют систему информационного общественного производства.

 

2.Особенности использования информации в расширенном воспроизводстве

Главной особенностью использования информации в расширенном воспроизводстве является ее неистребимость. Отдавая материальный продукт, человек утрачивает его, а отдавая информацию, он не теряет ее. Информационные средства производства не расходуются и не амортизируются. Они могут лишь устаревать и забываться.

Итак, продукты информационного производства подчиняются закону неистребимости, согласно которому «информация не исчезает при ее потреблении или использовании в качестве предмета труда и не амортизируется при ее использовании в качестве средства труда».

Использование информации в качестве средства производства имеет некоторые особенности, не связанные с ее неистребимостью.

Материальные продукты как в материальном, так и в информационном производстве используются в качестве предмета труда и в качестве средств труда. Металлы и металлообрабатывающие станки являются простым примером материальных предметов и средств труда в материальном производстве. Вычислительные машины служат средством труда для большинства информационных производств, они же могут быть предметом труда в информационном производстве, сертифицирующем эти машины.

Информация, продукт информационного производства, используется в качестве средства труда в каждом материальном и информационном производстве, ибо ни одно из них не обходится без технологических инструкций и другой документации, обеспечивающей управление производством.

В информационном производстве информация может быть предметом труда. В теоретических исследованиях, в разработках, в изобретательстве используются результаты подобных предшествующих производств, причем материализация этих результатов вовсе не обязательна. Продукты одного информационного производства используются в качестве предмета труда в другом информационном производстве, этим обеспечивается самодостаточность информационного производства, его малая зависимость от продуктов материального производства. Полной независимости информационного производства от этих продуктов не будет никогда, потому что без материальных средств труда нет ни одного информационного производства.

Отмеченная особенность информационного производства может быть названа законом самодостаточности информационного производства, согласно которому «информационное производство может развиваться за счет использования в качестве предмета труда собственных продуктов, а в материальном производстве информация никогда не может использоваться в качестве предмета труда».

В начале 1980-х годов, как показывали статистические данные, в СССР и США внедрялось только 25-30% зарегистрированных изобретений. Советские экономисты объясняли подобную ситуацию в США тем, что «акулы капитализма» скрывают изобретения от своих конкурентов. В СССР же, по их мнению, причина такого явления заключалась в нерадивости отдельных чиновников, управляющих «самым эффективным в мире социалистическим производством». На самом деле указанная ситуация возникала из-за длительности процесса создания, освоения и окупаемости средств какого-либо производства, что не позволяло одновременно внедрять новые изобретения в то же производство. Но работу по созданию новых и новейших средств производства нельзя остановить, а потому все изобретения, появляющиеся в тот или иной период, часто оказываются нематериализованными, то есть невнедренными.

В советские времена одним из критериев эффективности деятельности научно-исследовательских и конструкторских организаций была доля внедряемости их проектов. Если она была далека от 100%, считалось, что организация работает «на полку». Таких организаций было подавляющее большинство. В те же 1980-е годы американские исследователи отмечали, что из 100НИОК.Р завершались только 30, а из них лишь 8 содержали принципиально новые решения. Таким образом, в информационном производстве социалистических и капиталистических стран реально росла степень самодостаточности этих производств, ибо отсутствие материализации изобретений и НИОКР не означало их потери для расширенного общественного воспроизводства. Изобретения стали предметом труда в информационном производстве, чем обеспечили прогресс материального производства. Сохранение этой тенденции позволяет говорить о том, что доля материализуемых изобретений и результатов научных исследований и конструкторских разработок будет сокращаться по мере развития общества.

В последние десятилетия XX в. наблюдалось еще одно явление в общественном производстве — ускоренное развитие информационных средств труда в информационном и материальном производствах, что было вызвано появлением новых технологий программирования на электронных вычислительных машинах, слабо связанных с их материальной составляющей. Программы могут долгое время жить и развиваться без замены материальных средств. Более того, создание новых материальных средств подчиняется требованиям преемственности действующих программных средств. Поэтому изобретения, исследования и разработки в сфере программ для ЭВМ материализуются путем их реализации в виде действующего программного продукта, что усиливает самодостаточность информационного производства. При этом доля реализуемых разработчиками новых информационных средств труда в информационном производстве будет постоянно уменьшаться, как и доля материализуемых изобретений, исследований и разработок в области материального производства. Однако уменьшение доли изобретений, исследований и разработок, реализуемых в действующих материальном и информационном производствах, не замедляет модернизацию этих производств. Уже сейчас при создании сложных технических и информационных систем, технологий и производств для сертификации предлагаемых решений используются приемы математического моделирования, которые позволяют оценить многие показатели, характеризующие качество этих решений, не прибегая к их экспериментальной проверке в реальных условиях.

Развитие информационных средств оценки качества новых решений может способствовать формированию промежуточной фазы в оценке их значимости для общества. Между фазой выдачи патента, удостоверяющего новизну предлагаемого решения, и фазой его внедрения появится фаза информационной сертификации предлагаемого решения, устанавливающая степень превышения его эффективности по сравнению с действующими или ранее информационно сертифицированными решениями.

Необходимо отметить коренное различие технологий транспортировки продуктов материальных и информационных производств. Перемещение материальных продуктов на большие расстояния связано с существенными затратами материальных ресурсов и времени. Современные средства передачи информации создают возможность передачи ее практически мгновенно в пределах земного пространства и ближайшего космоса, что позволяет организовывать сложные информационные производства, распределенные в пространстве и во времени. Телеконференции и телеобразование активно осваиваются в настоящее время, и нет принципиальных препятствий к полному отказу от привязки людей, участвующих в информационном производстве, к определенному рабочему времени.

3.Информационное производство: определение, классификация, характеристика основных элементов

 

Развитие науки и техники как элементов производительных сил, а также производства инициировало процесс общественного разделения труда, который, в свою очередь, привел к специализации, а затем и к обособлению (в рамках коллективного производства и использования знаний) конкретного труда по обеспечению обращения научных и деловых знаний в общественном производстве. Из сфер деятельности, в которых используются, а следовательно, и производятся эти знания, выделилось информационное производство, направленное на подготовку информационных продуктов и оказание информационных услуг в целях снабжения на основе обмена результатами деятельности всех заинтересованных подразделений общественного производства. Информация, содержащаяся в информационных продуктах и услугах и принимающая форму потребительных стоимостей и полезных эффектов труда в вещественной и невещественной форме, выступает сегодня средством практически любого труда, и ее можно соотнести с теми из материальных условий этого труда, без которых он может существовать лишь в несовершенном виде.

Развитие информационного производства было вызвано возрастающими потребностями научно-технического прогресса по мере охвата им наряду с наукой и техникой самого производства и процессов управления им. Рост этих потребностей был связан с передачей информационной деятельности все большего числа рутинных функций информационно-коммуникативного процесса, которые ранее выполняли сами творческие работники. Теперь они стали пользоваться услугами информационного производства, что, естественно, повысило требования к информационным продуктам и услугам, к обеспечению тематической и проблемной полноты информации, ее географической широты, а также видового (по видам документов) охвата.

Таким образом, общественная потребность обусловила выделение информационного производства в отдельный вид научного труда.

Информационное производство — это организационно оформленная разновидность научного труда, которая заключается в сборе, ана-литико-синтетической переработке, хранении и поиске закрепленной в документах информации, а также в предоставлении этой информации всем нуждающимся в ней в соответствующее время и в удобной для них форме. Однако определение понятия «информационное производство» будет полным, если, помимо перечисленных процессов, отнести к нему и деятельность по созданию новой информации, то есть превращению научных знаний в научную информацию.

Итак, информационное производство представляет собой часть общественного производства, связанную с подготовкой информационных продуктов и услуг, направленных на удовлетворение определенной группы общественных потребностей. Информационная деятельность предусматривает выполнение следующих основных функций: сбор, переработка, хранение и поиск информации, распространение информационных продуктов и услуг.

Историческую роль в оформлении информационного производства в относительно самостоятельный вид деятельности сыграло наличие общественных потребностей в обмене продуктами научно-технической деятельности. На ранних стадиях развития науки и техники обмен осуществлялся в форме контактов производителей научно-технических результатов и потребителей. По мере развития общественных отношений, становления науки в качестве непосредственной производительной силы стали обнаруживаться ограниченные возможности такого рода обмена. Возникла необходимость специализации функции обмена. В настоящее время с помощью документальных источников информации обеспечиваются передача во времени и пространстве продукта информационного производства, его распространение среди потребителей. Благодаря научно-информационной деятельности акт обмена продуктами научно-технического творчества стал подразделяться на два этапа: этап документализации научно-технических идей, то есть превращения новых научных знаний и технических решений в научно-техническую информацию, и этап распространения, доведения этих результатов до потребителя.

За трудом исследователя, инженера, разработчика, производителя новых знаний и технических решений начинается деятельность по документализации, оформлению научно-технических результатов. Для специалистов в области документализации предметом труда являются научно-технические знания и решения, а продуктом труда — документ, первичная научно-техническая информация. Научно-технический документ представляет собой материальный носитель, который содержит в себе научное знание или техническое решение, предназначен для обмена результатами научно-технической деятельности, передачи их во времени и пространстве от производителя к потребителю и используется в различных сферах общественной деятельности. К научно-техническим документам относятся статьи, книги, отчеты, описания открытий и изобретений, диссертации и т. п.

Процесс обретения научно-техническим продуктом документальной формы сопряжен с затратами живого и овеществленного труда по оформлению, оценке, обработке и тиражированию научно-технических результатов. Превращением научных знаний и технических решений в научно-техническую информацию занимаются работники редакций, издательств, типографий. Степень участия ученых, инженеров и разработчиков в подготовке, оценке и создании того или иного научно-технического документа определяется видом информационного источника, поступаемого в сферу обращения. Если научно-технический документ поступает в сферу обращения в рукописном виде, то вклад информационных работников по его созданию минимален по сравнению с подготовкой опубликованного научно-технического документа. Рукописный документ подготавливается и оценивается в основном в процессе НИОКР, тогда как на создание публикаций затрачивается труд не только исследователей и разработчиков, но и редакционно-издатель-ских и типографских работников. В сферу обращения в виде непубликуемых (рукописных) материалов поступают в основном результаты диссертационных исследований; в форме публикации — все виды научно-технических произведений печати (научные статьи, книги, брошюры, тематические сборники и т. п.). Рукопись работы, подготовленная научным работником для издания типографским способом, передается автором в редакцию журнала или издательства. В редакции (или до передачи в редакцию) она проходит процедуру оценки — рецензирование, а после положительных отзывов рецензентов подвергается редактированию. Высококвалифицированные редакторы, имеющие подготовку в соответствующей области науки и техники, а также обладающие знаниями в области лексики и стилистики, добиваются четкого изложения основной концепции автора, правильного истолкования и использования терминов, достоверности приводимых в работе фактов. После научно-литературного редактирования, вычитки рукописи и подготовки экземпляра для печати, согласования объема тиражирования, размера шрифта, формата набора, качества бумаги и т. п. рукопись передается в типографию.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.