рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Горбачев - президент СССР. Кризис национальных отношений в Прибалтике и Закавказье

Главной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХ века было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ - на начальном этапе, в ЕС и НАТО - в настоящее время, с одновременным дистанцированием от России. При этом западные страны, как считают эксперты,  всячески поддерживали такую политику: по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давались многомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытие импорта из России и другие цели.[15]

Используя давление Запада на руководство России, страны Балтии добились скорейшего (в Литве - к 31 декабря 1993 г., в Латвии и Эстонии - к 31 декабря 1994 г.) вывода российских войск. Высшие политические круги прибалтийских стран заявили о своем намерении войти в НАТО, и только понимание западных стран, что это существенно обострило бы ситуацию в регионе, было сдерживающим фактором на пути этого процесса. Однако это не мешало всем их соседям по Балтийскому региону пытаться, и не безуспешно, вовлечь новые независимые государства Балтии в свое силовое поле. Подобного рода действия проводились (в том числе и самими странами Балтии) в отношении Калининградской области - к ним относятся и резолюция Балтийской Ассамблеи, включающей парламентариев Балтийских государств от 13 ноября 1994 г. «О демилитаризации Калининградской области и дальнейшем ее развитии», в которой было заявлено, что будущее Калининградской области -  проблема всей Европы и для ее решения требуются совместные действия, а также содержался призыв к Балтийскому Совету министров провести международное совещание по вопросам демилитаризации области и дальнейшего ее развития[16], и представленный конгрессменом США К. Кацом проект резолюции, в котором предлагается превратить эту область в демилитаризованную зону, передать управление над ней некой «Международной инстанции», чтобы в дальнейшем восстановить интегральность края с его окружением[17],  и многие другие демарши со стороны западных политиков.

Таким образом, первым фактором, оказывающим воздействие на развитие отношений России со странами Прибалтики, несомненно, является внешнеполитический фактор.

Сегодня Россия настаивает на необходимости продвижения процесса интеграции русских и русскоговорящих в Эстонии и Латвии, создания условий для предоставления им гражданства Балтийских государств, не отказываясь рассматривать эти вопросы как проблему «соблюдения прав человека в странах Балтии». С положением дел в данной области увязывается решение других вопросов, в частности развитие экономических отношений и заключение договоров о границе (с Эстонией и Латвией).

Проблемы положения русского и русскоговорящего населения в странах Балтии до сих пор являются главным источником конфликтности в российско-балтийских отношениях. Не случайно отношения России с Литвой, где они менее выражены, хотя и существуют на другом уровне, более ровные, чем с Латвией и Эстонией. Между тем русское население стран Балтии потенциально способно стать мощным сближающим началом как в культурном плане, так и в экономическом. Уже сейчас «русский бизнес» занимает важное место в экономике этих стран. Поэтому интеграция русских отвечает интересам обеих сторон.

В пользу интеграции говорят объективные обстоятельства. Подавляющая часть русских хотела бы остаться в данных странах. Пик эмиграции из стран Балтии пришелся на 1992-1993 гг., с тех пор число эмигрантов неуклонно снижается, хотя и не исчезает совсем. Отношения между «коренными» и «некоренными» общинами в Эстонии и Латвии в целом рассматриваются как хорошие. Неграждане и выбравшие российское гражданство в подавляющем большинстве считают, что их дети должны учить местные языки.

Очевидно, что гуманитарный фактор в отношениях России и балтийских государств также приобретает все большее значение по мере укрепления государственности в этих странах. Ряд политических решений, напрямую затрагивающих интересы русскоязычного населения. Так, например, в настоящее время можно констатировать, что ситуация в Латвии для России и соотечественников складывается далеко не лучшим образом и назрела настоятельная необходимость в коренных мерах по ее  улучшению.

До октября 1991 года все жители Латвии имели одинаковые права. После восстановления независимости в законодательстве о гражданстве в Латвии и Эстонии был выбран не «нулевой вариант», а восстановление совокупности граждан довоенных республик. Юридическим обоснованием этого послужило провозглашение в 1991 г. независимости восстановленной. Так, в Декларации Верховного Совета Латвийской ССР «О восстановлении независимости Латвийской республики» от 4 мая 1990 г. заявляется, что де-юре Латвия существовала как субъект международного права и после 1940 г., поскольку ее вхождение в состав СССР не было признано более чем 50 государствами. 21 августа 1991 г. Верховным Советом Латвии был принят акт о преемственности и юридической идентичности Латвийской Республики 1920-1940 гг. и современной Латвии. Соответственно по постановлению Верховного Совета от 15 октября 1991 г. гражданство республики автоматически приобретали граждане республики 1920-1940 гг. и их потомки, в число которых попало только около 280 тыс. русских. Порядок приобретения гражданства другими жителями республики, согласно концепции «восстановленной независимости», должен был быть определен в соответствии с Конституцией 1922 г., то есть избранным гражданами Латвии Сеймом (а не Верховным Советом, в соответствии с Декларацией от 4 мая 1990 г. осуществляющим высшую власть в стране лишь на период до избрания Сейма). Закон о гражданстве Латвии в итоге был принят лишь в 1994 г.

В первоначальном варианте закона о гражданстве (первое чтение - 23 ноября 1993 г.) предусматривался принцип ежегодных квот натурализации, устанавливаемых исходя из конкретной экономической и демографической ситуации в республике, а также необходимости обеспечить развитие Латвии как однообщинного национального государства. Принятый во втором чтении (июнь 1994 г.), закон предусматривал квоты натурализации в 0,1% от общего числа граждан, или около 2000 чел. в год, при том что более 300 тыс. неграждан могли ходатайствовать о получении гражданства не ранее 2000 г. Эти положения, откладывавшие перспективы получения гражданства для основной части русского населения на отдаленный срок, стали объектом критики международных организаций и после возвращения закона на доработку президентом страны Г.Ульманисом в окончательной редакции (от 22 июля 1994 г.) были устранены. Тем не менее принятие закона превратило в неграждан сразу около 700 тыс. жителей страны.

Попавшие в категорию неграждан «балтийские русские» также оказались в неравном положении по сравнению с другими жителями данных республик. В Латвии, например, граждане имели преимущества в процессе приватизации, акционирования предприятий, при выплате пенсий и социальных пособий, при оплате коммунальных услуг и т.д.

Негативно сказалось на положении русских и русскоязычных жителей балтийских государств и действие других законов и постановлений, вышедших после восстановления независимости, в частности закона о языке. Поскольку большинство русских в Латвии плохо владеют языками титульной нации, переход государственных учреждений и системы образования соответственно на латвийский язык также приобрел дискриминационный эффект.

Как следует из Доклада Министерства иностранных дел Российской Федерации, Закон о государственном языке Латвии, принятый в окончательном виде в декабре 1999 года, исключает использование других, кроме латышского, языков практически во всех сферах жизни государства и общества. Закон регламентирует употребление государственного языка даже в сфере частного предпринимательства, что порождает дискриминацию нацменьшинств в сфере бизнеса.

Полностью ликвидировано обучение на русском языке в государственных вузах стран Балтии. Дело идет к тому, что в будущем прекратится бюджетное финансирование и среднего образования на русском языке. В Латвии официально заявлено, что уже с 2004 года русские школы будут переведены на латышский язык обучения. А ведь русскоязычные школьники в этой стране составляют треть от общего количества учащихся[18].

Таким образом, можно со всеми основаниями говорить о дискриминации русских в Латвии.

При формальном соответствии законодательства Балтийских государств по вопросу о гражданстве соответствующим статьям договоров об основах межгосударственных отношений с Россией (право получения гражданства в соответствии со свободным волеизъявлением и внутренним законодательством) реализация концепции «восстановленной независимости» на практике оказалась удобным инструментом для лишения русского населения элементарных политических прав. Россия же даже и не пыталась оспорить эту концепцию, при том что, как очевидно, ее применение имело чисто политические, а не правовые мотивы - это видно хотя бы в сравнении с Литвой, точно так же присоединенной к СССР в 1940 г., но никогда не заявлявшей (во всяком случае, официально) о восстановлении довоенного государства. Между тем использование концепции «восстановленной независимости» прибалтами при попустительстве со стороны Запада практически выхолостило усилия России по применению в Прибалтике международных стандартов прав человека и национальных меньшинств.

Политика России по «русскому вопросу» в Латвии оказалась неэффективной, и прежде всего потому, что большинство западных стран никогда не признавали законность вхождения балтийских государств в состав СССР, на этом основании признавая их право издавать законы, лишающие гражданства русских жителей, приехавших после 1940 г. Основанные на данном подходе экспертизы СБСЕ и Совета Европы выявляли в законодательстве Эстонии и Латвии в основном нарушения, касающиеся неясностей в толковании законов, завышении отдельных норм, неоправданных отсрочек и т.д., но никогда не ставили под сомнение саму концепцию законов.

У России, по крайней мере теоретически, остаются определенные возможности оказывать влияние на данный процесс. С этой точки зрения представляется нецелесообразным развернуть активную публичную дискуссию по состоянию проблемы прав человека в Республике Латвия, сосредоточиться на двусторонней работе с политической элитой Латвии и других стран Балтии, а также использовать двусторонние международные соглашения России с ведущими странами Запада в данной сфере. Необходимо сделать все (и это касается всех участников европейского процесса, а, отнюдь, не только России), чтобы полностью исключить ситуацию, когда российско-латвийские противоречия по вопросу прав человека превратятся в линию раскола Европы и источник затяжного политического противостояния.

Абсолютно контрпродуктивной представляется практика только лишь одностороннего «наказания» стран Прибалтики за политику, объективно ущемляющую права русскоязычного населения, как это до сих пор делалось в российской политике (например, введение экономических санкций). Абсолютно необходимо очевидное поощрение тех действий, политических сил и тех стран, которые предпринимают меры по улучшению ситуации с русскими. Крайне важным видится накопление и поддержание позитивного капитала в наших отношениях.

2.2.Особенности национальных конфликтов в Закавказье

 

Не менее сложны этнополитические процессы, протекающие в Закавказье. Здесь, однако, национальные конфликты нередко приобретают вооруженный характер. Кавказ - один из самых многонациональных и поликонфессиональных регионов, регион контакта многих культур и этносов. Во всемирной истории Закавказье всегда выполняло роль стыковочного узла нескольких цивилизаций: российско-православной, мусульманской, а также христианско-европейской. Благодаря своему особому уникальному геостратегическому положению и находясь на стыке евроазиатских цивилизаций, на протяжении тысячелетий Кавказ всегда привлекал внимание различных государств, испытывая, тем самым, сильное влияние различных культур и религий. Римская империя, Персия и Иран, Аравия, Византийская империя, Османы и Турки сельджуки, Монголы, Россия – это далеко не полный список государств и народов, властвовавших в разное время в течении веков над народами Кавказа. Этим и объясняется современная этно-религиозная пестрота кавказского региона. В то же время, в этом своеобразном «конгломерате» наций и народов, культур и религий, практически не имеются случаи полного исчезновения, слияния или ассимиляции этносов. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что на Кавказе существовали своеобразные механизмы саморегуляции, дающие возможность разным народам, религиям и культурам мирного сосуществования и более-менее безопасного, автономного развития и процветания. Эти механизмы блестяще отраженны в традициях и богатейшем культурном наследии народов Кавказа.

Произошедшие за последние годы к югу от границ России крупные геополитические и геостратегические изменения привели в итоге к существенному ослаблению позиций России на Юге, особенно в Закавказье, снижению нашего политического, экономического и военного влияния в кавказской зоне при одновременном усилении присутствия и активности здесь нерегиональных сил, прежде всего США и других стран НАТО, по-прежнему остающихся стратегическими оппонентами России на глобальном и на ряде региональных уровней.

Начавшийся после развала СССР добровольный отход России на север, а затем уже и целенаправленное выталкивание ее из Закавказья привели к нарушению исторически сложившегося в ХХ веке геополитического и стратегического равновесия в Кавказском регионе и возникновению здесь во многом качественно новой геостратегической ситуации, неблагоприятной по ряду параметров для национальных интересов и безопасности России. Уход России из Закавказья не стал благом и для народов этого региона, где в последнее десятилетие завершающегося века возник ряд кровопролитных междоусобиц и войн, посеявших семена раздора и вражды на многие десятилетия вперед, разрушивших нарабатывавшиеся десятками лет экономические связи, сорвавших с обжитых мест десятки и сотни тысяч людей.

Одним из моментов истины состоявшегося развода России и Закавказья стало понимание ненадежности, с точки зрения долгосрочных российских национальных интересов, стратегии национальной безопасности и геополитических перспектив российской политики в ХХI веке, опоры в выстраивании политики России в ближнем зарубежье на бывших влиятельных партийных функционеров, оказавшихся во главе новых независимых государств, прежние личные связи и воспоминания, а также расчеты на то, что «народы не позволят»... К сожалению, сиюминутность интересов и спекулятивность в расчетах, у многих национальных лидеров как в регионах России, так и в новоиспеченных государствах стали на данном этапе едва ли не основными подходами к решению стратегических задач, выбору союзников и т.д. Именно это и создает наибольшие трудности для российской политики на пространстве СНГ. Россия, объединившая вокруг себя в составе бывшего СССР всех тех, кто на сегодня составляет ее ближнее зарубежье, сама вскормила, выпестовала и поставила на ноги несколько поколений политиков бывших национальных республик, которые за последнее десятилетие превратились едва ли не в главных оппонентов и противников российской политики на постсоветском пространстве. Расстаться с иллюзиями относительно многих правящих политических элит ближайших российских соседей и перевести отношения с ними на четкую деловую основу, лишенную всякой лирики, это, пожалуй, второй момент истины, который необходимо учитывать в выстраивании наших отношений с правящими элитами той же Грузии или Азербайджана.

Проблемы регионы рассматриваются во многих современных исследованиях.[19]

Конец XX – начало ХХ1 вв. ознаменовались драматическими событиями. Южный федеральный округ и Кавказ вовлечены в процессы глобализации и испытывают все ее противоречия и в то же время переживают такое всемирное явление, как взрыв этничности.

Ослабление российского государства, ошибки политиков и негативные последствия общественных преобразований последнего десятилетия дали возможность проявиться деструктивным силам на Кавказе, которые задались целью разрушить территориальную целостность России и мирную жизнь людей. Им удалось развязать международные конфликты, которые привели к огромным человеческим жертвам и материальным потерям.

Неурегулированность вооруженных конфликтов на территории Закавказья, сложные межэтнические отношения, трудности социально-экономического развития являются основой для эскалации кризисных ситуаций в северокавказских республиках РФ. Радикальный национализм, политический и религиозный экстремизм, вооруженные конфликты на Северном Кавказе - реальная угроза национальной безопасности России.

В настоящее время федеральные власти демонстрируют безусловное стремление сохранить и упрочить территориальную целостность России, очистить регион от экстремистских и террористических организаций. Эти проблемы рассматриваются в качестве приоритетных в Концепции национальной безопасности РФ, где, в частности, указывается, что национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Крайняя сложность ситуации, помимо прочего, заключается в том, что христианские и мусульманские анклавы в регионе перемешаны. Сказали свое слово история, особенности миграционных процессов в течение столетий и даже тысячелетий.

Все это постоянно продуцирует здесь предпосылки для споров, противоречий, стычек на межрелигиозной основе. На этнополитическую ситуацию в регионе все более возрастающее влияние оказывают активное проникновение религиозного экстремизма (ваххабизма), попытки политизации ислама, что наглядно проявилось в последние годы в Чечне и Дагестане.

Межнациональные конфликты, а также территориальные споры возрождают сохранившиеся в памяти некоторых народов Кавказа исторические обиды на репрессивную по отношению к ним политику царизма, последствий непродуманной переселенческой политики Российской империи, а также советской власти, многочисленные перекройки административных границ без учета исторически сложившихся реальностей региона.

Многие исследования[20] последних лет свидетельствуют, что ислам и мусульмане Советского Союза являлись объектом внешнего воздействия, и субъекты этого внешнего воздействия стремились и стремятся превратить мусульман из лояльных граждан этого государства в некую антигосударственную силу. Распад СССР и создание СНГ в какой-то степени стало следствием искусственно созданного (или возрожденного) напряжения по линии государство - ислам, государство - мусульмане. Вызов, внедряемый извне - исламский экстремизм в форме ваххабизма[21].

Формы и методы внедрения ваххабизма многочисленны и разнообразны - направление миссионеров; идеологическая обработка мусульман из государств СНГ, прибывающих на хадж в Саудовскую Аравию; деятельность формально неправительственных фондов; вторжение из-за рубежа боевиков и вооруженных групп; террористическая активность; создание форпостов ваххабизма - Чечня при Дудаеве-Яндарбиеве-Масхадове, Дагестан (Кадарская зона) и другие.

Несомненно, распространители ваххабизма стремятся к распространению новой модели мироустройства. В том числе они стремятся к тому, чтобы идеи, сформулированные Ибн-Абд-аль-Ваххабом и его последователями заменили, вытеснили ислам, распространенный на Кавказе, они реализуют задачу превращению ваххабизма из численно ограниченного направления в исламе, которое многие мусульмане расценивают как еретическое, в господствующее. Государства СНГ, в которых распространен ислам, оказались территорией, на которой развязана религиозная война, и первым объектом агрессии являются местные мусульмане.

Насущной для Закавказья становится задача выработки новой политики в области государственно-религиозных отношений. Нельзя исключать и того, что назреет задача выработки международно-правовых механизмов, регулирующих межрелигиозное сосуществование и взаимодействие. Новизна этого вызова предполагает также новую конфигурацию геостратегических союзов в формирующемся суперрегионе, охватывающем Ближний и Средний Восток, Центральную Азию, Кавказ, а также Северную Африку, регион Персидского залива, Юго-Восточную Европу - в суперрегионе, относительное единство которого заключается в том, что он превращен в арену разобщающей религиозной войны.

ВЫВОДЫ

Многие проблемы межнациональных отношений на пространстве бывшего Советского Союза во многом связаны с недальновидной и в целом неконструктивной национальной политикой Президента СССР Михаила Горбачева и его соперника, а затем и преемника первого Президента России – Бориса Ельцина. К созданию нового политического и административного режима общество не было объективно подготовлено. Переустройство страны происходило хаотично, без учета реальной этнополитической ситуации в различных регионах, что в конечном итоге привело к возникновению локальных вооруженных конфликтов на межэтнической почве, притеснению, ущемлению прав и свобод и дальнейшей масштабной миграции русскоязычных граждан из бывших республик СССР, и другим негативным явлениям того же порядка. Низкое качество российской дипломатической работы в последние годы в Прибалтике и других новых независимых государствах лишь продолжает уже сложившуюся традицию произвола в отношении соотечественников за рубежом.

Несмотря на вышеизложенные факты, трудности, переживаемые в настоящее время в отношениях России со странами Прибалтики, можно предположить, что интеграционные процессы между нашими странами имеют перспективы развития. Предпосылкой этому может служить то, что у наших народов имеются общие экономические и исторические традиции, сложившаяся хозяйственная кооперация, взаимодополняемые природные и другие ресурсы, общие задачи и перспективы в формировании и совершенствовании рыночных структур и механизмов, демократических институтов, межгосударственных отношений. Здесь имеются развитые и взаимосвязанные культурные связи, образование и наука, межэтнические отношения и многие другие факторы, определяющие и развивающие объединительную тенденцию к интеграции.

Существуют возможности как в государственных (Администрация Президента, МИД РФ, Федеральное Собрание, региональные властные структуры) и экономических структурах (отдельные российские компании, их объединения, и т.п.), так и негосударственных организаций, которые могут быть более активно задействованы в деле улучшения наших двусторонних взаимоотношений на благо всех участников процесса. Но отсутствует механизм координации таких усилий. Нет взвешенной и последовательной политики в отношениях с русскими общинами в Прибалтике, ослабленными и раздробленными. Эта задача должна быть поставлена перед российскими ведомствами, наряду с реализацией конкретных инициатив с привлечением спонсорских средств по линии других организаций, имеющих контрагентов в Прибалтике. Предстоит активнее использовать инфраструктуру сотрудничества в регионе, предоставляемую Советом государств Балтийского моря, Северным Советом, организациями типа «Балтика Форум» и других.

Главная угроза безопасности в Закавказье исходит, на наш взгляд, от приверженцев ваххабизма, культивирующих так называемый «исламский фактор». Угрозу религиозного экстремизма нельзя недооценивать. В немалой степени именно религиозный экстремизм является главным катализатором антироссийских настроений в Закавказье.

Сложная обстановка на пространстве Закавказья обусловлена не в последнюю очередь отсутствием внятных теоретических и идеологических основ российской государственной политики вообще, внешней, федеративной, национальной, информационной и военной, в частности, что повлекло разнобой в оценках и практических действиях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашему анализу, отметим, советское общество в предперестроечный период характеризовалось глубокой раздвоенностью: вся политическая жизнь и осмысление политических и экономических реалий настоящего должны были осуществляться в соответствии с четко заданными идеологическими канонами; быт общества, включая его культурные запросы, был не только вне идеологии, в значительной степени он противостоял ее догматам. Глубоко укоренившаяся потребительская ориентация общества усугублялась отсутствием нормального интеллектуального анализа действительности, задавленностью новых духовных исканий.

Перестройка, неосторожно запущенная М.С.Горбачевым, имела в качестве своего компонента смутное стремление советской интеллигенции к более эффективному и справедливому управлению. Но к созданию нового политического и административного режима общество не было подготовлено.

Собственно реформу системы хотел осуществить М.С.Горбачев с небольшой группой единомышленников. Но им не удалось справиться с невероятным грузом проблем, обрушившихся на них. КПСС были противопоставлены Советы, которые - через свободные выборы - были наделены обновленной легитимностью и реальной властью. Интеллектуально обескровленная компартия оказывала вялое сопротивление этому процессу.

Далее М.С.Горбачев быстро превратился в первую жертву начатого им же демонтажа партийной власти. Верхушечная комбинация с созданием поста союзного президента не внесла ничего принципиально нового в динамику распада союзного государства. Деградация партийно-государственной системы вела к освобождению пространства для деятельности сил, ориентированных либо на быстрое обогащение, либо на захват власти под национал-демократическими лозунгами, что с особой остротой проявилось в виде национальных конфликтов в Прибалтике и Закавказье.

Но развал СССР не явился следствием национально-освободительной борьбы. То был продукт кумулятивного эффекта структурного экономического кризиса, наложившегося на долговременную больную эволюцию советской бюрократической системы. Все эти процессы происходили при непосредственном участии некоторых западных государств, прежде всего Соединенных Штатов Америки, о чем свидетельствуют многочисленные исследования последних лет.

Российско-прибалтийские отношения являются важнейшим вектором российской дипломатии на европейском направлении, кавказское направление также не менее значимо и их актуальность будет только возрастать в ХХ1 веке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Александров А.А. Монархии Персидского залива: этап модернизации».- М., 2000.

2.  Амелин В.В. Этнополитические конфликты в границах советской и постсо-ветской государственности, вторая половина 80-х - середина 90-х годов (опыт исторического исследования).// Автореферат диссертации докт. ист. на-ук. М., 1995.

3.  Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи //Внешняя торговля. 1993. № 11.

4.  Бжезинский З. Великая шахматная доска. (Господство Америки и  ее  геостратегические  императивы). - М.: Международные отношения. 1998.

5.  Бондарев В. Самораспад: Можно ли говорить о закономерностях развала СССР? // Родина. 1993. № 4.

6.  Брумберг А. Советология и распад Советского Союза // Куда идет Россия?.. М., 1995. Вып. 2.

7.  Васильев А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии.-М., 1967.

8.  Виноградская Т. Распад СССР как системный фактор национальных конфликтов // Обозреватель. 1993. № 7.

9.  Воркунова О. Политика России в конфликтах на Кавказе // Северный Кавказ-Закавказье: проблемы стабильности и перспективы развития. Материалы международной конференции. М., 1997.

10.  Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., «Международные отношения», 2001

11.  Гайдар Е. Дни поражений и побед. М., 1997.

12.  Геворгян К. Каспийская нефть как политический фактор // Северный Кавказ-Закавказье: проблемы стабильности и перспективы развития. Материалы международной конференции. М., 1997.

13.  Гусейнова М. Эволюция подходов США и России к Закавказью и Центральной Азии // Региональная безопасность и сотрудничество в центральной Азии и на Кавказе. М., Центр исследований проблем мира и развития «Форум», 1999.

14.  Диченко М.Б. Жизнь без доллара, или либерализм на пороге Ш тысячелетия.-СПб.: «ЛИК», 1999.-168 с.

15.  Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире».- М., 2003. //www.mid.ru.

16.  Доронин А.И. Бизнес-разведка.-2-изд. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.-384 с.

17.  Дэвидоу М. Камо грядеши, Русь?... Заметки американского публициста о перестройке М., 1993.

18.  Зиновьев А. А. Гибель «империи зла» (очерк Российской трагедии) // Социологические исследования. 1994. № 10, 11; 1995. № 1, 2, 4.

19.  Ивашов Л.Г. Некоторые соображения по поводу вышедшей книги З. Бжезинского «Великая шахматная доска» //Информационный сборник «Безопасность». - 1999. - N 1-2.

20.  Игнатенко А. Исламский радикализм как побочный эффект «холодной войны» // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 1 (13).

21.  Исламизм: глобальная угроза? // Научные доклады Института социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова. № 2. 2000. Ноябрь.

22.  Каппелер А. Россия – многонациональная империя: возникновение, история, распад. М., 1996.

23.  Косолапов Н. Н. От союзного договора к распаду Союза: логика дезинтеграции // СНГ: надежды, иллюзии и действительность. М., 1995.

24.  Кьеза Д. Прощай, Россия!- М.,1997.

25.  Паин Э. А. Грозит ли России судьба СССР? Сепаратизм и федерализм в современной России // Дружба народов. 1994. № 6.

26.  Паленая Е.М. Информационная безопасность на юге России и роль СМИ в ее осуществлении. //Южнороссийское обозрение.-2003.-№ 14.

27.  Празаускас А. А. Мог ли быть вечным «Союз нерушимый»? // Свободная мысль. 1992. № 8.

28.  Слободкин Ю. М. Кто разрушил СССР и распял Россию. Л., 1995; Челноков М. Б. Россия без Союза, Россия без России... М., 1994.

29.  Тертышный С.А Экономическая глобализация и евразийство //Проблемы современной экономики.- 2003.- N 1(5).

30.  Фёдоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы. Калининград, 1995.

31.  Хасбулатов Р. Размышления спикера. М., 1992.

32.  Черняев А.С. 1991 год. Дневник помощника Президента СССР.- М., 1992.

33.  Чешко С. В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. М., 1996

34.  Шишков Ю. Распад империи: Ошибка политиков или неизбежность? // Наука и жизнь. 1992. № 8.

35.  Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР.- М.: Политиздат. 1985.


Приложение 1

М.С.Горбачев награжден:

►Золотой памятной медалью Белграда (Югославия, март 1988)
►Серебряной медалью Сейма ПНР за выдающийся вклад в развитие и укрепление международного сотрудничества, дружбу и взаимодействие между ПНР и СССР (Польша, июль 1988)
►Памятной медалью Сорбонны (Париж, июль 1989)
►Памятной медалью муниципалитета Рима (Италия, ноябрь 1989)
►Памятной медалью Ватикана (1 декабря 1989)
► «Медалью свободы им.Франклина Делано Рузвельта» (Вашингтон, июнь 1990)
► «Звездой Героя» Университета Бен-Гурион (Израиль, 1992)
►Золотой медалью Афинского национального технического университета «Прометеус» (Греция, 1993)
►Золотой медалью г. Салоники (Греция, 1993)
►Международной наградой Государственному Деятелю «Совета Филадельфии по мировым проблемам» (США, 1993)
►Золотым Знаком Университета Овьедо (Испания, 1994)
►Орденом Ассоциации Латиноамериканского единства в Корее «Большой Крест Симона Боливара за единство и свободу» (Республика Корея, 1994)
►Орденом Большой крест Св. Агаты (Сан-Марино, 1994)
►Большим Крестом Ордена Свободы (Португалия, 1995)
►Памятной наградой «Врата Свободы» в честь 10-летия со времени предоставления евреям бывшего СССР возможности свободно эмигрировать (компания «Израиль бондс», Нью-Йорк, 1998)
►Большим Крестом за заслуги (Германия, ноябрь 1999)
►Орденом Белого Льва с лентой (Чехия, ноябрь 1999)
►Большим золотым Крестом Христофора Колумба (Доминиканская Республика, июль 2001)
►Высшей наградой Академии достижений Великобритании (Лондон, октябрь 2000)
►Премией Карлоса V (Испания, монастырь Юсте, 3 июня 2002)
►Премией им.Индиры Ганди за 1987 год (Индия, ноябрь 1988)
Премией «Золотой голубь за мир» за вклад в дело мира и разоружения (пацифистская организация Итальянский центр документации по разоружению и Национальная лига кооперативов, Рим, ноябрь 1989)
►Премией мира им. Альберта Эйнштейна за огромный вклад в борьбу за мир и взаимопонимание между народами (Вашингтон, июнь 1990)
►Почетной премией «Исторический деятель» влиятельной религиозной организации США – «Фонд призыв совести» (Вашингтон, июнь 1990)
►15 октября 1990 г. М.С.Горбачев удостоен Нобелевской премии мира.
►Международной Премией мира им.Мартина Лютера Кинга «За мир без насилия 1991 года» за его выдающуюся роль в борьбе за мир во всем мире и права человека (Вашингтон, июнь 1990)
►Международная премия «Фьюджи» (Фонд «Фьюджи», действующий в Италии) как «человеку, чья деятельность в политической и общественной областях может служить исключительным примером борьбы за утверждение прав человека» (Италия, 1990)
►Премией Альберта Швейцера Молодежного фонда Хью О'Брайана (США, 1992)
►Премией Бенджамина М. Кардосо «За демократию» (Университет Ешива, Нью-Йорк, 1992)
►Премией Сэра Уинстона Черчилля в знак признания вклада в дело мира на Ближнем Востоке (Великобритания, 1993)
►Премия «Ля Плеяде» (Пьяченца, Италия, 1993)
►Международная журналистско-литературная премией (Модена, Италия, 1993)
►Премией «Герой года» Ассоциации мелких и средних предпринимателей провинции Болонья (Италия, 1993)
►Международной Премией «Золотой Пегас» (Тоскана, Италия, 1994)
►Премией Генуэзского Университета (Италия, 1995)
►Премией Царя Давида (США, 1997)
►Премией Энрон Института Бейкера за выдающиеся заслуги перед обществом (Хьюстон, США, 1997)
►Премией «Веха» еженедельника «Политика» (Польша, 1997)
►Премией Будапештского клуба (Франкфурт-на-Майне, ФРГ, 1997)
►Премией «Комета» (Германия, 1998)
►Премией Международной женской сионистской организации (Майами, США, 1998)
►Национальной Премией Свободы за борьбу против угнетения (Мемфис, США, 1998)
►Премией города Террачина (Институт русского языка и культуры, Италия, 1998)
►Национальной премией примирения («Друзья примирения», Италия, 1998)
►Премией культуры и мира Джорджио Ла Пира (Италия, 1999)
►Премией «Ритуалис» (Италия, 1999)
►Премией «Друзья рояля» Культурной ассоциации г. Марсала (Италия, 1999)
►Премией «Российский Национальный Олимп» с присвоением высшего общественного титула «Человек – Эпоха» (2000)
►Премией Александра Меня (2000)
►Премией Святого Валентина (Италия, 2001).

 


[1] См.: Празаускас А. А. Мог ли быть вечным «Союз нерушимый»? // Свободная мысль. 1992. № 8; Шишков Ю. Распад империи: Ошибка политиков или неизбежность? // Наука и жизнь. 1992. № 8; Бондарев В. Самораспад: Можно ли говорить о закономерностях развала СССР? // Родина. 1993. № 4; Виноградская Т. Распад СССР как системный фактор национальных конфликтов // Обозреватель. 1993. № 7; Зиновьев А. А. Гибель «империи зла» (очерк Российской трагедии) // Социологические исследования. 1994. № 10, 11; 1995. № 1, 2, 4; Паин Э. А. Грозит ли России судьба СССР? Сепаратизм и федерализм в современной России // Дружба народов. 1994. № 6; Слободкин Ю. М. Кто разрушил СССР и распял Россию. Л., 1995; Челноков М. Б. Россия без Союза, Россия без России... М., 1994; Брумберг А. Советология и распад Советского Союза // Куда идет Россия?.. М., 1995. Вып. 2; Косолапов Н. Н. От союзного договора к распаду Союза: логика дезинтеграции // СНГ: надежды, иллюзии и действительность. М., 1995; Каппелер А. Россия – многонациональная империя: возникновение, история, распад. М., 1996; Чешко С. В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. М., 1996 и др.

[2] Диченко М.Б. Жизнь без доллара, или либерализм на пороге Ш тысячелетия.-СПб.: «ЛИК», 1999.-168 с.

[3] Хасбулатов Р. Размышления спикера. М., 1992. С.27.

[4] Гайдар Е. Дни поражений и побед. М., 1997. С 151.

[5] Дэвидоу М. Камо грядеши, Русь?... Заметки американского публициста о перестройке М., 1993. С.6

[6] Черняев А.С. 1991 год. Дневник помощника Президента СССР.- М., 1992, С 26.

[7] Доронин А.И. Бизнес-разведка.-2-изд. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.-384 с.- с.359.

[8] Бжезинский З. Великая шахматная доска. (Господство Америки и  его  геостратегические  императивы). - М.: Международные отношения. 1998.

[9] Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР.- М.: Политиздат. 1985, с.64-65.

[10] Ивашов Л.Г. Некоторые соображения по поводу вышедшей книги З. Бжезинского «Великая шахматная доска» //Информационный сборник «Безопасность». - 1999. - N 1-2. - С. 125.

[11] Тертышный С.А Экономическая глобализация и евразийство //Проблемы современной экономики.- 2003.- N 1(5).

[12] Кьеза Д. Прощай, Россия!- М.,1997.

[13] Там же, с. 256-257.

[14] Там же, с. 154.

[15] Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1994. 22 февраля, с.1.; Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1992. 17 ноября, с.1.; Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи //Внешняя торговля. 1993. № 11.- с. 20.

[16] Фёдоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы. Калининград, 1995, с.9.

[17] Там же, с.10.

[18] Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире».- М., 2003. //www.mid.ru

[19] См.: Амелин В.В. Этнополитические конфликты в границах советской и постсо-ветской государственности, вторая половина 80-х - середина 90-х годов (опыт исторического исследования). Автореферат диссертации докт. ист. на-ук. М., 1995; Воркунова О. Политика России в конфликтах на Кавказе // Северный Кавказ-Закавказье: проблемы стабильности и перспективы развития. Материалы международной конференции. М., 1997; Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., "Международные отношения", 2001; Геворгян К. Каспийская нефть как политический фактор // Северный Кавказ-Закавказье: проблемы стабильности и перспективы развития. Материалы международной конференции. М., 1997; Гусейнова М. Эволюция подходов США и России к Закавказью и Централь-ной Азии // Региональная безопасность и сотрудничество в центральной Азии и на Кавказе. М., Центр исследований проблем мира и развития "Форум", 1999; Паленая Е.М. Информационная безопасность на юге России и роль СМИ в ее осуществлении //Южнороссийское обозрение.-2003.-№ 14.

[20] Исламизм: глобальная угроза? / Научные доклады Института социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова. № 2. 2000. Ноябрь; Игнатенко А. Исламский радикализм как побочный эффект «холодной войны» // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 1 (13).

[21] Под ваххабизмом подразумевается не любая форма суннитского экстремизма, а учение и деятельность последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, аравийского реформатора ислама XVIII в. История возникновения этого движения изложена в книге А.М.Васильева «Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии» (М., 1967). Современное состояние ваххабизма на его родине - на Аравийском п-ве - показано в фундаментальном труде И.А.Александрова «Монархии Персидского залива: этап модернизации» (М., 2000), особенно - в разделе «Эволюция ваххабитского фактора в Саудовской Аравии» (с. 184-204).


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.