рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Генезис феодализма. Отмена крепостного права в России

Раздробленность – непременный признак феодализации страны, объективный процесс. Трагедия Руси состояли в том, что как раз в этот период, в 1230-е гг., на нее обрушилась Орда. И удельные князья не смогли объединиться, чтобы противостоять ордынцам.

Русь, не ассимилированная Ордой, сохранившая политическую структуру отдельных княжеств во главе с национальными предводителями – князьями, должна была рано или поздно создать централизованное государство (что и произошло в XVI в.). Тем более что линия династии Рюриковичей не была прервана ордынцами.

И, наконец, четвертым признаком феодализма является наличие вассалитета, иерархической лестницы соподчинения между земельными собственниками. Этот признак менее отчетливо, чем другие, проявился на Руси не только в домонгольский период, но и после. Ордынское иго и в этом негативно повлияло на социально-экономическую историю страны.

Лишь в XVIII в. предстает перед нами полная иерархическая лестница в лице дворян, графов, князей. Бароны в России появятся в более широком масштабе с присоединением в начале XIX в. Прибалтики. На несколько веков страна отстала в процессе феодализации от Западной Европы. Позднейшее закрепощение крестьянства привело к тому, что Россия самой последней из стран Европы провела аграрную реформу и стала на путь активного развития рыночной экономики.

Запоздалое становление феодализма изначально вело к усилению государственной (княжеской, царской) формы собственности, что наложило отпечаток на все последующее экономическое и социально-политическое развитие страны. Не только Византия, передавшая вместе с христианством Руси идею примата светской власти над духовной, государственной собственности над частной, повлияла на последующее экономическое развитие страны. Колонизация ордынцами "вызвала" потребность в "сильной" руке: Великого князя –> царя –> императора.

Говоря о замедлении процесса феодализации в России, – нужно иметь в виду такой важнейший фактор, как более позднее, на 300–400 лет по сравнению с Западной Европой, появление на мировой арене Российской цивилизации и русского этноса. Земли Восточной Европы находились на периферии Древней Римской, затем Западной Римской империи. И греческая мирная колонизация включала лишь Крымский полуостров. На земли будущей Руси не распространялось ее влияние, не проявились традиции античной цивилизации, в том числе в градостроительстве, раннем принятии христианства. С принятием православного христианства из Византии на Руси утверждаются идеи сильной в экономическом и политическом значении государственной власти.

Таким образом, иго Орды не явилось первопричиной отставания в экономике Руси. Но оно стало многолетним сдерживающим фактором ее продвижения на пути феодализации общества, активизации товарно-денежных отношений, тенденций развития рыночной экономики. Именно в конце XIII–XIV – начале XV в. в Западной Европе происходит "коммутация" ренты, которая означала не только переход к оброку, но и начало процесса личного освобождения крестьян. А в России крепостничество окончательно утвердится лишь в XVII–XVIII вв.

Но при этом положительным стал тот факт, что Россия не стала аграрным придатком Западной Европы.


3. Положение в сельском хозяйстве России 1800–1860 гг. Попытки реформирования деревни

Сельское хозяйство оставалось в первой половине XIX в. основной отраслью экономики России. Судя по данным переписи населения Российской империи, в 1897 г. даже две трети домохозяев кормили себя и семью благодаря занятиям в аграрном и лесном секторах хозяйства страны, а также промысловой охотой. В промышленности и строительстве трудилось около 6% работающего населения.

Разнообразие занятий определялось не только плодородием почвы, но и природно-климатическими условиями, рельефом местности, историческим опытом и традициями. В начале XIX в. Россия была огромной континентальной страной, включавшей большую часть Восточной Европы, Северной Азии, часть Северной Америки (Аляску) и Закавказье. Территория ее в середине XIX в. составляла 18 млн. кв. км. Население страны после наполеоновских войн составило 45 млн. человек, а в 1850 г. – 69 млн.

Многонациональный характер империи, в отличие от периода X – середины XVI в., сдерживал общее развитие экономики, так как народы страны находились на различных ступенях общественного развития. Метрополией считалась ее центральная часть, где преобладало российское население, а также Украина и Белоруссия. К центру тяготела Сибирь и северокавказский регион, где проживало много выходцев из России. Окраины не только "питали" рыночную экономику империи разнообразными ресурсами, но и способствовали ее прогрессу, ведь некоторые из недавно присоединенных, особенно Польша, Финляндия, Прибалтика, имели развитые регионы с признаками рыночной экономики. Первые из них, входя ранее в состав западно- и североевропейских стран, уже освободились от крепостничества. В начале XIX столетия этот процесс начался и в Прибалтике по инициативе Александра I.

После трех разделов Польши (1772, 1792, 1795 гг.) между Австрией, Пруссией и Россией к России отошли восточная и западная Белоруссия, Западная Волынь, Литва и Курляндия. В итоге украинские и белорусские земли вновь объединились, как когда-то в средневековой Киевской (Древней) Руси, и вместе с русскими составили ядро российского суперэтноса.

Во время непродолжительной русско-шведской войны 1808–1809 гг. русские войска вошли в Финляндию без единого выстрела. Российское правительство пошло на это из опасений, что территория Финляндии, входившая в состав Швеции, будет использована Наполеоном в качестве плацдарма для нападения на Россию. Великое княжество Финляндское в составе России имело внутреннюю автономию, свою таможню, управлялось по собственным законам. Доходы княжества использовались на внутренние нужды, а не вливались в российскую казну.

В начале XIX в. европейская часть страны была разделена на 47 губерний и 5 областей, а к середине века вся территория – на 69 губерний и областей. Каждая из них состояла из 10–12 уездов, в Белоруссии и Украине они назывались поветами. Три литовско-белорусских и столько же областей Правобережной Украины объединялись в генерал-губернаторства с центрами в Вильнюсе и Киеве. Тифлис был центром Кавказского наместничества.

Крупнейшими, в разной степени экономически развитыми районам были Центральный Промышленный, Центральный Черноземный, Северо-Западный, Прибалтийский, Урал и Предуралье, а также регионы Северный, Литовский, Белорусский, Правобережный и Левобережный (Украина), Южно-Степной, Степное Предкавказье, Среднее и Нижнее Поволжье, Сибирь, Дальний Восток, Закавказье. Автономными образованиями в рамках империи оставались Финляндия и Польша. Хозяйственная специализация районов России содействовала развитию товарно-денежных, рыночных отношений.

Формирование крупных хозяйственных регионов явилось итогом развития производительных сил на территории России, специализации сельскохозяйственного и промышленного производства и основой для прогресса рыночных отношений. Одновременно можно выявить и недостатки экономического развития страны к середине XIX в. Во многих регионах почти не просматривалось прогресса в становлении рыночных отношений; основой земледелия, как и в прошлые века, оставалось трехполье: яровые-озимые-пар; не применялись широко удобрения, передовые приемы агротехники и агрономии, поэтому урожаи оставались невысокими. Основной прирост продукции проходил не на базе интенсификации производства, а с использованием, как и в предыдущие 1000 лет, экстенсивного пути развития.

С 1802 по 1860 г. посевная площадь в стране увеличилась с 38 до 58 млн. дес., т.е. на 50%, а валовые сборы зерна со 155 до 220 млн. четвертей (четверть – 9 пуд.). На первом месте среди зерновых находились "серые" хлеба: рожь, овес, ячмень. Пшеницу выращивали в черноземных губерниях, южных степях и в Среднем Поволжье. Животноводство товарным было лишь в степях Великороссии, Прибалтике и ряде губерний Центрального и Северного регионов: Тверской, Ярославской и Вологодской. Недаром Ярославщина еще в средние века славилась кожевенным производством, здесь были давними традиции товарного животноводства.

Накануне 1861 г. товарный хлеб в Европейской части России составлял 18% среднегодового сбора, или 342 млн. пуд. Но не нужно полагать, что весь товарный хлеб шел на экспорт: вывозили 70 млн. пуд., столько же шло на винокурение (получался экономически чистый продукт); 110 млн. пуд. потреблялось городским населением империи; 18 млн. направляли на нужды армии, 72 млн. пуд. закупало население промышленных губерний в городе.

За половину XIX века в пять раз выросло производство технических культур (льноволокна) во Владимирской, Костромской и Ярославской губерниях, это послужило основой для образования мануфактурного, затем фабричного текстильного производства. Коноплю и пеньку производили в Нижегородской и Калужской губерниях, соответственно и продавали конопляное масло и пеньку.

Огородники Московской, Ярославской губерний тоже трудились на рынок.

Ревизия (перепись) 1836 г. свидетельствовала: что в России насчитывалось 127,1 тыс. помещиков, вместе с семьями они составляли 1% населения. Помещиками, имевшими в среднем по 1350 крестьян, было лишь 3%: Шереметьевы, Юсуповы, Гагарины, Голицыны, Воронцовы и др. Мелкопоместные владельцы (70% от общего числа) разорялись, и к 1858 г. их численность уменьшилась на 7,5%. Однако к этому году дворянское землевладение не сократилось, а возросло на 3% за счет пожалований сановникам царского двора земель в Приуралье и Поволжье.

Крестьянство было самым многочисленным сословием в империи, из них 30 млн. человек, т.е. 50%, к 1860 г. были государственными крестьянами, проживавшими преимущественно в Сибири и на севере России, частично в центральных губерниях. К ним относились и народы Поволжья: мордва, чуваши, мари, татары. По сравнению с помещичьими крестьянами государственные находились в привилегированном положении: имели больше земли, платили налоги государству и не зависели экономически и юридически от помещиков.

В первой половине XIX столетия нарастают процессы разложения феодально-крепостнической системы. Происходило это под влиянием ряда факторов.

Развитие товарно-денежных отношений во все времена в разных странах подрывало натуральный характер производства. В России стремление помещиков производить товарный хлеб привело к росту барской запашки, соответственно крестьянские наделы сократились.

Сами помещики начали "откреплять" крестьян от земельных наделов и направлять в промысловую деятельность, это привело к тесной связи с рынком.

Значительную часть крестьян, находившихся вне работы на барской запашке, переводили на оброк.

Оброчные крестьяне имели право трудиться на мелких и более крупных промышленных предприятиях, на вспомогательных работах, заработанные деньги отдавали помещику в виде оброка, часть оставляли себе. Таким образом, росла армия наемных работников, хотя бы временных, но это временное состояние длилось годами.

Зажиточные крестьяне из числа промысловиков и оброчников выкупали себе волю, переходя нередко в число предпринимателей.

Наблюдались положительные сдвиги в агротехнике, это увеличивало товарность сельского хозяйства и укрепляло рыночные связи.

Трудно объяснимым явлением экономического развития России этого времени явился рост барщины в земледельческих губерниях. Дворянская Россия не пошла по пути английских "новых" дворян – джентри. Стремясь продавать хлеб за границу, помещики решали проблему за счет посессионных крестьян, а позже – путем расширения барщины, т.е. отработочной ренты на господских угодьях. Применение труда арендаторов крепостниками исключалось. С середины XVIII в. до середины XIX в. в России удельный вес барщинных крестьян вырос с 56 до 71%, а труд их был менее производительным.

Таким образом, кризис сельского хозяйства предреформенной России был по преимуществу кризисом барщинной системы.

Одновременно уменьшалась и доходность оброчного хозяйства помещичьих имений. В условиях начавшегося промышленного переворота и роста фабричного производства традиционные крестьянские промыслы и ремесла не выдерживали конкуренции с мануфактурами и фабриками; сокращались заработки оброчных крестьян и доходность помещичьих имений.

Уменьшалась и платежеспособность, т.е. спрос населения страны, что сдерживало становление рыночных отношений. Этот заколдованный круг можно было разорвать только отменой крепостного права.

Решение этой острейшей проблемы неверно сводить лишь к реформе 1861 года. Многое было сделано и с начала XIX в., в правление Александра I, затем Николая I. Декабристы готовились революционным путем свергнуть монархию (или заменить "плохого" царя на "хорошего") и отменить крепостное право, однако в недрах монархического строя зрели реформаторские идеи.

Вскоре после прихода к власти Александр I в 1801 г. подписал "Именной указ", по которому государственным крестьянам разрешалось покупать землю у помещиков. Одновременно это право предоставлялось и мещанам (городским жителям и купцам), причем речь больше шла о незаселенных землях.

В 1803 г. появился "Указ о вольных хлебопашцах". По нему помещикам предоставлялось право отпускать своих крестьян на волю. Выкуп в среднем за душу крестьянина составил 100 рублей серебром, или 396 рублей ассигнациями. В целом за 60 лет до реформы 1861 г., с учетом 500 подписанных договоров, вольными хлебопашцами стало 152 тыс. человек. Санкцию на освобождение давало Министерство внутренних дел. В 1808–1809 гг. появились "Указы", ограничивающие помещиков в наказании крестьян, крепостных запрещали продавать в "розницу" и ссылать в Сибирь за маловажные проступки. Эти "Указы" можно считать частичными реформами, в которых намечался механизм крупномасштабной Крестьянской реформы. Более радикальными были меры по освобождению крестьян, предпринятые в Прибалтике. Крестьяне Эстляндской, Лифляндс-кой и Курляндской губерний в 1816–1819 гг. были освобождены от крепостной зависимости, но без земли. Они становились арендаторами на землях помещиков, это напоминало начавшуюся немного раньше аграрную реформу в Пруссии. Но крестьяне по-прежнему подчинялись помещичьему суду, т.е. оставалась внеэкономическая зависимость.

Позднее на российских просторах найдется много помещиков, выступавших за освобождение крестьян без земли, т.е. по прусско-прибалтийскому варианту.

Своеобразным реформированием крепостных отношений была организация с 1816 года военных поселений по инициативе графа Аракчеева. Здесь речь также шла о государственных крестьянах. "Поселенцы", к 1825 г. достигшие 400 тыс. человек, занимались сельским хозяйством, отдавали половину урожая государству и одновременно несли государственную службу. Подробно анализируя подобное реформирование, можно сделать ряд выводов: регламентация жизни крестьян Воинским уставом свидетельствовала о сильном падении в стране в целом производительности труда в сельском хозяйстве, если правительство решило использовать в деревне армейские порядки; "поселенцам" запрещалось торговать, уходить на заработки в промышленность, т.е. Аракчеев невольно проявил себя явным "антирыночником". После смерти Александра I военные поселения просуществовали еще до 1857 г.

Крестьяне в дореформенной России подразделялись на помещичьих, государственных и удельных. Удельные принадлежали императорской фамилии. Еще в 1797 г. для управления ими был создан Департамент уделов, и бывшие дворцовые крестьяне стали называться удельными. В 1858 г. их насчитывалось 1,7 млн. человек, из них 838 тыс. мужчин. Удельные крестьяне проживали в 27 губерниях, более 50% – в Поволжье; за 60 лет размеры оброка у них выросли втрое, несли крестьяне и другие натуральные и денежные повинности. В литературе нет сведений о частичном реформировании в этой группе крестьян до 1861 г.

Продолжились попытки реформирования государственных крестьян. Они принадлежали казне и считались свободными сельскими обывателями, их экономическое и правовое положение было значительно лучше, чем у помещичьих крестьян. В состав государственных крестьян в XVIII – начале XIX в. вошли: черносошные крестьяне, проживавшие на свободных землях; экономические крестьяне монастырей; остатки незакрепощенных крестьян Прибалтики, Белоруссии, Закавказья. Эта группа крестьян увеличилась с 6 млн. в 1796 г. до 9,3 млн. человек в 1857 г. Феодалом выступало само государство, оно взимало за предоставленные земледельцам участки фиксированные оброки, а также общегосударственные и местные налоги.

Реформирование государственной деревни было продолжено в середине 1830-х гг. П.Д. Киселевым, возглавлявшим 5-е отделение императорской канцелярии. В 1836 г. в пяти губерниях выборочно была проведена проверка положения государственных крестьян. В соответствии с представленным П.Д. Киселевым докладом Николаю II, 26 декабря 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое сам П.Д. Киселев и возглавил. Государственная деревня была передана из ведения Министерства финансов в ведение вновь учрежденного министерства.

При проведении в 1837–1841 гг. реформы государственной деревни в ней сохранялось общинное землепользование с периодическими переделами земли. Оброки по-прежнему раскладывались по душам мужского пола, но размеры их определялись с учетом доходности крестьянского надела; с этой целью был проведен Земельный кадастр – межевание земель с оценкой их качества.

Крестьянам разрешили аренду земли, находившейся в государственном резерве; в наиболее крупных селениях создавались кассы мелкого кредита с выдачей ссуд крестьянам на льготных условиях. На случай неурожаев устраивались "запасные хлебные магазины". 231 тыс. крестьян было переселено в многоземельные губернии с предоставлением им 2,5 млн. дес. земли, а 200 тыс. безземельных крестьян получили из госрезерва 1,5 млн. дес. земли. До 1857 г. в селах появилось 26 тыс. школ, а также медицинские и ветеринарные пункты; создавались даже образцовые "фермы" для пропаганды новейших приемов агрономии.

Опыт этой реформы использовался позднее: идеи аренды земли, учреждение сельского кредита, переселенческая политика, создание агрономической и ветеринарной служб нашли воплощение и развитие в реформаторской деятельности П.А. Столыпина в начале XX в.

Серьезным недостатком реформы П.Д. Киселева было сохранение общинного землевладения.

Таким образом, в первой четверти XIX в. Александр I продолжил начатое его отцом Павлом I вмешательство государственных структур в отношения между помещиками и крестьянами. При Николае I во второй четверти XIX столетия экспериментирование по инициативе П.Д. Киселева коснулось положения и государственных крестьян.

Но в масштабах страны аграрный кризис нарастал, что вело к ослаблению всей экономики.

4. Великая Крестьянская реформа Александра II

К середине XIX в. Россия осталась в Европе единственной страной, не отменившей крепостное право. В российском обществе зрело понимание того, что:

♦ крепостническая система экономически изжила себя, пришло в упадок помещичье хозяйство и в целом сельское хозяйство;

♦ крепостничество сдерживало модернизацию страны, завершение промышленной революции и осуществление индустриализации; формирование рыночной экономики;

♦ крестьяне все более открыто протестовали против существующего положения дел – отказывались работать на барщине, особенно выступали против "месячины", не выплачивали оброк, совершали массовые побеги на окраины страны, поджигали помещичьи имения; 1010 волнений крестьян произошло только в 1851–1860 гг.;

♦ недовольство высказывали многие слои общества: радикалы, либералы и консерваторы, славянофилы и "западники", студенческая молодежь, наиболее грамотные и втянутые в рыночные отношения помещики и более всего предприниматели.

37-летний император Александр II, вступивший на престол 19 февраля 1855 г., практически и психологически был подготовлен к миссии "Царя-освободителя". Ему было хорошо известно экономическое положение страны, падение ее авторитета на международной арене. В 1855–1856 гг. речь шла уже не только об экономическом спасении отечества, зашатались устои монархии, т.е. Александр II был озабочен и укреплением личной власти. Все это заставило его в марте 1856 года, выступая перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства, сделать историческое заявление: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу". Таким образом, речь шла о реформе "сверху", по инициативе государства. Проекты освобождения крестьян разрабатывались с 1857 г. в Секретном комитете, в губернских комитетах, а с 1858 г. – в Главном комитете по крестьянскому делу. Подавались "записки" и доклады различных комиссий, появлялись статьи в печати и т.д.

Важную роль в подготовке и проведении реформы сыграли: младший брат царя Константин, министр внутренних дел С.С. Ланской и его товарищ (заместитель) Н.А. Милютин, князь В.А. Черкасский, публицист Ю.Ф. Самарин, граф Я.И. Ростовцев, генерал-губернатор В.И. Назимов и другие. Использовались теоретические работы М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселева, передовые взгляды на русскую историю поэта В.А. Жуковского. Писатель и издатель М.П. Погодин впервые в России выступил с идеями ввести "гласность" и "свободу книгопечатания", т.е. эти общедемократические принципы популяризовались в России еще 150 лет тому назад. Принципы гласности тогда проявились в публикациях в 1857 г. рескриптов от лица императора генерал-губернатору Литвы В.И. Назимову и графу П.Н. Игнатьеву, губернатору Петербурга. Вскоре рескрипты были направлены и остальным губернаторам. После этого закрутилась огромная государственная машина: на местах вынуждены были создать комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян, гласно было произнесено само слово "освобождение".

Предложений по решению проблемы было множество, но их можно свести к главным: 1) наиболее реакционная часть помещиков настаивала совсем не освобождать крестьян; 2) многие помещики, в том числе в черноземных губерниях, предлагали дать лишь личную свободу крестьянам и освободить их без земли; 3) либерально настроенные администраторы, помещики, общественные деятели выступали за освобождение крестьян с землей. Александр II, выбрав третий вариант, выступил в роли истинного реформатора.

Главными вплоть до конца 1860 г. оставались разногласия по вопросам: определять или нет выкуп за землю и в какой сумме; каким количеством земли наделять крестьян; как поступить с крестьянской общиной.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Манифест'' об освобождении крестьян. Он оглашен был через две недели, 5 марта, в нем выражалась надежда "и на здравый смысл Нашего народа", т.е. содержался призыв к спокойному принятию всех "Положений" Крестьянской реформы. Эти "Положения" включали 17 законодательных актов, из них важнейшими были: "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", "Правила о порядке проведения в действие". Именно в этих документах более всего прослеживается компромисс, на который пошли различные группы помещиков и правительство.

Рассмотрим, в чем заключались "Положения" (принятые для исполнения по всей стране).

♦ Россия между американским (фермерским) и прусским (большинство земли оставить за крупными землевладельцами) выбрала прусский путь освобождения крестьян.

♦ Сразу и навсегда после опубликования "Манифеста" все категории крестьян становились лично свободными (без выкупа).

♦ Размеры земельных наделов крестьянам определялись, исходя из места их проживания в одном из трех районов: 1) в черноземной полосе на одну душу мужского пола выдавалось от 2 до 6 десятин, учитывался при этом коэффициент каждой губернии, уезда и отдельных поместий; 2) в нечерноземных областях крестьянам выделяли от 3 до 7 десятин; 3) в степной – до 12 десятин. В среднем, на одну семью по стране приходилось около 10 десятин, а к концу XIX в. – до 8 десятин.

♦ Помещик имел право забирать в свою пользу "излишки" земли (если до реформы у этой семьи надел был больше), появились таким образом "отрезки" и чересполосица, т.е. лучшие участки земли помещик оставлял себе, поэтому один семейный крестьянский надел нередко состоял из нескольких полос. Это, естественно, вызывало недовольство крестьян, так как на такой земле было трудно хозяйствовать и получать хорошие урожаи. В отрезки часто попадали луга, выгоны и пастбища, которые крестьяне вынуждены были арендовать у помещика.

♦ Земля считалась крестьянской только после оформления выкупной сделки. Эта проблема оказалась самой трудно выполнимой, растянутой во времени на несколько десятилетий.

Оформляя выкупную сделку, крестьянин переходил по закону в разряд "крестьян-собственников". Но это обозначение было условным: кроме западных губерний, земля предоставлялась не отдельно взятому крестьянскому двору, а общине. Общины по закону от 19 февраля 1861 г. укреплялись на бывших помещичьих землях, которыми предполагалось наделять крестьян, т.е. закреплялась общинная форма землевладения. Община превращалась, по сути, в коллективного помещика. Из ее фондов образовывались наделы крестьян в случае заключения выкупной сделки. Крестьянин не мог продать свой надел, сдать его в аренду за пределы общины без согласия большинства ее членов Таким образом, появились новые трудности: на пути формирования рыночной экономики встала община, общинные отношения вплоть до Столыпинских реформ препятствовали образованию рынков земли, труда и капиталов. Община с уравнительными переделами земли сдерживала и процесс социальной дифференциации в деревне, образование зажиточных слоев с высокотоварным хозяйством рыночного типа и беднейших слоев, готовых трудиться в городской промышленности. Вновь серьезно стала проблема более активного формирования рыночной экономики, но уже в иных, чем до 1861 г., условиях, так как крестьяне стали лично свободными. Выкупная сделка считалась состоявшейся, если между помещиком и крестьянином заключалась "Уставная грамота". Для предварительного урегулирования всех спорных вопросов предоставлялось два года, крестьяне в это время считались "временнообязанными" своему бывшему помещику и ежегодно на его землях должны были отработать не менее 30 дней. Состояние "временнообязанный" для 15% бывших помещичьих крестьян затянулось до 1881 г., т.е. на 20 лет. И лишь поел* гибели Александра II был ликвидирован институт "временнообязанных".

Утверждение и введение "Уставных грамот" и многие другие проблемы хозяйственной и общественной (в рамках органов крестьянского самоуправления) жизни крестьян решались с помощью мировых посредников, институт которых был создан летом 1861 г. Мировые посредники назначались Сенатом из местных и авторитетных дворян по представлению губернатора. Всего назначили 1714 человек, т.е. на губернию приходилось не более 50 таких посредников. Численность посредников совпадала с количеством организованных мировых участков, в каждый участок входили максимум 5 волостей. Собирались уездные съезды мировых посредников, высшей инстанцией которых было губернское по крестьянским делам присутствие. Настораживал тот факт, что судьба крестьян по-прежнему находилась в руках помещиков. И хотя дворяне-посредники должны были блюсти государственные интересы, на деле нередко получалось обратное – посредники вставали на защиту интересов помещиков. Можно назвать лишь несколько имен посредников "первого призыва", целенаправленно защищавших интересы крестьян. Это лучшие люди России: писатель Лев Толстой, герой Севастополя хирург Н.И. Пирогов, бывший декабрист А.Е. Розен, петрашевец Н.А. Спешней и еще несколько человек. Все они вскоре как "радетели народа" вынуждены были уйти в отставку.

К 1881 г. 10 млн. бывших помещичьих крестьян (мужчин) получили 33,7 млн. десятин земли, а помещики сохранили за собой 84,2 млн. десятин, т.е. в 2,5 раза больше. Для обеспечения среднего прожиточного минимума крестьянам нужно было выделить не по 3 или 3,5 десятин в среднем на душу, а не меньше 6–8 десятин.

Рыночная цена отведенной в надел земли определилась в 1863 г. в 649 млн. рублей. Но в основу выкупа была положена не рыночная цена земли, а прежние феодальные повинности крестьян.

♦ Выкупные платежи явились важнейшей составной частью первоначального накопления капитала, для победы капиталистических, т.е. рыночных, отношений. До отмены платежей в 1907 г. бывшие помещичьи крестьяне выплатили казне 1,5 млрд. рублей. Более 0,5 млн. рублей выплатили временнообязанные крестьяне своим помещикам.

К началу 1895 г. на выкуп было переведено 9159 тыс. крестьян мужского пола в местах общинного землевладения и 110 тыс. домохозяев с подворным землевладением. Именно до 1895 г. был завершен перевод на обязательный выкуп тех 15% крестьян, которые оставались временнообязанными до 1881 г.

Выкупная сумма с учетом бывших феодальных повинностей рассчитывалась путем так называемой "капитализации оброка" по примеру аграрной реформы в Пруссии 1810–1850 гг.

Годовой оброк, ранее выплачиваемый, приравнивался к 6% от капитала "X". Такой процент начислялся ежегодно по вкладам в банк. Если крестьянин до 1861 г. уплачивал оброк в размере 9 рублей в год с одной души мужского пола, то выкупная сумма "X" составляла: .

Иначе говоря, сумма оброка принималась за постоянный доход, составлявший 6% с капитала. При годовом оброке в 8 рублей выкупная сумма "X" составляла 133 руб. 33 коп.

Для осуществления в масштабах страны выкупных операций уже в 1861 г. при Министерстве финансов было образовано Главное выкупное учреждение. Казна, т.е. государство, сразу выплачивало помещикам через банк деньгами или ценными процентными бумагами 80% от всей заранее определенной выкупной суммы. Она считалась долгосрочной "ссудой", которая предоставлялась крестьянам. В течение 49 лет эта условная ссуда и взыскивалась ежегодно с крестьян.

Остальные 20% от выкупной суммы крестьяне выплачивали помещику сами, сразу при оформлении "Уставной грамоты" или в рассрочку, по договоренности, деньгами или отработками.

Именно выкупная операция во многом способствовала становлению рыночных отношений в стране. Государство получило важный источник накопления капитала; помещики получили денежные средства и могли переводить свое хозяйство на рыночный путь – покупая технику, отдавая, земли в аренду и используя труд наемных работников – батраков. В экономику крестьянского хозяйства более активно проникали товарно-денежные отношения.

На окраинах империи – в Закавказье – крепостное право было отменено в силу ряда причин позже, в 1864–1870 гг., а выкупные операции продолжились до 1917 г.

Государственных – крестьян к 1861 г. насчитывалось 19 млн человек обоего пола. Для них феодалом было само государство. Закон "О поземельном устройстве государственных крестьян" был издан в ноябре 1866 г. Личная свобода у них была и прежде, теперь на одну душу мужского пола предусматривалась выделенная земля в пределах 8 десятин в малоземельных районах и до 15 десятин в многоземельных. Земля считалась собственностью казны, у крестьян она находилась лишь в пользовании. Выкуп наделов начал производиться лишь с июня 1886 г.

Удельных крестьян насчитывалось 2 млн. человек обоего пола. Личную свободу они получили еще в 1858–1859 гг. С 1863 по 1865 г. их перевели на выкуп. Удельные крестьяне продолжали платить прежний оброк в виде выкупных платежей в течение 49 лет.

Крестьянам, кроме дворовых, предоставлялись не только полевые наделы, закрепленные за самой общиной (если они были у них по документам десятой ревизии 1858 г.), но и приусадебные земли, избы с огородами.

По реформе 1861 г. землю не получили дворовые люди и работники посессионных мануфактур.

Историческое значение Аграрной реформы 1861 г. заключается в следующем: 1) она была первой, принципиально важной в серии Великих либеральных реформ 1860–1870-х гг.; 2) выкупные платежи крестьян использовались в государственном железнодорожном строительстве, создании в стране фабрично-заводской системы, в целом содействовали утверждению рыночных отношений; 3) хотя и медленно, из-за отрицательного влияния общинных отношений, формировался рынок свободных рабочих рук для промышленности; 4) вырос внутренний торговый оборот из-за роста покупательной способности населения, проявления "спроса" со стороны населения и ростом "предложения" со стороны предпринимателей; 5) появление богатых крестьян содействовало формированию слоя предпринимателей, росту торгового и промышленного капитала; 6) созданные в начале 1880-х г. Дворянский и Крестьянский ипотечные банки активно проводили операции с землей, ее куплей-продажей, т.е. складывался рынок земли; 7) развивалась агротехника и агрономия в сельской местности, что приводило к более высоким урожаям, росту товарности в агросфере, увеличению внешних торговых оборотов; 8) отмена крепостного права содействовала значительной демократизации общества, уравнению в правах всех социальных групп населения, их самоутверждению как граждан Отечества; 9) вырос общеобразовательный и культурный уровень населения.


Выводы

Главным недостатком реформы 1861 г. было укрепление общины, что вызвало необходимость дальнейшего реформирования в аграрной сфере. Крестьяне были недовольны малоземельем, чересполосицей, налоговым гнетом, ограничением их личной свободы общинными отношениями. На волне недовольства крестьян сформировалось движение "Народная воля", от рук надовольцев погиб Александр II, а крестьяне в трех русских революциях поддержали партии левого толка…

В развитие идей аграрной реформы, расчистившей путь для становления рыночной экономики, был проведен еще ряд либеральных реформ, в том числе судебная, земская, военная и т.д.


Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.