|
Курсовая работа: Торгово-промышленное предпринимательство в Казанской губернии в XIX-начале XX вв.Однако многолетний полевой материал, различные письменные и другие источники убеждают в том, что процесс смены домашних полотен фабричными в одежде сельского населения не носил массовый характер. Более активно это происходило в деревнях, расположенных поблизости городов, в крупных торговых центрах, а также в районах, связанных с кустарными и отхожими промыслами, и т.д. Еще в первых двух десятилетиях XX в. домашние ткани оставались в массе татарских аулов, особенно на периферии, основным ресурсом для изготовления одежды. Здесь воздействие фабричного производства на домашнее ткачество ощущалось в возрастающем применении готовых хлопчатобумажных нитей, химических (анилиновых) красителей. Поэтому в растущем темпе происходила смена одежды из традиционных однотонных холстов, сшитой из крашенины, пестроткани (пестряди)[16]. Кроме них в городе действовали кожевенные предприятия, мыловаренные и свечные производства. В 80-е гг. XIX в. Казанская губерния с центром в г. Казань является центром переработки зерна в Поволжье. Только в столице действовало 5 крупных мельниц, 2 из них работали на паровых двигателях[17]. С развитием торгово-промышленных операций возникла потребность проведения банковских операций. Первый банк в губернии появился в Казани в 1848 г. Это был Общественный банк – первое полноценное учреждение подобного рода в Казани с уставным капиталом в 30 774 рублей. 15 июня 1864 г. было открыто Казанское отделение Государственного банка, именно с этой даты ведет свой отсчет история Национального банка Республики Татарстан. В 1870 г. возникло отделение Волжско-Камского банка. 15 января 1871 г. в Казани образовалось Общество взаимного кредита – новый акционерный банк. Главной задачей он провозгласил «не высокий дивиденд, а доставление свободного и возможности дешевого кредита своим членам». В 1873 г. казанские предприниматели учредили акционерный Купеческий банк с первоначальным капиталом в 1 миллион рублей[18]. Главенствовала торгово-промышленная элита и в биржевом комитете Казанской биржи. Товарная биржа – постоянно действующий оптовый рынок, где продавались товары однородного качества массового производства и продукты сельского хозяйства. В 1882 г. оборот биржи составил более 8 млн. рублей, конечно, торговые сделки заключались и раньше, но теперь это было поставлено на регулярную основу, купцов постепенно приучали к правильному цивилизованному ведению дела. В изучаемый период в Казанской губернии стали развиваться новая отрасль промышленности – нефтяная. Еще к XVII в. относятся первые упоминания о наличии нефти в Казанской губернии. Однако лишь в начале XX в. потребность в нефти возросла настолько, что началась разведка нефти на высоком научном уровне. Попытки бурения нефтепоисковых скважин бакинским нефтепромышленником Юзбашевым и фирмой Нобеля не увенчались успехом. В 1913 г. в Казани была организована компания «Казан Ойлфилдс лтд» с целью разведки нефти в Сюкееве, однако, в 1914 г. в связи с началом первой мировой войны фирма прекратила свою деятельность, так и не найдя нефть. Основателем ее был немецкий инженер-геолог и предприниматель А.Ф. Френкель и группа английских финансистов. И хотя не удалось выявить недра промышленной нефтеносности, все-таки была создана первичная основа в познании геологии нефти, нефтеразведочного дела. Кстати, уровень исследований геологического строения территории Казанской губернии в дооктябрьский период был выше, чем во многих других. В целом Казанская губерния во второй половине XIX начале ХХ вв. была довольно развитым регионом в экономическом и промышленном плане. 2.2 Купцы и промышленники Казанской губернии В пореформенный период, т.е. в 60-90-е годы XIX в., на территории Казанской губернии, как и в России в целом, произошли большие изменения в экономической, социальной и духовной сферах жизни. Важную роль в этом сыграла отмена крепостного права. Особенностью развития торгово-промышленного предпринимательства Казанской губернии было то, что предпринимательские капиталы промышленник наживал в процессе торговых операций. Еще в Х-ХI вв. Казань начала потихоньку завоевывать положение одного из главных центров транзитной торговли, соединяющего Восток и Запад. Карл Фукс писал, что «татары… рождены для торговли»[19]. К XIX веку среди татар появляются гильдейские купцы, которые свои промышленные капиталы наживали, начиная с кустарного ремесла. Особенность проведения реформы 1861 года в Казанской губернии состояла в крайне неудовлетворительной обеспеченности крестьян землей. Крестьянское хозяйство, лишенное, в большинстве своем, пахотных земель, лесов, лугов, выгонов и других жизненно необходимых угодий, обремененное платежами и повинностями, приходило в упадок. Частые недороды, отразившиеся в официальной статистике, свидетельствовали о том, что основным источником существования крестьян являлось не только хлебопашество, но и кустарные промыслы. Большинство кустарных промыслов губернии возникло до 60-х годов XIX века. В дальнейшем, на основе быстрого роста общественного разделения труда и товарного производства в Казанской губернии стали возникать новые промыслы. Одновременно менялась их экономическая организация. По своей организации мелкие промыслы Казанской губернии распадались на ряд экономических типов. В основном, ремесленный характер носили синильный (окраска домашних тканей), портняжный, овчинный, сапожники, валяльщики, маслобойщики и некоторые другие промыслы, причем одна часть ремесленников работала на месте, другая уходила в отход, т.е. за пределы края. В ряде случаев мелкие промышленники соединяли в себе функции ремесленников и кустарей. Каждая семья, каждая фамилия - отдельная история. Вот, например, семья Азимовых. Сохранились биографические данные о некогда старейшем и знаменитейшем в Казани купеческом роде: начиная с самого зарождения купеческой фамилии и заканчивая рассказом о потомках - «представителях именитой фамилии, которой не суждено затеряться в веках…»[20]. С 1832 года кавалеры орденов и купцы, состоявшие 10 лет в первой и 20 лет во второй гильдиях, а позднее не менее 20 лет в первой гильдии, имели право на высшее городское сословное звание потомственного почетного гражданина. Его удостоились многие татарские купцы, в том числе и представители династии Азимовых. Его родоначальник Назир Азимов еще в конце XVIII века основал мыловаренное производство и китаечную фабрику, продукцией которых торговал в Оренбургской губернии. Затем семейное дело продолжил его сын, купец 1 гильдии Мустафа Назирович Азимов (1780-1865), которого в свою очередь на коммерческом поприще сменил Муртаза Мустафич Азимов (1812-1887), прославившийся строительством знаменитой Азимовской мечети. После его смерти наследники официально не состояли в купеческом сословии, но тем не менее с успехом продолжали заниматься промышленным производством. Так, например, при сыновьях М.М. Азимова Мухамете и Абдулкадыре старинная китаечная фабрика отнюдь не захирела и представляла собой относительно процветающее предприятие. О большом наследстве говорит текст завещания. [21] Интересны, на наш взгляд, и другие документы этого периода, приводимые в подборке. В том числе и те, что отражают блистательную предпринимательскую деятельность русского купечества г.Казани, его авторитет и известность общероссийского масштаба. Это, в частности, отношение Министерства Императорского двора Казанскому губернатору «О разрешении чинам казанского товарищества водочного завода 1 гильдии купцам Д. Вараксину, И. Лихачеву и Г. Санину именоваться поставщиками царского двора» от 17 ноября 1864 г[22]. Принадлежность к купеческому сословию облегчало доступ к занятию выборных должностей в общественных и сословных органах управления - городских магистратах, управах, думах, судебных палатах, словесных судах, различных присутствиях и т.д. Например, с конца XVIII века по 1870 год именитые татарские купцы избирались на административные должности в татарскую городскую ратушу. Сама купеческая организация до конца 1905 года подчинялась Министерству внутренних дел, а затем перешла в ведомство Министерства торговли и промышленности. На рубеже XIX-XX веков реальной привилегией для основной массы рядового купечества и, в первую очередь, для представителей татарского предпринимательства, как правило, выходцев из крестьянской среды, было отсутствие паспортной приписки, обязательной для лиц крестьянского и мещанских сословий. Эта льгота позволила в начале нынешнего столетия существенно увеличить долю торговцев-татар на казанском рынке, что, в частности, прослеживается в динамике роста численности владельцев торговых домов, зарегистрированных Казанским губернским правлением. Так, с 1877 по 1900 год, по далеко неполным официальным сведениям, в Казани было зафиксировано лишь 15 торговых домов татар-предпринимателей, а с 1900 по 1916 год зарегистрировано еще 68 товариществ (в том числе и совместных с русскими и еврейскими купцами). Всего же за период с 1872 по 1916 год учтено около 300 торговых домов и акционерных обществ, среди которых доля созданных татарскими купцами и предпринимателями достигает 28% от общей численности. Одним из первых товариществ, учрежденных татарами в Казанской губернии, был Торговый дом «Братьев Мухаметгалима и Ай-нетдина Абдразяковичей Мишкиных», созданный в январе 1877 года для торговли сукном и шерстяным товаром с основным капиталом в 30 тысяч рублей[23]. Оставили свой след в истории Казанской губернии действительные знаменитые купеческие: Апаков, Арслановы и Юнусовы, Усмановы и Азимовы - люди, которые своим мастерством в делах торговых заслужили главную награду - память своих потомков. Известны более 42 фамилий 2.2.1 Оконишников И.П. купец-предприниматель Много общего с ремеслом имел весьма распространенный мукомольный промысел. Можно рассмотреть развитие предпринимательского дела у купцов Казанской губернии на примере казанского купца, хозяина паровой мельницы - Ивана Петровича Оконишникова. Он входил в Свияжскую купеческую гильдию. Но купцов притягивает Казань, и в возрасте 48 лет Иван Петрович перебирается на постоянное жительство в Казань. Здесь Оконишников покупает дом на улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана, 35), записывается в купечество по второй гильдии. Вместе с Я.Ф. Шамовым они арендуют на 12 лет у Казанского городского общества водяную мельницу на реке Казанке под Кремлем. Одновременно Оконишников арендует водяные мельницы в Шумерах, Кашарах, Шушарах. Он вписывает в купеческое сословие жену Екатерину Антоновну, и сыновей - Михаила (1853) и Константина (1855). Торговый дом «Иван Оконишников и Сыновья» был зарегистрирован в 1891 году с капиталом в 300 тыс. рублей. К этому времени уже почти десять лет Оконишниковы числились не только купцами первой гильдии, но и потомственными почетными гражданами. К концу XIX века Оконишниковы имели торговые места и склады не только в Казани, но и в Перми, Вятке. Дела в торговом доме Оконишниковых шли хорошо. Но нужна была своя мельница. И не ветряная или водяная, которые зависели от погоды и времени года. Уже появились паровые, которые давали и продукцию, и доход круглый год. Механическая крупчато-вальцовая мельница торгового дома Оконишниковых была построена в 1895 году в деревне Печищи Верхне-Услонской волости. Оборудованная паровым двигателем на 4,35 лошадиных силы, она была рассчитана на помол 1700000 пудов зерна в год. Оконишниковская мельница стала самой крупной в Казанской губернии. Управлял ею доверенное лицо - Алексей Александрович Санников. Закупкой зерна в торговом доме занимался Михаил. Осенью на лошадях он отправлялся в Самарскую, Саратовскую губернии. Договаривался о качестве, количестве, цене и привозил в Казань образцы. А весной по Волге зерно приходило прямо на мельницу. Не стояли Оконишниковы в стороне от общественной жизни города. Михаил Иванович неоднократно избирался в городскую Думу, был членом попечительства детских приютов. В 1913 году Михаил Иванович вместе с женой Марией Сергеевной организовал на свои средства в собственном доме на Первой Горе госпиталь для младших чинов. Мария Сергеевна работала в нем рядовой медсестрой. Кроме того, она являлась членом попечительского совета сестер милосердия Общества Красного Креста. Константин Иванович Оконишников, так же, как и брат, избирался в городскую Думу, много времени и средств вкладывал в устройство городской Андреевской дешевой столовой, был членом попечительского совета коммерческого училища, председателем правления Общества призрения и образования глухонемых детей. В 1904 году в возрасте 80 лет ушел из жизни Иван Петрович Оконишников. Он не дожил до тех трагических событий, которые коснулись не только его мельницы, но и жизни его детей и внуков. В 1918 году у Оконишниковых национализировали не только мельницу, но и все дома вместе с имуществом. Судьба потомков Ивана Петровича оказалась более трагичной. В Москве живут внуки и правнуки Оконишникова. А в Печищах, как память о потомственных купцах, почетных гражданах Казани до сих пор действует паровая мельница бывшего торгового дома «Иван Оконишников и Сыновья»[24]. 2.3 Ярмарки Крупнейшие по оборотам ярмарки Казанской губернии располагались в Лаишево, Козьмодемьянске и Казани. Оживленное торговое движение шло по рекам губернии, торговля шла преимущественно лесом, мукой, зерновыми хлебами, спиртом и другими товарами. Большую роль купцы-татары играли на ведущих ярмарках: Макарьевской (Нижний Новгород), Троицкой (Оренбург), Рождественской (Курск), Свинской (Брянск), Ирбитской и др. К XVIII в. относится завязывание постоянных экономических связей с Китаем, основная меновая торговля с которым осуществлялась на Кяхтинской ярмарке. После отмены государственной монополии на торговлю с Китаем, она была поставлена под контроль так называемых компаний, создаваемых по принципу землячеств и объединявших купцов, специализирующихся на купле-продаже сходных товаров. Компании устанавливали цены для всех российских купцов на китайские товары и контролировали их соблюдение. Таких компаний было семь, одна из них – казанская, члены которой обменивали на чай (основной товар кяхтинской торговли) сафьян, выделанную козловую кожу, хлопчатобумажную ткань – китайку. Кяхтинские компании действовали до 1800 г. До последней четверти XIX в. Казань продолжает сохранять свое значение для сибирской и уральской торговли, а казанские коммерсанты занимают лидирующее положение на главной ярмарке Сибири – Ирбитской. В Казани же с начала XIX в. вновь действует старейшая ярмарка России – Казанская. Она проходила в мае, и ее оборот в начале XIX в. равнялся 1,5 млн. рублям. На Бугульминской ярмарке (оборот 2,5 млн. руб.) продавали скот, мануфактуру и «бухарские товары», а на караванной ярмарке в Лаишево привоз изделий из железа, чугуна и меди доходил до 6 млн. рублей, но распродавали едва ли на миллион. Во второй половине XVIII в. возрастает значение Казани как одного из крупнейших торгово-экономических центров Российской Империи. Она, по существу, превращается в один из главных транзитных пунктов российско-восточной торговли. Татарские купцы занимают ведущие позиции в этой торговле. Бухарское правительство оказывало содействие татарам в торговле. С казанских купцов взимали пошлину в два раза меньшую, чем с торговцев из других стран или русских. Казанские купцы, привозившие товары из государств Востока, по возвращении в Россию доставляли их на многочисленные ярмарки. Общность языка, религии, традиций и обычаев, многовековые культурные, политические и экономические связи поволжских татар с мусульманскими народами Востока способствовали росту авторитета России в этом регионе и укреплению позиций торгового капитала татарских купцов на рынках Среднего Востока. Являясь посредниками и одновременно активными участниками российско-восточной торговли, татарские купцы расширяли сферу внешнеэкономических интересов России на Востоке, способствовали распространению отечественных товаров в сопредельных странах. К разряду восточных относились и изделия татарских ремесленников: юфть и сафьян, мыло и свечи, национальная обувь и головные уборы, изделия местных ювелиров. Казань на рынок также поставляет сало, мед, воск, щетину, икру, рыбу, местную пушнину, хлеб. Навстречу восточным шел поток западных и российских товаров. Постепенно у Казани складываются тесные торговые отношения с Москвой, Нижним Новгородом, Устюгом Великим, Вологдой, Солевычегодском, городами Верхнего Поволжья, Северо-Восточной Руси, а также Малороссии. Татарские купцы вывозили различные товары в Нижний Новгород, Троицк, в уральские города на ярмарки. К концу XVII в. весь торг европейской части, связанный с Сибирью, Уралом и Приуральем, стал совершаться не иначе, как через Казань, и это способствовало быстрому восстановлению ее торгового значения. Торговые сделки осуществлялись в г. Казани, Чистополе, Мамадыше, Елабуге, Свияжске, Бугульме, Мензелинске, Лаишеве, Тетюшах на ярмарках. К концу XIX века в Казанской губернии значительно увеличились торгово-экономические связи с российскими городами Центра, Урала, Сибири. Товары перевозили по Волге, Каме, по железной дороге. Торговые города Прибалтики использовались как перевалочные. В 70-е гг. XIX в. центром торговой жизни города стал Гостиный двор. В нем работало 777 лавок, 1818 г. – около 1000. Кроме главного здания на Воскресенской улице (ул. Кремлевская, д. 2) к Гостиному двору относились крупениковский, батуринский, дрябловский и др. корпуса[25]. К главным торгам Казани относились Рыбный, Сенной, Хлебный, Мочальный базары, Толкучка, базары на Николаевской и Сошественской площадях, на пристанях, а также центральные торговые улицы: Воскресенская, Большая Проломная, Рыбнорядская, Гостинодворская, Малая Проломная, Большая Мещанская, Екатерининская, Московская и некоторые другие. Заключение Изучив источники и литературу по теме курсовой работы сформулированы общие выводы и подведены итоги исследования. Выяснено, что с отменой крепостного права в 1861 году и буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века способствовали развитию капитализма в экономике России, создав для этого тем самым необходимые экономические и социальные предпосылки. Особенностью развития капитализма в России является крайне сжатый период «свободной конкуренции», хронологическими рамками которого является отмена крепостного права, с одной стороны, и складывание монополистического капитализма, с другой. Российский монополистический капитализм имеет общие черты с монополистическим капитализмом других стран и присущее только ему своеобразие. На развитие экономики Казанской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. оказали реформы 60 – 90-х гг. XIX века. Это становление происходило в контексте общероссийских экономических процессов. Наличие инициативных торговцев и промышленников из разных сословий, и организующих центров как Торговая Биржа и другие, позволили поднять операции по купле и продаже, а также сотрудничество предпринимателей городов Поволжья и Приуралья на новую ступень. Особенно интенсивно развивалась торговая и производственная деятельность предпринимателей крупных торговых и промышленных центров региона. Благодаря деятельности купцов и предпринимателей из других сословий Казанская губерния была на особом счету в Российской империи. Важной особенностью деятельности предпринимателей Казанской губернии является участие их в различных формах торговой деятельности. Причем наряду с купеческой торговлей набирала темпы торговая деятельность других сословий и более всего мещанства. Принадлежность к купеческому сословию перестает иметь значение для успешного занятия торгово-производственной деятельностью. Однако купечество продолжает оставаться основной частью всей торгово-экономической жизни губернии. Торговая и производственная деятельность купцов была тесно связана между собой, приносила большие доходы купцам и внесла свой вклад в дело развития экономики губернии и Поволжско-Приуральского региона в целом. Список источников и литературы I. Источники: 1. Антонова М.Н. Была мельница, самая крупная в губернии // Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана // http://www.kazanhistory.ru. 2. Азимовы, братья Мишкины и другие // Эхо веков. - 1996. - 4/4 // http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go 3. Поставщики царского двора // www.archive.gov.tatarstan.ru. 4. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, Издательство «Фән», 1996. – 212 с. 5. Хрестоматия по истории России. /Отв. ред. А.Д. Кузьмичев, С.К. Никитина. - М., 2008. – 524 с. II. Литература: 1. Барышников М.Н. Деловой мир России. Историко-биографический справочник. - М., 1998. – 420 с. 2. Губайдуллин Г. Из прошлого татар. - Казань, 1995. – 398 с. 3. История России XIX-XX веков: новые источники понимания. – М.: Прогресс, 2001. – 360 с. 4. Кабанов П.И., Кузнецов Н.Д. и др. История СССР. 1861-1917. / Под ред. Н.Д.Кузнецова - М.: Просвещение, 1984. – 480 с. 5. Ковалевский М.М. Экономический строй России. - СПб.: Эхо, 2001. – 364 с. 6. Луцкий Е.А. История СССР (1861-1917). - М.: Учпедгиз, 1976. – 412 с. 7. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967. – 348 с. 8. Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России. - М.: Высш. школа, 1982. – 510 с. Приложение №1 Общие показатели хозяйственного развития России с конца XIX века
Приложение №2
Завещание купца 2-ой гильдии М. Азимова[26]
Прокурор Казанского окружного суда в Оренбургское магометанское духовное собрание 9 февраля 1887 года "На основании 1091 ст. 1 части X т. Св.зак., по продолжению 1837 года, имею честь препроводить при сем в Магометанское духовное собрание выписку из духовных завещаний умершего 30 октября 1887 года Потомственного почетного гражданина Муртазы Мустафина Азимова, утвержденную определением Казанского окружного суда, состояв[шегося] 1/2 декабря 1887 года, к исполнению. При этом имею честь присовокупить, что душеприказчики по сему духовному завещанию Казанские купцы Ахметзян Фазуллов Рахметуллин и Шаги-Ахмет Фахрутдинов Забиров, жит-во имеют в г.Казани, 5 части: 1ый на Односторонке озера Кабана, а 2ой на Большой Мещанской улице, в своих домах. Копия завещания Казанский купец 2ой гильдии Муртаза Мустафина Азимов, живущий в г.Казани 5 части на Мыловаренной улице, в собств. доме, где он в присутствии мне* известных свидетелей: казанского купца Исхака Юсупова Апанаева, живущего в г.Казани, 5 части на Плетневской улице, в своем доме, крестьянина Казан, губ. и уезда дер.Починка Наукш Мухамет-Гарея Серазетдинова Тагирова, живущего в Казани на Мыловаренной улице, в своем доме, и казанского мещанина Шаги-Ахмета Аминова, живущего в Казани, на Мыловаренной улице, в своем доме, и объявил мне, что желает совершить нотариальное духовное завещение следующего содержания: "Хвала буди Богу Господу всех тварей всемилостивому царию в день судный 1886 г. октября 22 дня, я, нижеподписавшийся Потомственный почетный гражданин, Почетный мировой судья и кавалер, казанский купец Муртаза Мустафин Азимов, будучи в здравом уме и твердой памяти, заблагорассудил в отмену всех прежде сего составленных мною в разное время восьми духовных завещаний, именно: 1868 г. марта 13 дня, явленного у крепостных дел Казанской гражданской палаты с запискою в книгу под Лит.Б за № 39; 1870 г. октября 14 дня, явленного в Казанской Палате уголовного и гражданского суда с запискою в книгу под лит.Д за № 49; 1872 г. сентября 25 дня, записанного в актовую книгу на недвижимые имения у нотариуса г.Казани Арцыбашева под № 29 на обороте страницы 8ой; 1873 г. мая 7 дня, записанного в актовую книгу на недвижимые имения у нотариуса г.Казани того же Арцыбашева под № 279 на обороте страницы 80; 1874 марта И дня, записанного в актовую книгу на недвижимые имения того же нотариуса Арцыбашева под № 252 на стр.74; 1878 г. февраля 27 дня, записанного у того же нотариуса г.Казани Арцыбашева в актовую книгу на недвижимые имения ч.2ой под № 72 на обороте стр.Ной; 1879 октября 24 дня, записанного у нотариуса г.Казани Писриева в актовую книгу на недвижимые имения под № 29 на страницах 22ой и 23ей; 1884 г. января 2 дня, записанного у нотариуса г.Казани Никольского в актовую книгу на недвижимые имения под № 1 на стр.1ой сделать о всем моем благоприобретенном имении на случай моей смерти следующие распоряжения: китаечную фабрику мою со всеми в ней приспособлениями к производству китайки и бязи, с находящимися при ней конторою, красильными и сушильными и другого рода постройками, как каменными, так и деревянными, состоящую в 5 части Казани, по улице Мыловаренной, с землею, к ней принадлежащею, на к-ой фабрика устроена мною, мерою по улице Азимовская мечеть. 1890 г. (Из коллекции фотодокументов Национальной библиотеки РТ) Мыловаренной от соседней межи усадьбы Каргина 59 саж. и в глубину двора 55 саж., предоставляю по смерти моей в полную собственность сыновьям своим Мухамету и Абдулкадыру Муртазичам Азимовым в общее их владение в равных частях. При чем советую им при управлении и распоряжении этою фабрикою держаться того порядка, к-ый мною веден был, т.е. для правильного учета фабрики вести все те конторские книги, которые велись мною, и выработанный на фабрике и находящиеся в наличности товар продавать в Казани и по ярмаркам, где распродажа товара фабрикою выработанного гораздо выгоднее местного сбыта. Из остального же всего движимого и недвижимого благоприобретенного мною имения моего в совокупности, какое только по смерти моей останется, в чем бы оное не заключалось и где бы таковые не оказалось мне принадлежащим, завещаю следующие выдачи и израсходования: 1) Для приготовления облачения и погребения тела моего употребить 1500 рублей; 2) В исполнение неисполненных мною в течении жизни моей в разное время лежавших на мне религиозных обязанностей относительно постов, молитв и других религиозных дел, раздать людям набожным и благочестивым 1500 руб.; 3) Если после смерти моей окажется на мне неисполненныя мною обязанности и долги, записанные в моих торговых книгах, а равно и незаписанные, но по священному Шаригату доказанные, то обязательства исполнить, а долги уплатить; 4) Выдать всем состоящим в г.Казани медресе 600 рублей, разделив их между ними поровну, прося каждое из них прочитать Коран за упокой души моей; 5) Выдать 400 рублей приходской своей мечети, называемой "Азимовскою" и состоящему при ней медресе, находящимся на Мыловаренной улице, в 5 части г.Казани, на освещение и отопление их; 6) 3000 рублей употребить на устройство медресе и мечетей там, где надобность к тому представится, что представляю усмотрению наследников моих и душеприказчиков; 7) 500 рублей раздать бедным на одежду, что также предоставляю усмотрению наследников моих и душеприказчиков; 8) Так как я по священному Шаригату при жизни моей выдал сыновьям моим Мухамету и Абдулкадыру Муртазичам Азимовым каждому по 20.000 рублей, а обоим 40.000 рублей, жене моей Биби-Фатиме Исхаковне Азимовой 5000 руб. и трем дочерям моим девицам: Умугульсюм, Биби-Гайше и Биби-Хадиче Муртазиным Азимовым по 2000 руб. каждой и всем трем 6000 руб., и капиталы эти отданы ими мне на сохранение, то таковые должны быть им возвращены каждому по принадлежности и беспрекословно, как собственность их. Затем по исполнению всех вышеозначенных расходов и выдач, все остальное движимое и недвижимое благоприобретенное имение мое, какое только по смерти моей останется, в чем бы оно ни заключалось и где бы ни оказалось, завещаю в полную и неотъемлемую собственность наследникам моим: жене моей Биби-Фатиме Исхаковне Азимовой и детям моим, сыновьям: Мухамету и Абдулкадыру Муртазичам Азимовым и дочерям: Биби Бадрей Камал Муртазивне, по мужу Забировой, Биби Фатиме Муртазивне, по мужу Рахметуллиной, Зайне-бану Муртазивне по мужу Субаевой, девицам: Умугульсюм, Биби-Гайше и Биби-Хадыче Муртазивным Азимовым с тем, чтобы они все мои имения, как движимое, так и недвижимое в совокупности, какое только останется за учинением вышеозначенных израсходований и выдач, разделили между собою по ценности оного согласно священному Шаригату, дружелюбно без всяких споров и пререканий. А так как поименованных детей моих: Мухамет, Абдулкадыр, Умугульсюм, Биби-Гайша и Би-би-Хадыча Муртазичи Азимовы не достигли еще в настоящее время совершеннолетия и если останутся по смерти моей несовершеннолетними, то опекуншею и попечительницею над ними назначаю, согласно 227 ст. и 229 ст., X т., 4.1 Св. зак. гражданскую жену мою, и их мать, Биби-Фатиму Исхакову Азимову, под наблюдением и руководством которой должен быть совершен планный раздел по священному Шаригату оставшемуся после меня имению без всяких споров и пререканий, равно возлагаю на нее же, как душеприказчицу, и приведение сего духовного завещания в исполнение, как относительно выдач и израсходований, так и раздела по священному Шаригату остального имения между всеми поименованными наследниками моими: в помощь же ей, жене моей Биби Фатиме Исхаковне Азимовой, как по управлению опекою, так и по разделу имения и вообще по проведению сего моего завещания в исполнение назначаю душеприказчиками казанских купцов Ахметзяна Файзуллиновича Рахметуллина и Галима Хусаиновича Субаева и казанского купца Шаги-Ахмета Фахрутдинова Забирова вполне уверенным, что они по доброму их расположению ко всему семейству моему, не оставят со своей стороны жену и детей моих добрыми советами и указаниями, в чем надобность представится при помощи Всемил. Бога Вышнего и Его пророка Магомета и, призывая на поименованных наследников моих мир и благоволение Божие, завещаю им пребывать между собою в родственной семейной любви и согласии. Аминь. Дополнение к Завещанию Выписка из актовой книги Казанского Нотариуса Я.Г.Никольского для актов, не относящихся до недвижимого имуществ за 1886 г. стр.3 и 4 № 92 1886 г. ноября 13 дня, я, Яков Григорьевич Никольский, Казанский Нотариус по приглашению отправился из конторы... к совершению актов Потомственному почетному гражданину Казанскому 2ой гильдии купцу Муртазе Мустафичу Азимову в место его жительства г.Казани на Мыловаренной улице, в своем доме, где он в присутствии лично мне известных свидетелей... (идет перечисление свидетелей - СР.) объявил мне, что желает совершить нотариальное духовное завещание следующего содержания:..."Во имя Всемил. Бога, нет Божества кроме Единого Бога, Мухамет истиный Его Пророк, да благословит его Бог с сподвижниками Его. Я, нижеподписавшийся, Потомственный Почетный Гражданин Казанский 2ой гильдии купец, Муртаза Мустафич Азимов, находясь в здравом уме и твердой памяти заблагоразсудил дополнить совершенное мною у Казанского Нотариуса Никольского 22 октября сего года, записанное в актовую книгу его под № 85 на стран.64, 65, 66 и 67 духовное завещание следующими распоряжениями: если при жизни моей я не успею выстроить сам мечеть, то из капиталов моего завещаю 10.000 руб. на постройку в приходе моем мечети с тем, чтобы она носила название "Азимовской" и была выстроена на образец мечети Усмановской. Кроме того, завещанием этим я предоставляю жене моей Биби-Фатиме Исхаковне Азимовой право прекратить в случае надобности производство на фабрике моей по ея усмотрению до совершеннолетия одного из сыновей моих. Проект сего акта читан Азимову в присутствии вышепоименованных свидетелей... В дополнение к [слово не прочитывается] назначенным мною душеприказчикам, назначаю и прошу быть еще одного душеприказчика купеческого сына Мухамет-Бохей Мухамет-Галеевича Субаева. Аминь. К сему духовному завещанию Муртаза Мустафич Азимов, Потомственный Почетный Гражданин Казанский купец руку приложил. Выписка из решения Казанского окружного суда ...признав ценностью наследственного имущества сумму 126.584 руб. 93 3/4 коп. по исключении из этой суммы 17.500 руб., подлежащих согласно воле завещателя выдаче разным благотворительым учреждениям и завещанных мечетям и денег, предназначенных завещателям на похороны его - взыскать на наследственную.пошлину с остальной за тем суммы 109.084 руб. 93 3/4 коп. согласно Зп. 2ой и п. 3 и 2 п. Ной ст. Положения о пошлинах в размере 1% всего 1090 р. 85 коп. в числе коих зачесть представленные душеприказчиками по духовному завещанию Муртазы Азимова 580 р. 85 к. и довзыскать при выдаче духовных завещаний еще 510 руб. [1] Антонова М.Н. Была мельница, самая крупная в губернии // Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана // http://www.kazanhistory.ru. [2]Азимовы, братья Мишкины и другие // Эхо веков. - 1996. - 4/4 // http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go.; Поставщики царского двора // www.archive.gov.tatarstan.ru. [3] Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, Издательство «Фән», 1996. [4] Хрестоматия по истории России. /Отв. ред. А.Д. Кузьмичев, С.К. Никитина. - М., 2008. [5] Барышников М.Н. Деловой мир России. Историко-биографический справочник. - М., 1998. [6] Ковалевский М.М. Экономический строй России. - СПб.: Эхо, 2001.; Губайдуллин Г. Из прошлого татар. - Казань, 1995.; Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России. - М.: Высш. школа, 1982.; Кабанов П.И., Кузнецов Н.Д. и др. История СССР, 1861-1917. / Под ред. Н.Д.Кузнецова - М.: Просвещение, 1984. [7] История России XIX-XX веков: новые источники понимания. – М.: Прогресс, 2001.; Луцкий Е.А. История СССР (1861-1917). - М.: Учпедгиз, 1976.; Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967. [8] Хрестоматия по истории России /Отв. ред. А.Д. Кузьмичев, С.К. Никитина. - М., 2008. – С. 132. [9] Там же. – С.141. [10] Ковалевский М.М. Экономический строй России. - СПб.: Эхо, 2001. – С. 92. [11] Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России. - М.: Высш. школа, 1982. – С. 55. [12] Приложение 1. [13] Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России. - С. 61. [14] Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967. – С. 78. [15] Луцкий Е.А. История СССР (1861-1917). - М.: Учпедгиз, 1976. – С. 93. [16] Губайдуллин Г. Из прошлого татар. - Казань, 1995. – С.89. [17] История России XIX-XX веков: новые источники понимания. – М.: Прогресс, 2001. – С. 101. [18] Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и монополистического капитализма в России. - С. 83. [19] Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, Издательство «Фән», 1996. – С. 11. [20] Халиуллина Э. Им не суждено затеряться в веках // http://www.kazanhistory.ru. [21] Приложение 2. [22] Поставщики царского двора // www.archive.gov.tatarstan.ru. [23] Барышников М.Н. Деловой мир России. Историко-биографический справочник. - М., 1998. – С. 45. [24] Антонова М.Н. Была мельница, самая крупная в губернии // Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана // http://www.kazanhistory.ru [25] Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М., 1967. – С. 192. [26] Азимовы, братья Мишкины и другие // Эхо веков. - 1996. - 4/4 // http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go |
Страницы: 1, 2
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |