рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Деятельность Городской управы города Воронежа

Титов предпринял борьбу за чистоту улиц и дворов вместе с санитарным советом, к тому стал наводить порядок на городских базарах, разработал правила продажи молока и других продуктов. Более того, санитарные врачи стали проверять качество продуктов питания и привлекать к суду торговцев-нарушителей. И. В. Титов с первых же лет начал менять отношения управы и думы к благоустройству города в целом. В 1892 г. начала преображаться самая неблагоустроенная, утопавшая в грязи часть Лесной улицы. Именно в этом году было принято решение о переименовании Лесной улицы в Кольцовскую - в связи с приближавшимся 50-летием со дня смерти поэта-земляка А. В. Кольцова. И. В. Титов также известен как активный создатель и член благотворительных заведений губернского масштаба, но благотворительность за счет городского бюджета была минимальной - и большое количество долгов не давали возможность осуществить желаемого.

В целом по рассматриваемому периоду (1870-1890-е гг.) центральной проблемой являлась проблема сбалансированности городского бюджета. Достаточно интересна такая особенность Воронежского городского общественного управления, как противостояние в нем двух "партий" в связи с бюджетными расходами на социальные нужды. Если анализировать положительные и отрицательные результаты социально-экономической деятельности каждой из двух "партий", можно отметить, что прогрессивные социальные мероприятия требовали крупных денежных затрат и вели к кризисным финансовым явлениям, а противоположная консервативная позиция приводила к стабилизации бюджета, но к тому значительно тормозили развитие социальной сферы. Таким образом, и оба пути были тупиковыми. Но тем не менее именно в это время в Воронеже складывались общественные взгляды на городское самоуправление, которые существовало вплоть до 1917 г. городом управлял немногочисленная, но достаточно активная группа местного общества, находившееся в трудных условиях.

Период работы управы по Городовому Положению 1870 г. стал периодом полного становления самоуправления в общественной системе, а прекращение противодействия между двумя "партиями" означало, что самоуправление поднялось на качественно новую ступень развития.


Глава 2. Изменения в городском самоуправлении г. Воронежа в 1892-1918 гг.

2.1 Влияние реформы 1892 г. на городскую управу и её социальный состав

11 июня 1892 г. указом императора Александра III было введено новое Городовое Положение, которое по содержанию точнее называть не новым, а откорректированным прежним Городовым Положением[27]. Реформа не меняла полномочия городской управы и основной круг подведомственных ей дел. Тремя главнейшими изменениями, внесенными в законодательство 1870 г., были:

1) сужение круга избирателей за счет увеличения имущественного ценза;

2) отмена куриального принципа выборов и введение территориального;

3) усиление контроля администрации за деятельностью городского общественного управления.

Вопрос о степени влияния Положения 1892 г. на городскую управу немаловажен - ведь по этому закону самоуправления в России функционировала на протяжении четверти века вплоть до революционных изменений в государстве в 1917 г. В историографии встречаются две оценки Положения 1892 г.:

1) эта одна из реакционных "контрреформ", главной целью которой была максимальная подчиненность общественных учреждений бюрократическому аппарату;

2) эта реформа вызвала некоторое ограничение самостоятельности органов самоуправления, но одна их основных её целей все же была иной - улучшить систему самоуправления, устранить несовершенства Городового Положения 1870 г. путем его коррекции. Если до 1990-х гг. преобладала первая точка зрения, то в настоящее время все больше укореняется вторая.

Число членов городской управы (по-прежнему избираемых думой) определялось для губернских городов не более трёх. Не считая городского головы (статья 90). Члены городской управы, даже не будучи избранными гласными, отныне не участвовали в собраниях думы, то есть автоматически причислялись к гласным (статья 120) [28]. Как и прежде, избирательное право предоставлялось в городах не только физическим лицам, но и учреждениям (правительственным, учебным, благотворительным и др.) на основе того же имущественного ценза. Правом наделялись и коммерческие фирмы, деятельность которых требовала выборки свидетельств 1-й и 2-й гильдий. Ряд статей усиливал возможности контроля губернаторской администрации как над думой, так и над управой. Согласно отредактированному закону, городской голова и заменяющее его лицо по-прежнему утверждались министром внутренних дел. Однако и они, и другие члены управы отныне приобретали статус государственных служащих. Члены городской управы подлежали утверждению в должности губернатором. С одной стороны, несомненно, вырастал авторитет членов управы в глазах городского общества и повышалась их ответственность, а с другой стороны - исключалась возможность появления на ключевых постах самоуправления "неблагонадежных" лиц.

По Городовому Положению 1892 г. выборы в Воронеже состоялись шесть раз: кроме 1893 г., они были организованы в весенние месяцы 1897, 1901, 1905, 1909, 1913 гг.

Изменения, которые происходили в период 1893-1917 гг. в социальном составе Воронежской городской управы, отражены в таблице 2.


Таблица 2.

Социальный состав Воронежской городской управы и характеристики членов управы в период действия Городового положения 1892 г. (1893-1917) [29]

Количество членов управы (включая городских голов)

Сент.

1893

Июнь

1896

Дек.

1897

Июнь 1901

Май

1904

Март

1906

Дек.

1908

Дек.

1911

Дек. 1914 Май 1916 Весь период 1893-1917

Всего членов

управы

4 5 5 5 5 5 4 4 4 6 18
Сословия членов упр. Купцы, поч. граждане из куп-ва - 1 2 3 3 1 1 - - -

4

22%

Дворяне, чиновники 2 2 1 1 1 2 2 3 3 4 10 56%
Мещане 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1

3

17%

Образование членов Высшее 2 2 1 1 1 1 - - - 1

4

22%

Среднее - - 1 1 1 2 2 3 3 4

10

56%

Начальное и домашнее 2 3 3 3 3 2 2 1 1 1

4

22%

Проживание в Воронеже С рождения 4 5 5 5 5 4 3 1 1 3

12

67%

20 и более лет - - - - - 1 1 3 3 3

6

33%

Менее 20 лет - - - - - - - - - - -

Первые выборы городской управы по Положению 1892 г. были проведены в думе 25 августа 1893 г. В таблице в числе членов управы учтены и городские головы. Можно сказать, что в последние предреволюционные годы купечество совсем не избиралось в управу, а в целом же в этот период после ведения Городового положения 1892 г. количество представителей интеллигенции, участвовавших в работе управы, значительно превышает число купцов и почетных граждан, вышедших из купечества (56% против 22,2%). К тому же выходцев из мещан и крестьян, поступивших на работу в управу, тоже можно с полным основанием причислить к интеллигенции, так как после 1892 г. они приобрели статус государственных служащих, и эта служба становилась их основным занятием. В составе управы есть своя специфика - по-прежнему при выборе членов исполнительного органа учитывался в первую очередь опыт в ведении воронежского хозяйства, а не высокая степень образования, поэтому итоговые данные по составу управы свидетельствуют о заметном преобладании лиц со средним, а не высшим образованием. И особенно показательно, что в течение всего рассматриваемого периода в управу ни разу не было включено лицо, прожившее в Воронеже менее 20 лет.

2.2 Деятельность управы после введения Городового Положения 1892 г.

В целом Городовое Положение 1892 г. по-старому определяло и порядок и сбора городских налогов (статьи 127-137) и круг обязательных расходов города (статья 138), и другие основные законодательные позиции, которые составляли основу финансово-хозяйственной деятельности самоуправления. Изменения касались лишь деталей, а, следовательно, финансовые проблемы должны были оставаться прежними. В подтверждение этому можно отметить то, что городской голова И. В. Титов в 1893-1897 гг. не изменил основных принципов хозяйствования и социальной политики.

И. В. Титов и его соратники понимали, что надо обязательно повышать доходность городских имуществ. В улучшении показателей большую роль сыграло более рациональное использование загородных земель, принадлежавших городу, увеличение арендных поступлений из источников, не связанные с финансовыми повинностями основной массы горожан. Вместе с И. В. Титовым эту работу осуществляли его ближайшие помощники, члены городской управы А. С. Кретов, Ф. А. Уваров, Н. А. Веретенников. Далее, в середине 1890-х гг. были введены новые налоги с домовладельцев, особенно показателен сбор с торговцев на очистку базарных площадей напротив их домов и лавок. С 1896 г. добавились небольшие сборы на ремонт мощеных тротуаров.

Главное же, при И. В. Титове управа настойчиво стремилась к устройству таких учреждений и строительству таких зданий, которые не только стали бы источниками новых бюджетных доходов, но и принесли пользу большинству воронежцев, улучшили их быт. Еще в 1891 г. была открыта городская аукционная камера, чтобы воронежцы получили удобство в продаже и покупке различного движимого имущества, а город мог приобрести еще одну статью доходов. В 1895 г. начали проектировать городскую скотобойню. В этом же году был создан проект городской ломбард. Ломбард открыл свою работу 1 апреля 1897 г. Сложнее обстояло дело с запланированным созданием электрического освещения в городе. Воронеж не располагал специалистами.

В этот период велись работы по благоустройству города. Городская управа взялась за обустройство окраин. В 1895 г. обрела первое булыжное покрытие та самая Терновая гора, жителям которой было принципиально отказано при Д. Г. Самофалове. В 1894-1985 гг. впервые стали устраивать асфальтовые тротуары по всей длине Большой Дворянской, главной городской улицы. В 1895 г. за счет города протянулся асфальтовый тротуар от Городского сада до губернской земской больницы.

Но всё же финансовое положение города, несмотря на все приложенные усилия и на тенденцию к некоторым улучшениям, все равно оценивалось как тяжелое.

В 1897-1901 гг. и в 1901-1905 гг. городскими головами были соответственно А. Н. Безруков, твердый руководитель, а по своим основным взглядам - консерватор и последовательный сторонник бездефицитного ведения хозяйства, и Н. А. Клочков - более выдающийся, чем Безруков, городской деятель, хотя и более мягкий руководитель. Хотя Безрукова и Клочкова многое объединяло - и социальное положение, и образ жизни крупных коммерсантов, и политические пристрастия, но инициативы и действия Клочкова в русле самоуправления скорее следует расценивать как направление против консервативности.

Работа управы в этот период протекала в относительно спокойное время, лишенное войн и кризисов. Наиболее важная тенденция для этих двух 4-летий: наблюдавшийся тогда временный подъем в местном городском хозяйстве, который был обусловлен четырьмя главными факторами:

1) это подъем в экономике в России в целом, продолжавшийся до начала 1900-х гг. Этот подъем благотворно сказался на организации городской управой хозяйственных работ, а кроме того, позволил городу осуществить первый облигационный заем;

2) в результате гибкой деятельности управы при городском голове И. В. Титове были достигнуты хозяйственные улучшения и окончательно сформировано основополагающие административные начала управления;

3) во время руководства города А. Н. Безруковым проводилась четкая линия на экономное расходование бюджетных средств на недопущение бюджетных дефицитов как при составлении смет, так и по реальным годовым итогам;

4) в конце 1890-х гг. был осуществлен крупный облигационный заем, который позволил произвести временное пополнение бюджетных средств.

При А.Н. Безрукове отмечалось несколько прогрессивных начинаний в русле социальной политики, но характерно, что инициаторами большинства из них были не городские руководители, а отдельные группы гласных.

Н.А. Клочков, смевший А. Н. Безрукова, в отличие от него часто обращал первоочередное внимания управления на социальную политику, проводил в думе и в реальной жизни города личные инициативы в этом плане.

В числе важных особенностей также следует отметить увеличение общих сумм городского бюджета. Решающий рост бюджетного наполнения был достигнут не за счет внутренних ресурсов города, а благодаря очередному и для того времени самому крупному займу. Это был первый в истории Воронежа облигационный заем, который был запланирован еще при Титове. Чтобы создать впечатление увеличения городского бюджета, была предпринята попытка включения, начиная с 1902 г., в расходную часть бюджета не только реальные сборы, но собранных "недоимок" (рассчитывали на то, что в скором времени недоимки поступят). Рассматривая финансовые отчеты управы за 1900 и 1902 гг., можно сделать вывод о том, что не указаны сведения об общей сумме городских долгов. Возможно потому, что они могли испортить впечатление о благополучии. В результате, даже в самый стабильный период, в финансовом отношении, благополучие было лишь условным.

Значительное событие в жизни Воронежа - открытие в 1899 г. первой электростанции общегородского назначения и замена на центральных улицах керосинового освещения электрическим. Электрическая сеть со станцией находились, однако, не в ведении города, хотя и на городской общественной земле, - они были отданы частному пользователю концессионным способом, сроком на 25 лет и с правом выкупа их городом через 15 лет. Продолжала действовать на концессионных условиях и конно-железная дорога. В 1900 г. прокладывалась ее новая ветка перпендикулярно старой линии - по Большой Московской, второй по значимости улице Воронежа.

К концу XIX в. стало очевидным, что для дальнейшего нормального функционирования города не хватало общественной канализации. Но проект постройки канализации был слишком дорогостоящим, поэтому оставался на будущее.

В ведение городской управы перешла плановая посадка и обрезка деревьев. Началось устройство новых скверов, и первым из них был создан на Поповом рынке, на изломе самого оживленного спуска, который вел к Чернавскому мосту.

В 1902 г. был рассмотрен проект городской больницы. В то же году началось строительство больницы по проекту А.М. Баранова на свободном участке, рядом с бойней. Врач К.В. Федяковский выступал против такого расположения больницы, но его позиции не повлияли на общее решение. Больница была открыта 1 октября 1904 г. Другим сдвигом в медицинской сфере являлось окончательное восстановление в 1899 г. городской лечебницы - как учреждения, которое содержалось за счет самоуправления. Вплоть до 1917 г. лечебница действовала на принципах простых, но бесплатных услуг для малообеспеченных слоев населения.

С приходом на должность городского головы Н. А. Клочкова деятельность управы заметно активизировалась в ее социальных аспектах. В этот период изменилось отношение к благоустроительным работам. В 1903-1905 гг. проводилось расширение окраинных улиц, устройство в гористой прибрежной местности проходов, лестничных спусков, каменных водосточных лотков, что служило интересам бедных районов города. В 1904 г. под руководством управы началось мощение периферийных улиц - Вигелевская улица и Пятницкий переулок. Тогда же в центре города развернулось устройство асфальтовых переходов через булыжное полотно улиц; были приведены в лучший вид Кольцовский и Петровский скверы[30].

В отличие от предыдущих лет, когда не прекращались жалобы недовольных обывателей, в 1904 г. впервые позвучали благодарственные отзывы.

Также в 1903-1904 гг. был перестроен один из торговых корпусов, принадлежавших городу, - 3-я общественная галерея - ей надбавили один этаж. В 1904 г. приступили к тщательной реконструкции водопровода: ремонту технических сооружений и зданий, расширению сети. Реконструкция завершилась в 1905 г., в результате подача воды увеличилась сразу на 19 млн. ведер в год.

В 1905 г. открылись сразу два новых городских училища: мужское 2-классовое приходское училище имени Цесаревича Алексея и женское 2-классовое приходское училище имени педагога Н.Ф. Бунакова.

Естественно на все строительные работы затрачивалась значительная сумма денег. Повышенные расходы неизбежно должны были вести к бюджетным дефицитам. Одним из способов покрытия дефицитов Н. А. Клочков считал введение новых налогов и других сборов прежде всего с зажиточных горожан. Так уже в 1905 г. была установлена плата со всех лиц и учреждений, которые пользовались частными канализационными трубами, проложенными по городской земле. Но новый налог, естественно, не соответствовал основным потребностям города и не мог устранить проблемы сбалансированности бюджета.

Таким образом, в данный период была временно достигнута относительная стабилизация городского бюджета и, как уже отмечалось, произошел ряд важных улучшений в нескольких городских сферах. В Воронеже основой достаточно эффективной работы управы, было создание прочного фундамента местного хозяйства в предыдущие годы. Атмосфера сотрудничества между двумя "партиями", настрой на улучшение работы - все это положительно сказывалось на деятельности управы.

При А. Н. Безрукове городская управа стремилась к улучшению стабильности городского бюджета и минимального удовлетворения большинства запросов общества именно за счет бюджета. Неизбежно, приходилось жертвовать некоторыми сферами, они оказались сильно запущенными из-за нехватки бюджетных средств. В результате консерватизма городского руководства социальный аспект деятельности управы был несколько снижен. Но запросы городского общества все возрастали.

При Н. А. Клочкове был взят курс на усиление социальной направленности в деятельности управы за счет больших бюджетных расходов. В результате к концу рассматриваемого периода потребности общества были значительными, но средств для их реализации не хватало.

2.3 Городская управа во время военных и революционных событий

Вступление России в войну пришлось на деятельность городского головы И. И. Алисова.23 июля 1914 г. состоялось собрание думы, на котором было принято единогласное решение о том, чтобы направить в адрес Николая II телеграмму, переполненную верноподданическими чувствами. На этом же собрании городская управа предоставила два доклада о мероприятиях по случаю войны - о помощи русской армии и семьям военнослужащих. Таким образом, эти доклады определили новые первоочередные задачи.

После ухода в 1915 г. с должности городского головы И. Т. Алисова эти вопросы решали его последователи - городской голова Н. В. Чмыхов и заместитель головы Г. А. Пуле. Но вскоре уже определилась и новая задача, так как стало процветать инфляция, дефицит и спекуляция товарами первой необходимости, - это задача снабжения города продовольствием, топливом и другими предметами жизненной необходимости. К тому времени ситуация стала настолько критической, что в итоге привело к невозможной деятельности управы. Все решения, связанные с расходованием городских средств принимались в расчете на скорое завершение войны, и главное, на будущее урегулирование экономики в городе. Но как покажут будущие события, этот расчет не оправдался.

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.