рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Курсовая работа: Палестино-израильские отношения (1993-2000 гг.)

·  соглашения в области экономики;

·  соглашения со странами-донорами в целях реализации проектов помощи Палестинской Автономии;

·  соглашения в интересах осуществления планов регионального развития в контексте выполнения Декларации принципов или соглашений, разработанных в рамках многосторонних переговоров;

·  соглашения в области культуры, науки, образовании.[20]

В соглашении специально было оговорено, что вышеприведенные виды взаимодействия Палестинской Национальной Администрации и представителей иностранных государств и международных организаций, равно как и организация в районах Газы и Иерихона – в рамках такого сотрудничества – их представительств «не будут рассматриваться в качестве международной деятельности».[21]

Также в соглашении признавалось право Палестинской Администрации на издании законов и других правовых актов. Соглашением четко была определена «зона ответственности» каждой из сторон в вопросах обеспечения безопасности. Палестинская Администрация получала право на создание «сильных полицейских сил». Израильтяне оставили за собой функции «защиты против внешних угроз», включая охрану границы с Египтом и Иорданией, защиту морских рубежей и воздушного пространства. Также израильская сторона продолжала осуществлять защиту израильских граждан и израильских поселений. Создавался Совместный комитет по координации и взаимодействию в вопросах безопасности, а также три региональных отдела (в Газе, районах Иерихона и Хан Юниса). Также соглашение предусматривало создание специальных «безопасных переходов» между Газой и Египтом, Иерихоном и Иорданией, а также между Газой и районом Иерихона.[22]

Стороны согласились предпринять некоторые «меры доверия». В данном случае подразумевались такие мероприятия, как освобождение палестинских заключенных (называлась цифра в 5 тысяч человек в течение 5 недель). Израильтяне и палестинцы согласились на размещение на временной основе иностранных наблюдателей и другого персонала (до 400 человек) из 5 – 6 иностранных стран-доноров. Были названы конкретные населенные пункты, в которых предполагалось иметь такого рода иностранное присутствие (Иерихон, Джабалийа, Хан Юнис, Рафах идр.).[23]

С момента подписания данного документа начался отсчет пятилетнего переходного периода, по истечению которого в соответствии с Декларацией принципов должен быть решен весь комплекс палестино-израильских отношений.

Ицхак Рабин хорошо отозвался о проделанной работе и достигнутых договоренностях, но призвал не впадать в преждевременный оптимизм, потому что возникнет «явное сопротивление тому, что мы делаем».[24] Ясир Арафат пошел по пути выражения надежды на будущее: « То, чего мы с вами добились сегодня, - это первый шаг на пути, в конце которого нас ждет Палестинское государство со столицей в Иерусалиме и полный уход Израиля с оккупированных палестинских территорий».[25] Осторожность обоих лидеров была оправданна, так как соглашение вызвало ярость израильских поселенцев и националистических религиозных партий, фундаменталисты ХАМАСа объявили о введении двухдневного траура в знак протеста против соглашения в Каире. Международное сообщество, напротив, искало конкретные способы для поддержания процесса мира. В частности, США создали экономическую комиссию совместно с Израилем, Иорданией и палестинскими властями для разработки проектов развития в регионе, а Европейское сообщество «подтвердило свое намерение оказать дальнейшую помощь в деле позитивного завершения процесса мира».[26]

13 мая израильские войска и гражданские власти покинули Иерихон, а спустя четыре дня они ушли из Сектора Газа. Дальнейшим шагом, который должен был предпринять Ясир Арафат, было формирование правительства, что создавало дополнительную напряженность в ООП. Лидеру ООП необходимо было представить 24 члена правительства, но соблюсти правильную пропорцию было сложно. За бортом оказались НФОП (Национальный фронт освобождения Палестины) и ДФОП (Демократический фронт освобождения Палестины), отвергавшие Каирское соглашение, экстремистские движения (ХАМАС, Исламский Джихад и др.). Отказались от постов видные палестинские политические деятели Хейдар Абдель-Шафи и Ханан Ашрави. Углубился разлад с тунисской группой, тяготевшей к Фаруку Каддуми. В результате Арафат остановился на золотой середине. Сначала он решил, что из общего числа членов правительства 13 будут представлены людьми от территорий и 11 привлеченными извне. Затем он отобрал всего 15 кандидатур, специально оставив вакантные места для противников переговоров в надежде перетянуть их со временем на свою сторону. Также Арафат удовлетворил христианское меньшинство, предоставив ему 2 места и выбрав представителей наиболее умеренных позиций. Фейсалу Хусейни было поручено заведовать «иерусалимскими делами», которыми тот мог бы заниматься, поселившись в «Ориент-хаусе» в старой части Иерусалима.[27] Таким образом, было сформировано первое правительство палестинского государственного образования.

Несмотря на успехи в продвижении мирного процесса положение, в первую очередь экономическое, на Западном берегу и в Секторе Газа оставалось очень тяжелым. Обещанная экономическая помощь мирового сообщества оказалась недостаточной для вывода страны из тяжелого экономического состояния. Как пишет А. Рубби: «Председатель ПНА в отчаянии обращался к США, Всемирному банку, ЕС с просьбой выполнить обязательства, которые они на себя взяли в Вашингтоне и Каире. Но помощь поступала по каплям».[28] Американцы и европейцы разрабатывали различные широкомасштабные проекты, реализация которых было не минутным делом, а палестинцам необходима была помощь здесь и сейчас.

Для того чтобы ускорить реализацию Каирского соглашения и вместе с тем быстрее добиться международной экономической помощи летом 1994 года начался ряд встреч между Арафатом и Рабином, Пересом на перевале Эрец, пограничном пункте между Израилем и Газой. Однако переговоры продвигались очень медленно и к осени 1994 г. единственной частью Каирского соглашения, которую удалось осуществить, стала передача власти ПНА в области здравоохранения, труда, туризма, образования, социального обеспечения и казначейства. Накалу обстановки способствовала новая волна преступлений и террористических актов. В ответ на эти действия решил прибегнуть к жестким мерам в отношении экстремистов, пытающихся сорвать реализацию соглашения. Он потребовал сложить оружие, арестовал более 160 боевиком Исламского Джихада, закрыл исламский университет и ввел цензуру в фундаменталистских газетах.[29] Таким образом, Арафат по выражению Валида Джумблата превратился в «жандарма соглашения».[30] В конце октября 1994 г. президент США Билл Клинтон посетил Каир, где он вел переговоры с президентом АРЕ Мубараком и Ясиром Арафатом. Затем он полетел в Вади-эль-Араба на подписание израильско-иорданского мирного договора, а после Амман и Дамаск. В конце своего вояжа Клинтон прибыл в Израиль, где выступил в кнессете.[31] Эта поездка призвана была показать заинтересованность США в скорейшем урегулировании арабо-израильского конфликта и поддержке мирного процесса.

Следует отметить, что в октябре 1994 г. между Израилем и Иорданией было заключено соглашение, которое способствовало решению многих проблем существовавших между двумя государствами. В начале 1995 г. они обменялись послами. Представительства в Израиле открыли восемь арабских стран , в том числе Марокко, Тунис, ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн и другие.[32] Это событие также оказало огромное влияние на развитие ближневосточного мирного процесса и урегулирование палестино-израильского конфликта как составляющего компонента ближневосточного урегулирования, так как показало, что диалог между евреями и арабами возможен.

В 1994 гг. Рабину, Пересу и Арафату была присуждена Нобелевская премия мира. Однако, несмотря на достижение важных соглашений, касающихся урегулирования палестино-израильского конфликта, это событие не отражало реального положения вещей, так как большинство пунктов этих соглашений еще не были реализованы. Не совсем понятно снижение интереса Европейского союза к осуществлению соглашения между Израилем и ООП. Существовало обязательство, взятое на себя ЕЭС 29 октября 1994 г. « в отношении поддержки мира путем предоставления политических, экономических и финансовых средств в виде совместных действий Союза», а также подтвержденное 11 декабря в отношении « важной роли, которую Союз должен сыграть в Группе связи adhoc в целях координации ее программ помощи, осуществляемых, по возможности, в тесной увязке с программами других стран и организаций, действующих в регионе».[33] Но все это делалось крайне медленно, с бюрократическими проволочками. Отдельные европейские правительства также не проявляли особого беспокойства.

1.2  Соглашение «Осло-2» и его значение

В 1995 г. продолжались палестино-израильские контакты, направленные на выработку и документальное закрепление договоренностей по ключевым вопросам переходного периода (выборы палестинского Совета, передислокация израильских войск и др.), а также определения сроков начала переговоров по окончательному статусу. В первые месяцы 1995 г. продолжались террористические акты, строительство, хотя и в замаскированной форме, израильских поселений, что негативно сказывалось на ходе палестино-израильских переговоров. Рабин так определил одной фразой трудности продвижения вперед: «Израильтяне обеспокоены терроризмом, палестинцы оккупацией».[34] Вопрос о поселениях являлся камнем преткновения на переговорах. Израильское правительство утверждало, что речь идет не о новых поселениях, а лишь о самовольном их расширении поселенцами и что государственное строительство велось лишь по линии инфраструктур. Также в этот период продолжалась постепенная «евреизация» Иерусалима. Правительство Рабина заверяло, что экспроприаций больше не будет, «если не считать того, что уже делается для строительства четырех больших дорог в объезд арабских населенных пунктов и для обеспечения более надежных путей сообщения для поселенцев».[35] То есть предстояло новое изъятие земель у крестьян, что не могло не вызвать недовольство палестинцев.

Одним из немногих результатов, достигнутых в ходе многочисленных встреч в Эреце, встречи в верхах в Каире с участием Мубарака и короля Иордании Хусейна, помимо Рабина и Арафата, был переход контроля к ПНА за мечетями и храмами в Трансиордании и Иерусалиме.

В марте 1995 г. состоялась поездка по странам Ближнего Востока министра иностранных дел России А. В. Козырева, в ходе которой он посетил Египет, Сирию, Израиль, Ливан, а также провел переговоры с лидером палестинцев Ясиром Арафатом. Основной темой контактов с руководителями ближневосточных стран вновь была активизация процесса арабо-израильского урегулирования при более активном российском посредничестве. Хотя в ряде стран, которые посетил А. Козырев, в целом позитивно отнеслись к идее возврата к «биполярности» в ближневосточном процессе, когда не только США, но и другая великая держава – Россия, инициируют и гарантируют различные шаги по примирению сторон, российская дипломатия все же была далека от достижения «паритета» с США в плане влияния на региональные дела, включая урегулирование арабо-израильского конфликта.[36]

В этих условиях возобновились напряженные и непримиримые дебаты в ООП между сторонниками обретения автономии и теми, кто отрицал любые контакты с Израилем. С большим трудом Арафату удалось собрать в Каире 9 членов Исполнительного комитета из 18 и получить от них мандат на проведение переговоров, которые, как он сам признавал, зашли в тупик.[37]

В начале мая 1995 г. положение Арафата еще более ухудшилось. Израильское правительство объявило об экспроприации 53 гектаров в арабской части Иерусалима и 120 гектаров в ближайшей округе, что вызвало взрыв негодования палестинцев и Арафата в том числе.[38] Наступил кризис отношений с Израилем, и перед лицом выступлений со стороны палестинцев Арафат вынужден был признать, что и с его стороны были допущены ошибки в реализации соглашений. Проект резолюции ООН, осуждавший это решение израильского правительства, не прошел из-за американского вето, хотя за него проголосовали 14 стран.[39] Также следует отметить тот факт, что в конце июня 1995 г. ливийский лидер Муамар Каддафи встречался с генеральными секретарями нескольких левых и левоцентристских палестинских организаций для обсуждения предложения о создании новой ООП, поскольку арафатовское руководство «окончательно забрело в тупик».[40]

Таким образом, середина 1995 г. была опасным периодом. Вопрос стоял так: либо удастся преодолеть взаимные нападки и обвинения, недоверие и отставание в решении острых вопросов и добиться значительного ускорения переговоров по выполнению второго этапа соглашения, либо все здание договоренностей, подписанных в Осло и в последующее время, развалится.

С июня по сентябрь 1995 г., вплоть до окончательного достижения «временного соглашения», подписанного в Табе 24 сентября, проходили непрерывные встречи, обсуждения, уточнения каждого пункта. Особое значение имел конфиденциальный канал связи между двумя сторонами в столице Норвегии Осло. Делегации, состоявшие из нескольких десятков экспертов и советников под руководством израильтянина Ури Савира и палестинца Абу Алаа, разработали в этот период времени документ - Временное соглашение по Западному берегу и сектору Газы, которое называют также соглашением «Осло – II».[41] Следует отметить, что переговоры между израильтянами и палестинцами в этот период времени проходили весьма неровно, постоянно перемежаясь с терактами, проводимыми экстремистами с обеих сторон, не отказавшимися от намерения провалить мирные соглашения.

4 июля 1995 г. Шимон Перес отправился в Газу для встречи с Арафатом. Предполагалось провести черту под договором «Осло – 2», предусматривавшим передачу под палестинское управление Западного берега и одновременный вывод оттуда израильских войск. Согласно этому плану, Западный берег с течением времени полностью переходил под юрисдикцию палестинских властей.[42]

В августе 1995 г. в туристическом городке Таба в Египте стало возможным определить условия соглашения по второму этапу автономии. Речь шла о переходе всех гражданских и административных властей ПНА, передислокации израильских войск и передаче ПНА главных городов Трансиордании – Дженина, Эль-Халиля, Тулькарма, Наблуса, Вифлеема и Рамаллаха и более 420 деревень, освобождении 5 тысяч заключенных (из них 960 – при подписании соглашения, часть – накануне выборов и остальные – на основе принципов, которые будут установлены в дальнейшем); перераспределении водных ресурсов при удвоении запасов воды, выделенных для палестинцев; передаче палестинской стороне охраны и заведования религиозными местами; выборах Палестинского совета и президента Исполнительного комитета Совета, которые должны быть намечены дней через 20 после окончания передислокации израильских войск, проведении с мая 1996 г. переговоров в отношении постоянного статуса, который должен будет рассмотреть вопросы, касающиеся Иерусалима, беженцев, поселений, границ и сотрудничества в регионе.[43]

Самым сложным и трудным был вопрос, связанный с городом Хевроном, где проживали 415 поселенцев, которых Израиль собирался взять под свою охрану. Другим сложным для решения вопросом была проблема, касавшаяся права голоса палестинцев, поживавших в Восточном Иерусалиме, и проведения там выборов. Предоставить им такие же права, как и в других городах, означало бы для Израиля поставить под вопрос суверенитет над всем городом, на который он претендовал. Для палестинцев же согласиться с их отстранением от голосования означало бы отказ от прав, которых они добивались для арабского населения Иерусалима.[44] В подтверждение серьезности намерений Израиль с 20 августа расширил сферы, передаваемые под управление палестинцев. К таким областям как образование, здравоохранение, налогообложение, туризм, социальная помощь, которые уже были переданы под управление палестинцев в течении года, добавлялись торговля, промышленность, сельское хозяйство, местное самоуправление, топливо, почтовые услуги, занятость, страхование, статистика. Благодаря американскому посредничеству предполагалось пойти еще дальше, но в Израиле назревало беспокойство по поводу подобного рода развития событий. По мнению «Ликуд», Рабин не имел права принимать такие решения, поскольку только поддержка арабов обеспечивала ему большинство в кнессете, на которое он опирался.[45]

Временное соглашение по Западному берегу и Сектору Газа было достигнуто 24 сентября в Табе и окончательно подписано в Вашингтоне 28 сентября 1995 года премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином и Председателем ООП Ясиром Арафатом. В качестве свидетелей соглашение скрепили своими подписями министр иностранных дел Российской Федерации А. В. Козырев, госсекретарь США У. Кристофер, Президент Арабской Республики Египет Хосни Мубарак, король Иордании Хусейн, представители Норвегии и ЕС.[46]

Следует отметить, что за несколько часов до официальной церемонии подписания соглашения произошел инцидент, едва не поставивший крест на всех ранее достигнутых договоренностей. Президент США Б. Клинтон в своих мемуарах вспоминает о нем: «Рабин и Арафат встретились, чтобы поставит свои подписи на трех экземплярах приложения к соглашению, включавшего 26 карт, каждая из которых отражала тысячи согласованных сторонами решений относительно дорог, перекрестков, поселений и священных мест… На одной из карт Арафат обнаружил участок дороги, который был помечен как контролируемой Израилем, в то время как, по его убеждению, стороны договорились о его передаче под контроль палестинцев. Рабин и Арафат хотели, чтобы я помог разрешить этот спор… Через двадцать минут они согласились, что спорный перекресток должен находиться под контролем палестинцев… Рабин и Арафат в знак согласия пожали друг другу руки, а потом подписали имевшиеся карты, так что с юридической очки зрения они закрепили неверную информацию о контроле над спорным перекрестком». [47] Клинтон считает, что «это явилось актом личного доверия, о котором совсем недавно нельзя было и мечтать».[48] Таким образом, это свидетельствовало о том, что процесс мирного урегулирования двигается в нужном направлении. Ведь Рабин во имя достижения соглашения пошел на уступки и серьезно рисковал. Оставалось надеяться, что передаче земель главную роль будет играть рукопожатие, а не ошибка на карте. Так оно в итоге и вышло.

Состоящий из основного текста и 7 приложений документ призван был определить порядок реализации Декларации принципов. В Преамбуле подчеркивалось, что Временное соглашение подписано в рамках мирного ближневосточного процесса, начатого в Мадриде. Разъяснялось, что термин «временный» в названии документа означает то, что его целью является решение вопросов, отнесенных к переговорам промежуточного «периода», то есть до начала переговоров об окончательном статусе палестинских территорий. Определялся и срок начала переговоров об окончательном статусе (вопросы израильских поселений, будущее Иерусалима, определение границ, международные отношения палестинского образования, судьба израильских поселенцев, которые проживали на территориях, передаваемых палестинской администрации) – не позднее 4 мая 1996 года.[49]

В тексте соглашения содержалось обязательство Израиля передать полномочия и ответственность от израильской военной и гражданской администрации Совету, который должен был быть сформирован палестинской стороной. До образования Совета его функции как распорядительного органа могли осуществляться Палестинской Администрацией, образованной в соответствии с Соглашением «Газа – Иерихон». Четко фиксировалось, что после формирования Палестинского Совета израильская гражданская администрация будет распущена, а военные власти отозваны.[50]

Глава 2 Соглашения устанавливала, что палестинский народ Западного Берега и района Газы путем проведения демократических, прямых, свободных и всеобщих политических выборов избирает свой Совет и Главу Исполнительной Администрации.[51]

В соглашении признавалась взаимосвязь между выборами Совета и передислокацией израильских войск как необходимого условия проведения таких выборов. Отмечалось, что первая фаза передислокации израильских войск должна включать населенные районы Западного Берега – города, деревни, лагеря беженцев и т.п. Дальнейшая передислокация должна была произойти после инаугурации Совета при том понимании, что создаваемая палестинская полиция возьмет на себя ответственность за внутреннюю безопасность и порядок.[52]

Территория Западного Берега и Газы должна была перейти под юрисдикцию Палестинского Совета в течение 18 месяцев после его избрания. Все территории, подпадающие под действие Соглашения, были разбиты на три категории: «А» - и «Б» (передававшиеся палестинским властям населенные районы уже на данном этапе) и «С» (районы, которые будут передаваться только в контексте переговоров об окончательном статусе).[53]

Предусматривалось, что созданные в соответствии с соглашением по Газе и Иерихону палестинские полицейские силы войдут в дальнейшем в интегрированные полицейские силы. Отмечалось, что помимо сил полиции и израильских вооруженных сил на территории Западного Берега и района Газы не будет разрешена деятельность каких-либо других военизированных формирований. Также оговаривались взаимные обязательства сторон по предупреждению враждебных актов по отношению к каждой из них. «Израиль и Палестинский Совет, - отмечалось в документе, - должны стремиться развивать взаимопонимание и взаимную терпимость и воздерживаться от нападок, включая ведение враждебной пропаганды друг против друга».[54]

Также Соглашение предусматривало создание совместного израильско-палестинского комитета связи из равного числа палестинцев и израильтян. Ему вменялось в обязанность рассматривать вопросы выполнения Соглашения и осуществления соответствующего мониторинга. Предусматривалось также создание «переходов» между палестинскими территориями и Израилем.[55]

Вопросы, касающиеся израильских поселенцев Хевроне и права голоса палестинцев Восточного Иерусалима, были решены следующим образом. В Хевроне должна была остаться на время переходного периода часть израильских солдат исключительно для защиты поселенцев, тогда как ПНА брала на себя полный контроль 85 % городской территории; палестинское население Иерусалима могло бы проголосовать в 5 почтовых отделениях, а их заполненные бюллетени были бы в специальных конвертах направлены в окрестные деревни и там подсчитаны.[56]

Временное соглашение по своему характеру «перекрывало» и заменяло соглашение «Газа – Иерихон». Его значение во многом определялось тем, что в нем четко была зафиксирована дата начала переговоров об окончательном статусе – 4 мая 1996 года. Таким образом, Арафат и Рабин сумели сделать реальный шаг на пути к миру. Израильский премьер-министр сказал по этому поводу: «Отныне рядом с Израилем появится палестинское образование».[57] Соглашение было с восторгом принято американцами и европейскими правительствами. Однако договор не удовлетворил ни израильтян ни палестинцев: палестинцев, потому что вывод израильских войск растянется на многие месяцы, что еврейские поселенцы не подпадают под палестинскую юрисдикцию; израильтян, потому что их не устраивал переход к более современной системе контроля над палестинскими территориями, потому, что израильские поселенцы не намерены подчиняться предписаниям палестинских автономных властей.[58]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.