рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Архитектура Пскова

Монастырь был местом паломничества русских венценосцев. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный, - с покаянием о загубленном им игумене Корнилии, на которого в свое время пали мрачные подозрения мнительного царя. Четырежды здесь бывал Петр I. В память о посещавшей монастырь императрице Анне Иоанновне в монастыре сохранилась ее карета, которую и сейчас можно видеть в его стенах. Алексадр I в 1822 году беседовал здесь с прозорливцем Лазарем. Николай II был здесь на богомолье в 1903 г. в 1911 году здесь молилась Великая княгиня Елизавета Феодоровна, спустя семь лет принявшая мученический венец.

В монастыре три почитаемые святыни - чудотворные иконы Божией Матери - Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. В летописях сохранились свидетельства, что от чудотворных икон бывали исцеления и прибегающим к ним людям латинской веры. Образ Успения хранится в пещерном Успенском храме, а Умиления и Одигитрии - в Михайловском соборе.

Для хранения даров и вкладов в монастырь в конце XVII века была построена каменная Ризница, где ныне находится монастырская библиотека. В XVIII веке гора была облицована фасадом Успенской церкви, возведенном в стиле барокко. Увенчанный многоярусными куполами, расписанный фресками, он представляет собой лишь стену: сама церковь находится в горе. На нижней площадке монастыря находятся больничная церковь св. Лазаря, церковь во имя Сретения Господня, Братский корпус и двухэтажная Трапезная. На верхней площадке привлекают внимание необычные здесь монументальные портики и золотой купол храма Архистратига Божия Михаила Архангела, построенного в 1827 году на деньги офицеров и солдат, участников войны 1812 года. За куполами Успенской церкви на горе, среди монастырского сада расположилась деревянная церковь Всех Псково-Печорских святых, отличающаяся благородным изяществом и простотой. В настоящее время в монастыре находится 11 церквей, три из которых - пещерные. Псково-Печорский монастырь никогда не закрывался, - даже в самые страшные для Церкви годы. Послереволюционный его период не менее интересен, - монастырь вобрал в себя духовный цвет русской церкви. Сюда в 60-е годы приехали из Нововалаамского монастыря в Финляндии великие старцы, хранители духа старого Валаама, не согласные с введением в Финской Православной церкви нового календарного стиля. Здесь жил схииеромонах Сампсон Сиверс. Среди ярких личностей того времени следует ометить игумена Алипия (Воронова) - иконописца, писателя, прошедшего Великую Отечественную, оставившего после себя, кроме прочего, и замечательную коллекцию западно-европейской живописи. Много работал здесь выдающийся знаток иконы, сам блистательный иконописец архимандрит Зинон. Сейчас в монастыре 10 храмов. Традиции старческого окормления в обители продолжает Архимандрит Андриан (Кирсанов). Возглавляют обитель настоятель Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский и наместник Архимандрит Тихон. В обители проживают и трудятся около 100 насельников. Братия окормляет многочисленную паству, трудится на различных послушаниях: клирос, просфорная, кухня, пчельник, иконописная мастерская и монастырские поля. Обитель проводит широкую катехизацию: ежемесячные педагогические семинары, многочисленные воскресные школы, беседы с паломниками, обширная издательская деятельность, духовные встречи с представителями различных организаций и воинских частей.

Труворово городище

Начало Изборску положено на древнем городище, оно существовало ранее крепости на Жеравьей горе. Стоящий тут древний город занимал треугольный мыс высокого плато. Территория его невелика, но место выбрано замечательно. Городище занимает вершину холма, подножие которого уходит ко дну долины. С кручи над долиной открывается широкий простор, далее долина уходит влево, на север и там вдалеке светлеет Мальское озеро. Со стороны долины древний город был совершенно неприступен. Чтобы почувствовать его неприступность, нужно посмотреть снизу, с того места, где когда-то приставали ладьи, пришедшие со стороны Чудского озера. Мыс виден тогда особенно отчетливо, а одинокая церковка на вершине холма очень живописна.


Архитектурно-археологический и природно-исторический ансамбль Старого Изборского городища или Труворова городища VII-XVIII века, включает всебя остатки валов и каменных крепостных сооружений одного из древнейших на Руси города-крепости. Высокое мысовое городище над долиной Городищенского озера валом и рвом отделено от древнейшего кладбища, действующего и ныне.

На кладбище сохранились древние каменные плиты-подпятники крестов с выбитыми на них "вавилонами" - символическими знаками. Труворов крест. Один из крестов XV века сохранился и получил название "Труворова" по имени легендарного основателя города. "Труворов крест" примечателен своими размерами - он выше человеческого роста, имеет гордую осанку и широкие расширяющиеся крылья. Местные жители считают это место могилой Трувора. По преданию Трувор пришел вместе с Рюриком в 862 году и княжил 3 года до самой своей смерти в Изборске. В эту легенду верила Екатерина II, занимаясь русской историей, она в 1780-годах задумала изготовить серию исторических медалей в хронологическом порядке отражающих историю России. Одна из них - медаль в честь Трувора, на лицевой стороне которой— вымышленный портрет Рюрика, а на оборотной - насыпной "Труворов" курган и надпись: "Доднесь памятен", а внизу: "Трувор скончался в Изборске в 864 году".

Легендарного Трувора отделяет от времени установки креста шесть столетий. Но крест, как и огромные плиты, покоящиеся у подножия, сохраняют память о легендарном князе.

Плиты отличаются от других надгробий кладбища не только крупными размерами, но и характером старого изъеденного временем камня. Может быть, здесь находятся могилы воинов, павших за Изборск. Плиты и кресты покрыты геометрическими фигурами. Эти рисунки называли "вавилонами".

Изборская крепость

Изборская крепость и есть тот древний город Изборск, который упоминается в летописях. Городом в древней Руси называли собственно крепость — "огороженное место".

Крепость, которую мы сейчас видим, была перенесена с городища на Жеравью (Журавлиную гору) в 1330 году, как повествует летописец "Избореск бысть поставлен на новом месте", псковским посадником Шелогой.


За время своего существования она неоднократно укреплялась новыми, более мощными, оборонительными сооружениями. В плане крепость представляет собой неправильный треугольник со скругленными углами. Обращенная на запад "приступная" стена имеет форму выпуклой дуги. Площадь территории, огороженной крепостными стенами, составила 2.4 гектар , общая протяженность каменных стен доходила до 850 метров, толщина стен до 3 метров.

Башни крепости в основном круглые, надвратные башни были квадратными. Сегодня можно осмотреть башни: древнейшую Луковку, Талавскую, Вышку, Рябиновку, Темнушку, Колокольную.

В крепости, недалеко от входа, расположен Никольский собор — памятник архитектуры первой половины XIV века с более поздней колокольней. За собором, в восточной стене крепости находится Тайник — наклонная ступенчатая галерея, перекрытая сводом и ведущая к подземному колодцу, из которого изборяне брали воду в дни осад.

После присоединения Изборска к Москве внутри крепости был построен двор наместника. "Наместничь Двор" располагался близ двух церквей: Николького собора и церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, формируя средневековый городской центр Изборска. В пределах крепостных стен разещались также подворье Псково-Печерского монастыря, осадные дворы (избы горожан), гарнизон и торговые лавки.


На территории крепости проживали дворцовые крестьяне, стрельцы и позже переведенные в стрелецкую слободу на посад, духовенство и церковный причт.

В XVIII веке в крепости царило запустение, и только в XIX веке (1842), по указу имератора Николая I, был проведен ремонт крепостных стен и построена новая соборная колокольня. В конце XIX века крепость вызывала постоянный интерес у краеведов и любителей древностей. В начале ХХ века крепостные стены и башни были впервые сфотографированы и обмерены группой ученых Императорского Археологического Общества.

В наше время крепость входит в состав музея-заповедника "Изборск" и является объектом музейного показа. На территории крепости постоянно ведутся исследовательские и реставрацонные работы.

Завершаются работы по исследованию крепости, вместе с тем башни, стены, древний собор доступны для осмотра. Для обзора окружающего пейзажа сооружена современная смотровая площадки на башне Луковка. Изборская каменная крепость — музей под открытым небом служит прекрасным "действующим" экспонатом. Крепостные стены и башни стали частью пейзажа, поражая наше воображение жизненной силой, гармонией с природой, мощью. Изборск вызывал восхищение своеобразного художника Н. К. Рериха. Богатырский образ старинных укреплений вдохновил его на создание замечательных полотен, посвященных Древней Руси ("Дозор", "Тайник"). Изборск вдохновил великого режиссера Андрея Тарковского на создание лучших эпизодов фильма "Андрей Рублев".

Сегодня здесь тихо. Ничто не мешает спокойному созерцанию "сияющих громад".

Усадьба Михайловское

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина и овеянная его поэтическим гением. Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения "Простите, верные дубравы!" и кончая глубоко прочувствованными стихами "Вновь я посетил", написанными незадолго до гибели, пронес Пушкин в своем сердце любовь к родному Михайловскому - "обители трудов и чистых нег".

В июне 1825 года, в пору ссылки, Пушкин писал из Михайловского П.А.Вяземскому: "Я предпринял такой литературный подвиг, за который ты меня расцелуешь: романтическую трагедию!" Это было сказано по поводу работы над "Борисом Годуновым". Но литературным подвигом можно назвать весь михайловский период творчества Пушкина. Это был действительно подвиг, сделавший его глубоко национальным поэтом, родоначальником новой реалистической литературы, основоположником нового русского литературного языка.

В Михайловском Пушкин стал поистине "богатырем духовным". Здесь, в "деревенском кабинете", он создал драму "Борис Годунов", сатирическую поэму "Граф Нулин", антикрепостническую "Деревню", а также автобиографические "Записки", "деревенские главы "Евгения Онегина", такие шедевры лирики, как "Я помню чудное мгновенье", "Андрей Шенье", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Сожженное письмо", "Талисман", "19 октября", "Зимний вечер", "Признание" и другие, - в общей сложности более ста произведений.

Благотворное общение с местными псковскими крестьянами, с родной природой, бережное и вдумчивое восприятие устного народного поэтического творчества, глубокое знание деревенской помещичьей и крестьянской жизни помогали Пушкину находить здесь новые поэтические образы, темы, сюжеты.

О поэтическом интересе Пушкина к Михайловскому свидетельствовали его современники. Так, друг поэта И.И.Пущин в своих воспоминаниях о нем отмечает, что из-за зимней поры "не мог познакомиться с местностью Михайловского, так живо им воспетой ..."

А.И.Тургенев упоминал в письме к брату о возвращении поэта из Михайловского в 1819 году: "Пушкин возвратился из деревни, которую описал". А потом, чуть ли не через двадцать лет он же, похоронив Пушкина в Святогорском монастыре, заехал в Михайловское, осмотрел его и вскоре написал об этом своей сестре: "Я посетил Михайловское, столько раз им воспетое".

Произведения Пушкина, родившиеся в псковской деревне, с полным основанием можно назвать своеобразным его поэтическим путеводителем по сегодняшнему заповедному Михайловскому.

И во много крат возрастает их художественная сила для тех, кто побывал в заповедных пушкинских местах; кто по-настоящему ощутил любовь Пушкина к этому уголку земли - "стране родной".

Михайловское входило в состав земель, пожалованных Указом императрицы Елизаветы Петровны от 12 января 1742 года прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу за верное служение Отечеству. После его смерти (в 1781 года) эти земли были поделены между его тремя сыновьями. Одному из них, Осипу Абрамовичу, досталась по раздельному акту "деревня Устье, что ныне называется сельцо Михайловское" с деревнями. Выйдя с военной службы в отставку, Осип Абрамович последние годы своей жизни провел почти безвыездно в Михайловском, где в конце XVIII века и создал усадьбу: построил барский дом, хозяйственные службы, разбил парк.

Мать поэта Надежда Осиповна, ставшая с 1818 года владелицей Михайловского часто приезжала сюда в последующие годы со своей семьей провести летние месяцы. Здесь в конце лета 1824 года Пушкины встретили своего старшего сына Александра, приехавшего из Одессы в "далекий северный уезд" отбывать по распоряжению властей ссылку.

Долгое время, с 1866 по 1899 г.г. в Михайловском жил младший сын поэта Григорий Александрович Пушкин. Обветшавший к моменту его приезда дом он продал на слом, построив новый несколько иной архитектуры, сохранив, однако, фундамент прежнего дома. Впоследствии михайловский дом дважды горел (в 1908 и 1918 г.г.), но каждый раз восстанавливался.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. фашистские оккупанты уничтожили усадебные постройки Михайловского, похитили музейные ценности, вырубили сотни деревьев в заповедных парках. После окончания войны были приняты все меры, чтобы вернуть Пушкинский Заповедник к жизни. Уже в 1949 г., к 150-летней годовщине со дня рождения поэта, он был в основном восстановлен, тогда же открыл свои двери возрожденный Дом-музей А.С.Пушкина.

В шести комнатах Дома-музея - передней, комнате няни, комнате родителей, гостиной, столовой и кабинете поэта, - экспозиция рассказывает о жизни и творчестве Пушкина в Михайловском, о произведениях, созданных им в псковской деревне. В кабинете хранятся и подлинные вещи поэта, в нем воспроизведена обстановка, которая была здесь при жизни поэта в период михайловской ссылки. Это сделано на основании различных документов пушкинского времени, воспоминаний современников поэта, гостивших у него.

В Михайловском восстановлена система прудов, Пушкинский грот. Проведены огромные по объему и сложности работы по очистке начавшего зарастать озера Маленец. Работы по реконструкции и благоустройству продолжаются и в настоящее время.

Михайловское, как и другие музейные объекты Пушкинского Заповедника, стало крупнейшим научно-музейным учреждением по пропаганде творческого наследия великого поэта. Широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом получили Пушкинские праздники поэзии, проводимые с 1967 года ежегодно в Михайловском в первое воскресенье июня.

Сюда, в заповедные места, в старинные парки и пушкинские музеи, в "гости к Пушкину", ежегодно приходят сотни тысяч почитателей его гения. И каждый из них, входя в заповедные михайловские рощи и с каждым поворотом дороги открывая новую пленительную их красоту, как бы ждет встречи с самим Пушкиным, вспоминая его строки:


Кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Усадьба Тригорское


Михайловская ссылка закончилась для А.С.Пушкина 3 сентября 1826 года срочным выездом в Москву по распоряжению властей. И уже на следующий день по дороге из Пскова он пишет письмо П.А.Осиповой в Тригорское: "... Я еду прямо в Москву, где рассчитываю быть 8-го числа текущего месяца; лишь только буду свободен, тотчас же поспешу вернуться в Тригорское, к которому отныне навсегда привязано моё сердце".

В Тригорское из Михайловского ведет знакомая поэту "дорога, изрытая дождями", и уже отсюда, с опушки леса, открывается вид на три горы. Виден дом, украшенный портиками и колоннами, и парк на трех знаменитых холмах ... Это - усадьба михайловских соседей и друзей Пушкиных - Осиповых и Вульфов. Сюда, в Тригорское, юного Пушкина влекло уже с первого знакомства в памятное лето 1817 года:

...Быть может (сладкое мечтанье!),

Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды,

На скат тригорского холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума.

Усадьба Тригорское на крутом берегу реки Сороти возникла в 1762 году, когда по выходе в отставку государственный служащий Максим Вындомский получил за усердную службу от императрицы Екатерины II поистине царский подарок - землю в Егорьевской губе и крепостных. Позже владения перешли к его сыну - Александру, офицеру в отставке. Человек широких культурных интересов, ценитель живописи, литературы, он заложил основу оригинального пейзажного парка. Сам барский дом занимал средний из трех холмов. В 1817 году юный Пушкин и встретился здесь с дочерью А.М.Вындомского Прасковьей.

К тому времени она - глава большого семейства. После смерти мужа- Н.И.Вульфа - осталась с тремя детьми: Алексеем, Анной (Аннетой) и Евпраксией (Зизи). Во втором браке с И.С.Осиповым родились дочери Мария и Екатерина. Жила в семье и падчерица - Александрина (Алина), навещала тетку Анна (Нетти) Вульф.

В 20-е годы (на время ремонта барского дома) семейство перебралось в пустующее здание бывшей полотняной фабрики. Но особняк долго стоял заброшенным, потом в нем случился пожар. Фабричную постройку перестроили в просторный и уютный жилой дом, ставший приютом и для поэта в годы изгнания.

Прасковья Александровна (как позже и ее дочери) получила домашнее образование, воспитание, которое предписывало хорошее знание иностранных языков, литературы. Ее "не светское", деятельное участие в судьбе опального поэта во многом определило отношение А.С.Пушкина к Тригорскому. Переписка П.А.Осиповой с В.А.Жуковским, А.А.Дельвигом, П.А.Вяземским, А.И.Тургеневым в известной мере раскрывает драму жизни поэта. Для него всегда была открыта богатая библиотека, где, работая над "Борисом Годуновым", он читал "Деяния Петра Великого" Голикова.

"Вчера я посетил Тригорский замок, сад и библиотеку. Уединение его поистине поэтично, так как полно воспоминаниями о вас ...", - писал А.С.Пушкин П.А.Осиповой во время ее отъезда.

В июне 1825 года Прасковью Александровну навестила племянница - Анна Керн. И романтическое увлечение ею отозвалось вдохновенными строками - "Я помню чудное мгновенье". Впрочем, романтическая приподнятость отношений вообще была свойственна обитателям Тригорского. Сказывалось увлечение Байроном, Шиллером, Руссо, Ричардсоном, Карамзиным, Жуковским ... И пушкинские строки, адресованные "девам гор", находили у них признание.

Отзываясь на приглашение А.С.Пушкина, в июне 1826 года приехал в гости вместе с А.Вульфом его университетский приятель - Н.МЯзыков. После потрясения 14 декабря 1825 года людям, близким по духу, встреча была необходима. Память о ней - большое языковское стихотворение "Тригорское", послание к Пушкину "О ты, чья дружба мне дороже", и ответные пушкинские стихи "К Языкову".

По словам А.Вульфа, деревенская жизнь Евгения Онегина "вся взята из пребывания Пушкина у нас, "в губернии Псковской". Здесь среди друзей возникало столь драгоценное для поэта состояние души - вдохновение. Оно рождало образы Татьяны, Ольги, Владимира Ленского ...

И потому, любители поэзии издавна связывали Тригорское с "домом Лариных", который стал известен читающей России. Потомки П.А.Осиповой бережно хранили домашний пушкинский музей.

После революции, в феврале 1918 года, Тригорское (как многие другие усадьбы) было разграблено и сожжено. "Грабили и жгли крестьяне, - вспоминал очевидец, - но руководили ими два лица с уголовным прошлым".

По фотографиям и документам Тригорский дом и его интерьеры восстановлены в 1962 году. Тогда же в нём был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о тригорских обитателях и дружбе с ними Пушкина, о его стихах, посвященных Тригорскому. В 1996-1998 гг. дом-музей капитально отремонтирован, его экспозиции дополнены.

По старой традиции в доме - парадные и черные сени и буфетная. История тригорского дома раскрывается здесь в документах бывшей полотняной фабрики, старинных фотографиях. Картина, запечатлевшая старый "Дом Лариных" (худ. В.Мешков, 1916) - пролог в нашему знакомству с семейством Осиповых и Вульфов.

Обычно собирала всех вместе столовая. Шумно и хлебосольно отмечали в Тригорском праздники; о них напоминают строки "Евгения Онегина":

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод.

В день Троицы, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюды по чинам.

Перед нами - женские портреты, модные в ту пору силуэтные изображения. Взаимоотношения поэта с обитателями Тригорского преломляются в творчестве - стихах, зарисовках, письмах. В литературной экспозиции прослеживается связь Пушкина с Тригорским в течение двадцати лет. Среди гостей усадьбы Пушкин не раз встречал окрестных помещиков и остро воспринял психологический склад провинциального дворянства. "Для них не прошли еще времена Фонвизина, - писал он. - Между ими процветают еще Простаковы и Скотинины ... Это впрочем не относится к родственнику, у которого я в гостях" ("Роман в письмах"). Действительно, тригорская семья выделялась культурными традициями и в тяжелое для Пушкина время ссылки радостно приняла его как поэта. Прекрасные обитательницы Тригорского - "девы гор" ждали его новых стихов, восторженно слушали его чтение поэмы "Цыганы" и, вероятно, угадывали личный смысл поэтических строк:

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

Вот почему к семье Осиповых и Вульфов у Пушкина было особое доверие. И когда у поэта возник план побега из ссылки за границу через Дерпт (Тарту), - он доверился сыну хозяйки Алексею, не без оснований рассчитывая на его помощь. По ряду причин побег так и не состоялся, но встречи с А.Вульфом, человеком образованным, оказались весьма важны поэту, томившемуся в деревенской глуши. В кабинете А.Вульфа - его портреты разных лет; портреты друзей - А.С.Пушкина и Н.М.Языкова. Памятный ломберный столик, на нем неизменные спутники досуга - игральные карты. Старинное оружие - из такого Пушкин и Вульф (по его словам) "палили в звезду, укрепленную над воротами", состязаясь в меткости. Старинный шахматный столик - память и об онегинских строках, и о частных встречах, спорах ...

Среди книг выделяется мемориальная - с автографом А.Вульфа. Это книга немецкого философа И.Фихте "Назначение человека" (Лейпциг, 1801). Она - напоминание о широте интересов хозяина кабинета. "разговор его был прост и важен, - вспоминал поэт. - Его занимали такие предметы, о которых я и не помышлял". Позже в своих "Дневниках" А.Вульф высоко оценил "Евгения Онегина" - роман, который "почти весь написан на моих глазах". Более того, образ Владимира Ленского напоминает некоторые черты А.Вульфа. Тем не менее, главная героиня романа - Татьяна Ларина.

Память о жизни уездной барышни и женских судьбах Тригорского

"Что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные нашим рассеянным красавицам ... Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность ("Барышня-крестьянка").

В комнате - портрет Е.Н.Вульф. Отношения с нею рождали легкие полушутливые строки:

Вот, Зина, вам совет: играйте,

Из роз веселых заплетайте

Себе торжественный венец -

И впредь у нас не разрывайте

Ни мадригалов, ни сердец.

Ее имя мы встретим на страницах "Онегина". Силуэтное изображение старшей сестры - Анны: она сохранила преданность Пушкину на всю жизни. Приметы быта уездной барышни - пяльцы, девичье чтение, рукоделье. Многие памятные вещи, подаренные Пушкиным в разные годы: чернильница, ковшичек для приготовления знаменитой "жженки ромовой", IV и V главы "Евгения Онегина" с дарственной надписью: "Евпраксии Николаевне Вульф от Автора. Твоя от твоих. 22 февраля 1828 г.". И традиционный альбом:

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом ...

Тут непременно вы найдете

Два сердца, факел и цветки;

Тут верно клятвы вы прочтете

В любви до гробовой доски;

Какой-нибудь пиит армейский

Тут подмахнул стишок злодейский.

В такой альбом, мои друзья,

Признаться, рад писать и я.

В девичьих альбомах Тригорского сохранились пушкинские строки. Обмениваться альбомами и делать записи удобнее всего было в гостиной.

Продолжены начатые после войны восстановительные работы в парке. Сотрудниками заповедника собрано немало реликвий "дома Лариных". "Сквозь магический кристалл" знаменитого романа в стихах раскрывается своеобразие мужского и женского мира Тригорского. Собрание картин, книг рассказывает о жизни, интересах, взаимоотношениях людей пушкинского окружения в деревне и, тем самым, приближает к истокам его творчества.

Поэтические уголки парка - "скамья Онегина", "аллея Татьяны", "дуб уединенный" и другие - представляют сегодня не только самостоятельную ценность, но вписаны в целостный мир усадьбы, названной самим Пушкиным - "приют, сияньем муз одетый".


Святогорский монастырь

Святогорский Свято-Успенский монастырь (Святогорская лавра) находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням - чудотворным иконам Богородицы - обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал в монастырь - приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова". Так, здесь поэт услышал присказку "Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит", вошедшую в сцену "Корчмы у Литовской границы". В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии он почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное - здесь ежедневно возносится молитва "об упокоении боярина Александра со сродники". В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.