рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Историческая наука в России в 30-е гг.

Гражданская война и иностранная интервенция в 30-е гг. чаще всего рассматривались через призму событий в отдельных регионах страны. События в.Поволжье с достаточной полнотой были представлены в работах Ф. Попова. М. Буденкова. А. Валеева, В. Хрулева, П. Софинова; деятельность Г. К. Орджоникидзе и С. М. Кирова на Северном Кавказе описал И. М. Разгон; борьбу с А. В. Колчаком показали Ф. Огородников, Е. А. Болтин; сражения на Южном фронте против войск П. Н. Врангеля попытались проанализировать А. И. Егоров, К. Галицкий, И. Филиппов, Н. Евсеев, В. А. Меликов и др. Особое внимание историки 30-х гг. уделяли регионам, в которых в годы гражданской войны бывал И. В. Сталин. Например, детально исследовалась оборона Царицына, в которой он принимал участие. Этим сюжетам посвящены монографии В. А. Меликова (1938 г.), Э. Б. Генкиной (1940 г.), многочисленные брошюры и статьи. Значительная литература освещала деятельность И. В. Сталина на северном фланге Восточного фронта – монографии А. М. Федорова, А. И. Гуковского, П. И. Пылаева, статьи П. Г. Софинова.

Следует отметить, что в исторической науке30-х гг. появился ряд беспринципных придворных «специалистов». Достаточно процитировать статью Е. М. Ярославского, опубликованную в журнале «Историк-марксист» за 1940 г. под красноречивым названием «Сталин – это Ленин сегодня»: «В самые трудные моменты в жизни молодого государства в период гражданской войны товарищ Сталин становится организатором снабжения продовольствием всего населения, а затем организатором и полководцем Красной Армии и проявляет в этом деле гениальнейшие способности. Он грудью защищает Страну Советов на всех фронтах» (Историк-марксист. 1940. № 1. С. 3.). По мнению В. А. Куманева, низкопоклонство было особенно характерно для историков партии (Куманев В. А. 30-е гг. в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991. С, 87.).

В исторической науке этого периода отсутствуют сюжеты о НЭПе, однако в соответствии со сталинской идеей обострения классовой борьбы по мере продвижения вперед ее проявлениям было уделено достаточное внимание. Были предприняты шаги по изучению кронштадтского мятежа - книги О. Л. Леонидова (1939 г.) и К. Жаковщикова (1941 г.), анализировалась позиция контрреволюции - работы Л. Н. Бычкова, А. Филимонова и др.

В изучении процесса индустриализации основное внимание было сосредоточено на исследовании стахановского движения. Только за 1935- 1940 гг. ему было посвящено 4 643 работы (Очерки истории исторической науки в СССР. М., С. 472). Большинство из них носило экономический характер, однако в некоторых имелись исторические экскурсы. Стахановцам были посвящены книги А. С. Вайнштейна (1937 г.) и И. Н. Кузьминова (1940 г.). подробно рассматривалось и изменение социального облика рабочего класса России (Маркус Б. Л. Труд в социалистическом обществе. М., 1939 г.).

В 30-е гг. историко-экономическая наука практически перестала заниматься осмыслением социально-экономического развития деревни. Были опубликованы только две историко-социологические работы: К. М. Шуваев на материалах деревень Березовского района Воронежской области сопоставил аграрное развитие до и после революции (1937 г.); А. Е. Арина, Г. Г. Котов, К. В. Лосев провели аналогичное исследование по данным Мелитопольского района Запорожской области (1939 г.).

Анализ развития исторической науки в СССР в 30-е гг. позволил доктору исторических наук А. Н. Мерцалову охарактерировать сущностные черты, с выделением которых нельзя не согласиться. Он пишет: «Уже в 30-е гг. многие разделы исторической литературы были лишены научного содержания. Восторжествовали антитеоретичность, пренебрежение к методологическим, историографическим, источниковедческим исследованиям, фактографизм, беспроблемность, мелкотемье; сведение сущности явления к одной из его сторон (главным образом из апологетических и нигилистических побуждений), догматизм и цитатничество; подмена научного мышления обыденным, факта – мифологемой; персонификация и изгнание из прошлого народных масс; упрощенчество, черно-белая манера изображения; обращение к неразвитому интеллекту, к языческой культуре (культ Отца, воспевание жертвенности и пр.)» (История и историки. М., 1990. С. 100).

Российская историческая наука за рубежом. В российской исторической науке за рубежом в 30-е гг. начался процесс денационализации. Количество работ на русском языке начинает неуклонно сокращаться (даже Г. В. Вернадский и П. Н. Милюков все большее число исследований начинают писать по-английски или по-немецки), уменьшилось и число русских, славянских тем и т. д.

В осмыслении истории феодальной России несомненным лицом российской исторической науки за рубежом был Г. В. Вернадский. В 30-е гг. он опубликовал ряд монографий: «Об истории Евразии с половины VI в. до нашего времени» (Берлин, 1934); «Звенья русской культуры. Древняя Русь (до половины ХV в.)» (Брюссель, 1938); «Роlitical and Diplomatic History of Russia» (Бостон, 1936).

Г. В. Вернадский рассматривал Киевскую Русь как федерацию и в основном «свободное общество», где три элемента власти - монархический (князь), аристократический (боярский совет) и демократический (вече) – взаимон уравновешивали друг друга. Характеризуя княжескую власть он пишет, что до XII в. вокняжение определялось генеалогическим старшинством, на смену которому пришло политическое старшинство. Бояпрство в его трактовке не было элементом системы вассалитета, вече действовало «с точки зрения городских интересов» (Vernadsky G. A. History of Russia. Vol. II: Kievan Russia. New Haven, 1948. P. 177-178).

Киевская Русь в системе международных отношений являлась предметом исследования целого ряда ученых. Профессор Белградского университета Г. А. Острогорский, рассматривая проблему сходства древнерусских государственных институтов с византийскими, убедительно опроверг мнение А. А. Васильева о вассальной зависимости Руси от Византии. Сотрудник Института им. Н. П. Кондакова в Праге, доктор Д. А. Расоковский опубликовал оригинальный материал по истории черных клобуков, печенегов, торков, берендеев и половцев.

Дальнейшее развитие в 30-е гг. в российской исторической науке за руюбежом получила идея соборности. Ее теоретик и родоначальник профессор М. В. Шахматов посвятил большое исследование органам власти и управления в Московской Руси (1935 г.), которые трактовались им как благодатный общественный регулятор. Анализируя подчиненную исполнительную власть - органы принуждения (IX - XVII вв.), он приводит богатые сведения о терминологии этого института, его сходе с нормами скандинавского и славянского права и т. д.

Особое внимание в 30-е гг. русские историки-эмигранты уделяли истории церкви. Ведущим специалистом в этой области был сотрудник Чешской АН С. Г. Пушкарев. В центре его внимания оказались отношения церкви и государства, через эту призму им рассмотрены личности святого Сергия и митрополита Алексия. Весьма важна поставленная им проблема взаимоотношений мира и монастыря на Руси XIV – XVII вв. Итогом его работ явилась опубликованная в 1938 г. в Словакии монография «Роль православной церкви в истории русской культуры и государства». Реформы патриарха Никона и зарождение раскола детально исследовал М. В. Зызыкин, опубликовавший в Варшаве трехтомную монографию «Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи» (1931 - 1939 гг.).

Говоря о разработке проблем истории феодальной Роса особо стоит отметить исследования доктора Карлова университета в Праге Н. Е. Андреева по истории иконографической мысли и связанных с иконографией споров в XVI в., в которые бы вовлечены Иван Грозный, митрополит Макарий, дьяк Висковатый, Зиновий Отенский.

Несомненным достижением историков-эмигрантов явилась разработка проблем исторической географии. В частности, П. Н. Савицкий исследовал темы о вкладе русского народа географические открытия, существовании русской информационной основы сообщений С. Герберштейна, Р. Джонсона, И. Массы и др. В эти же годы профессор Л. С. Багров в Берлине опубликовал великолепнейшие исследования по истории картографии Украины, Сибири и Дальнего Востока. Интересны его размышления о «Географии» Птоломея и карте Ивана Кириллова

Среди иных вспомогательных исторических дисциплин, получивших свое дальнейшее развитие благодаря трудам российских историков за рубежом, стоит назвать генеалогические исследования Л. М. Савелова. Им были опубликованы заметки родах Шереметевых, Вяземских, Толстых, Заозерских, Изяславских-Мстиславских, Хвостовых и др.

Особый интерес представляют исследования С. Г. Пушкаревым происхождения крестьянской поземельно-передельной общины. Он считал, что в поземельном строе Московского государства XVI - XVII вв. не было никаких признаков и никаких следов... первобытного земельного коммунизма или коллективизма. Община, по его мнению, была порождена реформами Петра I о подушном обложении.

Проблемы истории крепостного права в России рассматривались в работах приват-доцента Русского юридического факультета в Праге, позднее профессора политической экономии в Харбине К. И. Зайцева. Уже в начале 30-х гг. им было опубликовано исследование крепостного земельного строя XVI - XVIII вв. и его отражения в публицистике, в частности, в трудах И Посошкова. Позднее он рассмотрел зародыш и элементы Свободного крестьянского хозяйства в русском крепостном строе периода империи, восприятие крестьянами реформы 1861 г. Своеобразным итогом его изысканий явилась серия статей «Освобождение крестьян», опубликованная в 1936 г. в журнале «Время» в Харбине.

Среди историков, посвятивших свои работы истории России XIX в., выделяется доктор Карлова университета в Праге П. А. Остроухов. Предметом его исследования стало «торговое сердце» России - Нижегородская ярмарка. Ему удалось выявить решающую роль Москвы и ее промышленности для ярмарки, раскрыть связь ярмарочной конъюнктуры с состоянием русско-китайской торговли в Кяхте, показать место на ярмарке озерной, степной и лесной областей России. Своеобразным итогом изучения Нижегородской ярмарки явилась работа о ее общей конъюнктуре за 50 лет, с 1817 по 1867 г.

Достаточно оригинально профессор А. Н. Фатеев рассмотрел проект конституции М. Сперанского, который, по его мнению, исходил из мысли, что необходимо не народ конформировать правительству, а, напротив, правительство приспособить к народу, соединив его с правительством через органы модифицированной власти.

Освободительное движение в России интересовало историков-эмигрантов слабо. Пожалуй, можно назвать лишь работу Н. С. Жекулина о ранних занятиях П. И. Пестеля политической экономией и влиянии на него идей А. Смита. Интересна интерпретация «Исповеди» М. А. Бакунина, предложенная Б. Е. Евреиновым. Он увидел в этом документе «плод спокойной мозговой работы человека» во имя достижения прямой цели - сохранения жизни и продолжения борьбы.

Советский период российской истории в исторической литературе 30-х гг., вышедшей из-под пера историков-эмигрантов, представлен довольно слабо. Наибольший интерес может вызвать лишь работа философа Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937 г.).

Н. А. Бердяев пытается разобраться в идеологии русского коммунизма, и это стремление неизбежно приводит его к творцу этого мировоззрения - В. И. Ленину. Он пишет: «Ленин империалист, а не анархист. Все мышление его было империалистическим, деспотическим. С этим связана прямолинейность, узость его миросозерцания, сосредоточенность на одном, бедность и аскетичность мысли, элементарность лозунгов, обращенных к воле. Тип культуры Ленина был невысокий, многое ему было недоступно и неизвестно. Всякая рафинированность мысли и духовной жизни его отталкивала. Он много читал, много учился, но у него не было обширных знаний, не было большой умственной культуры. Он приобретал знания для определенной цели, для борьбы и действия. В нем не было способности к созерцанию... Ленин был революционер до мозга костей именно потому, что всю жизнь исповедовал и защищал целостное, тоталитарное миросозерцание, не допускал никаких нарушений этой целостности» (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990. С. 96 - 98).

Н. А. Бердяев рассматривает большевизм как направление, которое стремилось повести Россию к социализму впереди всего остального мира, в том числе впереди более развитых капиталистических стран. Это стремление, по мысли философа, есть типологическая черта ленинизма,, порождающая сущностные характеристики установившегося в 1917 г. в стране режима: «Вся Россия, весь русский народ оказался подчиненным не только диктатуре коммунистической партии, ее центральному органу, но и доктрине коммунистического диктатора в своей мысли и своей совести» (Там же. С. 99).

Политическая система, сложившаяся в России после 1917 г., по Н. А. Бердяеву, скомпрометировала себя крайней степенью бесчеловечности, однако ока сохранила государственность. Кроме того, советская власть была единственной реальной силой, обеспечивающей защиту страны от внешних опасностей. Поэтому внезапное падение этой власти, по мнению философа, было бы не меньшей трагедией, чем ее существование.

Предложенная Н. А. Бердяевым концепция при всей ее широкой популярности не была подтверждена историческим материалом и фактически носила характер гипотезы.

В 30-е гг. в российской исторической науке за рубежом оформился целый пласт литературы, вышедший из-под пера Л. Д. Троцкого. Сам Л. Д. Троцкий назвал это время «наиболее результативным» в своей жизни. Им были опубликованы книги «Перманентная революция», «Коммунистический Интернационал после Ленина», написаны два тома биографии И. В. Сталина.

В 1932 г. в Берлине Л. Д. Троцкий опубликовал книгу «Сталинская школа фальсификаций. Поправки и дополнения к литературе эпигонов», которая представляет собой сборник написанных в разное время статей по истории партии и советского строительства. Непосредственным поводом к подготовке и изданию работы послужила шумиха в связи с 50-летием И. В. Сталина. Л. Д. Троцкий выявил сознательные искажения истории и указал на них. Он писал: «Меня не раз уже спрашивали десятки и сотни ни товарищей, почему я молчу и молчу в ответ на совершенно вопиющие подделки истории Октябрьской революции и истории нашей партии, направленные против меня. Я совершенно не собираюсь здесь исчерпать вопрос об этих подделках: для этого пришлось бы написать несколько томов. Но позвольте в ответ на ваши анкетные запросы указать на десяток примеров того сознательного и злостного искажения вчерашнего дня, которое сейчас производится в самом широком масштабе освещается авторитетом всяческих учреждений и даже вводится в учебники» (Троцкий Л. Д. Сталинская школа фальсификаций. Берлин, 1932. С. 13).

Особый интерес среди работ Л. Д. Троцкого вызывает незавершенная им политическая биография И. В. Сталина. В предисловии к ней автор пишет: «Цель этой политической биографии - показать, каким образом сформировалась такого рода личность, каким образом она завоевала и получила право на столь исключительную роль» (Троцкий Л. Д. Сталин. М., 1990. Т. 1. С. 5). Кроме того, достаточно четко просматривается задача разоблачения фальсификаций советских историков. Сам Л. Д. Троцкий указывает: «Я не думаю, что во всей человеческой истории можно найти что-нибудь, хотя бы в отдаленной степени похожее на ту гигантскую фабрику лжи, которая организована Кремлем под руководством Сталина...» (Там же. С. 17).

Л. Д. Троцкий анализирует политическую карьеру высшей и средней советской бюрократии. Он пишет: «Сталин сформировался в обстановке гражданской войны, как и вся та группа, которая помогла ему установить его личную диктатуру: Орджоникидзе, Ворошилов, Каганович и целый слой работников в провинции» (Троцкий Л. Д. Сталин. М., 1990 Т. 2. С. 52-53). Уже в годы гражданской войны И. В. Сталин, по мнению Л. Д. Троцкого, выступает объективно организатором «нового политического режима». «Он подходит к делу только с точки зрения подбора кадров, укрепления аппарата, обеспечения своего личного руководства аппарата, т. е. своей личной власти… Даше этого его обобщающая мысль не идет (Там же. С. 134-135).

Л. Д. Троцкий рисует СССР как тоталитарное общество, где правит бюрократия. Он пишет: «В Советском Союзе существует правящая иерархия, строго централизованная совершенно не зависимая от так называемых Советов и народа... Бюрократии располагает огромными доходами не столько в денежном, сколько в натуральном виде: прекрасные здания, автомобили, дачи, лучшие предметы употребления со всех концов страны.

Верхний слой бюрократии живет так, как крупная буржуазия капиталистических стран, провинциальная бюрократия и низшие слои столичной живут, как мелкая буржуазия. Бюрократии создает вокруг себя опору в виде рабочей аристократии; т. к. герои труда, орденоносцы и пр. - все они пользуются привилегиями за свою верность бюрократии, центральной или местной. Все они пользуются заслуженной ненавистью народа» (Там же С. 213).

Подобные оценки вели к тому, что работы Л. Д. Троцкого характеризовались советскими авторами негативно. В качестве примера приведем высказывание М. И. Басманова: «В 30-е годы главной частью «теории перманентной революции» становится грубый, разнузданный антисоветизм. Клевета на СССР, стремление скомпрометировать социалистическое строительство, пессимистические прогнозы относительно его перспектив были обусловлены дальнейшим смыканием троцкизма с империалистической реакцией» (Басманов М. И. В обозе реакции: троцкизм 30 - 70-х годов. М., 1979. С. 20).

Итак, в 30-е гг. отечественная историческая наука оказалась в чрезвычайно сложных условиях. Ее развитие было обусловлено в значительной степени интересами партии и государства, в результате вмешательства которых произошла унификация исторического знания и возникла тенденция фальсификации исторической реальности. В российской исторической науке за рубежом ситуация была не менее тревожной. Наметился процесс ее денационализации и растворения в традиционной западной исторической мысли.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.         Акиньшин А., Ласунский О. «Дело краеведов» Центрального Черноземья // Отечество: Краеведческий альманах. М., 1990. С. 56 - 66.

2.         Артизов А. Н. Критика М, Н. Покровского и его школы (к истории вопроса) // История СССР. 1991. № 1. С. 102 - 120.

3.         Артизов А. Н. Николай Николаевич Ванаг (1899 - 1937 гг.) // Отечественная история. 1992. № 6. С. 95 – 110.

4.         Бабиченко Л. Г. Письмо Сталина в «Пролетарскую революцию» и его последствия // Вопросы истории КПСС. 1990. № 6. С. 94 -.108.

5.         Бестужев-Лада И. В. Аморальность и антинародность «политической доктрины» сталинизма //История СССР. 1989. № 5. С. 78 - 91.

6.         Брачев В. С. «Дело» академика Платонова // Вопросы истории. 1989. № 5. С. 117 - 129.

7.         Волобуев О., Кулешов С. История по-сталински // Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М. 1989. С. 312 – 333.

8.         К изучению истории: Сб. М.: Партиздат, 1937. 40 с.

9.         Кувшинов В. О некоторых догмах «Краткого курса» // Политическое образование. 1989. № 8. С. 56-63.

10.       Куманев В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М.: Наука, 1991. 296 с.

11.       Маньковская И. Л., Л Шарапов Ю. П. Культ личности и историко-партийная наука // Вопросы; истории КПСС. 1988. № 5. С. 57 - 70.

12.       Маслов Н. Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» - энциклопедия культа личности Сталина» //Вопросы истории КПСС. 1988. № 11. С. 51 - 67.

13.       Медведев Р. А. О Сталине и сталинизме. М.: Прогресс, 1990. 488 с.

14.       На подходах к «Краткому курсу» // Советские архивы. 1990. № 4. С. 79-83.

15.       Найда С Ф , Рыбаков М. В. Роль А. М. Горького в организации издания «Истории гражданской войны в СССР» // Вопросы истории. 1958. № 8. С79-83.

16.       Ненароков А. П. Догматическая канонизация к решению национального вопроса и потери советской историографии объединительного движения // История СССР. 1988. № 6. С. 58-74.

17.       Нечкина М. В. Вопрос о М. Покровском в постановлениях партии и правительства 1934 - 1938 гг. о преподавании истории и исторической науке (К источниковедческой стороне темы) // Исторические записки. 1990. Т. 118. С. 232-246.

18.       Нильсен Е. П. П. Милюков к И. Сталин. О политической эволюции Милюкова в эмиграции (1918 - 1943) // Новая и новейшая история. 1991. № 2. С. 124 - 152.

19.       Пионтковский С. А. Буржуазная историческая наука в России. М.: Мол. гвардия, 1931. 102 с.

20.       Против исторической концепции М. Н. Покровского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. Т. 1. 517 с.

21.       Против .антимарксистской концепции М. Н. Покровского. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1939. Т. 2. 506 с.

22.       Реабилитация: Политические процессы 30-50-х годов. М.: Политиздат, 1991. 461 с.

23.       Симонов Н. Размышления о пометках Сталина на полях марксистской литературы // Коммунист. 1990. № 18. С. 71 – 78.

24.       Сталин И. В. О некоторых вопросах истории большевизма. Письмо в редакцию журнала «Пролетарская Революция» // Соч. Т. 13. С. 84 – 102.

25.       Сухарев С. В. Письмо И. В. Сталина в редакцию журнала «Пролетарская Революция» (1931 г.): Его политические и историографические последствия // Историко-партийная наука на современнее этапе развития советского общества. М., 1989. С. 52 - 71.

26.       1937 год. Институт Красной профессуры // Отечественная история. 1992. № 2. С. 119-146.

27.       Чапкевич Е. Страницы биографии академика Е. Тарле // Новая и новейшая история. 1990. № 4. С. 31 – 54.

28.       Якушев С. В. Центральный партийный архив в 30-е годы // Вопросы истории. 1991. № 4/5. С. 25-33.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.