рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История образования Томска


Все, что мог сделать русский человек в Сибири,

он сделал с необыкновенной энергией, и результат

 трудов его достоин удивления

по своей громадности…

Н.М. Ядринцев

Заключение

Из глубины веков обращены к нам слова неистового реформатора Петра Первого: «Время подобно железу горящему, которое, ежели остынет, не удобно к кованию будет». Они многозначны – эти слова. Можно воспринять их как узорную метафору и только, но можно углядеть в них нечто большее – совет не успокаиваться, дерзать, действовать, иначе не удастся направить раскаленный металл времени в нужное русло.

Томск меняется и развивается очень быстро. Томск – прогрессивный город. Город, где многие мечты можно воплотить в реальность…

За несколько веков своей жизни Томск очень много сделал. В Томске появилось много новых профессий – бурильщик, оператор нефтяных скважин, монтажник управления буровых работ, инженер обустройства месторождений и другие. Томичи – нефтедобытчики летают на работу самолетами за 700 и более километров. Их рабочая вахта длится две недели. Затем они возвращаются домой, а им на смену в таежные дали Васюганья отправляются другие.

Московский институт Гипрогор разработал генеральный план развития Томска на длительный период. Этот план стремительными темпами претворяется в жизнь.

Выросли новые микрорайоны на Иркутском тракте и Каштанке, преображается проспект Фрунзе и другие районы города. Проложены комплексы уникальных сооружений дальнего тепло- и водоснабжения. Благодаря этому в квартиры томичей пришла вода из подземных источников. Переоборудованы многие дороги, реконструированы скверы, памятные места – всего и не перечислишь.

Все это – забота текущего дня. Они конкретны и значительны, они, если так можно выразиться, материальны, а потому справедливо выносятся в первые строки любых отчетов и рапортов. Но есть у Томска и иные заботы – сохранить свое историческое лицо, свои творческие традиции статус Сибирских Афин – старинного культурного центра.

Многое в этом отношении уже сделано, многое делается.

Томск прошел путь в 400 лет, чтобы вступить в пору зрелости. А зрелость, конечно же, наиболее плодотворна и долговечна. У нее твердый шаг и чуткая душа.

Каким станет Томск? Было время, когда этот вопрос ставился преимущественно на деловых собраниях, людьми, ответственными за решение           тех или иных конкретных задач. Ныне заинтересованными стали все горожане – независимо от возраста, рода занятий. Они охотно обсуждают будущее Томска не только с товарищами по работе, родными и близкими, но и с новыми знакомыми, гостями города. Обсуждают с гордостью, с горячей заинтересованностью, с желанием знать как можно подробнее его историю, самому сделать что-то полезное, нужное. Город не только географически, но и духовно объединил их, сделал единомышленниками, соратниками.

Существует остроумное высказывание: «Сорок лет – старость юности, пятьдесят – юность старости».

Томск многолик, неповторим. О нем созданы многочисленные легенды, прозаические и поэтические произведения. Из высказываний о нем, вероятно, можно было бы составить яркую, поучительную книгу. В нем есть все, что необходимо душе и разуму. И немало прекрасных учеников воспитал старинный научный, студенческий, рабочий Томск, многих еще воспитает. Вот почему у него такое молодое и мужественное лицо.


Список литературы

1.         Заплавный С.А. «Рассказы о Томске» – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984. – 416 с., ил.

2.         Зобачев И.Г. «Сибирь в первую Русскую революцию 1905-1907 гг. Изд.: Новосибирское книжное издательство, 1955 г.

3.         Резун Д.Я., Васильевский Р.С. «Летопись Сибирских городов»

4.         Федотов С.П., Черненко А.К. «Гордость Томска» – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1982.-284 с., ил.


Приложение

Летопись Томска начинается именем Тояна. О том, кто это такой мы узнаем из грамоты: «от царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии в Сибирь, в Сургутский город, Федору Васильевичю Головину да голове Гаврилу Ивановичю Писемскому. Бил нам челом Томские земли князек Тоян, что б нашему царьскому величеству его Тояна пожаловати, велети ему быти под нашею высокою рукою и велели бы вотчине его Томи поставили город. А место де в Томи угоже и пашенных людей придут к нашему царскому величеству, и ясак учнут платити. А которые де будет около гото города наши непослушники и он, тоян, учнет про них сказывати и приводити их под нашу царьскую высокую руку…»

Смутно было на Москве в ту пору, когда писалась эта грамота. В посадах за кремлевскими стенами звучали «поносные речи» на царя, на придворную знать, а в Кремле сеяли смуту бояре, напуганные малыми послаблениями, которые дал мужикам Годунов, недавним походом на Москву мятежного атамана Хлопка. Свозили царевы «охоронники» на грозную расправу последних изловленных бунтовщиков – «разбойных казаков» и примкнувших к атаману крестьян, русь еще стонала от великого голода и мора, случившихся год тому назад.

Растерянность, не свойственная ему прежде, охватила Годунова, предчувствие близкого конца. Таяли телесные силы, а вместе с ними уходили душевные. И всегда-то он любил уединение, доверял только самому себе, а теперь и совсем замкнулся, стал нелюдимым, подозрительным, желчным. Далеко не всех знатных челобитчиков жаловал царь своим присутствием, но, узнав про Тояна, обрадовался, велел принять с почестями, да не где-нибудь, а в Грановитой палате. Приезд сибирянина – хорошее предзнаменование: значит, не все еще потеряно…

Пожалуй, так именно радовался Иоанн IV Грозный, когда в пору неудач в затяжной Ливонской войне объявился в Москве посланник Ермака атаман Иван Кольцо с товарищами и возвестил: в 1582 году пала столица Сибирского ханства Кашлык[12], позже – Искер, “старое городище”, Кучум разбит, а Ермак просит направить в новые земли государевых воевод и служилых людей. Окончательно рухнуло, “разбилось на мелко” монголо-татарское иго.

С тех пор минуло 22 года, и все это время – сначала при Иоанне Грозном, затем при его блаженном сыне Фодоре – Годунов, как мог, пекся об укреплении сибирской вотчины, самой богатой на Руси, старался всячески упрочить ее мощь, расширить пределы. Уж при своем царствовании и подавно. Ведь Сибирь – опора, помога в черный день опустошительной войны и предательской боярской шатости, защита государству, его незыблемая крепость. Кто знает, может, близок час, когда придется укрыться за ее неприступными стенами, не прося об убежище Англию, как когда-то Иоанн IV…

Совсем неслучайно на второй год своего царствования Годунов издал указ: в 1600 ясака с народов Сибирских не взыскивать. Пусть почувствуют: времена Кучума безвозвратно прошли, иная жизнь настала, без страха и притеснений для всех взятых «под крепкую царьскую руку», под его, государя, заступничество.

Ждал, ох ждал Годунов, когда пойдут к нему из Сибири такие как Тоян, просители. Наконец-то исполнилось заветное желание. Значит, не ошибся он в своих надеждах и ожиданиях, не зря на новые земли столько сил положил…

Дружески встретил татарского князька царь Борис, милостиво принял «поклонных соболей», да горностаев, да «бобров добрых», поднесенных «в почесть», ответно одарил английским сукном, венецейкой[13], адамашкой[14], а «на венец» решил наградить достойно за доставленную радость: «Великий государь…их пожаловал, велели у них в их земле в томи поставити город и велели их от недугов от дальних земель всем оберегати, что б им ни от кого насильства и обиды никоторые не было, и ясака с них до своего государева указу имати не велели, а велели их беречи и льготить им во всем».

Лютые январские морозы сковали Москву-реку, загнали в тепло все живое, но, обласканный Годуновым Тоян, выступая «зимним ходом» в обратный путь, не чувствовал холода. Позади затяжные сомнения и тревоги: бить челом русскому царю бобрами, соболями, лисицами, стать ли его подручником или повременить еще.

Разор и вражда давно уже пришли на землю эуштинцев[15]. Сосед с севера – князец Евага и сосед с юга – князец Басандай надумали урезать промысловые угодья Тояна, перераспределить данников и пастбища. С того задоры и начались.

Это бы еще не беда, с ней можно справиться, если бы не чинили «воистых» притеснений соседи дальние – кочевые киргизы из Алтысарского княжества[16], калмыки, белые[17] и черные[18], умаки, теленгуты и другие набежники. Пожгут, позлобствуют, отгонят к себе ясырь[19] и погромные животы[20], чтобы затем «ежегод» объезжать с «мирными поборами» своих кыштымов[21].

Русские тоже на прибранных к себе землях ясак в казну царя своего установили, но не такой безжалостный, как степняки. Разные среди них есть люди – злые и добрые. Добрые – те ермаковской закваски, богатыри. О них слава по сибирским пределам как об освободителях идет: «Добро пришли, добро встречены…»

Подружиться бы с русскими, встать против многих обидчиков из немирных землиц общей силой, да боязно недобитого под Кашлыком бухарской коварной крови хана Кучума, чингисита. Давно пало Сибирское ханство, а он, старый слепнущий властелин, все еще бродит по своим бывшим владениям, как медведь-шатун, беснуется, запугивает расправой черных улусных людей, засылает к ним в свой черед есаулов[22] и даруг[23]. А вдруг да соберется с силами Кучум, окажется оборотнем, повернет русских вспять?

Нет, не повернул, напротив, приблизил свое окончательное падение. Случилось это на исходе лета 1598 года в двух днях пути от озерка Ика, там, где прямою дорогою в Обь уходить Ирмень. На разгромном бою с русскими, как донесли Тояну дружелюбные к эуштинцам чаты, у Кучума пало шесть князей, десять мурз, сто лучших воинов, еще пять десятков взяты в плен и повешены, заневолено восемь ханских жен, восемь дочерей, две невестки с пятью внучатами хана. Пленное семейство Кучума отправлено в Москву, а сам он лисицей бежал в степи, к калмыкам, и там, не без наущения из Бухары, убит. Нет теперь грозного властителя, нет двоевластия. Нашла сила на силу, подняла всю Сибирь на ноги.

Обрадовали те события Тояна и вместе с тем испугали. В стане русских тоже нет единства – одни поднимаются на других, «большие люди» творят пакости своими неписаными указами да алчностью. Как бы тут не попасть из капкана в капкан, не растерять насовсем свои землишки и подчиненных.

Медлил эуштинский князь, выжидал, присматривался, терпел алманные набеги степняков и мелкие укусы Еваги и Басандая. Рызумны посулы царя Бориса, да не всегда они оборачиваются разумным делом. Вот уж и чаты, и барабинцы поверили им, вошли в русское подданство. Ну что ж, каждый своим умыслием живет. Главное, не торопиться, не пускать хвост впереди глаз.

В 1602 году кызылы[24] и темерчинцы сообщили Тояну, что русские поставили деревянную крепость на берегу Кети. Сильны они, выносливы, ясак требуют терпимый, зашли на многие земли и речки вокруг, скоро к Томи поднимутся. Не лучше ль хорошая дружба, чем плохой мир?

И Тоян решился. Прогадал или не прогадал, будущее покажет. Если верить обещаниям Годунова – не прогадал…

…Долог зимний путь. Поскакал по нему Тоян с царскими поминками[25], да не как-нибудь, а в крытых санях с царской свитой. Впереди – посыльный с дорожными грамотами от Годунова. Главная из них писана в Сургут воеводе Головину – чтобы встретил путника любезно; напоил и накормил как дорогого гостя, про государевы милости, дарованные томским татарам, напомнил и здесь, на сибирской земле, привел бы его к шерсти[26] на верность русскому государству. Далее из грамоты следовало, что не только встретить, но и проводить Тояна надобно хорошо, а главное, отрядить с ним «служилых людей сколь будет человек пригож, смотря тамошнему делу…что б им тех мест где поставить город и пашенных мест и всяких угодий…размотрети всякими обычаи и где на то городовое дело имати лес…и на которой реке, и сколь велика река, и сколько пашенных мест, и какова земля, что никаких угодий».

В точности исполнил Головин распоряжение, составленное «на Москве…генваря в 20 день»: угостил князька «чем сумел», неспешно расспросил о Москве, о дороге, потом вывел на люди – для присяги. Стали в караул подле разостланной на снегу медвежьей шкуры три служилых человека, выждали, пока падет на нее коленями Тоян, пока стихнет все вокруг, изготовясь к обряду.

Воевода дал отмашку, и сразу же первый из казаков поднял над непокрытой головой князька обнаженную саблю с вздетым на острие посоленным хлебушком, второй с выражением зачел начальные строки клятвенной записи, а третий тут же эти строки перетолмачил князьку: «Аз, Тояш Эушта, даю шерсть государю своему…»

Тоян подхватил запев, потом долго вычитывал нескончаемую «титлу»: «всея Руси самодержцу, Владимирскому, Московскому, Новгородскому, царю Казанскому, царю Астраханскому, царю Сибирскому, государю Псковскому и великому князю Смоленскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и иных, государю и великому князь Нова-города, Низовские земли, Черниговскому, Рязанскому, Половецкому, Ростовскому, Ярославскому, Белозерскому, Обдорскому, Кондинскому и всея северные повелителю и государю Иверские земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств государю и обладателю, по своей басурманской вере, на том, что быть мне, Тояну, под его государевой высокой рукою…»

День выдался морозный, белый, но разгоряченный присягой Тоян не почувствовал холода. Вслед за переводчиком он все возвышал срывающийся голос: « А буде мы, эуштинские люди и я, Тоян, не учнем великому государю служить и прямить и во всем добра хотети…а нам бы, за нашу неправду, с женами и детьми и со всеми своими людьми помереть голодной смертью…и чтоб нас, за нашу неправду, государская хлеб и соль по воде и по земле не носила…»

Повторив затворные слова шертоприводной записи, Тоян снял с сабли посоленный хлеб, несколько раз надкусил его, приложил руки к сердцу, потом воздел их вверх и от себя добавил: «А не сохраню слово, ссеки мою голову эта острая сабля».

«Аминь!» – заключил второй казак и поднес Тояну запись – рукоприложиться. Князек с достоинством нарисовал, где просили, родовое клеймо и, надев меховую шапку, пошел следом за Головиным в воеводские хоромы – к праздничному столу. Им еще предстояло договориться о делах текущих и будущих.

Недолго задержался Тоян в Сургуте, Головин поспешил отправить его с разведкой в Томскую вершину – пусть время не ждет.

Приветливо вышли навстречу главе своего племени и его спутникам эуштинцы, разложили на снегу костры, начали сносить в гостевые юрты мороженную ягоды, белую рыбу, тушки белок и таежной птицы, лосятину, медвежатину, отборные кедровые орехи, сварили похлебку из сухих луковиц сараны, завели песни, готовясь к пляскам, украсили себя причудливыми наголовниками[27].

С любопытством разглядывали томских татар сургутские служилые люди: народ на вид вроде бы памятный – мужчины коренастые, смуглолицые, черноглазых больше, но есть и сероглазые. Одеты в нагольные шубы шерстью внутрь, в катаную обувку под вид бескаблушных сапог; рукогрейки теплые, штаны ровдужные[28]. Те эуштинцы, что побогаче, ходят наособицу. Их сразу отличишь - и по разговору, и по наряду. Шубы на них лисьи или бобровые, с опушкой из выдры и других ценных мехов.

Женщины и девки племени многокосы, миловидны, носят большие серьги в ушах, а по одежде навешивают одекуй[29] и жемчуг азиатский, драгоценные камни, у кого есть.

Как станут есть эуштинцы, первый кусок непременно в огонь бросают, первый глоток на угли отплескивают – с духом огня пропитанием своим делятся, чтобы зла на подданных своих не держал, сопутствовал во всем удачей.

Жилища Тоянова городка все больше полстяные[30], подстилки и покрытия в них сплетены из бересты или сшиты из шкур. Ложа для отдыха невысокие, сделаны из дерева, на них высятся мешки из кожи, набитые сухой травой или шерстью, - это подушки и матрацы. Одеяла жаркие, овчинные. Ткани диковинные, собственного производства – из волокон крапивы и дикорастущей конопли. Посуда вырезана из дерева или искусно вылеплена из глины. Много мелкого коробья из бересты. Что надобно, посажено на клей из осетровых рыб, держится прочно, не отпадет – будь то надевка или домашняя утварь.

По оружию понятно: эуштинцы – природные охотники и рыбари. Какого только вида и назначения стрел у них не увидишь. Вот эти, с деревянными набалдашниками, для охоты на ценного зверька – оглушить оглушать, а меха не испортят. Эти, с узкими наконечниками из лосиной кости, хороши для похода за крупной дичью, этими сподручно колоть рыбицу. А эти, с полым костяным шариком у острия, свистят при полете. Заслышав тот свист, сохатые и олени останавливаются – вместо того, чтобы бежать прочь. Для разных стрел и колчаны разные. Луки заботливо убраны в лубье, разукрашены отличительными знаками. Рядом с оружием ждут своего часа сменные лыжи, подбитые конской шкурой. На них самый глубокий и рыхлый снег не страшен.

Но особенно поразили сургутских разведчиков железные котлы, таганы, стремена, удила, корнекопалки. Откуда в такой глуши редкий металл? Татары доверчиво объясняли: обменяли прямой или немой торговлей у кузнецких людей[31] на «мягкую рухлядь» – шкурки соболей, бобра, белки. Выделывать кожу, обрабатывать шкурки зверей – работа наследственная, почетная. Самим в ней большая нужда, да и для отношения к соседям весьма надобна. Черные и белые калмыки при доброй настроении дают в замен «воинскую сбрую»: латы, бумажники[32], панцири и шлемы, наручи и даже сабли, кузнецкие татары – топоры, железную посуду, наборные пояса, наконечники для стрел. Торговые и военные русские люди тоже иногда забредают – у этих есть все, были бы шкурки.

Сургутяне интересовались, что такое «немая» торговля. Эуштинцы ответствовали: очень просто – привези в условленное место свои товары, оставь их на время, потом вернешься посмотреть, что положено против них; доволен будешь – бери, нет – снова отъезжай, жди, не прибавится ли к ним еще что-то; торгуйся, уступчивых с этих местах уважают плохо. Даже с врагом, которые опалился на тебя с помощью мена разговаривать сподручно. Можно, например, за два сорока соболей[33] выкупить полоненника из родичей или собственного данника в чужое пользование передать. Да мало ли…

Разговорам и «скаскам», удивлению и радостным открытиям посланцев Головина в тот день не было конца. Угостили непривычных к хмелю эуштинцев вином. Успокоились запоздно, зато по утру без промедление за указанное им воеводой «тамошнее дело»: прошли на лыжах вверх и вниз по закованной в лед реке, перебрались на противоположный берег и там обрыскали каждый взгорок, каждую низминку. Тоян розыскам не препятствовал, но когда дошло до него слово, указал на заречный глядень, гористо поднявшийся над Томью напротив его городка. Там эуштинцы пасли летом лошадей, брали крапиву и коноплю для пряжи. Чем не угожее место для крепости? И высокое и широкое, и к реке близкое! Как только снег сойдет, зазеленеет оно травами, станет приятным глазу, наполнится красками и запахами. Всего 60 верст отсюда до разливистой Оби. Соединить она новую крепость с Сургутом и Тобольском, пустит сюда торговые и прочие дощаники, каюки, кочи, приблизит к Москве…

Убедил-таки Тоян царевых разведчиков: после недолгого колебания сдали они окончательные чертежи местности, а заодно «роспись подлинную дороге» от Сургута до Тоянова городка и с тем спешно отправились восвояси.

Головин, наскоро обозрев чертежи и дорожную роспись, тут же переправил их в приказ Казанского и мещерского дворца, ведавшего в ту пору на Москве не только Поволжьем и Приуральем, но и нарождающейся Сибирью, а дьяк Нечай Федоров донес «спешные бумаги» государю. И породили бумаги те новые грамоты и наказы Годунова. С одной из них, не жалея коней, бросились гонцы в Тюмень, и вот уже тюменский голова Алексей Безобразов призвал к себе атамана Дружину Юрьева, велел ему спешно отобрать 50 лучших стрельцов и казаков, двух пушкарей, «пищаль скорострельную, а к ней 200 ядер железных да 300 ядер свинцовых, 10 пуд зелья, 10 пуд свинцу» и, не мешкая, выступись со своим отрядом в Сургут под начало казацкого головы Гаврилы Ивановича Писемского, с которым предстоит ему « в Томской волости поставили город».

Поскакали гонцы дальше, в Тобольск, к сибирскому воеводе Никите Пушкину и вот уже при его поддержке письменный голова Василий Фомич Тырков, дослужившийся до чина сына боярского в дополнение к полусотне Юрьева готовит свой отряд из тоболяков и пелымцев, из «юртовских татар и березовских остряков». Ему предстоит присоединиться к Писемскому также в Сургуте, чтобы стать соначальником.

В конце марта дошли царские грамоты и до Сургута. Деятельно начал готовиться к походу Гаврила Писемский – велел рубить дощаники и каюки на 120 душ, запасать продовольствие и снаряжение «про свой обиход», послал к остятскому князю Онже Алачеву просьбу участвовать в походе. Тот ответил, что приведетна Томь «сухим путем» сто своих воинов – сверх того, что соберет по острогам казацкий голова.

Как только сошел на Оби лед, грузовые дощаники и маневровые каюки Писемского и Тыркого с вожами[34] из эуштинцев тронулись в путь. Пришлось подниматься на греблах против весеннего полоема, соблюдая царский наказ: «Идти из Сургута Обью рекой в Томскую волость с великим береженьем и сторожи и караулы около себя росписать…чтоб собравься сургуцких верхних волостей изменники, пришед безвестно, которые порухи учинили…»

Имена немногих участников того похода дошли до нас. Среди них имена градостроителей, уставщиков над рубленниками[35], специально присланных в Сургут из Москвы, - Назара Заева и Дениса Кручинки, мастеров Терентия Вершинина, Василия и Семена Поломошных, Степана Алпатова, Аркатева и других, Среди служилых людей выделялся своей силой и бывалостью казак Гаврила Иванов. А служил он с тех пор, как с «Ермаком взяли Кучума царя с куреня збили».Затем под началом воеводы Назарья Изъединова брал в плен сына Кучума князя Алея, пытавшегося силой возродить Сибирское ханство, участвовал с воеводой Андреем Воейковым в окончательном разгроме Кучума на Ирмени, ставил Тюмень, Тобольск, Тару, Пелым, а теперь вот заверстан благодаря своему послужному списку на градостроительство в земли князька Тояна…

Нелегко дался водный переход отряду Писемского и Тырхова, однако в начале июня их дощаники пристала к Тоянову городку на Теной Реке (так называли Томь за горную чистоту ее воды, не замутненную, как Обь, песками и глиной, первые насельники этих мест – кеты).

Гаврила Иванов вспомнил: Тобольск строили из лодейного леса. Семнадцать лет назад вот так же пришли под командой письменного головы Данилы Чулкова на новое незнакомое место, разобрали на доски свои лодьи и струги и соорудили из первую городьбу. Может, и теперь так?

Писемский не согласился: иные времена, леса вокруг вон столько, сила собралась большая – хватит и от степняков отбиться, и город поставить. Распорядился – людей Тояна и Онжи Алачева отправить на копку земли, валку и вывозку леса, на подсобную работы. На строительство же отобрать самых бывалых и опытных в городовом деле умельцев.

Стремительно росла пятнадцатая по счету сибирская крепость[36].

Уже к новому, 7113 году, то есть к 7 октября 1604 года по новому стилю, ее сооружение в основных чертах было завершено. Воскресенская гора[37] на главном оборонном выступе своем ощетинилась острогом – стеной заостренных кверху бревен. Стену эту продолжила деревянная изгородь, составленная из 53 двухэтажных срубов – городен, засыпанных землей и камнями[38], с козырьками, стрельными окнами[39], внутренними проходами для стрелков верхнего и подошвенного боя, калитками для «выласок» во время осады. Меж пряслами из нескольких городен поднялись три глухих и две воротных башни[40], каждая до 6,5 метра высотою со смотрельнями[41] и волоковыми окнами для пушек-пищалей. Наподобие сторожевых башен врублены в нее балки[42] съезжая изба и воеводские хоромы с горницами и сенями. Что до государевых погребов, складов и житниц – для хранения оружейных припасов, зерна, соли и зелья[43], то для их безопасности пришлось поставить внутри, опять-таки без единого гвоздя[44]. Окна съезжей избы затянули бычьей брюшиной, изготовили для «отдыхов» нары, вбили деревянные колья для одежды и оружия, поставили глинобитную печь из трубы, отгородили клеть палача[45].

Но, пожалуй, главным сооружением в остроге стал деревянный, спешный главным сооружением в остроге стал деревянный, спешно сложенный в остроге стал деревянный, спешно сложенный на лобном месте храм живоначальной Троицы с двумя приделами. Поставлен он был в честь Бориса Годунова и его сына Федора, а наречен именем Феодора Стратилата, Бориса и Глеба.

Да и то, как же в новой земле без собственного храма? Само собой, русскому человеку тяготно без бога, но еще тяготней без «отца душевнова и распорядителя». Кто, как не он, узаконит рождение ребенка, скрепит брак, отпоет перед погребением «палого», удостоверит договор, примет покаяние, восхвалит или предаст анафеме заблудшего? Кто, как не он, знает толк в грамоте, умеет прочесть не только евангелия толковые, постные и цветные триоди[46], новый и ветхий заветы, общие и месячные минеи[47], апостолы, псалтыри, библии, часословы и другие «возвышенные» книги, но и деловые бумаги, «азбуки печатные в переплетах и тетратех», истории путешествий и «придворного поведения» и «прочая и прочая»» Он – власть не только духовная, но и юридическая. И захочешь без него обойтись, не обойдешься.

На славу удалась крепость. Лишь на севере остался естественный выход к таежным урманам, три остальные стороны защищены от нападений крутыми склонами. Передний тын глядит сверху на песчаный наволок, уходящий к Томи[48], противоположный – на топкую низину[49], на юге крепостным рвом змеится Ушайка, усиленная чесноком[50]. По-над Ушайкой обрыв – будущий Обруб[51].

Приказал Писемский, принявший на себя до особого государева указа обязанности воеводы, выкатить на башни пушки, выставить караулы из служилых людей, и зажил новый, самый отдаленный на Руси город напряженной, исполненной трудностями и лишениями жизнью.

Последней водой увел назад часть отряда атаман Дружина Юрьев. На смену его казакам и стрельцам перед весной прибыла в Томск первая партия переселенцев из сибирских пределов, а также из Перми, Вологды, Великого Устюга, Великих Лук, набранная государевым прибором[52]. Вместе с ними пришли охочие люди - выкликанцы[53].

Кануло в прошлое то недалекое, счастливое для крестьян время когда давали им с собой на новые земли «по три мерина добрых, да по три коровы, да по три козы, да по три свиньи, да по пяти овец, да по два гуся, да по пятеру куров, да по два утят, да на год хлеба, да соху со всем для пашни, да телегу, да сани, да всякую житейскую рухлядь, да еще на подмогу по двадцать пяти рублев человеку». Изворотливее стали царевы наместники в сибирских вотчинах, хитрее, наивничали: как-де доставишь за тысячу верст бездорожья этакое хозяйство? А потому переселенцы в Томск прибывали все больше налегке – одиночки лыжным походом с котомкой за плечами да с денежным вознаграждением в кармане. Но были и такие, что ехали в санях, с детьми, с домашним скарбом. И те, и другие везли тревожные вести: зешевелились-де порубежными шведы и ляхи, выступили войной за Москву, взяли Чернигов. А ведет их беглый двадцатилетний чернец из Чудова монастыря Гришка Отрепьев, сказавшийся царевичем Димитрием, сыном Грозного Иоанна. Если верить ему, не убит Димитрий в Угличе подосланниками Годунова, выжил за святыми стенами. А силы теперь под ним великие – иноземцы, да бунтовские казаки и гулящие люди из разбитой ватаги атамана Хлопка, да запорожцы, да голытьба. И наобещал новоявленным царь ляхам за помогу против Годунова сдать на вечное пользование и вольное пограбление Сибирь. Недолго уж осталось дать того часа.

Словно в подтверждение слухам, докатилась на Томь «мертвая грамота» на Годунова – представился царь Борис со своим семейством[54], на троне Самозванец.

Воевода Писемский решил остановить пересуды и беспокойство своих подданных делом: велел мастеровым делать сохи и бороны, договорился с Тояном, что эуштинцы продадут переселенцам за царево «серебро» лошадей, обучат их рыбачить и охотничать, помогут корчевать тайгу под «государево поле».

«Земельные люди» высмотрели пашню на Юрточной горе[55] и Подгорной елани[56] и начали готовиться к первой посевной.

Но разнеся по городу новый слух: затеял напасть на Томск алтысарский Номча, начальный князь Киргизских земель, а «ходу» от его стойбищ всего «семь ден и людей у него тысяча человек». На уран[57] алтысарца подымаются Езерское княжество во главе с Немеком и Алтырское во главе с Абраем. И подговаривает тот Номча влиться в набег людей Басандая, хочет вернуть себе бывших данников, взять богатую военную добычу – алман. И Басандай уже поддался на упросы степняков.

Слух оказался верным.

Не растерялся томский воевода: велел казакам взять под стражу Басандая и других изменных соседей, выслать воееные отряды в земли киргизов. Номча и Басандай в руки служилым людям не дались, зато были взяты заложниками их «лучшие люди». Угроза большого набега миновала. И все же время посевной выставил Писемский вогруг Подгорной елани дозорные команды, а землеробов велел отправлять в поле оружными.

Много волнений выпало в тот год на долю томичей и эуштинцев. Но осень вознаградила их великой радостью – радостью первого, необыкновенно щедрого, полновесного урожая. Что в сравнении с ней невзгоды и смена царей на «яремной Русии», недоверие и «охранная» вражда местных племен? Вынянчить в неведомой дотоле земле первый хлеб – это значит породниться с ней, пустить крепкие корни. Год от года будут становиться эти корни крепче. Умножится, обретет настоящую силу город, станет не последним среди важных и заметных городов в Русском государстве. Во имя этого стоит жить и работать, закладывать все новые и новые пашни, ставить вокруг Томска «хлебные поселения» – для города, а если можно, и для себя.

Не знали и не могли знать в ту пору Терентий Вершинин, братья Василий и СеменПоломошные, Аркатьев и другие первостроители Томска, что вскоре выселятся за крепостные стены, поставят в Притомье собственные заимки, а те со временем вырастут в деревни и сохранят для потомков их имена – Вершинино, Аркатиева[58], Поломошная…

Не знал и Тоян, что имя его войдет в многочисленные народные сказания, что не только доброй строкой помянут его потомки. Они припишут ему черты найманского хана Тояна, владения которого некогда простирались от верховий Иртыша и Оби до истока Селенги. В 1204 году, в борьбе за сибирское владычество, одолел этого Тояна его могучий сосед Темудзин[59]. Разбитые, но непокоренные телеутские племена найманов и очу бежали в низовья Иртыша к реке Сибирке[60]. Позже люди из племени очу – эуштинцы, чернореченские и чатские татары, под натиском Кучума, стремившегося обратить своих данников в мусульманскую веру[61], откочевали в Притомье и на Северный Алтай. Но где бы они ни были, чем бы ни занимались – везде видели обиды, неправды, унижения от родовой знати, от поместных князьков и сибирских ханов. А потому весь гнев за голод и нужду выплеснули они в своих сказаниях на Тояна.

Одна из таких легенд повествуют: семь жен было у сибирского хана Тояна, но ни одна из них не смогла родить ему наследника. И тогда он велел закопать их в землю живыми. Оставил при себе только красавицу Тому – не поднялась на нее рука. В неприступных горах Алатау построил Тоян дворец-тюрьму для Томы, украсил драгоценными камнями и золотом. Только горные орлы знали путь к тому дворцу да молодой пастух Ушай, раб хана.

Нищ был Ушан, но горд душою. Замыслил он поднять против Тояна таких же, как сам, обездоленных и гордых. Поверили они ему, пошли за ним.

Неуловим хан, крепка вокруг него охрана. Лишь возле убежища любимой жены Тояна нет ее. И решил Ушай подстеречь Тояна здесь, в его горных владениях.

Часто пригонял свое стадо под стены дворца молодой пастух, ударял по струнам кобыса, пел собственные песни, а сам высматривал, где удобнее проникнуть в крепость. От песен Ушая застывали орлы в небе, стихал ветер, распускались цветы, а красавица Тома плакала. Смутные желания и чувства сжимали ее грудь, рождали несбыточные мечты.

В один из приездов Тояна Ушай со своими людьми дождался ночи и проник в его покои. Но ошибся дверью.

Узнала красавица Тома молодого пастуха, тихо запела, подражая ему, ласково протянула руки, и Ушай забыл, зачем пришел во дворец, ослепленный жгучими глазами незнакомки, упал в ее объятия…

С той поры отвернулись люди от Ушая. Куда бы ни ступала его нога, все превращалось в песок, к чему бы ни прикоснулись руки – оборачивалось камнем. Потому что у измены нет оправданий.

Постепенно окаменел Ушай, но не окаменело его сердце. Из потухших глаз все текли и текли слезы стыда, ненависти, любви, сливаясь в мощный поток, раздвигали желтую корку земли.

А Тоян, узнав об измене жены, острым копьем ударил ее в грудь. Горячей волной хлынула кровь красавицы Томы навстречу слезам Ушая. И там, где два потока соединились в одно, зародился город Томск…

Однако дошли до нас и другие легенды.

…На высоком берегу большой сибирской реки стоял хорошо укрепленный городок храброго князя эуштинцев Тояна. И родился у Тояна сын – Ушан. С детских лет рос он бесстрашным и умелым воином. Никто не мог с ним сравниться в стрельбе из лука, в беге на лыжах.

Неподалеку от Тоянова городка, у притока большой реки, жил со своим племенем князь Басандай. И была у него красавица дочь – Тома, ровесница Ушая. Многие знатные князья сватались за Тому, но Басандай мечтал выдать ее за большого сибирского хана.

Однажды во время охоты, преследуя сохатого, Ушай случайно оказался у угодьях Басандая. В это время княжна Тома прогуливалась по лесным тропинкам, слушая пение птиц, вдыхая животворный воздух под кедрами. Увидев ее, Ушай был сражен красотой девушки, а Тома поразилась силе и ловкости Ушая. И они полюбили друг друга.

С той Ушай и Тома стали часто встречаться в условленном месте –на поляне. Во время очередного свидания их застал Басандай, разгневался и с позором выгнал со своих земель небогатого князя Ушая.

Тома в отчаянии добежала до реки, возле который жил любимый, и бросилась в нее. С тех пор реку эту называют Томой[62].

Узнав о смерти княжны, Ушай тоже расстался с жизнью. Речка, в которой он утонул, стала называться Ушаем (Ушайка). Озеро же возле улуса эуштинцев в честь неутешного отца юноши назвали Князь-Тояновым. Это и есть Нестояново озеро.

Очень достоверное предания. В нем нет ничего нереального. Особенно, если вспомнить: у сибирских народов издавна принято давать рекам и озерам имена утонувших…

Еще целый ряд легенд, дополняя одна другую утверждает, что Тома была дочерью Басандая, а Тояна. Для того, чтобы объединиться против общих врагов – степняков, Тоян и слышать об этом не хотела, она любила Ушая, бедного воина.

В трудном положении оказался Тоян – и дочь свою обидеть не смел, и потерять поддержку сильного соседа перед лицом постоянной опасности страшился. Такая нерешительность возмутила Басандая, и он переметнулся на сторону врагов.

Узнав про измену, храбрый Ушай один вышел на поединок с войском своего повелителя, но был убит.

Долго сдерживали натиск врага защитники Тоянова городка, но неожиданно напали на них злые шайтаны[63], принесли страшные болезни. Нет от тех болезней спасения, пока кто-нибудь не оживит городское озеро своей кровью.

Велика была любовь Томы к своему народу, ударила она себя кинжалом в грудь. Вода у ее ног закипела, стала белой. Припали к той воде изможденные болезнями люди и тут же исцелились. Не пустили они врагов в город, а Басандая пленили. С тех пор это озеро называется Белым…

Эхо реальных событий живет в этих своеобразных легендах. Документы свидетельствуют: в 1607 году в Томске «учинилася бесовская болезнь над служивыми и надо многими людьми и над женками». Тогдашние управители города связали эту эпидемию с кознями Басандая и чулымского князька Логи, которые в очередной раз задумали напасть на крепость, а перед тем ослабить ее «шейтанами для болезни». Оба заговорщика были схвачены и брошены в тюрьму. Больше в деловых бумагах они не упоминаются. Это может означать одно: ни Басандай, ни Лога из тюрьмы уже не вышли.

Что касается целебных свойств Белого озера, то они объяснялись довольно просто: озеро питалось радоновыми ключами[64].

Нет указаний на то, что в 1604 году и позже в окрестностях Томска жили храбрый Ушай и красавица Тома, но можно предположить, что это были вполне реальные люди. Скорее всего, они не имели отношения ни к князю Тояну, ни к Басандаю, но это не помешало им стать частицей истории нового города, его сказочной песней.


[1] как в европейских странах

[2] месяц Рождества Богородицы

[3] Гектар. Единица  площади, равная 10 000 кв. м.

[4] Старая русская мера длины, равная трем аршинам, т.е.2,13 метра

[5] Старая русская мера длины, равная 0,71 метра

[6] Житница – амбар, помещение для хлеба, зерна (устар.)

[7] Острог – в древнерусских княжествах и в Русском государстве 16-17 веков: деревянное пограничное укрепление.

[8] Старая русская мера длины, равная 1,06 км

[9] Слова Г.Ф. Миллера

[10] Фабрики: мебельная, конфетная, гильзовая, винокуренные, кирпичные, кожевенные, свечно-восковые, пивоваренные, водочные, суконные

[11] здесь и далее официальная статистика Городовой Книги Томска

[12] другое название  - Сибир

[13] венецианская тафта

[14] цветная шелковая ткань с рисунком разводами

[15] томских татар

[16] их владения находились на территории бывшей Хакасии

[17] телеуты

[18] западные монголы

[19] пленников

[20] имущество

[21] данников

[22] блюстителей порядка

[23] сборщиков ясака

[24] чулымские татары

[25] подарками

[26] присяге

[27] масками

[28] род замши

[29] бисер

[30] войлочные

[31] шорцев

[32] стеганные кафтаны военного покроя

[33] Счет соболям обычно велся по связкам в сорок штук. Соболи связывались парами мехом наружу. шкурки должны были непременно целыми, то есть снятыми чулком, и именовались «соболями в кошках». Реже связки складывались из «одинцов» - соболиных шкурок, которым из-за  редкостности меха не находилось пары. Весенние соболя недособоли (соболята), а также подпорченные шкурки в зачет не принимались.

[34] проводниками

[35] плотниками

[36] Обской город (1585), Тюмень (1586), Тобольск (1587), Лозьва (1590), Березов, Пелым (1593), Сургут, Тара (1594), Обдорск (1595), Нарым (1597), Верхотурье (1598), Туринск (1600), Мангазея (1601), Кетск (1602). Таким образом, Томск моложе первого сибирского города всего на 19 лет.

[37] Теперь Октябрьская

[38] длина каждой от 2 до 4 метров

[39] бойницами

[40] крепость, имевшая более четырех башен, в ту пору называлась городом. Следовательно, Томск сразу возведен как город.

[41] Дозорными вышками

[42] допетровская Русь пилы не знала

[43] пороха

[44] стены – срубами, двери из плах, скрепленных шпонками – на деревянных пятах

[45] наказание и пытки были в то время обычным делом, а потому должность допытчика и правежника почиталась не ниже должности таможенного головы или сына дворского, боярского, сотника, тем более полусотника

[46] сборники церковных песнопений

[47] жития святых

[48] так называемые Пески

[49] Болото

[50] деревянный частокол с заостренными вершинами, устанавливается по дну защитного рва или на берегу несильной речушки под оборонными стенами

[51] Документы свидетельствуют, что позже в 1678 – 1679 годах, томский воевода Львов «около Томского Обруб зделал» – то есть велел выровнять и укрепить обрыв деревянным срубом, как требовала того фортификационная техника

[52] обязательное переселение

[53] добровольцы

[54] жена Годунова Мария и сын Федор были отравлены

[55] район почтамта

[56] в районе улиц Советской и Герцмана

[57] боевой клич

[58] ныне Аркадиева

[59] впоследствии Чингисхан

[60] район Тобольска

[61] сам Кучум из бухарских Шейбанидов

[62] Рекой Томой, а не Томью называют ее только народные сказители, но многие известные путешественники XVIII века, летописцы дореволюционной Сибири. В переводе с кетского «Тоом» означает «река»; есть и другой перевод у этого слова, уже упоминавшийся, - «темный». Бесспорно, «Темная Река» – не просто имя, но и символ. В нем угадывается сразу несколько значений: «главная река», «река чистоты», «центр жизни», а возможно, и «река-женщина», «река-красавица»…Тома.

[63] духи

[64] излишки воды вытекали в Ушайку речушкой Белой – сейчас улица Белая


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.