рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: История государственного управления в России

Серьезным испытанием для сословно-представительной монархии стала опричнина, объявленная Иваном IV в январе 1565 г. Под угрозой отречения от престола он добился от Боярской думы согласия на разделение государства на две части: опричнину, т.е. государев удел, и земщину, управлявшуюся Боярской думой и приказами. В опричнину были включены наиболее важные в стратегическом отношении и экономически развитые земли. Из опричнины выселялись бояре, и на их земли поселялись дворяне, входившие в опричное войско. Содержать его должно было население земщины.

Целью опричнины было установление неограниченной власти монарха, деспотического самодержавия.

В результате опричнины общество было подчинено власти царя. Боярская дума стала более управляемой, были ликвидированы экономически независимые от власти собственники, т.е. произошло огосударствление общества. Опричнина, ликвидировав политическую раздробленность, еще больше обострила проблемы в стране Кроме того, опричнина и Ливонская война дезорганизовали хозяйство страны, привели к экономическому кризису 1570-х гг.

Т.О. Объединению русских земель вокруг Москвы сопутствовал процесс формирования централизованного государственного аппарата. Система власти и управления строилась на принципе местничества и раздаче служебных чинов. Царь в своей деятельности опирался на аристократическую

соответствующие политические и государственные образования (Земские соборы). Серьезным испытанием для сословно-представительной монархии стала опричнина.

Конец XVI - начало XVII вв. в России принято называть периодом Смутного времени (1598 -1613). Это был глубокий кризис общества и государства. Причины Смуты:

*        Социально-экономический кризис: утверждалось крепостное право, что болезненно сказывалось на положении народа и вызывало социальный протест тяглового сословия;

*        Политический кризис: политика подчинения казачьих районов (с конца XVI в.) обострила отношения между властью и казачеством (в итоге именно казаки составили ядро повстанческих армий Лжедмитрия I, Болотникова, «Тушинского вора» и стали одной из главных движущих сил Смуты); обострилась борьба за власть между боярскими группировками, между московским и провинциальным дворянством, поскольку последнему был закрыт доступ к реальному управлению страной; в борьбе за влияние в армии столкнулись интересы дворянства и казаков. В итоге недовольны оказались все;

* Династический кризис: прерывание правящей династии (смерть сыновей Ивана Грозного - Ивана и Дмитрия, бездетность царя Федора Иоанновича);

* Экспансия соседних государств: Швеции и Польши, которые стремились захватить русские земли;

Период смуты в русском государстве характеризуется неустойчивостью государственной власти и частой сменой политических режимов. Этапы Смуты:

1.Династический этап (1598 - 1605).

2.Социальный этап (1605 - 1610).

В этот период появляются фигуры Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Зимой 1608 - 1609 гг. Лжедмитрий II расположился недалеко от Москвы в Тушино. Тушинский лагерь превратился в настоящий укрепленный город с царским дворцом. «Тушинский вор» установил контроль над значительными территориями к востоку, северу и северо-западу от Москвы.

В тушинском лагере сложилась своя система управления: Боярская дума, состоявшая из бояр, перешедших на сторону самозванца, и приказы. Их захваченного тушинцами Ростова был привезен митрополит Филарет (Федор Романов) и провозглашен патриархом.

В феврале 1610 г. посольство во главе с боярином Михаилом Салтыковым заключило с польским королем договор об условиях восшествия на московский престол его сына Владислава.

Бояре и дворяне в июле 1610 г. свергли Шуйского и заставили его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки правительства из семи бояр (Боярская Дума как Временное правительство - 1610 г. Страной стала править Боярская Дума во главе с Ф.И. Мстиславским. Дума состояла из 7 человек, и ее правление в период междуцарствия получило наименование «семибоярщина»), решившего посадить на русский престол Владислава.

Швеция, воспользовавшись ситуацией, захватила Новгород и стала грабить северозападные российские территории. Одновременно по стране бродили отряды польских шляхтичей, осаждавшие и грабившие города и монастыри. Тем же занимались и казаки. Центральной власти, по сути, не было. Перед страной встала угроза потери независимости.

3. Национально-освободительный этап (1610- 1613)

Войска первого национального ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым отбросили армию польского короля и осадили Москву. К ополченцам присоединились казаки тушинцы ес главе с Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким. Осада не дала результатов. Второе ополчение стало создаваться в Нижнем Новгороде во главе с К. Мининым и Д. Пожарским. В апреле 1612 г. Второе ополчение остановилось в Ярославле. Здесь было сформировано Временное правительство страны - Совет всей земли. В его состав вошли представители духовенства. Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Д. Пожарский, земскими - казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жалованья войску - К. Минин. Были образованы и правительственные учреждения - приказы. В октябре 1612 г. ополченцы освободили Кремль.

В январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, самый представительный в истории средневековой Руси. На нем присутствовали и бояре, и высшее духовенство, и дворяне, и посад, впервые были представлены казаки и черносошные крестьяне. После продолжительных споров 21 февраля 1613 г. русским царем был избран Михаил Романов (1613 -- 1645 гг.), племянник последнего царя Федора Ивановича.

Смута привела к новому способу управления страной. Идея вотчинного управления государством на основе произвола и свободно толкуемого обычая уже не могла возродиться. Россия встала на путь восстановления сословно-представительной монархии. К управлению страной активно привлекались Боярская дума и Земские соборы в широком составе.

Земские соборы, заседавшие почти непрерывно, занимались законодательством, изысканием средств для пополнения казны, церковными и внешнеполитическими делами.

В 1620-е гг. государственная власть несколько окрепла и земские соборы стали созываться реже. В 1630-е гг. они уже обсуждали гл.о. внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необходимых для ведения войн.

Боярская дума по-прежнему оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Состав Боярской думы пополнялся приближенными и родственниками царя, думными дворянами и думными дьяками. Для XVII в. характерна тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д.

На XVII в. приходится расцвет приказной системы управления. Приказы - органы центрального государственного управления.

Самодержавие во 2 пол. XVII в.

Со 2 пол. XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать. В правление Алексея Михайловича (1645 - 1676) четко обозначается новая тенденция в развитии политического строя страны - постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.

Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху.

Власть достигает высшей степени централизации. В России абсолютная монархия окончательно складывается в ходе петровских преобразований. Однако уже с сер. XVII в. отчетливо прослеживаются мероприятия, направленные на укрепление самодержавной власти монарха.

В 1649 г. на Земском соборе было принято знаменитое Соборное Уложение. Впервые была предпринята попытка создать свод всех действующих правовых норм, включая судебники и новоуказные статьи. Материал был сведен в 25 глав и 967 статей. Наметилось разделение норм по отраслям и институтам.

В Соборном Уложении определялся статус главы государства - царя, самодержавного и наследного монарха. Утверждение (избрание) его на Земском соборе не колебало установленных принципов, напротив, обосновывало, легитимировало их. Преступный умысел, направленный против персоны монарха, жестоко наказывался.

Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Соборное Уложение 1649 г. обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV -XVII вв Вместе с тем оно закрепляло новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства, открыта дорога для построения новой, более рациональной и современной правовой системы.

Во 2 пол. XVII в. перестают созываться Земские соборы (последний Собор полного состава - в 1653 г.). Т. о. отмирал важнейший сословие-представительный орган Российского государства.

В конце XVII в. изменилось положение и Боярской думы. Из постоянно действующего государственного органа, каковым она являлась в 1 пол. и сер. XVII в., Боярская дума превращается в нерегулярно функционирующее учреждение. Фактически ее место заняла т.н. Ближняя дума, состоявшая из небольшого числа наиболее доверенных царю лиц.

После принятия Соборного Уложения в законодательной практике Российского государства появились именные указы, т.е. правовые акты, изданные от имени монарха и без участия Боярской думы. (Из 618 указов Алексея Михайловича 588 являлись именными).

В 1682 г. в правление Федора Алексеевича, было ликвидировано местничество (как в военной, так и в гражданской службе). Эта мера была осуществлена в интересах среднего дворянства. Отмена местничества нанесла сильный удар по позиции боярско-княжеской аристократии в государственном управлении.

На местах функционировали губные и земские учреждения, подчинявшиеся назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления.

Воеводы назначались из числа бояр, дворян и детей боярских Разрядным приказом и утверждались в должности царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Срок службы длился от 1 до 3 лет, за нее он получал поместный и денежный оклады. В большие города назначались сразу несколько воевод, один из которых считался главным.

При воеводе находилась приказная, или съезжая, изба, в которой делопроизводство вел дьяк. Приказная изба имела структурные подразделения - столы, возглавлявшиеся подьячими.

Система воеводского управления, позволившая усилить государственную власть на местах сразу после смуты, к концу XVII в. нуждалась в существенном обновлении.

Т.О. к концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства к установления самодержавного строя, т. к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпосылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности; необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической; характерно наличие сильного, профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.

У российского абсолютизма были свои особенности:

Абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а российский абсолютизм совпал с развитием крепостничества;

Социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а в России абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.


3. Преобразования в государственном аппарате и государственное управление в XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в. Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в.

В годы правления Петра I (1689 - 1725) произошел переход к новой государственной форме         абсолютной монархии. Это соответствовало его пониманию принципов государственности - принципов разумности, рационализма. 22 октября 1721 г. на торжественном заседании Сената Петр принял титул «Отец Отечества», «Петр Великий», «Император Всероссийский». Россия была официально провозглашена империей.

Новыми чертами имперской административной системы по сравнению с приказной системой Московского государства стали унификация, централизация и дифференциация функций аппарата управления.

В 1711 г. вместо Боярской думы появился Сенат как законосовещательный и распорядительный орган, постепенно превратившийся в высшее судебное учреждение. Но законодательная власть принадлежала царю. Приказы в 1718 г. были заменены коллегиями. работавшими на основе специальных регламентов (уставов). В их состав входили президент, вице-президент и восемь - девять асессоров. Если президентами коллегий были русские, то вице-президентами - иностранцы.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.

Реформы высших органов власти и управления, проведенные в первой четверти XVIII в., принято подразделять на три этапа:

• 1699-1710 гг. частичные преобразования в системе высших государственных органов, в структуре местного самоуправления; военная реформа;

•     1710-1719 гг. -- ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, Тайной канцелярии (1718), занимавшейся политическим сыском, проведение первой областной реформы;

•     1719-1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления -коллегий, учреждение Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами, проводится вторая областная реформа, реформа церковного управления, финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждены 8 губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11. Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии). Губернаторы наделялись исполнительной, судебной и военной властью.

В ходе первой реформы к 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд-провинция-губерния. Основной административной единицей на местах стала провинция, делившаяся на дистрикты (уезды). Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г. (земских изб). Были образованы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши.

В итоге управление приобрело мобильность, его отличала более совершенная организация труда, четкий иерархический порядок. Однако и проблем было не мало: к примеру, появление коррупции. С ней необходимо было бороться. Поэтому большое внимание уделяется созданию двух контрольных систем фискалитета и прокуратуры. Институт фискальства был создан как карательное учреждение. Фискалам вменялось в обязанность доносить о государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях, а также выступать в суде в качестве обвинителей. Прокуратура - надзирательный орган - дополняла

Огромный размах приобрел политический сыск. Преображенский приказ первый специализированный орган по делам сыска и борьбы с оппозицией. Но главным органом сыска становится учрежденная в 1718г. Тайная канцелярия.

Таким образом, в годы правления Петра I было создано абсолютистское бюрократическое государство, названное «полицейским», не только потому, что в этот период появляется профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их. Новая административная система оказалась весьма устойчивой и сохранялась вплоть до революционного периода.

Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. (полное название: «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»).

Последствия Указа:

•     юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, что привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность»;

•     установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном). Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. а силизаЦЬ'я нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян и было упразднено в 1731 г., однако оно способствовало быстрому формированию бюрократического аппарата и профессионального офицерского корпуса.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

•    профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе;

•     любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов 8 класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству;

•     уравнивалась служба военная со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными;

•     подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и зарубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием. От уровня подготовки зависели многие личные права (право на вступление в брак).

Таким образом, абсолютная монархия в России формируется в условиях крепостной системы и опирается на крепостническое дворянство.

Ликвидируются остатки сословно-представительных структур власти и управления, формируются новые бюрократические органы.

Государственное вмешательство ощутимо во всех сферах общественной и частной жизни.

Служебный характер всех общественных сословий оформляется законодательным путем, особый правовой статус получает дворянское сословие.

Время с 1725 по 1762 г. называется в российской истории «эпохой дворцовых переворотов». Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о тем, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства представлял собой только деталь, «винтик».

С особой остротой встала проблема престолонаследия после смерти Петра I в 1725 г. Одной из причин этого является появление Указа (1722 г.), отменявшего завещательный и соборный (избирательный) порядок избрания и по которому глава государства мог завещать престол любому члену правящего дома Романовых.

Правление Екатерины II (1762 1796 гг.) - важный этап в развитии российской государственности. Она до некоторой степени вернула монархии ее былое значение, хотя и вынуждена была продолжать ставшую привычной раздачу дворянам привилегий и поместий. Многие историки считаю, что ее политика была продворянской.

При Екатерине II завершился длительный процесс упорядочения социальной структуры общества. Оно было официально разделено на пять сословий: дворянство, духовенство. купечество мещанство крестьянство Первые т^и ^^с^овия обла^атн привилегиями но главным из них - правом владеть землей с живущими на ней крестьянами - наделялось только дворянство. После грандиозной крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773 - 1775 гг.) правительство приняло ряд мер для укрепления государственного аппарата и увеличения дворянских привилегий.

В 1775 г. была проведена знаменитая екатерининская губернская реформа. Империя была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами. В городах вместо воевод появились городничие. Более мелкой административной единицей - уездом - управлял капитан-исправник. Было осуществлено разделение административных, финансовых и судебных функций. Финансово-хозяйственными делами в масштабах губернии занималась казенная палата, руководимая вице-губернатором. В каждой губернии было создано новое учреждение - приказ общественного призрения, занимавшийся школами, медицинскими, благотворительными учреждениями.

Рассматриваемая эпоха называлась «золотым веком дворянства».В апреле 1785 г. Екатерина утвердила дворянские сословные привилегии в Жалованной грамоте дворянству. «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного дворянства» создавалась местная корпорация -- «дворянское общество». Дворяне могли раз в три года созывать губернское дворянское собрание, а в уезде - уездное дворянское собрание.

Его компетенция была широкой: на нем выбирались предводители дворянства, заседатели судов и судьи, оно ходатайствовало о нуждах дворян, решало финансовые вопросы и т.д. Дворяне освобождались от податей и телесных наказаний, судить их мог только дворянский суд. Ряд историков называют сложившуюся систему «дворянской демократией».

В 1785 г. Екатерина утвердила «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи». В городах стали созываться городские собрания. Право выбирать и быть избранными получили те, кто достиг 25 лет и имел достаточно высокий годовой доход. Собрание выбирало городского голову и гласных «общей городской думы». Полномочия городского самоуправления ограничивали губернатор, полиция, другие государственные инстанции.

Законодательное оформление статуса дворян и горожан было прогрессивным шагом.

Что касается реформы управления, то в целом Екатерине II удалось создать на местах сильный, разветвленный аппарат власти, основные элементы которого просуществовали вплоть до реформы Александра II и даже до 1917 г. В целом, время Екатерины II было эпохой внутриполитической стабильности, активного законотворчества, духовного расцвета, обретения национального самосознания.

В 1 половине XIX в. Россия была абсолютной монархией. Верховная государственная власть в стране принадлежала императору. На это время приходится правление двух императоров: Александра I (1801-1825) и его младшего брата Николая I (1825-1855), которые различались по политическим взглядам, стилю управления и пониманию стоящих перед государством задач. Главной задачей внутренней политики являлась модернизация политического строя. Александр I вступил на престол с твердым намерением дать стране конституционное устройство. По инициативе Александра I были разработаны три конституционных проекта.

На практике бала реализована лишь часть проектов преобразований. В 1802 г. был принят Манифест об учреждении министерств, положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. Министерская реформа способствовала дальнейшей централизации управления.

Либеральная идеология времен Александра I сменилась теорией официальной народности, ставшей доктриной созданного Николаем I (1825-1855) полицейского бюрократического режима.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотра системы отраслевых органов. Постоянные реорганизации и отсутствие персональной ответственности в коллежской системе отрицательно сказывались на деятельности центрального государственного аппарата.

В 1802 г. был принят манифест «Об учреждении министерств». В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей. В 1802 г. было образовано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.