рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Культура эпохи Возрождения и реформации

Аналогичные изменения происходили в искусстве, которое вступило на путь преодоления сверхчувственного и ирреального начала и создания нового художественного языка. При этом большое значение имело обращение к античности. Центральной фигурой итальянского Проторенессанса стал художник Джотто ди Бондоне (ок.1276-1337). В поисках большей реалистичности образов Джотто отказывается от плоскостности изображения; его фигуры объемны, находятся в реальном пространстве. При этом открытия Джотто опирались не на развитую теорию и эксперимент, а на художественную интуицию. Главное в его творчестве - человек. В своих произведениях он трактовал евангельские эпизоды как события человеческой жизни. Иррациональное начало отступало на второй план перед изображением земных людей, одушевленных человеческими чувствами и страстями. Джотто заложил основы искусства Возрождения.

В искусстве XV века, периода Раннего Возрождения, нашли яркое и полное выражение новые представления о мире и человеке. Художники увидели мир во всей его красе и стали искать пути проникновения в его тайны. Следование законам природы рассматривалось как залог совершенства произведений искусства. Основным законом природы Альберти и другие теоретики искусства XV века считали красоту. Красота трактовалась как начало, присущее реальности в целом, как гармоническая связь всех частей этого целого. Представление о прекрасном, гармоническом согласии всех природных форм исключало для мастеров XV века сознательное деление всего существующего на прекрасное и уродливое. Раннее Возрождение - это время открытия бесконечного многообразия реального мира, “радость узнавания" его.

В искусстве продолжает господствовать религиозная тематика, но коренным образом изменяются образы и содержание. Главным действующим лицом, главным героем становится человек. В первых произведениях ренессансных художников находит выражение двоякий подход к образу человека. В соответствии с интересом к индивидууму, к характерным для него чертам мастера всячески подчеркивают конкретные особенности модели, даже если она груба и некрасива. Вместе с тем, стремясь к героизации человека, художники возвышают его, как бы поднимают над обыденностью. И нередко создают образы, в которых органически сочетаются индивидуальная характеристика и обобщающий тип героя.

Вместе с тем произведениям Донателло, Мазаччо, других художников этого периода присущ не только героический пафос, но и высокий патриотизм (образы библейских героев - Давида, Самсона - символизировали победу Италии над ее врагами). Следует отметить и оптимистический характер раннего ренессансного искусства. Большинству образов присуща светлая вера в неминуемую победу добра над злом. Стремление к героизации образов заставляло художников Раннего Ренессанса обращаться к античности, наследие которой используется все более широко и свободно. Появляются первые обнаженные фигуры - понятие героичности начинает отождествляться с обнаженным телом. Героический пафос удерживался не так долго в искусстве XV века, однако интерес к личности и ее индивидуальным характеристикам делает образ человека центральным на протяжении всей истории ренессансного искусства.

Антропоцентрический характер отличает и архитектуру эпохи Возрождения. В XV веке именно архитектурная среда стала соединительным звеном между гуманизмом и изобразительным искусством, носительницей новой гуманистической образованности. Именно в этой среде создавались трактаты Альберти и других теоретиков искусства. Сущность и закономерности архитектуры определялись ими ее служением человеку. Поэтому чрезвычайно популярной становится почерпнутая у античных авторов идея о подобии здания человеку. Делались попытки установить соответствие архитектурных форм и планировок очертаниям и пропорциям человеческой фигуры. Связь зодчества с законами природы усматривалась в том, что архитектура представлялась способной наиболее полно выразить гармоническое начало мироздания. Через всю теорию и практику красной нитью проходят поиски гармонии архитектурных форм. Эти поиски привели к отказу от готических форм и возрождению античной ордерной системы.

В период Раннего Ренессанса изменяется роль изобразительных искусств - скульптуры и живописи; они освобождаются от подчиненности архитектуре, приобретают значительную художественную самостоятельность. Скульптуре Раннего Ренессанса принадлежит чрезвычайно важная роль в формировании принципов нового искусства; завоевания скульптуры стали одной из отправных точек для живописцев XV века. Но не менее существенна роль самой живописи. Именно живопись оказалась наиболее восприимчивой к новым веяниям, новым взглядам на мир. Во фреске или картине можно было изобразить мир со всей полнотой. Наряду с математикой живопись представлялась в эту эпоху самым совершенным инструментом познания мира. По словам Леонардо да Винчи, “живопись - наука и законная дочь природы”. В живописи больше, чем в архитектуре и скульптуре, было представлено разнообразие школ, создано количество шедевров.

Раннее Возрождение отмечено появлением новых, светских жанров искусства - исторической и мифологической картины. Ведущее место принадлежит монументальным (фресковым) росписям, которыми украшаются не только храмы, но и дворцы, богатые дома. Появляются и станковые картины, служившие свадебными и другими подарками. Выдающуюся роль начинает играть портрет - скульптурный и живописный. Рост светских произведений искусства особенно активно наблюдается во второй половине XV века. В конце периода Раннего Возрождения, в последней трети XV века, в итальянском искусстве проявляются черты, которые получат полное развитие уже в эпоху Высокого Возрождения. Это - повышенный интерес художников к выражению внутренней духовной жизни человека, который наиболее глубоко характеризует творчество Сандро Боттичелли (1446-1510). Искусство Боттичелли привлекает поэтичностью, одухотворенностью, ощущением сложности и необычайного богатства духовной жизни человека, выражением личных переживаний и мыслей художника. Новое значение приобретает пейзаж. В первой половине XV века, как бы подробно не передавался окружающий человека мир - облик архитектуры, природы, вещей, они являлись лишь фоном человеческой деятельности. Мастера конца XV века ищут связи между человеком и окружающей его природой. Вовлечение пейзажа в активное создание образа характеризует, в частности, творчество венецианского художника Джованни Беллини (ок.1430-1516).

С конца XV века итальянское искусство вступает в период высочайшего расцвета. Эпоха Высокого Возрождения, занимая всего три десятилетия, является кульминацией в развитии всей ренессансной культуры. Она дала миру таких художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан.

Высокое Возрождение - это время, когда в искусстве с наибольшей яркостью проявились идеалы гуманизма. Лейтмотивом искусства этого периода становится образ прекрасного, гармонически развитого, сильного телом и духом человека, возвышающегося над уровнем повседневной обыденности. Героическое начало, которое выступало в качестве важного элемента в искусстве Раннего Возрождения, в творениях Высокого Ренессанса обретает поистине титанический характер. С героическим элементом в ренессансном искусстве тесно связано понятие virtu (доблесть), приобретшее теперь более развернутый смысл как выражение целеустремленной воли человека, присущей ему активной действенности, способности осуществить свои смелые помыслы вопреки всем преградам. В образах Высокого Ренессанса обнаруживается такая общая основа, которую можно определить как их своеобразный универсализм: восприятие человека дано не в каком-то одностороннем аспекте, отдельных проявлениях его характера, а в единстве и полноте его личности, в максимально всестороннем ее выявлении.

Каждый из великих мастеров этого времени в пределах общей для данного этапа образной системы создавал свой художественный мир, отмеченный ярким выявлением авторской творческой личности. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) тяготел к героической трактовке, показу человека на уровне подвига и с пафосом жизнеутверждения. В произведениях Леонардо да Винчи наиболее полно проявились характерные для Высокого Возрождения принципы показа человека в особом состоянии гармонического бытия, в равновесии внутренних и внешних движений. Подлинную революцию Леонардо осуществил в портрете. В своей прославленной “Джоконде" он раскрыл неведомую до него возможность постижения сложного и изменчивого душевного мира человека, воплощенного в неразрывном единстве его характера, темперамента и интеллекта. Творчество Рафаэля Санти (1483-1520), отмеченное чертами гармонической ясности образов, соразмерности композиций и форм, стало совершеннейшим воплощением классического стиля Высокого Возрождения. Широкую известность Рафаэль приобрел созданием (в целом ряде картин) образа Мадонны, земной и реальной, но вместе с тем опоэтизированной, лишенной черт повседневной обыденности. Слияние неповторимо индивидуальных черт с чертами возвышенными и идеальными характеризует и созданные художником портреты.

На рубеже 1520-1530-х гг. искусство Возрождения в Италии вступает в поздний этап своей эволюции. За недавним высочайшим расцветом следует внезапный и нарастающий кризис ренессансной культуры, связанный с трагическими обстоятельствами исторического и общественного развития Италии (экономический кризис, политическая реакция, борьба церкви с гуманизмом и свободомыслием). Ярким негативным порождением этого кризиса было искусство художников-маньеристов.

Маньеризм (от итал. “maniera” - манера, стиль) - стилевое направление в западноевропейском искусстве XYI века. Термин “маньеризм” появился в связи с тем, что живописцы этого направления копировали “манеру" мастеров Высокого Возрождения, не учитывая присущую им глубину содержания произведений искусства. В творчестве маньеристов отразилось их субъективное восприятие неустойчивости, трагической противоречивости мира, беззащитности человека. Созданные ими художественные образы отличаются внутренней хрупкостью, опустошенностью и холодностью. Для произведений маньеристов характерны крайне удлиненные пропорции фигур, деформация, причудливо извивающиеся линии, неустойчивые сложные позы, контраст цветов, света и тени, беспокойные ритмы.

Однако в творчестве крупнейших мастеров второй половины XVI века сохранялась ренессансная основа. Правда, представления о гармонии мира и всемогуществе разума ушли в прошлое, судьба человека не представлялась более безоблачной, но в произведениях Микеланджело, Тициана, их младших современников (Паоло Веронезе, Тинторетто) утверждались высокие человеческие ценности.

В XVI веке культура Возрождения приобрела общеевропейский характер. В научной литературе существует понятие “Северное Возрождение"; его употребляют по аналогии с итальянским Возрождением для характеристики развития культуры в странах, расположенных севернее Италии (прежде всего в Германии, Нидерландах, Франции). Сам термин “Северное Возрождение" достаточно условен, так как нет оснований говорить о возрождении в этих странах античных традиций: памятников и воспоминаний античной эпохи там было немного. Поэтому у большинства представителей культуры Северного Возрождения можно обнаружить следы не до конца изжитой готики.

Страны Северного Возрождения, и, в первую очередь, Германия как один из центров Реформации, стали ареной напряженных социальных конфликтов, религиозных войн. Конец XY-XYI столетия были временем громадных потрясений в Европе: в Германии Реформация переросла в Крестьянскую войну, в Нидерландах осуществилась буржуазная революция, во Франции происходили кровавые столкновения гугенотов и католиков. Судьбы лидеров Северного Возрождения тесно связаны с движением Реформации.

Но вместе с тем в европейских странах распространялась гуманистическая образованность. Светский гуманизм, непосредственно вдохновляющийся идущими от Петрарки итальянскими традициями, сыграл в Германии, Франции и других странах огромную роль в утверждении идеала совершенной человеческой личности, новой философии природы, проникнутой чертами пантеистического одухотворения природы. Ренессансный идеал “универсального человека” воплотился в творчестве многих деятелей культуры Северного Возрождения. Наиболее известен пример Альбрехта Дюрера (1471-1528), великого немецкого живописца и гравера, а также теоретика искусства, математика, знатока военного дела, картографа и поэта.

Но северный гуманизм имел свои специфические особенности. Гуманистические идеи здесь выступали в оболочке предреформационных тенденций. В отличие от итальянских, гуманисты Северного Возрождения усердно занимались вопросами богословия, в которое вносили критическое свободомыслие, новые методы интерпретации текста Священного писания, обвиняли церковь в отходе от догматов истинной веры. Однако подобно итальянским гуманистам они подвергали критике католическую церковь, обличали пороки духовенства. Северный гуманизм имел по преимуществу ученый характер, был замкнут в узком кругу интеллектуалов. Хотя произведения греческих и римских авторов переводились на национальные языки, сами гуманисты предпочитали писать на латинском языке, и это обосабливало их от жизни и духовных потребностей широких масс.

Крупнейшим ученым - гуманистом начала XVI века был Эразм Роттердамский (1466-1536). Голландец по происхождению и “гражданин мира” по своим убеждениям, Эразм провел большую часть жизни в странствиях по Европе, поддерживая дружеские отношения с гуманистами Италии, Англии, Франции. Особенно значительным было его влияние на ученое направление гуманизма, сложившееся в Германии. Ученые сочинения Эразма, написанные по латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классической древности; его латинские переводы трагедий Еврипида впервые широко познакомили западный мир с произведениями этого греческого классика. Но особенно значительное влияние на европейскую мысль имело предпринятое Эразмом критическое издание греческого текста Евангелия с новым латинским переводом. Критика Эразма повлияла на Реформацию, поставив вопрос об изучении “первоисточников” христианского вероучения.

Тем не менее, в годы реформационного движения Эразм не присоединился к немецким реформаторам и даже вступил в полемику с Лютером, против которого в трактате "О свободе воли" он защищал духовную независимость человеческой личности. Однако самое заметное произведение Эразма Роттердамского - “Похвала глупости", в котором он дал глубокую и обобщенную сатиру на современное ему общество. Пороки общества представлены у Эразма в шутовском наряде, как различные виды человеческой глупости, обозреваемые в форме “похвального слова", которое госпожа Глупость произносит себе и своим поклонникам.

Эффективным проводником гуманистических идей выступало искусство Северного Возрождения, которое обогатило мировую культуру целым рядом новых тем, образов, художественных приемов. Уделяя особое внимание не только образу человека, но и воплощению окружающей его среды, мастера Северного Возрождения уже на раннем его этапе создали предпосылки для самостоятельного развития портрета, пейзажа, бытового жанра. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, ранее возник в Нидерландах и Германии. Мастера XV века проявляли глубокий интерес к личности, ее характеру. Но в их портретах нет ощущения титанизма и всемогущества личности, художники редко изображали людей с красивыми лицами и фигурами и этим отличались от итальянцев. Нидерландцы поэтизировали “среднего человека” с его внутренним миром. В личности более всего ценились добропорядочность, смирение, благочестие. Большое внимание мастера уделяли бытовым деталям, при этом вещи изображались с любовью, одухотворенно-красивыми.

Такая скурпулезность, любовь к уюту, вещам нашла свое отражение и в бытовой картине; этот жанр также зародился в Нидерландах. Из портретного жанра вырос не только бытовой (сцены из жизни), но и пейзажный жанр. Крупнейшим мастером бытового жанра и пейзажа был нидерландский художник Питер Брейгель (ок.1525/30-1569). Немецкие живописцы не любовались столь сильно вещами предметного мира, сколько стремились изобразить человека, все вещи как они есть. Глубоко индивидуальными, очень похожими на оригиналы являются портреты Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543).

В отличие от гармонического и оптимистического итальянского искусство Северного Возрождения пронизано драматическими мотивами, необычайной экспрессивностью, унаследованной от готики. Хотя постепенно возрастает роль светских сюжетов и жанров, в условиях, предшествующих Реформации, искусство оставалось по преимуществу религиозным. Но жизнеутверждающий реализм и поиски средств правдивого изображения окружающей действительности позволяют включать искусство Северного Возрождения в общее русло европейского Возрождения.

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация. Реформация (от лат. “reformatio" - преобразование, исправление) - религиозное и общественное движение в Северной и Центральной Европе, содержанием которого являлась критика и атака на монопольное положение католической церкви и ее учения в политической и идеологической системах европейского общества. В ряде европейских стран был осуществлен переход к новой, протестантской церкви.

Первые проявления реформаторской идеологии относятся еще к XV веку (выступление чешского богослова Яна Гуса, который был сожжен как еретик в 1415 году). Но начало Реформации связывают с выступлением немецкого священника и богослова Мартина Лютера (1483-1546), который 31 октября 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов с осуждением продажи индульгенций (грамот церкви об отпущении грехов). Эти тезисы, предназначавшиеся для ученого, богословского спора, очень скоро стали широко известны и вызвали неожиданно широкую и ожесточенную полемику. Лютер стал во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.

Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он отверг идею, что человек может достигнуть спасения пожертвованиями, благочестием или даже беззаветным служением церкви; спасение возможно через личную веру, которая является божьим даром. В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения: Бог предопределяет людей к спасению, спасение вообще не зависит от усилий человека, это божья благодать.

Лютер провозгласил непререкаемый авторитет Священного писания как единственного источника веры. Он впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Лютер отверг деление общества на духовенство и мирян, провозгласив принцип всеобщего священства: каждый верующий имеет “посвящение" на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение. Лютер отверг большинство таинств христианской церкви: из семи остались два - крещение и причастие. Лютеране (последователи Лютера) отказались от поклонения мощам, реликвиям, статуям и иконам; богослужение стало вестись на народных языках.

В первой половине XVI века лютеранство распространяется и в другие страны (Австрию, Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию, Францию). Особенно сильно движение Реформации охватывает Швейцарию, где формируется еще одно течение протестантизма - кальвинизм. Жан Кальвин (1509-1564) - французский теолог, который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой главный трактат “Наставления в христианской вере". Кальвин развил дальше позиции Лютера, прежде всего его учение о предопределении. Каждому человеку еще до его рождения приуготовлена Богом определенная судьба, Бог определяет, кто будет спасен, а кто - нет. Человек не может изменить свою судьбу ни верой, ни добрыми делами, никакими другими способами.

Но божественное предопределение сокрыто от людей, и единственное, что может человек, это получить сознание, ощущение своей избранности (спасенности). Такое возможно только через постоянный, упорный каждодневный труд. Успех в профессиональной деятельности может рассматриваться как свидетельство возможной богоизбранности, а праздность, лень, склонность к удовольствиям, ведущие человека к порокам и бедности, считались признаками его печальной участи.

Критика Кальвином праздности и роскоши переходила в строгую мелочную регламентацию личной жизни верующих, которую он осуществил, став фактическим правителем Женевы. Дело доходило до суровых преследований инакомыслящих. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, руководители церковной общины стали избираться мирянами. Кальвинизм стал основой для целого ряда протестантских течений, возникших позже в Нидерландах, Англии, Северной Америке.

Непосредственным результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания - протестантизма, ограничение всевластия римско-католической церкви. Однако содержание, смысл и результаты Реформации не исчерпываются трансформацией христианства. Значение Реформации, как и Ренессанса, заключается в переходном характере этой эпохи. Речь идет о переходе европейской культуры от средневековья к ее новой форме, культуре буржуазного общества, культуре современного типа. Эти эпохи знаменовали собой рождение нового мировоззрения, новой системы ценностей.

Реформация во многом связана с Ренессансом. Гуманистическое движение подготавливало общественный подъем Реформации. Целый ряд элементов в критике церкви содержался уже в выступлениях мыслителей Возрождения. Но между этими движениями есть ряд существенных различий. Деятели Возрождения развивали светские тенденции в культуре, а Реформация оставалась в рамках средневекового мира мыслей человека, носила религиозный характер. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои города, а идеи Реформации были способны поднять средние и низшие слои общества, действенно воздействовать на массовое сознание.

Важнейшим итогом Реформации явилось рождение в европейском обществе новой трудовой этики. Складывание нового отношения к труду и богатству было обусловлено тем значением, которое протестантизм отводил мирским занятиям, направленным на служение людям. Истинная протестантская вера реализует себя не в эгоистичном монастырском аскетизме, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Труд - это форма служения Богу. Тот, кто упорно и добросовестно трудится, вырастает в глазах Бога (даже человек низкого сословия); лень - это величайший порок. Собственность (владение), как и все сущее на Земле, есть дар Божий. То, чем владеют люди, должно оцениваться как милость Божья и использоваться на общее благо. Обязанность владельца - бережливость, приумножение владения “на благо общине”. Бога более всего радует богатство, нажитое честным трудом. Ценности протестантизма оказались очень созвучны зарождающемуся в Европе буржуазному обществу. Не случайно, что многие исследователи, начиная с Макса Вебера, рассматривают их в качестве важнейших предпосылок всей современной западной культуры и цивилизации.

Несмотря на то, что учение Лютера и Кальвина о предопределении подразумевало отрицание свободы воли человека, можно утверждать, что Реформация способствовала становлению человека со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих поступках. У человека нет собственной свободы воли, его воля полностью подчинена воле Божьей. Но волю Бога можно узнать из Священного писания, и человек делает это путем самостоятельного размышляя над его текстом, опираясь на собственный разум. Кроме того, отрицая свободу человека в вопросах спасения, идеологи Реформации фактически утверждали практическую свободу человека и в делах мира, и в делах церкви. Протестантизм освящал активные деятельные усилия человека в рамках его мирского призвания, его деловую предприимчивость; отстаивал свободу церковной общины в делах веры (должность пастора избираема).

Значение разума (хотя и в рамках протестантизма, обращенного к вере) будет в полной мере осознанно уже в XVII веке, но можно утверждать, что протестантизм создал определенные предпосылки для формирования рационализма Нового времени.


Литература

1.  Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

2.  Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV - XV вв.М., 1989 г.

3.  Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4.  Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

5.  Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: В 2-х ч.М., 1988-1990.

6.  Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1989.

7.  Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. М., 1991.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.