рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Культура Древней Руси

Наиболее древний славянский правовой кодекс XI-XII ст. - "Русская правда" - свидетельствует о долголетней его подготовке и сравнительных исследованиях византийского, западноевропейского и собственного, древнерусского, обычаевого права. Этот сборник законов князя Ярослава и его преемников лег в основу Литовского устава и законодательства гетманской поры. Он интересен еще и своим почти чистым восточнославянским языком, без церковнославянских элементов, прозрачным строением предложений и словарем сегодня уже не употребительных слов-терминов.

Также следует вспомнить медицину. Первыми врачами на Руси были "ворожбити" и знахари, различные "вещуны" и "кудесники" - мужчины и женщины. Лечили заговорами и заклинаниями. Существовала и своеобразная медицина, которая, кроме разных мазей, порошков и т.п., предусматривала также водолечение, термотерапию (нагревание, прогревание тела, его охлаждение) и т.п. Есть одиночные упоминания о хирургическом вмешательстве в организм больного.

 

2.2 Древнерусская литература и ее жанры

В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Рядом со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII ст. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особого изготовления. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI ст. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без слогораздела, слова, которые часто встречались сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI-XIII ст. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянное плетение, обтянутая тисненой кожей. Уже в XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Плетение их оковывалось золотом или серебром, украшалось жемчугом, драгоценными камнями (Остромирово Евангелие (XI в) и Мстиславово Евангелие (XII в) 1.

В основу литературного языка лег живой разговорный язык Древней Руси, точнее - областные его диалекты, южные и северные (Поднепровье и Новгорода Великого). Вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкий ему, язык старославянский, церковнославянский. Именно на нем моравскими братьями Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность, велось богослужение. Будучи одним из диалектов древнеболгарского языка, церковнославянский имел большой набор абстрактных понятий, которые осели в древнерусском языке настолько крепко, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, ум, истина.

Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных произведений, которые существовали в рукописной традиции и подход авторов, который прослеживался даже в описании истории, в бытовых повестях и в других, казалось бы, светских сюжетах. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся рядом со Священным Писанием достижениями раннехристианских родителей церкви IV-VI ст.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Кирилла Иерусалимского.

Переводились также достижения массовой литературы - Хроника Иоанна Малали, "Христианская топография" Косьми Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовался Псалтырь.

Первые оригинальные произведения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - начала XII ст. Среди них такие выдающиеся памятники, как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Слово о законе и благодати".

Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII ст. небольшое: летописание, житие и слово.

В литературоведении жанром принято называть тип достижения, которое складывается постепенно и развивается с течением времени. В связи с тем, что средневековые достижения, как правило, преследовали утилитарные целые, к формально-содержательным признакам всегда прибавляется еще и функциональный, который и становится для них основным. Распределение достижений древнерусской литературы на жанры довольно условно. Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Тем самым, наиболее общим термином "слово" писатели называли и торжественный язык митрополита Илариона, и воинскую повесть.

Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, которая развивалась на протяжении восьми столетий (XI-XVIII ст). Ни одна европейская традиция не имела такое количество анналов, как древнерусская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, которые прошли специальную выучку. Составляли летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отображая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отбивая точку зрения широких масс на то или другое событие, нередко подвергали критике действия князей, отображая "все доброе и недоброе" и "не украшая пишущего".

Древнейшая летопись называется "Повесть временных лет" (1068). В оригинале она имеет более длинное название: "Сие повести временного года, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал впервые княжить, и откуда Русская земля постоянная существовать". Дошла к нам эта летопись в рукописных копиях не старшее XIV в. Из них наиболее замечательные две: сборники 1377 г., условно названный Лаврентевской летописью по имени переписчика-монаха Лаврентия, который переписал ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича, и сборник начала XV в., что получил название Ипатьевской летописи по месту сохранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Главное расхождение между обоими списками "Повести" - в ее окончании. Лаврентевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 г. огненного столба над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним вытекают еще несколько сказаний о 1111, 1112 и 1113 г. Авторство "Повести" приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, который создал ее около 1113.

Основная идея достижения глубоко патриотична - единство Русской земли. Княжеские междоусобицы и кровавые распри, которые начались тогда в Древнерусской земле, осуждаются летописцем. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, который повествует об истории Русской земли в целом.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы - "житие" - буквально соответствует греческому "жизнь". Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались церковью святыми. Отсюда житие в науке часто называется также термином "агиография" (писание про святых). Составление житий требовало соблюдение правил и стиля изложения. К ним относился неторопливый рассказ в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и выводы. Главное действующее лицо изображалось неопровержимо святым, а отрицательный герой вводился для контраста и действовал на заднем плане. По пересказу, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых житий, которые дошли к нам - двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена Феодосия - основателя Киевской лавры.

Языки, которые назывались в давность поучениями и словами, относятся к жанру красноречия, "золотое столетие" развития которого на Руси приходится на XII ст., но уже в XIII в. он приходит в упадок и совсем исчезает из литературного быта в XIV в.

Ярким образцом этого жанра есть "Поучение Владимира Мономаха", которое дошло к нам в Лаврентеевском списке "Повести временных лет" 1096 г. В начале "Поучения" один из выдающихся князей в свое время Владимир Мономах дает своим сынам ряд моральных наставлений в поучении, выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень вскоре эта тема, которая морализирует, заданной церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сынам, как княжить, руководить государством. Есть в конце "Поучения" автобиография князя.

Торжественное красноречие - область творчества, которая требовало не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейший памятник этого жанра, который дошло до нас - "Слово о законе и благодати", авторство которого приписывают первому киевскому митрополиту Илариону и датируют между 1037 и 1050 г.


3. Развитие градостроительства, архитектура и ремесло

Больше тысячи лет многим украинским городам: Киеву, Чернигову, Галичу, Переяславу, Белгород-Днестровску. Это все города ІХ-Х столетий. В XI ст. в письменных памятках появляется упоминание еще о 62 городах; в XII ст. - еще о 134 городах, а в начале XIII ст. - еще о 47 городах. На самом деле городов было значительно больше, только они не все вошли в летописи. Большинство этих городов сохранились и по сей день. А тогда в них работали ремесленники, зодчие, богословы, писатели и переписчики книг, кипела умственная жизнь. Своим мировым значением славянская культура IX и X столетий во многом обязана своему тысячелетнему развитию, силам, которые накопленные за столетия, мудрости и опыту, которые передали своим далеким потомкам их могущественные и мудрые пращуры.

Киевская Русь Х-ХІ столетий - время единства славян, время ее славы и могущества. Киевская Русь была наибольшим государством средневековой Европы. Уже в Х и XI столетиях в Киевской Руси окреп феодальный строй с его двумя классами: крестьян-земледельцев и феодалов-землевладельцев. Угнетение крестьян становилось все большим, а в XI ст. стало просто невыносимым. Летописцы XI ст. отмечают ряд крестьянских восстаний, которые были поддержаны городскими низами. Восстания были придушены, и напуганы ими феодалы пошли на уступки. К тому времени развилась даже проповедь мягкого отношения к "сиротам" (как называли тогда крестьян), и при этом продолжали возникать все новые и новые княжества1.

Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: искусство ремесла гончарного, металлообработки, ювелирного. В Х в. появляется гончарный круг, и на всей территории бывшего Киевского государства археологи до сих пор находят замечательные шиферные пряслица, грузики для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью  "Людота ковал", с этих пор русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавие. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени.

Много украшений выполнено в характерной технике зерна (на изделие напаивался узор, который состоял из великого множества шариков), применялся также скань-рисунок. Делались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

Под большим влиянием церкви находился и другой вид древнерусского искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых домов, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основан в середине XI ст. Антонием и Феодосием Печерскими. Пещеры - это места, где сначала селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникали поселения, которые превращались в общий монастырь. Рядом с Киевским известный также Иллинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памятник в толщи Болдиной горы, по пересказам основанный тем же Антонием около 1069. Также известен Печерский монастырь под Изборском Псковской области.

Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством и связано с именем его апологета преподобного Антония. Неординарное явление христианской духовной культуры, названное еще исихией - это путь духовной практики преобразования человеческого духа через аскетизм, отход от мира. Подземные монастыри были кострами исихии на Руси, так как здесь ни звук мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Традиционная жизнь в общих монастырях не была такой суровой. Люди, отрекшись от обычной жизни шли в монастыри, но могли продолжать выполнять много мирских обязанностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим, иконописцем. Несомненно, что именно монастыри сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении образования и создании литературных и художественных ценностей.

После принятия христианства в конце Х в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г. в Киеве была заложена Десятинная церковь Успенской Богородицы. На ее содержание была отпущена десятая часть доходов князя. Во время Батыевого нашествия в 1240 г. она была разрушена. Археологические раскопки и исследование руин этого древнейшего храма Руси, осуществленные М.К. Каргером, помогли выяснить, что это здание площадью около 900 кв. м., увенчаное, по словам летописи, 25 верхами, то есть главами, было грандиозным по замыслу и выполнению. Также многоглавым был Софийский собор в Киеве, сведенный во времена Ярослава Мудрого. Одноименность соборов Киева и Константинополя призвана была утвердить равенство Руси с Византией. Археологические раскопки показали, что храм был окружен крепостной стеной митрополитского замка. Софийский собор - памятник не только зодчества, но и искусства изобразительного. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаики, мозаичным был и пол. Много фресок написано на русские сюжеты: изображенная семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены - скоморошьи танцы, борьба ряженых, охота на медведя.

В 30-е года XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом же столетии были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых - князей Бориса и Глеба - возводится грандиозный храм площадью около 600 м2.

Выдающимся достижением зодчества Древней Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045-1050), в архитектурном виде которого уже упоминаются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Он значительно строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в симметричном порядке, намного могущественнее и строже составлены из местного известняка стены.

В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамические, как в Киеве, и излишек орнаментальных украшений языческой древности с ясно просматриваемым рисунком узлового письма. [1]

Храмы Киевской Руси были не только религиозными сооружениями. В них принимали иностранных послов. В них "сажали на стол" князей, то есть ставили их княжить, береглись казна, библиотека, работали переписчики книг. В храме и возле него собиралось вече из выбранных горожан, а в торговых районах города и в некоторых церквях сохранялись наиболее ценные из товаров, чтобы предотвратить пожары и кражи. В Новгороде в храмах собирались братчини (общества купцов), устраивались громкие банкеты, вокруг храмов объединялись жители улиц или "концов" города.

Столица государства Киев выгодно отличается от других таких же больших городов славян блистательностью его парадных въездов, огромными богатыми площадями и торжищами. Как вспоминают летописи, на Бабьем торжище в Киеве стояли "четыре коня медяны" (медная квадрига коней), привезенные кн. Владимиром из Корсуня, и два антические алтаря. По свидетельству средневекового немецкого хрониста Титмара Мерзебурзкого, в Киеве в начале XI ст. было более чем 400 церквей и 8 торжищ.


4. Театральное искусство. Музыка

В Древней Руси театральное искусство наибольше воплощалось в народном и так называемом княжеском, дружинном театре. Народный театр получил широчайшее выражение в свадебной народной обрядности1.

Основой княжеского театра были скоморохи и шпильманы (элемент, заимствованный из Германии или из Византии). Тем не менее, ни скоморохи, ни шпильманы, ни свистельники, хотя и оставив о себе широкую популярность (до сих пор есть даже такие названия сел), были чужды сценическому духу Руси. Они театра не создали. Княжеский театр опирался на рыцарскую песню, имея за основу два элемента: речитатив и величание. Репертуар княжеского театра состоял из драматических поэм, которые, имея речитативный характер, подавались на музыкальном фоне, в сопровождении музыкальных инструментов. Тематически княжеский театр пользовался мотивами обороны родины, службы князю, мести за обиженных, рыцарской чести. С упадком давнего государства княжеский театр передает народному театру своих персонажей: "князь", "княгиня", "бояре", "дружба" (войско) и т.п. .

Музыкальное искусство распределялось на три группы: народная музыка, музыка княжеских салонов и церковная.

Народная музыка Руси состояла из вокальных и инструментальных мелодий, которые испокон веков сохранялись в устной традиции народа. Песни с давних времен были постоянными спутниками наших далеких предков в их работе, бытие и обычаях. Веселые и печальные песенные мотивы выполнялись не только голосом, а и с помощью музыкальных инструментов. Первейше, это обрядовая народная песенность (колядки и щедривки, гаевки и веснянки, купальськие и обжиночные, свадебные и крестильные песни, похоронные причитания). Стилистически народная песенность делится на две основные группы:

1) свободный речитативный стиль;

2) стиль с четким ритмом и формой. Произведения первой группы имели несимметричный свободный ритм и, по сути, составляли монотонное повторение одного и того же мотива в разных вариантах, сокращениях и распространениях, в зависимости от длины предложений импровизированного текста. Такую форму рецитации имели похоронные причитания, которые выполнялись монодично, без инструментального сопровождения (как правило, профессиональными плакальщицами). Вторая (основная группа) охватывала весь остаток песенных жанров, то есть мелодий с четким ритмом и выразительным синтаксическим укладом фраз. Такая упорядоченность музыкальных элементов переносилась и на тексты песен, творя в них правильные цезуры и постоянное количество составов. Образцы древнейшей музыки этого типа встречаем в архаических обрядовых песнях, в особенности между колядками, щедровками и веснянками.

О музыке княжеских салонов можем судить только на основании упоминаний в тогдашней литературе, описаний инструментов и тогдашних фресок, главным образом Софийского собора. Репертуар этой музыки наверное был очень разнообразным - танцевальный, лирический, бытовой, шутливый и др. Наиболее часто встречаются упоминания о "пении славы" князьям: воинские и вообще геройские подвиги князя или его предков ("Слово о полке Игоревом"). Кое-где сохранились даже имена лиц, которые были одновременно поэтами, композиторами и исполнителями таких произведений: Боян (XI ст), Митуса (XIII ст).

Из инструментов употреблялись свои, извечные: гусли, деревянные трубы, рога, бубны и различные пищали и свирели. В княжеских дворах употреблялись еще и инструменты чужого происхождения: кованные, металлические или трубы и рога, орган, "смыки" или "гудок", смычковые инструменты: псалтырь (древнегреческий многострунный музыкальный инструмент), лавута, навла, кимбал, бронзовые и медные колокольчики и колокола. Колокольчики и колокола пришли к нам от иудеев. Их с готовностью позаимствовала себе христианская церковь.

Носителями музыкального творчества были: певцы героических песен; скоморохи, которые со временем стали странствующими музыкантами. Скоморохи были не только музыкантами. Они развлекали слушателей и зрителей различными способами: пением, танцами, остротами, магическими действами; калеки прохожие, старцы, творцы внехрамовой набожной песни, предшественники более поздних лирников.

Церковная музыка пришла к нам из Византии. Из литературных источников известно, что вместе с греческим духовенством спроваживали тогда на Русь и греческих профессиональных музыкантов "домественников", которые организовали у нас церковно-певческое дело, были первыми учителями музыки и дирижерами ("протопсальтами") церковных хоров. Сначала была позаимствована византийская церковная музыка. Начиная с XI ст. вводится и распространяется русская церковная музыка, которая из первого источника церковного пения - Киево-Печерской лавры - быстро распространилась на церкви и монастыри всей Руси. Это был так называемый "Киевский распев", который стал основанием местной певческой традиции на долгие века. Известны даже имена профессиональных знатоков, творцов и исполнителей такой музыки: Стефан в Киеве, Лука во Владимире-Волынске, Дмитрий в Перемишле1.

Особое развития на Руси приобрела музыка колоколов, котороя выполнялась обязательно по нотам со знанием дела. Колокола сопровождали любой христианский праздник, собирали людей на вече и прочие собрания по случаю решения важных государственных дел. Перекликание церковных колоколов - это небольшой музыкальный концерт. Во время христианских праздников (в особенности больших - Рождество, Пасха и т.п.) выполнялось по несколько десятков таких произведений колокольной музыки.


5. Культурные связи Древней Руси и меценатство

О широких культурных связях Древней Руси ХІ-ХІІ ст. мы можем узнать из побочных данных. Французский средневековый эпос часто вспоминает "прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и замечательные кольчуги, которые у нас делали уже в IX ст., тогда как в Западной Европе их начали производить только в XII ст. Кольчуги русичей были предметом широкого экспорта и пользовались широким спросом в Европе1.

О Руси, как сказочной и могущественной стране, говорят и скандинавские саги. Монах Теофил, который жил в ХІ-ХІІ ст., в своем трактате "О разных ремеслах" ставит Киевскую Русь за развитием ремесел на второе место непосредственно после наиболее культурной страны тогдашней Европы - Византии - и впереди таких стран, как Германия и Италия.

О многом нам говорят и династические связи князей. Сестра Ярослава Мудрого состояла в браке с польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава. Второй сын Ярослава состоял в браке с сестрой трирского епископа Бухардта. Два других сына Ярослава состояли в браке - один из дочерью Леопольда, графа Штаденского, а второй - с дочерью саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Анна была женой короля Франции Генриха II. После смерти мужа она вступила в брак с графом где Креси, а после смерти графа жила у своего сына - французского короля Филипа - и одно время правила Францией. С именем Анны во Франции связано немало культурных начинаний. Вторая дочь Ярослава - Елизавета была женой знаменитого викинга Гарольда Смелого - в будущем королем Норвегии. Слава о его военных походах гремела по всей Европе. Погиб он в Англии.

Гарольд был рыцарем, поэтому, упрямо и долго добивался руки и сердца Елизаветы, и составил в ее честь песню. Любая из 16 строф песни, которая рассказывала, правда, о подвигах Гарольда, заканчивалась словами: "Только русская дива с золотой гривной пренебрегает мной". На фресках св. Софии в Киеве еще и до сих пор Елизавету можно узнать среди других дочерей Ярослава по этой самой золотой гривне на шее.

Династические связи князей Древней Руси с многими наиболее знатными и владетельными властителями Европы сохранились и после Ярослава. Внучка Ярослава - Евпраксия Всеволодовна - состояла в браке с германским императором Генрихом IV. Дочь киевского князя Святополка - Предслава - стала женой венгерского королевича, а венгерский король Коломан был мужем дочери Владимира Мономаха - Євфимии. Сам Владимир Мономах за жену взял себе дочь последнего англосаксонского короля Гарольда, разбитого Вильгельмом Завоевателем в знаменитой битве при Гастингсе.

Сын Мономаха - Мстислав - носил второе имя, англосаксонское - Гарольд в честь своего деда, трагическая судьба которого напоминала и Мономаху, и Мстиславу Великому о необходимости общего сопротивления врагам Древней Руси.

Широкие династические связи Руси сохранились и в XII ст. с Византией, Венгрией, Северным Кавказом.

Киев принимал посольства Византии и Германии, Польши и Венгрии, Римского Папы и послов Востока. Купцы русичей постоянно появлялись в Константинополе, в Кракове, в Праге. В Регенсбурге - важнейшем центре торговли Германии с Русью, существовала даже особая корпорация купцов-"русариев", то есть тех, кто торговал с Киевом.

Вот почему киевский митрополит Иларион в своей знаменитой проповеди "Слово о законе и благодати", произнесенное им в храме св. Софии в присутствии Ярослава Мудрого и его окружения, мог сказать о Руси, что она "ведома и слышима во всех концах земли", а киевский летописец в конце XI ст., утешая своих современников, которые пережили страшный половецкий набег, записал: "Да никто не дерзнет сказать, что мы ненавидимы Богом. Ибо кого, как не нас, так любит Бог... кого так вознес? Никого!".

По примеру византийской знати, которая занималась меценатством, русские князья тоже регулярно осуществляли благотворительные акции, направленные на развитие науки, культуры и искусства.

Феодалы не только владели землями и эксплуатировали крестьян. Они сконцентрировали в своих руках огромные материальные средства и делали возможным осуществление крайне дорогих мероприятий - от огромных храмов и княжеских хором до великолепно украшенных рукописей и дорогих ювелирных изделий. Феодалы выступали, в основном, как заказчики, работодатели и требовательные идеологические руководители. А исполнителями их заказов были ремесленники городов и сел1.

Наиболее распространенным на Руси в то время было право "подавание" или "поданне" на строительство церкви. Так, широко известна фреска, на которой изображен кн. Ярослав Мудрый с моделью церкви в руке. В те времена по всей Европе так изображали донатора (лат. - дарителя, подателя), строителя храма в значении ктитора (опекуна имущества, которое он подарил церкви), заказчика или другого произведения искусства. Также кн. Ярослав Мудрый был известным покровителем искусства и науки. В этом случае, наверное, можно говорить о том, что меценатство начинает приобретать формальное значения государственного заступничества в виде учреждения библиотек, школ, широкого поощрения в переписывании книг, летописей и т.п. .


Заключение

Русь как государство формировалось и развивалось на полиэтнической основе, в ее состав входили и неславянские племена. Элементы их культуры влились в древнерусскую культуру, сказавшись на этнических и этнографических особенностях давнего населения ряда территорий Украины.

Тем не менее, культура Древней Руси не стала простым продолжением культуры предшествующего времени. Глубокие изменения в общественной жизни (возникновение государства, формирование древнерусской народности и т.п.) привели к качественным сдвигам в развитии культуры, в результате чего она за сравнительно короткий исторический промежуток времени достигла высокого уровня и заняла достойное место в мировой средневековой культуре.

Тесное взаимодействие народной культуры и культуры княжеских сословий, объединяющая их идея единства и могущества Руси, общее чувство патриотизма предоставляли всей культуре общенародный характер и высокою жизнеспособность.

Высокий взлет культуры Древней Руси был обусловлен существенными сдвигами в разных сферах общественной жизни - развитием феодальных отношений; становлением древнерусской государственности; обособлением ремесла от сельского хозяйства; возникновением городов; оживлением торговли; активизацией и расширением международных контактов; внедрением христианства и др. Новые явления и процессы в древнерусской культуре - это не только суммарное следствие действия общественных сил и факторов, а и активный самостоятельный фактор влияния на разные сферы жизни, то есть культура вместе с тем выступает и как объект, и как субъект исторического развития.

Феномену культуры Древней Руси присущи такие характерные особенности:

1. Доминирующее влияние христианской религии на развитие материальной и духовной культуры.

Церковь стала своеобразным центром, в котором органически синтезировались произведения мастеров разных культурных сфер - архитектуры, живописи, музыки, скульптуры, литературы. Равно как православная религия была поставлена на службу государству, культура должна была служить церкви, свидетельством чего есть абсолютное доминирование в искусстве библейских сюжетов, в литературе - религиозной проблематики, в архитектуре - культовых сооружений. В княжескую пору именно церковь становится одним из наиболее доступных мест удовлетворения эстетичных потребностей народа

2. Заимствование и творческое переосмысление византийских традиций, знаний и канонов.

Христианство, предоставив импульс государствотворения и культурным процессам на Руси, оказывало содействие распространению византийского влияния в разных сферах общественной жизни и в культуре, в частности, это было в особенности чувствительно в начале христианизации. В этот период древнерусская литература развивается в рамках византийских канонов, которые определяли жанры (жития, проповеди, поучение) и сдержанную стилевую манеру изложения. Иконопись, наследуя византийские образцы, отличается абстрактностью и статичностью. В архитектуре приобретает распространение византийский стиль зодчества, заимствуется техника каменной и каменной кладки, проникается опыт создания фресок и мозаик.

3. Существование на Руси дохристианской культурной среды - базы для создания местной самобытной культуры.

Конечно, роль византийского влияния на развитие культуры Руси была значительной, но не решающей, поскольку все византийское в процессе "ослов'янення" творчески переосмысливалось, качественно видоизменялось под влиянием местных традиций.

4. Форсированный подъем культуры, появление новых культурных явлений.

Возникновение и становление Древнерусского государства оказывало содействие заметной культурной поступи восточных славян, обогащению новыми достижениями.


Использованная литература

1.    Брайчевський М.Ю. Утвердження християнства на Русі. - К., 1988.

2.    Златоструй. Древняя Русь Х-XIII веков. - М., 1990.

3.    Історія України: нове бачення: Т.1. / Під ред.В.А. Смолія. - К.: Україна, 1995. - 456с.

4.    Історія української культури. - К., 1993.

5.    Культурология. Історія світової культури / Під ред.А.Н. Марковой. - М.: Юнити, 1998.

6.    Культурологія. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. М.: "Фенікс"., 1995.

7.    Лановик Б.Д., Матейко Р.М., Матисякевич З.М. Історія України: Навч. посібник. - К.: Т-во “Знання”, КОО, 2000. - 460с.

8.    Петро Толочко. Київська Русь. - К.: Абрис, 1996.

9.    Полонська-Василенко Н. Історія України в 2-х т. Т 1, - К." Либідь", 1992.

10. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М., 1982.

11. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекцій по теорії й історії культури. - СПП.: Союз, 1998.

12. Семчишин М. Тисяча років української культури. Історичний огляд культурного процесу. - Нью-Йорк; Париж; Сідней; Торонто, 1985.

13. Субтельний О. Україна: Історія. - К.: Либідь, 1993. - 532с.

14. Українська культура. / За ред. Д. Антоновича. - К.: Либідь, 1993.


Брайчевський М.Ю. Утвердження християнства на Русі. — К., 1988.

1 Петро Толочко. Київська Русь. – К.: Абрис, 1996.

1 Історія української культури. — К., 1993.

1 Українська культура. / За ред. Д. Антоновича. – К.: Либідь, 1993.

1 Українська культура. / За ред. Д. Антоновича. – К.: Либідь, 1993.

1 Лановик Б.Д., Матейко Р.М., Матисякевич З.М. Історія України: Навч. посібник. – К.: Т-во “Знання”, КОО, 2000.-

1 Петро Толочко. Київська Русь. – К.: Абрис, 1996.

[1] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1982. — С. 53.

1 Лановик Б.Д., Матейко Р.М., Матисякевич З.М. Історія України: Навч. посібник. – К.: Т-во “Знання”, КОО, 2000.-

1 Петро Толочко. Київська Русь. – К.: Абрис, 1996.

1 Субтельний О.  Україна: Історія. - К. : Либідь, 1993.

1 Субтельний О.  Україна: Історія. - К. : Либідь, 1993.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.