|
Реферат: Ленд-лизЧрезвычайно
важным вкладом западных союзников по Антигитлеровской коалиции в нашу общую
победу были их ленд-лизовские поставки для нужд советского железнодорожного
транспорта. Производство железнодорожных рельсов (включая рельсы узкой колеи) в
СССР было следующим: 1940 год - 1360 тысяч тонн, 1941 - 874 тысячи тонн, 1942 -
112 тысяч тонн, 1943 - 115 тысяч тонн, 1944 - 129 тысяч тонн, 1945 - 308 тысяч
тонн ("Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне", стр.
46). По ленд-лизу же в СССР было поставлено 622,1 тысяч тонн железнодорожных
рельсов. Это составляет около 56,5% от общего объема производства
железнодорожных рельсов в СССР с середины 1941 года до конца 1945 года. Если же
исключить из подсчета рельсы узкой колеи, которые по ленд-лизу не поставлялись,
то американские поставки составят 83,3% общего объема советского производства.
Если же исключить из подсчетов производство за вторую половину 1945 года, то
ленд-лиз по рельсам составит 92,7% от общего объема советского рельсового
производства. Таким образом, почти половина железнодорожных рельсов,
использованных на советских железных дорогах во время войны, поступила из США.
Еще более заметной была роль поставок по ленд-лизу в сохранении на необходимом
уровне численности советского парка локомотивов и железнодорожных вагонов.
Выпуск магистральных паровозов в СССР изменялся следующим образом: в 1940 году
- 914, в 1941 - 708, в 1942 - 9, в 1943 - 43, в 1944 - 32, в 1945 - 8.
Магистральных тепловозов в 1940 году было выпущено 5 штук, а в 1941 - 1, после
чего их выпуск был прекращен до 1945 года включительно. Магистральных
электровозов в 1940 году было произведено 9 штук, а в 1941 году - 6 штук, после
чего их выпуск также был прекращен ("Народное хозяйство СССР в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.", стр. 66). По ленд-лизу же в СССР в
годы войны было доставлено 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (Jones R.H.
Op.cit. Appendixes). Таким образом, поставки по ленд-лизу превосходили общее
советское производство паровозов в 1941-1945 годах в 2,4 раза, а электровозов -
в 11 раз. Производство грузовых вагонов в СССР в 1942-1945 годах составило в
сумме 1087 штук по сравнению с 33096 в 1941 году ("Народное хозяйство СССР
в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг", стр. 66). По ленд-лизу же
было поставлено в общей сложности 11075 вагонов (Jones R.H. Op.cit.
Appendixes), или в 10,2 раза больше советского производства 1942-1945 годов.
Можно утверждать, что в годы Великой Отечественной войны без поставок по
ленд-лизу работе советского железнодорожного транспорта угрожал бы паралич. Исключительно важное значение для Советского Союза вообще, для Красной Армии в частности, имели ленд-лизовские поставки продовольствия. Можно уверенно утверждать, что в1943-1945 годах отечественное сельское хозяйство, абсолютно разоренное войной, было не в состоянии прокормить многомиллионную армию. Острейший продовольственный кризис разразился в 1943 году, когда и без того крайне скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 года значительно превысили суммарный ввоз продовольствия за период действия Первого и Второго Протоколов, потеснив в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения. В общем объеме ввезенных по последним Протоколам грузов продовольственные заняли свыше 25% тоннажа. По калорийности этого продовольствия из расчета норм военного времени должно было хватить на содержание 10-миллионной армии в течение более чем трех лет ("Отечественная история", 1996, №3; Михаил Супрун "Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг.", М., 1997, стр. 323). Трудно переоценить для Советского Союза и ленд-лизовские поставки сложных станков и промышленного оборудования. Еще в 1939-1940 годах советское руководство разместило заказы на импортное оборудование для производства артиллерийского вооружения. Потом эти заказы, размещенные в основном в США, были поставлены в СССР в рамках ленд-лиза. А именно в специальных станках для артиллерийского производства в годы войны в СССР была наибольшая нужда. Всего же из США в СССР в годы войны было поставлено 38100 металлорежущих станков, из Великобритании - 6500 станков и 104 пресса. В Советском Союзе в 1941-1945 годах было произведено 115400 металлорежущих станков, то есть в 2,6 раза больше поставок по ленд-лизу. Однако в действительности, если брать стоимостные показатели, то роль западных станков окажется гораздо значительнее - они были на порядок сложнее и дороже советских. Без поставок западного оборудования советская промышленность не только не смогла бы увеличить выпуск вооружения и боевой техники в годы войны, но и наладить выпуск современных станков и оборудования, чему служили также поставки из США специальных видов проката стали и ферросплавов (Соколов Б.В. "Правда о Великой Отечественной войне", Санкт-Петербург, 1998, стр. 180-181).
Огромное значение для народного хозяйства СССР и, в частности, для военного
производства имели западные поставки цветных металлов. С середины 1941 года до
середины 1945 года советская промышленность произвела 470 тысяч тонн меди. По
ленд-лизу из США в Советский Союз было поставлено 387,6 тысячи тонн меди, что
составило 82,47% собственного производства меди за время войны. Ситуация,
аналогичная положению с медью, сложилась и в советском производстве алюминия. С
середины 1941 до середины 1945 года в СССР было произведено 263 тысячи тонн
алюминия. Из США в СССР в годы войны было поставлено 256,4 тысячи тонн
алюминия. Кроме того, в СССР поступило 35,4 тысячи тонн алюминия из
Великобритании и 36,3 тысячи тонн алюминия из Канады. Таким образом, суммарные
западные поставки алюминия в Советский Союз в 1941-1945 годах составили 328,1
тысячи тонн, что в 1,25 раза превышали его собственное производство. Советская
авиационная промышленность - основной потребитель алюминия, работала главным
образом за счет западных поставок. Немаловажное
значение для наступательных операций сухопутных войск имела поддержка с моря.
Роль военно-морских сил еще более возросла с продвижением Красной Армии на
запад и расширением оперативной зоны деятельности флота. Однако истерзанные
войной Балтийский и Черноморский флоты требовали крупного пополнения. В
дальнейшем усилении крайне нуждались Северный, но главное - Тихоокеанский флот
и речные флотилии. Поэтому во второй половине войны существенную помощь по
ленд-лизу получил и советский Военно-Морской Флот - 596 боевых кораблей и
судов, в том числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за
подводными лодками, 202 торпедных катера, 60 малых охотников (сторожевых
катеров), 106 десантных судов. Из них 80% кораблей и судов приняли участие в
боевых действиях против флотов Германии и Японии. Кроме того, только в 1944 году
в счет репараций с Италии Великобритания передала ВМФ СССР линкор, 9 эсминцев,
4 подводные лодки, а США - крейсер. Такие виды поступивших по ленд-лизу
необходимой военной техники и оборудования, как десантные суда, неконтактные
тралы, мощные радиолокационные станции, ряд образцов гидроакустической
аппаратуры, дизель-генераторов и аварийно-спасательной техники, в СССР не
производились. Начиная с 1942 года постройка отечественных боевых катеров
(катеров-тральщиков, малых охотников и других, которые главным образом и
выпускала в годы войны отечественная судостроительная промышленность)
осуществлялась с помощью импортного оборудования (например, двигателей
американской фирмы "Паккард"). Благодаря помощи из-за океана состав
Северного флота за 1944-1945 годы увеличился на 155 эсминцев, тральщиков,
подлодок, сторожевых кораблей, что в 3 раза (!!!) превысило численность флота
накануне войны. В это число не вошли самые крупные на Севере корабли:
английский линкор "Ройял Соверинл ("Архангельск") и американский
крейсер "Милуоки" ("Мурманск"), предоставленные в 1944 году
в счет репараций. В ходе подготовки Советского Союза к войне с Японией
Соединенные Штаты, по сути, создали еще один Тихоокеанский флот. Только в
марте-сентябре 1945 года из базы Коулд Бей в советские дальневосточные базы
были доставлены 215 боевых кораблей и вспомогательных судов. Еще около 100
поступивших кораблей и катеров были распределены по другим флотам и флотилиям. Наращивание
собственного производства оружия и военной техники с использованием сырья и
материалов, станков и оборудования, поступавших по ленд-лизу, сыграло не
меньшую роль, чем готовая американская и английская техника и оружие. Свою роль
играл и обмен военно-технической информацией с союзниками в соответствии с
американским законом о ленд-лизе. 19 октября 1942 года было принято
постановление ГКО "Об обмене с США и Великобританией военно-технической
информацией". Несмотря на то что СССР, выполняя свой союзнический долг,
передавал в США и Великобританию часть собственной военно-технической
информации, получал он от них во много раз больше. Из-за рубежа поступала новейшая
техническая документация в виде различных отчетов, докладов, описаний,
инструкций, наставлений, бюллетеней, каталогов, чертежей и технических ордеров.
Так, из Америки только по авиационной технике от инженеров ПЗК до конца 1945
года СССР получил 11 313 различных инструкций (58 108 экземпляров). 89% их
направляли в заинтересованные советские организации для ознакомления,
использования и внедрения в советское производство. БРОНЕТАНКОВЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ В СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Из английских боевых машин в СССР поступали пехотные танки Мk II
“Матильда”, вооруженные как 40-мм пушкой, так и 76-мм гаубицей, Mk III
“Валентайн” всех модификаций, кроме “Валентайн I”, Mk IV “Черчилль” (варианты
III и IV) и незначительное число легких танков Mk VII “Тетрарх”. Помимо танков
в значительных количествах поставлялись из Англии гусеничные многоцелевые
бронетранспортеры “Универсал Кэрриер” Mk I. Важной составляющей американских поставок были бронетранспортеры, которые в СССР в годы войны вообще не выпускались. Колесный “скаут” М3А1 стал самым массовым и наиболее популярным бронетранспортером Красной армии. Использовались они в основном в качестве штабных и разведывательных. Полугусеничных бронетранспортеров (вариантов М2, М5 и М9) было поставлено сравнительно немного. Значительная часть из них применялась как артиллерийские тягачи. Самоходные 57-мм противотанковые пушки Т48, называвшиеся у нас СУ-57, состояли на вооружении ряда легких самоходно-артиллерийских полков и истребительно-противотанковых бригад. Первой частью, получившей СУ-57 в августе 1943 года, стала 16-я истребительно-противотанковая бригада. Зенитные самоходные установки М15А1 и М17 на базе полугусеничных бронетранспортеров были единственным мобильным средством ПВО в танковых и механизированных частях. Часто их использовали и для поражения наземных целей - огонь счетверенных крупнокалиберных пулеметов был достаточно эффективным. Американские бронетранспортеры применялись вплоть до конца Второй мировой войны и состояли на вооружении Красной армии и в первые послевоенные годы. БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА, ПОСТАВЛЕННАЯ В СССР ПО ПРОГРАММЕ ЛЕНД-ЛИЗА
Следует учитывать, что в таблице указано количество
отправленных боевых машин (всего 21 491 ед.). При проводке северных конвоев
было потеряно 443 легких танка М3А1, 417 американских средних танков, 54
полугусеничных бронетранспортера, 228 “Скаутов” М3А1, 320 “Валентайнов”, 43
“Черчилля”, 252 “Матильды” и 224 “Универсала”. Заключение В чём правда, а в чём вымысел? Вокруг чего сохраняется и по нынешней день столько загадок и тайн, споров и нерешённостей? Наверное, дать точный ответ на эти вопроса помогут реальные цифры, а не умышленно фальсифицированные советским руководством в своих интересах, и, конечно же, очевидцы тех событий, которые точно могут нам сказать, что было на самом деле. В заключении обратимся к статистике. Американские источники утверждают, что военной техники и других грузов нам было поставлено на сумму около 11 миллиардов долларов. Это вклад США. Включены ли в эту сумму поставки в счет обязательств Великобритании или нет, не сообщается. Американцы поставили нам 359000 грузовиков, 44000 джипов и 3700000 шин. Отчет Наркомата военной торговли, помещенный в "Правде" 11 июня 1944 года, подробно подсчитывает помощь каждой из стран: США, Великобритании и Канады. Хотя грузы продолжали поступать еще целый год, можно представить себе их объемы. Так, Великобритания на 30 апреля 1944 года успела поставить 5239 автомобилей и бронетранспортеров, Канада - 3410 . Американцы за это время дали несравнимо больше - 206000 автомобилей. Многого в Красной Армии до ленд-лиза просто не существовало: разведывательных и грузовых автомобилей-амфибий, тяжелых тягачей с прицепами для перевозки танков, бронетранспортеров. Сталин, как во время, так и после войны упорно не желал афишировать помощь союзников СССР, дабы венец победителя принадлежал только ему. В послевоенные годы, в условиях глобального противостояния СССР и США, в официальных выступлениях политических и военных руководителей Советского Союза и, соответственно, в “научных” трудах историков-марксистов роль поставок по ленд-лизу оценивалась как ничтожная и лицемерная. Уже в 1947 году Николай Вознесенский, тогдашний член политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР и председатель Госплана СССР, определил, что удельный вес поставок по ленд-лизу составил всего лишь 4% от общего промышленного производства СССР (см. Вознесенский Н. “Военная экономика СССР в период Отечественной войны”, М., 1947, стр. 74). С тех пор в течение десятилетий эта цифра, не подвергаясь ни малейшему сомнению, фигурировала в советских энциклопедиях и бесчисленных монографиях как единственно верная. Более того, под нее подгонялись и масштабы поставок по конкретным видам боевой техники. Так, например, в книге Е.Н.Кулькова “Правда и ложь о второй мировой войне” (М., 1983 г.) утверждается, что в СССР было поставлено самолетов в объеме 4% от советского производства. Но вот какую оценку американским поставкам дает маршал Г.К. Жуков: «Сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии». (Из донесения председателя КГБ В.Семичастного — Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Н.Я.Зенкович “Маршалы и генсеки”. М., 1997. С. 161-162). А вот что говорит о поставках по ленд-лизу А.И. Микоян: «Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело» (Бережков В.М. Как я стал переводчиком Сталина. М., 1993. С. 337). И сейчас существуют различные мнения о роли ленд-лиза в разгроме германского нацизма и его союзников. Так, Черчилль назвал его "самым бескорыстным актом в истории всех стран". Но самая главная оценка всего ленд-лиза заключена в словах того, почьей винедосих пор столько разногласий и загадок – Сталина. В письме президенту США Трумэну от 11 июня 1945 г. было отмечено, что "соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага - гитлеровской Германии". Бесспорно, такая оценка является единственно правильной и полностью отражает признательность за помощь советского народа и Вооруженных сил СССР, которые в первую очередь ощутили ее результаты.
Использованная
литература: 1. "Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки в четырех книгах". Кн.4, М., 1999, с. 205-217. 2.
Супрун М.Н. "Ленд-лиз и
северные конвои, 1941-1945 гг.". М., 1997. 3. Петров П.С. "Фактическая сторона помощи по ленд-лизу", - "Военно-исторический журнал", 1990, № 6. 4. Чадаев Я.Е. "Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1985. 5. Орлов А.С., Кожанов В.П. "Ленд-лиз: взгляд через полвека", - "Новая и новейшая история", 1994, № 3. 6. Соколов Б.В. "Правда о Великой Отечественной войне (сборник статей)". Санкт-Петербург, 1998. 7. Н.Я.Зенкович “Маршалы и генсеки”. М., 1997. С. 161-162. 8. Бережков В.М. Как я стал переводчиком Сталина. М., 1993. С. 337 9. "Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Статистический сборник", М., 1990 10. Jones R.H. The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union. Norman, Oklahoma Univ. Press, 1969, Appendixes (стр. 10) 11. Белоусов А.А. “Материально-техническое обеспечение бронетанковых и механизированных войск в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов”, М., издание Академии бронетанковых войск, 1976; “История танковых войск Советской Армии”, М., издание Академии бронетанковых войск, 1975; “Советские танковые войска 1941-1945 гг.”, М., Воениздат, 1973; S.Zaloga, J.Grandsen “Soviet tanks of World War Two”, London, 1984; Барятинский М. “Бронетанковая техника СССР. 1939-1945”, “Бронеколлекция”, 1998, № 1. |
Страницы: 1, 2
НОВОСТИ |
ВХОД |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |