рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Народное образование

Императорское Училище Правоведения учреждено в 1835 г. для подготовления сведущих в юридических науках чиновников для службы в ведомстве министерства юстиции. Училище состоит из приготовительного и семи общих классов–четырех общеобразовательных гимназических и трех специальных, соответствующих курсу юридических факультетов. Училище находится в ведомстве министерства юстиции, по которому и должны были служить окончившие в училище курс. В 1897 г. им предоставлено право поступать на службу и по другим ведомствам. Училище–закрытое заведение. Оканчивающие в нем курс получают чины XII–IX классов.

Далее существуют два учреждения, приближающиеся к историко-филологическим факультетам: С.-Петербургский историко-филологический институт и историко-филологический институт князя Безбородко в Нежине.

Историко-Филологический Институт в С.-Петербурге основан в 1867 г. для подготовления учителей гимназий и вообще среднеучебных заведений преимущественно по древним языкам. Институт состоит в ведомстве министерства народного просвещения. В нем положено 100 штатных воспитанников, живущих в здании института на полном содержании; кроме того, допускаются стипендиаты других ведомств. Оканчивающим курс предоставляется звание учителя гимназии с теми же правами, какие имеют окончившие историко-филологические факультеты.

Историко-Филологический Институт Кн. Безбородко в Нежине образован был в 1875 г. из лицея кн. Безбородко, который был устроен в 1820 г. (под названием «Гимназия высших наук») на средства, пожертвованные кн. Безбородко в 1805 г. Характер и программы этого учреждения неоднократно изменялись: по уставу 1825 г. целью его было доставлять филологическое образование, в 1832 г. – физико-математическое, в 1840 г. по новому уставу он должен был служить к распространению юридических познаний. Наконец, в 1875 г. он был преобразован в историко-филологический институт с теми же задачами, как и С.-Петербургский.

В связи с названными учреждениями необходимо упомянуть об Археологическом Институте в С.-Петербурге. Это учреждение основано в 1878 г. по инициативе и стараниями H.B. Калачова для приготовления специалистов в области археологии и архивоведения. Слушателями института являются обыкновенно лица, окончившие курс в каком-либо высшем учебном заведении и желающие ознакомиться специально с археологией и архивным делом. Курс учения–двухгодичный. Слушание лекций–бесплатное.

Факультету восточных языков соответствует находящийся в Москве Лазаревский институт восточных языков. Это учреждение было основано в 1815 г. на средства, пожертвованные армянином Лазаревым, под названием «Лазаревское училище для воспитания детей армянского происхождения», как частное учебное заведение, в котором преподавались как общие предметы, так и восточные языки. В 1848 г., по новому уставу, оно было преобразовано в Лазаревский институт восточных языков, при чем курс преподавания был расширен. Отделение преподавания восточных языков от общих предметов последовало по ныне действующему уставу 1872 г. Институт состоит из двух отделений: гимназического, с 8-ю основными классами и приготовительным, и специального для изучения восточных языков, разделенного на 3 курса.

Наконец, существуют еще курсы восточных языков при учебном отделении Азиатского департамента, готовящие. драгоманов для Министерства Иностранных дел. На нем преподаются языки: арабский, турецкий, персидский и татарский. Курс 3-х летний. В числе обучающихся военное министерство содержит 15 офицеров.

Женские учебные заведения, подобно мужским, также распадаются на три категории – низшие, средние и высшие.

Начальное образование девочкам дается совместно с мальчиками в начальных народных школах и других подобных заведениях; сравнительно редко, преимущественно в городах, устраиваются школы для девочек особо от мальчиков. По данным упомянутого выше сборника статистических сведений, в 1898 г. в начальных училищах Империи училось 1,023,609 девочек, что составит 25% общего числа учащихся в начальных школах. В городах учившиеся в начальных школах девочки составляли 36,2% всего числа учащихся.

Средние учебные заведения для женщин возникают у нас в царствование Екатерины II, учредившей в 1764 г., по плану Бецкого, «Воспитательное заведение для благородных девиц». По образцу этого заведения уже в ХVIII столетии было открыто несколько учреждений сначала в столицах, a затем и в других городах. Эти учебные заведения, большею частью закрытые, получили название «институтов»; развитию их в сильной степени содействовало теплое участие и покровительство Императрицы Марии Феодоровны, супруги Павла I. Управление ими, после смерти ее, было передано в 1828 г. в особое IV отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, впоследствии переименованное в Собственную Его Императорского Величества Канцелярию по учреждениям Императрицы Марии.

До половины XIX стол. институты, доступ в которые был открыт только для девиц дворянского происхождения, являлись единственными среднеучебными заведениями для женщин. Лишь в конце 50-х годов в министерстве народного просвещения поставлен был в очередь вопрос об устройстве женских учебных заведений на других основаниях, a именно открытых и с допущением девиц всех сословий. В 1858 г. издано было особое Положение о женских учебных заведениях ведомства министерства народного просвещения. К 1870 г. в разных городах устроены были, в значительной степени на средства или при содействии городских общественных управлений, до 150 женских училищ ведомства народного просвещения, преобразованных в гимназии на основах изданного в этом году нового «Положения о женских гимназиях и прогимназиях министерства народного просвещения». По этому положению женские гимназии состоят из 7-ми годичных курсов, при чем для приготовления учениц к педагогической деятельности может быть учрежден 8-й дополнительный класс; женские прогимназии состоят из 3 классов. Окончившим полный курс 8-ми классов и награжденным медалями дается звание «домашних наставниц», не получившим медалей, но удостоенным аттестатами – звание «домашних учительниц»; окончившие только 7 классов получают право на звание «первоначальных учительниц, учительниц народных училищ».

Вслед за созданием первых открытых женских учебных заведений ведомства министерства народного просвещения, IV отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии нашло необходимым открыть в своем ведомстве подобные же женские гимназии для приходящих учениц всех сословий и вероисповеданий; в 1862 г. издан был особый устав, регулирующий устройство и программы этих заведений.

Таким образом, в настоящее время женские средние учебные заведения распадаются на три группы:

I. Женские гимназии и прогимназии ведомства министерства народного просвещения. В 1898 г. их было 346 с 94,078 учащимися. – II. Институты. В 1898 г. их было всего 32, из которых 10 в С.-Петербурге, 4 в Москве и 18 в провинции. – III. Женские гимназии ведомства учреждений Императрицы Марии. В 1898 г. их было 30 (из них 10 в С.-Петербурге, 5 в Москве и 15 в провинции); в этих гимназиях и институтах в 1898 г. было 20,246 учащихся.

Высшие женские учебные заведения возникают в России по инициативе частных лиц. В 1872 г. учреждены были высшие женские курсы в С.-Петербурге проф. K.H. Бестужевым-Рюминым и в Москве профессором В.И. Герье. В последующие годы открыты были такие же курсы в Киеве и Казани. В программу курсов введены были преимущественно историко-филологические и физико-математические науки. На курсы принимались окончившие средние женские учебные заведения – гимназии и институты. Допускались также и вольнослушательницы. Учебный курс продолжался 3 года на С.-Петербургских и 2 года на Московских курсах. Курсы развивались весьма успешно; число слушательниц постоянно возрастало; к преподаванию были привлечены лучшие ученые силы местных университетов. В начале 80-х годов произошла перемена в отношениях администрации к высшему женскому образованию. В 1886 г. был закрыт прием на С.-Петербургские курсы; Московские курсы в 1888 г. совершенно закрыты. С.-Петербургские курсы в 1889 г. восстановлены с существенными изменениями как в научно-учебном, так и в административном отношениях. По временному положению 1889 г. высшие женские курсы в С.-Петербурге считаются частным учебным заведением, причем однако директор курсов, a также инспектриса, руководящая воспитательною частью, назначаются министерством народного просвещения. Курсы разделены на два отделения: словесное и физико-математическое; учебные планы обоих отделений утверждаются министерством. Хозяйственною частью заведует попечительный совет. Число слушательниц ограничено было комплектом в 400 чел., но желающих обучаться на них оказалось так много, что министр народного просвещения разрешил в 1896 г. увеличить комплект до 600. Впоследствии число слушательниц еще увеличилось: к 1-му янв. 1899 г. на курсах было 916 слушательниц и 44 вольнослушателницы (на историко-филологическом отделении – 719, на физико-математическом – 241). При курсах учрежден интернат, в который поступают слушательницы, не имеющие в С.-Петербурге родителей или родственников, с которыми они могли бы жить. Плата за слушание лекций – 100 руб. в год, живущие в интернате платят 300 руб. в год. – С 1900 года возобновлены и высшие женские курсы в Москве.

Педагогические курсы существуют с 1859 г. и состоят из словесного и математического отделений. Курс трехлетний; первые 2 года читаются общеобразовательные предметы. Для упражнения слушательниц, готовящихся в домашние наставницы, при курсах имеется прогимназия.

Женский медицинский институт. В 1872 году, также по инициативе частных лиц, в С.-Петербурге возникли женские «врачебно-акушерские курсы». Они были устроены при Военно-Медицинской Академии, причем однако занятия женщин-курсисток происходили совершенно отдельно от студентов Академии. Целью курсов было поставлено приготовление ученых акушерок. Преподавание производилось профессорами Академии. Курсами заведовала конференция Академии под председательством ее начальника; непосредственное же начальство слушательниц составляли почетная инспектриса и ее помощницы. Слушательницами принимались окончившие курс средних учебных заведений с поверочным испытанием при приеме. Занятия были рассчитаны на четырехгодичный курс. По окончании его производился выпускной экзамен применительно к экзамену на звание врача. В 1876–1877 г. курсы были отделены от Военно-Медицинской Академии и переведены в Николаевский военный госпиталь, образовав самостоятельное учреждение, при чем с тех пор они получили название «Женских врачебных курсов». Заведывание ими, независимо от надзора инспектрисы и ее помощниц, возложено на главного врача госпиталя. Срок обучения вместо 4 лет был установлен пятилетний. В 1876 г. оканчивающим курс предоставлено право практики по женским и детским болезням.

Развитие курсов шло весьма успешно, что между прочим доказал опыт практического применения знаний курсисток на войне 1877 г., когда они исполняли ординаторские обязанности и своею энергиею, знаниями и самоотверженностью заслужили общее одобрение профессоров, действовавших на театре войны. По ходатайству Медицинского Совета, в виду заслуг женщин-врачей, им был дарован нагрудный знак «Ж.В.» (женщина-врач), дававший право самостоятельной врачебной практики, a в 1879 г. министру внутренних дел предоставлено разрешать выдержавшим испытание слушательницам право врачебной службы в городских, земских и других общественных учреждениях. За время с 1872 по 1882 г. на курсы поступило всего 1.390 лиц; общее число слушательниц на всех 5 курсах составляло не менее 450.

Под влиянием реакции в отношении к женскому образованию в судьбе врачебных женских курсов наступил кризис: в 1882 г. прием на курсы был приостановлен, и они были постепенно закрыты. С тех пор в течение 15 лет женское врачебное образование заглохло, но сознание важности его не изгладилось, и в печати и общественных учреждениях не переставали раздаваться голоса, доказывавшие необходимость восстановления женских врачебных курсов. Лишь в 1892 г. выработан был проект положения о новом учреждении для высшего медицинского образования женщин – «Женского Медицинского Института». Рассмотрение этого проекта в Государственном Совете было однако отложено впредь до того времени, когда из частных пожертвований образуется сумма, достаточная для покрытия расходов по содержанию института. Упомянутый проект был наконец рассмотрен в 1895 г., и вопрос об открытии Женского Медицинского Института решен окончательно. Открытие его состоялось в сентябре 1897 году. По уставу институт имеет целью доставить лицам женского пола медицинское образование, преимущественно приспособленное к лечению женских и детских болезней и к акушерской деятельности. Средства института составляются главным образом из частных пожертвований, пособий от городов и земств и платы за учение. Непосредственное управление им и состоящим при нем интернатом вверяется директору, назначаемому министерством народного просвещения; директору в работах по управлению помогают совет преподавателей, правление из профессоров и инспекторов и попечительный комитет, назначаемый министром из лиц, могущих содействовать удовлетворению хозяйственных нужд института и увеличению средств его. Курс учения – 5-летний; зачет полугодий, полукурсовые и окончательные испытания производятся применительно к правилам, установленным для медицинских факультетов. Окончившим курс дается диплом на звание «женщины-врача» с правом повсеместной свободной практики. В 1898 г. издан закон, предоставляющий женщинам-врачам права и преимущества государственной службы в отношении пенсий. Этим актом увенчивается признание важности женского медицинского образования.

Духовные учебные заведения.

История духовно-учебных заведений в значении рассадников для приготовления образованных пастырей церкви долгое время сливается с историей общего народного образования в России. Из школ церковно-приходских и монастырских, бывших главными центрами народного образования, выходили и служители церкви. В конце XVI в. в юго-западной России впервые создаются церковными братствами духовные школы. Из них особенное значение приобрело училище при Киевском Богоявленском братстве, получившее в XVII в. название духовной коллегии, a впоследствии академии. В Москве в XVI в. возникла столь известная впоследствии славяно-греко-латинская академия.

С эпохи Петра Великого начинается государственная регламентация духовно-учебных заведений; основываются первые духовные семинарии в Петербурге и Москве; к концу XVIII ст. семинарии были основаны и в некоторых других городах Европейской России, a также в Иркутске и Тобольске. В 1808 г. учреждена была «Комиссия духовных училищ», которая составила первый устав духовно-учебных заведений, по которому они распадаются на три группы: низшие – духовные училища (уездные и приходские), средние – духовные семинарии и высшие – духовные академии. Духовные училища и семинарии предназначались для потребностей местных епархий, a духовным академиям поставлены задачи обще-церковного характера – доставлять высшее богословское образование в духе православия для просвещенного служения церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности. В последующие десятилетия духовно-учебные заведения как по своему административному устройству, так и по программам подвергались преобразованиям, но самый строй их сохраняется и до настоящего времени. Последние узаконения, регулирующие духовно-учебные заведения, относятся к 1884 году. Согласно им, духовно-учебные заведения представляются в настоящее время в следующем виде.

Духовные училища предназначены «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви». Как учреждения подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарии, училища находятся «в живой и нераздельной связи с семинариями». Они содержатся на средства, изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находятся в ведении епархиального архиерея. под главным управлением Св. Синода. Ближайшее попечение о них вверяется местному духовенству. Учебно-воспитательная часть состоит под руководством местных семинарских правлений, a непосредственное управление вверяется смотрителю – (и его помощнику) и правлению (в составе смотрителя и учителей), ведающему дела по учебной, нравственной и хозяйственной частям. Число духовных училищ в каждой епархии зависит от средств ее и потребностей местного духовенства. В училища принимаются дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий – с платою. Училища имеют 4 класса, программа которых приближается к программе четырех классов гимназий. В настоящее время существует 185 духовных училищ (учащихся более 30.000).

Духовные семинарии, по определению устава 1884 г., представляют собою «учебно-воспитательные заведения для приготовления юношества к служению православной церкви». Семинарии, находясь под главным управлением Св. Синода, состоят в ближайшем ведении епархиальных архиереев, имеющих высшее наблюдение за направлением преподавания, за воспитанием учащихся и вообще за выполнением правил устава. Семинарии содержатся на средства Св. Синода и на пособия, отпускаемые из государственного казначейства. Непосредственное управление семинариею принадлежит ректору, инспектору и правлению, имеющему собрания педагогические и распорядительные. В семинарии принимаются молодые люди православного исповедания из всех – сословий. Преобладающее значение в учебном курсе их занимают богословские науки, но в значительном объеме преподаются и науки общеобразовательные, входящие в курс классических гимназий. До конца 70-х годов окончившие курс семинарий имели свободный доступ в высшие учебные заведения, наравне с гимназистами. Затем доступ этот был закрыт, но в последнее время лучшим из окончивших курс семинарий было дозволено поступать в Томский и Юрьевский университеты. Обучение в семинариях бесплатное, при чем сироты и дети бедных родителей принимаются на казенное содержание. Лучшие воспитанники семинарий, по окончании курса, поступают в духовные академии; большая часть воспитанников определяются епархиальным начальством на места священно и церковнослужителей или же на должности учителей и надзирателей в духовно-учебные заведения. В настоящее время существует 55 духовных семинарий (учащихся около 18.000).

Духовных академий – четыре: Киевская (возникновение которой относится еще к XVII ст.), Московская (образованная из старой славяно-греко-латинской академии, зачатки которой также относятся к XVII в.), С.-Петербургская (основана в 1797 г.) и Казанская (основана в 1842 г.). В настоящее время духовные академии управляются на основании устава 1884 г. Согласно определению этого устава, духовные академии имеют целью доставлять высшее богословское образование, в духе православия, для просвещенного служения церкви на пастырском, духовно-учебном и других поприщах деятельности. Находясь в главном заведывании Св. Синода, академии состоят под начальственным попечением местных епархиальных архиереев. Ближайшее управление академиями находится в руках ректора, совета и правления академии. Совет, в состав которого входят ректор (председатель), инспектор и все ординарные и экстраординарные профессора, ведает главным образом учебную часть; дела хозяйственные и дисциплина над студентами сосредоточены в правлении, которое состоит, под председательством ректора, из инспектора и трех ординарных профессоров. Из наук, преподаваемых в академиях, одни, a именно различные отрасли богословия, философия, логика (всего 14), изучаются обязательно всеми студентами, a другие, разделенные на группы, предоставляются выбору студентов. В академии принимаются окончившие курс семинарий или классических гимназий, после поверочного испытания. Полный академический курс 4-летний. Лучшие из оканчивающих курс воспитанников получают степени кандидата богословия, a по представлении печатной работы и ее защите – степень магистра богословия. Степень доктора богословия приобретается отличными научными трудами или представлением отдельного печатного исследования в области богословской науки. Во всех академиях в последнее время состояло около 800 учащихся.

Женские духовно-учебные заведения. Начало устройству женских духовно-учебных заведений положено было в 30-х годах прошлого столетия, когда при женских монастырях разных епархий было открыто несколько школ-приютов для девочек-сирот духовного звания. В этих школах преподавались первоначальные основы грамотности и закон Божий.

Значительный толчок развитию женских духовно-учебных заведений дан был учреждением в 1842 году, при содействии и под покровительством Великой Княжны Ольги Николаевны (впоследствии королевы Виртембергской), «Образцового училища для девиц духовного звания» в Царском Селе. В учебный курс его, разделенный на 3 двухгодичных класса, введены были различные общеобразовательные предметы (в том числе география и история всеобщая и русская, арифметика), a также разные рукоделия и обучение садовому, огородному и домашнему хозяйству. По образцу Царскосельского устроено было еще 12 таких училищ. Все они впоследствии были переименованы в женские училища духовного ведомства; они состоят под покровительством Государыни Императрицы, находятся в ведении Св. Синода и содержатся на его средства.

В 60-х годах, с учреждением епархиальных съездов духовенства, – возбуждены были из разных мест ходатайства об открытии епархиальных женских училищ. Ходатайства эти получили удовлетворение и мало-помалу во многих епархиях были открыты такие училища (к концу 60-х годов их было около 30). В 1868 году издан был нормальный устав епархиальных женских училищ, сохраняющий свою силу и до настоящего времени. Эти училища назначаются для образования дочерей членов православного духовенства, при чем дозволяется принимать и девиц других сословий. Училища эти содержатся на местные средства, изыскиваемые епархиальным духовенством. Курс наук в них распределяется на 6 классов и обнимает программу женских гимназий. В большей части училищ существует дополнительный специально-педагогический класс, a также имеются образцовые начальные школы для практических занятий воспитанниц. Окончившие полный курс епархиальных училищ получают звание домашних учительниц.

Применительно к уставу епархиальных училищ постепенно были преобразованы и упомянутые выше 12 женских училищ духовного ведомства.

По действующим правилам, в церковно-приходские школы учительницами назначаются преимущественно получившие образование в духовно-учебных заведениях.

По данным 1893 г. в 12 женских училищах обучалось 1.986 девиц. В епархиальных училищах, число которых составляет 49, обучалось около 11.500 девиц (из них 1.960 принадлежали к другим сословиям).

Специальные учебные заведения.

Под специальными учебными заведениями в широком смысле слова разумеются учебные заведения, имеющие своею задачею сообщать учащимся в них те особенные познания, которые требуются характером и условиями той или другой отрасли деятельности. При производстве в 1880 году статистического обследования учебных заведений в России принято было деление специальных учебных заведений на следующие 12 групп: I) духовные, II) педагогические, III) медицинские, IV) юридические, V) военные, VI) морские, VII) межевые и топографические, VIII) земледельческие, лесные и сельскохозяйственные, IX) технические и ремесленные, X) коммерческие, XI) для изучения восточных языков и ХП) художественные.

I. Технические и ремесленные учебные заведения, подобно общеобразовательным, распадаются также на три категории – высших, средних и низших.

а) Высшие технические учебные заведения имеют своею задачею готовить опытных инженеров – руководителей в технических и промышленных предприятиях, сооружениях и учреждениях. В настоящее время существует 13 высших технических учебных заведений:

1) С.-Петербургский практический технологический институт Императора Николая I является старейшим из технологических учебных заведений. Он основан в 1828 г. по мысли министра финансов гр. Канкрина и открыт в 1831 г. Он разделяется на два отделения – механическое и химическое. Курс учения – 5-летний. К 1 янв. 1899 г. в нем было 1,011 студентов и 5 вольнослуш. (на общем курсе – 280 студ.; на механическом отделении-605; на химическом – 131).

Страницы: 1, 2, 3, 4


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.