рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Нэпманы Сибири в 1920-е гг.

Еще более отвратительным образом поступали представители "черной площадки". Так, в 1922 году компания валютчиков из Иркутска, Омска и Новониколаевска сыграла на повышении курса так, что с 13 по 16 октября цена золотого десятирублевика подскочила с 52 миллионов до 80 миллионов рублей. В результате резко подорожали товары. Участники этой аферы не ушли от возмездия. 60 злостных спекулянтов было арестовано за злостное повышение цен.[25]

Вообще мошенничество в среде частных предпринимателей стало настолько обыденным явлением, что в языке сибирских обывателей появились даже специальные слова, для обозначения разного рода аферистов. Например, контрагентов и перекупщиков хлеба, которые поджидали крестьян на дорогах к городу и буквально насильно заставляли продавать зерно по низким ценам, называли "мартышками" и "загонялами".[26] Спекулянты, занимавшиеся перепродажей пушнины, получили название "чемоданщики" [27], благодаря огромным чемоданам, в которых они перевозили свой товар. Нэпманов, которые заключали договор с госорганами, получали аванс, а потом использовали деньги в собственных целях, называли "кошкодралами". [28]

Часто, предприниматели, испытывая затруднения в своих делах, прибегали к "лже-банкротству". Иногда частные фирмы даже создавались с единственной целью – обанкротиться. Для обозначения таких предприятий также появилось особое название – "Гореко" – "горе компания".

Особенно много случаев мошенничества было во взаимоотношениях нэпманов с государственными и кооперативными торговыми организациями. Типичным является пример частного товарищества "Труженник". Владельцы этой торговой фирмы, известные Новониколаевские предприниматели Лисицин, Кукарцев, Вагин и Сорокин обогатились за счет кооперативного объединения "СОЦ". Подкупив заведующих кооперативным объединением, предприниматели через них получали особо дефицитные товары, причем на весьма льготных условиях. Сотрудничество частников и кооператоров продолжалось в течении 1921-1923 годов. В результате кооперативное объединение "СОЦ" было закрыто, как дефицитное, а все участники этой аферы получили немалые барыши.[29]

Стремление к обогащению определяло весь строй жизни нэпманов. Одно из основных правил, которому предприниматели следовали неукоснительно, можно сформулировать следующим образом: "дело, прежде всего". Все, что непосредственно не было связано с работой, считалось второстепенным. Чтобы следовать этому правилу нэпманам приходилось очень много работать. Предприниматели не знали выходных, трудились по ночам,[30] покрывали огромные расстояния за небольшие промежутки времени, терпели лишения в тайге и тундре.[31]

Будучи требовательными к себе, нэпманы не давали послаблений и своим подчиненным. Понятие "рабочий день", как таковое отсутствовало на частных предприятиях. Работали столько, сколько этого требовали интересы дела. Однако, нэпманы, за редким исключением, не были теми бездушными эксплуататорами, какими их стремилась представить советская пропаганда. Забота о рабочих считалась одним из условий успешной предпринимательской деятельности.

Бывали случаи, когда арендаторы работали себе в убыток, только для того, чтобы поддержать своих рабочих. Например, арендатор золотого прииска в Нижнеангарском районе А. П. Павлов очень быстро понял, что предприятие не принесет ему никакой прибыли. В его интересах было отказаться от аренды. Однако, Павлов не хотел лишать поверивших ему старателей, большинство из которых были люди преклонного возраста, возможности заработать на кусок хлеба. Поэтому на прииске еще два года продолжались работы.[32]

Арендатор Бурлинских соляных промыслов Буйский был известен не только благодаря своей предприимчивости, но и благодаря заботе о рабочих. Буйский построил новые общежития, рабочий клуб, библиотеку, аптеку, а также устроил гимнастическую площадку.[33] Правда, этот арендатор был все таки исключением из правил. Чаще всего нэпманы экономили на социальной сфере.

 

2.3 Отношение к моде

Для поддержания хорошей репутации в деловом мире нэпманы должны были иметь собственный дом, обязательно держать прислугу, хорошо одеваться и, вообще жить на широкую ногу.

Большое внимание нэпманы уделяли костюму. По нему частного предпринимателя легко было отличить от представителей других социальных групп. Непременным атрибутом одежды крупного промышленника или торговца был английский костюм, шелковая рубашка, остроносые лакированные штиблеты и тросточка. Зимой нэпманы носили дорогие котиковые ермолки и шубы.

Женская одежда так же подчинялась определенным канонам. Женщины, входившие в социальную группу нэпманов, носили платья так называемого "птичьего" силуэта – узкие, удлиненные сзади, сшитые из дорогих материалов – шелка, парчи, меха. Сходство с птицей усиливалось в облике женщины благодаря короткой стрижке и шапочке, плотно облегавшей голову, а иногда закрывающей лоб и один глаз. Узкая остроконечная обувь с перепонками-застежками дополняла это ансамбль. Нэпманы, как мужчины, так и женщины стремились подчеркнуть дороговизну и роскошь своего костюма. По одежде судили о кредитоспособности предпринимателя. [34]


2.4 Нравы делового мира

Одним из самых отвратительных пороков в нэпманской среде считалась скупость. Нэпманы вынуждены были специально транжирить деньги, чтобы заслужить уважение своих коллег. Вот, что писал современник о нравах делового мира:

"В 1922 году некий Абрам Абрамович, москвич покупал соболей в Урянхайском крае, а потом на Усе. Чтобы показать свою московскую удаль он устроил для таких же как он торговцев пирушку. В разгар пирушки "любезный" хозяин организовал для таких же "любезных" гостей картежную игру. Сначала играли на деньги, а потом перешли на пушнину.

Пьяные, разгоряченные игроки, подзадоривая друг друга в азарте кричали:

- ставлю на карту 10 соболей

- пошел на 15

- Не запугаешь – крою на 25

И в этот момент Абрам Абрамович в большом возбуждении вдруг ударил кулаком по столу и зычно крикнул своему служащему: "Монька, волоки сюда мешок с соболями. Я покажу этим сибирским чалдонам, как москвичи играют". А когда Монька, добросовестно исполняя приказание своего хозяина, приволок мешок, Абрам Абрамович с ликующим видом победителя выставил из него на игральный стол несколько сот соболей.

- Идет по всем этим соболям, крикнул в пьяном угаре разошедшийся хозяин

Эффект получился необычайный, даже для "чалдонов-спекулянтов", через руки которых проходила не одна сотня драгоценного зверя. "[35]


2.5 Отношение к семье

Семейная жизнь предпринимателей также была регламентирована неписаными правилами. Для того, чтобы пользоваться доверием в деловом мире, нэпман обязан был жениться. Создание крепкой семьи свидетельствовало в глазах коммерсантов о надежности человека, о серьезности его намерений. Кроме того, жена играла не последнюю роль в предпринимательской деятельности. Жены помогали мужьям вести дела, а после их смерти или ареста (что случалось довольно часто) могли возглавить предприятие.

Нэпманы всеми силами старались скрыть от посторонних подробности своей частной жизни, т.к. это могло повредить их деловой репутации. Стараясь сохранить тайну, они не останавливались даже перед преступлением. Большой резонанс в обществе вызвало дело новониколаевкого нэпмана Петра Иванова. Иванову необходимо было жениться. Этого требовали интересы дела. Однако предприниматель уже много лет болел сифилисом. Тем не менее, Иванов женился, не сообщив невесте о своей болезни. В результате, заразилась его жена, сын-младенец и кормилица.[36]

Нэпманы уважали крепкую семью, но совсем не ценили супружескую верность. Напротив, разгульная, развратная жизнь считалась нормой в предпринимательской среде. Поэтому свой досуг нэпманы нередко проводили в публичных домах и разнообразных притонах.

Притоны 20-х годов являлись аналогами современных ночных клубов. Здесь предприниматели могли расслабиться и отдохнуть в непринужденной обстановке. Здесь же завязывались полезные знакомства, обсуждались детали делового сотрудничества.


2.6 Досуг нэпманов и их интересы

В предпринимательской среде приличным считалось в свободное время посещать театры. Однако вкусы нэпманов были весьма примитивны. Вот, что писал возмущенный критик о театральных запросах предпринимателей: "...Сегодня подай ему "Ночь любви", завтра – сердцещипательную мелодраму или какого-нибудь из царей Романовых, послезавтра – фарсик с раздеванием или такую комедию, чтобы животики надорвать".[37] Новониколаевский театр "Интимный" считался "нэпманским". Названия пьес из его репертуара говорят сами за себя: "Теща в интересном положении", "Вагон папаш у одной мамаши", "Старички и девочки".[38]

Помимо театров, весьма модными в нэпманской среде считались мероприятия, просветительского характера. Правда, уровень их был столь же низок, как и уровень театральных постановок. Например, в 1927 году большой успех имели лекции гастролировавшего по Сибири Николая Луганского. Он выдавал себя за профессора несуществующего московского театрального университета и выступал с докладом на тему о "Смысловом ядре женского тела", причем, как напечатано в афише, доклад сопровождался сильным балетом несравненной Клео Луганской, после которого должны были состояться прения. [39]

 

2.7 Отношение нэпманов к властям

Немаловажным обстоятельством в становлении самосознания нэпманов явилось отношение предпринимателей к властям. Нэпманы не любили советскую власть, но старались не обострять с ней отношения. Вопросы, которые корпоративные организации предпринимателей поднимали перед государственными органами, не имели принципиального характера и не затрагивали основ политики по отношению к частному капиталу.

Исключение составлял только один вопрос – лишение предпринимателей избирательных прав. Нэпманы не хотели мириться со своим положением граждан второго сорта и неоднократно протестовали против несправедливого избирательного закона. Например, владелец крупного кожевенного магазина в Новосибирске Бухалов, говорил корреспонденту "Советской Сибири": «Какое имели право меня голоса лишать? Налогу я плачу больше всех... Советская власть палочную расправу учиняет, под палкой заставляет молчать, голоса лишает...В свободной России не должно быть пасынков. А мы самые настоящие пасынки и есть.» [40]

Примечательно, что Бухалов делает упор и на общедемократические ценности ("В свободной России не должно быть пасынков"), и одновременно, подчеркивает свою исключительность («Налогу я плачу больше всех»). Такая двойственность сознания была характерна для нэпманов.

В целом, отношение нэпманов к властям можно охарактеризовать как терпеливую покорность. Предприниматели надеялись, что государство рано или поздно осознает необходимость и полезность частного предпринимательства и решит все наболевшие проблемы. Это, впрочем, совсем не мешало нэпманам обманывать государственные органы на каждом шагу.

По мере свертывания НЭПа, взгляды предпринимателей менялись. Если в начале и даже середине 20-х годов нэпманы с энтузиазмом поддерживали все постановления, направленные на создание нормальных условий для работы частного капитала, то в конце 20-х их отношение к государству существенно изменилось.

В 1924 году правительство издало закон о льготах частным золотопромышленникам, и предприниматели немедленно пошли в золотодобывающую отрасль.[41] Однако всего лишь четыре года спустя, в 1928 нэпманы фактически проигнорировали аналогичный закон о льготах частным строительным фирмам.[42] Предприниматели, наученные горьким опытом, полагали, что это еще один из способов, при помощи которых государство хочет выманить у них деньги. Таким образом, доверие нэпманов к властям постепенно ослабевало.

2.8 Различия нэпманов с дореволюционными предпринимателями

Нэпманская система ценностей имела множество общих черт с системой ценностей дореволюционных предпринимателей. Видимо, нэпманы многое заимствовали у представителей купеческого и мещанского сословий. Примечательно, что бывших купцов и мещан в составе социальной группы нэпманов было не более 10%. Однако, они смогли навязать свои ценности выходцам из других сословий.

Несмотря на очевидное сходство самосознания нэпманов и дореволюционных коммерсантов, имелись и существенные различия. Так, сибирские купцы не считали обогащение за счет обмана казны или покупателя большим грехом, но между собой, при кредитовании или торговле, купеческое слово являлось самой надежной гарантией выполнения взятых обязательств. Для нэпманов слово чести перестало что-либо значить. Они соблюдали обязательства только тогда, когда им это было выгодно. Чтобы избавиться от конкурентов нэпманы вполне могли пойти на подлость – написать донос в налоговые органы, милицию или ОГПУ.

Так, красноярский торговец Золбернштейн, в надежде добиться благосклонности властей, неоднократно информировал соответствующие органы о планах своих коллег по сокрытию ценностей.[43]

Дореволюционные предприниматели нарушали закон, но старались все-таки держаться в определенных рамках. Человек, который наживал богатство исключительно незаконным путем, подвергался осуждению. Для нэпманов подобных рамок не существовало. Мошенничество приняло громадные размеры. Обогащение путем обмана стало почитаться доблестью в предпринимательской среде. Нэпманы, в отличие от дореволюционных деловых людей не брезговали и "грязными" способами добывания денег, вроде содержания притонов, торговли наркотиками и скупки краденного.

Именно стремление к быстрому обогащению приводило нэпманов к уголовным делам. А появление таких ценностей в кругах предпринимателей свидетельствует о влиянии на нэпманов уголовного мира. Исходя из того, что в 20-е годы происходил стремительный процесс криминализации частного предпринимательства, можно сделать предположение о том, что к концу НЭПа влияние уголовного мира стало доминирующим, и уголовные ценности окончательно вытеснили из сознания нэпманов все остальные.

Таким образом, на формирование самосознания нэпманов оказывали влияние две социальные силы: бывшие предприниматели и уголовные элементы. На протяжении 20-х годов происходит постепенное вытеснение ценностей, характерных для самосознания дореволюционных коммерсантов, ценностями уголовного мира.

Обращает на себя внимание так же то обстоятельство, что все попытки государственной власти повлиять на самосознание нэпманов и привести его в соответствие с коммунистической идеологией ни к чему не привели. Ни уговоры, которые практиковали регулирующие органы и профсоюзы, ни компании по бойкоту частного сектора, ни угрозы не действовали на предпринимателей.

 

2.9 Влияние нэпманов на население

Зато нэпманы очень успешно воздействовали на остальное население. Нэпманские ценности, в первую очередь, стремление к обогащению, к материальному благополучию проникали в сознание представителей практически всех социальных групп. Даже такие, казалось бы далекие от предпринимательства люди, как коммунисты и интеллигенты не могли устоять перед страстью к наживе. В 1926 году получило широкую огласку дело "Чанрыбсоюза". Суть его заключалась в том, что крупное частное предприятие было замаскировано под кооперативный союз рыбацких артелей. Вдохновителем и организатором предприятия являлся некий Горнунк – молодой человек, только что окончивший два факультета в МГУ. Вместе с Горнунком "лже-кооперативным" союзом руководили член партии Разумовский и известные в Сибири нэпманы Кочедамов и Суханов. [44]

Нэпманский стиль жизни, манера поведения привлекали людей. Нэпманы являлись законодателями моды, на их вкусы ориентировалась эстрада, представители других социальных групп стремились подражать их стилю жизни. Нэпманский профессиональный сленг быстро распространялся среди населения и становился частью разговорного языка.[45] Все эти факты свидетельствуют о том, что влияние частных предпринимателей на общество было чрезвычайно велико.

На рубеже 20-х-30-х годов нэпманы, как социальная группа перестали существовать, однако отдельные элементы их системы ценностей продолжали жить, воспринятые представителями других слоев населения. Характерно, что по мере исчезновения из периодической печати критических статей о мошенничестве, алчности и жадности нэпманов, газеты и журналы наполняются заметками о мошенничестве, алчности и жадности служащих, рабочих и крестьян.

Таким образом, нэпманские ценности оказали огромное воздействие на все слои населения и на самосознание советского общества в целом.


3. Самоорганизация нэпманов

Важнейшей характеристикой любой социальной группы является степень ее организованности. Способность эффективно отстаивать свои корпоративные интересы свидетельствует о силе социальной группы, о ее влиянии на остальное общество.

Социальная группа нэпманов, несмотря на чрезвычайно разношерстный состав, отличалась высокой степенью организованности. В действиях нэпманов постоянно прослеживается дух корпоративизма. Примером солидарности предпринимателей могут служить нэпманские "стачки".

"Стачки" частных предпринимателей были довольно распространенным явлением в 20-е годы. Суть их состояла в том, что нэпманы договаривались друг с другом и одновременно поднимали цену на какой-то определенный товар. "Стачка" являлась также своеобразной формой борьбы частного капитала за свои права. Большой резонанс получила "стачка" новосибирских нэпманов в 1925 году. Поводом для нее послужило решение городских властей сдать в аренду площади под постройку новых торговых помещений. Предприниматели, недовольные размером арендной платы, не выходили на торги, из-за чего последние два раза откладывались. Тогда городское руководство пригрозило нэпманам снести все старые торговые корпуса, после чего торги все-таки состоялись.[46]

Солидарность нэпманов очень раздражала государственные органы. Однако, государство само, в определенной мере, спровоцировало укрепление связей между частными предпринимателями. Лишение предпринимателей гражданских прав, а также натравливание на них общественного мнения способствовали сплочению нэпманов.

Тем не менее, не стоит преувеличивать степень консолидации предпринимателей. Внутри этой социальной группы существовало противоречие между представителями состоятельной верхушки и остальными нэпманами. Верхушка нэпманов, в силу своего особенного состава (в нее входило гораздо больше профессиональных коммерсантов с дореволюционным стажем) и высокого образовательного уровня была организована гораздо лучше. Представители этого социального слоя часто ущемляли интересы нэпманов-середняков.

Типичная, в этом отношении, ситуация сложилась в Томске. Здесь власть в корпоративных организациях частных предпринимателей захватила группа крупных торговцев. Во главе этой группы стоял М. И. Шкундин – дореволюционный миллионер, крупнейший подрядчик и владелец кожевенного завода с 300.000 оборота. Вместе со Шкундиным деловым миром Томска руководил его родственник Гинзбург, а так же крупные торговцы Измаилов, Юнусов и Перминов. Они распоряжались кредитными и товарными ресурсами по своему усмотрению, главным образом для собственного обогащения. При этом Шкундин и компания игнорировали мелких торговцев и промышленников.[47]

Несмотря на то, что представители верхушки нэпманов часто обходились со своими менее состоятельными коллегами подобным образом, крупные предприниматели понимали, что только объединившись частники будут представлять реальную силу. Поэтому, наиболее состоятельные торговцы и промышленники являлись главными организаторами создания корпоративных организаций нэпманов. Корпоративные объединения: рыночные комитеты, секции частной промышленности и торговли при товарных биржах (СЧТП) и общества взаимного кредита (ОВК) сыграли огромную роль в деле консолидации предпринимателей и становления их самосознания. Они активно отстаивали интересы частных предпринимателей и не боялись противостоять государственным органам.

Существовали и другие организации нэпманов. Одной из таких организаций было собрание арендаторов золотых приисков.

Сибирские золотопромышленники всегда отличались высокой степенью организованности. Так, арендаторы, несмотря на свою малочисленность, создали весьма влиятельную организацию, с которой вынуждены были считаться государственные регулирующие органы. Собранию арендаторов золотых приисков удалось добиться существенных уступок по вопросам, касающимся налогообложения и кредитования золотопромышленников, а также размеров, взимаемой с них арендной платы.[48]

Существовали и более мелкие организации нэпманов, объединявшие предпринимателей одного по отраслевому или территориальному признаку. Типичным примером такой организации может служить комитет металлистов и деревообделочников, созданный в Омске.

Комитет нанял профессионального юриста, который помогал составлять жалобы в налоговую инспекцию. Члены комитета подали прошение заместителю уполнаркомфина по Сибири заявление, в котором просили допустить их представителей в налоговую комиссии. Комитет так же обращался в Губисполком с просьбой улучшить жилищные условия предпринимателей и в Губернский отдел труда с требованием пересмотреть правила об ученичестве, ущемлявшие права хозяев промышленных заведений. В результате активности членов комитета положение омских металлистов и деревообделочников изменилось в лучшую сторону. [49]

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что социальная группа нэпманов была прекрасно организована. Частные предприниматели отчетливо осознавали свои цели и активно боролись за их достижение.


Заключение

Недолгая история нэпманов представляет собой сложный, многогранный процесс, который протекал в русле социально-экономического и политического развития страны. На основе анализируемых в работе материалов, можно сделать вывод, что социальная группа нэпманов концентрировала в себе наиболее активных и предприимчивых членов общества. По своей численности нэпманы являлись лишь малой частью городского населения, между тем их влияние на общество было чрезвычайно велико.

Нэпманы не были ни экономическим классом, ни сословием, ни профессиональной корпорацией. Механизм формирования социальных связей между членами этой группы был сложнее. Человек являлся нэпманом в трех случаях: если он владел определенной собственностью, если занимался определенными видами деятельности и, если имел соответствующий законодательно определенный статус. Наличие тройной связи между членами группы обуславливало ее сплоченность.

Степень консолидации частных предпринимателей, однако, не стоит переоценивать. Внутри этой социальной группы существовало несколько слоев: так называемые "нэпманы-акулы", нэпманы-середняки и нэпманы-уголовники. Отношения между ними нельзя назвать хорошими. Внутренние конфликты ослабляли частных предпринимателей.

Социальная группа нэпманов формировалась из совершенно разных людей, различавшихся по социальному происхождению, по национальной и профессиональной принадлежности и культуре. Общим было только то, что все эти люди имели опыт предпринимательской деятельностью и обладали незаурядными интеллектуальными и волевыми качествами.

О незаурядных качествах частных предпринимателей свидетельствует тот престиж, которым они пользовались в обществе, несмотря на тщетные попытки властей принизить их социальный статус.

Большинство нэпманов относилось к тому типу людей, которые одинаково неплохо чувствуют себя в любые времена и при любых условиях. Они сумели занять достаточно высокие позиции в социальной иерархии как общества 20-х, так и общества 30-х. После окончания НЭПа многие частные предприниматели стали работать на руководящих должностях на государственных и кооперативных предприятиях, быстро адаптировавшись к новым условиям. Данный факт также говорит в пользу незаурядности этих людей. Причем эта незаурядность выглядит особенно рельефно на фоне огромного количества так называемых "бывших", то есть дворян, офицеров, царских чиновников, многих представителей интеллигенции, так и не сумевших найти свое место в послереволюционном обществе.

Несмотря на весьма неоднородный состав, нэпманам удалось очень быстро сплотиться в полноценную социальную корпорацию. Частные предприниматели уже в начале 20-х годов отчетливо осознавали общность своих интересов, выработали собственную систему ценностей и противопоставляли себя остальному населению.

Формирование социальной группы нэпманов в столь сжатые сроки объясняется тяжелейшими условиями, в которых частным предпринимателям приходилось жить и работать. Враждебное отношение государства и части общества способствовало консолидации нэпманов.

Для защиты своих интересов частные предприниматели создали многочисленные корпоративные союзы, главнейшими из которых были рыночные комитеты, секции частной промышленности и торговли при товарных биржах и общества взаимного кредита. Это свидетельствует о высокой степени организованности социальной группы нэпманов. В своей оппозиции государству нэпманы никогда не переходили определенных границ. Они ни в коем случае не были революционной группой и стремились к улучшению своего положения только в рамках советского строя.

Тяжелые условия, в которых происходило формирование и развитие социальной группы нэпманов наложили определенный отпечаток на частных предпринимателей. Пытаясь выжить, "советские буржуа" часто нарушали закон. Криминализация социальной группы нэпманов постепенно усиливалась на протяжении 20-х годов, и к концу десятилетия частные предприниматели окончательно сливаются с уголовным миром.

Нэпманская система ценностей повлияла на самосознание советского общества. Благодаря нэпманам, одной из главных ценностей советских людей становиться материальное благополучие. Стремление к обеспеченной жизни не смогли вытравить даже мощнейшие идеологические компании. Нэпманы ответственны так же за появление в сознание советского человека черты, сущность которой отражает известный афоризм: "государство обмануть, себя порадовать" с этой чертой власти тоже долго и безуспешно боролись на всем протяжении советской истории.

Оценивая влияние, которые нэпманы оказали на общество, можно сказать, что в целом оно оказалось благотворным. Нэпманы внесли определенный элемент прагматизма в социально-экономическую систему, созданную революцией, без которого она не смогла бы существовать, приблизили ее к реальной жизни. Кроме того, нэпманы оказались единственной социальной группой, которая не на словах, а на деле сопротивлялась установлению тоталитарного режима. В этом ее несомненная заслуга.


Список источников

 

1.  Сибирский край. Статистический справочник, Новосибирск, 1930.

2.  Статистика Сибири. Сборник статей и материалов. Вып. 1-6, Новосибирск, 1930.

3.  Финансы и народное хозяйство Сибирского края в 1925-26 и 26-27 гг. Новосибирск, 1928.

4.  Советская Сибирь (Новосибирск) – 1921-1930.

5.  Экономическая жизнь Сибири (Новониколаевск) – 1921-1923.

6.  Вестник финансов (Москва) – 1922- 1930.

7.  Жизнь Сибири (Новосибирск) – 1922-1930.

8.  Статистический Бюллетень сибирского краевого статистического бюро (Новосибирск) – с.1, 1924;с.1-2, 1925; с.4-8, 1926; с.9-14, 1927.

9.  Фонды Государственного архива новосибирской области.

10.  Фонд ГАНО Р– 22 (Западно-Сибирский краевой совет народного хозяйства. "Запсибкрайсовнархоз") Оп.1, Д.38, л.46.

11.  Фонд ГАНО Р – 659 (Сибирское краевое управление Наркомвнуторга РСФСР) Оп.1, Д.286, л.235.

12.  Фонд ГАНО Р – 725 (Новосибирская областная контора Госбанка СССР) Оп.1, Д.39, л.16-35.

13.  Фонд ГАНО Р – 918 (Сибирское областное промышленное бюро ВСНХ. "Сибпромбюро") Оп.1, Д.184 (л.109), Д.185 (л.9-100), Д.200 (л.214), Д.341 (л.43).

14.  Архипов В. Борьба против капиталистических элементов в промышленности и торговле, М. 1978.

15.  Бойко В. Томское купечество, Томск, 1996.

16.  Демчик Е. Частный капитал в городах Сибири в 1920-е годы: от возрождения к ликвидации, Барнаул, 1998.

17.  Лишение избирательных прав в Москве в 1820-30-е годы, М. 1998.

18.  Морозов Л. Решающий этап борьбы с нэпманской буржуазией, М. 1960.

19.  Селунская В. Изменение социальной структуры советского общества 1921-сер. 30-х годов, М. 1979.

20.  Стриженова Т. Из истории советского костюма, М. 1979.

21.  Трифонов И. Ликвидация эксплуататорских классов в СССР, М. 1975.

22.  Шейхетов С. Нэпманы.//Маргиналы в социуме. Маргиналы как социум (1920-1930-е г.г.) Н-ск, 2004 г.

23.  Жиромская В. После революционных бурь. Население России в первой половине 20-х годов, М. 1996.

24.  Каврайский В. Налоговое обложение частного капитала в Сибири// Жизнь Сибири, 1924, с. 5-6.


Страницы: 1, 2, 3


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.