рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Олжас Сулейменов

Речь  идет  только  о  прямом, непосредственном  взаимодействии  тюркских  грамматистов  с  арамейскими  и  древнееврейскими. Без  какого-либо  посредства.

В  этой  связи  следует  привести  слова  президента  Н.А. Назарбаева  из  его  книги  «В  потоке  истории»: «Тюрки  проявили  уникальную  способность  воспринимать  достижения  других  культур, приспосабливать  их  к  своим  условиям. Эта  была  принципиально  незамкнутая  культура».3

Итак,  древнетюркские  кочевые  племена  на  территории  Евразии  формировались  на определенной  этнокультурной  основе. Их  материальные и духовные достижения  явились  истоком  для  формирования  поздней  культуры  казахского  народа. Эта  генетическая  связь  неразрывна  и  имеет  свое  закономерное  продолжение. Историко-культурная  преемственность  в  поколениях  тюркских  народов, непрерывные  контакты  со  всеми  древними  племенами  евразийских  степей – создателями  андроновской  бегазы-дандыбаевской  культуры – являются  результатом  близости  основ  их хозяйственной, социально-политической  и  мировоззренческой  жизнедеятельности, на протяжении веков – противостоявших  идеологическим  системам  соседних  стран.

Олжас  Сулейменов, анализируя  то, что  сделал  В. Томсен – обнаружение  в  монгольских  текстах  тюркоязычных  слов – создает  сопоставительную  таблицу  букв  арамейского  алфавита  и  букв  древнетюркского  рунического  алфавита  и  приходит  к  выводу, что  буквы  тюркского  алфавита  создавались  по  правилам  знакоизменений, известным  грамматистам  других  мировых  письменностей.

 «Если  бы  древнетюркское  руническое  письмо  не  оказалось  на  обочине  внимания  мировой  науки, за  десятилетия, прошедшие  со  времени  открытия  В.Томсена, мы  бы  узнали  общую  историю  письма – важнейшую  часть  истории  интеллектуального  развития  человечества. Нам  открылись  бы  тайны  происхождения  шумерской, финикийской, китайской, этрусской  и  других  письменных  систем. В  том  числе  и  забытых, уничтоженных  ураганами  новейших  религий»4,-констатирует  О. Сулейменов  отношение  науки  к  тюркской  рунике.

В  тех  странах, где  распространился  ислам, он  не  оставил  никаких  шансов  другим  письменностям, кроме  арабской. Не  уцелела  ни  одна  из  многочисленных  персидских  систем. Последней  пала  согдийская. Примерно  в  одно  время  с  древнетюркской  руникой. Отдельные  памятники  древнетюркской  письменности  сохранились  на  Енисее  и  в  Монголии, то  есть  там, куда  мусульманство  не  дошло. Все  первое  свое  тысячелетие  христианство  выметало  из  Европы  языческие  письмена. Может  быть, десятки  оригинальных  письменностей  были  принесены  в  жертву. Чудом  на  северных  окраинах  континента  уцелели  фрагментарные  следы  древнескандинавской  руники, ирландского  огамнического  письма. В  списке  утраченных  можно  назвать  еще  неизвестную  разновидность  древнетюркской  письменности, применявшуюся  на  западе  Евразии  в  районах  расселения  булгаро – кипчаков. Она, скорее  всего, отличалась  от  орхоно-енисейской  (древнеогузской)  письменности  отдельными  буквами  или  их  значениями.

… Тюрки – булгары  в  гунское  время  продвинулись  до  Балкан, часть  из  них  растворилась  в  славянской  среде, внеся  в  их  словарь  значительную  долю  лексики, в  том  числе  и  этноним – българ. Этот  факт  наукой  не  отрицается. Кочевники  эти  пришли  с  письмом. Через  века, с  началом  христианизации  славян, алфавит  подвергся  греческой  редакции. Но  следы  древней  системы  сохранились  до  XII века. Кириллица  отличилась  от  остальных  европейских  алфавитов  так  же, как  и  орхоно-енисейский. То  есть  оппозицией  букв  «твердая – мягкая», созданной  для  выражения  сингармонического  языка, каковым  славянский  язык  не  является.

Олжас  Сулейменов  все  эти  годы  задавался  вопросом, что  неужели  никто  из  специалистов  не  заметил  очевидного  родства  тюркских  и  древнеарамейских  букв? Не  обратил  внимания  на  буквенно-иероглифический  характер  графем, делающий  уникальной  древнетюркскую  рунику. Отсюда  становится  ясно, что  все, кто  занимался  проблемой  генезиса  рун, видел  то, что  не  удалось  постичь. Но  выводы, которые  неизбежно  следовали  из  такого  наблюдения, рушат  напрочь  все  здание  устоявшихся  представлений  о  времени  и  месте  происхождения  тюркского  суперэтноса, о  его  роли  в  истории  цивилизаций. А  с  этим  академии  не  согласятся. Пока  не  пересмотрена  концепция  и  содержание  «Историко – культурных  соображений», специалисты  будут  продолжать  игнорировать  результаты  этимографии. Когда  весь  мир  помнит  о  зверствах  янычар, невозможно  доказать, что  алфавит  древних  тюрков  родился  в  Ассирии  в  VII в.  до  н.э. – раньше  чем  латинское  письмо  и  классический  греческий  алфавит. Раньше, чем  записаны  Библия  и  Тора. Кто  же  с  этим  может  согласиться?

На основе  последних  исследований  уже  невозможно  укрывательство  фактов, свидетельствующих  о  том, наши  предки  были  древнеписьменным  народом, сотворившим  свой  алфавит  на  базе  иероглифической  традиции  в  Ассиро-Вавилоне  середины  I тысячелетия  до  н.э.

Совместив  сведения  огузского  эпоса, ассирийских  хроник, «Историй»  Геродота  и  данных  этимографического  анализа  можно  и  нужно  внести  существенные  коррективы  в  «Историко – культурные  соображения», касающееся  древних  тюрков. В  этом  Олжас  Сулейменов  видит  одну  из  главных  задач  тюркологии  на  ближайшие  годы. И  с  ним  начинают  соглашаться.

Большинство  ученых  тюркологов  склонны  считать, что  культуру  древнетюркской  рунической  письменности  можно  рассматривать  не  только  как   появившуюся  синхронно  надписями  на  сохранившихся  и  дошедших  до  нашего  времени  стелах, но  как  сложившуюся  в  первые  века  нашей  эры  в  особое  и  уникальное  мировоззренческое  явление.  

Бильге-каган  повествует  о  создании  и  упадке  первого  Тюркского  каганата: «Когда  вверху  возникло  голубое  небо, а  внизу – бурая  земля, между  ними  обоими  возникли  сыны  человеческие. Над  сынами  человеческими  воссели  мои  предки… Они  были  мудрые  каганы, они  были  мужественные  каганы…

Так  как  младшие  братья  не  были  подобны  старшим, а  сыновья  не  были  подобны  отцам, то  сели  на  царство  неразумные…

Вследствие  неверности  бегов  и  народа, вследствие  обмана   и  подстрекательства  тюркский  народ  привел  в  расстройство  свое  до  того  времени  существовавшее  государство  и  навлек  гибель  на  царствовавшего  кагана.»5

Пафос  этих  надписей – в  государствообразующей  мотивации  как  отдельной  личности, так  и  народа  в  целом. Ибо  в  определенных  обстоятельствах  здесь  роль  личности  может  быть  значительно  повышена, доходя  до  уровня  трансцендентского  обожествления, а  иногда  берет  верх  корпоративизм, исключающий  всякие  личностные  мотивы  в  интересах  всего  государства – Тюркского  эля. В  итоге  кочевник  превращается  в  некоего  «кентавра» - чудное  переплетение   индивидуализма  и  корпоративизма, берущее  свое  начало  от  внутренне  присущего  ему  личностно-родового  самосознания. Именно  здесь  заключена  тайна  государственного организма  номадов, особенно  подвижного  в  экстремальных  условиях.

Все  это  говорит  о  том, что  древнетюркское  письмо  обладало  политическим, государствообразующим  признаком, традиции  которого  достигли  своего  совершенства  в  последующих  веках. 


                                              ІV. ГЛАВА  ІІІ.

                          КОРНИ  ЕВРАЗИЙСТВА

Важное  место  в  языковых  исследованиях  Олжаса  Сулейменова  отведено  Великому  Шелковому  пути. Исследователя  интересовали  вопросы  организации  этого  торгового  пути: ведь  он  функционировал  без  малого  полтора  тысячелетия. На  этом  же  примере  показано, как  средствами  торговли  происходило  взаимообогащение  и  развитие  языка  и  культур  народов, по  территории  которых  проходил  Великий  Шелковый  путь. Эта  многогранная работа  проделана  в  цикле  очерков  «Пути  шелка».

Каждый  континентальный  этнос  пережил  длительные  периоды  «островного»  существования. Это  состояние  относительной  или  полной  изоляции  было  для  многих  первобытных  обществ  необходимым  условием  выживания. Племена  забирались  в  недоступные  горы, прятались  в  непроходимых  лесах, болотах, пустынях.

Только  самые  сильные  не  скрывались, обитали  на  равнинах  полноводных  рек, используя  плодородные  почвы  и  обильные  травами  пастбища. В  таких  социумах, не  избегавших  контактов  с  другими, и  развивалась  цивилизация.

Тюрки  из  очередного  островного  состояния (в  пустынях  Монголии) вышли  верхом  на  коне. Табуноводство  потребовало  расширения  пастбищных  территорий. В  борьбе  за  них  тюрки  обрели  силу  и  расселились  от  Гоби  до  Балкан. Римский  историк  Тацит (I в. н.э.) упоминает  о  кочевниках, обитавших  от  Черного  моря  до  Дуная. Историки  их  называют  языги (меняя  лат. Показатель  мн.числа –es  на  русское  окончание).

В  древнетюркском  язык, язы – «степь», «равнина», отглагольное  существительное  от  яз – «расправь», «разгладь». Степняка-нехристя  древнерусская  церковь  назовет  язычник, первоначально – «степняк». Хотя  источником  может  быть  омоним  язык – «речь», «орган  речи». И  это  слово  не этимологизируется  без  помощи  тюркского  омонима  язык, язы – «надпись», «писание», «текст», происходящего  от  глагола  яз – «пиши» Читатель  нехристианских  текстов – язычник.

Тацитовские  языги – первое  упоминание  о  кочевых  степняках – тюрках  в  европейских  источниках. Первое  тюркское  слово  столь  значительной  древности, обнаруживаемое  в  письменности. Языги  помогали  Шелковому  пути  стать  Великим  и  функционировать  более  полутора  тысячелетий, обеспечивая  взаимодействие  островных  культур  Востока  и  Запада.

О  вкладе  китайского  интеллекта  в  мировую  цивилизацию  знает  каждый  школьник – шелк, фарфор, бумага, компас, порох, принцип  реактивного  двигателя… Даже  бумажные  деньги, игральные  карты  были  изобретены  и  опробованы  на  практике  в  древнем  Китае. Мы  привыкли  не  задумываться  над  вопросом: какими  путями  распространились  по  миру  все  эти  важные  и  не  столь  важные, на  первый  взгляд, ноу-хау? Китайские  императоры  позволяли  выходить  за  пределы  страны  лишь  готовой  продукции, но  не  технологиям. Благодаря  тому, что  секрет  производства  новых  материалов  строжайшим  образом  соблюдался, их  цена  оправдывала  расходы  на  самую  дальнюю  транспортировку. Шелк  стал  первым  дальневосточным  товаром, востребованным  в  конце  I тысячелетия  до  н.э.  европейским  рынком. Имя  этой  блестящей, скользкой  ткани, которую  ценили  не  только  за  красоту, но  и  за  другие  качества, дало  название  первому  маршруту – Великий  шелковый  путь. Он  просуществовал  до  13-го  несчастливого  для  Евразии  столетия: монгольское  нашествие  разрушило  развитую  к  тому  времени  инфраструктуру  Шелкового  пути.

Насколько  четко  была  отработана  технология  эксплуатации  дороги  на  всем  ее  протяжении? Организатором  такой  работы  поначалу, скорее  всего, был  Китай. Могучая  Срединная  империя  В  пору  расцвета  имела  достаточно  политических  и  материальных  возможностей, чтобы  своих  исконных  врагов – кочевых  тюрков, от  набегов  которых  не  спасала  и  Великая  стена, постепенно  превратить  в  союзников  и  даже  в  служащих  «на  зарплате», которая  выплачивалась  за  сохранность  караванов  от  границ  Срединной  до  границ  Римской  империи.

Китайские  экономисты  помогли  тюркским  правителям  понять  истину: мирное  сотрудничество  приносит  надежный  доход, чем  война. Десятая  часть  от  каждого  тюка  транзитного  товара – оптимальная  пошлина, не  разоряющая  торговца  и  удовлетворяющая  хозяина  территории, принимающего  не  себя  обязанности  гаранта  жизни  и  собственности  китайских  коммерсантов. Экономика  побеждала  войну. Прежде  всего – в  сознании. Воистину  тогдашние  китайские  политики  поступали  по  принципу  «Лучший  способ  уничтожить  врага – это  сделать  его  другом».

В  процессе  становления  трансконтинентального  торгового  маршрута  должна  была  выявиться  нерентабельность  «десятины»  при  чрезмерной  раздробленности  территорий. Невозможно  было  платить десятую  часть  каждому  племени, через  земли  которого  приходилось  проводить  караваны. Для  сохранения  торгового  пути  требовалось  укрупнение  транзитных  территорий. Возможно, именно  это  и  стало  причиной  «гуннского  нашествия» - экспансии  тюрков, вызвавшей  большие  перемещения  этносов  в  Северной  Евразии  II – IV вв.  н.э. В  историографии  это  явление  названо  Великим  перемещением  народов. Первый, возможно, санкционированный  великими  державами  передел  мира  в  Северной  Евразии. В  этот  период  многие  тюркские  племена, вовлекаясь  в  новые  племенные  союзы, перемещаются  в  западном  направлении – огузы, карлуки  и  др. (Например, часть  тюрков-булгар  приходит  с  берегов  Волги  на  Балканы  и, покорив  тамошних  славян, со  временем  растворяются  в  них, передав  им  свое  имя (българ) и  сделав  значительный  вклад  в  язык  и  культуру. Отчетливые  следы  булгаро-кипчакского  письма  сохраняются  в  кириллице. Их  не  смогла  окончательно  затушевать  даже  поздняя, византийская  редакция, осуществленная  миссионерами  православия  Кириллом  и  Мефодием  в  IX веке.)

Гунны  дощли  до  Рима. Если  их  целью  и  было  взять  под  свой  контроль  все  территории, по  которым  проходил  Великий  шелковый  путь, они  этого  добились.

В  те  времена, вероятно, и  формируется  его  структура, состоящая  по  меньшей  мере, из  четырех  крупных  участков: от  границ  Западного  Китая  через  Среднюю  Азию  до  Каспия – от  западного  берега  Каспия  через  все  Закавказье  до  Византии – от  Балкан  до  севера  Аппенинского  полуострова – оттуда  по  меридиану  до  Рима  и  в  широтном  направлении – до  Испании.

Караваны  возвращались  не  порожними: везли  на  восточные  рынки  западные  товары.

В  исследованиях  Олжаса  Сулейменова  приводится  факт, свидетельствующий  о  четко  установленной  законности  прохождения  товаров. Об  этом  в  цикле  статей  «Дороги  Шелка»  Олжас  Сулейменов  пишет  так: «Торговые  караваны  пользовались  неприкосновенностью  даже  во  время  междоусобных  войн. В  древнерусской  летописи  описан  удивительный, с  точки  зрения  сегодняшнего  читателя, случай. В  разгар  сражения  войск  князя  Игоря  и  Кончака (1185г.) вблизи  степной  речкм  Каялы (бассейн  Дона) мимо  проходил  караван  из  Бухары. Хозяин  его – купец  Беловолод  Просович  видел  исход  битвы  и, благополучно  доведя  караван  до  Киева, сообщил  великому  князю  Святославу  о  поражении  Игоря.»1

О. Сулейменов  детально  прослеживает  роль  тюрков  в  организации  и  функционировании  Шелкового  пути. Он  пишет: «Думаю, что  в  начале  нашей  эры  тюрки  были  использованы  именно  как  сильнодействующее  лекарство, таран, сметавший  препятствия  на  пути  шелка. Тюрки  становились  самым  воинственным  этносом  Северной  Евразии. Они  в  буквальном  смысле  въехали  в  историю  на  коне.»2

Исследователь  приводит  детальное  объяснение  тому, как  это  произошло. Лошадь  была  приручена  три  тысячи  лет  назад  в  пустыне  Гоби, где  в  то  время  обретались  прототюрки. Оттуда  лошадь  дошла  до  Древней  Передней  Азии  и  Средиземноморья.

Использовалась  в  царской  колеснице  и  для  верховой  езды  аристократов. В  Риме  первых  патрициев  называли  всадниками. Эта  традиция  была  известна  и  казахам. Дожила  она  до  XIX  века. Весь  народ  от  мала  до  велика  давно  уже  не  ходил  пешком, но  знатных  степняков  продолжали  величать – «аткаминер» (букв. «всадник»).

Пока  не  появились  стремена, не  было  кавалерии. Александр  Македонский  и  его  военачальники  передвигались  во  главе  своих  пеших  войск  верхом, но  начинался  бой, и  вожди  бились  в  пешем  порядке. Ситуация  изменилась  после  изобретения  стремян. Самые  древние  найдены  на  Иртыше. Их  возраст – около  двух  тысяч  лет. Это  простое  приспособление, давшее  упор  ногам  всадника, оказало  на  развитие  цивилизации  влияние, сравнимое, может  быть, с  воздействием  на  нее  четырехтактного  двигателя. Уже  не  только  воители, но вся  армия – на  конях. Изменилась  тактика, формы  вооружения, даже  одежды. Брюки – это  одежда  всадника. Обувь  с  голенищем (чтобы  стремя  не  натирало  ногу), с  острым  носком (чтобы  нога  в  стремя  легко  входила) и  каблуком (чтобы  нога  в  стремени  хорошо  держалась) – все  элементы  экипировки  всадника  наращивались  по  ходу  освоения  седла  со  стременами. Мужчины  сменили  долгополые  наряды  на  одежду  всадника, формы  которой  и   подсказаны  указанной  функцией. Европейские  кутюрье  сделали  разрез  сзади  до  пояса, чтобы  полы  не  топорщились  на  крупе  коня, а  стелились  по  бокам  его. Франки  усекли  полы  наподобие  хвоста  ласточки. Название  этого  костюма  вполне  уместно  в  одном  ряду  с  наименованиями  «национальных  одежд»: черкеска, казакин, фрак (* франк). Вовсе  укорачиваются  кафтаны – входят  в  моду  кофты, куртки… Только  в  тех  странах, куда  лошадь  не  добралась, мужчины  продолжали  носить  юбки  до  недавнего  времени – Шотландия, Юго – Восточная  Азия, юг  Индии. Благодаря  освоению  седла  со  стременами  тюрки  стали  потомственными  воинами, которые  за  короткое  время  покорили  Великую  степь  от  Гоби  до  Дуная.

Именно  эту  силу  Восточная  и  Западная  империи  использовали  как  «антибиотик»  в  оздоровлении  всей  трассы  Шелкового  пути.

Тюрки  стали  посредниками  между  Востоком  и  Западом.  Эта  их  историческая  роль  в  достаточной  мере  не  изучена. Только  отдельные  факты  освещены  наукой. Например, тюрки  оказались  распространителями  бумаги, изобретенной  китайским  монахом  Цай  Лунем  во  II веке  н.э. В  течение  нескольких  столетий  бумага, продвигаясь  на  запад, вытесняла  пергамент. Предприятия  по  производству  дешевого  письменного  материала  из  хлопка  после  Китая  возникают  в  Средней  Азии  лишь  через  столетия, с  массовым  распространением  письменности, - в  Европе.

… Китайское  авторство  в  шелковом  деле  никто  не  может  отрицать. Но  тогда  почему  собственнокитайское  название  шелка  ни  в  одном  европейском  языке  не  найдено? Название  шелка  в  ряде  языков  обретало  модельное  значение  «ткань»  с  дальнейшим  развитием – «материал  для  изготовления  нижней  одежды», «нижняя  одежда, рубаха»… Переносилось  на  другие  материалы. Семантика  порой  предельно  деградировала.

Фактор  шелка  оказывал  мощное  влияние  на  экономические, геополитические  и  культурные  процессы  большой  части  Евразии, по  меньшей  мере, полтора  тысячелетия. Каждый  этнос, оказавшийся  в  зоне  влияния  Шелкового  пути, сохраняет  в  культуре  и  в  языке  следы  этого  воздействия. Тюрки  же  не  просто  находились  в  этой  зоне, они  участвовали  в  ее  создании.

Тюрки  проходили  с  караванами  тысячи  километров. Шелковые  походы  должны  были  длиться  долгими  месяцами, а  порой  и  годами. Они  вносили  в  языки  тех  земель, через  которые  пролегал  Путь, имена  не  только  шелка, но  и  названия  одежды  из  других  материалов. В  русском  за  века  собралось  довольно  много  такого  рода  тюркизмов. Например, существительные – прилагательные: башлык, архалук, войлок, каблук, чулок  и  др. К  этому  же  классу  формально  относится  и  шелк.

Тюркизмы  в  славянских  не  удивляют. Но  теперь  мы  можем  объяснить  и  лексический  обмен  между  тюрками, римлянами  и  древними  греками. Подключение  тюркских  материалов  помогает  понять  происхождение  многих  европейских  слов. Например, эллины  нижнюю  рубашку  именовали  хитон, римляне – туника, древние  тюрки  иш-тоны («нижняя  одежда»). Русичи  поняли  буквально: в  летописях  штаны  еще  называют  «иш-тоны».

Великий  шелковый  путь  полтора  тысячелетия  помогал  Востоку  и  Западу  выходить  из  островных  состояний  навстречу  друг  другу. Движение  это  не  было  плавным  и  гладким, но  без  него  мировая  цивилизация  не  достигла  бы  сегодняшних  рубежей.

В  одном  из  своих  выступлений  Олжас  Сулейменов  сказал  буквально  следующие  слова: «Протестую  против  деления  человечества  на  национальные  уделы». Этим  самым  он  подчеркивал, что  каждый  народ  оставил  свой  вклад  в   истории, каждый  народ  оказал  свое  влияние  на  исторический  процесс.

Народы  Великой  степи, которые  составят  основу, костяк  казахов, на  протяжении  многих  веков  влияли  на  процесс  развития  человечества. Древние  саки, тюрки, огузы, кончаки  и  т.д.  каждый  из  них  оставил  память  о  себе  в  действиях, оказавших  влияние  на  другие  народы, на  общий  ход  мирового  исторического  процесса. Это  все  вместе  взятое  будет  представлять  «Историю  Казахстана» - историю  народа, героические  предки  которого  остановили  завоевателя  мира  Александра  Македонского, были  пресечены  попытки  завоевания  Великой  степи  Киром  и  Дарием. В  новое  время  выходцы  из  Великой  степи  назывались  во  многих  случаях  решающей  силой. Так  без  тюркской  конницы  победа  Александра  Невского  была  бы  невозможна  над  шведами. Грузинская  царица  Тамара  обращалась  к  степнякам, чтобы  оградить  свое  царство  от  турок-сельджуков. Исторических  примеров  можно  перечислять  очень  много.

Все  эти  факты  не  «белые  пятна»  истории  казахского  народа, проявленные  в  последнее  время, а  факты, которые  сознательно  умалчивались, чтобы  поддерживать  утвердившееся  положение, что  тюрки – исконные  кочевники, следовательно, резко  отставали  от  оседлых  земледельческих  народов.

Опровержению  этого  установившегося  положения  и  была  посвящена  творческая  деятельность  Олжаса  Омаровича  Сулейменова. Ни  одна  сторона  жизни  казахского  народа  не  была  им  не  просто  не  обойдена, а  рассмотрена  через  микроскоп, чтобы  не  была  утрачена  ни  одна  деталь, способствующая  воссоздать  подлинный  облик  казахского  народа. И  эта  работа  Олжасом  Омаровичем  блестяще  выполняется, чем  и  вписывает  он  свое  имя  в  Историю. 


V. ПРИМЕЧАНИЕ

І. Введение.                             

1.  Аупбаева Ж. « Время в судьбе поэта»,«Казахстанская правда» 15 мая 1996 г.

2.  Аупбаева Ж. « Время в судьбе поэта» «Казахстанская правда» 15 мая 1996 г.

3.  Тасмагамбетов И. «Зримый образ великой культуры»,«Казахстанская правда» 19 мая 2001 г.

Глава І

1.  Олжас Сулейменов. Избранное., «Жузауты»,1989г.

2.  Олжас Сулейменов. Избранное., «Жузауты»,1989г.

3.  «Слово о полку Игореве», «Детгиз», 1975г.

4.  А.Абдакаримов, «История Казахстана», Астана 1999г.

5.  Олжас Сулейменов. Избранное., «Жузауты»,1989г.

Глава ІІ

1.  Сулейменов О. «Письма другу», «Казахстанская правда» 12 мая 2001 г.

2.  Сулейменов О. «Письма другу», «Казахстанская правда» 12 мая 2001 г.

3.  Н.Назарбаев «В потоке истории».2000г.

4.  Сулейменов О. «Ассирийский период», «Казахстанская правда» 18 мая 2001 г.

5. «История Казахстана» т. 1 , «Атамўра», 1996г.

 Глава ІІІ

1. Сулейменов О. «Ассирийский период», «Казахстанская правда» 18 мая 2001 г.

2. Сулейменов О. «Ассирийский период», «Казахстанская правда» 18 мая 2001 г.

3. Олжас Сулейменов. Избранное., «Жузауты»,1989г.

4. А.Абдакаримов, «История Казахстана», Астана 1999г.

 

VI. П Р И Л О Ж Е Н И Е

ХРОНОЛОГИЯ

  ДРЕВНИХ  ПИСЬМЕННОСТЕЙ

1

Египетское письмо

32 т. до н.э.

2

Китайское письмо

2т. до н.э.

3

Санскрит

1 т. до н.э.

4

Греческое письмо

9-8 в. до н.э.

5

Латинское письмо

7в. до н.э.

6

Кон сонатное письмо

5-11в. до н.э.

7

Демотическое письмо

7-8 в. до н.э.

8

Алфавит древних тюрков

7в. до н.э.

9

Письмо Майя

1в. н.э.

10

Грузинское письмо

5в. н.э.

11

Армянское письмо

5в. н.э.

12

Письмо народов романской группы

9в. н.э

13

Письмо славян (кириллица)

9в. н.э.

14

Письмо славян (глаголица)

10-11 в. н.э.

15

Монгольское письмо

12-13в. н.э.

16

Корейское письмо

15 в. н.э.


ПАМЯТНИКИ

ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ


716г.-  памятник Тоньюкука        содержат сведения о Восточном каганате,

                                                        упоминаются события жизни западных

 722 г.- памятник Кули-чора        тюрок

732г.- Кошо- цайдамская стела в честь Бильге-кагана

Эти памятники  являются эталоном рунического письма. Установлено авторство. Это член каганского рода Йолыг-Тегин, первый известный по имени писатель, писавший на Тюркском  языке.

747г.- 759г. Селингинский камень, представляющий эпитафию в честь Эльетмиш Бильге-кагана, содержит первое упоминание этноса кипчак.

756г.-Терхинская стела – датирует переселение карлуков в Жетысу, содержит первое упоминание племени Ямга.

7-10 в. – Суджинская стела, надписи долины Енисея содержат материалы о Кыргызком государстве и средневековом Казахстане.

6-8в. –надписи на могильных камнях , монетах, бытовых предметах содержат сведения о времени правления тюргешских каганов из «чёрных родов» Сулук-Чабытчора и его сына.

 


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.