рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Остров Пасхи

Отделив спину, начинали головоломный спуск по склону к подножию вулкана. Иной раз многотонных колоссов спускали по отвесным обрывам, через полки, на которых тоже шла работа над идолами. Немало истуканов побилось, но подавляющее большинство спустили целехонькими, правда ног на хватало, ведь каждое изваяние заканчивалось плоским срезом там, где у человека начинаются ноги. Словом, длинный торс с руками.

Тысячи тонн осколков из мастерской перенесли ваятели к подножию вулкана, где выросли огромные осыпи и искусственные морены. В этих кучах рыли глубокие ямы и временно устанавливали богатырей. Только теперь можно было отделывать спину и шею исполина, а выше бедер спину украшали поясом с символическими изображениями. Этот узкий пояс был единственным одеянием нагих фигур, и все они, кроме одной, изображали мужчин.

Однако таинственное странствие каменных богатырей здесь не заканчивалось, после доделки спины они отправлялись к своим алтарям. Большинство пасхальских истуканов покинули гору, и совсем немного осталось ждать своей очереди у подножия вулкана. Готовые богатыри разошлись во все концы острова, до пятнадцати километров от мастерской, в которой им придали облик человека.

Самое удивительное, что ваятели перемещали не глыбы камня, которым толчки нипочем, а полностью законченные фигуры, полированные от мочки уха до лунки ногтей. Не хватало только глазниц. Как ухитрялись они переносить готовых идолов в такую даль, ничего не повредив, не поцарапав полировки? Этого никто не знал.

Доставив слепых истуканов на место, их не опускали основанием в яму, чтобы поставить торчком, напротив - каждого идола поднимали и водружали на аху, каменный алтарь высотой около двух метров. Только теперь вытесывали глазницы, только теперь богатырь мог увидеть, где он очутился. И наконец, в довершение всего на голову исполина надевали “шляпу” весом от двух до десяти тонн, что как раз и равно весу двух слонов”.2.       Искусство «острова загадок»

Остров Пасхи по форме похож на Сицилию. Он так же напоминает треугольник и так же имеет по углам вулканы. В одном из углов треугольника, близ кратера вулкана Рано-Као, находится древнее селение Оронго. Давным-давно заброшены его низкие, продолговатые, лишенные окон постройки. Но до сих пор сохранились орнаменты, украшающие косяки дверей и выполненные черной, белой и красной краской, росписи, покрывающие стены.

Европейские корабли - сравнительно не-давние изображения, древние - рисунки птиц, удивительных человеческих лиц и еще более удивительных людей-птиц. Их фигуры можно увидеть и на скалах, окружающих Оронго. Сотни барельефов, маленьких и больших, воспроизводят фантастическое странное существо с человеческим телом, большой птичьей головой и вытянутыми когтистыми лапами, держащими круглый предмет. Что означает загадочная фигура человека-птицы, много раз повторенная на скалах Оронго? Тишина, царящая на острове Пасхи, чувствуется здесь особенно сильно. Безлюдное место, мрачные, овеваемые ветром камни молчат, храня тайну древнего поселения.

Не только в Оронго можно увидеть наскальные рисунки. По всему острову разбросаны камни с нанесенными на них изображениями. Черепахи, рыбы, птицы, тюлень... Фигуры представителей скудной рапануйской фауны исполнены с большим мастерством и реализмом. Но зачем понадобилось древним художникам покрывать камни этими изображениями? Каков их смысл? Может быть, их рисовали, чтобы привлечь к острову больше рыб, птиц, черепах, тюленей? Но ведь для этой цели островитяне и по сей день берут с собой в лодки совсем другой магический амулет - круглый камень, приносящий «хорошее счастье».

И просто ли черепаху или просто ли тюленя изображают рисунки? Почему у одного из тюленей человеческое лицо? Нет ли здесь переклички с древней легендой о боге Тангароа, который жил в море, превратившись в тюленя? Однажды люди поймали его и вытащили на берег, думая, что это тюлень, несмотря на то, что у Тангароа было лицо человека. Необычного тюленя положили в земляную печь. Но мясо все время оставалось сырым - и тогда люди поняли, что это могущественный бог Тангароа. Имя этого бога очень редко упоминается в мифах острова Пасхи.

Другой вид искусства - и новая тайна. Спутники Кука, посетив остров Пасхи в 1774 году, обнаружили там необычайные статуэтки, вырезанные из красновато-коричневого   дерева   торомиро. Особое удивление вызвали у них изображения сутулого человека с козлиной бородкой, вытянутыми ушами, стиснутыми челюстями и скелетоподобной с резко подчеркнутыми ребрами грудной клеткой словно панцирь возвышающейся над вогнутым животом. Кого изображают эти странные статуэтки, которые  островитяне называют моаи кавакава (статуэтка человека с ребрами).

«Во всех хижинах были найдены маленькие статуи тридцати сантиметров высоты, представляющие мужчин, рыб и птиц. Без сомнения, это идолы, но я никогда не замечал, чтобы им оказывали какое-либо почитание, - сообщал миссионер Эйро, первый европеец, поселившийся на острове Пасхи.- Временами я видел канаков, поднимающих свои статуэтки в воз-дух, жестикулирующих и сопровождающих это видом танца и бессмысленным песнопением. С какой целью? Не думаю, что они знают сами. Они просто делают то, что видели у отцов своих, без долгих размышлений об этом. Если вы спросите их, что это означает, они ответят вам... что таков обычай в стране».

Быть может, странные фигурки моаи кавакава с их торчащими ребрами и тощими телами изображают первых поселенцев острова, после долгого и голодного плавания добравшихся до Рапа-Нуи? Или духов мертвых? Или сверхъестественные существа, называемые островитянами аку-аку? Местная легенда гласит, что в давние времена вождь (арики) по имени Туу-ко-иху увидел однажды на красном камне двух спящих духов. которые не имели тел, а только голые ребра. Третий дух крикнул спящим: «Проснитесь, арики видел ваши ребра!» Духи проснулись и увидели человека. Догнав его, они спросили: «Что ты знаешь?» «Ничего», - отвечал арики. Духи спросили вновь: «Может, ты заметил что-нибудь?» «Нет», - отвечал арики. Тогда духи исчезли. Спустя некоторое время они снова пересекли путь Туу-ко-иху и вновь спросили: «Что ты знаешь о нас, о арики?» Хитрый вождь отвечал: «Ничего». Если бы. он сказал, что он видел их ребра, духи убили бы его.

Когда Туу-ко-иху пришел в деревню, он увидел людей, бравших камни из печи. Они выбрасывали головешки. Туу-ко-иху взял две  головешки, принёс их в дом и вырезал из них две статуэтки, изображавшие увиденных им духов с ребрами.

Конечно, эта сказка не может объяснить назначение загадочных статуэток с ребрами... Не меньше вопросов вызывают и другие деревянные скульптуры Рапа-Нуи. Например, изображения птицы-человека, похожие на те, что можно увидеть на скалах в Оронго. Не-большая, напоминающая птичью, голова с лицом человека, органически слитый с этим лицом хищный птичий клюв, толстая и длинная шея с большим зобом, узкая килевидная грудь, опущенные крылья, похожие на руки... Таков облик таигата-ману, птицы-человека. Другая загадка моаи паапаа («тощая скульптура») - женская фигура, но... с узкой маленькой бородкой, точь-в-точь такой же, как бородка ста-туи человека с ребрами. Такая же бородка имеется и у моаи таига-та-статуи человека, деревянной фигурки с выкрашенными зубами.

Еще более необычна статуэтка моаи аринга, изображающая существо с двумя головами. Встречаются на острове и скульптурные изображения моко-тангата-человека-ящерицы, одного из персонажей местного фольклора.

Человек с ребрами, человек-птица, женщина-мужчина, двухголовая фигура, человек-ящерица - все эти деревянные скульптуры невелики: полметра, шестьдесят, сантиметров в высоту, не более. С какой целью создавались они? Местные жители не могут дать ответ на этот вопрос, хотя и научились изготовлять для продажи копии с древних образцов. Немногим больше знают и ученые. Одни исследователи считают, что это - изображения духов мертвых, другие фигуры сверхъестественных существ, богов или демонов; третьи предполагают, что статуэтки из дерева вырезались, когда умирал один из членов семьи, имя которого и давалось изображению; четвертые думают, что их держали в домах или нишах, либо подвешивали на конце шеста закутанными в ткань; пятые находят сходство между деревянными фигурками острова Пасхи и куклами-марионетками Индонезии...

2.1 Каменные колоссы

Первых капитанов, посетивших остров, не тронуло суровое величие каменных гигантов. Форстер, спутник Кука, называет их «грубыми произведениями». И хотя, познакомившись с этими скульптурными колоссами, Ла-Перуз составил «весьма лестное мнение о таланте, который этот народ проявлял в далекой Древности к строительству (многообещающее слово «строительное искусство» было бы здесь неуместно)», великий мореплаватель все-таки считал, что «эти колоссальные фигуры показывают, что островитяне недалеко зашли в области изобразительных искусств». Такое нелестное мнение водителей фрегатов о памятниках искусства острова Пасхи объясняется просто: спутники Кука, и Ла-Перуз были в плену эстетических идеалов своего времени. А век, в котором они жили, век рококо, считал прекрасным только изысканное, элегантное, миниатюрное. Естественно, что колоссы острова Пасхи казались им грубыми и варварскими, чуждыми классическим пропорциям и «духу красоты». И только позже европейцы смогли оценить все художественные достоинства статуй острова Пасхи. Теперь история искусства ставит их в один ряд с египетскими пирамидами, гигантскими каменными изваяниями, созданными древнейшими жителями Мексики - ольмеками и другими бессмертными творениями безымянных гениев.

«Стоя на склоне горы, они смотрят с непостижимым спокойствием на море и землю, и тут сразу чувствуешь, как их контуры начинают вас увлекать, несмотря на всю свою упрощенность. И чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение, неизменное ощущение спокойного благородства, очарования и тайны, - пишет о статуях острова Пасхи английская исследовательница Раутледж, более года проведшая на земле Рапа-Нуи. Вся картина действует особенно интенсивно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами, посте-пенно вырисовываются на великолепном, переливчатом фоне западного горизонта».

В прежние времена каменные колоссы стояли на погребальных террасах аху. Некоторые из них были под стать гигантским статуям: Каменоломни вулкана Рано-Рараку и находящиеся рядом статуи каменные платформы достигали шестидесяти метров в длину и трех - в высоту. Статуи были повернуты лицом к острову и спиною к океану, на берегу которого воздвигались аху. Обычно на погребальной площадке стояло несколько гигантов (до пятнадцати статуй вместе).

«При некоторой фантазии нетрудно представить себе первоначальную картину этого аху, - пишет автор популярной книги «Остров Пасхи» Ф. Шульце-Мезье. - Кругом царит тишина... Все, что было близко к аху, подпадало под строгое табу... даже рыбная ловля была запрещена... Четыре родственника покойного держали караул, и всякий, кто осквернил бы это место, рисковал тем, что ему проломят череп... Высоко над караулом тянется ряд каменных гигантов, темные силуэты которых резко выделяются на фоне светлого неба. Позади статуи - невидимый для печалящихся о мертвеце океан с его вечно гудящими волнами».

Около века прошло с тех пор, как последняя статуя была сброшена с аху. Но стоящие статуи можно увидеть в другом месте острова - в каменоломнях кратера вулкана Рано-Рараку, откуда каменные гиганты начинали свой путь к океану. Здесь есть скульптуры, уже готовые к отправке и наполовину готовые, готовые почти совсем... и такие, к работе над которыми только что приступили. «Нигде мы не находимся под таким обаянием чуда, как здесь, с того момента, как глаза наши научаются видеть- Большинство статуй еще не вполне высечено из скалы и нередко покрыто лишайником или поросло травой или папоротником, - пишет Кэтрин Раутледж. Сначала зрителя поражает какая-нибудь выдающаяся вперед фигура. Но, приглядевшись, он с изумлением видит, что стены по обе стороны сплошь покрыты идолами, а что над ним в нише стоит какая-нибудь другая гигантская фигура; она смотрит вниз, и оказывается, что нога ее покоится на огромном лице». Одна из статуй, уже отделенная от скалы, имеет более двадцати метров. Голова ее - одиннадцать, нос -четыре метра. Гигант, известный под именем Пиропиро, глубоко ушел в почву. Сейчас он возвышается над землей на шесть с половиной метров. Более шестисот каменных колоссов насчитывается на маленьком острове Рапа-Нуи.

Непроизвольно замечается, что все гиганты однотипны. Лишь небольшие вариации допускал строгий канон. Это почти бюсты; представлены лишь голова и торс, при- чем лицо занимает почти две пятых длины всей статуи. Низкий покатый лоб, резко подчеркнутые надбровья, узкая и длинная голова, длинные и стилизованные уши, изображенный натуралистически нос с четко обозначенными ноздрями, узкий, с сомкнутыми губами рот, придающий каменным лицам надменное выражение... Короткая шея, покатые плечи, свисающий живот, руки, спущенные вдоль туловища и согнутые в кистях; пальцы, необыкновенно длинные, касающиеся друг друга внизу живота, - таков характерный облик каменных гигантов острова Пасхи.

3.  Загадочные письмена кохау ронго-ронго

Поразительное сходство обнаружил в 1932 году венгерский лингвист Хевеши. Сходство несомненное, в чем можно убедиться собственными глазами. Значки с загадочных дощечек кохау ронго-ронго, “говорящего дерева” с острова Пасхи, письмена насчитывают около четырехсот различных знаков. Надписи на древнеиндийских печатях содержат примерно столько же иероглифов. Из них, как указал Хевеши, совпадают почти сто. Позднее Хевеши довел число сходных знаков до 174. Если это так, то, разумеется, ни о каком случайном совпадении не может быть и речи... Но так ли это действительно?

Известный исследователь культуры острова Пасхи, французский ученый Альфред Метро выступил с резкой критикой теории Хевеши. По его мнению, венгерский лингвист применил неправильный метод, выбирая для сравнения выхваченные наудачу знаки двух различных систем письма. И тексты кохау ронго-ронго, и надписи на печатях сделаны не современными точными машинами, а от руки. В силу этого возможны различные варианты почерка. Хевеши же, доказывая сходство, выбирал редкие и случайные, а не типичные варианты. Более того, по мнению Метро, поразительное сходство знаков острова Пасхи и долины реки Инд возникло в результате некоторой подгонки (изменения пропорций, пренебрежения мелкими деталями, известного искажения и т. п.). Конечно, речь идет о мелких деталях, но, быть может, пренебрежение именно этими деталями ослабляет значение приводимых аналогий и делает сходство более близким, чем оно есть на самом деле. Иными словами, по мнению Метро, венгерский ученый пошел на фальсификацию.

Разгорелся бурный спор, участие в котором приняли археологи, лингвисты, этнографы, палеографы - знатоки древнего письма. Англичанин Хантер, опубликовавший таблицы индийских письмен, подтвердил, что Хевеши не фальсифицировал надписи на печатях из Хараппы и Мохенджо-Даро. Его поддержали и другие ученые - археолог Гейне-Гельдерн, аргентинский ученый Имбеллони. Научная добропорядочность Хевеши была доказана, но  не его теория.

Каким образом может существовать родство между жителями крохотного острова и обитателями долины Инда Мохенджо-Даро? Ведь их разделяет почти половина земного шара, много тысяч километров. Более того, существует огромный разрыв не только в пространстве, но и во времени. Рапануйцы писали на дощечках во второй половине девятнадцатого века (материалом для одной из немногих сохранившихся дощечек послужило европейское весло). Надписи на печатях долины Инда были сделаны за пять тысяч лет до этого. Не могли же неведомые создатели Мохенджо-Даро и Хараппы проделать скачок не только на 20000 километров в пространстве, но и 5000 лет во времени! Каким образом в борьбе со стихиями и враждебными племенами смогли бы пронести жители острова Пасхи знаки письменности с берегов Инда сквозь океан времени и пространства, не изменив их внешней формы?

3.1. Различия и сходства  между письменами Мохенджо-Даро и Рапа-Нуи

Сходство между письменами Мохенджо-Даро и острова Пасхи несомненно имеется, хотя количество похожих знаков значительно меньше числа 174, названного Хевеши. Но сходство это объясняется не близким родством, а совершенно другими причинами. “Изобразительные” знаки-иероглифы, будь это письменность Древнего Египта, Шумера, Китая, Индии, острова Пасхи, индейцев майя, древнего Перу, так или иначе должны походить друг на друга. Почему? Да именно в силу своей “изобразительности”.

Обозначения воды, солнца, человека, птицы, рыбы имеют сходство в силу того, что изобразить воду, человека, птицу, рыбу можно ограниченным количеством способов. Тем более схематизировано, как это делается в письменности.  Роберт фон Гейне-Гельдерн на том основании как поразительно совпадают знаки письменности острова Пасхи, долины реки Инд и древнейшая форма китайских иероглифов выдвинул следующую гипотезу. Родившись в Средней Азии или Иране, “идея” письма попала в долину реки Инд, затем в Китай и даже  на остров Пасхи.

Но идея “заимствований”, диффузии культур опровергнута советскими учеными. Они считают,  что для того чтобы иметь письменность, народ не обязан заимствовать ее. Письмо - явление стадиальное, как указывал Ф. Энгельс. Оно неизбежно появляется в тот момент, когда общество начинает резко разделяться на классы, когда рождается государство. Дешифровка письмен индейцев майя, которую осуществил в начале пятидесятых годов советский ученый Ю. В. Кнорозов, блестяще доказала это. Да и детальный анализ “изобразительных знаков” Рапа-Нуи показывает, что все они отражают местную фауну, флору, местный быт, А это значит, что письменность была создана на самом острове Пасхи или в районе Тихого океана, а отнюдь не в долине Инда.

Хевеши считал, что среди знаков кохау ронго-ронго есть изображения слонов и обезьян. Но тщательное изучение показало, что “слоны” - это птицы с длинным клювом, а “обезьяны” - фигурки птицы-человека, подобные наскальным рисункам возле культового поселения Оронго. Другие знаки рапануйской письменности воспроизводят акул, спрутов, мох, кокосовую пальму, палку-копалку для рыхления почвы, плясовое весло - “ао”, символ власти и другие чисто рапануйские элементы. Впрочем, и сама система письма острова Пасхи отличается от принятой на печатях из долины Инда. Текст на дощечках острова Пасхи идет “перевернутым бустрофедоном”, где “нормально” расположенные строки чередуются с перевернутыми вверх ногами. Тексты Мохенджо-Даро такого порядка строчек не имеют. А статистический анализ текстов Мохенджо-Даро и острова Пасхи убедительно показывает, что они написаны на разных языках: тексты долины Инда - на языке, ближе всего стоящем к дравидийским, а кохау ронго-ронго - на полинезийском.     

Таким образом, даже поразительное сходство элементов письменности двух народов оказывается случайным и неубедительным. А что касается всех других аргументов в пользу индийского происхождения культуры острова Пасхи, то таковые отсутствовали вовсе.

Печати из Мохенджо-Даро и Хараппы - это настоящие шедевры искусства. Древние мастера Мохенджо-Даро сумели с поразительной точностью и умением воспроизвести на них слонов, крокодилов, тигров, горбатых быков-зебу. Эти фигуры поражают своей живостью и реализмом. Каждая деталь, каждый штрих выразителен и значим Ювелирная точность, огромное мастерство нужны были древним художникам, чтобы изобразить все это на нескольких сантиметрах камня.

 Как ни печально, но факт:  жители острова Пасхи такой ювелирной точности не знали и не могли знать. Они воздвигали каменных гигантов, строили циклопические платформы - аху, рисовали птицу-человека на камнях, вырезали из дерева скульптуры. Ничего общего с искусством долины реки Инд.

И письменность Мохенджо-Даро, и значки кохау ронго-ронго до сих пор не дешифрованы. Однако “попытки связать их между собой могут только больше запутать проблему и лишить нас надежды достигнуть в будущем каких-либо результатов”, - справедливо отмечают специалисты по древним письменам.

3.2.      От Индии к Новому Свету

В поисках решения этих загадок мысль некоторых исследователей обратилась от древних руин на берегах Инда на противоположный конец земного шара - к Новому Свету, к Америке. Впрочем, гипотеза об американском происхождении культуры Рапа-Нуи была выдвинута задолго до того, как лопата археолога вошла в древнюю почву долины реки Инд.

Загадочная письменность кохау ронго-ронго не раз привлекалась и сторонниками гипотезы “затонувшего материка”, и “меланезийской гипотезы”, и “индийской гипотезы” для доказательства истинности этих теорий. Была она использована и для подтверждения “американской гипотезы”. Один из знаков рапануйской письменности, по мнению Тура Хейердала, изображает птицу кондор, обитателя Анд. А в другом значке кохау ронго-ронго можно рассмотреть стилизованное изображение пумы, также живущей лишь в Южной Америке. Не указывает ли это на родину письменности и всей рапануйской культуры? В преданиях жителей острова Пасхи говорится, что первый вождь, легендарный Хоту Матуа привез с собой 67 дощечек с письменами кохау ронго-ронго. А в те времена, на расстоянии в несколько тысяч километров, только в одном месте существовала письменность - в древнем Перу.

Итак, гигантские статуи, умение строить каменные платформы и здания, своеобразная письменность-все это, по мнению Хейердала и сторонников “американской теории”, было завезено на остров Пасхи в отдаленные времена из древнего Перу. “В ту пору не было ни войн, ни распрей, и каждое последующее поколение стремилось превзойти предыдущее размерами своих изделий. Вдоль берегов ого-ленного острова появились аху с огромными статуями, обращенными лицом внутрь острова, спиной к морю”.

У островитян существует предание, в котором говорится, что остров Пасхи был когда-то частью большой земли. Великан Уоке, который мог своим посохом поднимать и разрушать острова, разгневавшись однажды, решил уничтожить эту землю. Большая территория опустилась под воду, незатопленным остался лишь небольшой клочок земли - остров Пасхи, ибо магический жезл великана Уоке сломался о горы. Отсюда пошло и местное название острова Пасхи - Те Пито-о-те-Хенуа, “Пуп земли”.

Не является ли этот миф указанием на то, что остров Пасхи был когда-то частью материка, затонувшего затем в Тихом океане. Ведь тогда легко можно будет объяснить многие загадки этого острова и в первую очередь - тайну каменных гигантов. Не являются ли они, вместе с загадочной письменностью, последними памятниками культуры “тихоокеанской Атлантиды” или как стали называть гипотетический материк в Тихом океане, - Пацифиды (от слова Пасифик - Тихий океан).


Заключение

В заключении хочется сделать нижеследующие выводы.

«Остров загадок»... «остров тайн»... «остров неразрешенных проблем»... «таинственный остров» - эти названия прочно укрепились за островом Пасхи. Тому способствовали и действительная сложность и противоречивость дошедших до нас фактов, и подогреваемый журналистами и любителями сенсаций напряженный интерес к этому маленькому клочку земли, затерявшемуся в просторах Великого океана, к попыткам восстановить его историю, его культуру.

Наука идет от тайны к знанию шаг за шагом. Подошла она и к разгадке «тайны острова Пасхи» с его иероглифическим письмом, с его удивительным искусством. Больше того. Материал искусства может помочь ученым решить многие проблемы истории и культуры острова. Ибо искусство Рапа-Нуи, как и всякое искусство, было неразрывно связано со всею жизнью островитян, с их верованиями, культами, общественным устройством.

В различных музеях мира хранится большое число различных предметов, вывезенных с острова Пасхи. Например, в Берлинском музее народоведения числится 160 предметов, в Дрезденском музее - 111, в Музее Бишопа на Гавайских островах-31, в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР -15. Значительную часть этих коллекций представляют произведения рапануйского искусства. Еще больше шедевров деревянной скульптуры рассеяно по частным собраниям. Ибо многочисленные частные «визитеры» «выманивали изделия из дерева у нищих жителей острова» до тех пор, пока «почти все, что можно было увезти, было вывезено» и «остались лишь гигантские головы на склонах гор», как свидетельствует  Тур Хейердал. Кстати, археологическая экспедиция, возглавляемая этим прославленным исследователем и путешественником, значительно пополнила число известных миру произведений искусства Рапа-Нуи.

 На многочисленных образцах памятников архитектуры, монументальной и станковой скульптуры, наскальных росписей и пиктограмм искусствоведы могут наглядно проследить процесс обособления, отпочковывания от общей полинезийской культуры самобытного искусства острова Пасхи, процесс деления, в связи с рождением государства и классов, «языка изображений» на письменность и живопись.                                                 

Эти вопросы важны не только для специалистов по культуре Океании Ведь история развития рапануйского искусства может служить своеобразной моделью для изучения хода эволюции искусства при распаде первобытнообщинного строя. Сходные явления имели место и в додинастическом Египте, и в доколумбовой Америке, и на берегу Гвинейского залива у народа йоруба с его замечательными скульптурами, и в античном мире.

Именно в общности процессов развития общества, в общности процессов развития искусства лежит причина сходства памятников острова Пасхи с произведениями других народов мира. И изучение искусства «острова тайн» может облегчить понимание эволюции мирового искусства в период становления государства и распада первобытной «модели мира», когда «бессознательно-художественные» творческие импульсы первобытного человека становились осознанным умением, творчеством художника-мастера.


Список использованной литературы:

 

1.   Кондратов А.М.  Великаны острова Пасхи. - М.:«Советский художник», 1966;

2.   Федорова И.К. Остров Пасхи. Очерки культуры XVIII-XIX вв. Санкт-Петербург: «Наука», 1993. - С.278;

3.   Хейердал Т. В поисках рая. Аку-Аку. Пер. с норвеж. Л. Жданова. - М.: «Мысль», 1970;

4.   Ф. Шульце-Мезье. Остров Пасхи. Пер. с немецкого. - М.- Л., 1931 г.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.