рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Созидательные и разрушительные идеи

Реферат: Созидательные и разрушительные идеи

План

Введение

1. Влияние идей и идеологий на жизнь человека и общества.

2. Историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура и др.

3. Место созидательных идей в развитии общества

4. Разрушительные идеи и их вредность для общественного развития.

4.1 Национализм, как объект научного исследования.

4.2 Великодержавный шовинизм

4.3 Разрушительная сила религиозного фанатизма.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Созидательные и разрушительные идеи. Из опыта древней и средневековой истории, из уроков современности становится очевидным, что идеи и идеологии, существующие в мире, несмотря на различив их формах, прежде всего отражают два стремления – к созиданию или к разрушению. Если рассматривать историю человечества с идейной точки зрения, то она есть непрерывный процесс возникновения, практический реализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессе идеи отличаются друг от друга тем, какие цели и задачи преследуются их проводниками в жизнь, чьи интересы они выражают.

Сущность и содержание исторических форм идей и идеологий испокон веков определяла диалектика борьбы добра и зла, созидания и разрешения. В противовес идеям захватничества, стремления разбогатеть за счет других народов, терроризма и религиозного экстремизма и идеи свободы, мира и справедливости становились победоносным знаменем всех прогрессивных сил.

В созидательные идеи входят: свобода, мир, равенство, дружба, свободомыслие, толерантность, суверенитет, справедливость, сотрудничество, согласие, просветительство, народолюбие. И так: Созидательные идеи служат прогрессу, ведут общество и людей к добру.

Созидательные идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушительных идей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению.

Пока в обществе существует гнет и насилие, подлость и мракобесие, являющиеся антиподами благородны деяний, целей и идей, не будет счастья. Однако антигуманные идеи не могут остановить стремление людей к высоким идеалам добра и справедливости, мира и братства, прогресса и благосостояния.

В разрушительные идеи входят: колониализм, агрессия, тоталитаризм, фундаментализм, мракобесие, расизм, национализм, местничество, космополитизм, шовинизм. И так: разрушительные идеи становятся причиной краха государств, разрушения цивилизаций, упадка народов, служат антигуманным целям.

Целью, выполнения данного реферата, является глубокое и полное изучение созидательных и разрушительных идей и их влияние на развитие общества и формирование современного Узбекистана.


1. Влияние идей и идеологий на жизнь человека и общества

В зависимости от уровней анализа, подходов и взглядов на идеологию, меняются представления о назначении идеологии в обществе. Л. Браун видит его в ликвидации психопатологических напряжений (иллюзорно-компенсаторная функция, сублимация страхов), А. Винер - в разработке глобальной стратегии человечества, П. Ансар - в обеспечении (обосновании и поддержании) политических решений (см. также: "идеология как интеллектуальное оправдание существующего порядка"). А. Сейхи - в способности объяснять общественные явления, Т. Парсонс - в способности сплачивать людей. В представлении М. Фуко идеология являет собой некую спонтанную эманацию "массового сознания", обеспечивающую самоописание общества. Д. Белл представляет идеологию как превращение идеи в социальный рычаг, Брахер - как ориентированную на действие систему убеждений, и т.д. Различия в оценках роли и значимости идеологии обусловлены в немалой степени тем, что идеология как специфическая область социально-культурных явлений потенциально несет в себе как позитивное, так и негативное. Ее роль и характер влияния зависят от того, какое место она занимает в обществе (организации), и как с ней обращаются. Об актуальности идеологии свидетельствуют следующие высказывания. К. Поппер: "идеи, особенно моральные и религиозные, обладают такой силой, которую можно сравнить по меньшей мере с силой в физике", Л. Козер: "идеологии придают коллективную ориентацию всякому движению, укрепляют социальные общности и делают борьбу людей целенаправленной", Э. Шпрангер: "…настоящая идеология является выражением того, ради чего человек живет", О. Лемберг: "идеология придает смысл существованию и всему происходящему, она интерпретирует мир для людей и ориентирует их в нем", Я. Барион: "идеологии дают человеку общую ориентацию в жизни, цели и задачи, приготавливают его к осуществлению этих целей, дают систему ценностей и норм его поведения".

В советской науке до недавнего времени вопросам идеологии придавалось первостепенное значение. Идеология в советском обществе была одним из его основных системообразующих элементов, важнейшим фактором общественного и государственного строительства. Система целенаправленного идеологического воздействия была детально проработана и охватывала практически все стороны и области жизни советских людей. В советской теории применялся преимущественно социологический подход, т. е. исследование идеологии проводилось с позиций выделения интересов классов (социальных групп) и их отражения в идеологических системах. Идеология в своих содержательных аспектах рассматривалась как выражение классовых и партийных интересов в теориях и концепциях. По мысли Губерского Л.В., "идеология - то, прежде всего, система взглядов и идей, отражающих общественное бытие с позиций определенного класса, а также теоретическая программа деятельности класса, в которой определены роль класса в обществе и его отношение к объективной действительности на данном этапе общественно-исторического процесса".

В русле социологического подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические, в целом - рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и воспитании человека ("идеология - то еще и система функционирования идей, включенная активно в практику", Биккенин Н.Б.). Идеология, как по своему содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную принадлежность ("важнейшим научным принципом при изучении идеологической деятельности является партийность"). Вместе с тем ситуация идеологического противостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ (построение коммунизма, хозрасчет, реформы 60 - 70-х годов, концепции "ускорения" и "демократизации" и т.д.), порождали необходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ее развития.

Одним из путей ее развития было создание "научной теории идеологии", в рамках которой идеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления, включающий в себя:

- саму идеологию как систему идей и взглядов (теоретический уровень отражения действительности, представляет собой, наряду с общественной психологией, одну из сторон общественного сознания);

- идеологические отношения (отношения людей в процессе и по поводу создания и распространения идей в обществе);

- деятельность идеологических институтов (государственные и общественные организации, учебные и производственные структуры, специальные институты, средства массовой информации и др.).

В работе, посвященной прикладной проблеме - методологии измерения степени интериоризации идеологии, Панина В.В. определяет идеологию как "форму сознания, которая является продуктом социализированного духовного производства, развертывающегося в рамках духовно-практического способа освоения действительности. Она отражает определенную предметную область через призму интересов определенного субъекта, содержит в себе социальное целеполагание и социальную технологию, служит руководством для практической деятельности" и выделяет три основные части структуры системы идеологии:

- Подсистема отражения (объяснение отражаемой действительности и ее первоначальная оценка);

- Подсистема продуцирования идеалов и полагания целей (футурологическая часть);

- Инструментальная подсистема (разработка и создание средств для достижения поставленных целей, формулирование программ деятельности и осуществление нормативной функции).


2. Историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура и др.

Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся философ древней Греции.

Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра. Настоящее имя Платон – Аристокл. Сильнейшее влияние на Платона оказал Сократ, после знакомства, с которым Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии. Он много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии.

Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до наших дней, но проблема подлинности его сочинений существует и сейчас, из 34 диалогов некоторые считаются подделками.

Изложение философии Платона следует начать с описания метода его философствования, который представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед. Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета.

Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил своё понимание государства. Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена.

Платон – выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший толчок развитию всей западной философии.

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии.

Ещё находясь в платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет рационального значения, так как идеи – это просто копии чувственных вещей и оттождественны им по содержанию.

Аристотель в своих философских рассуждениях исходил, прежде всего из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских идей, находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.

Важный вклад в философию внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3)количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видом движения и к которому сводятся все остальные. Исследуя движения в пространстве как таковое

Аристотель выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует, так как даже самая маленькая частица материи состоит и 4-х элементов, в противном случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает всё тело.

Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвящённые логики. Аристотель чётко сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключённого третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно).

В развитие философии внесли значительный вклад наши великие предки - Ходжа Ахмад Яссави, Бахоуддин Накшбанд, Имам-аль-Бухари, Имам-ат-Термизи, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои, Бабур

В своих знаменитых «Уложениях» Амир Тимур писал, что «власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагому человеку, который заставляет других при встрече с ним опускать глаза, не внушая никакого уважения к себе. Можно также сравнить с домом, не имеющим ни крыши, ни дверей, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек

Сам Амир Тимур – разносторонне одаренный человек, прекрасно понимал, что духовный фактор крайне необходим и без него невозможно существование самого общества и любой человеческой цивилизации.

Духовный фундамент имеет в империи Амира Тимура особое значение, на него опирается его мощь, сила , слава и величие.

Патриотическое чувство, полководческая и воинская деятельность и созданная им своеобразная Восточная цивилизация – великолепное тому подтверждение. Деятели такого масштаба – редкость в истории человеческого общества.

Амир Тимур хорошо понимал значение совета, состоящего из мудрых людей в управлении государством. В своих «Уложениях» он так писал об этом: «Десять долей государственных дел я решил с помощью совета и совещаний, и только одну долю – с помощью меча». В условиях строительства правового демократического государства и гражданского открытого общества эти высказывания мудрого государственного деятеля имеют большое практическое значение, и потому они своевременны и актуальны.

В духовном наследии А. Тимура очень много полезного для современности. Изучение и использование его является одной из основных задач духовного обновления.

В автобиографии Амир Тимур пишет о нравственных качествах человека как личности с огромным внутренним духовным богатством и красотой, которые сводятся к следующему:

·  В основе нравственных качеств должна быть бескорыстность;

·  Беспрекословное соблюдение религиозных догматов, уважать личности, почитаемые по воле аллаха;

·  Всегда нужно делать больше пожертвований в пользу бедных, каждую ссору надо внимательно изучать и, по мере возможности, её надо решать положительно;

·  Всю деятельность направлять к всеобщей выгоде и пользе. В этом деле без причины не обижать никого, оказывать посильную помощь тем, кто пришел к тебе за помощью;

·  Выше ставить религиозные вопросы над обыденными, жизненными и светскими делами;

·  Строго придерживаться справедливости;

·  Никогда не обещать, если не в состоянии выполнить обещания;

·  Никогда никому не вредить без причин;

·  Себя считать слугой и рабом аллаха;

·  Стремиться быть одинаковым и с простыми и с высшими слоями населения;

·  Никогда не надо завидовать другому;

·  Строго соблюдать принципы хадисов пророка и аллаха;

·  Высоко поднимать знамя ислама, признать великую силу тариката веры: « Я слышал, что вера и сила рождены от одной матери. И потому сила, основанная на крепкой вере, будет великой»;

·  Всегда надо почитать сайидов, беречь шейхов и мулл. «Всегда на моих совещаниях и мероприятиях они присутствовали. В книге по имени мудрого мыслителя поднебесной указано, что если в совещаниях участвуют религиозные деятели, то такого правителя (падишаха) никто не может победить.

Заратуштра по гречески Зороастр, его именем и названа эта религия, которая впоследствии послужила одним из источников основных догматов ислама. С ранних лет он был знаком с различными религиозными взглядами и учениями. Зороастр – выходец одного из племен Хорезмского оазиса – Спитама. Родиной зороастризма считают Центральную Азию. ( Этой точки зрения придерживаются такие выдающиеся ученые как: Струве А., Толстов С.П. (Россия), Мэри Бонс (Англия)). Мэри Бонс написала четырехтомный труд по истории зороастризма. Она доказала, что родиной этой религии является Хорезм.

Зороастризм не относится ни к национальным, ни к мировым религиям. Это специфичная религия основана на дуализме. Сущность ее в том, что в мире существуют два начала, между которыми идёт постоянная борьба, борьба между тьмой и светом, борьба между добром и злом. Доброе начало олицетворяет Ахурамазда, а злое Ариман.

В конце концов, в этой схватке должно победить добро. Потом наступит долгое доброе существование в мире. В зороастризме особо подчеркиваются кроме двух богов, еще пять, которые как будто бы управляют различными естественными процессами. Следует подчеркнуть, что зороастризм освящает огонь, землю, воду и воздух. Их так обожествляли, что за малейшую порчу наказывали беспощадно. Например, за загрязнение воды без колебаний приговаривали к смертной казни.

В Зороастризме было разработано учение об аде и рае, о двух мирах, о бессмертии души. По их представлениям после смерти душа человека будет жить самостоятельно.

Следует отметить, что многие положения этого учения впоследствии вошли в ряд основных догматов иудаизма, христианства и ислама.

Зороастрийцы большое внимание уделяли нравственному воспитанию человека. Мудрость, праведность и добродетель высоко ими почитались. Об этом свидетельствует нижеприведенный отрывок из «Авесты».

«Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и действии – они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет, в конце концов, тех, кто следует путем лжи (друх) – это самое худшее, а тех, кто следует путем добра (аша), ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший, облаченный в крепчайший камень (т.е. небесная твердь), выбрал праведность. Пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахурамазду праведными делами».

Зороастр воплотил свой идеал в Ахурамазде. Более того, свои взгляды, мысли он выражал в вопросах и ответах, обращенных к Ахурамазде. Например, Зороастр обращался с вопросом о том, где находится место счастья и радости? Ахурамазда отвечал ему: «Это такое место, где люди строят дома, церкви, занимаются животноводством и земледелием, имеют детей. Я двумя руками поддерживаю тех, кто занимается созидательным трудом». По мнению Ахурамазды только трудом и земледелием можно бороться с темными силами, со всем плохим и мракобесием. Земледелием можно сделать очень многое и только трудом можно осчастливить людей. Производство материальных ценностей считалось основной чертой праведного человека.

Для зороастрийцев огонь считался священным. У них имелся специальный храм огня. Вот почему их называли «огнепоклонниками». Но сами зороастрийцы с таким названием не были согласны . Для них огонь являлся только символом чистоты бога и света.


3. Место созидательных идей в развитии общества

История свидетельствует о том, что созидательные и разрушительные идеи – две силы, которые постоянно противоборствуют на мировой арене. Созидательные, благородные идеи возвышают человека, окрыляют его дух. Именно такими идеями руководствовался великий Амир Темур в своей деятельности по созданию централизованного государства, благоустройству отчего края.

Созидательные идеи отличаются такими благими целями, как благоустройство страны и благополучие народной жизни. Они со времен достижения человечеством цивилизации являются самыми благотворными идеями в жизни общества.

Примером созидательных идей является идея национальной независимости Узбекистана, которая, основываясь на Конституции Республики Узбекистан, национальных и общечеловеческих ценностях, принципах демократии, вбирает в себя высокую духовность народа; выражает идеи добра, справедливости, свободы и независимости, убеждения и веру народа; служит процветанию Родины, обеспечению мира в Отечестве, повышению благосостояния народа; мобилизует всех членов общества на достижение великого будущего Узбекистана; воспитывает в людях чувство гордости и достоинства, любви к Родине, взаимоуважения, преданности идеям независимости и демократии; формирует общественное сознание путем просвещения на основе плюрализма мнений и свободы совести.

Созидательные идеи, возникшие на Востоке, нашли развитие в античной греко-римской культуре. Идея значения человека, его стремлений к совершенствованию общества заключались в воззрениях представителя софистской демократической философии Протагора (V в. до н.э.). Он проповедовал идею восходящего развития культуры и совершенствования общественной жизни по мере накоплений знаний и доказывал, что законы относятся к произведениям искусства и что подобно любому другому ремеслу, справедливости в общественных делах можно научиться. Великие мыслители, признанные миром - Платон, Аристотель, Сократ, - развивая идею справедливости и добра, рассуждали о справедливом государстве, считая его высшей формой человеческого общества. А знаменитое изречение Сократа «истина рождается в споре» стала крылатой и на протяжении веков передаётся из поколения в поколение. Мы говорим об этих идея потому, что они были наиболее жизнестойкими и имели огромное влияние на развитие обществ на различных географических меридианах Земли. Близость их с идеологическими основами исламского учения, возможно, заставила туркестанских прогрессистов начала XX века в целях реформ как религиозного, так и общественного характера вновь и вновь обращаться к трудам этих трёх столпов древнегреческой философии.

Обращаясь к истории нашей Родины, необходимо отметить, что здесь, как и в ряде стран мира, основные идеи, которыми руководствовались общества в разное время, переплетались с религиозными, патриотическими, нравственно-моральными, этическими идеями. В определённое время зороастризм, буддизм, ислам были на территории Центральной Азии официальными идеологиями государств. Однако в периоды утери самостоятельности политической, войн, например, в период нашествия Ахеменидов, Александра Македонского главной народной идеологией была идеология свободы, борьбы против иноземных захватчиков. Идея независимости, восстановления независимости жила веками, и именно её живучесть определила и образование на территории нашей страны величайших государств — Кушанского и Тюркского каганата. Однако, исторический процессы, возможно, и ослабление созидательных идей привели вновь к потере независимости. Но вновь и вновь ещё трижды - при нашествии арабов, монголов и российского царизма - идеи борьбы за независимость были главными на арене общественно-политической жизни. Идеология Муканны против арабских завоевателей, Джалалиддина Мангуберди против монголов, идеологии национальных демократов начала XX столетия, пытавшихся отстоять свою самостоятельность в виде «Туркестан мухторияти», мобилизовали лучшие патриотические силы страны на борьбу с врагом. При этом религиозные воззрения не только не противоречили, но и подкрепляли и питали борьбу с иноземными захватчиками.

В 1X-X1V веках Запад вновь уступил место Востоку в развитии духовной культуры. Бурный взрыв научной мысли, глобальные открытия в области естественных наук, гениальные творения Мухаммада Хорезми, Ахмада Фергани, Абу Райхона Беру ни, Мирзо Улугбека произошли и били осуществлены именно в нашей стране. В области литературы Махмудом Кашгари, Юсуф Хос Хаджибом, Ахмадом Юганаки, Алишером Навои, Мирзо Абду Кадир Бедилем были созданы величайшие произведения, ставшие известными всему миру. Конечно, это не могло не повлиять на идеологию народа. Мы могли бы рассуждать об идейных позициях всех перечисленных здесь гениальных представителей узбекского народа. Но остановимся лишь на трёх из них: Абу Али Ибн Сино, Абу Насра аль Фароби и Алишера Навои. Очень много написано о медицинских трактатах Ибн Сино. Его открытия в области медицины, его идея о здоровом человеке и здоровом обществе имели огромное значение для формирования национальной идеологии. Однако, это была лишь часть вклада гения в проект духовного и физического обновления общества, то есть его вторая часть. Первая из них содержится в его сочинениях, где изложена система разумного идеального общества и государства. Рассуждения об идеальном обществе с высокой нравственностью Аль-Фараби также как и Ибн Сино, имели очень много общего с проектом Платона. А великий поэт Алишер Навои в своих произведениях создал идеал совершенного человека, доказывая, что разум человека через науку и просвещение может и должен изменить мир. Этот духовно-культурный ренессанс сопровождается исламским возрождением. Творческое наследие исламских улемов Имомааль-Бухори и Ат-Термези научило мусульманский мир правильному пониманию Корана и хадисов и, основываясь на них, разработало исламское учение о совершенном человеке.

Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.