рефераты бесплатно
 
Главная | Карта сайта
рефераты бесплатно
РАЗДЕЛЫ

рефераты бесплатно
ПАРТНЕРЫ

рефераты бесплатно
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

рефераты бесплатно
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Сущность плана администрации США "большой Ближний Восток"

США открыто демонстрируют, что они против создания на Ближнем Востоке альянса, возникшего в результате союзнических устремлений стран региона, а не по инициативе и под контролем Вашингтона. Так, возвращение Ирака в начале XXI в. к тесному сотрудничеству с арабскими странами было болезненно встречено противниками межарабской интеграции. С постепенным восстановлением международного положения Ирака в 2000–2002 гг. обозначилась реальная перспектива создания сильной региональной оси Дамаск-Тегеран-Багдад, что, безусловно, не могло не вызвать болезненной реакции в Вашингтоне, который желал бы видеть в этих столицах более лояльные ему власти, а не центры арабо-мусульманского возрождения и единства.

Как показали последующие события, именно на эти три государства, которые вполне могли бы стать объединительным ядром на Ближнем и Среднем Востоке, обрушили свой удар Соединенные Штаты. Маятник американской угрозы раскачивается в регионе с угрожающей силой. Оккупировав Ирак, США начали нападки на соседние с Ираком Сирию и Иран, стремясь создать очаг напряженности и тем самым оказывать прямое давление на их официальные власти.

В своих выступлениях представители американских властей стараются обвинить эти страны, используя любой предлог. Реальная же причина – их отказ от американского видения «нового Ближнего Востока». Речь идет, прежде всего, о Сирии, которая, как считают в Вашингтоне, представляет угрозу для ближайшего союзника США – Израиля.

В лице Сирии США, мечтающие переделать геополитическую карту Ближнего Востока по своему усмотрению, встретили сильный отпор. Дамаск на сегодня является, пожалуй, последним бастионом панарабизма. Так, в конституции Сирии написано, что «любая опасность, которой подвергается какое-либо арабское государство со стороны колониализма и сионизма, является в то же время и опасностью, угрожающей всей арабской нации». Стремление Сирии к созданию региональных союзов, причем не только с участием арабских стран, встречает отпор США, которые не хотят возникновения на Ближнем и Среднем Востоке нового «центра силы». Независимый курс Дамаска идет вразрез с откровенно экспансионистскими устремлениями Вашингтона на Ближнем Востоке, что во многом предопределяет характер сирийско-американских отношений, которые к началу XXI в. продолжают оставаться сложными.

Дамаск демонстративно проводит независимый, курс, открыто противодействуя американской гегемонии в арабском регионе. Кроме того, власти Сирии проявляют твердость в вопросе о возращении Израилем оккупированных в 1967 г. Голанских высот и поддерживают палестинскую интифаду. Поэтому почти ни у кого не вызвало особого удивления, когда в ноябре 2003 г. Сенат США проголосовал за введение широких санкций против Дамаска, что и было сделано в мае 2004 г.

Вашингтон понимает, что у него крайне мало шансов дестабилизировать ситуацию в Сирии изнутри. Ставка делается на давление на Дамаск извне. Однако и здесь за последние годы Сирия добилась значительных успехов. Развиваются отношений со странами Европы, крепнут отношения с Турцией, по-прежнему наиболее близким стратегическим партнером является соседний Ливан. Быстрыми темпами идет углубление отношений в различных сферах с давним союзником САР в регионе – Исламской Республикой Иран. Кроме того, традиционно тесны связи между Дамаском и Москвой: Сирия на сегодня является одним из немногих реально действующих форпостов российского влияния на Ближнем и Среднем Востоке. В сложившейся ситуации главным козырем для США в деле ослабления влияния Сирии в регионе остается Израиль. Вашингтон не раз давал понять, что не будет препятствовать военным акциям Израиля против Сирии, даже если подобные действия будут противоречить нормам международного права.

Наступательное движение США в деле закрепления своего влияния любыми средствами проявилось в ходе очередной войны в Персидском заливе, начатой Вашингтоном весной 2003 г. Арабские страны до сих пор весьма болезненно переживают военный исход кризиса вокруг Ирака. Он свидетельствовал о слабости арабского сообщества, о расколе в его рядах и неспособности повлиять на нежелательный для большинства арабских стран ход развития событий в регионе. Так или иначе, то, что случилось в Ираке и нынешняя напряженная ситуация на Ближнем Востоке, вызванная продолжением арабо-израильского конфликта, а также давлением США и Израиля на ряд арабо-мусульманских государств, вызывают серьезные опасения у тех, кто рассчитывал на скорое оформление прочного межарабского союза.

Очевидно, что США и Израиль не заинтересованы в создании арабской коалиции, способной проводить единую, независимую политику в регионе. Тесный союз Сирии и Ливана они стремятся представить как навязанное Дамаском военное и политическое присутствие на территории соседнего арабского государства. В последние годы усилились нападки на Иран, налаживающий с ведущими арабскими странами тесные отношения. Объектом нападок стала ядерная программа Тегерана, которая, по мнению Вашингтона, «угрожает всему миру». Ну а тот факт, что у Израиля имеется, по меньшей мере, 200 ядерных боеголовок, представляющих потенциальную угрозу всему арабо-мусульманскому миру, Соединенными Штатами, разумеется, в расчет не принимается.

Подобное развитие событий может дестабилизировать обстановку на Арабском Востоке, поскольку способно породить сильный социальный протест в широкий слоях населения. Поэтому у тех, кто внимательно следит за развитием событий в мире, не вызывает большого удивления стремительный рост антиамериканских настроений, достигших в последние годы впечатляющих масштабов. Эти настроения еще больше усилились после войны в Ираке, начатой США и их союзниками весной 2003 г. Работа США по урегулированию арабо-израильского конфликта также пока не принесла каких-либо положительных результатов. Так, в частности, поддерживаемый Вашингтоном план «Дорожная карта» встречает сопротивление со стороны части населения Израиля и его правительства, продолжающего проводить военные операции на палестинских территориях, строить еврейские поселения и «разделительную стену», уничтожать лидеров палестинского сопротивления. Как итог – ответные акции палестинских радикалов и перманентная война под лозунгом «кровь за кровь». При этом у большинства наблюдателей складывается мнение, что США нарочно не используют свои дипломатические возможности для того, чтобы продемонстрировать хотя бы видимость своего деятельного участия в процессе ближневосточного урегулирования.

Согласно итогам проведенного Центром стратегических исследований Иорданского университета опроса, подавляющее большинство жителей Ближнего Востока полагает, что США недостаточно активно работают над реализацией плана «Дорожная карта», который, по мнению большинства опрошенных, может стать основой для решения арабо-израильского конфликта и привести к его справедливому урегулированию. Кроме того, общественность региона выражает уверенность в том, что американское присутствие в Ираке приведет лишь к разграблению богатств этой страны и укреплению безопасности Израиля.

США рассматривают Ближний Восток как зону своих жизненно важных интересов, но именно в этом регионе на сегодня наиболее сильны антиамериканские настроения. Доктрина «силовой демократии» Вашингтона, которая, по мнению ее авторов, должна опираться на альянс прозападных арабских правителей, встречает протест большей части населения в арабском мире. За годы арабо-израильского противостояния и постепенного укрепления позиций Соединенных Штатов в регионе среди населения арабских стран накопился большой потенциал неприязни к США, который вряд ли уменьшится в обозримом будущем. Вызов, брошенный в адрес ряда арабских стран, общественное мнение в регионе воспринимает как вызов арабо-мусульманской цивилизации, самой исламской концепции, ее системе ценностей. Именно поэтому заигрывание той или иной арабской страны с США получает весьма отрицательную оценку среди ее же населения, поскольку данная политика Вашингтона расценивается как враждебная и губительная для арабо-мусульманского мира.

Негативное отношение жителей Ближнего Востока к США красноречиво проявилось в реакциях на теракты 11 сентября 2001 г. Общественное мнение разделилось в оценках случившегося в США. Официальные власти большинства государств осудили массированную террористическую атаку на Америку. Совсем иначе отреагировала на случившееся общественность. В такой ключевой стране региона, как Египет граждане не скрывали своего удовлетворения. Некоторые простые египтяне даже сравнивали события 11 сентября с октябрьской войной 1973 г., когда египетская армия, успешно форсировав Суэцкий канал и прорвав укрепленную «линию Бар-Лева», нанесла неожиданный удар по израильтянам, оккупировавшим за шесть лет до этого Синайский полуостров.

Причин столь негативного отношения к США немало. Для большинства простых граждан, живущих в регионе, США – основной виновник происходящих бед на Ближнем Востоке, в частности, затянувшегося палестино-израильского конфликта, в котором, по мнению подавляющего большинства жителей региона, Вашингтон давно и твердо занимает сторону еврейского государства. Кроме того, в намерениях США провести реформы на Ближнем Востоке люди видят попытку нарушить вековые устои и самобытность стран и народов в этом регионе. Египетская «Аль-Ахрам», комментируя события 11 сентября в США, задалась вопросом: «Возможно ли, что это означает начало войны с глобализацией?». И сама же постаралась дать на него ответ: «Настоящей причиной терроризма является углубление пропасти между Югом и Севером и безумная гонка потребления, охватившая мир».

Стоит отметить, что устойчивый рост антиамериканских настроений происходит на фоне заявлений ряда высокопоставленных деятелей Белого дома и Пентагона о том, что Америке нужен умеренный, модернизированный ислам, за которыми опять-таки угадываются намерения США подвергнуть Ближний Восток реформам не только в политико-экономическом плане, но и в цивилизационном. Очевидно, что в условиях неприязни большинства жителей к политике США любые инициативы Вашингтона в регионе воспринимаются с недоверием как очередные попытки поработить народы Ближнего Востока.

План «Большой Ближний Восток» следует рассматривать как политический курс Вашингтона в рамках так называемой доктрины Буша, а также в контексте всей внешней политики США по окончании «холодной войны». После распада в 1991 г. СССР и биполярной системы международных отношений странам ближневосточного региона стала навязываться американская модель видения мироустройства, в котором США играют «первую скрипку». Зачастую такие идеологические акции осуществляются посредством агрессивной экономической экспансии, насаждения американских социокультурных ценностей, наращивания военного присутствия в зонах искусственно нагнетаемого кризиса.

Критика политики США все четче слышна в истеблишменте страны. По мнению бывшего советника президента США Джимми Картера по национальной безопасности, известного политолога и идеолога американской гегемонии Збигнева Бжезинского, администрация Джорджа Буша-младшего «проводит экстремистскую, примитивную политику, которая упрощенно разделяет всех на «плохих» и «хороших». Нынешняя позиция США – «кто не с нами, тот против нас», по мнению Бжезинского, ведет страну к изоляции на международной арене. Он также критически оценил действия Вашингтона, связанные с войной в Ираке, заметив, что США из освободителей превратились в оккупантов, и добавил при этом, что «война обходиться нам слишком дорого». В связи с этим, по мнению политолога, в будущем у США может возникнуть немало проблем с развитием экстремистских движений в странах Ближнего и Среднего Востока, в том числе и в Египте.

Выступая против плана США, арабо-мусульманские страны не отказываются от необходимости проведения коренных политико-экономических преобразований, направленных на преодоление отсталости и совершение качественного рывка. По мнению президента Исламской Республики Иран, доктрину «Большой Ближний Восток» можно осуществить и на основе исламских ценностей и интересов мусульманских стран региона, и одним из условий ее формирования должно быть установление народной власти и демократических правительств, а также уважение прав и свобод народов региона. «Хотя авторы доктрины «Большой Ближний Восток» преследуют свои цели, претендуют на господство над этим важным регионом и намерены превратить сионистский режим Израиля в общественно-политическую модель для стран региона, эту доктрину можно реализовать и с использованием наших ценностей и интересов», – заявил Мохаммад Хатами. Подчеркнув, что условиями реализации такого проекта должно быть установление народной власти и демократического правительства, он отметил: «Ислам, по канонам которого мы живем, призывает нас устанавливать именно народную власть».

Несмотря на присущую Востоку консервативность и верность устоявшимся принципам государственного строительства и правления, в некоторых странах Арабского Востока результаты реформ по модернизации политической системы налицо. Конкретные примеры показывают, что реформы в ряде арабских странах проходят вполне успешно, особенно там, где уровень доверия власти со стороны населения высок. Наиболее яркий пример успешных реформ можно наблюдать в Сирийской Арабской Республике. Став во главе Сирии в 2000 г. молодой президент Башар Асад, пользующийся популярностью у своего народа, взял курс на постепенную либерализацию общественной и политической жизни САР. В 2003 г. правящая в Сирии Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас) приняла решение «ослабить вмешательство» в политическую и экономическую жизнь. Как было заявлено со страниц партийной газеты в резолюции по итогам состоявшегося в Дамаске летом 2003 г. заседания руководства ПАСВ, баасистам «не следует подменять исполнительную власть», «члены партии и партийные органы должны только направлять и следить за работой госструктур». Как отметили сирийские средства массовой информации, это решение руководства ПАСВ было «воспринято с воодушевлением сирийской общественностью». Ослабление партийного контроля призвано наладить «оптимальное взаимодействие всех членов общества вне зависимости от политических взглядов». Кроме того, успешно, хотя и небыстрыми темпами, развивается экономика. Возможность высказывать свои идеи получили различные общественные организации, СМИ, а борьба с коррупцией объявлена одним из приоритетных направлений в деятельности государства.

За последние несколько лет коренные преобразования можно наблюдать в двух небольших монархиях Персидского залива – Бахрейне и Катаре. 14 февраля 2001 г. в ходе референдума была одобрена Национальная хартия, определившая основные направления политических и социально-экономических преобразований в Бахрейне. Согласно ей, предусмотрено учреждение двухпалатного парламента и независимой судебной власти, предоставление гражданских прав подданным и их равенство перед законом вне зависимости от пола, социального происхождения и религиозной принадлежности. Ровно год спустя, 14 февраля 2002 г. Хамад бен Иса Аль Халифа на основании Хартии внес изменения в Конституцию 1973 г. и объявил себя королем (до этого глава государства именовался эмиром). В 2002 г. король Бахрейна издал новый закон о печати, который многие назвали «самым либеральным в арабском мире».

В соседнем с Бахрейном Катаре в апреле 2003 г. подавляющее большинство жителей проголосовало за первую Конституцию после получения страной независимости в 1971 г. В поддержку документа проголосовали 96% участников референдума. Согласно принятой катарцами Конституции, в стране создается Консультативный совет (парламент) в составе 45 членов, две трети из которых избираются на выборах, а одна треть – назначается эмиром. В Конституции зафиксировано разделение полномочий между исполнительной, законодательной и судебной властями.

Примером страны, где успешно осуществляется политическая и экономическая модернизация, можно назвать также и Тунис. За годы реформ это небольшое государство на севере Африки добилось больших результатов. Властям страны во главе с президентом Зин аль-Абидином Бен Али удалось подавить фундаменталистов, выйти на один из лучших в арабском мире показателей по доходу на душу населения. Выбранный властями курс на либерализацию экономики и отмену ограничений на частнопредпринимательскую деятельность встречает поддержку у подавляющего большинства населения. В стране действует самое либеральное на Арабском Востоке законодательство в отношении женщин. Достижения Туниса оценила даже скупая на комплименты по отношению к арабскому миру Европа. В 1998 г. был подписан документ об ассоциированном членстве Туниса в ЕС.

Впрочем, есть и те, кто считают, что тесное партнерство Туниса с ЕС, его политика открытости «неизбежно приведут страну к большей зависимости от Запада, превратят ее в рынок сбыта европейских товаров». А в политическом и военном смысле – «в стратегический плацдарм, территорию для военных баз НАТО и США».

Процесс постепенной политической модернизации в арабских странах нередко наталкивается на серьезные преграды внутриполитического характера. В последние годы власти арабских стран столкнулись со сложной задачей сохранения национальных безопасности. Волна терактов, прокатившаяся по арабским странам в 2002–2004 гг. (взрывы в Тунисе, Марокко, Саудовской Аравии), и вызванное этим осложнение общей ситуации в регионе вынуждают правящие круги арабских стран «закрутить гайки», ставя под государственный контроль деятельность некоторых СМИ и общественных организаций.

Еще один аспект проблемы – насколько процесс реформ изменит геополитический облик региона. Очевидно, что при проведении реформ необходимо учитывать не только интересы всего Ближнего Востока в целом, но и отдельно взятой страны. Это вызвано необходимостью соблюдать амбиции стран региона, а также поддерживать баланс сил, сложившийся за долгие годы. Так, Египет – государство, обладающее большим политическим весом в арабском мире, стремится к закреплению в нем своего лидерства, хотя и не обладает столь колоссальными запасами углеводородного сырья, как страны Персидского залива. Египет является ключевым звеном в системе безопасности как в Северной Африке, так и в регионе Арабского Машрика. Вряд ли захочет менять свой статус одного из лидеров арабо-мусульманского мира и Саудовская Аравия. То же самое можно сказать и о Сирии, закрепившей за собой звание страны – последнего бастиона панарабизма.

Важным условием для осуществления модернизации на Ближнем Востоке должно стать не только урегулирование наиболее острых вооруженных конфликтов в регионе, но и обеспечение должной экономической базы. Приоритетной задачей для арабских стран является создание собственного экономического сообщества. В арабских странах понимают, что, лишь создав свой общий рынок, можно противостоять вызовам глобализации. Процессы глобализации и интеграции, сопровождаемые снятием всевозможных ограничений и повсеместным взаимопроникновением экономических субъектов, арабским странам сулят больше проблем, нежели выгод. Неразвитость промышленного сектора, недифференцированная структура экспорта, привязанность к нефтяной и газовой «игле» делают экономики арабских стран менее устойчивыми и менее гибкими перед лицом транснациональных корпораций. Существует реальная опасность установления однополюсного мирового экономического порядка, который приведет к маргинализации Ближнего Востока в случае, если арабы не сплотятся экономически. На современном этапе развитию интеграционных процессов препятствует ряд факторов. Среди основных стоит выделить различный уровень экономического развития в арабских странах, наличие горячих точек в регионе, дезинтеграционные факторы внутри- и внешнеполитического характера. Об этом все чаще говорят арабские лидеры с трибун саммитов и конференций. Кроме того, есть ярко выраженный внешний фактор – давление со стороны США, которые не хотят создания на Арабском Востоке сильного регионального блока, способного вести независимую политику.

В связи с этим весьма важным с точки зрения перспектив экономических преобразований в регионе решением, принятым в дни работы Всемирного экономического форума в Иордании в мае 2004 г., стало наделение Арабского делового совета (АДС) мандатом на осуществление экономических реформ в арабском мире. По словам представителей АДС, одной из главных его целей является «создание конкурентоспособного и прогрессивного арабского мира». Среди задач АДС – проведение либеральных экономических реформ, создание межарабской свободной экономической зоны, развитие человеческих ресурсов, снятие ограничений на иностранные инвестиции, ликвидация правительственных монополий в экономике, создание системы эффективного арбитража для решения спорных вопросов, защита интеллектуальных прав и собственности, развитие экспорта.

Как можно видеть, определенные политические и экономические преобразования в ряде стран Ближнего Востока уже происходят. Вместе с тем, весьма актуальным на повестке дня остается реформирование всей системы межгосударственных отношений, прежде всего, межарабских, а также их структурно-институциональных учреждений, в первую очередь, – ЛАГ. Важным условием для успешного проведения этих реформ является урегулирование региональных конфликтов, а также отсутствие давления США и Израиля.

Очевидно, странам Ближнего Востока не обойтись без» определенного содействия стран Запада, которое должно быть выражено, прежде всего, в желании развивать равные, партнерские отношения. Пример Европы, не поддержавшей санкции США против Сирии и выступающей за развитие связей с Ираном, показывает, что сотрудничество стран Ближнего Востока с Западом будет продолжено и впредь, поскольку серьезные экономические интересы Европы, а, скорее всего и США, в этом регионе всегда будут пересиливать недовольство по поводу несоответствия внутриполитических реалий стран Востока пресловутым западным стандартам.

Ближний Восток имеет достаточный экономический и людской потенциал для того, чтобы успешно провести политические и социально-экономические реформы и стать полюсом силы на карте международных отношений. Вопрос лишь в том – насколько быстро страны региона смогут договориться между собой и сплотить свои ряды, чтобы противостоять навязываемому США миропорядку. Если официальные власти стран региона, формулируя свое отношение к плану «Большой Ближний Восток», дипломатично отмечают его несовместимость с историей, традициями, реалиями сегодняшнего дня, то для простых людей представляется совершенно очевидным, что конечной целью проекта Вашингтона является приход к власти в странах региона марионеточных проамериканских режимов. Реалии современности таковы, что страны арабо-мусульманского мира стоят перед историческим выбором – либо они, объединив усилия, совершат рывок и смогут преодолеть отсталость и зависимость от Запада, либо Запад навяжет им свое мировидение и заставит жить народы региона так, как этого хочется Западу.

В завершении приведем слова министра иностранных дел Катара Хамада бен Джасима ат-Тани, заявившего на проходившей в Кувейте в мае 2004 г. конференции «Регион и будущее», что «лучше провести реформы самим, чем ждать, когда нас заставят это сделать извне».


Список литературы

политический реформа ближний восток

1.  План «Большой Ближний Восток», предложенный США // Al-Si-yassaal-Dawliya, Cairo, April 2004, Issue № 156. – С. 297–301.

2.  Ежегодник СИПРИ 2002. Вооружения, разоружение и международная безопасность. – М.: Наука, 2003. – С. 560.

3.  Зеленин Д. Бахрейнский опыт «революции сверху» // КОМПАС, 19.11.2002.


Страницы: 1, 2


рефераты бесплатно
НОВОСТИ рефераты бесплатно
рефераты бесплатно
ВХОД рефераты бесплатно
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

рефераты бесплатно    
рефераты бесплатно
ТЕГИ рефераты бесплатно

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.